Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы
Диссертация
Необходимыми для обеспечения функционирования психолого-педагогического механизма формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры педагогическими условиями выступают: актуализация системообразующих ценностей отечественной культурыдуша как личностная ценность, идеал как личностная и общественная ценность, родной край как… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Воспитание учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением как педагогическая проблема
- 1. 1. Анализ проблемы воспитания учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в теории педагогики
- 1. 2. Особенности и содержание духовно-нравственной культуры как средства формирования ценностных ориентаций личности
- 1. 3. Характеристика ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением в общеобразовательной школе
- Глава 2. Теория и практика формирования ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы
- 2. 1. Содержание образовательного процесса в школе, направленного на формирование ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с неадекватным поведением
- 2. 2. Педагогические условия формирования у школьников ценностных ориентаций средствами духовно-нравственной культуры
Список литературы
- Абраменкова В.П. Сострадание и сорадование в детской картине мира. — М.:ЭКО, 1999.-224с.
- Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 304с. (серия «Как стать психологом»).
- Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Автореф.. канд.пед.наук:13.00.06.-Москва, 1999.
- Александрова Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков: Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01. Петрозаводск, 1999. — 18с.
- Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 286с.
- Амосова Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Педагогика, 1979.-190с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. — 688с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Андриенко В. К., Тербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1992.
- Ю.Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории) // Вестник МГУ. 1994. — № 1. — С.34.11 .Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003.- № 7.-С.193−200.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности, М.: Знание, 1978. — 61с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974
- Байбородова JI.В., Чернявская А. П. Воспитание сельского школьника. — М.: Центр «Педагогический поисю>, 2002. — 176с.
- Басова Е.П. Формирование нравственной ответственности у сельских подростков с девиантным поведением: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. -Москва, 1998.- 258с.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.- М.: Информпечать, 2000, — 334с.
- Беленький М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования: Автореф.канд. пед. наук:13.00.08. — Москва, 1999.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.- 208с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
- Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография.-Рязань: РОИРО, 1998.- 135с.
- Беляева В.А. Самовоспитание социально-значимых качеств личности будущего учителя.// Воспитание социально активной личности: история, теория, практика. Рязань: РГПИ, 1990. — С. 116−119.
- Бердяев Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). — М.:Книга, 1991.-446с.
- Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: Дис.. д-р пед. наук: 13.00.01. //
- Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс. / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского. М.: OIM.RU, 2000−2001. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. — 01.03.2003
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -304с.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит.изд.центр В ЛАДОС, 1999.-288с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -311с.
- Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
- Боголюбова Е.В. Ценность и оценка // Исторический материализм как наука.-М., 1974.-С. 133−146.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М.:Просвещение, 1968. — 464с. е
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Педагогика, 1979.-224с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика 1995.-№ 4.- С.29−36.
- Борисова Е.М., Валеев Р. Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование. 1997.-№ 1.-С.76−82
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Наука, 1994. -217с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Наука, 1977. -309с.
- Брылева О.А. Взаимодействие психолога и «трудного» подростка // Народное образование. — 2001 .-№ 7.-С. 163−167
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. — 208с.
- Васильева О.С., Филатов Ф. Р. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1999.- № 3. — С.38−44.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения/ Сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400с.
- Великие духовные пастыри России: Учебн. пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ / Под. ред. А. Ф. Киселева. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. — 496 с.
- Венецкий И.Г., Кильдишев Г. С. Основы теории вероятностей и математической статистики. М.: Изд-во «Статистика», 1968. — 360с.
- Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936.
- Власова Т.И. Воспитание духовности школьников: состояние, проблемы, перспективы. // Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Пед. общество России, 2001. С.68−70.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. — 480с.
- Воронкова Ю.В. Главный источник духовно-нравственного воспитания // Образование: исследовано в мире Электрон, ресурс. / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского. М.:
- OIM.RU, 2000−2001. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. -19.12.2002
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.:Педагогика, 1984. — 432с.: ил. (Акад. пед. наук СССР)
- Выжлецов В.Г. Генезис оценочного сознания // Вопросы философии и социологии. Л., 1973, вып.6.
- Гавриленко Н. В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально философский анализ): Автореф. канд. филос. наук: 09.00.11. — Красноярск, 2000.
- Гаврилов С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 1998.- 229с.
- Гаврилюк В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс — 2002.-№ 1 — С.96−105.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 16−45.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Педагогика, 1995. -483с.
- Гирфанова Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 .-Уфа, 1997.-215с.
- Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика — 1995. -№ 4.- С.45−48.
- Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей//Социологические исследования.- 1996.-№ 3.-С.81−90.
- Даль В.И. Толковый словарь. Т.1. — С.503−504.
- Дементьева И. Работа с детьми группы риска // Воспитание школьников — 2002.-№ 7. С.21−29
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. — М.: Политиздат, 1967. — 351с.
- Духовность. Нравственность. Образование. История и современность (научные труды участников межрегиональной научно-практической конференции), 3−5 июня2002г. / Отв. ред. проф. В.А. Беляева- Ряз. гос. пед. ун-т им С. А. Есенина. Рязань: РГПУ, 2002. -128с.
- Духовные истоки воспитания: учебно-методическая серия. / Под ред. Ю. С. Исатова. М., 2001. — 120с.
- Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1996.
- Иванов Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. М.:Фолиум, 1994. — 64с.
- Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореф. д-р пед. наук: 13.00.01. — Челябинск, 2000.
- Ильин И.А. О русском национальном характере // Ильин И. А. Наши задачи, история нации и будущее России. — Т.1. М., 1992. -282с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. 431с. — (Мыслители XX века).
- Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2. — М.: Русская книга, 1993.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240с. — (Зарубежная школа и педагогика).
- Калинина Н.В., Лукьянова М. И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. — С. 16−26
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: МП Новая школа, 1993. -80с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы. — М.: Московский рабочий, 1987. 144с.
- Караковский В.А. Три реальности школьного воспитания // Классный руководитель 2002.- № 5 — С. 11−21
- Каргина М. Проблемы воспитания подростка // Воспитание школьников. — 2003.- № 4.- С.56−59
- Клейберг Ю.А. Психологигия девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М. ТЦ Сфера, при участии «Юрайт». — М., 2001
- Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С.57−60.
- Козлов В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности: Дис.. канд. филос. наук. — Санкт-Петербург, 1994.
- Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. 2003. — № 4. — С.86−104
- Коменский Я. А. Материнская школа // Избранные пед. сочинения. Т.1.-М., 1982. — 655с.
- Коменский Я.А. Великая Дидактика / Избранные педагогические сочинения. Т.1.- М., 1982. 655с.
- Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2002.- 195с.
- Корнилова Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко E.J1. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии 2001 .-№ 1. — С.107−122.
- Коуэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним / Американская социология. М., 1972.
- Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986.- 160с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Высшая школа, 1992. 312с.
- Кравченко Г. В. Принципы и содержание воспитания достоинства человека // Классный руководитель — 2002. № 5 — С. 125−132
- Кузнецова JL Становление и развитие идеала гарманичной личности // Воспитание школьников. 2002.- № 4.- С.53−56
- Кузьменко А.Г. Формирование ценностных ориентаций юных спортсменов: Автореф.. канд.пед.наук: 13.00.01.-Якутск, 2000
- Курдюмова Н.А. Платон как искатель истины // Математика в школе. — 2001. -№ 3.-С.2−5
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1988.- 168с.:ил.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -303с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Смысл, 1992.- 17с.
- Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1.-М.: Педагогика, 1951.-336с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.-282с.
- Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика. 2002. — № 1. — С.23−27
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Метод, рекомендации. — М.: Фолиум, 1993.- 64с.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — Минск: «Народная асвета», 1978.-96с.
- Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. -Москва, 1950.
- Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 7-ми т. Т.5. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе.-М., 1958. — 588с.
- Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Автореф. д-р пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000.
- Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии 1988.- № 3 — С.93−99.
- Макшенцева Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социс. — 1991.-№ 8. С.64−66
- Монастырская Т. И. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества: Автореф. .канд. социол. наук:22.00.06. Новосибирск, 1999.
- Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 176с.
- Москаленко В. Ребенок из семьи алкоголика // Воспитание школьников 1999.- № 1 — С.32−33.
- Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель 2002.- № 5 — С.79−82.
- Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М.:Наука, 1969
- Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 96с.
- Невский И. А. Трудный успех (Без трудных работать можно). М., 1981.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика -1998.-№ 4.- С.3−8
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. 192с. (серия «Вселенная духа»).
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -287с.
- Павлов И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Дис.. д-р пед. наук: 13.00.01. -Чебоксары, 1999.-603с.: ил.-20×15 см.
- Папавян С.С. Математические методы в социальной психологии. — М.: Наука, 1983.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. завед./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
- Педагогический словарь в 2-х т.Т.1−2 М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960.
- Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения Т.1.- М.: Педагогика, 1981.-334с.
- Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. д-р пед. наук: 13.00.01. Москва, 1998.- 440с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255с.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1953. -456с.
- Пирогов Н.И. Образование и воспитание. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1985. -463с.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994. — № 3. — С.36−39
- Поленякина Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2000.-145с.
- Полушин Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание, 1984. -64с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики М.: Новая школа, 1996. 160с.
- Православная педагогика в России: Учеб. пособие / С. И. Дорошенко, Е. А. Плеханов, JI.A. Романова и др. Владимир: ВГПУ, 1998. — 207 с.
- Приоритеты и ценности гуманистического образования и воспитания: Тезисы докладов Российской научно-методической конференции (25−26 октября 2001 года) / Отв. ред. JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина, Н. В. Мартишина. Рязань, 2001 — 158с.
- Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. -365с.
- Редина И.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в условиях современного российского общества: Автореф.канд. социол. наук:22.00. OS.-Москва, 1999.
- Реньи А. Диалог о том, что такое математика // Математика в школе. — 2001.-№ 2.- С.8−12.
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. д-р психол. наук:19.00.05. — Ярославль, 1999.
- Роголева Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Москва, 1998.
- Романова А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. -328с.
- Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. М.: Самшит, 2000. — 80с. (серия «Духовно-нравственное воспитание школьников»).
- Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Жизнь по совести. Священник и педагог отвечают на вопросы современных школьников. / Под ред. Е. Лукьянова. М.: Паломник, 2002. — 206с.
- Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А, Ильин // Педагогика 2001.- № 1. — С.63−67.
- Синякин М. П. Формирование психофизической устойчивости дезадаптированных подростков 15−16 лет в процессе спортивной деятельности: Автореф. .канд. пед. наук:13.00.04. — Москва, 2000.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 98с.
- Славина Л.С. Трудные дети / Под ред. В. Э. Чудновского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448с.
- Славутская Е. В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет: Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. — Самара, 2000.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994.-№ 5. -С.13−16.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.- 381с. С.332−366 .- С.93
- Собкин В., Кузнецова Н. Динамика девиантного поведения подростков // ОБЖ.-1999.-№Ю.-С.51−54
- Соловцова Е.Е. Механизм психологической регуляции нравственных аспектов деятельности подростка: Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. -Москва, 1999.
- Соловьев B.C. Русский национальный идеал // Соловьев B.C. Собр. соч. в 2 т. Т. 1. — М., 1984.- 287с.
- Станкевич JI.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект). М.: Наука, 1987. -129с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей.- М.: Издат. центр «Академия», 1996.- 320с.
- Стурова М.П., Силенков В. И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика — 1999.-№ 7.- С.38−41
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: Педагогика, 1979- 1981.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.:Просвещение, 1982. 206с.
- Тагирова Г. С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений (психолого-педагогические проблемы): Автореф.канд. психол. наук:19.00.07. — Москва, 1999.
- Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 140с.
- Тшценко А.В. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. — Ростов-на-Дону, 2000.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. -1998. -№ 2. -С.3−8.
- Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников 2002.-№ 7. — С.44−46
- Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избр.пед.соч.в 2-х томах. Т.2. Вопросы обучения. М. Д954.-С.279−286
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1968. — 387с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Избр. пед.соч. в 2-х т. — Т.1. — М., 1976.
- Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Образование в документах — 1999, № 14 С.39−61, № 15 — С.22−38.
- Флоренская Т.А. Диалог как духовно развивающее общение. М.: Просвещение, 1996. -114с.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. — 490с.
- Фомина Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций: Дис.. канд. филос. наук. Ленинград, 1976. — 167с.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184с.: ил.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во «АСТ», 1998. — 662с. — (Классики зарубежной психологии).
- Ходунова Л. Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. -Оренбург, 2001.
- Чубинидзе М.И. Диагностика трудновоспитуемости подростка // Советская педагогика 1989.- № 6 — С.36−38.
- Шавандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512с.:ил.
- Швецова Н.И. Развитие самосознания у подростков сдеквиантным поведением: Автореф .канд. психол. наук:19.00.07. Ставрополь, 2000.
- Шендрик А. И, Духовная культура молодежи как объект социологического исследования.-М.:РАУ, 1991.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.:Педагогика, 1990.- 144с.
- Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика 1996.- № 3 — С.25−30.
- Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 96с.
- Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999.- № 5. — С.52−61.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-237с.
- Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г. В. Драча. М: Логос, 2001. — 144с.
- Щербаков Р. Н. Теоретические основы формирования у учащихся гуманистических ценностей (на материале обучения физике): Автореф .д-р пед. наук:13.00.02. Москва, 2000.
- Щуркова Н. Е, Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998.-48с.
- Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников — 1999.-№ 3 С. 17−22.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Просвещение, 1995. -416с.
- Юдина К.Ю. Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А.С.. Макаренко: психологическая составляющая педагогической системы: Автореф.канд. психол. наук: 19.00.11. Москва, 1999.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — М.: Наука, 1979.
- Яковлева А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: Автореф.канд. пед. наук: 13.00.01. — Томск, 2003.
- Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель 2003.- № 4 — С. 24−43.
- Hetherington Е. Mavis, Parke Ross D. Child psychology: A contemporary viewpoint. McGraw-Hill Book Company, USA, 1986. — 763p.
- Harre Rom. Social being second edition. Oxford, 1993
- The normal child and some of his abnormalities. A General Introduction to the Psychology of Childhood by C.W. Valentine. Pengiun book, USA, 1964.
- Rushkoff, Douglas. Children of Chaos: Surviving the End of the world as we know It. London: Flamingo, 1997. — 269p.