Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащихся 5-6 классов якутской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Констатирующий эксперимент проводился на основе анкетирования учащихся и педагогического наблюдения и позволил выявить основные проблемы изучения лирических стихотворений в школе. Вот некоторые из них в аспекте темы исследования: общие (не учитывается возрастная специфика, проблема словарной работы, выразительное чтение, заучивание наизусть, усвоение литературной теории) и специфические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки изучения лирического стихотворения родной литературы в 5−6 классах якутской школы
    • 1. 1. Научные предпосылки изучения лирики в школе
    • 1. 2. Психологические предпосылки активизации восприятия лирического стихотворения
    • 1. 3. Методические основы изучения лирического стихотворения в школе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы
    • 2. 1. Методы и приемы организации целевой установки по изучению лирического стихотворения как предпосылок активизации его восприятия
    • 2. 2. Методы и приемы организации чтения лирического стихотворения как основа активизации восприятия
    • 2. 3. Анализ лирического стихотворения как активный процесс его восприятия
    • 2. 4. Заключительный этап урока изучения лирического стихотворения как результат личностно-значимого восприятия
  • Выводы по второй главе

Методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащихся 5-6 классов якутской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Органичность мира воплощается в ее системности, все в жизни взаимосвязано и взаимообусловлено. Школа как составляющая этой системы является открытой социально обусловленной образовательной компонентой. Именно поэтому современная картина мира, характеризующаяся динамичностью своего развития и насыщенностью потоком информации, влияет на систему образования страны неоднозначно. С одной стороны, дается возможность расширению функций, возрастанию роли и значимости школы, с другой стороны, появляется опасность возникновения «поверхностного» восприятия действительности и, следовательно, опосредованного отношения к окружающему миру.

Понятие «восприятие» апеллирует ко всем сферам деятельности человека — к взаимоотношениям, к речи, к эстетике, к восприятию литературы и т. д. Понимание объекта, в свою очередь, воздействует на воспринимающего и побуждает к определенной рефлексии. Следовательно, научить человека воспринимать действительность необходимо еще в школе. Ведь именно школе как открытой социально-педагогической системе отведена первостепенная роль в привитии общечеловеческих нравственных установок подрастающему поколению, своего рода, инвестиции в будущее человечества.

Литература

является одной из школьных дисциплин, призванных зарождать и развивать в учащихся чувство осознания сопричастности к мировой цивилизации, приобщать их к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, прививать чувство прекрасного, способствующее нравственно-эстетическому формированию личности. Однако, возвращаясь к проблеме «зрелищности», мы отмечаем, что современность порождает поверхностное отношение к воспринимаемому. И. В. Сосновская видит в этом первопричину «мозаичности», разорванности восприятия художественного произведения современным ребенком. Эстетическое переживание на основе восприятия произведения искусства отличается заимствованием чужого эстетического опыта (Д.Н. Овсянико-Куликовский), поскольку воспроизводятся образное мировосприятие и мироощущение автора. В процессе восприятия духовный диалог с ним оживляется рефлексией эстетических чувств читателя, что благоприятствует эмпирическому освоению мира учащимися.

Особое место в литературном образовании учащихся российской школы отводится изучению лирики, которая, в силу специфики этого литературного рода, имеет существенное значение в обогащении эмоционально-чувственной сферы детей. Поэзия при эмоционально-целостном восприятии дает учащимся возможность познать и прочувствовать богатство внутреннего мира другого человека, что и создает благоприятные условия для формирования нравственной среды. Раскрывая перед школьником глубокие душевные волнения и переживания, лирическое стихотворение способствует эстетическому познанию мира, особенно у подростка, который, в силу своего возраста, находится на стадии познания окружающего мира. Восприятие оставленных поэтами «аксиом» может стать своеобразным средством разрешения эмоционально сложных жизненных обстоятельств (Л.С. Выготский определяет это явление как «катарсис»).

Якутские исследователи (Т.К. Боескоров, А. А. Бурцев, М. Н. Дьячковская, Н. Э. Копырин, П. В. Максимова, Н. В. Покатилова, JI.H. Романова, Н. Н. Тобуроков и др.) изучали национальную лирическую поэзию в ее различных аспектах и признали своеобразие лирики: ее глубокая медитативность возникла с первыми классическими произведениями национальных писателей (А.И. Софронов-Алампа). Изучаемые в средних классах стихотворения раскрывают первоосновы человеческой жизни в индивидуальных трактовках поэтов. Лирические признания в любви к жизни Кюннюк Урастырова, Архипа Абагинского, трепетное отношение Кюндэ к родному краю, дань уважения к матерям, выраженная Элляем, чувство гордости С. П. Данилова родиться саха создают благоприятные условия для формирования личности подростка, для восприятия им нравственных норм, расширения его чувственно-эмоционального опыта.

Общепризнанно мнение методистов и психологов о сложности восприятия учащимися лирического стихотворения, нежели остросюжетной и захватывающей прозы. Именно поэтому они говорят о вероятностном воздействии поэтического текста на духовный мир учащихся при знакомстве с поэзией в раннем детстве. Если ранее вся деятельность осуществлялась на стадии познавания, то в младшем подростковом возрасте школьники усваивают словесное искусство, «распахивая сердце». Таким образом, подобная «эмоциональная» деятельность для них является в определенной степени новой. Безусловно, невозможно говорить об абсолютном понимании ребенком поэтического текста. Но адекватность соответствия его восприятия авторскому переживанию, освоение эмоционально-смысловой доминанты лирического произведения вполне посильны ему. Присущие подростку непосредственность восприятия, эмоциональность впечатлений способствуют постижению образа-переживания стихотворения, расширению эстетического «кругозора» и повышению читательского интереса. При надлежащем обучении лирическая поэзия путем передачи тончайших оттенков эстетических чувств дает подросткам возможность самоуглубления, учить понимать и определять, в первую очередь, собственные переживания. В связи с этим, возникает острая необходимость в активизации восприятия лирического стихотворения учащимися младшего подросткового возраста.

Восприятие поэтического текста учащимися исследовали Ц. Балталон, В. В. Данилов, А. А. Потебня, З. Я. Рез, О. И. Никифорова, Е. В. Карсалова, Р. Д. Мадер, В. П. Медведев, JI.B. Тодоров, И. В. Полковникова, Н. В. Беляева и др. Если проблема восприятия лирического стихотворения в русской школе исследована в достаточной степени, то в методике преподавания якутской литературы она освещена частично. Вместе с тем, якутские методисты Н. И. Филиппова и Е. М. Поликарпова в своих трудах рассматривают выразительное чтение как свидетельство полноценности восприятия лирического стихотворения. С. К. Колодезников утверждает необходимость учета своеобразия художественной формы якутской лирики.

Ряд якутских методистов признают эффективность изучения произведения, в частности, стихотворения, во взаимосвязи «диалога литератур», что способствует приобщению учащихся к аксиологическим ценностям человечества. Бесспорно, мышление, мировоззрение, менталитет любого народа уникальны, неповторимы. Однако их ценностная ориентация проявляется в общечеловеческом — в эмоциях и переживаниях, душевных волнениях и настроениях, желаниях, чувствах, ощущениях.

Ввиду модифицирующихся современных требований к литературному образованию школьников, изменившихся интересов сегодняшних подростков и недостаточности научно-практической разработанности методики преподавания литературы в аспекте темы, изучение лирики в якутской школе требует осуществления новых теоретических и практических подходов, что и определило актуальность проблемы исследования.

Объект исследования — процесс изучения лирических стихотворений на уроках родной литературы в 5−6 классах якутской школы.

Предмет исследования — методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы путем создания эмоционального диалога с образом-переживанием произведения.

Цель исследования — научно обосновать экспериментально проверенную методику активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза. Активизация восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов будет продуктивной при условии:

— учета родовых, жанровых особенностей и художественной природы лирики, ее эмоционально-чувственной сферы;

— создания благоприятной среды урока, определяемой возрастной психологической спецификой учащихся младшего подросткового периода и особенностей восприятия ими лирикиактуализации методов и приемов активизации восприятия, обусловленных установлением духовного диалога учащихся и образа-переживания поэтического произведения и способствующих личностному формированию младших подростков и их опыту самоуглубления и самоанализа.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной и психолого-педагогической литературы, в аспекте темы исследования;

2. Определить степень разработанности методики преподавания лирических стихотворений на уроках родной литературы в якутской школе;

3. Выявить психологические особенности читательского восприятия лирического стихотворения родной литературы учащимися-якутами младшего подросткового возраста;

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить целесообразность методики активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы.

Методологической основой исследования являются научные положения о медитативности лирики (А.Г. Астафьев, Л. Я. Гинзбург, Б. О. Корман, Ю. М. Лотман, М. И. Михайлов, Г. Н. Поспелов, Ю. Н. Тынянов, В. Е. Хализев и др.) и наличии медитативного начала в якутском лирическом стихотворении (М.Н. Дьячковская, Н. З. Копырин, П. В. Максимова, Н. Н. Тобуроков и др.), о восприятии как эмоционально-духовном диалоге читателя и героя произведения (М.М. Бахтин, В. Г. Белинский, Н. В. Беляева, Л. С. Выготский, Б. С. Гершунский, Т. Ф. Завадская, A.M. Левидов, Ю. М. Лотман, И. А. Подругина, В. Г. Маранцман, Т. Д. Полозова, А. А. Потебня, Н. А. Рубакин, Н. М. Соловьева, И. В. Сосновская, К. С. Станиславский, Л. Н. Толстой и др.), труды по психологии, раскрывающие возрастную психологическую специфику учащихся младшего подросткового возраста и особенности восприятия ими лирики (Л. Бернард, Б. С. Волков, Л. С. Выготский, Н. Н. Палагина,.

И.В. Полковникова, Т. Д. Полозова, А. А. Потебня, C.JI. Рубинштейн, Л. М. Фридман, И. П. Чабыев, Э. Эриксон, П. М. Якобсон и др.), труды по методике преподавания литературы в аспекте темы исследования (О.Ю. Богданова, Е. В. Карсалова, И. Я. Кленицкая, A.M. Лисовский,.

B.П. Медведев, З. Я. Рез, М. А. Рыбникова, И. В. Сосновская, Л. В. Тодоров;

C.К. Колодезников, С. М. Петрова, Е. М. Поликарпова, Н. И. Филиппова и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы;

— анкетирование учащихся младшего подросткового возраста;

— проблемный анализ современного состояния изучения лирических стихотворений в якутской школе;

— педагогическое наблюдение за процессом изучения лирических стихотворений в 5−6 классах;

— опытно-экспериментальное обоснование (проведение констатирующего и обучающего эксперимента в Антоновской средней школе Нюрбинского улуса (района), Кутанинской СОШ Сунтарского улуса (района), школах г. Якутска «Айыы кыЬата» и Саха-гимназии (с углубленным изучением английского и немецкого языков).

Экспериментальная база исследования: Антоновская средняя общеобразовательная школа Нюрбинского улуса (района), Кутанинская СОШ Сунтарского улуса (района), школы г. Якутска «Айыы кыЬата» и Саха-гимназия (с углубленным изучением английского и немецкого языков)).

Этапы исследования. На первом этапе (2005;2006 гг.) изучалась специальная литература, в аспекте темы исследованияформулировались цели, задачи, гипотеза, устанавливались научная новизнаопределялась теоретическая и практическая значимость. На втором этапе (2006;2007 гг.) выявлены методические пути реализации обучающего процесса, проведен констатирующий и обучающий эксперимент с целью обоснования результативности разработанной методикианализировались первичные результаты опытно-экспериментальной работы, вносились поправки в содержание эксперимента. На третьем этапе (2007;2009 гг.) выявлялись методы и приемы, оптимизирующие восприятие лирических стихотворений родной литературы учащимисяподводились итоги экспериментальной работы, оформлялась диссертация.

Научная новизна диссертационного исследования:

— выявлены методы и приемы, оптимизирующие восприятие лирического стихотворения родной литературы, способствующие развитию и углублению читательского интереса младших подростков к лирике;

— выдвинута и осуществлена идея об активном использовании лично пережитого эмоционального опыта учащихся в раскрытии эстетических переживаний автора в стихотворении;

— разработана и экспериментально проверена методика активизации восприятия лирических стихотворений родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы, обусловленная установлением духовного диалога учащихся и образа-переживания произведения.

Теоретическая значимость исследования:

— разработаны теоретические и практические подходы к изучению лирических стихотворений в 5−6 классах якутской школы;

— уточнены понятия «образ-переживание», «духовный/эмоциональный диалог" — обоснованы методические решения активизации восприятия лирических стихотворений младшими подростками;

— исследован процесс активизации восприятия лирики учащимися, разработана специальная схема по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальном обосновании и осуществлении разработанной методики преподавания лирического стихотворения младшим подросткам на уроках родной литературы в якутской школе, способствующей нравственно-духовному обогащению школьников. Методические решения данного исследования могут быть использованы в практике преподавания родной литературы в якутской школе учителями-словесниками, методистами, студентами-филологами при подготовке к урокам, составлении различных видов работы по изучению лирики в средних классах, преподавателями при чтении лекций по методике преподавания литературы в педагогических учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, приведенных в диссертации, аргументированы ссылкой на современные и классические научные труды по философии, литературоведению, психологии, теории и методике преподавания литературырезультатами научно-теоретического и экспериментального обоснования выдвигаемых положений диссертацииапробированием разработанных материалов на научных конференциях и в публикациях.

Апробация материалов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Русская литература и литература народов России в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания» (г. Москва, 2007 г.), республиканской научно-практической конференции «Факультет якутской филологии и культуры. Достижения, споры, перспективы», посвященной 15-летию факультета якутской филологии и культуры ЯГУ имени М. К. Аммосова, (г. Якутск, 2007 г.), республиканской научно-практической конференции «Вклад творчества Петра Тобурокова в развитие якутской литературы XX века» (г. Якутск, 2007 г.), республиканской научно-практической конференции, посвященная юбилеям братьев. С. П. Данилова и Софр.П. Данилова (г. Якутск, 2007 г.), «Аспирантские чтения» (г. Якутск, 2008 г., 2009 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая природа лирики, насыщенность ее чувственной сферы эмоциональными волнениями, обнаруживаемые при раскрытии сущности и глубины образа-переживания поэтического произведения, способствуют и расширению диапазона эмоционально-чувственного мира подростков, созиданию их нравственной сферы, что определяет методическую целесообразность изучения лирических стихотворений родной литературы в 56 классах якутской школы.

2. Младший подростковый возраст, отличающийся качественно новой активной работой мыслительных и психических процессов детей, их эмоциональной возбудимостью, яркостью воображения, активным проявлением социальных чувств (сочувствие, сожаление, сопереживание и т. д.), наиболее благоприятен для активизации восприятия лирического стихотворения учащимися 5−6 классов.

3. Эффективность методики активизации восприятия лирического стихотворения родной литературы учащимися 5−6 классов якутской школы определяется использованием конструктивных методов и приемов работы, осуществляемых при установлении духовного диалога учащихся и образа-переживания поэтического произведения (оживление лично пережитого эмоционального опыта учащихся, воссоздание ассоциаций, усиление воображения, выразительное чтение, исполнительский анализ, самоуглубление, творчество).

Выводы по второй главе.

1. Методика изучения лирических стихотворений определяется, в первую очередь, эстетической природой лирики. Эмоциональность произведения создает препятствие для его восприятия школьниками, в особенности учащимися младшего подросткового возраста. Поэтому возникает острая необходимость в проведении целевой установки, как предваряющего этапа к восприятию и анализу стихотворения. Наша методика целевой установки основана на пробуждении эмоции подростков, созвучной с авторским настроением и близкой образу-переживанию.

2. Эффективность целевой установки во многом зависит от применения психологических приемов, как в процессе подготовки учителя к проникновению в лирический мир поэта, так и в непосредственных формах проведения занятия. На наш взгляд, установление эмоционального контакта учащихся и чувственного мира образа-переживания лирического стихотворения приобретает первостепенное значение.

3. Лирическое стихотворение, в первую очередь, воздействует на человека звучащим словом. Поэтому на уроке изучения лирики чаще всего применяют метод выразительного чтения стихотворения, что приобретает особую важность при первом знакомстве с произведением.

4. Художественное исполнение лирического стихотворения возможно при условии возникновения эмоционального диалога учащихся с образом-переживанием произведения, то есть при восприятии и проведении исполнительского анализа. При первом знакомстве со стихотворением учащиеся, в силу возрастных особенностей, встречают определенные трудности в осуществлении выразительного чтения, они могут участвовать в объяснительном чтении и читать отрывки произведения. Поэтому мы рекомендуем выразительное чтение учителя.

5. Подготовка учителя к выразительному чтению стихотворения осуществляется при активизации личного эмоционального опыта, вникании в эмоционально-чувственный мир поэта, выявлении «сверхзадачи» лирического текста. Однако само чтение должно ориентироваться на личностно-возрастные особенности учащихся.

6. Анализ лирического стихотворения создает необходимые условия для установления полноценного восприятия и выявления личностно-значимого впечатления учащихся, поскольку в процессе работы раскрываются авторское чувство и образ-переживание.

7. Для надлежащего анализа учителем выдвигается эстетическая задача, достигаемая постановкой 1−2 ключевых вопросов. В зависимости от способа раскрытия образа-переживания, мы использовали следующие виды анализа: исполнительский, «вслед за автором» и анализ образа-переживания.

8. Констатирующий эксперимент на основе анкетирования учащихся и педагогического наблюдения позволил выявить основные проблемы изучения лирических стихотворений в школе и сделать выводы об эффективности разработанных нами методических рекомендаций и проведенного эксперимента, основанных на активизации эмоционально-чувственного восприятия лирических стихотворений, способствовавших дальнейшему процессу устранения вышеприведенных трудностей в изучении лирики учащимися младшего подросткового возраста.

9. Заключительный этап изучения отражает результаты формирующего эксперимента, одной из установленных задач которого являлись выявление и упрочение эмоционально-личностного отношения к изученным стихотворениям. Для этого мы применили следующие формы работы заключительных занятий: вторичный исполнительский анализ, литературно-творческое сочинение, творчество учащихся.

10. Выразительное чтение и чтение наизусть становятся результатом исполнительского анализа лирических стихотворений, так как представляют собой индивидуальную художественную трактовку учащихся.

Литературно-творческие сочинения на материале изученного стихотворения и эмоционально-чувственной реакции после его восприятия способствуют наблюдению за движением возникшего чувства, развитию навыков письменной речи.

Учащиеся воплощают в творчестве личное отношение и эмоциональное впечатление от восприятия изученного стихотворения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Извечное стремление человека к самопознанию и обретению бессмертия нашло пути разрешения в увековечивании себя в искусстве. Художественное произведение как форма словесного искусства воплощает идеал мира, гармонию и красоту в индивидуальном восприятии автора-творца. «Любая объективная мера сущего оценивается человеком-художником внутри такого процесса как подмножество универсального множества миростроения, что и означает творчество «по законам красоты» [149- с. 76]. В этом плане, лирика, в частности, лирическое стихотворение, приобретает наиболее подходящее смысловое и функциональное назначение, поскольку в произведении прослеживается авторское переживание как эмоциональная рефлексия к восприятию окружающего мира. Лирика располагает различными способами «предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания.» [42- с. 7], выражаемой в большинстве в образе-переживании. Это чувственно-эстетическое проявление внутреннего мира, душевного состояния поэта в момент создания произведения. Этот факт обуславливает возникновение понятия о медитативности лирики.

Медитативное начало свойственно и якутской лирике. Исследователи якутской поэзии отмечают, что эта черта прослеживалась с момента зарождения первых лирических стихотворений. Произведения А. И. Софронова-Алампа являются ярким свидетельством данной тенденции. С тех пор якутская поэзия обогатилась в жанровых и тематико-содержательных аспектах, образ-переживание расширился в эмоционально-чувственном плане.

Изучение лирического стихотворения учащимися младшего подросткового возраста встречает определенные трудности непосредственно в восприятии поэтического текста. Это объясняется как эстетической природой лирики, так и спецификой возраста учащихся. Качественным новообразованием младшего подросткового периода становится, главным образом, зарождение в подростке «чувства взрослости». Проявление этой черты является приоритетным во всей деятельности школьника. Так, в нем обнаруживаются первые проявления социальных чувств, что отражается в способности к со-чувствию, со-страданию, со-переживанию. Поэтому в формировании этих качеств, расширении спектра чувств основополагающую роль играет соучастие в раскрытии лирического образа стихотворения, в обнаружении созвучия с его настроением. Однако надо понимать, что раскрытие лирического образа невозможно без полноценного восприятия стихотворения. Этому способствует развитие интеллектуальных (познавательных) процессов. Необходимым условием в восприятии являются воссоздание лирических образов, активизация воображения, пробуждение эмоционального опыта и т. д. Мы бы этот процесс иначе назвали созданием эмоционального диалога с лирическим образом. Поэтому проявленные в процессе восприятия лирического стихотворения подростками сочувствие, сожаление, сострадание, сопереживание способствуют установлению нравственных и ценностных убеждений.

Приведенный в диссертации хронологический обзор научных трудов отечественных и якутских методистов с возникновения отечественной методической мысли свидетельствует о сложности и многогранности преподавания лирических стихотворений в школе, так как данная методика претерпела много изменений в теории и практике. Так, изучение лирики впервые теоретически обосновано М. В. Ломоносовым в 18 веке, однако стремительное развитие получило лишь спустя век. На сегодняшний день изучение лирики исследовано с различных аспектов. Отдельные вопросы данной проблемы затрагиваются якутскими методистами (Н.И. Филипповой, С. К. Колодезниковым, Е. М. Поликарповой, С. М. Петровой и др.) примерно с 70-х годов прошлого века.

Констатирующий эксперимент проводился на основе анкетирования учащихся и педагогического наблюдения и позволил выявить основные проблемы изучения лирических стихотворений в школе. Вот некоторые из них в аспекте темы исследования: общие (не учитывается возрастная специфика, проблема словарной работы, выразительное чтение, заучивание наизусть, усвоение литературной теории) и специфические (не сформировано понятие «образ-переживание», неумение называть и давать оценку своим эмоциям, целостное и взаимообуславливающее обучение как единый процесс восприятия). Наблюдение внедрения разработанных нами методических рекомендаций позволило сделать выводы об их эффективности. В обучающем эксперименте мы брали за основу активизацию эмоционально-чувственного восприятия лирических стихотворений, что способствовало дальнейшему процессу устранения вышеуказанных трудностей в изучении лирики учащимися младшего подросткового возраста.

Методика изучения лирических стихотворений определяется, в первую очередь, эстетической природой лирики. Восприятие стихотворения на уроке литературы предваряет организация целевой установки. Вводное занятие основывается на пробуждении эмоции подростков, созвучной с авторским настроением в стихотворении и близкой образу-переживанию. Эффективность целевой установки во многом зависит от применения психологических приемов, как в процессе подготовки учителя к проникновению в лирический мир поэта, так и в непосредственных формах проведения занятия. На наш взгляд, установление эмоционального контакта учащихся и чувственного мира образа-переживания лирического стихотворения приобретает первостепенное значение. Это позволило определить вводное занятие изучения лирики как начальный этап восприятия.

В силу специфики лирики, стихотворение, в первую очередь, воздействует на человека звучащим словом. Поэтому при первом знакомстве с ним целесообразно проводить первичное восприятие лирического текста методом выразительного чтения, вне зависимости от того, будет ли оно исполнено наизусть или прочтено. Художественное исполнение лирического стихотворения возможно при условии возникновения эмоционального диалога учащихся с образом-переживанием произведения, что достигается при проведении исполнительского анализа. Это затрудняет чтение учащихся при первичном восприятии, но определяет преимущество чтения учителя, как человека с большим жизненным и эмоциональным опытом.

Подготовка учителя к выразительному чтению стихотворения осуществляется при активизации личного эмоционального опыта, вникании в эмоционально-чувственный мир поэта, выявлении «сверхзадачи» лирического текста. Однако само чтение должно ориентироваться на личностно-возрастные особенности учащихся, поскольку знакомство определяет во многом трудноизменяемое представление о стихотворении и является основой восприятия.

При организации анализа лирического стихотворения необходимо быть предельно осторожным и помнить, что он должен углубить восприятие, а не раздробить его. В зависимости от способа раскрытия лирического образа, мы провели следующие формы анализа: исполнительский, «вслед за автором» и анализ образа-переживания. Каждая форма четко ориентируется на применение определенных психологических приемов, достигаемая постановкой 1−2 ключевых вопросов и разрешением эстетической задачи. Поэтому целесообразно утверждать, что анализ создает необходимые условия для установления полноценности восприятия и выявления личностно-значимого впечатления учащихся, поскольку в процессе работы максимально раскрываются авторское чувство и образ-переживание, складывается личностная реакция.

Заключительный этап изучения отражает результат личностно-значимого восприятия, который, в свою очередь, должен показывать результаты опытно-экспериментального обучения. Одной из приоритетных задач исследуемой проблемы являлись выявление и упрочение эмоционально-личностного отношения к лирическим стихотворениям как результат восприятия. С этой целью нами использованы следующие формы работы заключительных занятий: вторичный исполнительский анализ, литературно-творческое сочинение, творчество учащихся. Все примененные формы выполняют завершающую функцию, поскольку используют активные приемы работы по утверждению и закреплению личного отношения и эмоциональной реакции, воплощаемые в процессе индивидуального творчества.

Бесспорным достоинством преподавания лирических стихотворений являются приобщение учащихся к мировой духовности, разъяснение и привитие общечеловеческих ценностей, обогащение эмоционально-нравственной сферы школьников, развитие эстетического вкуса.

Изучение проблемы может быть продолжено как исследование и наблюдение за модифицированием восприятия учащихся с учетом возрастной периодизации поэтапно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Амма Аччыгыйа. Кюндэ — национальный советский поэт // На языке прохладной сметаны.: воспоминания о Кюндэ / Амма Аччыгыйа — сост. Т. С. Кириллин — ред. У. Нуолур. — Якутск, 1998. — С. 33−53. — На якут. яз.
  2. , JI. С. Дар души и дар глагола / JI. С. Айзерман. — М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  3. , Н. В. Изучение поэзии «серебряного века» в средних классах : метод, пособие / Н. В. Алексеева — Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян, гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. — 87 с.
  4. , П. С. Возрастная психология : учеб.-метод. комплекс / П. С. Алексеева, О. Н. Птицына — Ин-т развития образования, Центр дистанц. образования, Пед. ин-т ЯГУ. Якутск: Изд-во ЦДО ИРО МО PC (Я), 1999. -104 с.
  5. , JI. Я ношу в себе ужас бытия : интервью с Львом Аннинским / записала Дания Шакирова. // Читаем вместе. — 2007. — Дек. — С. 8.
  6. , А. Г. Особенности типизации в лирике : автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Г. Астафьев. Киев, 1990.
  7. , М. В. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям в V классе : рус. яз. // Рус. яз. в шк. 1995. — N 5. — С. 44−45.
  8. , М. М. Автор и герой : к филос. основам гуманитар, наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 344 с.
  9. , Г. И. Приобщение к искусству слова : (раздумья о преподавании лит. в шк.) / Г. И. Беленький. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  10. , В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г.
  11. . М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 280 с.
  12. , В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1978. — Т. 3. — С. 331.
  13. , Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : теорет. основы и практика: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Беляева. М., 1997. — 238 с.
  14. , В. П. Методика изучения лирики в 5 классе якутской школы : дис.. канд. пед. наук/В. П. Бессонова. — Якутск, 2003.
  15. , И. Р. В защиту поэзии : пер. с нем. / Иоганнес Р. Бихер — вступ. ст. Т. Мотылевой. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. — 373 с.
  16. , Г. К. Творчество П. Н. Тобурокова / Г. К. Боескоров. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. — 96 с.
  17. , В. А. Восприятие поэзии Востока : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. М. — СПб.: ДИЛЯ, 2001.-221 с.
  18. , Т. Г. Восприятие учащимися стихов о Пушкине: эксперимент, повторенный через 30 лет // Пушкин и духовная культура. Традиции и новаторство. СПб., 1999. — С. 95−101.
  19. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  20. , А. А. На крылатом коне : якут, поэзия от А. Кулаковскогодо С. Тарасова / А. А. Бурцев, П. В. Максимова. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995.-224 с.
  21. , Н. В. Поэзия Петра Тобурокова (Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики): автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Бурцева. Якутск, 2005. — 26 с.
  22. , Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Е. Н. Винарская. — М.: Высш. шк., 1989. 136 с.
  23. , В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. / В. В. Виноградов. — М.: Высш. шк., 1971.-340 с.
  24. , В. И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов — сост. В. С. Аранский. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.
  25. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 624 с.
  26. , Т. М. О некоторых аспектах поэзии в связи с изменившейся образовательной парадигмой : материалы к авт. программе «Покуда над стихами плачут»: история рус. поэзии // Актуальные проблемы педагогики. Владимир, 1999. — Вып.З. — С. 106−123.
  27. , JI. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с.
  28. , JI. С. Педагогическая психология / Лев Выготский — под ред. В. В. Давыдова. — М.: ACT — Астрель — Люкс, 2005. — 671 с.
  29. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский — предисл. А. Н. Леонтьева — коммент.: Л. С. Выготского, В. В. Иванова — общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  30. , Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. -М.: Смысл — Эксмо, 2006. — 512 с.
  31. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4: Детская психология. — 432 с.
  32. , Б. С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  33. , Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1974. — 405 с.
  34. , Г. Г. Восприятие школьниками художественного текста / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая // Вопр. психологии. 1996. — N 3. — С. 43−52.
  35. , В. А. Мир пушкинской лирики / В. А. Грехнев. — Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 464 с.
  36. , В. Я. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности : дис.. канд. пед. наук / В. Я. Гурова. — Орел, 2002.
  37. , Э. И. Как приобщить младших школьников к искусству художественного восприятия лирики? // Искусство в шк. 1997. — N 5. — С. 8−14.
  38. , С. П. Поющие снега : из лит.-критич. наследия / С. П. Данилов — предисл., сост. и примеч. В. В. Дементьева. — М.: Сов. Россия, 1986. — 144 с. — (Писатели о творчестве).
  39. , Н. X. Последняя встреча с Семеном // Хотугу сулус. — 1981.-N4.-С. 113−116.
  40. , М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии : проблемы эволюции и классификации / М. Н. Дьячковская. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1998. — 153 с.
  41. , Г. А. Восприятие поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте // Вопр. психологии. 1998. — N 1. — С. 31−43.
  42. Ермакова, 3. П. Восприятие поэзии Н. А. Некрасова в русской демократической читательской среде конца XIX-начала XX века: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Зинаида Петровна Ермакова — Сарат. гос. пед. ин-т. Волгоград, 1996. — 17 с.
  43. , С. И. Лирика М. Ю. Лермонтова: жанровые процессы / С. И. Ермоленко — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996.-420 с.
  44. , А. Д. Над строками лирических произведений : пособиедля учителей старших классов общеобразоват. учреждений / А. Д. Жижина. — СПб.: Просвещение, С.-Петерб. фил., 2001. — 183 с.
  45. , В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. — СПб.: Азбука-классика, 2001. 496 с.
  46. , Г. Чувственный мир учащихся и развитие образной речи : эксперим. программа по изучению худож. произведений, разраб. и апробир. в шк.-гимназии N 49 г. Чебоксары. // Халах шкуле=Нар. шк. 1996. -N3.-C. 47−53.
  47. , Ф. И. Психология воспитания школьников : учеб. пособие / Ф. И. Иващенко. — Минск: Университетское, 1996. — 128 с.
  48. , К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  49. , Е. Н. Искусство общения : из опыта работы учителя лит. 516-й шк. Ленинграда / Е. Н. Ильин. — М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
  50. , Е. Н. «Минувших дней итоги.» / Е. Н. Ильин. JI.: Лениздат, 1991. — 124 с.
  51. , Е. В. «Стихи живые сами говорят.»: кн. для учителя: из опыта работы / Е. В. Карсалова. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  52. , О. В. Развитие воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ольга Владимировна Кияйкина. СПб., 2006. — 25 с.
  53. , И. Я. Когда слова диктуют чувство.: кн. для учителя: из опыта работы / И. Я. Кленицкая. — М.: Просвещение, 1991. 79 с.
  54. , О. И. Поэтическая речь в мире детей / О. И. Колесникова — Вят. гос. пед. ун-т. Киров: Изд-во ВГПУ — Триада-С, 2001. -183 с.
  55. , С. К. Изучение жизни и творчества П. А. Ойунского в 4−8 классах якутской школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. К. Колодезников. — М., 1982. — 19 с.
  56. , Н. 3. Все цвета радуги: ст., рецензии, заметки / Н. 3. Копырин. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. — 112 с.
  57. , Н. 3. К новым рубежам (заметки о якутской поэзии 1955- 1975гг.) / Н. 3. Копырин. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1988. — 88 с.
  58. , Н. 3. Тяжелое испытание (якутская поэзия периода Великой Отечественной Войны и послевоенного десятилетия) / Н. 3. Копырин.- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 84 с.
  59. , Г. Н. Развитие понимания школьниками внутреннего мира человека : пример индивид, беседы с учащимися на материале рассказа В. Белова «Старый да малый» в 1,1П, V и X кл. // Психол. наука и образование. -1996.-N1.-С. 53−60.
  60. , А. М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 353 с.
  61. , А. М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов. 2-е изд., доп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 351 с.
  62. , Б. Фазы развития ребенка : пер. с нем. / Бернард Ливехуд.- Калуга: Духов, познание, 1998. 160 с.
  63. , А. М. Изучение лирики в школе : пособие для учителя / А. М. Лисовский. Киев: Рад. шк., 1987. — 192 с.
  64. , В. В. Сочинения в старших классах / В. В. Литвинов. — М.: Просвещение, 1965. — 192 с.
  65. , Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста: ст. и исслед., заметки, рец., выступления / Ю. М. Лотман — ред.: О. Н. Нечипуренко, Н. Г. Николаюк. — СПб.: Искусство-СПб., 2001. — 848 с.
  66. , П. В. Жанровая типология якутской поэзии : вопросы эволюции и классификации форм / П. В. Максимова. — Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.
  67. , П. В. Якутская поэма. История и типология жанра: учеб. пособие / П. В. Максимова. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. — 151 с.
  68. , М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили.- М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 416 с.
  69. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  70. , С. Я. Воспитание словом : ст., заметки, воспоминания / С. Я. Маршак. — М.: Сов. писатель, 1964. 98 с.
  71. , В. П. Изучение лирики в школе : кн. для учителя / В. П. Медведев. — М.: Просвещение, 1985. —208 с.
  72. , В. Н. Достучаться до сердца ребенка.: работа на уроках лит. чтения с лирич. стихотворениями: опыт учителя нач. кл. Шихов. шк. Слобод, р-на Киров, обл. // Нач. шк. 2000. — N 11. — С. 26−30.
  73. Вятск. гос. пед. ун-т. Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. — 88 с.
  74. , А. А. Из тонких линий идеала : кн. для учителя: из опыта работы / А. А. Мурашов. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  75. , Б. С. Выразительность речи чтения : пособие для учителей нач. и сред. шк. / Б. С. Найденов. М.: Просвещение, 1969. — 263 с.
  76. , М. Е. Духовное развитие народа — стратегия государственной политики XXI века / М. Е. Николаев. М.: Логос, ВОС, 2000. -96 с.
  77. , А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации : монография / А. Г. Новиков, А. Г. Пудов. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005.- 178 с.
  78. , А. Г. О менталитете саха : монография / А. Г. Новиков. — Якутск: Изд-во Аналит. Центра при Президенте PC (Я), 1996. — 147 с.
  79. , В. П. Выразительное чтение : пособие для учащихся / В. П. Острогорский. — 8-е изд. М., 1916.
  80. , Н. Н. Психология развития и возрастная психология :учеб. пособие для вузов / Н. Н. Палагина. — М.: МПСИ, 2005. — 288 с.
  81. , И. А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / И. А. Подругина. М., 2000. — 417 с.
  82. , Е. М. Выразительное чтение : пособие для учителей / Е. М. Поликарпова. Якутск: Ин-т нац. шк., 1992. — 64 с.
  83. , И. В. Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирических стихотворения в 7 классе : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Полковникова. — JL, 1988.
  84. , Т. Д. Открытие мира : сов. дет. лит. и проблемы формирования читателя-подростка: пособие для учителей / Т. Д. Полозова. — М.: Просвещение, 1979. 256 с.
  85. , Г. Н. Лирика : среди лит. родов / Г. Н. Поспелов. — М. :1. Изд-во МГУ, 1976. 208 с.
  86. , А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня — сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. — М.: Высш. шк., 1990. — 344 с.
  87. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 651 с.
  88. Рез, 3. Я. Изучение лирических произведений в школе (IV-VII классы) / 3. Я. Рез. JI.: Просвещение, 1968. — 174 с.
  89. Рез, 3. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении (9 класс): пособие для учителей / 3. Я. Рез. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  90. , Н. А. Библиологическая психология / Н. А. Рубакин. — М.: Акад. проект — Трикста, 2006. — 800 с.
  91. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1988. — 688 с.
  92. , И. Г. Изучение лирики К. Д. Бальмонта в школе на основе выявления индивидуально-психологических особенностей ее восприятия учащимися: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Геннадиевна Рыльская. Самара, 2002. — 18, 1. с.
  93. , А. М. Л. С. Выготский о восприятии лирики // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. — N 30 (67). — С. 301−305.
  94. , А. М. Неувядающие кущи / А. М. Саввинова, Е. М.
  95. Поликарпова // Филологическое образование в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания: всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию д.п.н., проф. М. В. Черкезовой: сб. ст. — М., 2007. — С. 121−126.
  96. , А. М. Саха саната саргылыа // Род. яз. и лит. — 2007. N 2 (6).-С. 21−26.
  97. , Д. Очерки по психологии детства / Д. Селли. М.: К. И. Тихомиров, 1901. — 456 с.
  98. , В. Л. Якуты : опыт этногр. исслед. / В. Л. Серошевский. 2-е изд. — М., 1993. — 736 с.
  99. Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.-119 с.
  100. , О. Понять значит почувствовать : урок на тему «Поэзия Пушкина — живописи и музыке сестра родная»: опыт сред. шк. N 18 г. Пскова. // Нач. шк. — 1999. -N 11. — С. 7.
  101. , Н. М. Выразительное чтение в 4−8 классах : кн. для учителя / Н. М. Соловьева, Т. Ф. Завадская. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  102. , И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Витальевна Сосновская — Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1994. — 16 с.
  103. , К. С. Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1988. — Т. 2.: Работа актера над собой, ч. 1.: Работа над собой в творческом процессе переживания — Дневник ученика. — 511 с.
  104. , К. С. Собрание сочинений : в 9 т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1988. — Т. 4.: Работа актера над ролью: материалы к кн. — 399 с.
  105. , В. Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин — сост. Г. Г. Савенюк. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  106. , В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. 3 изд. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 335 с.
  107. , В. И. Искусство в системе Человек-Вселенная: эстетика «антропного принципа» на стыках искусства, религии, естествознания / В. И. Тасалов. М.: КомКнига, 2007. — 256 с.
  108. , Е. Н. Сравнение переводов как прием школьного анализа лирики : автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.02) / Екатерина Николаевна Тимофеева. СПб., 2002. — 25 с.
  109. , Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири) / Н. Н. Тобуроков. М.: Наука, 1991. — 179 с.
  110. , П. Н. В дороге с поэзией // Хотугу сулус. 1982. — N 2. -С. 87−94.
  111. , JI. В. Работа над стихом в школе / Л. В. Тодоров. — М.: Просвещение, 1965.
  112. , Л. В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л. В. Тодоров. М.: Просвещение, 2002. — 96 с.
  113. , А. Н. Познание счастья / А. Н. Толстой — сост.: Л. Толстая, И. Щербакова. — М.: Мол. гвардия, 1981. 239 с.
  114. , В. Ю. Словесность в школе : кн. для преподавателей рус. филологии / В. Ю. Троицкий. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  115. , С. «Оживу в сердцах людей.» / Семен Тумат // Саха сирэ.- 1997. 22 янв. — С. 4.
  116. , Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. -3-е изд. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 176 с.
  117. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  118. , К. Избранные стихи и поэмы : в 2 т. / Кюннюк Урастыров. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1977. —Т. 1. — 440 с.
  119. , Л. М. Психология детей и подростков : справ, для учителей и воспитателей / JI. М. Фридман. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. 480 с.
  120. , Н. И. ХоЬоонум уцуоргу кытыла : ахтыылар, этиилэр, бэлиэтээ1шннэр / Наталья Харлампьева. Дьокуускай: Бичик, 2007. — 256 с.
  121. Художественное творчество и проблемы восприятия: сб. науч. тр. / Калинин, гос. ун-т — отв. ред. В. В. Прозоров. — Калинин: Изд-во ЮГУ, 1990. — 144 с.
  122. , И. П. Возрастная психология : учеб. пособие / И. П. Чабыев. 2-е изд., испр. и доп. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. — 116 с.
  123. , Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста : кн. для учителя / Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 1002. — 224 с.
  124. , Е. А. К вопросу о монографическом подходе при чтении с младшими школьниками произведений русской поэзии в : на примере изучения произведений А. Н. Плещеева в III кл. // Нач. шк. 1994. — N12.-С. 30−34.
  125. , Е. А. Методика работы над произведениями русской поэзии XIX в. на уроках чтения в начальных классах: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Александровна Швайкина — Моск. пед. гос. ун-т им.
  126. B. И. Ленина. М., 1995. — 16 с.
  127. , Е. А. О некоторых особенностях восприятия поэзии 19 века современными младшими школьниками : на уроках чтения в сред, шк. // Школа на рубеже веков. Смоленск, 2000. — С. 64−67.
  128. , Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 1996. — С. 139−146.
  129. , Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е. В. Язовицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, — 1963. — 399 с.
  130. , П. М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон — под ред. Е. М. Борисовой. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1998.-304 с.
  131. , П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  132. Maslow, A. The farther reaches of human nature / A. Maslow. New York: Viking, 1971. — P. 423.
Заполнить форму текущей работой