Развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в процессе исследовательской деятельности
![Диссертация: Развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в процессе исследовательской деятельности](https://westud.ru/work/3344210/cover.png)
Диссертация
Обобщив деятельность ШПИ, мы пришли к выводу, что актуальным и действенным на сегодняшний день является использование в системе повышения педагогического мастерства таких форм организации курсовой работы, как: семинарские занятия, групповые проблемные работы (анализ тех или иных концепций воспитательных систем), выездная учеба (погружение в течение 3-х дней в атмосферу обучения и творчества… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе
- 1. 1. Сущностно-содержательная характеристика профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе
- 1. 2. Принципы развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе
- 1. 3. Исследовательская деятельность как эффективное средство развития профессиональной компетентности педагога-воспитателя
- 1. 4. Моделирование процесса развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в условиях школы педагога-исследователя
- Выводы к главе 1
- Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в процессе исследовательской деятельности
- 2. 1. Научно-практическое обоснование педагогических условий эффективности модели развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе
- 2. 2. Инновационные формы и методы развития профессиональной компетентности педагога-воспитателя в условиях школы педагога-исследователя
2.3. Методика, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и педагогических условий развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе.
Выводы к главе 2.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Типологический подход к личности профессионала Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологические проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М.: МГУ, 1991.-С.9−66.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текс.: монография. Красноярск, Краснояр.гос.ун-т, 1998. — 309 с.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф. — Красноярск, 1998. 48 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст.: избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Андреев, В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст.: книга 1. Казань: Издательство КГУ, 1996. — 568 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст.: книга 2. Казань: Издательство КГУ, 1998. — 320с.
- Андреева, В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Андреева. М., 1992. — 18 с.
- Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства Текст.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / И. П. Андриади. М.: Академия, 1999. — 160 с.
- Асадуллина, С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. X. Асадуллина. -М., 1986. 16 с.
- З.Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. /В.Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асмолов, А.Г. Деятельность и установка Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1979.-150 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Издательство МГУ, 1990. — 367 с.
- Афанасьев, В.Г. Программно-целевое планирование и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. -М., 1990. 127 с.
- Афанасьев, В.В. Управленческая проблема как объект педагогического! исследования Текст. /В.В. Афанасьев // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 12−17.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11, С. 3−13.
- Басова, В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: дис. .д-ра пед. наук / В. М. Басова. Ярославль, 2004. -472 с.
- Бедерханова, В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога Текст.: монография / В. П. Бедерханова. Краснодар: КГУ, 2001. -220 с.
- Безюлева Г. В., Иванова Н. В., Никитин М. В., Шеламова Г. В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования Текст. / Под ред. Г. В. Безюлевой. — М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. 82 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. М.: Лист-Нью, 1997. — 336 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Болотов, В.А. Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе Текст. //Педагогика. 2003. -№ 10. — С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская //Педагогика. -1997.- № 4.-С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. -С.37−43.
- Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) Текст. /С.Л. Братченко. -М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст.: автореф. дис.. док. пед. наук / Ю. В. Варданян. М., 1999. — 37 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Вербицкий, A.A. Активные методы обучения: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. 186 с.
- Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения Текст. / A.A. Вербицкий. М.: ИЦПКПС, 2004. — 84 с.
- Вербова, К.В. Психология труда и личности учителя Текст.: учебное пособие / К. В. Вербова, С. В. Кондратьева. Минск-Гродно, 1991.-81 с.
- Вершловский В.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы Текст. /В.Г. Вершловский. -М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
- Веселова, В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкурентности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. н / В. Г. Веселова. М., 1983. — 16 с.
- Вишнякова, Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Текст.: дис.. докт. психол. наук /Н.В. Вишнякова. М., 1996. — 390 с.
- Вопросы воспитания: системный подход Текст. / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: «Прогресс», 1984.- 135 с.
- Воспитание школьников во внеурочное время Текст. //Сб. методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися под ред. JI. К. Балясной. М.: Просвещение, 1980. — 189 с.
- Воспитание школьников во внеурочное время Текст. //Сб. методических материалов Министерства просвещения РСФСР в помощь организатору, внеклассной и внешкольной воспитательной работы под ред. Л. К. Балясной. -М.: Просвещение, 1971. 207 с.
- Воспитательная работа в школе Текст. / /Сб. документов под ред. М. И. Кондакова. М.: Просвещение, 1976. — 351 с.
- Воспитательная система школы: Проблемы и поиски Текст. /Сост. H.JI. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования Текст.: учебн. — метод, пособие / Авт.-сост. E.H. Степанов., JI.B. Байбородова, СЛ. Паладьев. -Псков: ПОИКПРО, 1994. 93 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории Текст. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
- Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Текст.- Калуга: ИУУ, 2000. 248 с.
- Воспитательное пространство малого города Текст. / Под ред. А. В. Гаврилина, М. В. Корешкова. — Владимир: «Владимирская школа», 1999. 124 с.
- Воспитать человека Текст.: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. -М.: Вента-Графф, 2002. 384 с.
- Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер Текст.: для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: Дело, 1991.-315 с.
- Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности Текст. /Б.З. Вульфов, М. М. Поташник. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление Текст. / Б. З. Вульфов // Магистр. 1995. — № 1.- С. 71−79.
- Вульфов, Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию Текст. / Б. З. Вульфов. М.: Пед. общество России, 2001. — 191 с.
- Вульфов, Б.З. Учитель: профессиональная духовность Текст. / Б. З. Вульфов // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 48−52.
- Гаврилин, A.B. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук /A.B. Гаврилин. М., 1997. — 33 с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. /О.С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. — М.: Инноватор, 1995. — С. 16—45.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман //Новые ценности образования: забота-поддержка-консультирование. Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 10−39.
- Газман, О.С. Потери и обретения после 10 лет перестройки Текст. /О.С. Газман // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996. — С. 4−25.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) Текст. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965.- 248 с.
- Глоссарий по профессиональному образованию Текст. Bielefeld: Bertelsmann, 1994. — 35 с.
- Говорят организаторы воспитательной работы в школе Текст.: сборник /Под ред. JL К. Балясной. М.: Просвещение, 1976. — 240 с.
- Горячева, Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Горячева. М., 1996. — 19 с.
- Григорьева, А.И. Педагог в воспитательной системе школы Текст. / А. И. Григорьева // Классный руководитель. 2002. — № 2. — С. 4—10.
- Григорьева, А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы Текст. /А.И. Григорьева. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. — 144 с.
- Григорьева, А.И. Профессиональное развитие педагога как воспитателя в условиях школы /А.И.Григорьева //Народное образование. 2002. — № 1. — С. 100−104.
- Григорьева, А.И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.И.Григорьева. М., 1998. — 26 с.
- Гришина, И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования Текст.: монография. /И.В. Гришина. СПб.: СПбГУМ, 2002. — 232 с.
- Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях Текст. М.: УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования Текст. /Под общей ред. B.JI. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 106 с.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования Текст. /Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 224 с.
- Гуткина, Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе Текст. /Л.Д. Гуткина. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-160 с.
- Гуцалюк, Р.П. Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации Текст.: дис. канд. пед. наук / Р. П. Гуцалюк. М., 2004. — 236 с.
- Давыдов В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей Текст. //Психологический журнал. № 1.- 1989. — С. 32−41.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1981. — Т.2. — 779 с.
- Дежникова, Н.С. Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. С. Дежникова. М., 1989. — 376 с.
- Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства Текст. / И. Д. Демакова //Классный руководитель. 2002. — № 2. — С. 22−26.
- Демакова, И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитательной работы Текст. / И. Д. Демакова. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Демакова, И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя Текст. /И.Д.Демакова. -М.: Просвещение, 1989.-207 с.
- Демакова, И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога Текст. /И.Д. Демакова //Классный руководитель. 2002. — № 5. — С. 108−124.
- Деминцев, А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства Текст.: дис.. канд. пед. наук /А.Д. Деминцев. М., 1972. — 249 с.
- Диагностика успешности учителя Текст.: сборник методических материалов для директора и зам. директора учебных заведений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст.: книга для учителя и родителей /А.Б.Добрович. М.: Просвещение, 1987.-205 с.
- Должностные инструкции работников муниципальной образовательной школы Текст. // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 97—143.
- Елина, И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности руководителей системы образования Текст. :1 дис.. канд. психол. наук/ И. Е. Елина. М., 1999. — 178 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. /Ю.Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 165 с.
- Ераносян, В.П. Стратегическое планирование и управление повышением квалификации педагогических кадров в условиях малого города Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ В. П. Ераносян. — Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.
- Жилина, А.И. Организационно-педагогические условия создания системы подготовки профессиональных кадров управления образованием в регионе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Жилина. СПб, 1995. — 153 с.
- Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Знание, 1980.-97 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: федер. закон. -М.: ИНФРА- М, 1999. 52 с.
- Запалацкая, B.C. Формирование профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем Текст.: дис.. канд. пед. наук /B.C. Запалацкая. М., 2004. — 172с.
- Заславская, O.B. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы Текст. / О. В. Заславская. Тула: ТО ИРО, 1997. — 187 с.
- Зеер, Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста Текст.: науч.-метод. пособие. -Екатеринбург, 1999. 244 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие. — Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997 г. — 244 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога Текст. / Э. Ф. Зеер. Свердловск: Изд-во Урал, гос. проф-пед.ун-та, 1998.-120 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учебн. пособие.- 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003. — 480 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: ИЦПКПС, 2004. — 38 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя //Высшее образование сегодня. М., 2003.-№ 5. -С.18−24.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути, решения) Текст. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1988. — 82 с.
- Змеев, С.И. Технология обучения взрослых Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С. И. Змеев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
- Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст. М.: АПК и ПРО, 2003.-101 с.
- Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования: Материалы научно-практической конференции Текст. / Сост. Е. И. Тонконогая. СПб., 1994. 137с.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст. / И. Ф. Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. /В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Карельская, А.К. Формирование профессиональной компетентности будущих мастеров производственного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук /А.К. Карельская. М., 2004. — 332 с.
- Кашапов М.М., Киселева Т. Г., Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике психолога Текст. //Социальный психолог. 2003. — № 1. С. 39−44.
- Климов, Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. М. Воронеж, 1996. — 126 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели- анализ зарубеж. опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997.- 222 с.
- Козырева, Е.В. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации Текст.: дис.. канд. пед. наук /Е.В. Козырева. Томск, 2004.-216 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — N 1. — С. 3−16.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы Текст. С.-Петербург: ИОВ, 1996. — 76 с.
- Колесников, Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда Текст. / Л. Б. Колесников. Новосибирск: Наука, 1985. — 263 с.
- Комаров, Е. Откуда берутся непрофессиональные руководители Текст. /Е. Комаров //Управление персоналом. 2001. — № 9. — С. 58−61.
- Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. /Ю.А. Конаржевский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. — Уфа, 2002. 30 с.
- Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Краткий словарь иностранных слов Текст. М, 1952. — 891 с.
- Кузнецова, О.Ю. Личностные предпосылки эффективности деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Кузнецова. — Ульяновск, 2004. — 175 с.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности Текст. СПб, 1993. — 223с.
- Куликова, JI.H. Проблемы саморазвития личности Текст. -. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. — 342 с.
- Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики Текст. / Н. Б. Крылова. -, М.: Народное образование, 2001. 448 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев //Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-С. 51−59.
- Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности Текст. /Л.Д. Кудряшова. Л.: Лениздат, 1986. — 160 с.
- Кузибецкий, А. Управленческая культура: лидер и его команда Текст. /А. Кузибецкий, Н. Рождественская //Народное образование. 2001. — № 6. — С. 50−64.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-119с.
- Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя Текст. /Н.В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель: Изд-во Гомельского гос. университета, 1996.-57 с.
- Кузьмина Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя Текст. //Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63−66.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. /Ю.Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Лазарев, B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи Текст. // Педагогика.- 1995.-№ 5.- С. 11−20.
- Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено Текст. /Г. Лейтц. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 352 с.
- Леонтьев, A.A. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /A.A. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лепин, И.В. Управление образованием и качество подготовки специалиста //Качество управления образовательным пространством в регионе: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.1. Текст.-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. С. 3 — 7.
- Лизинский, В.М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе Текст.: пособие для директоров школ /В.М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. -160 с.
- Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе Текст. /В. М. Лизинский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
- Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания Текст. /Под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколова. М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. — 336 с.
- Личность в воспитательной системе школы Текст.: научно-методический сборник /Под ред. А. В. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимир, 1993.- 153 с.
- Лоос, В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы) Текст. /В .Г. Лоос //Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 73−81.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие Текст.: монография /М. И. Лукьянова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2002. — 184 с.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе Текст.: книга для учителя-воспитателя /Л.И.Маленкова. М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. — 300 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст.: книга для учителя /А.К.Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. /А.К. Маркова //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности Текст. /А.К. Маркова // Советская педагогика.- 1990.- № 8.-С.82−88.
- Маскин В.В., Петренко A.A., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу Текст.: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. — 64 с.
- Маслоу, А. Психология бытия Текст. /А. Маслоу. М.: Рефи-бук, 1997. -304 с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. — изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 63 с.
- Методика воспитательной работы Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Л.А.Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. /Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 144 с.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск: продолжается Текст. /Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 1996. — 240 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. И. Введение в педагогическую деятельность Текст. -М.: Пед. общество России, 1999. С. 63−76
- Миллс, Р. Компетенции. Карманный справочник Текст. / Р. Миллс. М., Изд-во HIPPO, 2005. — 124 с.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. /Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
- Митина, Л. М. Психологические аспекты труда учителя Текст. /Л. М. Митина. Тула, 1991. — 178 с.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) Текст. /Л.М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михайлов, Г. Личность руководителя и условия успешного управления Текст. /Г. Михайлов //Народное образование. 2002. — № 1. — С. 105−110.
- Михайлова, H.H. Педагогика поддержки Текст.: учебно-методическое пособие /H.H. Михайлова. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике Текст.: сб.науч. ст. /Под ред Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995.- 144 с.
- Модульно-уровневая подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров образования Текст. / Научные редакторы Т. И. Шамова, П. К. Одинцов: учебное пособие. Москва-Барнаул. Изд. БГПУ, 1997.-164с.
- Молл, Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем: о проблемах психологического управления карьеры Текст. /Е.Г. Молл //Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 85.
- Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания Текст.: учебное пособие для студентов вузов /A.B. Мудрик. М.: Пед. общество России, 2001. — 319 с.
- Мустафина, Ф.З. Диагностика профессиональной компетентности как условие оптимизации деятельности классного воспитателя Текст.: автореф., дис.. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 24 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений Текст. /В.Н. Мясищев /Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Изд-во «И1111», 1995. 356 с.
- Никитин, Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования Текст.: учебное пособие. — М., 1995. — 194 с.
- Никитин, Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / Э. М. Никитин. СПб, 1999.-49 с.
- Никонорова, И .Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре., 2003. — 192 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов Текст. Вып. 1 /Под ред. Н. Б. Крыловой. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. -113 с.
- Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера личности Текст. /В.Г. Норакидзе. Тбилиси, 1989. — 307 с.
- Общая психодиагностика Текст. /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд. МГУ, 1987. 303 с.
- Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) Текст.: коллективная монография в 2-х книгах /Под ред. И. А. Зимней. — М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 337 е.- 282 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: «Русский язык», 1989.- 526с.
- Олейникова, О.Н. Обучение в течение всей жизни Текст. / О. Н. Олейникова. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2002 г. — 83 с.
- Онушкин В.Г., Кулюткин Ю. Н. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы Текст. М.: Педагогика, 1996.- 49 с.
- Ордон, У. Профессиональные компетенции учителей начальных школ в контексте европейских интеграционных процессов (на примере системы образования Республики Польша) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / У. Ордон. М.: АПКиПРО, 2005. — 42 с.
- Осьмина, А.И. Курсовое обучение руководителей школ как условие развития их управленческой культуры Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.И. Осьмина. С.-Петербург, 1996. — 21 с.
- Педагог в пространстве детства (Из опыта 10-летней работы Школы педагога-исследователя «Южок»: теория и практика) Текст. М.: Типогафия МИФИ, 2004.- 191 с.
- Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-ПРЕСС, 1998. — 512 с.
- Перспективы развития системы повышения квалификации руководителей школ Текст. М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1989.- 79 с.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг Текст. /JI.A. Петровская. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский, A.B. Личность, деятельность, коллектив Текст. /A.B. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. /В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Подрейко, A.M. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью Текст. /A.M. Подрейко //Народное образование. — 2003. № 2. -С.100−102.
- Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики Текст. /С.Д. Поляков. М.: 1993. — 76 с.
- Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии Текст. /С.Д. Поляков. М.: Новая школа, 2003.-304 с.
- Поляков, С.Д. Технологии воспитания Текст.: учебно-методическое пособие /С. Д. Поляков. — М.: Гуманистический изд. центр ВЛАДОС, 2002. -144 с.
- Поляков, С.Д. Школа: поиск в пути Текст.: книга для учителя /С. Д. Поляков. -М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей Текст. /Т.С. Полякова-М.: Педагогика, 1983. 128 с.
- Попова, Л. Имидж современного педагога Текст. /Л.Попова //Народное образование. 2003. — № 2. — С. 234−237.
- Портнов, М.Л. Труд руководителя школы Текст.: пособие для начинающего директора /М.Л. Портнов. М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
- Поташник, М.М. Управление развитием образовательного учреждения Текст. /ММ. Поташник //Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20−26.
- Примерное содержание воспитания школьников Текст.: рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /Под ред. докт. пед. наук, проф. И. С. Марьенко. Минск: Нар. асвета, 1977. -143 с.
- Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы Текст. /Под ред. А. М. Моисеева. М.: Пед. общество России, 2001. — 256 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. — СПб.: Питер, 2000. 480 с.
- Пугачева, Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. Б. Пугачева. Казань, 2003. — 452 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 186 с.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: вопросы управления Текст. М.: Педобщество России, 2001. — 284 с.
- Растянников A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве Текст. М.: ПЕРСЭ, 2002.- 320 с.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. /K.P. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Рождественская, Н. Управленческая коммуникация как основа деятельности руководителя Текст. /Н. Рождественская //Народное образование. 2001. — № 1. — С. 94−103.
- Рожков М. И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учебное пособие для вузов /М.И.Рожков. М.: Владос, 2001. -253 с.
- Рожков М. П., Байбородова JI.B. Теория и методика воспитания Текст. -М.: Владос-Пресс, 2004. 382 с.
- Розанова, В.А. Психология управления Текст.: учебное пособие /В.А. Розанова. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1999. — 352 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. /С.Л. Рубинштейн. М.: Наркомпрос, 1940. — 596 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. /С.Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1976. — 415 с.
- Сафронова, Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании Текст. /Е.М. Сафронова //Педагогика. 2003. — № 3. — С. 38−44.
- Сайгушев, Н.Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя Текст.: монография. СПб.: Образование — Культура, 2001. — 149 с.
- Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями Текст.: учебное пособие /АЛ.Свенцицкий.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.-224 с.
- Сергеева, В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности Текст.: учебно-методическое пособие / В. П. Сергеева. М.: УЦ «Перспектива», 2007. — 96 с.
- Серебрякова, С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования Текст. / С. Б. Серебрякова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.14 — 17.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
- Сибирцова, Г. Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе Текст. /Т.Н. Сибирцова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-352с.
- Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: теория, практика, методика психотехнологии Текст. /А.П. Ситников. -М.: Технолог, школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя Текст. /В.А. Сластенин //Magister. 1995. — № 3. — С. 52−58.
- Словарь-справочник по теории воспитательных систем Текст. /Сост. П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 32 с.
- Современные концепции воспитания: Материалы конференции Текст. — Ярославль, 2000. 171 с.
- Социальная психология управления Текст. /АЛ.Свенцицкий. — JL: Изд-во Ленинградский ун-т, 1986. 176 с.
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе Текст. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.
- Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения Текст. /М.И .Станкин. — М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 1998. 368 с.
- Степанов, E.H. Классный руководитель: Современная модель воспитательной деятельности Текст. / E.H. Степанов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — 160 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки, специалистов Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 2004. — № З.-С. 20−26.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования. Материалы «круглого стола» Текст. //Педагогика. 1996. — № 5. — С.71−79.
- Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального социокультурного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / П. П. Терехов. Казань, 2004.-417с.
- Третьяков, П. Управление развивающейся школой Текст. /П.Третьяков //Педагогика. 1996. — № 4. — С. 116−118.
- Уваров, H.H. Имидж руководителя системы образования Текст. /Н.Н.Уваров //Педагогика. 2001. — № 7. — С. 63−66.
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки Текст. /Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-414 с.
- Уманский, JI.И. Кто может стать организатором Текст. /Л.И.Уманский //Молодой коммунист. 1996. — № 9. — С. 79−85.
- Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Текст. /Л.И.Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Текст. /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, НЛ. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
- Управление качеством образования Текст.: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Управление современной школой Текст.: пособие для директора школы /Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 168 с.
- Фахрутдинов, P.A. Инновационный менеджмент Текст. / P. Ai Фахрутдинов. — М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2000. 648 с.
- Филиппов, A.B. Вопросы психологии управления Текст. /А.В.Филиппов //Психологический журнал. 1980. — № 2. — С. 19−28.
- Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования Текст. / ИОВ РАО. СПб — Самара: СамГПИ, 1993.-394 с.
- Франки, В. Человек в поисках смысла Текст. /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-367 с.
- Фриш, A.C. Производственный коллектив и эффективность труда Текст. / A.C. Фриш. М.: Знание, 1973. — 64 с.
- Фрумин, И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции Текст. Красноярск, 2003. — С.35−56
- Хасан, Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые компетентности и ихстановление: Материалы 9-й научно-практ. конф. / Краенояр. гос. ун-т Текст. — Красноярск, 2003. -С. 23 32.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской //Народное образование М., 2003.- № 2-.С. 55−61.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Текст. Центр «Эйдос» //www.eidos.ru/news/compet.htm.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования образования. Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. № 5, С. 58 64.
- Цветков, Э.А. Мастер самопознания, или погружение в «Я» Текст. /Э.А.Цветков. СПб.: Лань, 1997.- 192 с.
- Черепанова, В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Черепанова. Тюмень, 1998. — 18 с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст.: методическое пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996.- 192 с. г
- Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив Текст. /Р.Х. Шакуров. -М.: Просвещение, 1990. -208 с.
- Шамова, Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой Текст. /Т.И.Шамова. -М.: АПП ЦНТП, 1992. 64 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами Текст. /Т.И.Шамова. М.: Академия, 2002. — 384 с.
- Шепель, В.М. Управленческая этика Текст. /В.М. Шепель. М.: Экономика, 1989.-208 с.
- Шепель, В.М. Человеческая сущность управления Текст. /В.М.Шепель //Народное образование. 2000. — № 9. — С. 41−50.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе Текст. -М.: Пед. общество России, 1999. 320 с.
- Щуркова, Н.Е. Новое воспитание Текст. /Н.Е.Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 56 с.
- Юсфин, С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Юсфин. М., 1996. — 20 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
- Ashworth, J. and Sexton, E. On competence, Journal of Further and Higher Education 14 (2): 15−27, 1990.
- Barrow R. Teacher Education: Theory and Practice. November, 1990. -Vol.38. — № 4. — P.308−318.
- Beare Hedley and Slaughter Richard. Education for the twenty first century. London and New York, 1994. — 289 p.
- Berry, Т.Н. Managing the total quality transformation. New York: McGraw — Hill, 1991.
- Blake D., Hawley V., Jennings M. School Based Teacher Training: the View from higher education // Education Today. — 1995. — Vol. 45 — № 1. -40−42.
- Carr, D. Questions of Competence // British Journal of Educational Studies.1993. Vol. 41. — № 3. -P.253−271.
- Chown, A. Beyond Competence? // British Journal of In-Service Education.1994. Vol. 20. — № 2. -P.161−180.
- Limm, P. The professional craft knowledge of the history teacher', Teaching History, July, 1991.
- Schon, D.A. The Reflective Practitioner, New York: Basic Books and London: Temple Smith, 1983.
- Skilbeck, M. (1992): The Role of Research in Teacher Education. In: EJTE, 15,22−32.
- Teachers Who Teach Teachers: Reflection on Teacher Education. Fourth Edition / Ed. by T. Russel, F. Korthagen. L.: Washington: Falmer Press, 1995. -202p.
- Underwood Mavy. Effective class management. Longman, 1987.- 96 p.
- Whitty, G and Willmott, E. Competence-based approaches to teacher education, Cambridge Journal of Education 21 (3): 309−18, 1991.