Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ материалов экспериментальной работы позволил охарактеризовать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников. В тех опытных классах, в которых в ходе эксперимента удалось добиться лучших результатов, как правило, систематически реализовывалась ведущая идея гипотезы — идея… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Гуманные взаимоотношения как явление социальное, психологическое, педагогическое
    • 1. 2. Своеобразие развития гуманных взаимоотношений воспитанников в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Факторы формирования гуманных взаимоотношений и место среди них педагогического общения
    • 1. 4. Виды и стили общения учителя с младшими школьни-Ф ками и своеобразие их возможностей в формировании гуманных взаимоотношений между ними
  • ГЛАВА II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Опыт экспериментального изучения использования педагогического общения в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников
    • 2. 2. Педагогические условия использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений учащихся начальных классов

Педагогическое общение как фактор воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На стыке социальной и педагогической психологии в конце 60-х годов появляется понятие «педагогическое общение», которое начинает разрабатываться рядом отечественных ученых.

В начале 80-х годов А. А. Бодалев и В. Я. Ляудис утверждали, что проблема педагогического общения является новой областью знаний, разработка которой позволит расширить понимание путей становления личности и способов управления ее формированием (180, с. З).

Особое внимание решению этой проблемы уделил А. А. Леонтьев, который в доступной и понятной каждому учителю форме раскрыл сущность понятия педагогического общения, обосновал значение умений педагога влиять на воспитанников и понимать их, предложил упражнения для развития коммуникативных умений воспитателя (122).

Значительный вклад в осмысление воспитательного процесса как межсубъектного взаимодействия, гуманизации отношений педагога с детским коллективом, его влияния на систему межличностных, внутри-коллективных отношений детей внесли психологи Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева и их ученики (22, 100, 101, 105).

Важную роль в разработке проблем педагогического общения сыграл В.А.Кан-Калик, который систематизировал данные о психологических закономерностях общения воспитателя с воспитанниками как творческом процессе (83). Ученый раскрыл его психологическое содержание, структуру, стили и стадии, впервые выделил дидактический и коммуникативный аспекты взаимодействия, предложил упражнения, направленные на овладение как всей системой общения, так и ее элементами, которые помогают развитию коммуникативных способностей, навыков управления общением.

В середине 70-х годов стали появляться педагогические исследования различных сторон общения. В первую очередь необходимо отметить сборник «Проблемы общения и воспитание», в котором А. В. Мудрик рассмотрел общение в качестве объекта педагогического исследования, А. Т. Куракин и Л. И. Новикова подвергли анализу его педагогические проблемы в воспитательном коллективе, связанные с изучением и формированием личности в нем, Х. Й. Лийметс выявил взаимосвязь общения и воспитания (176). Таковы и работы А. В. Киричука, рассматривающего проблемы управления общением в детском коллективе (92), А. Ю. Гордина, который проанализировал формирование отношений педагогов и учеников в классе (60).

В 80-х годах наметился отход от авторитарного стиля взаимодействия с учащимися и переход к педагогике сотрудничества, в основе которой лежит личностный подход к ученикам, коллективное воспитание, дидактический комплекс, способствующий развитию активности, качеств и способностей личности, объединение влияний и сил школы и окружающей среды в единую систему. Особое внимание в педагогике сотрудничества уделяется взаимоотношениям учителя с детьми, когда субъекты воспитательного процесса действуют вместе, как сотоварищи, партнеры, составляя союз более мудрого с менее опытным. Важную роль играет и сотрудничество учащихся друг с другом в совместной коллективной деятельности, принимающее формы содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления (193).

Важным шагом в освоении педагогической наукой понятия общения стало включение в содержание нового курса «Основы педагогического мастерства» раздела «Мастерство педагогического взаимодействия» (158). В нем кратко проанализированы понятие о педагогическом общении, его функции, структура и стили, представлено практическое занятие, целью которого являлось формирование умений обосновать целесообразные приемы педагогического взаимодействия.

Однако долгое время исследование проблем общения занимало периферийное место в педагогической теории. Лишь в конце 90-х годов делаются попытки включить взаимодействие учителя с воспитанниками в категориальный аппарат теории воспитания (163). Целая глава в этом пособии посвящена технологии педагогического общения и установлению педагогически целесообразных взаимоотношений. В целом же, при освещении вопросов взаимодействия воспитателя с учащимися, доминирующим остается социально-психологический подход. Однако в отличие от него, педагогическую теорию и практику интересуют не только психические процессы, которые происходят между учителем и воспитанниками, но и способы управления ими. Педагогу очень важно знать, в первую очередь, технологию целенаправленного формирования межличностных отношений, а не только понять психологические закономерности их развития. Поэтому для педагогической науки характерен более глубокий анализ воспитательного взаимодействия, далеко выходящий за рамки психологических знаний, разрабатывающий нравственно-этический, эстетический, технологический аспекты. Так, в целостном процессе педагогического общения выделяются предметное и коммуникативное взаимодействие. Причем, если первая его сторона достаточно разработана, то вторая до недавнего времени не считалась педагогически значимой и нуждается в серьезном осмыслении. Как известно, предметные, дидактические взаимодействия ориентированы, в основном, на формирование у учеников определенной системы знаний, умений и навыков, содержанием же коммуникативных взаимодействий, порождаемых предметными, является обмен с воспитанниками мыслями, чувствами, точками зрения, взглядами, интересами, настроениями, обеспечивая успешность совместной деятельности воспитателя со школьниками, учащихся друг с другом (190).

Только в последнее время в педагогике и психологии появились исследования коммуникативного взаимодействия педагога с детьми, технологии формирования межличностных отношений в общении с ними в работах Ю. Б. Гиппенрейтер (56), О. В. Кирилловой (89), В. А. Петровского (45, 226), В. Ю. Питюкова (170), И. И. Рыдановой (190),.

Н.Е.Щурковой (253). Доминирующими функциями коммуникативных взаимодействий являются воспитательные, ибо их предназначение состоит в целенаправленном формировании системы гуманных межсубъектных отношений педагога с воспитанниками, учащихся между собой.

Заметный вклад в разработку проблемы воспитания гуманности и нравственных взаимоотношений в средних и старших классах внесли Л. А. Абрамова (7), Е. В. Васильев (36), М. А. Вейт (38), К. В. Гавриловец (51), Т. Е. Конникова (106, 107), З. Г. Нигматов, Н. С. Сидоров (197), А. И. Шемшурина (249, 250), Н. Е. Щуркова (254, 256). Ряд исследований посвящен формированию гуманных взаимоотношений младших школьников. В них рассматривались особенности формирования гуманных качеств у детей в возрасте 6−10 лет (Н.И.Мушенок (150)), их нравственного опыта (Л.Г.Золотарева (73)), воспитание гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте, была выявлена совокупность взаимосвязанных педагогических условий, необходимая и достаточная для ее развития (Н.И.Гуслякова (64), Г. Н. Рзаева (187)), исследовалась проблема формирования гуманных отношений учащихся начальных классов в процессе учебной и внеучебной деятельности (В.А.Киричок (91), Н. М. Трофимова (222), Л. Г. Чебыкина (241)), в многонациональных коллективах учащихся городской школы (С.Ю.Сенатор (195)), были выявлены пути и педагогические условия, обеспечивающие развитие этих отношений в условиях школы-интерната (Л.П.Нестеренко (148)), рассматривалась проблема воспитания заботливого отношения к людям у учеников младших классов (Н.П.Царева (236)).

В последние годы были проведены исследования влияния общения педагога на становление и развитие межличностных отношений между учителем и младшими школьниками, их гуманизацию (Е.С.Сухарева (216)), на отношение детей к учению (О.А.Шабалина (242)), на нравственное воспитание учащихся (Л.С.Жидкова (71)).

Как показывает краткий анализ исследований, в области педагогического общения как фактора воспитания учащихся многое сделано. Вместе с тем, его использование в воспитании гуманных отношений младших школьников еще не было предметом специального исследования. Однако, как показывает анализ педагогической практики, учителя начальных классов нуждаются в научно обоснованных рекомендациях по этому вопросу. По сути дела мы имеем противоречие между потребностями практики и уровнем разработанности избранной нами области. Это и предопределило выбор темы и проблемы нашего исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования общения учителя начальных классов с учащимися в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования гуманных взаимоотношений младших школьников, а его предмет — общение учителя с учащимися начальных классов как фактор воспитания этих взаимоотношений между ними.

В соответствии с проблемой и предметом в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику гуманных взаимоотношений людей как категории социальной, психологической и педагогической, исследовать своеобразие их проявления в младшем школьном возрасте.

2. Проанализировать факторы формирования гуманных отношений младших школьников и место среди них общения учителя с детьми.

3. Дать классификацию видов и стилей общения педагога с учащимися начальных классов и проанализировать их возможности в воспитании гуманных взаимоотношений детей этого возраста.

4. Выявить и обосновать педагогические условия использования учителем общения с младшими школьниками в формировании гуманных взаимоотношений между ними.

Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики и системный подход как ее грань и общеметодологический принцип науки, концепция системного понимания воспитания как результат его последовательной реализации в педагогике, философское учение о человеке как высшей ценности общества.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включала в себя теоретический анализ педагогической, психологической, философской литературы, изучение массовой педагогической практики, обобщение передового педагогического опыта, специальную экспериментальную работу, наблюдение, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), изучение продуктов деятельности детей, педагогической документации, статистико-математические методы.

Экспериментальной базой исследования являлись средние школы № 12, 19 города Новочебоксарска Чувашской Республики.

В основу исследования положен личный опыт диссертанта в качестве учителя начальных классов, классного руководителя и члена лаборатории воспитательных систем Чувашского РИО.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1992;1995 гг.) носил поисково-эмпирический характер. На этом этапе была определена область исследования и в первичном виде его проблема, изучались ее теоретические аспекты, анализировалась специальная литература, обобщался опыт воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников. Одновременно изучалась динамика развития гуманистических представлений и первоначальных понятий, чувств, потребности и способности учащихся заботиться об окружающих по мере их взросления. К концу этого этапа была сформулирована общая гипотеза исследования и вытекающие из нее практические рекомендации. Ведущей идеей общей гипотезы нашего исследования является идея органического единства и, вместе с тем, своеобразной иерархичности педагогических условий, обеспечивающих эффективное 4^ влияние педагогического общения на развитие гуманных взаимоотношений младших школьников. Совокупность педагогических условий включает в себя три взаимосвязанные группы, находящиеся в определенном соподчинении. Это, прежде всего, наиболее общие условия эффективности целостного воспитательного процесса, влияющие, в том числе, и на развитие гуманности и гуманных отношений детей как ее проявления. Другая группа условий, которая может быть реализована на базе общих, — это частные условия, непосредственно влияющие на развитие гуманных взаимоотношений младших школьников. Они также влияют на исследуемый нами процесс, и только на фоне их систематической реализации возможно успешное осуществление третьей группы специфических условий, непосредственно влияющих на эффективность использования педагогического общения в формировании гуманных взаимоотношений учащихся.

На этом же этапе была определена база для специальной опытной работы, разработаны ее рабочие документы, практические рекомендации, вытекающие из общей гипотезы исследования, методика фиксации хода и результатов эксперимента, измерения уровня потребности и способности младших школьников заботиться об окружающих, программы наблюдений за воспитанниками.

Главным стержнем второго этапа исследования (1995;1999 гг.) явилась организация опытной работы, направленная на проверку общей гипотезы исследования. Основными сторонами этой работы были систематическая реализация в экспериментальных классах практических рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования, фиксация степени их выполнения в каждом опытном классе, систематические наблюдения и проведение на их основе периодических срезов уровня потребности и способности заботиться об окружающих у младших школьников, периодическое сопоставление степени выполнения рекомендаций в каждом из экспериментальных классов и выявление изменений в развитии гуманных отношений учащихся за этот период, заключительный анализ и обобщение материалов опытной работы.

Третий этап (1999;2000 гг.) был посвящен проверке и обобщению результатов исследования, их количественному и качественному анализу, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций, литературному оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников. Решение этой проблемы потребовало анализа категории гуманных отношений и своеобразия их проявления в младшем школьном возрасте, была дана характеристика факторов формирования этих взаимоотношений детей, изучено своеобразие педагогического общения в начальной школе, дана классификация и проанализированы возможности его разнообразных видов и стилей в воспитании гуманности учащихся младших классов с учетом их возрастных особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны научно обоснованные рекомендации по использованию педагогического общения в формировании гуманных взаимоотношений младших школьников, способствующие повышению эффективности воспитательного процесса в начальной школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, руководителями школ, а также в подготовке студентов педвузов, в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются принципиально правильным методологическим подходом к решению поставленных задач, использованием системы взаимодополняющих методов, тщательным и всесторонним анализом эмпирического материала, почерпнутого из научно-литературных источников, из реальной современной практики воспитания младших школьников, сочетанием ее обобщения с опытной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе школ, через публикации и изложение основных выводов исследования на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной системе учебно-воспитательной работы в современной школе (Ульяновск, 1995 г.), на Международной научно-практической конференции «Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах» (Чебоксары, 1995 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях» (Чебоксары, 1995 г.), на Аукционе педагогических идей, который состоялся в Чувашском республиканском институте образования (Чебоксары, 1998 г.), на Российской научно-практической конференции «Системное понимание действительности: история, теория, практика» (Чебоксары, 2000 г.), на заседаниях Межрегиональной ассоциации «Воспитание», на педсоветах, методических объединениях учителей начальных классов в школе № 19 г. Новочебоксарска, на курсах повышения квалификации педагогов в Чувашском республиканском институте образования.

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Характеристика гуманных взаимоотношений, особенности их развития в младшем школьном возрасте.

2. Характеристика педагогического общения как фактора формирования гуманных взаимоотношений школьников, особенности видов и стилей общения учителя начальных классов с воспитанниками.

3. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий повышения эффективности воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников на основе использования общения учителя.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации, посвященной влиянию педагогического общения на формирование гуманных взаимоотношений младших школьников, были определены задачи, решение которых позволило выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности воспитания.

Изучение и решение поставленной проблемы заставило нас обратиться, прежде всего, к теоретическим положениям. Гуманные взаимоотношения являются проявлением гуманности как сложного интегрального идейно-нравственного качества. Мы рассмотрели их в качестве одной из сторон основного морального отношения, лежащего в основе нравственного регулирования поведения человека, отметили, что эти взаимоотношения в теории деятельностного опосредствования выступают в форме действенной групповой идентификации, а также лежат в основе формирования нравственных качеств личности. Гуманные взаимоотношения представляют собой вид нравственных отношений, которые пронизаны духом доброжелательности, заботы и уважения человека, проявляются в доверии, сочувствии и сопереживании другому, непримиримости к несправедливости, злу, жестокости. Среди структурных элементов этих взаимоотношений выделены нравственные знания, гуманистические потребности и мотивы, нравственные чувства, опыт гуманного поведения.

Следующим шагом в формировании исходных теоретических позиций нашего исследования явился анализ особенностей развития гуманных взаимоотношений детей в младшем школьном возрасте. В ходе массового изучения учащихся было выявлено, что к концу третьего класса ученики достигают среднего уровня гуманистических представлений, значительную роль в их поведении играют широкие социальные и узколичные мотивы, одновременно наблюдается снижение уровня проявления потребности и способности заботиться об окружающих.

В качестве признаков уровня развития гуманных взаимоотношений были выделены: доброжелательность, чуткость в отношении к окружающимготовность помочь товарищам в учебе, в каких-либо делахотношение к общественным поручениямпроявление заботы о делах коллектива, группыдоброта, готовность поделиться с окружающими в случае необходимостипроявление заботы о членах семьи.

На основании полученных в анкетировании данных были выявлены пять уровней сформированности потребности и способности заботиться о людях у младших школьников, которые представляют собой определенные этапы в развитии гуманности у детей этого возраста.

Наше исследование выполнено в русле концепции системного понимания воспитания, исходный принцип которой заключен в утверждении: воспитание существует не только как процесс, но и как порождающие его воспитательные системы. Процесс воспитания представляет собой своеобразную «пульсацию» воспитательных отношений, в которые включается личность ребенка.

Важным этапом нашей работы стало рассмотрение факторов формирования гуманных взаимоотношений младших школьников. В диссертации показано, что в соответствии с системным пониманием воспитания, функционирование воспитательных систем и порождение ими процесса воспитания, в том числе и воспитания гуманности, обеспечивается тремя факторами: деятельностью воспитанников и педагогов в их сопряжении, воспитательным коллективом.

Работа воспитателей представляет собой своеобразную метадея-тельность, надстраивающуюся над деятельностью учащихся, которая является объектом управления, при этом воспитанник становится в позицию субъекта, управляющего своим поведением. Учителя осуществляют в ней руководство повседневной заботой школьников друг о друге, о классе, об окружающих людях, выбором, подготовкой и проведением общих творческих дел коллектива.

Нами отмечено, что особое место в структуре педагогической деятельности занимает общение воспитателя. В исследовании выделены и проанализированы его этапы, структура, функции и модели. Процесс общения рассматривается нами с двух сторон: умение педагога устанавливать гуманные отношения с воспитанниками, а также влияние учителя на взаимоотношения учащихся в классе.

В целом, под педагогическим общением как ведущим фактором воспитания понимается профессиональное по целям, задачам, содержанию, уровню мастерства, качества и эффективности субъект-субъектное взаимодействие воспитателя с воспитанниками, которое обеспечивает гуманизацию воспитания, моральную мотивацию поведения, расширение нравственного опыта детей, вовлечение в социально ценную деятельность и взаимоотношения, способствующие личностному развитию учащихся и классного коллектива.

Более того, педагогическое общение представляет собой особую форму деятельности участников воспитательного процесса, направленную на создание, формирование, поддержание и укрепление их сотрудничества. В процессе взаимодействия воспитателя с детьми формируются микрогруппы, выступающие средой непосредственного функционирования гуманных взаимоотношений, распределяются поручения по учебной заботе о товарищах, одновременно учитель получает возможность участвовать и помогать младшим школьникам во всех коллективных творческих делах, поощрять проявление ими потребности и способности заботиться об окружающих.

Необходимым и заключительным шагом в формулировке исходных теоретических позиций нашего исследования явился анализ видов и стилей общения педагога с учащимися и своеобразия их возможностей в формировании гуманности младших школьников. В работе показана генетическая зависимость становления гуманных взаимоотношений детей со сверстниками от их взаимодействия с учителем.

В зависимости от содержания, целей и средств взаимодействия представлены разнообразные классификации видов педагогического общения. В основу наиболее полной из них положены следующие основания: содержание взаимодействия, типы взаимных контактов, характер поведения партнеров, субъектно-объектная ориентация, средства общения, целеполагание. Они представляют собой типичные характеристики процесса взаимодействия учителя с детьми.

В исследовании представлены и описаны различные классификации стилей педагогического взаимодействия: автократический, демократический, либеральныйобщение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрываниеавторитарный, гуманно-личностный, либерально-попустительский.

Гуманно-личностный стиль взаимодействия учителя с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей предполагает использование игрового педагогического общения в первом классе начальной школы, доверительного взаимодействия с второклассниками, общение с учениками «на равных», где третьеклассники выступают равноправными партнерами взрослого по совместной деятельности, сами становятся носителями ее образцов и нормативов, начинают самостоятельно устанавливать гуманные взаимоотношения с людьми.

В опытной работе нами проверялась, уточнялась и обогащалась общая гипотеза исследования. На протяжении всего эксперимента в центре внимания находились вопросы эффективного использования педагогического общения в воспитании потребности и способности младших школьников заботиться об окружающих, и как результат — становление гуманных взаимоотношений учащихся.

На первом году обучения в наших опытных классах широко использовались возможности игрового гуманно-личностного стиля общения. Учителя ввели уроки этической грамматики, на которых воспитанники знакомились с моральными нормами, правилами поведения в коллективе. Практикой в их выполнении стало ученическое самоуправление, организация парной и групповой работы на уроках, подготовка, проведение и обсуждение коллективных творческих дел, забота о родителях и других людях, помощь в домашнем труде.

К концу второго класса благодаря доверительному гуманно-личностному стилю общения учителя с учащимися, младшие школьники стали более серьезно относиться к своим поручениям, заданиям, которые даны им коллективом одноклассников. Воспитанники стали добрее, внимательнее друг к другу, ответственнее. Самый высокий уровень развития имели такие компоненты гуманных взаимоотношений, как проявление заботы о членах своей семьи, отношение к общественным поручениям, доброта, готовность поделиться с окружающими.

В третьем классе широко использовались возможности гуманно-личностного стиля общения воспитателя с учащимися «на равных». Организация работы в статических, динамических и вариационных парах позволяла педагогу устанавливать личный контакт с воспитанниками, поговорить и помочь им. Младшие школьники наравне со взрослыми предлагали и обсуждали коллективные творческие дела, добросовестно выполняли общественные поручения.

На основе изложенного опыта мы выявили, что уровень потребности и способности младших школьников заботиться об окружающих к концу обучения в начальных классах значительно возрастает. В ходе эксперимента нами показано, что использование возможностей педагогического общения способствовало повышению эффективности воспитания гуманности у детей. Эти выводы нашли свое подтверждение и в данных срезов уровня развития гуманных взаимоотношений учащихся начальных классов, уровня развития у детей прилежания в ученье.

Наше исследование показало, что эффективность воспитания гуманных взаимоотношений младших школьников зависит от последовательного развития общения педагогов с детьми на основе использования игрового, доверительного гуманно-личностных стилей, постепенного увеличения общения «на равных» как компонента педагогики сотрудничества. Важно приобретение взаимодействием воспитанников более гуманного характера под влиянием примера учителя, который использует в своем общении с учащимися просьбу, совет, доверительную беседу, делает акцент на достоинствах учеников, проявляет симпатию, предвидит результаты действий детей, встает на позицию ученика, обсуждает на равных проблемы учащихся, возлагает на них полномочия, акцентирует внимание на результате деятельности школьников.

Анализ материалов экспериментальной работы позволил охарактеризовать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования общения учителя в воспитании гуманных взаимоотношений младших школьников. В тех опытных классах, в которых в ходе эксперимента удалось добиться лучших результатов, как правило, систематически реализовывалась ведущая идея гипотезы — идея органической взаимосвязи и иерархичности трех групп условий эффективного использования педагогического общения в воспитании гуманности учащихся начальной школы. Это: а) общие условия эффективности воспитательного процессаб) частные условия, непосредственно влияющие на развитие гуманных взаимоотношений младших школьниковв) специфические условия, непосредственно влияющие на эффективность использования педагогического общения в формировании гуманности детей.

Как показал проведенный нами анализ материалов опытной работы, эти условия явились необходимыми и достаточными для эффективности изучаемого нами процесса. Именно эта совокупность педагогических условий, по нашему мнению, может обеспечить целенаправленное и эффективное использование педагогического общения в воспитании гуманных взаимоотношений учащихся младших классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Учительская газета. 1996. — № 5−6.
  2. Закон Чувашской Республики «Об образовании» //Народная школа. 1997. — № 3. — С. 1−30.
  3. В.В. Межличностные отношения детей как объект изучения социальной психологии детства //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: АПН СССР, 1985. — С.121−130.
  4. В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. 1986. — № 4. -С.27−35.
  5. В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Дис.канд. псих, наук.-М., 1981.- 187 с.
  6. В.В. Социально-психологический аспект изучения межличностных отношений в онтогенезе //Психология личности: теория и эксперимент /Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: АПН СССР, 1982. — С.94−100.
  7. Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического процесса. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 1997. — 32 с.
  8. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  9. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации /Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.-98 с.
  10. Ш. А. В школу с шести лет //Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  11. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
  12. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. -176 с.
  13. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  14. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.144 с.
  15. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  16. Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям //Воспитание младшего школьника /Сост. Л. В. Ковинько. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — С.168−175.
  17. Н.С. Организация коллективной творческой жизни //Начальная школа. 1988. — № 12. — С.14−18.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  19. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. -111с.
  20. В.В. Нравственные потребности и их воспитание у младших школьников //Единство нравственного сознания и поведения младших школьников /Под ред. С. П. Баранова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -С.32−49.
  21. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета, 1986. — 80 с.
  22. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
  24. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  25. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. — 144 с.
  26. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
  27. О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  28. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  29. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  30. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.65−71.
  31. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  34. О. Учитель как субъект педагогического общения. -Кемерово: Изд-во Кемеровского ИУУ, 1994. 62 с.
  35. А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе //Семья в психологической консультации /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. -С.120−134.
  36. Е.В. К доброте и гуманности /Экспериментальная программа воспитательной работы на основе чувашской народной педагогики //Народная школа. 1998. — № 5−6. — С. 17−26.
  37. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  38. М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1987.-32 с.
  39. И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников //Начальная школа. 1997. — № 12. — С.53−57.
  40. Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1993. — 336 с.
  41. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИПКРНО, 1993. — 86 с.
  42. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  43. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  44. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности /Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — 129 с.
  45. Воспитатели и дети: источники роста /Под ред. В. А. Петровского. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 155 с.
  46. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Изд. НИИТ и ИП, 1992. — 134 с.
  47. JI.С. Детская психология. Собр.соч.: В 6-ти т. Т. 4. /Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  48. Ю.Н. Воспитательная эффективность педагогического общения //Начальная школа. 1998. — № 5. — С. 92−94.
  49. Ю.Н. Педагогическая техника учителя, работающего по системе Л.В.Занкова //Начальная школа. 1996. — № 9. — С.20−25.
  50. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  51. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис.докт. пед. наук. Минск, 1989. -431 с.
  52. Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника //Начальная школа. 1994. — № 8. — С.4−8.
  53. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  54. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. — 160 с.
  55. И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. М.: «Фолиум», 1994. — 64 с.
  56. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «МАСС МЕДИА», 1995.-240 с.
  57. И.З. Воспитание и образование //Педагогика. 1999. -№ 2. — С.110−115.
  58. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  59. Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИ ОП, 1980. -С.78−96.
  60. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Педагогика, 1977. — 151 с.
  61. Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению //Начальная школа. 1997. — № 3. — С.67−70.
  62. А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  63. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  64. Н.И. Воспитание социалистической гуманности у младших школьников: Дис.канд. пед. наук. М., 1984. — 290 с.
  65. Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: Издательское общество «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. — 208 с.
  66. Т. От коллективно-творческих дел к личностно-ориентированному обучению //Народная школа. 1999. — № 4−5. — С.41−45.
  67. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  68. В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе //Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 17−24.
  69. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  70. Л. С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дис.лсанд. пед. наук. М., 1998. — 143 с.
  71. А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С.7−10.
  72. Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Дис.канд. пед. наук. -М&bdquo- 1989. 149 с.
  73. А.В. Нравственное воспитание младших школьников //Начальная школа. 1992. — № 5−6. — С.4−6.
  74. И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.-80 с.
  75. И.П. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах //Воспитание школьников. 1989. — № 2. — С.38−48.
  76. И.П. Формирование юных общественников и организаторов. Л., 1969.-40 с.
  77. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  78. Ф.И. Трудовой поступок школьника. Минск: Народная асвета, 1989. — 111 с.
  79. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильевой. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  80. М.Г. Нравственное формирование личности на разных этапах развития коллектива //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Под ред. Т. Е. Конниковой, В. Г. Куценко, Н. А. Лукьяновой. Вып.1. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.23−38.
  81. И.А. Опыт воспитания социалистической гуманности у младших школьников //Актуальные проблемы коммунистического воспитания учащейся молодежи /Под ред. Н. П. Кузина, А. И. Пискунова, Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1974. — С. 129−136.
  82. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  83. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования //Вопросы психологии. 1985.-№ 4. — С.9−16.
  84. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  85. Н.Б. Отношение к другому и к себе как основа гуманности дошкольников //Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М.: АПН СССР, 1990. — С.38−45.
  86. В.К., Алексеев Б. Л., Кириллова Т. В., Алексеев А. Б. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология. Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета, 1994. — 275 с.
  87. О.В. Гуманность на основе нравственного воспитания //Известия национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1997. — № 3. — С.61−71.
  88. О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 1998. — 404 с.
  89. Т.В. Цель воспитания приобщение к общечеловеческим духовным ценностям //Народная школа. — 1996. — № 4. — С. 1−5.
  90. В.А. Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников во внеурочной деятельности: Дис.канд. пед. наук. -Киев, 1987.- 230с.
  91. А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дис.докт. пед. наук. Киев, 1974. -32 с.
  92. JI.П. Воспитательная функция учителя //Народная школа. 1999. — № 4−5. — С. 19−22.
  93. Л.П., Иванов С. М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе их самоуправления. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1997. — 80 с.
  94. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
  95. Ковалев А. Г, Воспитание нравственных чувств у школьников. -Л.: Лениздат, 1961. 42 с.
  96. А.Ю. Стиль общения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 166 с.
  97. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  98. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.36−42.
  99. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 352 с.
  100. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  101. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  102. В.И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками: Дис. канд. пед. наук.-М., 1996.-220 с.
  103. Конвенция о правах ребенка //Вестник образования. 1993. -№ 8. — С.2−72.
  104. С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984.80 с.
  105. Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника //Нравственное воспитание школьников в коллективе /Отв.ред. Т. Е. Конникова. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. — С.4−34.
  106. Т.Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Науч. ред. Т. Е. Конникова. Вып.2. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.4−20.
  107. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя /классного воспитателя///Начальная школа. 1992. — № 2. -С.2−12.
  108. Концепция воспитания учащейся молодежи //Советская педагогика. 1992. -№ 3−4. — С. И-19.
  109. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: АО Стрингер, 1992. — 116 с.
  110. В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  111. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  112. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  113. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976. — 58 с.
  114. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  115. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — 187 с.
  116. В.А. Невербальное поведение /социально-перцептивный подход/. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1986. — 136 с.
  117. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. ML: Педагогика, 1990.-272 с.
  118. К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. — 104 с.
  119. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. — 192 с.
  120. Н. Потому что он добрый. //Первое сентября: Начальная школа. 1998. — № 34. — С.14.
  121. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.48 с.
  122. А.А. Психология общения. Тарту: Тартуский государственный университет, 1974. — 219 с.
  123. А.Н. К теории развития психики ребенка //Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г. В. Бурменская. М.: Институт практической психологии, 1996. — С.20−27.
  124. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
  125. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 107−113.
  126. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  127. .Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
  128. А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 8-ми т. -Т.5. М.: Педагогика, 1985. — 333 с.
  129. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Пед. соч.: В 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 398 с.
  130. С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. 1998. — № 4. — С.53−61.
  131. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М.: Магистр, 1993. -82 с.
  132. В.А. Формирование милосердия у детей //Начальная школа. 1999. — № 5. — С. 10−13.
  133. И. С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников //Советская педагогика. -1981. -№ 1. -С.22−28.
  134. И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  135. JI.A. Психологические особенности развития нравственных убеждений младших школьников //Психологические проблемы развития нравственных убеждений /Под ред. Л. А. Матвеевой. М.: Наука, 1987. -С.112−129.
  136. М.В. Мотивация учения младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  137. Младший школьник как субъект педагогического воздействия /Отв. ред. Г. И. Вергелес. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 132 с.
  138. А.В. Общение как фактор воспитания школьников //Коллектив, общение, личность /Отв. ред. А. В. Мудрик. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С.46−54.
  139. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  140. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.272 с.
  141. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  142. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10 летних детей: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 180 с.
  143. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  144. Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−27.
  145. Л.П. Воспитание гуманных отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 212 с.
  146. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. — № 9. — С.41−47.
  147. А.П., Николаева А. Н. Примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1999. — 45 с.
  148. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  149. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  150. Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослым /Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  151. Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ «Сфера», 1998. 240 с.
  152. Организация коллективных занятий с младшими школьниками /Под ред. В. Г. Горецкого. Ейск: Многопрофильный центр творческой педагогики «АЗОВ — XXI», 1993. — 180 с.
  153. Организация общения детей, педагогов и родителей в школьном коллективе /Под ред. А. В. Мудрика. М.: Ротапринт НИИ ОП АПН СССР, 1981. -68 с.
  154. М.П. Методика воспитательной работы. Минск: Университетское, 1991. — 199 с.
  155. Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  156. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -136с.
  157. Т.В. Проблема развития личности ребенка в коллективе в теории и истории педагогики. Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996. — 160 с.
  158. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  159. Т.В. О содержании понятия «гуманизм» //Философские науки. 1990. -№ 9.-С. 112−117.
  160. Педагогика /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  161. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  162. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512с.
  163. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода//Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С.57−66.
  164. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−29.
  165. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992. — 262 с.
  166. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. -176 с.
  167. В.Ю. Что такое педагогическая технология //Педагогика. 1995. -№ 1. — С.8−10.
  168. К.Н., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь //Учимся общаться с ребенком /В.А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — С.70−189.
  169. Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
  170. С.Д. Нужна ли воспитательная работа. //Магистр. -1992.-№ 10.-СЛ1−14.
  171. С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. — 28 с.
  172. Проблемы общения и воспитание /Под ред. Л. П. Буевой и др. -Тарту: Тартуский государственный университет, 1974. 4.1. — 210 с.
  173. П. Дружный класс как маленькая планета. СПб.: ООО «Светлячок», 1998. — 144 с.
  174. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  175. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  176. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИ ОП АНП СССР, 1980. — 160 с.
  177. Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя /Отв. ред. В. В. Рыжов. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 86 с.
  178. В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России //Социально-политический журнал. 1998. -№ 5. — С.3−20.
  179. В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании //Социально-политический журнал. 1998. — № 3. -С.3−16.
  180. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  181. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  182. Г. И. Играют младшие школьники. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. — 80 с.
  183. Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Дис.канд. пед. наук. -М., 1997.-200 с.
  184. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  185. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987. — № 10. — С.22−24.
  186. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белару-ская навука, 1998. — 319 с.
  187. Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995. — 144 с.
  188. Сборник психодиагностических методик для психологов системы народного образования. Санкт-Петербург: «Политехника», 1993. -95 с.
  189. Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. — 64 с.
  190. С.Ю. Гуманность как нравственное качество в сознании и поведении школьников//Социально-политический журнал. 1996. -№ 5. — С.217−221.
  191. С.Ю. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе учащихся начальных классов городской школы: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  192. Н.С. Гуманизм в педагогической теории и практике И.Я.Яковлева //И.Я.Яковлев и его школа /Уч. записки ЧГПИ. Вып. ХХХШ. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1971. — С. 130−139.
  193. Н.С. Формирование гуманных взаимоотношений в детском коллективе. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1965. — 20 с.
  194. В.А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке //Нравственное формирование личности школьника в коллективе /Под ред. Т. Е. Конниковой. Вып.1. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — С.128−143.
  195. Система нравственного просвещения школьников /Отв. ред. О. С. Богданова. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 140 с.
  196. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности //Начальная школа. 1997. — № 5. — С.33−36.
  197. Словарь по этике /Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  198. Л.П. Воспитание доброты //Начальная школа. 1994. — № 6. — С.6−10.
  199. Ю.П. В помощь изучающим концепцию системного понимания воспитания. Чебоксары, 1993. — 66 с.
  200. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы. М., 1992.-80 с.
  201. Ю.П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1971. — 287 с.
  202. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  203. Г. Н., Вышемирская В. И. Нравственное воспитание на уроках этики //Начальная школа. 1996. — № 11.- С.37−38.
  204. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление /Под ред. З. И. Васильевой. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. -163 с.
  205. Н.П. Учитель родители: правила общения //Начальная школа. — 1993. — № 10. — С.66−72.
  206. Е.Б., Шадриков В. Д. Воспитательное взаимодействие в школе //Советская педагогика. 1989. — № 3. — С.65−70.
  207. Е.Л. Особенности учебного курса «Этика» в начальной школе //Начальная школа. 1997. — № 12. — С.79−82.
  208. И., Лемяскина Н. Как поздороваешься, так тебе и ответят //Первое сентября: Начальная школа. 1998. — № 33. — С.З.
  209. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 736 с.
  210. Л.П. Войди в Тридесятое царство. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  211. Е.С. Становление отношений между учителем и учащимися начальных классов в процессе общения: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
  212. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1978. — 96 с.
  213. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  214. В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990. — 303 с.
  215. Т. Маленькие жалобщики и ябеды //Первое сентября: Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 14−15.
  216. Теория и методика коммунистического воспитания в школе /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
  217. Н.М. Нравственное формирование личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис.докт. пед. наук. Воронеж, 1992. — 291 с.
  218. Н.М. Нравственные ориентиры младших школьников //Педагогика. 1997. — № 6. — С.59−65.
  219. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  220. Уроки этики /Под общей ред. С. Г. Колбовской. Ярославль: Изд-во Ярославского областного института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования, 1994. — 214 с.
  221. Учимся общаться с ребенком /В.А.Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
  222. Учителю о педагогической технике /Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  223. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1974.- 584 с.
  224. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-С.130.
  225. Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников /Сост. Н. Н. Лобанова. Л.: АПН СССР, 1984. — 30 с.
  226. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 384 с.
  227. Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников /Под ред. Ю. П. Сокольникова. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. 131 с.
  228. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  229. И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
  230. Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 154 с.
  231. Н.П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: Дис.канд. пед. наук. Л., 1981. — 206 с.
  232. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.-269 с.
  233. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.- 80 с.
  234. Г. А. Кто учит, учится /взаимное обучение: возможности и пределы возможностей/ //Начальная школа. 1999. — № 7. — С.53−61.
  235. Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1989.-96 с.
  236. Л.Г. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся первых классов: Дис.канд. пед. наук. М., 1987. — 190 с.
  237. О.А. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Дис.канд. пед. наук. М., 1994.- 165 с.
  238. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. Санкт-Петербург: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации инженерно-педагогических работников и специалистов, 1994. — 44 с.
  239. Н.М. Отношения ответственной зависимости как фактор воспитания гуманности у подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1978.- 18 с.
  240. С. Диалог как основа педагогического общения //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.44−52.
  241. Л.Г. Внеучебная деятельность в микрогруппах как фактор нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  242. А.И. Воспитание воспитанности //Начальная школа. 1990. — № 7. — С.14−17.
  243. А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- В 2-х ч. 4.1. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 96 с.
  244. А.И. Этическая грамматика для подростков //Воспитание школьников. 1993. — № 2. — С.8−12.
  245. А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 96 с.
  246. Е.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
  247. В.А. К проблеме изучения поведения и поступков личности //Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: АПН СССР, 1988. — С.41−52.
  248. Н.Е. Общение учителя с детьми //Педагогика. 1995.- № 1. -С.2−7.
  249. Н.Е. Организация нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1989. — 196 с.
  250. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
  251. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис. докт.пед. наук. М., 1987. — 428 с.
  252. Н.Е. Что же такое воспитание? //Воспитание школьников. 1989. — № 6. — С.33−45.
  253. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  254. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
  255. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
  256. Я и мир /Сост. Г. А. Ермакова. Чебоксары: Изд-во Чувашского РИО, 1998.- 19 с.
  257. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Учпедгиз, 1966. — 291 с.
  258. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  259. И.Я. Детские рассказы. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1968. — 80 с.
  260. И.Я. Завещание родному чувашскому народу /Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. — С. 599−601.
Заполнить форму текущей работой