Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы по итогам формирующего эксперимента можно сделать следующие: эксперимент, проведенный нами по программе «Творческой самоопределение учителя», дал существенное преобразование объекта (изменилась позиция педагога от «транслятора» знаний до творческого подхода к профессии, актуализировался личностный смысл в профессии, наметилась тенденция к быстрой адаптации молодого учителя… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.С
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТВОРЧЕСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. С
    • 1. 1. Учитель как субъект инновационных процессов в образовании
    • 1. 2. Профионально — творчоемоопределение учителя в теории и практике педагогичого образования
    • 1. 3. Содержание, руктура, критерии и уровни готовни учителя к профионально — творчомумоопределению в педагогичой деятельни
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТВОРЧЕСКОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Довузоая подготовка к профионально — творчомумоопределению в педагогичой деятельни
    • 2. 2. Формирование готовни учителя к творчомумоопределению в проце базового профионального образования
    • 2. 3. Профионально — творчоемоопределение учителя на певузоом этапе
    • 2. 4. Динамика готовности учителя к профессионально — творческому самоопределению в педагогичой деятельни

Формирование готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обусловленная социальными переменами, гуманистическая концепция образования лежит в основе профессиональной подготовки современного учителя.

В’основе этой концепции лежит идея личностно — ориентированного обучения, сущность которого заключается в выявлении и развитии творческого потенциала каждого студента педагогического вуза. Учитель, который нужен сегодня в школе, — это образованный человек, открытый для критики, самостоятельно мыслящий, обладающий свободой выбора в принятии собственных решений, способный формировать инновационный стиль деятельности и общения с учащимися. В связи с этим одним из главных условий повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы становится развитие творческого потенциала будущего учителя. Основную стратегию современного образования сегодня должно составлять субъективное развитие учителя, развитие его профессионального самосознания и индивидуальности .

Между тем процесс формирования личности современного учителя до настоящего времени осуществляется без учета психологических особеностей личности студента и прогнозирования его индивидуальных затруднений в профессиональной деятельности. Обучение в вузе, как и раньше, направлено на профессиональную ситуацию и традиционную технологию педагогического воздействия. При этом не берутся в расчет собственные возможности учителя, моделирующего деятельность учащихся и их поведение, умеющего формировать у них творческое мышление, предвидеть затруднения школьников и меры, направленные на их предотвращение, прогнозировать искомые результаты и средства их достижений. Господствующая сегодня «когнитивная» парадигма педагогического образования блокирует процесс развития личностного потенциала учителя, который часто оказывается невостребованным образовательной практикой.

Наличие высоких целей и решимость в движении их, способность личности действовать сообразно собственным идеалам и ценностям, утверждение субъектной позиции в различных психолого-педагогических ситуациях, право иметь и осуществлять индивидуальный сценарий жизнедеятельности — вот что позволяет учителю определиться творчески. Самоопределение, обеспечивая переход личностных особенностей человека в социальные и профессиональные, имеет содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный компонент определяется активной природой человека,. его потенциальными способностями, внутренними ценностями, которые не реализованы в том или ином виде деятельности. Процессуальный компонент соединяет действия, приемы, методы, обусловливающие выявлением и утверждением индивидуально — типологических особенностей субъекта.

Проблема самоопределения личности рассматривается в трудах философов (Н. А. Бердяев /19/, А. Ф. Лосев /95/), педагогов (В.И.Загвязинский /57/, А. В. Мудрик /113/, В.А.Кан-Калик /64/, Н. Д. Никандров /120/, В. А. Сластенин /173/), психологов (Л. И. Божович /29/, В. С. Братусь /30/, М. Р. Гинзбург /41/, И. С. Кон /75/, А. В. Петровский /135/, С. Л. Рубинштейн /159/и др.).

Но вместе с тем процесс формирования у учителей готовности к профессионально — творческому самоопределению до настоящего времени остается недостаточно изученным. В частности, не разработаны теоретические модели процесса творческого самоопределения учителя, не исследованы механизмы, условия и динамика перехода личностных особенностей человека в профессиональные.

Возникшее противоречие между практической потребностью современной школы в учителях, способных к творческому самоопределению, и недостаткам психолого-педагогических знаний о его становлений определяет тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого — педагогические условия эффективного формирования готовности учителя к профессиональнотворческому самоопределению в педагогической деятельности.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессионально — творческое развитие учителя.

Предмет исследования: процесс формирования готовности учителя к профессионально — творческому самоопределению в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

Разработать совокупность положений, составляющих теоретическую основу формирования готовности учителя к профессионально — творческому самоопределению.

Раскрыть содержание, структуру, критерии и уровни готовности учителя к профессионально — творческому самоопределению в педагогической деятельности.

3. Определить и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности учителя к профессионально — творческому определению в педагогической деятельности.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать соответствующие научно — практические рекомендации для системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Гипотеза исследования. Самоопределение личности в педагогической деятельности обусловлено индивидуальными особенностями учителя, его внутренними потенциальными возможностями, соответствием предъявляемым ему социально — профессионально обусловленным требованиям.

Процесс подготовки учителя к профессионально-творческому самоопределению будет существенно улучшен, если он обеспечивает:

— переход личностных особенностей педагога в профессиональные- -целенаправленное формирование у учителей установок на выбор идей преобразования педагогической деятельности с учетом их собственной индивидуальности;

— реализацию личностного смысла в педагогической деятельности- -приоритет креативно — рефлексивных технологий в подготовке учителя;

— применение психолого-педагогических средств, стимулирующих индивидуально-творческую активность студентов в осуществлении коллективного анализа совместной учебно-профессиональной деятельности.

Исходные методологические позиции исследования определяют философская трактовка бытия, деятельности как способа самореализации человека, присвоения им деятельностной, творческой сущности.

Специальную методологию исследования составляют системный, личностный, деятельностный, культурологический, аксиологический и полисубъектный подходы к познанию педагогических явлений, а также современные концепции педагогического образования, опирающиеся на признание необходимости субъектного развития и саморазвития личности учителя в педагогической деятельности и при подготовке к ней.

В качестве методологии нашего исследования был выбран комплесный подход, включающий в себя совокупность личностно-деятельностного, акмеологического и культурологического подходов, позволяющий рассматривать процесс формирования личности учителя как целостное социально-психологическое явление.

— личностно-деятельностный методологический подход предполагает понимание деятельности человеческой личности как феномен, обусловленный не только внешними обстоятельствами, но и определенными внутренними «установками» человека, связанными с его менталитетом, в том числе и профессиональным;

— акмеологический подход рассматривает изменения, происходящие в мировосприятии человека как сложное явление, связанное с приобретением определенного социального опыта и совершенствованием профессиональных возможностей этого человека;

— в свою очередь, культурологический подход направлен на выявление особенностей профессиональной деятельности (особенно педагогической), обусловленных коммуникативными способностями человека, основанными на принадлежности к определенной цивилизационной культуре.

Теоретическая база исследования включает концепции личности, формирующейся в процессе самоопределения (Кьеркегор /85/, Ж.-П.Сартр /165/, Г. Д. Гачев /39/, В. И. Вернадский /33/, Н. А. Бердяев /18/, В. Франкл /203/, А. Камю /62/), динамические концепции личности, раскрывающие зависимость развития личности от ее потребностей и меры собственной активности (К. А. Абульханова-Славская /2/, Б. Г. Ананьев / 7/, М. Р. Гинзбург /41/, Е. И. Головаха /42/, И. С. Кон /75/, А. В. Петровский /136/, В. Ф. Сафин /168/, Л. И. Анциферова /150/, Г. П. Ников /168/, Л. И. Божович /29/, С. П. Крягжде /84/), принцип деятельностного опосредования (А.Н.Леонтъев /89/, С. Л. Рубинштейн /159/) — концепцию личности как индивидуальности (Б.С.Братусь, П. И. Сидоров /30/, В. С. Мерлин /106/) — концепции самоопределения личности (Е.А.Климов /67/, Е. Ю. Пряжникова /146/, А. В. Сухарев /194/, В. А. Бодров /28/) — концепции формирования личности учителя (К.М.Дурай-Новакова /52/, Н. В. Кузьмина /80/, А. К. Маркова /101/, В. А. Сластенин /173/, Т. С. Сочень /188/, М. И. Дьяченко /53/, Э. Э. Карпова /65/, В. Д. Шадриков /213/, А. И. Мищенко /109/, Е. А. Леванова /97/, Е. Н. Шиянов /216/), концепции самоактуализации личности (Е.В.Андриенко /9/, А. Маслоу /104/, В. Е. Моросанова /112/, И. И. Чеснокова /211/), концепции самоопределения личности в g социокультурной среде (М.М.Шибаева /215/, Н. З. Чавчавадзе /209/, Н. И. Сарджвеладзе /164/, Е. А. Хорошилова /208/).

Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературымоделированиесинтез эмпирического материалаобсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — диагностические методы (интервьюирование и анкетирование, тестовые задания, ранжирование) — метод экспертных оценокпедагогический эксперимент, статистические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве ее служили МПГУ (факультеты начальных классов, педагогики и психологии), общеобразовательные школы № 430 и № 456 Юго-Восточного округа г. Москвы. Исследованием было охвачено 193 школьника, 162 учителя и 148 студентов. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Поисково-теоретический (1990;1991). Изучена и дана оценка современного состояния проблемы в теории и на практике. Выдвинуты рабочие гипотезы, положения исследования. Определены его исходные параметры. Разработана общая концепция исследования.

Теоретико-экспериментальный (1991;1996). Разработана и апробирована среди учителей-стажеров Юго-Восточного округа г. Москвы теоретическая модель подготовки учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности. Проверялась эффективность созданной модели подготовки, подверглись проверке несколько рабочих гипотез, конкретизировались условия психолого-педагогической подготовки учителей к творческому самоопределению.

Обобщающий (1996;2000). Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах работы. Варьирование методов исследования, обеспечивающих количественный и качественный анализ его результатов. Внедрение научно-практических рекомендаций по совершенствованию психолого-педагогической подготовки учителей на основе творческого самоопределения. Обобщение, систематизация и публикация полученных результатов, литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение — в теоретическом и экспериментальном обосновании целостной системы готовности учителя к творческому самоопределению, в котором: раскрыты сущностные характеристики профессионально-творческого самоопределения учителяразработана теоретическая модель подготовки учителя к профессионально-творческому самоопределениювыявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия поэтапного формирования готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы переведены на язык научно-методических рекомендаций, применение которых позволяет существенно повысить уровень готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности, данные рекомендации используются в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, создан и апробирован спецкурс «Творческое самоопределение учителя».

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, опирающихся на субъектно — деятельностный, аксиологический и культурологический подходы, адекватностью его задач, методов и логики, статистической значимостью объема выборок, сравнимостью опытных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения: профессионально-творческое самоопределение учителя в педагогической деятельности представляет собой процесс осознания им индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей для продуктивного выполнения педагогической деятельности;

— процесс подготовки учителя к профессионально-творческому самоопределению раскрывается в теоретической модели, отражающей его динамику посредством последовательно чередующихся элементов: информационно-репродуктивногосистемно-образующеготворческимоделирующего.

Готовность учителя к профессионально — творческому самоопределению в педагогической деятельности обеспечивается благодаря реализации следующих психолого-педагогических условий:

— переход личностных особенностей педагога в профессиональные;

— изменение смысла и целей педагогической деятельности от внешне заданных к внутренне принятым;

— развитие у учителей установок на выбор идей преобразования педагогической деятельности с учетом их индивидуальности;

— приоритет креативно — рефлексивных технологий в подготовке учителя;

— применение психолого-педагогических средств, стимулирующих творческую интеллектуальную активность студентов в осуществлении коллективного самоанализа учебно-профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях учителей г. Москвы, в Методическом центре Юго-Восточного округа г. Москвы и в ряде московских школ. Материалы исследования положены в основу программы спецсеминара для студентов M1JU У, нашли отражение в опубликованных работах.

Выводы по итогам формирующего эксперимента можно сделать следующие: эксперимент, проведенный нами по программе «Творческой самоопределение учителя», дал существенное преобразование объекта (изменилась позиция педагога от «транслятора» знаний до творческого подхода к профессии, актуализировался личностный смысл в профессии, наметилась тенденция к быстрой адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности), однако во время проведения эксперимента были замечены некоторые просчеты в программе, в частности, слабо отражены в программе вопросы самоанализа педагога, которые мы считаем важными моментами самоопределения. Поэтому мы внесли на одном из этапов уточнение, модифицировав занятия по анализу уроков: студенты не просто получали «Памятку молодому учителю» для самоанализа урока, а знакомились с различными подходами к анализу урока, давали им оценку, а затем составляли индивидуальную памятку, учитывая свои особенности, индивидуальный подход к педагогической действительности. Это давало возможность предусмотреть затруднения в педагогической деятельности, спрогнозировав более рациональные приемы педагогического воздействия. После занятий студентка Анна И. сказала: «Самоанализ помог мне увидеть недостатки и достоинства своего урока, изменить пришлось очень многое, тем более, что во время занятий я побывала и в роли учителя, и в роли ученика. Я поняла главное: мне нужно думать прежде всего об ученике, учитывая его реальные возможности. Мне стало интереснее учиться: я знаю, что это нужно для работы». Изменение смысла педагогической подготовки — главный итог нашего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Курс на гуманизацию образования, доминирующий сегодня в педагогической теории и практике, предполагает усиление личностного начала в деятельности учителя. Фундаментальное значение в этом плане имеет установка на формирование субъектной позиции учителя, его готовности к самоопределению в педагогической профессии,.

2. Исследование позволяет утверждать, что готовность учителя к творческому самоопределению в профессии является интегральной характеристикой его личности, включающей следующие критерии: креативностьинновационный стиль мышленияинтеллектуальные умения учителяорганизаторские способностиинтерес к работестремление к реализации личностного смысла в профессии педагогааналитические умениялидерские уменияжелание совершенствовать свою деятельностьвысокую адаптивность к изменяющимся условиям педагогической действительности.

3. Подготовка учителя к творческому самоопределению носит стадийный характер. В соответствии с задачами исследований нами разработана совокупность положений, составляющих теоретическую основу готовности к творческому самоопределению, определены три уровня готовности:

1 уровень — личностные установки на осознание педагогической задачи;

2 уровень — оценка субъектом своих возможностей и построение модели вероятного поведения;

3 уровень — определение и отбор специальных способов педагогической деятельности (предпосылка для индивидуального стиля деятельности).

4. Установлено, что подготовка студентов к творческому самоопределению в силу ее многоаспектности не может быть локализована в каком-нибудь отдельном компоненте вузовской педагогической системы, она возможна лишь в целостном процессе формирования личности будущего учителя, что предполагает целенаправленную работу со старшеклассниками, ориентированными на педвуз, в период базового обучения и в адаптационный период. При этом на первый план выступает обеспечение следующих условий: осознание и изучение индивидуальных особенностей личности, принятие себяединство методологической, общепедагогической, психологической, профессионально-этической и методической подготовки студентов к творческому самоопределению в профессиипреемственность довузовского, вузовского и послевузовского этапов становления личности учителя как условие его творческого самоопределенияориентация вузовской педагогической системы на гуманизацию образованияувеличение удельного веса индивидуальной профессиональной деятельности в сфере учебного познаниявзаимодействие процессов формирования мотивационной и содержательно-операционной готовности учителя к творческой деятельностиинтегрированный подход к вооружению будущих учителей базовыми знаниями, необходимыми для профессиональной творческой работыготовность преподавательского коллектива вуза воспринять и провести идеи программы в профессиональной деятельности.

5. В ходе исследования вскрыто, что существовала необходимость всестороннего контекст-анализа учебно-методической литературы с точки зрения полноты отражения в ней понятий творческого самоопределения. В результате такого контекст-анализа, анкетирования преподавателей педвузов, студентов были выявлены следующие противоречия: учебно-методическая литература по педагогике и психологии содержит базовые понятия, раскрывающие сущность творческого самоопределения как высокоразвитой системы отношений к самому себе, к миру и с миром, однако эти понятия для значительной части студентов не становятся инструментом анализа проблем педагогической действительностиучебно-педагогические задачи, предлагаемые студентам, как правило, не приводят будущего учителя к овладению логикой и технологией творческого взаимодействия с субъектами педагогической действительностизанятия по частным методикам не дают возможности будущему учителю самоопределиться профессионально, несмотря на то, что «субъективная» позиция учителя подчеркивается в учебниках по педагогике и психологиикатегория «самоопределение» открывает возможность значительного усиления интеграции психолого-педагогических знаний, повышения педагогической культуры будущих учителей.

6. В процессе опытно-экспериментальной работы было апробировано более ста заданий (упражнений, вопросов, задач, ролевых игр и т. п.), памяток. Эти дидактические материалы включают вопросы, побуждающие к анализу теоретико-методологических проблем творческого самоопределения не только как способности учителя творчески применять полученные знания на практике, но и умения моделировать отдельные этапы субъектно-субъектного взаимодействия в педагогической деятельности. Многие задания, предложенные в ходе опытно-экспериментальной работы, раскрывают специфику индивидуального опыта педагогов, требуют для своего решения творческих усилий студентов, активизации познавательных процессов, диагностических умений, что позитивно сказывается на структуре педагогических знаний будущих учителей, представляя им возможность «увязать» теоретико-методологические знания с индивидуальными приемами и подходами к решению педагогических задач. Разработаны научно-практические рекомендации для системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

7. С целью обогащения научно-методической подготовки были предложены модели педагогического взаимодействия ученика и учителя, предлагались задания, направленные на готовность к творческому самоопределению учителя. Определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие готовность будущего учителя к творческому самоопределению. Схематично формирование у студентов готовности к творческому самоопределению можно представить в виде следующих этапов: актуализация знаний у студентов об основных этапах педагогического процесса, о целях, видах и формах педагогической деятельностиознакомление студентов с «эталонными» примерами педагогического опыта, в ходе которого успешно решается конкретная учебно-воспитательная задачаобсуждение таких примероввведение памяток, объективно отображающих закономерный ход «построения» педагогического воздействия на разных этапах решения учебно-воспитательных задачсамостоятельный анализ студентами ситуаций, моделирующих отдельные этапы педагогической деятельности, практикование их в оценке действий учителя, отработка логики педагогического воздействиясоставление каждым студентом проекта педагогического воздействия, обсуждение этих проектов с учетом индивидуальных приемов каждого учащегосякоррекция нерациональных подходов к решению педагогической задачи и оказание индивидуальной помощисоставление карты индивидуальных находок и затруднений каждого студента при решении педагогической задачи;

8. Эксперимент подтвердил гипотезу, доказано, что процесс подготовки учителя к творческому самоопределению существенно улучшен, т.к. в его основе вскрыты и учтены условия перехода личностных особенностей в профессиональные: готовность решать педагогическую проблемуумение расчленить педагогическую проблему, предвидеть результат педагогических действий и программировать разные способы решения (от традиционных до оригинальных) — умение сравнить известные методики, выявить их целесообразностьпредъявление для обсуждения своих решенийсмена ролевых позиций участников эксперимента, их взаимообучение, коллективная совместная деятельностьразвитие навыков поискового характера деятельностиобеспечение в академической группе здорового морально-психологического климатапоощрение преподавателем стремления студентов своеобразного решения педагогической ситуацииформирование у студентов практического опыта педагогической деятельности.

9. В рамках опытно-экспериментальной работы решена важная задача исследования: определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей к творческому самоопределению в педагогической профессии уже во время адаптационного периода в первый год работы. Сделан вывод о том, что эти условия следующие: изменение функций специальных знаний от целевых к инструментальнымизменение динамики форм учебно-познавательной деятельности студентов от совместно-взаимодействующей к индивидуальной на фоне контекстного обучения, обеспечивающего трансформацию учебной информации в профессиональнуюизменение смысла педагогической деятельностиосознание собственных профессиональных особенностей и активное использование их в своей деятельностиизменение целей обучения от внешне заданных к внутренне принятым. Динамика удовлетворенности своей профессией у учителей, прошедших обучение по нашей программе, выросла с 14% в 1991 году до 62% в 1995 году.

10. Доказано, что механизм успешной подготовки к творческому самоопределению состоит: в целенаправленной модификации индивидуальных особенностей каждого студента применительно к педагогической деятельностив соизмерении целей и задач педагогического воздействия с индивидуальными особенностямив возможности выбирать и планировать действия согласно базовым знаниям и собственным представлениям о последствиях педагогического воздействияв способности оценивать, анализировать свои неудачи, просчеты, принимать коррекционные ходы и моделировать новые решенияв формировании новых социально ценных мотивов и установок на положительный результат педагогического воздействия.

Подводя итоги проделанной работы, можно констатировать, что она в ^ основном подтвердила гипотезу исследований и разрешила поставленные в нем задачи.

Вместе с тем ясно, что данная диссертация не исчерпывает проблему подготовки студентов к творческому самоопределению. В ней, по существу, только затронуты вопросы психолого-педагогического обучения будущего учителя, способного к творческому самоопределению в профессии. Специального анализа заслуживает осуществление индивидуальных программ ^ для обучения студентов, методик формирования отдельных умений каждого студента. С изучением подобного родов вопросов мы и связываем перспективы дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. О субъекте психологической деятельности. -М. 1973.288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблемы изучения личности. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. -М. 1988.152 с.
  4. Т. А., Донченко А. П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. Научные доклады высшей школы.- 1985.- № 3, — С. 4246.
  5. . С. Беседы о самовоспитании. -М.: Знание, 1977. 176 с.
  6. Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания. -Вопросы психологии. -1994. № 2, — С. 92−98.
  7. . Г. Человек как предмет познания. -М.: изд-во МГУ, 1969, — 318 с.
  8. Анастази Анна. Психологическое тестирование. -М.: Педагогика, 1982.-318с.
  9. Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Кандидатская диссертация. -М., 1994.- 209 с.
  10. Антология. Курьер ЮНЕСКО за 30 лет., 1990, Прогресс.-269 с.
  11. И.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.:Мысль, 1976, — 158 с.
  12. А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности. Вопросы психологии. -1992.- № 1. С. 6−13.
  13. А. Г. Психология личности. -М., 1990.-403 с.
  14. М.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  15. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Советская Россия 1978.-318 с.
  16. В. Т. Это неповторимое «Я». -М.: Знание, 1986.-192 с.
  17. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  18. Н. А. Кризис искусства. -М., 1918, (по репринтному изданию 1990 г.).- 124 с.
  19. Н. А. О значении человека. -М.: Республика, 1993.-383 с.
  20. Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-446 с.
  21. Н. А. Судьба России. М., 1918.- 240 с.
  22. Берне Роберт. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
  23. В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.- 400 с.
  24. П. П. Избранные произведения. М., 1961.- 668 с.
  25. JI. А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук, 1992.- 207 с.
  26. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Изд-во ЛГУ, 1970.- 112 с.
  27. А. А. Психологические условия гуманизации общения. Советская педагогика.- 1990,-№ 12. -С. 65−71.
  28. В. А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М., 1991.- С. 3−24.
  29. Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.464 с.
  30. . С., Сидоров П. И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М., 1984−144 с.
  31. Брунер Джером С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. -М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
  32. А. В. Проблема субъекта в психологической науке. -Психологический ж-л.-1991.- № 6.- С. 3−11.
  33. В.И. Философские мысли натуралиста. -АН СССР, М.: Наука, 1988- 520 с.
  34. М. Лики творчества. -JI-д- Наука, 1988.-848 с.
  35. М. Путник во вселенной. -М.: Советская Россия, 1990.- 381 с.
  36. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. -Вопросы психологии.- № 2.- 1972, — С. 56−60.
  37. П. Я. Основные результаты исследований по формированию умственных действий. (Психологическая наука в СССР) в 2 т.-М., 1959−226 с.
  38. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». -М., 1965- 78 с.
  39. Г. Д. Жизнь художественного сознания. (Очерки по истории образа). -М.: Искусство, 1972.- 200 с.
  40. Г. Философия духа. -М.: Мысль, 1977, — т.3,-353 с.
  41. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии.- № 2.- 1988.- С. 19−26.
  42. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев, 1988.- 63 с.
  43. Г. Д. Учитесь управлять собой. -Л-д: Знание, 1976.- 32 с.
  44. В. С. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате. -Советская педагогика.-1983.- № 6.- С. 24−26.
  45. Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. -М.: Политиздат, 1991, — 320 с.
  46. Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. -М.: Мысль, 1989- 765 с.
  47. Л. Н., Панченко А. Л. Чтобы свеча не погасала. -Советский писатель, 1990, — 125 с.
  48. В. В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. -М., 1972.- 423 с.
  49. М. А. Марксистская диалектико-методологическая основа педагогических исследований. -Советская педагогика.- 1970.- № 3.- С. 78−79.
  50. Р. Избрание произведения., 1987.- 483 с.
  51. И. А. Самовоспитание личности: философско-эстетические проблемы. -М.: Политиздат, 1979.- 285 с.
  52. Дурай-Новакова К. М. Руководительство профессиональным самоопределением студентов в процессе педагогической практики. -Диссертация кандидата педагогических наук, М., 1979.- 163 с.
  53. М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск, 1986.- 128 с.
  54. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пединститутов. -М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
  55. Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов пединститутов. М., Просвещение 1988.-270 с.
  56. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: изд. МГУ, 1987.-207 с.
  57. Д. П., Суиленко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива. -М.: Мысль, 1979.- 254 с.
  58. Как построить свое «Я». -Под ред. Зинченко В. П., М., Педагогика, 1991, 133 с.
  59. Камю Альбер Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки. -Перевод с французского, М.: Радуга, 1990.- 605 с.
  60. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М., 1987, — 190 с.
  61. Э. Э. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. Докторская диссертация педагогических наук, М., 1995.-276 с.
  62. Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. -М., 1992.- 172 с.
  63. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.- 278 с.
  64. Е. А. Как выбрать профессию. -М., Просвещение, 1990.- 158 с.
  65. М. JT. Ключ к самосознанию. М. Молодая гвардия, 1990.- 225 с.
  66. Г. А. Психология воздействия (о системе психологического воздействия). М., 1989.- 124 с.
  67. Комплексный анализ индивидуальности школьников в целях помощи их профессиональному самоопределению. В кн.: Способности и склонности (под ред. Голубевой Э. С. — М., Педагогика, 1989.- 197 с.
  68. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М., 1979.- 175 с.
  69. Кон И. С. Психология старшеклассников. М., Просвещение, 1980.- 207 с.
  70. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. -М., Политиздат, 1984.- 335 с.
  71. Г. С. Профессиональное самоопределение как фактор формирования личности. Радянская школа.-1967.- № 3.- С. 68−72.
  72. Краткая философская энциклопедия. М. Прогресс, 1994.- 403 с.
  73. Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. -Вопросы психологии, 1963.- № 2.- С. 51−59.
  74. Кузьмина 3. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи. Автореф. Диссерт.. канд. Псих. наук, М., 1973.- 17 с.
  75. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. JI., 1970.-215 с.
  76. Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. Проблемы и профессиональной подготовки специалистов в вузах. -Л., 1970.-263 с.
  77. Н. В. Основы вузовской подготовки. Л-д, 1972.-308 с.
  78. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л-д, 1985. -30 с.
  79. С. П. Психология формирования профессиональных интересов.-Вильнюс, 1981.-196 с.
  80. Кьёркегор Серен. Наслаждение и долг, СПБ, 1894.- 366 с.
  81. В. Л. Цвет судьбы. М., Советская Россия, 1988.- 269 с.
  82. К. Е. Личностью не рождаются. Серия «Общество и личность», М., Наука, 1990.- 209 с.
  83. М. В. Психологическая особенность готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе. -Автореф. канд. диссерт. псих, наук, Киев, 1976.- 24 с.
  84. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.- 304 с.
  85. Д. С. Заметки о русском. -М.: Советская Россия, 1984.- 62 с.
  86. Личность в системе коллективных отношений. -Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. -М., 1980.- 277 с.
  87. Личность и деятельность. Межвузовский сборник. Ленинградский университет, 1982.- 199 с.
  88. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.- Наука, 1984.- 444 с.
  89. С. В. Исследование мышления с помощью метода «пиктограмм». -В сб.: Психологические исследования, № 3, МГУ, 1971.- С.42−54.
  90. А. Ф. Дерзание духа. Политиздат, 1988.- 366 с.
  91. Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982, — 175 с.
  92. Е. А. Ведущие тенденции профессиональной подготовки студентов. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. -Калининград, 1999.- С.5−7.
  93. А. Р. Лекции по психологии памяти. -М., МГУ, 1967.- 362 с.
  94. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов, М., МГУ.-1974.- 396 с.
  95. А. С. Воспитание гражданина. -М.: Просвещение, 1988.302 с.
  96. А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. -Советская педагогика.- 1986.- № 6.- С.58−64.
  97. А. К., Никонова А. Я. Психологические основы индивидуального стиля деятельности учителя. -Вопросы психологии, 1987, № 5, с.40−48.
  98. А. К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993.-190 с.
  99. А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. -М., 1982, с.108−117.
  100. Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. -Мецниереба, 1971.-1004 с.
  101. В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь, 1990.- 250 с.
  102. Ю. А. Саморегуляция и активности личности в юношеском возрасте. -М., 1991.- 218 с.
  103. Л. М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело, 1 994 216 с.
  104. А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореферат диссерт.докт. пед. наук, 1992.-31 с.
  105. Мольц Максуэлл. Я это Я, или как стать счастливым. -М.: Прогресс, 1994, — 192 с.
  106. А. Г. Профессиональная адаптация выпускников педвуза. -Доктор педнаук, Киев, 1983, Автореферат, 50 с.
  107. В. Е. Стилевые особенности саморегуляции личности. Вопросы психологии.-1991, — № 1.- С. 121−127.
  108. А. В. О воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1 981 178 с.
  109. А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М., 1990.- 191 с.
  110. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будующего учителя. -Канд. дисс., Киев, 1983.- 113 с.
  111. Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. -М., 1985.- 296 с.
  112. Наумченко И. J1. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974.121 с.
  113. Р. С. Психология. Учебник для высших педагогических Учебных заведений. -М., Просвещение, 1994.- 576 с.
  114. Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. МГУ, 1988, диссерт. канд. психол. наук, 145 с.
  115. Н. Д. На пути к гуманной педагогике. Советская педагогика.-1990.- № 9.- С. 41−47.
  116. С. А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности. -Афтореф. диссерт.канд. психол. наук, Киев, 1985.- 24 с.
  117. С. А. Психологические условия формирования у будущих учителей стратегии решения педагогических задач. Автореф. диссерт.. канд. психол. наук, Сумы, 1990.- 16 с.
  118. Ф.Ницше. Полное собрание сочинений, Лейпциг, 1926, т.8 396 с.
  119. О диалектических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления под ред. Бабанского Ю. К., М., 1974, — 64 с.
  120. О путях повышения эффективности труда учителя. Психологические рекомендации. (под ред. Марковой А. К.), М., 1987.- 104 с.
  121. Обзор материалов теоретической конференции. Вопросы психологии.-1992,-№ 3−35 с.
  122. А. А. Формирование педагогического мышления. -Советская педагогика.- 1990.-№ 1.- С. 82−85.
  123. А. Б. Статья в журнале «Вопросы психологии». — 1995, — № 2. С. 519.
  124. Ю. М. Самопознание в самовоспитании характера. -Книга для учащихся, М., Просвещение, 1987.- 283 с.
  125. Ю. М. Восхождение к индивидуальности. -М., 1991.-126 с.
  126. Е. К. Структура педагогического мышления учителя. -Вопросы психологии.-1987.- № 5.- С. 114−116.
  127. Е. К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителей. Докт. диссерт., М., 1988. — 41 с.
  128. Основы педагогического мастерства, (под ред. Зязюна И. А.), Киев, 1987, — 207 с.
  129. Очерки по психологии аномального развития личности, (под ред. Зейгарник В. В., Братусь Б. С.), М., 1980.- 157 с.
  130. А. В. К проблеме самоопределения личности в группе. -Международный психологический конгресс, М., 1972, — 151 с.
  131. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., Просвещение, 1982.-255 с.
  132. Н. В., Леонтьев Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. -Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С. 97−110.
  133. А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. -Советская педагогика.- 1985.- № 12.- С. 42−47.
  134. Платон. Теэтет. -М., -Л., 1936.-218 с.
  135. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., Высшая школа, 1984, — 174 с.
  136. Я. А. Психология творчества и педагогики. М., Педагогика, 1979.-279 с.
  137. Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978, (отв. ред. Анцыферова Л. И.) — 367 с.
  138. Проблемы медицинской психологии, -(изд. ред. Леонтьева А. Н., Хомской Е. Д., Артемьевой Е. Ю.), МГУ, 1980.- 133 с.
  139. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя, (под ред. Щербакова А. И., -Л., ЛГПИ им. Герцена, 1980.- 166 с.
  140. Н. С. Профориентационные игры. -М., 1991.- 78 с.
  141. Е. Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов. -Вопросы психологии .- № 6.- 1994, — С. 64−68.
  142. Психологическая теория коллектива, (под ред. Петровского А. В. ,-М., 1979.- 239 с.
  143. Психологический словарь, (под ред. Давыдова В. В., -М., Педагогика, 1983.-447 с.
  144. Психология личности и образа жизни, (под ред. Шорохова Е. В., -М., 1987, с. 117−120.
  145. Психология формирования и развития личности, (под ред. Анцыферовой) Л. И., -М., Наука, 1981.- 365 с.
  146. Я. Движение от коллективизма. -пер. с англ. Психологический ж-л, том 14.- № 5.- 1993.-240 с.
  147. Рейустер Джанетт. Это в наших силах. Как стать собственным психологом, -пер. с англ., М., Прогресс, 1992.- 240 с.
  148. Н. К. Пути благословения. -Рига, 1992.- 165 с.
  149. Э. А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.-207 с.
  150. В. В. Апокалипсис нашего времени. -М., 1990, — 63 с.
  151. В. В. Сумерки просвещения. -М., Педагогика, 1990.- 622 с.
  152. В. В. Религия. Философия. Культура. -М., Республика, 1992.399 с.
  153. В. В. Уединенное. (Сборник), Политиздат, 1990.-543 с.
  154. С. JI. Принципы творческой самодеятельности. (Ученые записки высшей школы), г. Одесса, 1992, том 2−153 с.
  155. С. Л. Проблемы общей психологии. -М., Педагогика, 1973.423 с.
  156. Л. И. Самовоспитание личности. -М., Мысль, 1984.- 140 с.
  157. Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности. -Авт. диссерт.. кандид. пед. наук, -М., 1988.- 13 с.
  158. Л. А. Активизация школьников в профессиональном самоопределении. -Вопросы психологии.-1990.- № 1- С. 69−77.
  159. Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси, 1989.- 204 с.
  160. . . Слова. -М., Прогресс, 1966.-175 с.
  161. . . Тошнота. -М., Республика, 1994.- 496 с.
  162. В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. -Вопросы психологии.- 1975.- № 4.- С. 20−23.
  163. В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. Психологический ж-л,-1984. том 5.- № 4, — С. 6869.
  164. К. В. Индивидуальный стиль и проблемы личностного подхода к способностям. -Вопросы психологии. -1988.- № 2. -С. 160−166.
  165. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., Международная педагогическая академия, 1995.- 186 с.
  166. Л. В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. -М.- Политиздат, 1989.- 319 с.
  167. Г. Сочинения. -Киев: Наукова думка, 1983.- 237 с.
  168. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Авт. дисс.. докт. педнаук, М., 1976.-29 с.
  169. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.- 256 с.
  170. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. -Межвузовский сборник научных трудов, М., 1982.- С. 14−28.
  171. В. А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологические аспекты формирования активности личности учителя. -Советская педагогика.- 1983.- № 11.- С. 80−84.
  172. В. А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы». Методическое письмо. -М., ЛГПИ им. Ленина, 1987.-36 с.
  173. В. А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя. -Советская педагогика.- № 7. -1990. С. 82−88.
  174. В. А. Учитель и время. -Советская педагогика.- № 9.- 1990.-С.3−9.
  175. В. А. Статья в журнале «Магистр». — № 1.- 1991.- С. 16−25.
  176. В. А. Статья в Психологическом журнале, март, апрель, 1995.-с. 76.
  177. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность изд. «Магистр». — М., 1997.-224 с.
  178. Т. В. Процесс социально педагогической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1978.-26 с.
  179. Совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе решения психолого педагогических задач. — Межвузовский сборник, Смоленский пединститут.- 1983.-107 с.
  180. В.М. Социология нравственного развития личности. -М.: Политиздат, — 1986.-240 с.
  181. Л. А., Моросанова В. И. О влиянии уровня осознания саморегулирования на успешность деятельности. -Новые исследования в психологии, — 1989.-№ 2.- С. 36−38.
  182. Л. В., Киримова М. В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности. Стиль жизни личности.
  183. Теоретические и методологические проблемы. -Киев, 1982, -С. 223−255.t
  184. Т. С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия знания. -М., 1978.-38 с.
  185. А. Г. Сознание и самосознание. -М.- Политиздат, 1972.-303 с.
  186. Способности и склонности: комплексные исследования. (Под ред. Голубевой Э. А., Печенкова В. В.), Педагогика, 1989.-199 с.
  187. К. С. Работа актера над собой. -М., 1985, — 214 с.
  188. В. Н. Становление личности. -М.: Мысль, 1987.- 334 с.
  189. Стоуне Эдвард. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения, -пер. с англ., Педагогика, 1984.-471 с.
  190. А. В. Психологические критерии профессионального самоопределения. -М., 1987, Автореф. дисс.. канд. психол. наук, 18 с.
  191. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. ~М., 1 984 124 с.
  192. Н. В. Подготовка студентов педвузов к коллективной педагогической деятельности. Дисс. канд. педнаук. -М., 1986.-200 с.
  193. Теория и практика педагогического эксперимента, (пол ред. Пискунова А. И. и Воробьева Г. В. -М.: Педагогика), 1979.-208 с.
  194. Л. Н. Полное собрание сочинение, т. 35, 461 с.
  195. К. Д. Собрание сочинений: в 11-ти томах. -М., 1952, т. 11- 727 с.
  196. Фейгенберг Иосиф М. Видеть-предвидеть-действовать. Психологические этюды. -М.: Знание, 1986.-160 с.
  197. Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. -Вопросы психологии.- № 6.- 1985.- С. 2637.
  198. Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. -М., 1969. 113 с.
  199. Франки Виктор. Человек в поисках смысла. -Пер. с англ.: Прогресс, 1990, — 376 с.
  200. Фромм Эрих. Бегство от свободы. -Пер. с англ., М.: Прогресс, 1987.-296с.
  201. Хайдеггер Мартин. Разговор на проселочной дороге. -М.: Высшая школа, 1991, — 192 с.
  202. X. Мотивация и деятельность. 2 т., -М., 1986.- 391 с.
  203. А. И. Проблемы профессиональной адаптации молодого учителя. -В кн.: «Воспитательная деятельность молодого учителя.». — Л-д, 1978, — С. 72−89.
  204. Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека. Автореф. дисс.. канд. психол. наук, -М., 1984.- 23 с.
  205. Н. 3. Культура и ценности. -Мецниереба, Тбилиси, 1984.-С. 169−171.
  206. А. Н. Готовность учителя к работе в сельской школе.- М., 1992.- 78 с.
  207. И. И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Институт психологии, 1977, — 144 с.
  208. В. Б. В чьих руках маршальские жезлы. -М.: Молодаягвардия, 1980.-160 с.
  209. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.-172 с.
  210. П. А. Профессиональная адаптация молодого учителя сельской школы в процессе стажировки. Дисс. канд. педнаук. -М., 1983.- 237 с.
  211. М. М. Самоопределение личности в культуре как мировоззрение. (Материалы Всесоюзной научно-практической конференции). -М., 1985, вып.11.- С. 93−97.
  212. Е. Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. -М.: Изд. МПГУ.- 1991.-179 с.
  213. Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М.: Педагогика, 1979.- 152 с.
  214. А. И. Строение и развитие самосознания. -М., 1994, канд. дисс.-189 с.
  215. П. Г. Очерки по философии образования. -М., 1993.- 106 с.
  216. А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JI-д, 1967.-147 с.
  217. М. Р. О структуре индивидуального стиля деятельности. -Вопросы психологии.- 1984.- № 6- С. 34−38.
  218. Энциклопедия практического самосознания. Красило А. И., М., Международная педагогическая академия, 1994.-347 с.
  219. Э. Развитие личности ребенка. -М., 1978.-163 с.
  220. И. С. Изменения обучения в русле личностно-ориентированного. -Вопросы психологии, — 1995.-№ 2.- С.31−42.
  221. Л. В. Формирования готовности будущего учителя к педагогической рефлексии. Дисс. канд. педнаук, М., 1991.-245 с.
  222. Ясперс Карл. Смысл в назначении истории. -М.: Республика, 1994.-528 с.
  223. Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. -Киев, 1987. Автор, дисс.. канд. психол. наук- 24 с.156
Заполнить форму текущей работой