Введение.
Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности
![Реферат: Введение. Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности](https://westud.ru/work/8683884/cover.png)
В нашей стране чтение всегда имело социальную значимость и вoспитательное значение, в советской России высокий престиж чтения в обществе укреплял представления людей о самой читающей нации в мире. В ФГОС НОО отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Но сегодня дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес… Читать ещё >
Введение. Воспитание интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В нашей стране чтение всегда имело социальную значимость и вoспитательное значение, в советской России высокий престиж чтения в обществе укреплял представления людей о самой читающей нации в мире. В ФГОС НОО отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности [4]. Но сегодня дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес к чтению, вне уроков не любят читать. Так же и многие родители не интересуется, какие книги читают дети и читают ли вообще. Специалисты отмечают ухудшение показателей чтения школьников, и, как следствие — мы имеем снижение уровня грамотности детей. Сегодня РФ подошла к критической черте пренебрежения чтением [2].
В связи с вышесказанным, воспитание у учащихся начальных классов интереса к чтению — одна из важных задач, стоящих перед учителем. Проблема приобщения к чтению затрагивает каждого педагога, потому что чтение играет решающую роль в формировании подрастающей личности, влияет на развитие психических процессов, передает образцы национальной культуры и поведения. Но зачастую ученики не получают помощи в понимании прочитанного, в умении определять смысл написанного. Отсутствие специально организованных педагогических условий отрицательно сказывается на качестве обучения, развитии личности младшего школьника. Создание таких условий для воспитания интереса детей к чтению, приобщения к высокохудожественной литературе возможно во внеурочной деятельности.
Также актуальность темы выбранного исследования определило противоречие между практической значимостью и недостаточной разработанностью проблемы условий развития интереса младших школьников к чтению. Над проблемой воспитания интереса детей к чтению работали многие отечественные психологи, педагоги, методисты в течение разных лет (К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. Н. Светловская, И. П. Сметанкина, Г. Н. Щукина, О. В. Джежелей и другие).
Объектом исследования является процесс развития интереса к чтению у младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования — разработать педагогические условия развития интереса к чтению младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи.
- 1. Изучить научные подходы к проблеме развития интереса к чтению у младших школьников.
- 2. Изучить уровень развития интереса к чтению у обучающихся в начальной школе.
- 3. Выявить педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников.
- 4. Разработать практические рекомендации для педагогов, детей и родителей по развитию интереса к чтению во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формированию и развитию интереса к чтению у младших школьников будут способствовать следующие педагогические условия организации внеурочной деятельности:
- — развитие высокого уровня мотивации к чтению;
- — расширение круга чтения младших школьников;
- — использование в учебно-воспитательном процессе разных форм внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, эксперимент, наблюдение); методы обработки результатов исследования (математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей эффективности способов и средств развития интереса к чтению у младших школьников).
База исследования. Эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников проводилось на базе БОУ № 140 (гимназия) (г.Омск). В исследовании принимали участие младшие школьники-первоклассники в количестве 20 человек, среди них 12 девочек, 10 мальчиков. Обучение детей ведется по УМК «Школа России».
Этапы исследования. На первом этапе исследования перед нами стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы формирования читательских интересов у младших школьников, разрабатывались исходные теоретические позиции.
На втором этапе проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе эксперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования интереса к чтению, разработаны практические рекомендации по развитию интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, педагогические условия развития интереса к чтению у младших школьников во внеурочной деятельности и на их базе кoмплекс урoков и заданий, спосoбствующий развитию интереса к чтению, могут быть испoльзованы педагогами в практическoй деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.