Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимыми для обеспечения функционирования психолого-педагогического механизма формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры педагогическими условиями выступают: актуализация системообразующих ценностей отечественной культурыдуша как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Воспитание учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ проблемы воспитания учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в теории педагогики
    • 1. 2. Особенности и содержание духовно-нравственной культуры как средства формирования ценностных ориентаций личности
    • 1. 3. Характеристика ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в общеобразовательной школе
  • Глава 2. Теория и практика формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы
    • 2. 1. Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением
    • 2. 2. Педагогические условия формирования у школьников ценностных ориентаций средствами духовно-нравственной культуры

Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На пороге третьего тысячелетия в нашей стране и обществе произошли изменения во всех сферах жизни человека и общества. Сложившиеся социально-экономические условия, эмансипация средств массовой информации на духовные идеалы и традиционные ценности нравственного порядка, замена их культом денег, проявление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой приводят к тому, что у молодежи формируется мировоззрение, основанное на ценностях западной культуры и отличное от традиционной русской. При этом страдают молодые, нравственно несформированныеподростки. Эти изменения сопровождаются утратой традиционных ценностных ориентиров отечественной культуры, заимствованием псевдокультуры.

Исследования В. Собкина и Н. Кузнецовой свидетельствуют о «неуклонном росте преступности в подростковой и юношеской среде» [158]. Отличительной особенностью подростковой и юношеской преступности является крайне вйсокое распространение в ней «тяжелых» и «особо тяжелых» преступлений с увеличением возраста правонарушителей. Это свидетельствует о повышенной агрессивности молодежной среды. «Анализ статистики правонарушений показывает крайне высокую долю среди подростков, преступлений, связанных с половой неприкосновенностью: каждое 6-е изнасилование совершено несовершеннолетнимикаждое 3-е групповое изнасилование было совершено либо несовершеннолетними, либо при их участии». [158] Приведенные данные свидетельствуют не только о существенной трансформации моральных норм среди подростковых групп, но и об особом типе подросткового сознания, готового на разделение групповой ответственности, но уходящего от ответственности индивидуальной. В то же время материалы статистики свидетельствуют о стремительном росте алкоголизации, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Практически половина поставленных на учет в 1997 году наркоманов и токсикоманов являются несовершеннолетними. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий складывается тенденция изменения ценностных ориентаций подростков и юношества, и как следствие возрастает число подростков с неадекватным поведением.

Существующее положение усугубляется тем, что институт семьи продолжает разрушаться, а подростковая среда впитывает самое негативное из западной цивилизации, преподносимое нам средствами массовой информации в красивой обертке. Устойчивым препятствием на пути окончательной деморализации молодежи выступают — школа и церковь. Причем, если церковь решает эту проблему, опираясь на многовековой опыт наших предков, то школа находится в поиске опоры для построения целостного воспитательного процесса, в том числе и в работе с учащимися с девиантным поведением. Перед школой встает проблема воспитания у учащихся правильных представлений о ценностях бытия, взаимоотношениях в обществе, самоопределении в окружающей среде.

Проблема трудновоспитуемости была четко очерчена в педагогике Яна Амоса Коменского. Ученый предложил свою классификацию учеников и выделил типы учащихся, хуже других поддающихся педагогическому воздействию. Много внимания работе с «трудными» детьми в нашей стране в начале столетия уделяли известные педагоги Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко. Последователь А. С. Макаренко В.А. Сухомлинский считал, что предупредить правонарушение эффективнее, нежели заниматься последующим перевоспитанием несовершеннолетнего правонарушителя. В дальнейшем эта проблема получила развитие в трудах А. И. Кочетова, Н. Н. Верцинской, JI.M. Зюбина, И. А. Невского, Ю. В. Гербеева, В. К. Андриенко, И. П. Башкатова, Э. Ш. Натанзон, И. Б. Михайловской, Г. В. Вершининой и др. Работы психиатров и психотерапевтов А. Е. Личко, М. И. Буянова, А. И. Захарова посвящены обобщению большого эмпирического материала по реабилитации детей с нервно-психическими заболеваниями и пограничными состояниями психики.

В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий и духовной жизни людей эта проблема выходит на новый уровень сложности, и все, что наработано, требует переосмысления.

В диссертационных работах последних лет обозначились некоторые подходы к решению данной проблемы. Так, например, Басова Е. П. исследует процесс формирования нравственной ответственности у сельских подростков с девиантным поведением [15]- Гаврилов С. Т. рассматривает нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением [50]- Роголева Е. Б. изучает педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением [146]- Романова А. С. занимается исследованием духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях [147]- Петракова Т. И. анализирует гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [131]. Вместе с тем, анализ существующей проблемы в педагогической теории и практике показывает, что вопросы формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры целенаправленно не исследовались. В связи с этим становится очевидным противоречие между потребностью педагогов в использовании средств духовно-нравственной культуры в воспитательной работе с учащимися с неадекватным поведением и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке и практической деятельности современных образовательных учреждений.

Все это определило выбор темы диссертационного исследования «Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы».

В соответствии с темой были сформулированы цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у подростков с неадекватным поведением ценностных ориентаций средствами духовно-нравственной культуры.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы.

Гипотеза исследования. Процесс формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением будет успешным, если: системообразующими ценностями отечественной культуры будут выступать душа как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как безусловная ценность каждого человека;

S формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением будет осуществляться на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;

S подростки будут систематически вовлекаться в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов личности и детского сообщества в целом;

S будет обеспечена актуализация самопознания в аспекте ценностных ориентаций отечественной православной культуры;

S в образовательном пространстве школы будет сформировано непредвзятое отношение к личности подростка, ориентированное на его самоценность как личности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему воспитания учащихся с неадекватным поведением в теории и практике педагогики.

2. Выявить и охарактеризовать духовно-нравственные ориентиры подростков с неадекватным поведением в условиях окружающего социума.

3. Выявить педагогические условия формирования у подростков с неадекватным поведением правильных ценностных ориентаций, основанных на традициях русской национальной культуры и характерных для окружающего подростков социума.

4. Разработать практические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры.

Методологическую основу исследования составили:

— философско-психологические положения о сущности человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве, в общении как взаимодействии с миром, (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);

— психолого-педагогические положения о закономерностях и детерминантах духовно-нравственного развития в подростковом возрасте (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В. В. Зеньковский, А. И. Кочетов, Ж. Пиаже, JI.A. Славина, Д.Б. Эльконин);

— гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, С. К. Гессен, Т. И. Петракова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н.В. Щуркова).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философско-педагогической и социально-психологической литературыопрос, беседа, анкетирование, тестирование и контент-анализ полученных данныхретроспективное изучение опыта работы учителей и воспитателей по воспитанию нравственных качеств личности подросткавключенное наблюдение за поведением и деятельностью воспитуемыхпроведение педагогического эксперимента и обработка его результатов.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся 6−9-х классов Александровской средней общеобразовательной школы Рязанского района Рязанской области.

Исследование выполнялось поэтапно:

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Анкетирование педагогов и учащихся, анализ собственного педагогического опыта и сотрудничество с классными руководителями по решению поставленных задач позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования и разработать содержание. программы формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением.

На втором этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялась проверка и уточнялась гипотеза исследования, проводились констатирующий и формирующий эксперименты.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) были проанализированы результаты педагогического эксперимента, сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, завершено оформление диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема воспитания учащихся с неадекватным поведением представлена в теории педагогики в основном исследованием внешних негативных условий становления их внутреннего мира. Остается не изученным воспитание подростков с неадекватным поведением в процессе формирования у них правильных ценностных ориентаций через усвоение высоких духовно-нравственных ценностей бытия.

2. В развивающихся социально-экономических условиях жизни в России категория «трудных» школьников стала обширнее, а методы, которые применялись ранее, стали менее эффективными, а некоторые вообще утратили свое воздействие на школьника. Под подростками с неадекватным поведением, мы понимаем учащихся подросткового возраста, трудновоспитуемость которых обусловлена не только особенностями переходного возраста, проблемами в освоении социального опыта, неправильным пониманием нравственных норм, но и несформированностью (недоразвитостью) духовно-нравственной сферы личности подростка.

3. Педагогическими условиями формирования у подростковс неадекватным поведением правильных ценностных ориентаций, основанных на традициях русской национальной культуры, выступают: актуализация системообразующих духовно-нравственных ценностей отечественной культуры {душа как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как безусловная ценность каждого человека) — реализация данных духовно-нравственных ценностей в целостном педагогическом процессе путем целенаправленной взаимосвязи форм и методов учебной и воспитательной деятельности, основанной на культурологическом и аксиологическом принципахцелостное и систематическое вовлечение подростков в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов личности подростка и детского сообществаактивизация самопознания подростков с неадекватным поведением через призму духовно-нравственных ценностей православной: культурыориентация педагога на личность подростка как самоценность.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— раскрыта проблема воспитания подростков с неадекватным поведением в теории педагогической науки и выявлена направленность ее дальнейшей разработки через обращение к отечественной педагогической культуре в ее целостности светских и религиозных воззрений;

— выявлены и охарактеризованы духовно-нравственные ценностные ориентации воспитания подростков в контексте светской и православной культуры;

— обоснованы и раскрыты педагогические условия формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами отечественной духовно-нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: -дана характеристика подростков с неадекватным поведением в современном социуме;

— представлен образовательный процесс в школе, направленный на формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением;

— апробированы выделенные педагогические условия формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением, показана динамика развития духовной и нравственной сферы личности подростков с неадекватным поведением.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты и разработанные на их основе практические рекомендации по формированию ценностных ориентаций подростков с неадекватным поведением могут быть использованы в деятельности педагогов и воспитателей общеобразовательной школы, при чтении соответствующих теоретических курсов и проведении практических занятий по педагогике в высших учебных заведениях.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается его методологической обоснованностьюадекватным целям и задачам исследования подходом к отбору изучаемых материаловсоответствием структуры и содержания исследования его целям, логике изучения предмета и логике изложения результатов исследованияпреемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положенийдостаточной базой и достаточному числу участников педагогического экспериментаиспользованию адекватного диагностического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации педагогической деятельности в Александровской средней (полной) общеобразовательной школе, Полянской средней (полной) общеобразовательной школе Рязанского района. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в г. Рязани, Коломне, на десятых международных Рождественских образовательных чтениях (Москва), внедрялись на семинарских и практических занятиях студентов Рязанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы из 203 наименований и приложения.

Заключение

.

Образовательный процесс в школе, как отмечали и продолжают отмечать многие ученые, всегда отстает от реальной жизни. Сложившаяся на пороге III тысячелетия социально-экономическая ситуация, повлекла за собой изменения в массовом сознании. Резкий переход к рыночной экономике способствовал падению нравов, обострению проблемы отцов и детей, расслоению общества на бедных и богатых, отстранению от культурных ценностей своего народа, заимствованию ценностей псевдокультуры, формированию неадекватных ценностных ориентаций.

Вместе с тем, проблема трудновоспитуемости приобретает иной характер: разрушение института семьи способствовало появлению новых девиаций и увеличению числа правонарушений. Поэтому категориальное понятие «трудные дети» получило существенное расширение. Под подростками с неадекватным поведением мы понимаем учащихся подросткового возраста отклонения в поведении которых обусловлены несформированностью (недоразвитостью) духовно-нравственной сферы личности.

В истории педагогической мысли проблема трудновоспитуемости была очерчена впервые Яном Амосом Коменским. На протяжении нескольких столетий эта проблема развивалась в трудах многих ученых. В советское время ученый-педагог А. С. Макаренко, отрицая теорию неполноценности личности и генетическую обусловленность умственной и нравственной дефективности, внес значительный вклад в развитие педагогической теории и практики, организовав детскую колонию на принципах советского гуманизма. Опираясь на идеи А. С. Макаренко, советские ученые, педагоги и психологи (В.А. Сухомлинский, И. А. Невский, А. И. Кочетов, И. П. Башкатов и др.) повлияли на развитие психолого-педагогической теории по проблеме трудновоспитуемости. Они отмечали необходимость воздействия на нравственную сферу личности учащегося, ориентацию на положительное, необходимость работы над личностными недостатками, воспитательное влияние коллектива на «трудного» подростка, создание здоровой атмосферы в семье, необходимость перехода воспитания в самовоспитание.

В современной психолого-педагогической литературе особое внимание также уделяется нравственному воспитанию «трудных» подростков, а вопросы духовности не исследуются.

В последние годы наметилась тенденция обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры. Многие исследователи (Беляева В.А., Бондаревская Е. В., Караковский В. А., Петракова Т. И., Шуркова Н. Е. и др.) отмечают, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Под духовностью обычно понимают устремленность личности к высшим ценностям бытия, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. Духовность и душа присущи человеку имманентно. Дух же трансцендентен.

С религиозной точки зрения подлинная духовность есть диалог и сотворчество души и духа, которые являются залогом развивающейся гармонии человека и мира (личности, общества и природы). Мера духовности определяется нравственностью поступков человека. Духовно-нравственное воспитание в православной педагогической культуре основывается на высших ценностях бытия: идеал Творца, добродетель, любовь, совесть и т. п. Созвучные мысли можно встретить также в трудах светских ученых-педагогов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.

Анализ научных трудов по проблеме показал, что воспитание ребенка должно начинаться с воспитания души и обретения им духовных ценностей своего Отечества. Высшими ценностями при этом выступают: наличие высокого духовного идеала, душа человека, родной край и родная природа.

Ценности бытия интериоризируются посредством свободного духовного выбора. Если человек не усвоит эти ценности, то он не сможет войти в современную жизнь, понять все то, что в ней происходит, стать самостоятельным человеком и творцом новой жизни. (В.В. Зеньковский).

Изучение и анализ работ философов, педагогов, психологов, социологов, посвященных ценностям бытия, позволяет утвердить мысль о том, что ценности выступают не только как идеал, на который ориентируется личность в течение всей жизни, на и как условие ее формирования. Воспитательные ценности педагогической среды (родителей, учителей, воспитателей) являются средством формирования ценностных ориентаций детей.

Под ценностными ориентациями понимаются относительно устойчивые, социально — обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. Посредством системы ценностных ориентаций человек судит не только о своих поступках, но и: создает вариант действия. Ценностные ориентации принято разделять на материальные и духовные, причем их развитая структура предполагает иерархический принцип строения. Иерархия ценностей не является раз и навсегда заданной в сознании личности: на протяжении жизни одни ценности выходят на передний план, другие отходят на задний. Поэтому основополагающим ядром духовно-нравственной сферы личности должны являться духовный идеал и духовные ценности, не зависящие от внешних условий. (В.А. Беляева) Нравственные ценности при этом выступают периферийными по отношению к духовным, и как бы произрастая из них, оказывают ответное влияние на развитие всей духовно-нравственной сферы.

В ходе констатирующего эксперимента, направленного на выявление ценностных ориентаций личности подростков с неадекватным поведением относительно окружающего социума, было обнаружено отсутствие общих представлений об отечественной культуре у подростков в ее целостности. Подростки с неадекватным поведением затруднялись в выборе определенной позиции к окружающим людям, обществу и культуре в целом. Таким образом, в образовательном пространстве современной школы должны быть созданы условия для формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры.

Содержание духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе предполагает целостность, заложенной в ее основе картины мира и определенное место человека в нем, которое может быть достигнуто преобразованием комплекса воспитательных ценностей за счет расширения образовательного пространства за счет материала истории и культуры, введения системы духовно-нравственных понятий и образов на основе их взаимодействия с изучаемыми знаниями, умениями и навыками.

Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением имеет явно выраженные особенности:

— наличие четко заданной цели, предполагающей формирование у подростков с неадекватным поведением формирование таких ценностей как идеала, душа, родной край, культура;

— мотивационное обеспечение взаимосвязанной деятельности учителей и учащихся на уровне этих ценностей;

— определение конкретного содержания деятельности, имеющей выраженный ценностный аспект, на индивидуальном уровне относительно личности ученика;

— накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт;

— активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу учащихся, обеспечивающую духовно-нравственное развитие;

— стимулирование желания учащихся вести самостоятельную исследовательскую работу.

При этом необходимо учитывать то, что процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, ее индивидуальных особенностей.

Необходимыми для обеспечения функционирования психолого-педагогического механизма формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры педагогическими условиями выступают: актуализация системообразующих ценностей отечественной культурыдуша как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как безусловная ценность каждого человекаформирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением осуществляется на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культурыподростки систематически вовлекаются в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов личности и детского сообщества в целомобеспечена актуализация самопознания в аспекте ценностных ориентаций отечественной православной культурыв образовательном пространстве школы будет сформировано непредвзятое отношение к личности подростка, ориентированное на его самоценность как личности. Апробация в ходе формирующего эксперимента этих педагогических условий позволила выявить характерные изменения в представления учащихся о ценностях бытия (см. таблица 3). Так, подростки с неадекватным поведением в ходе педагогического эксперимента стали занимать позиции окружающего социума, а их трудновоспитуемость стала «сглаживаться» за счет воздействия на духовно-нравственную сферу личности, приобщения их к ценностям отечественной культуры, изменения ценностных ориентаций личности учащегося.

Анализ динамики ценностных ориентаций в ходе педагогического эксперимента позволил сделать вывод о том, что у подростков с неадекватным поведением произошли существенные изменения в жизненных целях, приоритете духовных ценностей над материальными, отношении к людям и окружающей природе.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что проблема воспитания учащихся с неадекватным поведением недостаточно разработана в теории педагогики, остается не изученным воспитание подростков с неадекватным поведением в процессе формирования у них правильных ценностных ориентаций через усвоение высоких духовно-нравственных ценностей бытия. Категория «трудных» школьников стала обширнее, а методы, которые применялись ранее, стали менее эффективными, а некоторые вообще утратили свое воздействие на школьника. У подростков с неадекватным поведением недостаточно знаний и опыта в области культурных традиций Руси. Они не имеют значимых представлений о народных праздниках, православной культуре, ее памятниках и др.

Все это свидетельствует о том, что значение духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в становлении личности подростка с неадекватным поведением будет возрастать, причем необходима реконструкция института семьи и семейного воспитания, и, следовательно, что эта роль в изменяющихся условиях может быть предметом дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Сострадание и сорадование в детской картине мира. — М.:ЭКО, 1999.-224с.
  2. А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 304с. (серия «Как стать психологом»).
  3. Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Автореф.. канд.пед.наук:13.00.06.-Москва, 1999.
  4. Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков: Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01. Петрозаводск, 1999. — 18с.
  5. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 286с.
  6. Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Педагогика, 1979.-190с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
  8. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. — 688с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  9. В. К., Тербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1992.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории) // Вестник МГУ. 1994. — № 1. — С.34.11 .Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003.- № 7.-С.193−200.
  11. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности, М.: Знание, 1978. — 61с.
  12. С.И., Михеев В. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974
  13. JI.В., Чернявская А. П. Воспитание сельского школьника. — М.: Центр «Педагогический поисю>, 2002. — 176с.
  14. Е.П. Формирование нравственной ответственности у сельских подростков с девиантным поведением: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. -Москва, 1998.- 258с.
  15. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.- М.: Информпечать, 2000, — 334с.
  16. М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования: Автореф.канд. пед. наук:13.00.08. — Москва, 1999.
  17. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.- 208с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
  18. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография.-Рязань: РОИРО, 1998.- 135с.
  19. В.А. Самовоспитание социально-значимых качеств личности будущего учителя.// Воспитание социально активной личности: история, теория, практика. Рязань: РГПИ, 1990. — С. 116−119.
  20. Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). — М.:Книга, 1991.-446с.
  21. В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: Дис.. д-р пед. наук: 13.00.01. //
  22. Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс. / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского. М.: OIM.RU, 2000−2001. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. — 01.03.2003
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -304с.
  24. П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит.изд.центр В ЛАДОС, 1999.-288с.
  25. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -311с.
  26. С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999.
  27. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
  28. Е.В. Ценность и оценка // Исторический материализм как наука.-М., 1974.-С. 133−146.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М.:Просвещение, 1968. — 464с. е
  30. Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Педагогика, 1979.-224с.
  31. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика 1995.-№ 4.- С.29−36.
  32. Е.М., Валеев Р. Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование. 1997.-№ 1.-С.76−82
  33. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Наука, 1994. -217с.
  34. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Наука, 1977. -309с.
  35. О.А. Взаимодействие психолога и «трудного» подростка // Народное образование. — 2001 .-№ 7.-С. 163−167
  36. М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. — 208с.
  37. О.С., Филатов Ф. Р. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1999.- № 3. — С.38−44.
  38. В.П. Избранные педагогические сочинения/ Сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400с.
  39. Великие духовные пастыри России: Учебн. пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ / Под. ред. А. Ф. Киселева. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. — 496 с.
  40. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Изд-во «Статистика», 1968. — 360с.
  41. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936.
  42. Т.И. Воспитание духовности школьников: состояние, проблемы, перспективы. // Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Пед. общество России, 2001. С.68−70.
  43. В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. — 480с.
  44. Ю.В. Главный источник духовно-нравственного воспитания // Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс. / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского. М.:
  45. OIM.RU, 2000−2001. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. -19.12.2002
  46. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.:Педагогика, 1984. — 432с.: ил. (Акад. пед. наук СССР)
  47. В.Г. Генезис оценочного сознания // Вопросы философии и социологии. Л., 1973, вып.6.
  48. Н. В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально философский анализ): Автореф. канд. филос. наук: 09.00.11. — Красноярск, 2000.
  49. С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1998.- 229с.
  50. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс — 2002.-№ 1 — С.96−105.
  51. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 16−45.
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Педагогика, 1995. -483с.
  53. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 .-Уфа, 1997.-215с.
  54. Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика — 1995. -№ 4.- С.45−48.
  55. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей//Социологические исследования.- 1996.-№ 3.-С.81−90.
  56. В.И. Толковый словарь. Т.1. — С.503−504.
  57. И. Работа с детьми группы риска // Воспитание школьников — 2002.-№ 7. С.21−29
  58. О.Г. Мир оживших предметов. — М.: Политиздат, 1967. — 351с.
  59. Духовность. Нравственность. Образование. История и современность (научные труды участников межрегиональной научно-практической конференции), 3−5 июня2002г. / Отв. ред. проф. В.А. Беляева- Ряз. гос. пед. ун-т им С. А. Есенина. Рязань: РГПУ, 2002. -128с.
  60. Духовные истоки воспитания: учебно-методическая серия. / Под ред. Ю. С. Исатова. М., 2001. — 120с.
  61. А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1996.
  62. Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. М.:Фолиум, 1994. — 64с.
  63. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореф. д-р пед. наук: 13.00.01. — Челябинск, 2000.
  64. И.А. О русском национальном характере // Ильин И. А. Наши задачи, история нации и будущее России. — Т.1. М., 1992. -282с.
  65. И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. 431с. — (Мыслители XX века).
  66. И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2. — М.: Русская книга, 1993.
  67. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240с. — (Зарубежная школа и педагогика).
  68. Н.В., Лукьянова М. И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. — С. 16−26
  69. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704с.
  70. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: МП Новая школа, 1993. -80с.
  71. В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы. — М.: Московский рабочий, 1987. 144с.
  72. В.А. Три реальности школьного воспитания // Классный руководитель 2002.- № 5 — С. 11−21
  73. М. Проблемы воспитания подростка // Воспитание школьников. — 2003.- № 4.- С.56−59
  74. Ю.А. Психологигия девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М. ТЦ Сфера, при участии «Юрайт». — М., 2001
  75. Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С.57−60.
  76. В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности: Дис.. канд. филос. наук. — Санкт-Петербург, 1994.
  77. В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. 2003. — № 4. — С.86−104
  78. Я. А. Материнская школа // Избранные пед. сочинения. Т.1.-М., 1982. — 655с.
  79. Я.А. Великая Дидактика / Избранные педагогические сочинения. Т.1.- М., 1982. 655с.
  80. И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2002.- 195с.
  81. Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко E.J1. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии 2001 .-№ 1. — С.107−122.
  82. А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / Американская социология. М., 1972.
  83. А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  84. А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Высшая школа, 1992. 312с.
  85. Г. В. Принципы и содержание воспитания достоинства человека // Классный руководитель — 2002. № 5 — С. 125−132
  86. Кузнецова JL Становление и развитие идеала гарманичной личности // Воспитание школьников. 2002.- № 4.- С.53−56
  87. А.Г. Формирование ценностных ориентаций юных спортсменов: Автореф.. канд.пед.наук: 13.00.01.-Якутск, 2000
  88. Н.А. Платон как искатель истины // Математика в школе. — 2001. -№ 3.-С.2−5
  89. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1988.- 168с.:ил.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -303с.
  91. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Смысл, 1992.- 17с.
  92. П. Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1.-М.: Педагогика, 1951.-336с.
  93. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.-282с.
  94. А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. 2002. — № 1. — С.23−27
  95. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Метод, рекомендации. — М.: Фолиум, 1993.- 64с.
  96. А. С. Лекции о воспитании детей. — Минск: «Народная асвета», 1978.-96с.
  97. А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. -Москва, 1950.
  98. А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256с.
  99. А.С. Избранные педагогические сочинения в 7-ми т. Т.5. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе.-М., 1958. — 588с.
  100. С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Автореф. д-р пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000.
  101. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии 1988.- № 3 — С.93−99.
  102. Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социс. — 1991.-№ 8. С.64−66
  103. Т. И. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества: Автореф. .канд. социол. наук:22.00.06. Новосибирск, 1999.
  104. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 176с.
  105. В. Ребенок из семьи алкоголика // Воспитание школьников 1999.- № 1 — С.32−33.
  106. А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель 2002.- № 5 — С.79−82.
  107. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М.:Наука, 1969
  108. Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  109. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 96с.
  110. И. А. Трудный успех (Без трудных работать можно). М., 1981.
  111. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика -1998.-№ 4.- С.3−8
  112. .В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. 192с. (серия «Вселенная духа»).
  113. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -287с.
  114. И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Дис.. д-р пед. наук: 13.00.01. -Чебоксары, 1999.-603с.: ил.-20×15 см.
  115. С.С. Математические методы в социальной психологии. — М.: Наука, 1983.
  116. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.
  117. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. завед./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  118. Педагогический словарь в 2-х т.Т.1−2 М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960.
  119. И. Г. Избранные педагогические сочинения Т.1.- М.: Педагогика, 1981.-334с.
  120. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. д-р пед. наук: 13.00.01. Москва, 1998.- 440с.
  121. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255с.
  122. Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1953. -456с.
  123. Н.И. Образование и воспитание. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1985. -463с.
  124. М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994. — № 3. — С.36−39
  125. Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2000.-145с.
  126. Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание, 1984. -64с.
  127. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики М.: Новая школа, 1996. 160с.
  128. Православная педагогика в России: Учеб. пособие / С. И. Дорошенко, Е. А. Плеханов, JI.A. Романова и др. Владимир: ВГПУ, 1998. — 207 с.
  129. Приоритеты и ценности гуманистического образования и воспитания: Тезисы докладов Российской научно-методической конференции (25−26 октября 2001 года) / Отв. ред. JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина, Н. В. Мартишина. Рязань, 2001 — 158с.
  130. Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. -365с.
  131. И.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в условиях современного российского общества: Автореф.канд. социол. наук:22.00. OS.-Москва, 1999.
  132. А. Диалог о том, что такое математика // Математика в школе. — 2001.-№ 2.- С.8−12.
  133. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. д-р психол. наук:19.00.05. — Ярославль, 1999.
  134. Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Москва, 1998.
  135. А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999.
  136. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. -328с.
  137. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. М.: Самшит, 2000. — 80с. (серия «Духовно-нравственное воспитание школьников»).
  138. Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Жизнь по совести. Священник и педагог отвечают на вопросы современных школьников. / Под ред. Е. Лукьянова. М.: Паломник, 2002. — 206с.
  139. И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А, Ильин // Педагогика 2001.- № 1. — С.63−67.
  140. М. П. Формирование психофизической устойчивости дезадаптированных подростков 15−16 лет в процессе спортивной деятельности: Автореф. .канд. пед. наук:13.00.04. — Москва, 2000.
  141. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 98с.
  142. Л.С. Трудные дети / Под ред. В. Э. Чудновского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448с.
  143. Е. В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет: Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. — Самара, 2000.
  144. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994.-№ 5. -С.13−16.
  145. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.- 381с. С.332−366 .- С.93
  146. В., Кузнецова Н. Динамика девиантного поведения подростков // ОБЖ.-1999.-№Ю.-С.51−54
  147. Е.Е. Механизм психологической регуляции нравственных аспектов деятельности подростка: Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. -Москва, 1999.
  148. B.C. Русский национальный идеал // Соловьев B.C. Собр. соч. в 2 т. Т. 1. — М., 1984.- 287с.
  149. JI.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект). М.: Наука, 1987. -129с.
  150. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей.- М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 320с.
  151. М.П., Силенков В. И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика — 1999.-№ 7.- С.38−41
  152. В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: Педагогика, 1979- 1981.
  153. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.:Просвещение, 1982. 206с.
  154. Г. С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений (психолого-педагогические проблемы): Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. — Москва, 1999.
  155. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 140с.
  156. А.В. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. — Ростов-на-Дону, 2000.
  157. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. -1998. -№ 2. -С.3−8.
  158. И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников 2002.-№ 7. — С.44−46
  159. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избр.пед.соч.в 2-х томах. Т.2. Вопросы обучения. М. Д954.-С.279−286
  160. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1968. — 387с.
  161. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Избр. пед.соч. в 2-х т. — Т.1. — М., 1976.
  162. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Образование в документах — 1999, № 14 С.39−61, № 15 — С.22−38.
  163. Т.А. Диалог как духовно развивающее общение. М.: Просвещение, 1996. -114с.
  164. П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. — 490с.
  165. Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций: Дис.. канд. филос. наук. Ленинград, 1976. — 167с.
  166. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184с.: ил.
  167. Э. Душа человека. М.: Изд-во «АСТ», 1998. — 662с. — (Классики зарубежной психологии).
  168. Л. Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. -Оренбург, 2001.
  169. М.И. Диагностика трудновоспитуемости подростка // Советская педагогика 1989.- № 6 — С.36−38.
  170. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512с.:ил.
  171. Н.И. Развитие самосознания у подростков сдеквиантным поведением: Автореф .канд. психол. наук:19.00.07. Ставрополь, 2000.
  172. Шендрик А. И, Духовная культура молодежи как объект социологического исследования.-М.:РАУ, 1991.
  173. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104с.
  174. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.:Педагогика, 1990.- 144с.
  175. Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика 1996.- № 3 — С.25−30.
  176. Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 96с.
  177. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999.- № 5. — С.52−61.
  178. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-237с.
  179. .Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г. В. Драча. М: Логос, 2001. — 144с.
  180. Р. Н. Теоретические основы формирования у учащихся гуманистических ценностей (на материале обучения физике): Автореф .д-р пед. наук:13.00.02. Москва, 2000.
  181. Щуркова Н. Е, Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998.-48с.
  182. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников — 1999.-№ 3 С. 17−22.
  183. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Просвещение, 1995. -416с.
  184. К.Ю. Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А.С.. Макаренко: психологическая составляющая педагогической системы: Автореф.канд. психол. наук: 19.00.11. Москва, 1999.
  185. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — М.: Наука, 1979.
  186. А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. — Томск, 2003.
  187. М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель 2003.- № 4 — С. 24−43.
  188. Hetherington Е. Mavis, Parke Ross D. Child psychology: A contemporary viewpoint. McGraw-Hill Book Company, USA, 1986. — 763p.
  189. Harre Rom. Social being second edition. Oxford, 1993
  190. The normal child and some of his abnormalities. A General Introduction to the Psychology of Childhood by C.W. Valentine. Pengiun book, USA, 1964.
  191. Rushkoff, Douglas. Children of Chaos: Surviving the End of the world as we know It. London: Flamingo, 1997. — 269p.
Заполнить форму текущей работой