Формирование готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности
Диссертация
Выводы по итогам формирующего эксперимента можно сделать следующие: эксперимент, проведенный нами по программе «Творческой самоопределение учителя», дал существенное преобразование объекта (изменилась позиция педагога от «транслятора» знаний до творческого подхода к профессии, актуализировался личностный смысл в профессии, наметилась тенденция к быстрой адаптации молодого учителя… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.С
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТВОРЧЕСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. С
- 1. 1. Учитель как субъект инновационных процессов в образовании
- 1. 2. Профионально — творчоемоопределение учителя в теории и практике педагогичого образования
- 1. 3. Содержание, руктура, критерии и уровни готовни учителя к профионально — творчомумоопределению в педагогичой деятельни
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТВОРЧЕСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Довузоая подготовка к профионально — творчомумоопределению в педагогичой деятельни
- 2. 2. Формирование готовни учителя к творчомумоопределению в проце базового профионального образования
- 2. 3. Профионально — творчоемоопределение учителя на певузоом этапе
- 2. 4. Динамика готовности учителя к профессионально — творческому самоопределению в педагогичой деятельни
Список литературы
- Абульханова К. А. О субъекте психологической деятельности. -М. 1973.288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Проблемы изучения личности. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. -М. 1988.152 с.
- Алексина Т. А., Донченко А. П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. Научные доклады высшей школы.- 1985.- № 3, — С. 4246.
- Алякринский Б. С. Беседы о самовоспитании. -М.: Знание, 1977. 176 с.
- Аминов Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания. -Вопросы психологии. -1994. № 2, — С. 92−98.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -М.: изд-во МГУ, 1969, — 318 с.
- Анастази Анна. Психологическое тестирование. -М.: Педагогика, 1982.-318с.
- Андриенко Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Кандидатская диссертация. -М., 1994.- 209 с.
- Антология. Курьер ЮНЕСКО за 30 лет., 1990, Прогресс.-269 с.
- И.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.:Мысль, 1976, — 158 с.
- Асмолов А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности. Вопросы психологии. -1992.- № 1. С. 6−13.
- Асломов А. Г. Психология личности. -М., 1990.-403 с.
- М.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Советская Россия 1978.-318 с.
- Бахур В. Т. Это неповторимое «Я». -М.: Знание, 1986.-192 с.
- Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства. -М., 1918, (по репринтному изданию 1990 г.).- 124 с.
- Бердяев Н. А. О значении человека. -М.: Республика, 1993.-383 с.
- Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-446 с.
- Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1918.- 240 с.
- Берне Роберт. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
- Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.- 400 с.
- Блонский П. П. Избранные произведения. М., 1961.- 668 с.
- Блохина JI. А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук, 1992.- 207 с.
- Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Изд-во ЛГУ, 1970.- 112 с.
- Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации общения. Советская педагогика.- 1990,-№ 12. -С. 65−71.
- Бодров В. А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М., 1991.- С. 3−24.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.464 с.
- Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М., 1984−144 с.
- Брунер Джером С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. -М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке. -Психологический ж-л.-1991.- № 6.- С. 3−11.
- Вернандский В.И. Философские мысли натуралиста. -АН СССР, М.: Наука, 1988- 520 с.
- Волошин М. Лики творчества. -JI-д- Наука, 1988.-848 с.
- Волошин М. Путник во вселенной. -М.: Советская Россия, 1990.- 381 с.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. -Вопросы психологии.- № 2.- 1972, — С. 56−60.
- Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по формированию умственных действий. (Психологическая наука в СССР) в 2 т.-М., 1959−226 с.
- Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». -М., 1965- 78 с.
- Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. (Очерки по истории образа). -М.: Искусство, 1972.- 200 с.
- Гегель Г. Философия духа. -М.: Мысль, 1977, — т.3,-353 с.
- Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии.- № 2.- 1988.- С. 19−26.
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев, 1988.- 63 с.
- Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. -Л-д: Знание, 1976.- 32 с.
- Грибов В. С. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате. -Советская педагогика.-1983.- № 6.- С. 24−26.
- Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. -М.: Политиздат, 1991, — 320 с.
- Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. -М.: Мысль, 1989- 765 с.
- Гумилев Л. Н., Панченко А. Л. Чтобы свеча не погасала. -Советский писатель, 1990, — 125 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. -М., 1972.- 423 с.
- Данилов М. А. Марксистская диалектико-методологическая основа педагогических исследований. -Советская педагогика.- 1970.- № 3.- С. 78−79.
- Декарт Р. Избрание произведения., 1987.- 483 с.
- Донцов И. А. Самовоспитание личности: философско-эстетические проблемы. -М.: Политиздат, 1979.- 285 с.
- Дурай-Новакова К. М. Руководительство профессиональным самоопределением студентов в процессе педагогической практики. -Диссертация кандидата педагогических наук, М., 1979.- 163 с.
- Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск, 1986.- 128 с.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пединститутов. -М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов пединститутов. М., Просвещение 1988.-270 с.
- Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: изд. МГУ, 1987.-207 с.
- Кайдалов Д. П., Суиленко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. -М.: Мысль, 1979.- 254 с.
- Как построить свое «Я». -Под ред. Зинченко В. П., М., Педагогика, 1991, 133 с.
- Камю Альбер Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки. -Перевод с французского, М.: Радуга, 1990.- 605 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М., 1987, — 190 с.
- Карпова Э. Э. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. Докторская диссертация педагогических наук, М., 1995.-276 с.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. -М., 1992.- 172 с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.- 278 с.
- Климов Е. А. Как выбрать профессию. -М., Просвещение, 1990.- 158 с.
- Князева М. JT. Ключ к самосознанию. М. Молодая гвардия, 1990.- 225 с.
- Ковалев Г. А. Психология воздействия (о системе психологического воздействия). М., 1989.- 124 с.
- Комплексный анализ индивидуальности школьников в целях помощи их профессиональному самоопределению. В кн.: Способности и склонности (под ред. Голубевой Э. С. — М., Педагогика, 1989.- 197 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М., 1979.- 175 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассников. М., Просвещение, 1980.- 207 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. -М., Политиздат, 1984.- 335 с.
- Костюк Г. С. Профессиональное самоопределение как фактор формирования личности. Радянская школа.-1967.- № 3.- С. 68−72.
- Краткая философская энциклопедия. М. Прогресс, 1994.- 403 с.
- Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. -Вопросы психологии, 1963.- № 2.- С. 51−59.
- Кузьмина 3. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи. Автореф. Диссерт.. канд. Псих. наук, М., 1973.- 17 с.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. JI., 1970.-215 с.
- Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. Проблемы и профессиональной подготовки специалистов в вузах. -Л., 1970.-263 с.
- Кузьмина Н. В. Основы вузовской подготовки. Л-д, 1972.-308 с.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л-д, 1985. -30 с.
- Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.-Вильнюс, 1981.-196 с.
- Кьёркегор Серен. Наслаждение и долг, СПБ, 1894.- 366 с.
- Леви В. Л. Цвет судьбы. М., Советская Россия, 1988.- 269 с.
- Левитин К. Е. Личностью не рождаются. Серия «Общество и личность», М., Наука, 1990.- 209 с.
- Левченко М. В. Психологическая особенность готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе. -Автореф. канд. диссерт. псих, наук, Киев, 1976.- 24 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.- 304 с.
- Лихачев Д. С. Заметки о русском. -М.: Советская Россия, 1984.- 62 с.
- Личность в системе коллективных отношений. -Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. -М., 1980.- 277 с.
- Личность и деятельность. Межвузовский сборник. Ленинградский университет, 1982.- 199 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.- Наука, 1984.- 444 с.
- Лонгинова С. В. Исследование мышления с помощью метода «пиктограмм». -В сб.: Психологические исследования, № 3, МГУ, 1971.- С.42−54.
- Лосев А. Ф. Дерзание духа. Политиздат, 1988.- 366 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982, — 175 с.
- Леванова Е. А. Ведущие тенденции профессиональной подготовки студентов. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. -Калининград, 1999.- С.5−7.
- Лурия А. Р. Лекции по психологии памяти. -М., МГУ, 1967.- 362 с.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов, М., МГУ.-1974.- 396 с.
- Макаренко А. С. Воспитание гражданина. -М.: Просвещение, 1988.302 с.
- Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. -Советская педагогика.- 1986.- № 6.- С.58−64.
- Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические основы индивидуального стиля деятельности учителя. -Вопросы психологии, 1987, № 5, с.40−48.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993.-190 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. -М., 1982, с.108−117.
- Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. -Мецниереба, 1971.-1004 с.
- Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь, 1990.- 250 с.
- Миславский Ю. А. Саморегуляция и активности личности в юношеском возрасте. -М., 1991.- 218 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело, 1 994 216 с.
- Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореферат диссерт.докт. пед. наук, 1992.-31 с.
- Мольц Максуэлл. Я это Я, или как стать счастливым. -М.: Прогресс, 1994, — 192 с.
- Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускников педвуза. -Доктор педнаук, Киев, 1983, Автореферат, 50 с.
- Моросанова В. Е. Стилевые особенности саморегуляции личности. Вопросы психологии.-1991, — № 1.- С. 121−127.
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1 981 178 с.
- Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М., 1990.- 191 с.
- Нагорная Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будующего учителя. -Канд. дисс., Киев, 1983.- 113 с.
- Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. -М., 1985.- 296 с.
- Наумченко И. J1. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.121 с.
- Немов Р. С. Психология. Учебник для высших педагогических Учебных заведений. -М., Просвещение, 1994.- 576 с.
- Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. МГУ, 1988, диссерт. канд. психол. наук, 145 с.
- Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике. Советская педагогика.-1990.- № 9.- С. 41−47.
- Николаенко С. А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности. -Афтореф. диссерт.канд. психол. наук, Киев, 1985.- 24 с.
- Николаенко С. А. Психологические условия формирования у будущих учителей стратегии решения педагогических задач. Автореф. диссерт.. канд. психол. наук, Сумы, 1990.- 16 с.
- Ф.Ницше. Полное собрание сочинений, Лейпциг, 1926, т.8 396 с.
- О диалектических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления под ред. Бабанского Ю. К., М., 1974, — 64 с.
- О путях повышения эффективности труда учителя. Психологические рекомендации. (под ред. Марковой А. К.), М., 1987.- 104 с.
- Обзор материалов теоретической конференции. Вопросы психологии.-1992,-№ 3−35 с.
- Орлов А. А. Формирование педагогического мышления. -Советская педагогика.- 1990.-№ 1.- С. 82−85.
- Орлов А. Б. Статья в журнале «Вопросы психологии». — 1995, — № 2. С. 519.
- Орлов Ю. М. Самопознание в самовоспитании характера. -Книга для учащихся, М., Просвещение, 1987.- 283 с.
- Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. -М., 1991.-126 с.
- Осипова Е. К. Структура педагогического мышления учителя. -Вопросы психологии.-1987.- № 5.- С. 114−116.
- Осипова Е. К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителей. Докт. диссерт., М., 1988. — 41 с.
- Основы педагогического мастерства, (под ред. Зязюна И. А.), Киев, 1987, — 207 с.
- Очерки по психологии аномального развития личности, (под ред. Зейгарник В. В., Братусь Б. С.), М., 1980.- 157 с.
- Петровский А. В. К проблеме самоопределения личности в группе. -Международный психологический конгресс, М., 1972, — 151 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., Просвещение, 1982.-255 с.
- Пилипко Н. В., Леонтьев Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. -Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С. 97−110.
- Пискунов А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. -Советская педагогика.- 1985.- № 12.- С. 42−47.
- Платон. Теэтет. -М., -Л., 1936.-218 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., Высшая школа, 1984, — 174 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогики. М., Педагогика, 1979.-279 с.
- Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978, (отв. ред. Анцыферова Л. И.) — 367 с.
- Проблемы медицинской психологии, -(изд. ред. Леонтьева А. Н., Хомской Е. Д., Артемьевой Е. Ю.), МГУ, 1980.- 133 с.
- Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя, (под ред. Щербакова А. И., -Л., ЛГПИ им. Герцена, 1980.- 166 с.
- Пряжников Н. С. Профориентационные игры. -М., 1991.- 78 с.
- Пряжникова Е. Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов. -Вопросы психологии .- № 6.- 1994, — С. 64−68.
- Психологическая теория коллектива, (под ред. Петровского А. В. ,-М., 1979.- 239 с.
- Психологический словарь, (под ред. Давыдова В. В., -М., Педагогика, 1983.-447 с.
- Психология личности и образа жизни, (под ред. Шорохова Е. В., -М., 1987, с. 117−120.
- Психология формирования и развития личности, (под ред. Анцыферовой) Л. И., -М., Наука, 1981.- 365 с.
- Рейковски Я. Движение от коллективизма. -пер. с англ. Психологический ж-л, том 14.- № 5.- 1993.-240 с.
- Рейустер Джанетт. Это в наших силах. Как стать собственным психологом, -пер. с англ., М., Прогресс, 1992.- 240 с.
- Рерих Н. К. Пути благословения. -Рига, 1992.- 165 с.
- Решетова Э. А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.-207 с.
- Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. -М., 1990, — 63 с.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. -М., Педагогика, 1990.- 622 с.
- Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. -М., Республика, 1992.399 с.
- Розанов В. В. Уединенное. (Сборник), Политиздат, 1990.-543 с.
- Рубинштейн С. JI. Принципы творческой самодеятельности. (Ученые записки высшей школы), г. Одесса, 1992, том 2−153 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., Педагогика, 1973.423 с.
- Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. -М., Мысль, 1984.- 140 с.
- Самодова Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности. -Авт. диссерт.. кандид. пед. наук, -М., 1988.- 13 с.
- Самоукина Л. А. Активизация школьников в профессиональном самоопределении. -Вопросы психологии.-1990.- № 1- С. 69−77.
- Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.- 204 с.
- Сартр Ж. -П. Слова. -М., Прогресс, 1966.-175 с.
- Сартр Ж. -П. Тошнота. -М., Республика, 1994.- 496 с.
- Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. -Вопросы психологии.- 1975.- № 4.- С. 20−23.
- Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. Психологический ж-л,-1984. том 5.- № 4, — С. 6869.
- Сизов К. В. Индивидуальный стиль и проблемы личностного подхода к способностям. -Вопросы психологии. -1988.- № 2. -С. 160−166.
- Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., Международная педагогическая академия, 1995.- 186 с.
- Скворцов Л. В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. -М.- Политиздат, 1989.- 319 с.
- Сковорода Г. Сочинения. -Киев: Наукова думка, 1983.- 237 с.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Авт. дисс.. докт. педнаук, М., 1976.-29 с.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.- 256 с.
- Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. -Межвузовский сборник научных трудов, М., 1982.- С. 14−28.
- Сластенин В. А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологические аспекты формирования активности личности учителя. -Советская педагогика.- 1983.- № 11.- С. 80−84.
- Сластенин В. А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы». Методическое письмо. -М., ЛГПИ им. Ленина, 1987.-36 с.
- Сластенин В. А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя. -Советская педагогика.- № 7. -1990. С. 82−88.
- Сластенин В. А. Учитель и время. -Советская педагогика.- № 9.- 1990.-С.3−9.
- Сластенин В. А. Статья в журнале «Магистр». — № 1.- 1991.- С. 16−25.
- Сластенин В. А. Статья в Психологическом журнале, март, апрель, 1995.-с. 76.
- Сластенин В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность изд. «Магистр». — М., 1997.-224 с.
- Снегирева Т. В. Процесс социально педагогической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1978.-26 с.
- Совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе решения психолого педагогических задач. — Межвузовский сборник, Смоленский пединститут.- 1983.-107 с.
- Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. -М.: Политиздат, — 1986.-240 с.
- Соколов Л. А., Моросанова В. И. О влиянии уровня осознания саморегулирования на успешность деятельности. -Новые исследования в психологии, — 1989.-№ 2.- С. 36−38.
- Сохань Л. В., Киримова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности. Стиль жизни личности.
- Теоретические и методологические проблемы. -Киев, 1982, -С. 223−255.t
- Сочень Т. С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия знания. -М., 1978.-38 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. -М.- Политиздат, 1972.-303 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования. (Под ред. Голубевой Э. А., Печенкова В. В.), Педагогика, 1989.-199 с.
- Станиславский К. С. Работа актера над собой. -М., 1985, — 214 с.
- Столетов В. Н. Становление личности. -М.: Мысль, 1987.- 334 с.
- Стоуне Эдвард. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения, -пер. с англ., Педагогика, 1984.-471 с.
- Сухарев А. В. Психологические критерии профессионального самоопределения. -М., 1987, Автореф. дисс.. канд. психол. наук, 18 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. ~М., 1 984 124 с.
- Тамарина Н. В. Подготовка студентов педвузов к коллективной педагогической деятельности. Дисс. канд. педнаук. -М., 1986.-200 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента, (пол ред. Пискунова А. И. и Воробьева Г. В. -М.: Педагогика), 1979.-208 с.
- Толстой Л. Н. Полное собрание сочинение, т. 35, 461 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти томах. -М., 1952, т. 11- 727 с.
- Фейгенберг Иосиф М. Видеть-предвидеть-действовать. Психологические этюды. -М.: Знание, 1986.-160 с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. -Вопросы психологии.- № 6.- 1985.- С. 2637.
- Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. -М., 1969. 113 с.
- Франки Виктор. Человек в поисках смысла. -Пер. с англ.: Прогресс, 1990, — 376 с.
- Фромм Эрих. Бегство от свободы. -Пер. с англ., М.: Прогресс, 1987.-296с.
- Хайдеггер Мартин. Разговор на проселочной дороге. -М.: Высшая школа, 1991, — 192 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2 т., -М., 1986.- 391 с.
- Ходаков А. И. Проблемы профессиональной адаптации молодого учителя. -В кн.: «Воспитательная деятельность молодого учителя.». — Л-д, 1978, — С. 72−89.
- Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Автореф. дисс.. канд. психол. наук, -М., 1984.- 23 с.
- Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. -Мецниереба, Тбилиси, 1984.-С. 169−171.
- Чалов А. Н. Готовность учителя к работе в сельской школе.- М., 1992.- 78 с.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Институт психологии, 1977, — 144 с.
- Чурбанов В. Б. В чьих руках маршальские жезлы. -М.: Молодаягвардия, 1980.-160 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.-172 с.
- Шептенко П. А. Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы в процессе стажировки. Дисс. канд. педнаук. -М., 1983.- 237 с.
- Шибаева М. М. Самоопределение личности в культуре как мировоззрение. (Материалы Всесоюзной научно-практической конференции). -М., 1985, вып.11.- С. 93−97.
- Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. -М.: Изд. МПГУ.- 1991.-179 с.
- Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М.: Педагогика, 1979.- 152 с.
- Шутенко А. И. Строение и развитие самосознания. -М., 1994, канд. дисс.-189 с.
- Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. -М., 1993.- 106 с.
- Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JI-д, 1967.-147 с.
- Щукин М. Р. О структуре индивидуального стиля деятельности. -Вопросы психологии.- 1984.- № 6- С. 34−38.
- Энциклопедия практического самосознания. Красило А. И., М., Международная педагогическая академия, 1994.-347 с.
- Эриксон Э. Развитие личности ребенка. -М., 1978.-163 с.
- Якиманская И. С. Изменения обучения в русле личностно-ориентированного. -Вопросы психологии, — 1995.-№ 2.- С.31−42.
- Яковлева Л. В. Формирования готовности будущего учителя к педагогической рефлексии. Дисс. канд. педнаук, М., 1991.-245 с.
- Ясперс Карл. Смысл в назначении истории. -М.: Республика, 1994.-528 с.
- Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. -Киев, 1987. Автор, дисс.. канд. психол. наук- 24 с.156