Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству
Диссертация
Проведенный анализ научно — методической литературы на тему развитие личности средствами декоративного искусства на примере ручного ткачества, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появилось несколько исследований, анализирующих влияние национального ручного ткачества на развитие личности. Это работы Алиева Кюбра Мухтар кызы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Научно — теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся старшего школьного возраста
- 1. 1. Психологические характеристики развития творческих способностей личности средствами декоративного искусства .14−1.2. Возрастные особенности физиологического развития старших школьников
- 1. 3. Методические основы обучения старших школьников декоративному искусству (на примере художественных ремесел)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Ручное ткачество — как средство развития творческих способностей личности
- 2. 1. Из истории методов обучения ручному ткачеству
- 2. 2. Анализ современного состояния учебно — воспитательного процесса по ручному ткачеству
- 2. 3. Научно — теоретическое обоснование экспериментальных программ по ручному ткачеству
- 2. 4. Анализ и обообщение данных экспериментальной работы. а) В системе дополнительного образования. б) В начальной профессиональной подготовке
- Выводы по второй главе
Список литературы
- -Абдуллина О. А. Дидактика./ учебно — методические материалы по курсу/ М.: Прометей, МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. 247 с.
- Аксенова Ю. Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986. — 326 е.: ил.
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство : Художник Педагог Школа. М.: Просвещение, 1984. — 160 е.: ил.
- Алехин А. Д. Когда начинается художник. М. Просвещение, Владос, 1994 160 с: ил
- Анри де Моран История декоративно прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. — 577 е.: ил.
- Арватов Б.И. Искусство и классы. М-П.: ГОИЗ, 1923. -218 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М, Просвещение, 1988 474с.
- Бахрушин С.В. Ремесленные ученики в 17 веке. Труды исторического музея. Выпуск III. Раздел общий исторический. М, 1926 86 с.
- Баландина Г. М., Володина И. А., Кирякина Б. К., Рожков С. С. Рукоделие. М. :А.О Асцендент, 1994. 235 с.: ил.
- Березина Л., Болдырева М. Русское ручное ткачество. М. Всесоюзное кооперативное издательство, 1959 110 с: ил
- Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. «15 начало 16 века. — Прага — Ленинград, 1965. — 40 с. 128 с.:ил
- Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца 15 начала20 веков в собрании Эрмитажа. JI.: Аврора, 1974. — 171 с.: ил
- Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве.// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник МПГУ. — М. 1990. С 3 — 12.
- Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов педагогических институтов. Дис. канд. пед. наук.- М, 1985 167 с.
- Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. -Прага .: 1980. 480 е.: ил.
- Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. Л 1970. — 260 с.
- Вейер П.П. Убранство Гатчинского дворца.// Старые годы. 1914. — июль — сентябрь. С 33 — 75.
- Вестфолен Э.Х. Путеводитель по первому филиалу. (б. Музей Штиглица). Л., 1929. — 76 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М.: Просвещение, 1982.- 144 е.: ил.
- Возрастная и педагогическая психология./ учебн. пособ. для студ. пед. ин-тов. Под ред. А. В. Петровского./-М.: 1973. 288 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М: Педагогика, 1987 345 с.
- Выготский JI.С. Педагогическая психология./ под редакцией Давыдова В.В./ М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Гаджимурадов С.М. Научно методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю «ручное ткачество» (по материалам народных художественных промыслов Дагестана): Дис. канд. пед. наук. — М.:1990. -184 с.
- Гальперин П. Я. Запорожец А.В. Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. /Материалы по курсу лекций/ М.: МГПУ, 1978. — 118 с. 2 6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 149 с.
- Ганова Т. В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально -маскарадного костюма. Автореф. дис канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет лит., 1980. — 143 с.
- Гончар А.В., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. Зачем и как человек одевается . М.: Лайда, 1994. — 82 с.: ил.
- Грановский Т.О. Строение и анализ ткани. М.: Легпромиздат, 1985. — 152 с.
- ГромовЕ.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.- 238 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, Пеленг, 1995 142 с.
- Давыдов В.В. Психология обучения. М. 1978 67 с.
- Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. М.: Культура и традиции, 1998. 184 е.: ил.
- Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания./ Межвуз. сб. науч. трудов./- М.: Прометей. МГПУ им В. И. Ленина, 1990.-168с.
- Детская энциклопедия. Искусство. / под редакцией Артоболевского И. И. 3 е изд/ М: Педагогика, 1977, — 576 с.: ил.
- Дидактика изобразительного искусства./ сборник/ Прага.: 1987. 313 с.
- Доливо Добровольские В. А. и А. Г. Альбом ткацких узововъ. С.П. тип Киршбаума, 1912 — 85 с: ил
- Доливо Добровольские В. А. и А. Г. Руководство къ ручному ткачеству и производству ковровъ. С. П. тип Киршбаума, 1909 — 134 с: ил
- Дорогова Л.Н. Декоративно прикладное искусство. -М.: Знание, 1970. — 125 е.: ил.
- Дранков В.Л. Психология. Л.1960 65 с.
- Елатомцева И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Народная асвета, 1965. 55 с.
- Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников по художественной обработке волокнистых материалов. Дис. канд. пед. наук.-М.: 1995.-177 с., прил. 40 с.
- Забелин И. Домашний быт русских царей в 16 17 столетиях: Книга 1: Государев двор или дворец. — М: Книга, 1990 — 312 с.
- Забелина Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся. (на факультативных занятиях по изобразительному искусству). Автореф. дис канд. пед. наук. М., 2000. — 15 с.
- Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1967. 178 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. — 223с.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 8 классы. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 107 с.
- Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986. — 218 с.
- Киселева О. И. Возрождение искусства шпалеры во Франции, в первой половине 2 0 века и творчество Жана Люрса. Дис. канд. иск. наук. С-П.:1995.- 250с.: прил 2 том. ил.
- Ковешникова Е.В. Изучение видов гобеленовых переплетений на ХГФ пединститутов.// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник МПГУ. М. 1990 — с 32 -34.
- Ковры и гобелены в собрании Государственного исторического музея. М. б.г. — 47 с, ил.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебн. для ВУЗов. М, Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 264 с.: ил.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 173 с.
- Кондаков Н. Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. СПб., 1891.
- Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно эстетической организации среды. дисер. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. — м., 1994. — 371 с.
- Корешков В. В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности / / В сборнике научных трудов: Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. М.: Прометей, МПГУ им В. И. Ленина, 1995. — с. З — 5.
- Королева Н. С. Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. М.: Легкая индустрия, 1970. — 158 е.: ил.
- Коршунова Т. Т. Создатели петербургских шпалер.// Памятники культуры. Новые открытия.: Ежегодник, 1975 М.. 1976. — с. 262 — 277: ил.
- Коршунова Т.Т., Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л. :Художник РСФСР, 1975. — 270 с.: ил.
- Крутецкий В. А. Психология.: учебник для пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
- Кузин B.C. Психология./ 3-е изд. перераб. и доп./ М.: Агар, 1997. 3 04 е.: ил.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. -2-е издание. М.: Просвещение, 1977. — 208с.: ил.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет лит., 1985. — 207 с.
- Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им В. И. Мухиной. Методические материалы. М: ВНИИТЭ, 1990. — с 100.
- Литовский гобелен. Альбом. Составители: Д. Рякяртайте Начулене, С.Тялингене. — Вильнюс, 1983. 238.
- Лунд Иверсен В. Ткацкие переплетения. М.: Легпромиздат, 1997. — 107 е.: ил.
- Магомедова Патимат Набиевна. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно графических факультетах пед. институтов. Дис.канд. пед. наук. М.-1994.-136 е.: ил.
- Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области художественных промыслов. М.: Знание, 1989 171с.
- Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВПХУ (б Строгановское). Методические материалы. М: ВНИИТЭ, 1991, — 180 с: ил.
- Некрасов А. И. Русское народное искусство. МГОИЗ, 1924. 164 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 е.: ил.
- Некрасова М.А. За ученичество и наглядность в обучении. /Декоративное искусство СССР, 1979, № 8.
- Немов Р.С. Психология, т. 1, М.: Владос, 1998. 686с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. / изд 2-е доп и перераб/ М.: Просвещение, 1987. — 255 е.: ил.
- Онищук В. А. Дидактика современной школы. Киев.: Радяньска школа, 1987.- 350 с.
- Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под редакцией Бородулиной В. А., Танкус О. В. М: Просвещение, 1978. — 255 е.: ил.
- Педагогическая энциклопедия./ под редакцией Каирова И.А./ М.: Советская энциклопедия, 1968. 602
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5 11 кл. — М.: Просвещение, 1992. — 161 с.
- Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Дис. Канд. пед. наук. М. 1995. 218 с.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. Вып 1 -4. -М.: Московский рабочий, 1993.
- Психология процессов художественного творчества. /сборник / Л.: Наука, 1980. 284 с.
- Разгон М. Возрождение ремесла.// Декоративное искусство СССР 1969. — № 2. -с 36 -42.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М: Просвещение 197 5 -96 с
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа. М.: Просвещение, 1981. — 192 е.: ил.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.: ил.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.: Учеб. для студентов худож.- граф. фак. пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, Владос, 1995. — 239 е.: ил.
- Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5 -11 класс) на занятиях художественной керамикой. Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
- Савицкая В.И. Современный советский гобелен. М.: Искусство, 1979, 168 е.: ил. 9 5. Савицкая В. И. Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995. — 86 с.: ил.
- Русское народное искусство. // Сообщения 199 6. М.: Издательский дом «Подкова», 1998. — 220 с.
- Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., — 1994. — 16 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.:Просвещение, 1981.- 168
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л. Академия, 1934. 386с.-ил.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.: учебник для учащихся 5−8 классов. В 4 ч. Обнинск: Титул, 1997.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1998. — 80 е.: ил.
- СоколовМ.В. Развитие художественно творческих потребностей школьников — на занятиях по, художественной обработке металла. Автореф. канд. пед. наук. — М., 1993. — 16 с.
- Сластенин В.А. Педагогика. М, Школа Пресс, 1997- 511 с.
- Сюзи О Рейли Плетение. С-П.: Полигон, 1998.- 32 с.: ил.
- Уваров В.Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно пластических приемов изобразительного искусства. М.: МТА, 1993 — 167 с.
- Художественные сокровища России. Т.1. СПб: 1901 Т 4 СПб
- Художественный текстиль 90. Выставка московских художников. Каталог. М.: Советский художник, 1991. — 95 с.: ил.
- Чекалов А.К. Основы понимания декоративно прикладного искусства. М.: изд. Академии художеств СССР, 1962. 68 с.
- Школа изобразительного искусства. / под редакцией Угарова B.C. 3 е изд доп. и перераб. в 10 томах/ М.: Изобразительное искусство, 1986.
- Шорохов Е. В. Композиция./ 2 -е изд. доб. и перераб./ М.: Просвещение, 1986. — 207 е.: ил
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -2-е изд. перераб. и доб. М: Просвещение, 1979. — 111 е.: ил.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обновление системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. д-ра пед. наук. М: 1988.-406 е., прил. 30 с.
- Batty Philips. Tapestry. London.: Phaidon Press Limited, 1994. — p. 240.: p.
- Eesti noukogude vaip. Tallin.: 1988. — p. 24.: p.
- Wells N. M. William Morris.: Brockhampton Press, 1996. — p. 88.: p.
- Susie O’Reilly. Weaving. Wayland Ltd., 1998. -p. 31.: p.
- Ladislav Sasky, Ladislav Borodac. Hero A Leandros.- PALLAS, 1976. p. 80.: p.
- Tepestry // 5000 years of Textiles. London.: British Museum. Press, 1999. — p.188−199.: p.
- Joubert Fabienne. La tapisserie medievale au Musee de Cluny. Paris, 1994. — p. 223.- p.
- Hulst R. Tapisseries Flamandes du 14 au 18 siecles. Bruxelles, 1960. p. 168.: p.
- Jarry M. La Tapisserie. Art du 20 siecle. Fribourg, 1974. p. 187.: p.12 6. Kuenzi A. La Nouvelle Tapisserie. Paris Lausanne, 1981. p. 234.: p.
- Lurcat J. Tapisserie Francaise. Paris, 1947. p. 118.: p.
- Thomson W.G. A History of Tapestry. London, 1973.- p. 160.: p.
- Verlet P., Florisoone M., Hoffmeister A., Tabard F. Great Tapestries. Lausanne, 1965. — p. 217.: p.130, Weigert R.-A. La tapisserie et le tapis de France. Paris, 1964. p.278.: p.