Педагогические условия эффективного управления негосударственной образовательной организацией
Диссертация
Затраты на образование в целом за последние годы постепенно растут. На подготовку менеджеров РФ используют, также средства зарубежных государств, которые заинтересованы в качественной подготовке менеджеров, поэтому в иерархической значимости, по мере развития НТП их подготовка должна занимать первостепенное место, ибо это одна из форм перспективных капиталовложений для роста национального дохода… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1. 1. Сущность и базовые функции менеджмента образовательной организации
- 1. 2. Интеграция новых концепций в теории и практике менеджмента в образовательной организации
- 1. 3. Концепция развития и реформирования образовательной организации .44 ^
- ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 2. 1. Управление персоналом и новое управленческое мышление
- 2. 2. Методы оценки эффективности работы персонала образовательной организации
- 2. 3. Менеджмент и самоменеджмент в образовательной организации
- 2. 4. Роль финансов в управлении образовательной организацией
- 2. 5. Самоменеджмент и организационная адаптация вуза в условиях ресурсного дефицита
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.
- Акимова А.П. О характере педагогических умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1 / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL, 1983.
- Акопов Г. В. Профессиональное сознание ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов // Психологические аспекты
- И формирования профессионально-педагогического сознания в процессеподготовки специалистов: Тезисы докл. научн.-практ. конференции. -Куйбышев, 1989.
- Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993.-212 с.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -32 с.
- Актуальные проблемы развития российского общества (сб. науч. трудов) М.: МОСУ, 1997.- 160 с.
- Алферов Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Советская педагогика, 1971. № 2.
- Амонашвили Ш. А. Как живете дети?: Пособие для учителя. М.: МГУ, 1981.-343 с.
- Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Изд-во КГУ, 1996.
- П.Андреев С. А. Этнопсихология. Новосибирск, 1998. — 84 с.
- Андриади И.П., Виленский М. Я. Проблема справедливости в педагогической деятельности учителя. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М., 1999. — С. 49 — 55.
- Андриади И.П., Виленский М. Я. Проблема справедливости в педагогической деятельности учителя / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, — М.: Прометей, 1999. -С. 49−55.
- Анкета для опроса «Как живешь, товарищ?». Составлена B.C. Соловьевым. Йошкар-Ола, 1995. — 12 с.
- Анцибор М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности • студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М., 1989.240 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Организация и функционирование научных школ / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 3 — 14.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1991.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. Политиздат, 1980.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987 -" 80 с.
- Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. -М.: Экономика, 2003 426 с.
- Баляева С.А. Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 32 с.
- Баранов С.П. Соотношение модели и оригинала в структуре метода обучения / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 170 — 178.
- Белинская А.Б. Роль социального педагога в школе. Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. — 56. -62.
- Беляева В.А. Проблемы формирования духовно-нравстенной культуры учителя в системе университетского педагогического образования Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 20−26.
- Березина Т.И. Народная педагогическая культура сибиряков. -Новосибирск, 1998.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М.: Наука, 1987.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
- Блонский П.П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
- Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988. — 191 с.
- Бондарь Н.П. и др., Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб: — Бизнес-пресса, 1999. -416 с.
- Борисов И.И., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 1 с. 9.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
- Бугаева A. J1. Традиционная педагогическая культура народов Севера. -Казань, 1998.-246 с.
- Буркова Г. А. Самостоятельная работа студентов при изучении философии / Актуальные проблемы развития российского общества. М. МОСУ, 1997. -С. 132- 134.
- Валентинов. А. Вундеркинды и недоросли // Российская газета. № 24, 3 февраля 2000 г.-С. 3.
- Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА-М, 1997. — 400 с.
- Васильев Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.-34 с.
- Бенедиктова Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. Изд. Цент АПО. М., 1999. — 115 с.
- Виленский М.Я. Методическая основа формирования здорового образа жизни. М. МОСУ, 1997. С 115 — 116.
- Волков Г. Н. Этническая педагогика. М., 1998. — 24 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика Чувашей. М., 1997. — 486 с.
- Волков Г. Н. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.-34 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. Изд. Центр «Академия», 1999. 168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1997.-24 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993. Под. общ. ред. к. п. н. Е. П. Жаркова М. Просвещение, 1993. С. 49.
- Воробьева В.В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с подростками: Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 1975. — 34 с.
- Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г. / Под ред. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
- Вьюнова Н.И. Исторические аспекты интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования учителя в университетах России XIX века. М. МПГУ, 1999. С. 34 — 42.
- Гаранин J1.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 176 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку речевого развития / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 456 — 460.
- Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 83 — 86.
- Геворкян Е., Трубецков Д., Усанов Д. Фундаментализация университетского образования (опыт работы) // Высшее образование в России. 1998. — № 2. С. 61 — 62.
- Геращенко Н. Догматические и критические системы в образовании. Высшее образование, 1998. № 1. — С. 77 — 80.
- Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
- Гессен С. И. Введение в прикладную философию /отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гневко. В. Обучение персонала органов местного самоуправления // Высшее образование в России. 1998. № 3. — С. 15 — 16.
- Гоголев В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1985. — 16 с.
- Годник С.П. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1990.-36 с.
- Голиньска Б. Теория и практика подготовки учителей в Польше к формированию познавательной активности учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 36 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Педагогика, 1977.
- Горелова Е.Р. Влияние современной социальной ситуации на направленность личности младшего школьника. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М. Прометей, 1999. — С. 394 400.
- Горелова Е.Р. Влияние современной социальной ситуации на направленность личности младшего школьника / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 394 401.
- Гостомыслов J1. Образовательный кредит // Высшее образование в России, 1998. -№ 1.-С. 64−66.
- Государственная программа развития образования Республики Марий Эл, Йошкар-Ола, 1995. 80 с.
- Гранин Ю., Разумов А. Антропологический ренесанс. Что дальше? Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С. 117 — 124.
- Грейсон Дж. Мл., О’Делл. К. Американский менеджмент. На пороге XXI века: Пер. с англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. -319с.
- Грейсон Дж. Младший, Карла О Дейл Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 319 с.
- Григорьева Е.В. Модели взаимодействия учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Научные труды МПГУ, 1998. С. 383 — 387.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
- Гришина Т.А. Социализация младшего школьника / Научные труды МПГУ.- М.: Прометей, 1998. С. 377 — 383.
- Гришина Т.А. Социализация младшего школьника. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-пед-ие науки. М. Прометей, 1998. — С. 377 — 383.
- Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 1996. — 36 с.
- Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал, 1992. № 2.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.
- Данильченко В. М. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в США и в России. М. МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1999. С. 131 — 140.
- Дашкевич О. В., Озерова С. А. Учитель и тревожный подросток. Научные труды. МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 1998. С. 326 -334.
- Дашкевич О.В., Озерова С. А. Психологическая структура личности тревожного подростка: психорегуляционный аспект / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 308−314.
- Демкин В. и др. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России, 1998. № 4. — С. 121 — 124.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. Изд. 2-е — М.: Просвещение, 1982.
- Дистервег А. О школьной дисциплине и ее отношение к обучению. М. 1956.
- Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии // Материалы совещания по психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
- Дружинский А.Н. Педагогическое образование за рубежом / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 151 — 159.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1983.-34 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
- Дьяченко М.И., Кандыбович J1.B. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1978.9 $.Европейская профессиональная школа // Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996.-С. 76.
- Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980.
- Ершова С.И. Коммуникативная готовность к педагогической деятельности как условие становления педагогической культуры будущего учителя // Повышение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков учителя. Тула: ТГПИ, 1991.
- Жильцов П.А., Величкина В. М. Учитель сельской школы. М.: Просвещение, 1985.
- Журавлев В.А., Ладыжец Н. С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ. 2003, № 1, с.4−8.
- Журавлев И.К. Система познавательных задач по учебному предмету // Советская педагогика. 1981. — № 9.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 116, 121.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971.
- Загвязинский В.И., Фомичева И. Г. О системном и комплексном подходах в воспитании // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М., 1982.
- Закон «Об образовании». М., 1992. С. 7.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: МГУ, 1982.
- Залесский Г. Е. Психологические условия формирования научных убеждений студентов // Нравственно-эстетическое воспитание студентов / Отв. ред. В. В. Нечаев. Сыктывкар, 1987.
- Заметки по поводу // Российская газета. № 24, 3 февраля 2000 г.
- Зарукина A.M. Деятельность куратора студенческой академическойгруппы по подготовке будущих специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1981.-16 с.
- Зиновкина М. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 13−15.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
- Ильин B.C. Методологические основы разработки целостной теории формирования личности // Методолгические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М., 1985.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып 1.-М.: Знание, 1972.
- Инновационные образовательные технологии на рубеже XX XXI веках. Материалы к межд. научно-практ. конф. — Казань 27 — 28 окт. 1998. Ч. I., ч II. / Отв. ред.: Мягков Г. П. и Прусс Н. М. Изд-во УНИПРЕСС. Казань, 1998. т
- Иоселиани А. Д. Место и роль гипотезы в становлении современного научного знания. -М., 1999. 152 с.
- Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию: Тезисы докл. X сессии Всесоюзного семинара / Под ред. З. А. Мальковой, Т. Н. Филонова, Я. С. Турбовского. М., 1982.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
- Калмыков С., Языков Н. Готовим педагогические кадры // Высшее образование в России, 1998. -№ 4.-С. 110−116.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Исследование субъектно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога). Грозный, 1976.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
- Канке В.А. Преподавание в вузе и материалистическая диалектика // Педагогика высшей школы и методика вузовского преподавания: Тезисы докл. научн.-практ. конф. Бийск, 1987.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А. М. Артемьева. М. Педагогика, 1982. 704 с.
- Караковский В. А. Любимые мои ученики. М. Знание, 1987. 80 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989.
- Карклина С.Э. О классификации методов внутришкольного управления // Советская педагогика, 1984. № 9.
- Касаткина С.Н. Антрокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 34 с.
- Кирпичева А.Г. Педагогические основы деятельности комсомольских организаций пединститута по подготовке студентов к воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1973. -16 с.
- Кислицын В.А., Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл, М. 1997. 600 с.
- Кларин В. М. Кафедра педагогики, МПГУ: Становление и развитие. Педагогика, 1997. № 5. — С. 65 — 70.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
- Климов Е.А. Путь в профессию: Уч. пособие. Л.: Просвещение, 1984.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда // Вопросы философии. 1984. -№ 4.
- Козлов И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964.
- Колев Г. Т. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических учебных заведений Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. — 16 с.
- Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 32 с.
- Колесникова И.Г. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1991. — 32 с.
- Колпачев В., Козлов В.В контексте историко-педагогического опыта // Высшее образование в России. № 3, 1998. С. 73 — 78.
- Комплексная целевая программа «учитель советской школы»: общая концепция исследования. Метод, письмо / Сост. В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1987.
- Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
- Константинова В. В. Обучение марийскому языку как неродному. Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации. Материалы научно-практической конференции, ч. I, Йошкар-Ола, МИО. 1998. с. 14 — 16.
- Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / Авт. кол-в. Рук. А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. М., 1991.
- Концепция общего среднего образования (ВНИК «Школа»). М., 1988.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. № 9.
- Короткое Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. ГУУ. М. 2002. — 84 с.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1983.
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974.
- Коротов В.М., Гордин Л. Ю. Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса: Тезисы Всесоюзн. научн.-практ. конф. Псков, 1991.
- Костюк С.Г. Научное и психическое развитие учащихся // Психологическая наука, учитель, ученик / Под ред. В. И. Бойко. Киев, 1979.
- Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. Д-ра пед. наук. М., 1972. -34 с.
- Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М. 1999 384 с.
- Краевский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.
- Краевский В.В. Методологическое обеспечение ориентации педагогической науки в практику // Новые исследования в педагогических науках. 1985. — № 1.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977.
- Краевский В.В. Сам себе Архимед? // Педагогика, 1987. № 9. — С. 115 121.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977.
- Красноженова Г. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России, 1998. № з. с. 29 — 34.
- Крозье М. Народное образование: бессилие системы // Высшее образование в России, 1998. № 2. — С. 140 — 144.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.
- Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996. — С. 105.
- Кряжевских В. К. Методологические подходы к народной художественной культуре в контексте культуры общества. Научные труды МПГУ. М., 1999. С. 26 — 33.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд-е доп. М., 1986.
- Кузьмин В.П. Системность как ступень научного познания: Системные исследования. М., 1973.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Просвещение, 1967.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990.
- Кулеба О.М. Эмоциональная культура учителя как научно-педагогическая проблема / исторический аспект // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. С. 140 -145.
- Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — с. 236 — 245.
- Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. — № 2.179. «Курс переходной экономики». М.: Финстатинформ, 1997. Подстрочник в учебнике под ред. Л. И. Абалкина. С. 473.
- Ларионова М.А. Профессиональная самооценка будущего учителя / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 78 — 85.
- Левина М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М. Прометей, 1998. — С. 27 — 34.
- Левина М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Уч. пособие. 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1964.
- Левитов Н.Д. Психология характера: 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1969.
- Левшин А.Л. О природе явлений воспитания // Вопросы философии. -1968.
- Легостаева Л.А. Подготовка студентов пединститутов к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.
- Леднев B.C. Содержание образования: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1989.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
- Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках / Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает обучение? М.: Знание, 1982.
- Линьков В.В. К вопросу о предмете специальной педагогики (социально-философский аспект) / Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 506 — 509.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань. Изд. РГПУ, 1999. — 288 с.
- Личность в воспитательной системе школы // Научно-методический сборник / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир. — 153 с.
- Локтева Л.И. Руководство процессом теоретического осмысления педагогических явлений в период практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. М.: МГПИ, 1978.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. 444 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1975.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М., 1966.
- Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность // Соч.: в 7-ми т. -Т. 5.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Там же. -Т. 5.
- Макаренко А.С. Цель воспитания // Там же. Т. 5.
- Максимов В.Г. Основы педагогического мастерства учителя. -Чебоксары. 1985.
- Маралова Т.П. Педагогические условия формирования профессиональной направленности будущих учителей // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1982.
- Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества М.: Знание, 1972.
- Марков Т. Теория системного управления. М.: Прогресс, 1982.
- Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поли культурном обществе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Барнаул, 1999. -34 с.
- Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-551 с.
- Мельников Исследование сложных систем. М., 1983.
- Меньшиков В. М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. — 176 с.
- Меньшиков В.М. О применении системного подхода в педагогических исследованиях // Теория и практика высшего педагогического образования. -М.: МГГТИ, 1987.
- Мерзлян JI.E. Управление и школа // Теория и практика управления в школе / Под ред. Ю. В. Васильева. М., 1983.
- Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М.: Дело, 1997, 704 с.
- Минская Г. И. Формирование компонентов педагогической деятельности в процессе научно-исследовательской работы студентов // Повышение эффективности формирования профессионально-педгогических умений и навыков учителя. Тула.: ТГПИ, 1991.
- Митина B.C. Качество образования в современных школьных реформах на Западе // Советская педагогика. 1991. — № 10.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие / Научн. ред. В. А. Сластенин. Новосибирск, 1991.
- Мищенко В.А., Мищенко Л. И. Принципы структурирования содержания педагогического образования / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 118 — 125.
- Мищенко Е.А. Предпосылки содержания образования в инновационных учебных заведениях / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 126 — 131.
- Московичи С. Век. толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. сфр. М., 1996.
- Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. (Предисл. В.А. Зернова). Системы аккредитации за рубежом. М., 1998. — 180 с.
- Мудрик А.В. Система формирования гражданина социалистического общества как фактор становления социальной активности будущего учителя // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
- Наумченко И. Образование и наука на путях интеграции (региональная практика) // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 10−16.
- Национальные отношения и государственная национальная политика в Республике Марий Эл. Материалы научно-практической конференции / Правительство Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997.
- Национальные отношения: Словарь / Под общ. ред. проф., В. Л. Калашникова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — С. 38.
- Негодин В.В. На путях к реформе / Социс., 1999. № 2. — С. 142.
- Никириев Е.М., Батршина И. Ш. Исследование взаимосвязи уровня притязаний и акцентуации характера / Научные труды МГГГУ. М.: Прометей, 1999. — С. 352 — 357.
- Николаев В.А. Русская народная педагогика. Орел, 1993. — 88 с.
- Новикова Л.И. Среда и средовой подход в воспитании // Актуальные проблемы развития российского общества. Сб. научн. тр. МОСУ. — М. МОСУ, 1997. С. 92−97.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. с. 342.
- Олиференко JI.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 32 с.
- Опарина Н.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью детей в условиях системы дополнительного образования / Научные труды МГПУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. -С. 190−203.
- Орлов А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 34 с.
- Орлова Т.В. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999.-34 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975.
- Пашков А. Г. Труд в воспитательной системе сельской школы // Актуальные проблемы развития российского общества. М. МОСУ, 1997. -С. 88−97.
- Педагогика: Уч. пособие для ст-ов пед-ов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.
- Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1978.
- Педагогический мониторинг качества образования / Колл. Авторов. Под научной ред. Андреева В. И. Казань, 1999. — 268 с.
- Пивнева Л.Н. Высшая школа США: Социально-политический аспект. Харьков, 1992.
- Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. -М&bdquo- 1975.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
- Погребенский В.И. Исторические корни современных противоречий и трудностей педагогического образования // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. М., 1989.
- Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в процессе профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
- Подымов Н.А. Проблема психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999.
- Подымова Л.С. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, КГУ, 1990.-238 с.
- Практикум по педагогике: Уч. пособие / Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988.
- Примерное содержание воспитания школьников: Метод, рекомендации / Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1975.
- Приоритеты современной педагогики: мир экология — сотрудничество. Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С. Е. Рук. Ева Нордланд / Под ред. Э. С. Соколовой, составитель В. С. Митина. -М., 1993.
- Проблемы способностей. М., 1972.
- Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 1998 год. Йошкар-Ола, 1998.
- Профессиональная деятельность молодого учителя. Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982.
- Психология образовательной практики / Под ред. С. В. Недбаевой. -Армавир. 1998. — 385 с.
- Пути перестройки высшего педагогического образования. Межвуз. соб. научн. тр. / Ред. кол. В. С. Ильин и др. Волгоград, 1988.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
- Развитие творческой активности студентов в учебной научно-исследовательской и социально-политической деятельности. // Л. И. Коханович (отв. редактор). М., 1990.
- Ракитов А.И. Исторческое подсознание. Системно-гносеологический подход. М., 1982.
- Региональная экономика. Учеб. пособие под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 304 с.
- Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1975.
- Розанова В.А. Психология управления. Учебно-практическое пособие. Часть I и II. М.: Журнал «Управление персоналом». — 1996/97.
- Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М. 1958. -147 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1958. — С. 51 — 115.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
- Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 200с.
- Сборник научных трудов. Становление новой системы хозяйствования: вопросы теории и практики. Ред. коллегия: ак. В. А. Петрищев и др., Тверь, 1997.-С. 68.
- Селиванова В. С. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск, 1999. — 104 с.
- Сенашко В., Кузнецов В., Сенаторова Н., Казарин Л. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России.1998.-№ 3.-С. 58−62.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: 1997.-264 с.
- Симонов В.П. Управление учебно-воспитательным процессом в средней школе на основе системного подхода: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991.-34 с.
- Ситаров В.А., Мараков В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. — М.: 1990.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М., 1981. — 96 с.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.
- Сластенин В.А. Вчера абитуриент, сегодня студент. М.: МГПИ, 1981.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и формирование личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 1. / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
- Сластенин В.А. Формирование социально активной личности: общая концепция исследования // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
- Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. — № 1.
- Сластенин В.А. Этнорегиональный контекст социализации личности // Актуальные проблемы науки и образования, ч. И. М.: МОСУ, 1997. — С. 90 — 92.
- Сластенин В.А., Андриенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. -М., 1998. С. 3 13.
- Сластенин В.А., Ильин В. С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя. // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1989.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: «Прометей», 1991.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 1.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1989.
- Сластенин В.А., Швецова Г. Н. Учитель в воспитательной системе сельской школы. // Актуальные проблемы развития российского общества. М.: МОСУ, 1997.-С. 81−88.
- Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л. А. Чешко Изд-е 5. 564 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1985. 787 с.
- Соколинский В.М. Государство и экономика. М. 1996. С. 109.
- Сокольников В.Н., Шабанов Г. А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. М, МОСУ, 1995. — 65 с.
- Сокольников Ю.П. О логике деятельности воспитателя (В помощь педагогам-исследователям). Магнитогорск, 1991.
- Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. Белгород, 1997.
- Сокольников Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к коммунистическому воспитанию. М.: МГПИ, 1977.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Сокольникова В.А. Психология марийского этноса. М., 1998. — 105 с.
- Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997 — 384 с.
- Солдатов A.M. Управление персоналом. Йошкар-Ола, 2000. 192 с.
- Соловьев B.C. Многонациональность наше богатство. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1991. — 126 с.
- Соломатина Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX — начала XX веков: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 36 с.
- Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. М.: МОСУ, 1998.
- Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием //В. С. Лазарев, П. А. Афанасьева, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева- Под ред. В. С. Лазарева РАО. М.: 1996.
- Социально-трудовая сфера России в переходный период: Реалии и перспективы. М. Молодая гвардия. 1996. С. 75. т
- Социально-экономическое развитие Республики Марий Эл. Стат. сб. -Йошкар-Ола, 1998.
- Социология молодежи. Учебник под ред. проф. Лисовского. Спб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. -460 с.
- Спирин Л. Ф. Степинский М.А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа: Уч. пособие. Ярославль, 1985.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
- Спицина К.А. Главные руководители японских компаний: практика ** работы. ML, 1999. — 160 с.
- Субъект федерации на рубеже веков, ч. I. Сост. Швецов Н. М., Романов В. И., Паймакова Г. А. М.: МОСУ, 1998. — 197 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма школьников. М., 1956. — 272 с.
- Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., 1958.-207 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск, 1988.-241 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Изд. Центр «Академия», 1998.-288 с.
- Татария: Опыт этнопсихологического исследования. Казань, 1989. — С. 120−121.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития. Диссертация на соискание докт. пед. н. в виде научного доклада. -М., 1996.
- Телегина Э.Д., Кочелаева Н. В. Эмоциональная регуляция в развитии творческого мышления младших школьников / Научные труды МПГУ.
- Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. С. 401 -409.
- Телегина Э.Д., Филиппов С. П. Взаимосвязь когнитивных и мотивационных факторов в развитии мышления младших школьников / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина и В. Г. Бочарова. Москва — Тула, 1993. — 463 с.
- Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избр. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
- Теплов Б.М. Ум полководца // Проблемы различий. М., 1961.
- Тесленко Е. И., Талалова Л. Н. Ценностные ориентиры современного учителя. Научные труды МГУ. М. Прометей, 1999. — С. 472 — 480.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. с. 3- 14.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, т. 2, 1968. -372 с.
- Турбовской Я.С. Комплексный подход к воспитанию как основное требование к профессиональной деятельности // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М.: изд-во АПН СССР, 1982.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. -М. Просвещение, 1980. 180 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В. С. Лазарева. М., 1997. — 336.
- Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М., 1999. — 256 с.
- Ушаков К. М. Подготовка управленческих кадров образования. М., 1997.- 176 с.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6-ти т. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
- Фатеева Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
- Филонов Г. Н. Сущность и некоторые особенности комплексного подхода к воспитанию // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М., 1982.
- Финно-угорский вестник // Информационный бюллетень. № 3 (12). Спец. выпуск. Йошкар-Ола, 1998. — 23 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.
- Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. М., 1972.
- Фридман JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. дис. др-а пед. наук. М., 1971. — 36 с.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Просвещение, 1977.
- Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. — 384 с.
- Хандрос А.В. Мотивационно-смысловой подход к изучению личности и профессиональной деятельности преподавателей педвуза / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогических наук. М.: Прометей, 1999. — С. 213−222.
- Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1999.-34 с.
- Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (история, теория, опыт). М. «Прометей», 1999.-227 с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.- 160 с.
- Хлудова Л. П. Изучение первоисточников как способ воспитания философской культуры личности // Научно-методическая деятельность вуза. Материалы научно-практической конференции проф.-преп. состава МарГТУ, кн. 2. Йошкар-Ола, 1999. — С. 116 — 117.
- Ходусев А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1997. — 32 с.
- Цетлин B.C. Этапы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения // Вопросы методов и организации процесса обучения / Под ред. В. В. Краевского, Ю. К. Васильева, М. Н. Скаткина. М., 1972.
- Чалов А.Н. Учитель сельской общеобразовательной школы. (Деятельность, личность, подготовка) Ростов-на-Дону, 1981.
- Черкес-заде Н. М. Формирование педагогических умений в процессе учебно-воспитательной практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя. М.: МГПИ, 1978.
- Чистякова JI.A., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М., 1997. — 240 с.
- Шакуров P. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шалаев В.П. Социальный смысл системно-синергетической парадигмы. Йошкар-Ола, 1997. 176 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. Т. 2. — М., 1964.
- Швецов Н.М. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл. Правительство Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1995 (в соавторстве). 80 с.
- Швецов Н.М. Основы современной экономики и организации производства (учебное пособие). Йошкар-Ола, 1993. 131 с.
- Швецов М.Н. Преступления в системе образования / Актуальные проблемы образования и науки в исследованиях молодых ученых., Москва Йошкар — Ола, 2003. — С. 137−140 (в соавторстве).
- Швецов М.Н. Менеджмент. Уч.пособие. Москва Йошкар — Ола, 200. 84 с. (в соавторстве).
- Швецов М.Н. Актуальные проблемы образования. Москва — Йошкар -Ола, 2000. Разд. З, параграф 4. — С. 82−90.
- Швецов М.Н. Эффективное управление образовательной организацией. Москва Йошкар-Ола, 2000. — 120 с.
- Швецов Н.М. Рыночная экономика и методы хозяйствования (учебное пособие) Йошкар-Ола, 1995 (в соавторстве). 152 с.
- Швецов М.Н. Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы, перспективы развития. / Науч. ред.: Н. М. Швецов, В. А. Комелина, Москва Йошкар-Ола, 2003- 218 с. (в соавторстве).
- Швецов Н.М. Рыночное регулирование в системе социалистического хозяйствования (учебно-методическое пособие). Йошкар-Ола, 1990.
- Швецов Н.М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики. Москва Йошкар-Ола, 1998 г.- 158 с.
- Швецов Н.М., Швецов М. Н., Швецова М. Н. Концепция воспитания детей и молодежи в национально-региональной системе образования. — 20 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основыи практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. 352 с.