Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников
Диссертация
Анализ материалов экспериментальной работы позволил охарактеризовать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников. В тех опытных классах, в которых в ходе эксперимента удалось добиться лучших результатов, как правило, систематически реализовывалась ведущая идея гипотезы — идея… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Гуманные взаимоотношения как явление социальное, психологическое, педагогическое
- 1. 2. Своеобразие развития гуманных взаимоотношений воспитанников в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Факторы формирования гуманных взаимоотношений и место среди них педагогического общения
- 1. 4. Виды и стили общения учителя с младшими школьни-Ф ками и своеобразие их возможностей в формировании гуманных взаимоотношений между ними
- ГЛАВА II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Опыт экспериментального изучения использования педагогического общения в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников
- 2. 2. Педагогические условия использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений учащихся начальных классов
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» //Учительская газета. 1996. — № 5−6.
- Закон Чувашской Республики «Об образовании» //Народная школа. 1997. — № 3. — С. 1−30.
- Абраменкова В.В. Межличностные отношения детей как объект изучения социальной психологии детства //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: АПН СССР, 1985. — С.121−130.
- Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. 1986. — № 4. -С.27−35.
- Абраменкова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Дис.канд. псих, наук.-М., 1981.- 187 с.
- Абраменкова В.В. Социально-психологический аспект изучения межличностных отношений в онтогенезе //Психология личности: теория и эксперимент /Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: АПН СССР, 1982. — С.94−100.
- Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического процесса. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 1997. — 32 с.
- Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-98 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет //Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. -176 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.144 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Анненкова Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям //Воспитание младшего школьника /Сост. Л. В. Ковинько. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — С.168−175.
- Асанова Н.С. Организация коллективной творческой жизни //Начальная школа. 1988. — № 12. — С.14−18.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. -111с.
- Барсукова В.В. Нравственные потребности и их воспитание у младших школьников //Единство нравственного сознания и поведения младших школьников /Под ред. С. П. Баранова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -С.32−49.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета, 1986. — 80 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Блюмкин В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. — 144 с.
- Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.65−71.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. -Кемерово: Изд-во Кемеровского ИУУ, 1994. 62 с.
- Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе //Семья в психологической консультации /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. -С.120−134.
- Васильев Е.В. К доброте и гуманности /Экспериментальная программа воспитательной работы на основе чувашской народной педагогики //Народная школа. 1998. — № 5−6. — С. 17−26.
- Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
- Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1987.-32 с.
- Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников //Начальная школа. 1997. — № 12. — С.53−57.
- Волков Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1993. — 336 с.
- Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИПКРНО, 1993. — 86 с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности /Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — 129 с.
- Воспитатели и дети: источники роста /Под ред. В. А. Петровского. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 155 с.
- Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд. НИИТ и ИП, 1992. — 134 с.
- Выготский JI.С. Детская психология. Собр.соч.: В 6-ти т. Т. 4. /Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Вьюнкова Ю.Н. Воспитательная эффективность педагогического общения //Начальная школа. 1998. — № 5. — С. 92−94.
- Вьюнкова Ю.Н. Педагогическая техника учителя, работающего по системе Л.В.Занкова //Начальная школа. 1996. — № 9. — С.20−25.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Гавриловен К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис.докт. пед. наук. Минск, 1989. -431 с.
- Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника //Начальная школа. 1994. — № 8. — С.4−8.
- Газман О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. — 160 с.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. М.: «Фолиум», 1994. — 64 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «МАСС МЕДИА», 1995.-240 с.
- Гликман И.З. Воспитание и образование //Педагогика. 1999. -№ 2. — С.110−115.
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИ ОП, 1980. -С.78−96.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Педагогика, 1977. — 151 с.
- Горячкина Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению //Начальная школа. 1997. — № 3. — С.67−70.
- Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Гуслякова Н.И. Воспитание социалистической гуманности у младших школьников: Дис.канд. пед. наук. М., 1984. — 290 с.
- Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: Издательское общество «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. — 208 с.
- Дмитриева Т. От коллективно-творческих дел к личностно-ориентированному обучению //Народная школа. 1999. — № 4−5. — С.41−45.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе //Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 17−24.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Жидкова Л. С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дис.лсанд. пед. наук. М., 1998. — 143 с.
- Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С.7−10.
- Золотарева Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Дис.канд. пед. наук. -М&bdquo- 1989. 149 с.
- Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников //Начальная школа. 1992. — № 5−6. — С.4−6.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.-80 с.
- Иванов И.П. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах //Воспитание школьников. 1989. — № 2. — С.38−48.
- Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов. Л., 1969.-40 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Иващенко Ф.И. Трудовой поступок школьника. Минск: Народная асвета, 1989. — 111 с.
- Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
- Казакина М.Г. Нравственное формирование личности на разных этапах развития коллектива //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Под ред. Т. Е. Конниковой, В. Г. Куценко, Н. А. Лукьяновой. Вып.1. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.23−38.
- Каиров И.А. Опыт воспитания социалистической гуманности у младших школьников //Актуальные проблемы коммунистического воспитания учащейся молодежи /Под ред. Н. П. Кузина, А. И. Пискунова, Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1974. — С. 129−136.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования //Вопросы психологии. 1985.-№ 4. — С.9−16.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Кедрова Н.Б. Отношение к другому и к себе как основа гуманности дошкольников //Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М.: АПН СССР, 1990. — С.38−45.
- Кириллов В.К., Алексеев Б. Л., Кириллова Т. В., Алексеев А. Б. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология. Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета, 1994. — 275 с.
- Кириллова О.В. Гуманность на основе нравственного воспитания //Известия национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1997. — № 3. — С.61−71.
- Кириллова О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1998. — 404 с.
- Кириллова Т.В. Цель воспитания приобщение к общечеловеческим духовным ценностям //Народная школа. — 1996. — № 4. — С. 1−5.
- Киричок В.А. Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников во внеурочной деятельности: Дис.канд. пед. наук. -Киев, 1987.- 230с.
- Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис.докт. пед. наук. Киев, 1974. -32 с.
- Клементьев JI.П. Воспитательная функция учителя //Народная школа. 1999. — № 4−5. — С. 19−22.
- Клементьев Л.П., Иванов С. М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе их самоуправления. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1997. — 80 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
- Ковалев А. Г, Воспитание нравственных чувств у школьников. -Л.: Лениздат, 1961. 42 с.
- Колесников А.Ю. Стиль общения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 166 с.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
- Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.36−42.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 352 с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Комарова В.И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками: Дис. канд. пед. наук.-М., 1996.-220 с.
- Конвенция о правах ребенка //Вестник образования. 1993. -№ 8. — С.2−72.
- Кондратьева С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984.80 с.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника //Нравственное воспитание школьников в коллективе /Отв.ред. Т. Е. Конникова. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. — С.4−34.
- Конникова Т.Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Науч. ред. Т. Е. Конникова. Вып.2. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.4−20.
- Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя /классного воспитателя///Начальная школа. 1992. — № 2. -С.2−12.
- Концепция воспитания учащейся молодежи //Советская педагогика. 1992. -№ 3−4. — С. И-19.
- Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: АО Стрингер, 1992. — 116 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976. — 58 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — 187 с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение /социально-перцептивный подход/. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1986. — 136 с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. ML: Педагогика, 1990.-272 с.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. — 104 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. — 192 с.
- Лемяскина Н. Потому что он добрый. //Первое сентября: Начальная школа. 1998. — № 34. — С.14.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.48 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: Тартуский государственный университет, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г. В. Бурменская. М.: Институт практической психологии, 1996. — С.20−27.
- Лещинский В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 107−113.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 8-ми т. -Т.5. М.: Педагогика, 1985. — 333 с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Пед. соч.: В 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 398 с.
- Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. 1998. — № 4. — С.53−61.
- Максимов В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: Магистр, 1993. -82 с.
- Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей //Начальная школа. 1999. — № 5. — С. 10−13.
- Марьенко И. С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников //Советская педагогика. -1981. -№ 1. -С.22−28.
- Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
- Матвеева JI.A. Психологические особенности развития нравственных убеждений младших школьников //Психологические проблемы развития нравственных убеждений /Под ред. Л. А. Матвеевой. М.: Наука, 1987. -С.112−129.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Младший школьник как субъект педагогического воздействия /Отв. ред. Г. И. Вергелес. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 132 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников //Коллектив, общение, личность /Отв. ред. А. В. Мудрик. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С.46−54.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.272 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
- Мушенок Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10 летних детей: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 180 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−27.
- Нестеренко Л.П. Воспитание гуманных отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 212 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. — № 9. — С.41−47.
- Никитин А.П., Николаева А. Н. Примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1999. — 45 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
- Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослым /Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ «Сфера», 1998. 240 с.
- Организация коллективных занятий с младшими школьниками /Под ред. В. Г. Горецкого. Ейск: Многопрофильный центр творческой педагогики «АЗОВ — XXI», 1993. — 180 с.
- Организация общения детей, педагогов и родителей в школьном коллективе /Под ред. А. В. Мудрика. М.: Ротапринт НИИ ОП АПН СССР, 1981. -68 с.
- Осипова М.П. Методика воспитательной работы. Минск: Университетское, 1991. — 199 с.
- Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -136с.
- Осокина Т.В. Проблема развития личности ребенка в коллективе в теории и истории педагогики. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996. — 160 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
- Панфилова Т.В. О содержании понятия «гуманизм» //Философские науки. 1990. -№ 9.-С. 112−117.
- Педагогика /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512с.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода//Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С.57−66.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−29.
- Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992. — 262 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. -176 с.
- Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология //Педагогика. 1995. -№ 1. — С.8−10.
- Поливанова К.Н., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь //Учимся общаться с ребенком /В.А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — С.70−189.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
- Поляков С.Д. Нужна ли воспитательная работа. //Магистр. -1992.-№ 10.-СЛ1−14.
- Поляков С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. — 28 с.
- Проблемы общения и воспитание /Под ред. Л. П. Буевой и др. -Тарту: Тартуский государственный университет, 1974. 4.1. — 210 с.
- Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб.: ООО «Светлячок», 1998. — 144 с.
- Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИ ОП АНП СССР, 1980. — 160 с.
- Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя /Отв. ред. В. В. Рыжов. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 86 с.
- Путляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России //Социально-политический журнал. 1998. -№ 5. — С.3−20.
- Путляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании //Социально-политический журнал. 1998. — № 3. -С.3−16.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Репринцева Г. И. Играют младшие школьники. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. — 80 с.
- Рзаева Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Дис.канд. пед. наук. -М., 1997.-200 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987. — № 10. — С.22−24.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белару-ская навука, 1998. — 319 с.
- Самоукова Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995. — 144 с.
- Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. Санкт-Петербург: «Политехника», 1993. -95 с.
- Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. — 64 с.
- Сенатор С.Ю. Гуманность как нравственное качество в сознании и поведении школьников//Социально-политический журнал. 1996. -№ 5. — С.217−221.
- Сенатор С.Ю. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе учащихся начальных классов городской школы: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Сидоров Н.С. Гуманизм в педагогической теории и практике И.Я.Яковлева //И.Я.Яковлев и его школа /Уч. записки ЧГПИ. Вып. ХХХШ. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1971. — С. 130−139.
- Сидоров Н.С. Формирование гуманных взаимоотношений в детском коллективе. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1965. — 20 с.
- Синицкая В.А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Под ред. Т. Е. Конниковой. Вып.1. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.128−143.
- Система нравственного просвещения школьников /Отв. ред. О. С. Богданова. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 140 с.
- Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности //Начальная школа. 1997. — № 5. — С.33−36.
- Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Смолева Л.П. Воспитание доброты //Начальная школа. 1994. — № 6. — С.6−10.
- Сокольников Ю.П. В помощь изучающим концепцию системного понимания воспитания. Чебоксары, 1993. — 66 с.
- Сокольников Ю.П. Логика и планирование деятельности школы. М., 1992.-80 с.
- Сокольников Ю.П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1971. — 287 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
- Сотникова Г. Н., Вышемирская В. И. Нравственное воспитание на уроках этики //Начальная школа. 1996. — № 11.- С.37−38.
- Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление /Под ред. З. И. Васильевой. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. -163 с.
- Спицын Н.П. Учитель родители: правила общения //Начальная школа. — 1993. — № 10. — С.66−72.
- Старовойтенко Е.Б., Шадриков В. Д. Воспитательное взаимодействие в школе //Советская педагогика. 1989. — № 3. — С.65−70.
- Старункина Е.Л. Особенности учебного курса «Этика» в начальной школе //Начальная школа. 1997. — № 12. — С.79−82.
- Стернин И., Лемяскина Н. Как поздороваешься, так тебе и ответят //Первое сентября: Начальная школа. 1998. — № 33. — С.З.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 736 с.
- Стрелкова Л.П. Войди в Тридесятое царство. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
- Сухарева Е.С. Становление отношений между учителем и учащимися начальных классов в процессе общения: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1978. — 96 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990. — 303 с.
- Тамбовкина Т. Маленькие жалобщики и ябеды //Первое сентября: Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 14−15.
- Теория и методика коммунистического воспитания в школе /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
- Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис.докт. пед. наук. Воронеж, 1992. — 291 с.
- Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младших школьников //Педагогика. 1997. — № 6. — С.59−65.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Уроки этики /Под общей ред. С. Г. Колбовской. Ярославль: Изд-во Ярославского областного института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования, 1994. — 214 с.
- Учимся общаться с ребенком /В.А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Учителю о педагогической технике /Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1974.- 584 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-С.130.
- Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников /Сост. Н. Н. Лобанова. Л.: АПН СССР, 1984. — 30 с.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
- Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников /Под ред. Ю. П. Сокольникова. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. 131 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 154 с.
- Царева Н.П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Л., 1981. — 206 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.-269 с.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.- 80 с.
- Цукерман Г. А. Кто учит, учится /взаимное обучение: возможности и пределы возможностей/ //Начальная школа. 1999. — № 7. — С.53−61.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989.-96 с.
- Чебыкина Л.Г. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся первых классов: Дис.канд. пед. наук. М., 1987. — 190 с.
- Шабалина О.А. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Дис.канд. пед. наук. М., 1994.- 165 с.
- Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. Санкт-Петербург: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации инженерно-педагогических работников и специалистов, 1994. — 44 с.
- Шевченко Н.М. Отношения ответственной зависимости как фактор воспитания гуманности у подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1978.- 18 с.
- Шеин С. Диалог как основа педагогического общения //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.44−52.
- Шемчук Л.Г. Внеучебная деятельность в микрогруппах как фактор нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
- Шемшурина А.И. Воспитание воспитанности //Начальная школа. 1990. — № 7. — С.14−17.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- В 2-х ч. 4.1. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 96 с.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика для подростков //Воспитание школьников. 1993. — № 2. — С.8−12.
- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96 с.
- Шовкомуд Е.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
- Шустер В.А. К проблеме изучения поведения и поступков личности //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: АПН СССР, 1988. — С.41−52.
- Щуркова Н.Е. Общение учителя с детьми //Педагогика. 1995.- № 1. -С.2−7.
- Щуркова Н.Е. Организация нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1989. — 196 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис. докт.пед. наук. М., 1987. — 428 с.
- Щуркова Н.Е. Что же такое воспитание? //Воспитание школьников. 1989. — № 6. — С.33−45.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
- Я и мир /Сост. Г. А. Ермакова. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1998.- 19 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Учпедгиз, 1966. — 291 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Яковлев И.Я. Детские рассказы. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1968. — 80 с.
- Яковлев И.Я. Завещание родному чувашскому народу /Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — С. 599−601.