Чтобы самовоспитание было успешным, надо работать над собой. Приступая к самовоспитанию каждый человек должен прежде всего хорошо уяснить общую цель работы над собой. Например, он может поставить целью воспитать волю, развить художественный вкус, укрепить здоровье и т. п. Но этого недостаточно. Следует еще наметить программу самовоспитания. В ней важно указать, какие качества нужно развивать и закреплять, а какие — изживать, преодолевать. Эта программа помогает заниматься самовоспитанием не от случая к случаю, а регулярно, систематически. На основе программы иногда намечаются правила поведения, выполнение которых обеспечивает реализацию намеченной программы. [№ 1 с.72].
Большой интерес представляют правила поведения, составленные К. Д. Ушинским и записанные им в дневнике. Они включали такие пункты:
- 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
- 2. Прямота в словах и поступках.
- 3. Обдуманность действия.
- 4. Решительность.
- 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
- 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
- 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
- 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.
- 9. Ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
- 10. Никому не показывать этого журнала. [№ 6с.27]
В правилах часто указывается не только то, что нужно воспитывать, но и как воспитывать. Они определяют образ поведения, действия, позволяют сличать реальное поведение с желаемым. Хорошо продуманные и четко сформулированные правила служат как бы памяткой. Они подсказывают, как следует себя вести, как нужно действовать.
Методы самовоспитания весьма разнообразны. Это прежде всего самоубеждение, самовнушение, самонаблюдение, самоанализ. С целью самовоспитания используются и самокритика, самопринуждение, самонаказание и самоодобрение. Помогают самовоспитанию и самоучет проделанной работы и критическая оценка ее результатов, самопроверка и самоотчет.
Самовоспитание наиболее успешно осуществляется в процессе хорошо организованной деятельности. На повышение эффективности самовоспитания серьезное влияние оказывают добросовестное выполнение общественных поручений, оценка поведения окружающими. Организации самовоспитания содействует и наличие личных планов, в которых намечаются самообязательства, ставятся конкретные задачи совершенствования. Эти планы обычно называются «планами самовоспитания» или «жизненными планами». Они играют стимулирующую и корректирующую роль, помогают осмыслить жизнедеятельность. [№ 1 с.72].