Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащихся 5-6 классов якутской школы
Диссертация
Констатирующий эксперимент проводился на основе анкетирования учащихся и педагогического наблюдения и позволил выявить основные проблемы изучения лирических стихотворений в школе. Вот некоторые из них в аспекте темы исследования: общие (не учитывается возрастная специфика, проблема словарной работы, выразительное чтение, заучивание наизусть, усвоение литературной теории) и специфические… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки изучения лирического стихотворения родной литературы в 5−6 классах якутской школы
- 1. 1. Научные предпосылки изучения лирики в школе
- 1. 2. Психологические предпосылки активизации восприятия лирического стихотворения
- 1. 3. Методические основы изучения лирического стихотворения в школе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы
- 2. 1. Методы и приемы организации целевой установки по изучению лирического стихотворения как предпосылок активизации его восприятия
- 2. 2. Методы и приемы организации чтения лирического стихотворения как основа активизации восприятия
- 2. 3. Анализ лирического стихотворения как активный процесс его восприятия
- 2. 4. Заключительный этап урока изучения лирического стихотворения как результат личностно-значимого восприятия
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Амма Аччыгыйа. Кюндэ — национальный советский поэт // На языке прохладной сметаны.: воспоминания о Кюндэ / Амма Аччыгыйа — сост. Т. С. Кириллин — ред. У. Нуолур. — Якутск, 1998. — С. 33−53. — На якут. яз.
- Айзерман, JI. С. Дар души и дар глагола / JI. С. Айзерман. — М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Алексеева, Н. В. Изучение поэзии «серебряного века» в средних классах : метод, пособие / Н. В. Алексеева — Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян, гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. — 87 с.
- Алексеева, П. С. Возрастная психология : учеб.-метод. комплекс / П. С. Алексеева, О. Н. Птицына — Ин-т развития образования, Центр дистанц. образования, Пед. ин-т ЯГУ. Якутск: Изд-во ЦДО ИРО МО PC (Я), 1999. -104 с.
- Аннинский, JI. Я ношу в себе ужас бытия : интервью с Львом Аннинским / записала Дания Шакирова. // Читаем вместе. — 2007. — Дек. — С. 8.
- Астафьев, А. Г. Особенности типизации в лирике : автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Г. Астафьев. Киев, 1990.
- Бабкина, М. В. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям в V классе : рус. яз. // Рус. яз. в шк. 1995. — N 5. — С. 44−45.
- Бахтин, М. М. Автор и герой : к филос. основам гуманитар, наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 344 с.
- Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова : (раздумья о преподавании лит. в шк.) / Г. И. Беленький. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г.
- Белинский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 280 с.
- Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1978. — Т. 3. — С. 331.
- Беляева, Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : теорет. основы и практика: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Беляева. М., 1997. — 238 с.
- Бессонова, В. П. Методика изучения лирики в 5 классе якутской школы : дис.. канд. пед. наук/В. П. Бессонова. — Якутск, 2003.
- Бехер, И. Р. В защиту поэзии : пер. с нем. / Иоганнес Р. Бихер — вступ. ст. Т. Мотылевой. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. — 373 с.
- Боескоров, Г. К. Творчество П. Н. Тобурокова / Г. К. Боескоров. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. — 96 с.
- Бородина, В. А. Восприятие поэзии Востока : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. М. — СПб.: ДИЛЯ, 2001.-221 с.
- Браже, Т. Г. Восприятие учащимися стихов о Пушкине: эксперимент, повторенный через 30 лет // Пушкин и духовная культура. Традиции и новаторство. СПб., 1999. — С. 95−101.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
- Бурцев, А. А. На крылатом коне : якут, поэзия от А. Кулаковскогодо С. Тарасова / А. А. Бурцев, П. В. Максимова. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995.-224 с.
- Бурцева, Н. В. Поэзия Петра Тобурокова (Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики): автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Бурцева. Якутск, 2005. — 26 с.
- Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Е. Н. Винарская. — М.: Высш. шк., 1989. 136 с.
- Виноградов, В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. / В. В. Виноградов. — М.: Высш. шк., 1971.-340 с.
- Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов — сост. В. С. Аранский. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.
- Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 624 с.
- Воскобойник, Т. М. О некоторых аспектах поэзии в связи с изменившейся образовательной парадигмой : материалы к авт. программе «Покуда над стихами плачут»: история рус. поэзии // Актуальные проблемы педагогики. Владимир, 1999. — Вып.З. — С. 106−123.
- Выготский, JI. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / Лев Выготский — под ред. В. В. Давыдова. — М.: ACT — Астрель — Люкс, 2005. — 671 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский — предисл. А. Н. Леонтьева — коммент.: Л. С. Выготского, В. В. Иванова — общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. -М.: Смысл — Эксмо, 2006. — 512 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4: Детская психология. — 432 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1974. — 405 с.
- Граник, Г. Г. Восприятие школьниками художественного текста / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая // Вопр. психологии. 1996. — N 3. — С. 43−52.
- Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики / В. А. Грехнев. — Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 464 с.
- Гурова, В. Я. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности : дис.. канд. пед. наук / В. Я. Гурова. — Орел, 2002.
- Гуткина, Э. И. Как приобщить младших школьников к искусству художественного восприятия лирики? // Искусство в шк. 1997. — N 5. — С. 8−14.
- Данилов, С. П. Поющие снега : из лит.-критич. наследия / С. П. Данилов — предисл., сост. и примеч. В. В. Дементьева. — М.: Сов. Россия, 1986. — 144 с. — (Писатели о творчестве).
- Дьяконов, Н. X. Последняя встреча с Семеном // Хотугу сулус. — 1981.-N4.-С. 113−116.
- Дьячковская, М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии : проблемы эволюции и классификации / М. Н. Дьячковская. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1998. — 153 с.
- Емельянов, Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопр. психологии. 1998. — N 1. — С. 31−43.
- Ермакова, 3. П. Восприятие поэзии Н. А. Некрасова в русской демократической читательской среде конца XIX-начала XX века: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Зинаида Петровна Ермакова — Сарат. гос. пед. ин-т. Волгоград, 1996. — 17 с.
- Ермоленко, С. И. Лирика М. Ю. Лермонтова: жанровые процессы / С. И. Ермоленко — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.-420 с.
- Жижина, А. Д. Над строками лирических произведений : пособиедля учителей старших классов общеобразоват. учреждений / А. Д. Жижина. — СПб.: Просвещение, С.-Петерб. фил., 2001. — 183 с.
- Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. — СПб.: Азбука-классика, 2001. 496 с.
- Журавлева, Г. Чувственный мир учащихся и развитие образной речи : эксперим. программа по изучению худож. произведений, разраб. и апробир. в шк.-гимназии N 49 г. Чебоксары. // Халах шкуле=Нар. шк. 1996. -N3.-C. 47−53.
- Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников : учеб. пособие / Ф. И. Иващенко. — Минск: Университетское, 1996. — 128 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Питер, 2007. 464 с.
- Ильин, Е. Н. Искусство общения : из опыта работы учителя лит. 516-й шк. Ленинграда / Е. Н. Ильин. — М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
- Ильин, Е. Н. «Минувших дней итоги.» / Е. Н. Ильин. JI.: Лениздат, 1991. — 124 с.
- Карсалова, Е. В. «Стихи живые сами говорят.»: кн. для учителя: из опыта работы / Е. В. Карсалова. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Кияйкина, О. В. Развитие воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ольга Владимировна Кияйкина. СПб., 2006. — 25 с.
- Кленицкая, И. Я. Когда слова диктуют чувство.: кн. для учителя: из опыта работы / И. Я. Кленицкая. — М.: Просвещение, 1991. 79 с.
- Колесникова, О. И. Поэтическая речь в мире детей / О. И. Колесникова — Вят. гос. пед. ун-т. Киров: Изд-во ВГПУ — Триада-С, 2001. -183 с.
- Колодезников, С. К. Изучение жизни и творчества П. А. Ойунского в 4−8 классах якутской школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. К. Колодезников. — М., 1982. — 19 с.
- Копырин, Н. 3. Все цвета радуги: ст., рецензии, заметки / Н. 3. Копырин. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. — 112 с.
- Копырин, Н. 3. К новым рубежам (заметки о якутской поэзии 1955- 1975гг.) / Н. 3. Копырин. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1988. — 88 с.
- Копырин, Н. 3. Тяжелое испытание (якутская поэзия периода Великой Отечественной Войны и послевоенного десятилетия) / Н. 3. Копырин.- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 84 с.
- Кудина, Г. Н. Развитие понимания школьниками внутреннего мира человека : пример индивид, беседы с учащимися на материале рассказа В. Белова «Старый да малый» в 1,1П, V и X кл. // Психол. наука и образование. -1996.-N1.-С. 53−60.
- Левидов, А. М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 353 с.
- Левидов, А. М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов. 2-е изд., доп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 351 с.
- Ливехуд, Б. Фазы развития ребенка : пер. с нем. / Бернард Ливехуд.- Калуга: Духов, познание, 1998. 160 с.
- Лисовский, А. М. Изучение лирики в школе : пособие для учителя / А. М. Лисовский. Киев: Рад. шк., 1987. — 192 с.
- Литвинов, В. В. Сочинения в старших классах / В. В. Литвинов. — М.: Просвещение, 1965. — 192 с.
- Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста: ст. и исслед., заметки, рец., выступления / Ю. М. Лотман — ред.: О. Н. Нечипуренко, Н. Г. Николаюк. — СПб.: Искусство-СПб., 2001. — 848 с.
- Максимова, П. В. Жанровая типология якутской поэзии : вопросы эволюции и классификации форм / П. В. Максимова. — Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.
- Максимова, П. В. Якутская поэма. История и типология жанра: учеб. пособие / П. В. Максимова. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. — 151 с.
- Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили.- М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 416 с.
- М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Маршак, С. Я. Воспитание словом : ст., заметки, воспоминания / С. Я. Маршак. — М.: Сов. писатель, 1964. 98 с.
- Медведев, В. П. Изучение лирики в школе : кн. для учителя / В. П. Медведев. — М.: Просвещение, 1985. —208 с.
- Минькова, В. Н. Достучаться до сердца ребенка.: работа на уроках лит. чтения с лирич. стихотворениями: опыт учителя нач. кл. Шихов. шк. Слобод, р-на Киров, обл. // Нач. шк. 2000. — N 11. — С. 26−30.
- Вятск. гос. пед. ун-т. Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. — 88 с.
- Мурашов, А. А. Из тонких линий идеала : кн. для учителя: из опыта работы / А. А. Мурашов. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
- Найденов, Б. С. Выразительность речи чтения : пособие для учителей нач. и сред. шк. / Б. С. Найденов. М.: Просвещение, 1969. — 263 с.
- Николаев, М. Е. Духовное развитие народа — стратегия государственной политики XXI века / М. Е. Николаев. М.: Логос, ВОС, 2000. -96 с.
- Новиков, А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации : монография / А. Г. Новиков, А. Г. Пудов. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005.- 178 с.
- Новиков, А. Г. О менталитете саха : монография / А. Г. Новиков. — Якутск: Изд-во Аналит. Центра при Президенте PC (Я), 1996. — 147 с.
- Острогорский, В. П. Выразительное чтение : пособие для учащихся / В. П. Острогорский. — 8-е изд. М., 1916.
- Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология :учеб. пособие для вузов / Н. Н. Палагина. — М.: МПСИ, 2005. — 288 с.
- Подругина, И. А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. А. Подругина. М., 2000. — 417 с.
- Поликарпова, Е. М. Выразительное чтение : пособие для учителей / Е. М. Поликарпова. Якутск: Ин-т нац. шк., 1992. — 64 с.
- Полковникова, И. В. Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирических стихотворения в 7 классе : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Полковникова. — JL, 1988.
- Полозова, Т. Д. Открытие мира : сов. дет. лит. и проблемы формирования читателя-подростка: пособие для учителей / Т. Д. Полозова. — М.: Просвещение, 1979. 256 с.
- Поспелов, Г. Н. Лирика : среди лит. родов / Г. Н. Поспелов. — М. :1. Изд-во МГУ, 1976. 208 с.
- Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня — сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. — М.: Высш. шк., 1990. — 344 с.
- Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 651 с.
- Рез, 3. Я. Изучение лирических произведений в школе (IV-VII классы) / 3. Я. Рез. JI.: Просвещение, 1968. — 174 с.
- Рез, 3. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении (9 класс): пособие для учителей / 3. Я. Рез. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Рубакин, Н. А. Библиологическая психология / Н. А. Рубакин. — М.: Акад. проект — Трикста, 2006. — 800 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1988. — 688 с.
- Рыльская, И. Г. Изучение лирики К. Д. Бальмонта в школе на основе выявления индивидуально-психологических особенностей ее восприятия учащимися: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Геннадиевна Рыльская. Самара, 2002. — 18, 1. с.
- Саввинова, А. М. Л. С. Выготский о восприятии лирики // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. — N 30 (67). — С. 301−305.
- Саввинова, А. М. Неувядающие кущи / А. М. Саввинова, Е. М.
- Поликарпова // Филологическое образование в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания: всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию д.п.н., проф. М. В. Черкезовой: сб. ст. — М., 2007. — С. 121−126.
- Саввинова, А. М. Саха саната саргылыа // Род. яз. и лит. — 2007. N 2 (6).-С. 21−26.
- Селли, Д. Очерки по психологии детства / Д. Селли. М.: К. И. Тихомиров, 1901. — 456 с.
- Серошевский, В. Л. Якуты : опыт этногр. исслед. / В. Л. Серошевский. 2-е изд. — М., 1993. — 736 с.
- Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.-119 с.
- Соколова, О. Понять значит почувствовать : урок на тему «Поэзия Пушкина — живописи и музыке сестра родная»: опыт сред. шк. N 18 г. Пскова. // Нач. шк. — 1999. -N 11. — С. 7.
- Соловьева, Н. М. Выразительное чтение в 4−8 классах : кн. для учителя / Н. М. Соловьева, Т. Ф. Завадская. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Сосновская, И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Витальевна Сосновская — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1994. — 16 с.
- Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1988. — Т. 2.: Работа актера над собой, ч. 1.: Работа над собой в творческом процессе переживания — Дневник ученика. — 511 с.
- Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1988. — Т. 4.: Работа актера над ролью: материалы к кн. — 399 с.
- Стоюнин, В. Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин — сост. Г. Г. Савенюк. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. 3 изд. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 335 с.
- Тасалов, В. И. Искусство в системе Человек-Вселенная: эстетика «антропного принципа» на стыках искусства, религии, естествознания / В. И. Тасалов. М.: КомКнига, 2007. — 256 с.
- Тимофеева, Е. Н. Сравнение переводов как прием школьного анализа лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.02) / Екатерина Николаевна Тимофеева. СПб., 2002. — 25 с.
- Тобуроков, Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири) / Н. Н. Тобуроков. М.: Наука, 1991. — 179 с.
- Тобуроков, П. Н. В дороге с поэзией // Хотугу сулус. 1982. — N 2. -С. 87−94.
- Тодоров, JI. В. Работа над стихом в школе / Л. В. Тодоров. — М.: Просвещение, 1965.
- Тодоров, Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л. В. Тодоров. М.: Просвещение, 2002. — 96 с.
- Толстой, А. Н. Познание счастья / А. Н. Толстой — сост.: Л. Толстая, И. Щербакова. — М.: Мол. гвардия, 1981. 239 с.
- Троицкий, В. Ю. Словесность в школе : кн. для преподавателей рус. филологии / В. Ю. Троицкий. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
- Тумат, С. «Оживу в сердцах людей.» / Семен Тумат // Саха сирэ.- 1997. 22 янв. — С. 4.
- Тынянов, Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. -3-е изд. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 176 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2001.-416 с.
- Урастыров, К. Избранные стихи и поэмы : в 2 т. / Кюннюк Урастыров. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1977. —Т. 1. — 440 с.
- Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : справ, для учителей и воспитателей / JI. М. Фридман. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. 480 с.
- Харлампьева, Н. И. ХоЬоонум уцуоргу кытыла : ахтыылар, этиилэр, бэлиэтээ1шннэр / Наталья Харлампьева. Дьокуускай: Бичик, 2007. — 256 с.
- Художественное творчество и проблемы восприятия: сб. науч. тр. / Калинин, гос. ун-т — отв. ред. В. В. Прозоров. — Калинин: Изд-во ЮГУ, 1990. — 144 с.
- Чабыев, И. П. Возрастная психология : учеб. пособие / И. П. Чабыев. 2-е изд., испр. и доп. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. — 116 с.
- Шанский, Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста : кн. для учителя / Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 1002. — 224 с.
- Швайкина, Е. А. К вопросу о монографическом подходе при чтении с младшими школьниками произведений русской поэзии в : на примере изучения произведений А. Н. Плещеева в III кл. // Нач. шк. 1994. — N12.-С. 30−34.
- Швайкина, Е. А. Методика работы над произведениями русской поэзии XIX в. на уроках чтения в начальных классах: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Александровна Швайкина — Моск. пед. гос. ун-т им.
- B. И. Ленина. М., 1995. — 16 с.
- Швайкина, Е. А. О некоторых особенностях восприятия поэзии 19 века современными младшими школьниками : на уроках чтения в сред, шк. // Школа на рубеже веков. Смоленск, 2000. — С. 64−67.
- Эриксон, Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 1996. — С. 139−146.
- Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е. В. Язовицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, — 1963. — 399 с.
- Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон — под ред. Е. М. Борисовой. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1998.-304 с.
- Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Maslow, A. The farther reaches of human nature / A. Maslow. New York: Viking, 1971. — P. 423.