Формирование навыков безопасного поведения школьников на уроках
Эксперимент показал, что, с учетом выделенных критериев и названных показателей, самый низкий уровень характеризуется отсутствием системы знаний по здоровьесбережению, безопасности жизнедеятельности, отсутствием сформированных умений безопасного поведения в реальной жизни. Реализация деятельности по безопасности такими школьниками осуществляется стихийно на бытовом уровне и то не всегда успешно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Формирование навыков безопасного поведения школьников на уроках
- 2. Примерные планы проведения уроков по формированию навыков безопасного поведения школьников
- 3. Разработка факультативного курса «Формирование навыков безопасного поведения»
- Заключение
- Список используемой литературы
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
— потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;
— потребностью взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования навыков безопасного поведения у учащихся и отсутствием разработанных направлений и путей реализации такого взаимодействия;
— потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
— необходимостью становления готовности младших школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала в программах начальной школы;
— необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения младших школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.
В свете такой постановки вопроса, названных и других противоречий и сформулирована проблема нашего исследования при каких условиях формирование навыков безопасного поведения школьников будет эффективным?
Говоря о степени разработанности проблемы, можно отметить, что в теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли Анастасова Л. П., Анисимов В. В., Безруких М. М., Виленский М. Я., Виноградов Э. Н., Грохольская О. Г., Ижевский П. В., Куликов В. Н., Смирнов А. Т., Сомов Д. С., Сорокина М. В., Хренников Б. О., Шершнев Л. И. и др.
Вопросами разработки и теоретического обоснования прогрессивных развивающих систем обучения младших школьников занимались Амонашвили Ш. А., Давыдов В. В…
Список литературы
- Александровский Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях. М. 2003.
- Анофриков В.Е., С.А. Бобок, М. Н. Дудко, Г. Д. Елистратов «Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов» / ГУУ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
- Безопасность вашего ребенка: Научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице/ Статмэн Пола. Спб.: Дельта, 1996. 381 с.: ил.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Белова. М.: Высшая школа, 1999. 448 с.
- Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. М. Просвещение, 2001.
- Выживание в экстремальных условиях. — Москва: ИПЦ «Русский раритет», 1993.
- Громов В.И., Васильев Г. А. «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗОПАСНОСТИ-2». Москва, 2000.
- Гостюшин А.В. Безопасное поведение. Часть 1. Экспериментальное учебное пособие. М.: НПО Школа Издательство Открытый мир, 1996 г.
- Миняев А.С. Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальной ситуации// Молодые ученые — московскому образованию. — М.: ГППУ, 2006. — 320 с.
- Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Составитель А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 1999. -415 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
- Романова Е.В., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.
- Романова Е.В., Сытько Т. И. Проективные графические методики, часть 1 и 2. СПб.
- Соловьев Э.И. Поведение в экстремальных ситуациях, М.: ИВФ Антал, 1996.