Анкетирование педагогов дополнительного образования «Готовность педагогов к образованию взрослых»
Анализ результатов показал, что практически у всех педагогов высокая мотивация на работу со взрослыми. По уровню сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной деятельности наблюдается дефицит. Значительная часть респондентов отмечает недостаточность знаний в области технологий обучения взрослых, проектирования дополнительных общеразвивающих программ для взрослых… Читать ещё >
Анкетирование педагогов дополнительного образования «Готовность педагогов к образованию взрослых» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «готовность» используется в педагогике, социологии, философии, психологии и понимается как:
- — активнодейственное состояние субъекта, отражающее содержание стоящих перед ним задач и условий их выполнения;
- — целостное интегративное образование, формирующееся в результате единства сознания и деятельности;
- — результат профессиональной подготовки и в то же время личностное образование, включающее определенную систему качеств, необходимых для осуществления конкретной деятельности.
Для нашего исследования выбраны критерии и показатели готовности педагогов к осуществлению образовательной (педагогической) деятельности со взрослыми по четырем компонентам: когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный.
Таблица 2.
Компоненты. | Критерии. | Показатели. | ||
Когнитивный. | Педагогические знания. | Владение знаниями по предмету. | Владение психолого-педагогическими знаниями. | Владение спектром педагогических технологий (форм, методов, приемов). |
Деятельностный. | Педагогические умения. | Осуществление целеполагания. | Планирование и реализация образовательной деятельности в соответствии с целевыми установками. | Применение педагогических технологий (форм, методов, приемов) в образовательной практике. |
Мотива-ционный. | Мотивация педагогической деятельности. | Личностные мотивы. | Профессиональные мотивы. | Социальные мотивы. |
Рефлексив-ный. | Рефлексия педагогической деятельности. | Осуществление анализа педагогической деятельности. | Выявление и решение проблем в педагогической деятельности. | Осуществление прогноза результатов педагогической деятельности. |
Цель исследования Выявление уровня готовности педагогов дополнительного образования к осуществлению профессиональной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых.
Диагностический инструментарий Анкета разработана на основе нескольких методик:
- — «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана);
- — «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов);
- — модифицированный вариант метода семантического дифференциала (адаптированный вариант Соломина И. Л.).
При определении уровня готовности педагогов к обучению взрослых к используется следующий математический аппарат:
- · 3 балла — высокий уровень выраженности мотивов, сформированности знаний или умений
- · 2 балла — средний уровень выраженности мотивов, сформированности знаний или умений
- · 1 балл — низкий уровень выраженности мотивов, сформированности знаний или умений
Респонденты Педагоги дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга, которые планируют работать со взрослыми. В анкетировании приняли участие 72 педагога (65% от общего числа педагогического коллектива учреждения). Состав педагогов-респондентов представлен различными категориями, как по возрасту, половой принадлежности, так и по стажу педагогической деятельности. Около 30% не имеют педагогического образования, являются специалистами в профессиональных областях (бальные танцы, музыка, естественнонаучные дисциплины).15% педагогов совмещают педагогическую деятельность с методической.
Анализ результатов показал, что практически у всех педагогов высокая мотивация на работу со взрослыми. По уровню сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной деятельности наблюдается дефицит. Значительная часть респондентов отмечает недостаточность знаний в области технологий обучения взрослых, проектирования дополнительных общеразвивающих программ для взрослых, затруднения в использовании технологий работы со взрослыми обучающимися.
3. Уровни сформированности компонентов профессиональной деятельности.
Компонент. | Уровни (чел.). | ||||
высокий. | выше среднего. | средний. | ниже среднего. | низкий. | |
Мотивационный. | |||||
Когнитивный. | |||||
Деятельностный. | |||||
Рефлексивный. |
Основные выводы исследования:
- — высокий уровень мотивации педагогов к работе со взрослыми;
- — педагоги осознают необходимость обучения и/или методического сопровождения;
- — основные затруднения (в порядке убывания):
- § разработка дополнительной общеразвивающей программы для взрослых,
- § использование технологий обучения взрослых,
- § осуществление набора взрослых в группы.
Надо отметить, что практически все респонденты отдают предпочтение работе с «молодыми» взрослыми (в возрасте до 40 лет), в малых группах.