Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия эффективного управления негосударственной образовательной организацией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затраты на образование в целом за последние годы постепенно растут. На подготовку менеджеров РФ используют, также средства зарубежных государств, которые заинтересованы в качественной подготовке менеджеров, поэтому в иерархической значимости, по мере развития НТП их подготовка должна занимать первостепенное место, ибо это одна из форм перспективных капиталовложений для роста национального дохода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Сущность и базовые функции менеджмента образовательной организации
    • 1. 2. Интеграция новых концепций в теории и практике менеджмента в образовательной организации
    • 1. 3. Концепция развития и реформирования образовательной организации .44 ^
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Управление персоналом и новое управленческое мышление
    • 2. 2. Методы оценки эффективности работы персонала образовательной организации
    • 2. 3. Менеджмент и самоменеджмент в образовательной организации
    • 2. 4. Роль финансов в управлении образовательной организацией
    • 2. 5. Самоменеджмент и организационная адаптация вуза в условиях ресурсного дефицита

Педагогические условия эффективного управления негосударственной образовательной организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года Президент Российской Федерации В. В. Путин, выражая суть современной государственной политики в области образования в XXI веке отметил: «Есть перспективное эффективное образование — будет эффективное государство». В выступлении Президента РФ подчеркнута ведущая системообразующая роль образования в строительстве цивилизованной и эффективно функционирующей страны.

Главным регламентирующим документом по эффективному развитию образования и его модернизации стал План действий Минобразования Российской Федерации 2002;2004 годы по реализации Концепции модернизации на период до 2010 года. Министр образования РФ В. М. Филиппов обозначил двенадцать задач по развитию данной концепции. Шестая задача включает в себя развитие высшей школы, ее управление и совершенствование.

Актуальность и постановка проблемы педагогических условий исследования эффективного управления негосударственной образовательной организацией связана с тем, что данная проблема скорее является одной из тех, где появились первые ростки теоретического знания, а также практические разработки, но нет обобщающих работ связывающих воедино теорию и практику. Именно во взаимосвязи теории и практики, по нашему мнению, видится путь к анализу данной проблемы. В аналитическом докладе Министра образования РФ В. М. Филиппова на тему: «Основные итоги работы системы образования в 2002 году по реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года». М. 2003 г. Отмечено, что система образования в РФ включает 1044 вуза из них государственных 657 или 62,9%, однако из этой массы вузов Министерству образования РФ непосредственно подчинены только 330 или 31,6%. Негосударственный сектор образования в России представляют 387 вузов или 37,1%- Среди них имеют аккредитацию 253 вуза или 24,2%.

Если в 1992 году негосударственные вузы только зарождались и набирали силу, то к началу нового века они составили почти четверть всех аккредитованных высших учебных заведений. В связи с этим нельзя не говорить об актуальности проблемы управления этими вузами.

В современных условиях резко возрастает значимость управления образованием, которое стало ведущей основой формирования квалифицированной рабочей силы для всех отраслей и сфер народнохозяйственных комплексов и регионов, а также России в целом.

Изменению целей управления образованием посвящены работы А. Г. Грязновой, А. Т. Глазунова, Б. С. Гершунского, В. И. Матиса, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова, Г. М. Романцева и других. [59, 42, 207, 230] Это обусловлено изменением характера образования в условиях рынка с количественной и качественной позиций. Так, в настоящее время число студентов на 10 000 населения со 178 человек подошло к 401. Во многих вузах в результате активной работы коллективов и государственному контролю возросло качество образования.

Социальная практика современной России обусловила исследования различных аспектов управления и общения индивидов. Эти аспекты в системе соотношений управления и деятельности анализировались в трудах Г. М. Андреевой, М. Я. Виленского, И. А. Зимней, М. С. Когана, А. А. Леонтьева, М. М. Левиной, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, В. А. Полякова, В. В. Рубцова, В. А. Сластенина, Д. И. Фильдштейна и др. [43, 180, 181, 187, 188, 189, 221, 222, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 289].

Наиболее отличительная черта деятельности образовательных организаций связана с изменением роли субъективного фактора в процессе созидательной деятельности, что ведет, во-первых, к значительному увеличению потребностей в интеллектуалах, прямо связанных с превращением научных знаний в непосредственную производительную силу, во-вторых, к изменению качества деятельности любого специалиста, занятого в производстве образовательных услуг, поскольку современная жесткая конкуренция выталкивает слабо подготовленных с рынка труда. Рост образовательной подготовки обусловлен также новыми явлениями на рынке труда и непосредственно связан с региональной политикой образования, направленной на решение назревших задач.

Опыт России и зарубежных стран показывает, что повышение образованности и культуры граждан того или иного региона является предпосылкой для его социального развития и экономического роста, что показали Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие государства, взявшие за основу подготовку квалифицированной рабочей силы и современный менеджмент.

Рост образованности в любой части страны является результатом многолетних вложений на базе реализации программ образования в рамках той социально-педагогической и экономической деятельности, которую осуществляют властные структуры страны и регионов. В последние годы произошли существенные изменения, прежде всего следует отметить деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти по совершенствованию управления образованием. С учетом мнения научной и педагогической общественности разработаны основополагающие документы определяющие цель и механизм развития образовательной системы страны и ее регионов. Речь идет о Федеральной программе развития образования России на 2000 — 2005 гг., Национальной доктрине образования РФ, Концепции структуры и содержания общего среднего образования, Положении о Министерстве образования РФ и ряде других законодательных актов.

Затраты на образование в целом за последние годы постепенно растут. На подготовку менеджеров РФ используют, также средства зарубежных государств, которые заинтересованы в качественной подготовке менеджеров, поэтому в иерархической значимости, по мере развития НТП их подготовка должна занимать первостепенное место, ибо это одна из форм перспективных капиталовложений для роста национального дохода каждого государства. Вместе с тем нельзя не отметить, что с развитием регионов России все больший интерес теоретического и практического характера будет иметь воздействие образования на все стороны жизни, в том числе и функционирование экономики образования самого региона и отдельных образовательных организаций. Социально-педагогические условия перехода к рыночным отношениям порождают спектр противоречий на российском и региональном уровне. В образовании возникло острое противоречие между несбалансированностью образовательных систем с экономическими возможностями граждан, между социально-экономическими изменениями в обществе и несбалансированностью профессиональной подготовки кадров в системе образования страны и региона. Разрешение возникшего противоречия возможно путем дальнейшей модернизации образования на базе современного менеджмента и кадровой политики.

Система наук об управлении в образовательных организациях пока может называться таковой с большей натяжкой. Скорее это всего лишь арифметическая сумма знаний социально-педагогического, экономического и социологического характера. Недостаточная разработанность педагогических и управленческих аспектов названной проблемы позволяет исследовать ее с позиций новых подходов и с учетом задач развития рынка в регионах.

В условиях структурной перестройки образования регионов, роста самосознания народов России, надобность в таком исследовании не отпала, а все время возрастает по мере усложнения всего комплекса проблем, встающих перед регионами и их образованием. Ограничиваясь рамками настоящего исследования, нельзя не констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью регионализации образования и недостаточной разработанностью управленческих основ региональной образовательной политики для высшего и среднего специального образования.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы. Проблема исследования, сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции, принципы и социально-педагогические условия эффективного управления образовательной организации на современном этапе?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования является — система эффективного управления в Московском открытом социальном университете, его Марийском филиале и Гуманитарном лицей при данном вузе и другие учебные заведения.

Предмет исследования: педагогические условия организации менеджмента в негосударственной образовательной организации на современном этапе.

Задачи исследования: обосновать совокупность положений составляющих теоретико-методологические предпосылки сущности и базовых функций менеджмента образовательной организации на современном этапе развитияпровести анализ теории и практики проблемы управления негосударственной образовательной организации с позиции философии, психологии, педагогикиразработать поэтапную программу реформирования образовательной организации в условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услугопределить пути повышения эффективности управления образовательной организации в условиях функционирования в региональной системе образованиявыявить основные педагогические условия стабильного функционирования и развития образовательной организации на современном этапе в региональной системе образованиясоздать и экспериментально проверить методическое обеспечение по реализации педагогических условий эффективного менеджмента в негосударственной организации.

Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективность управления образовательной организации зависит от следующих педагогических условий:

— направленность ее на своевременное выявление и разрешение противоречий, возникающих в процессе функционирования образовательной организациичеткая ориентация на цели подготовки конкурентоспособных специалистов в образовательной организацииосуществление демократизации и гуманизации управления образовательной организации в полиэтнической среденаучное обоснование соответствия менеджмента и самоменеджмента становлению и развитию образовательной организации.

Общая методология исследования базируется на диалектике общего, особенного и единичного, отрицания-отрицания, на основополагающих идеях философской и педагогической мысли, системном, личностном и деятельностном подходах к менеджменту и самоменеджментуконцепции демократизации и гуманизации образования.

Теоретической основой исследования выступают труды по проблемам моделирования в педагогике и психологии (Н.А. Бернштейн, В. В. Давыдов, Л. Б. Ительсон, Б. Ф. Ломов, Г. В. Мухаметзянова, А. И. Назаров, Ю. О. Овакимян, Д. А. Ошанина, И. Д. Пехлецкий, Л. М. Попов, А. В. Славина, У. Шеннон, В. А. Штофф и др.), коммуникаации (Г.М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Г. Парыгин, В. Б. Ольшанский, Е. И. Рогов, В. В. Столин, Т. Шибутани, А. У. Хараш и др.), педагогике высшей школы (С. И. Архангельский, И. Ф. Исаев, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.).

Источники, организация и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы автор использовал теоретические и эмпирические методы исследования. Эмпирические методы связаны с изучением и обобщением управленческой деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях. Кроме того, осуществлялось интервьюирование работников управления образованием в учебных заведениях различного профиля.

Теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретному, аналогия и т. д.) позволили выявить специфические для исследуемой проблемы противоречия в области управления образовательной организацией.

В качестве базы исследования была избрана образовательная организация Марийский филиал Московского открытого социального университета, и для сравнения исследовался материал по управлению Гуманитарным лицеем и рядом других образовательных организаций.

Таким образом, исследованием было охвачено ряд вузов в Марий Эл и других регионах. Отражены результаты деятельности автора в системе менеджмента в области образования.

Организация и основные этапы исследования.

На первом этапе (2000 — 2001гг.) были определены исходные параметры исследования. Выделены основные противоречия. Разработан первоначальный вариант исследования. Проходила разработка экспериментальных материалов. Готовилось учебное пособие по менеджменту.

На втором этапе (2001 — 2002гг.) проведено исследование основных особенностей управления образовательной организации, рассмотрены возможности более эффективной деятельности управленческих кадров всех степеней.

На третьем этапе (2002 — 2003гг.) был проанализирован эмпирический материал по ряду вузов и других образовательных организаций с точки зрения эффективности управления и мотивации деятельности преподавателей и студентов вузов. Проведена сравнительная характеристика и обработка результатов исследования, сделаны выводы для окончательного оформления исследования.

Научная новизна исследования: уточнено определение образовательной организации, сущность и базовые функции менеджмента в образованииразработана концепция развития и реформирования образовательной организации на базе интеграции новых концепций в теории и практике менеджмента в современных условияхвыявлена и обоснована специфика менеджмента и самоменеджмента в негосударственной образовательной организацииуточнены сущность и содержание культуры межличностного общения менеджеров и подчиненныхопределены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования культуры межличностного общения профессорско-преподавательского состава и студентов с учетом поликультурности, индивидуальными и возрастными особенностями сотрудников вуза и студенческого коллектива.

Теоретическая значимость: расширены имеющиеся теоретические представления о содержании менеджмента и самоменеджмента в образовательной организации, основанной на хозрасчетной деятельности и поликультурном подходе к сотрудникамдано теоретическое обоснование содержательной сущности менеджмента образовательной организации, как одной из важнейших средств ее саморазвитияполученные автором объективные данные уточняют и обогащают представление о сущности и особенностях процесса управления и реформирования негосударственных образовательных организаций с учетом модернизации образования в регионе.

Повышение эффективности управления образованием на основе выбора целесообразных рыночной экономике форм и методов управления финансами вуза.

Финансовые ресурсы вуза можно квалифицировать по различным признакам: 1) по характеру вложения- 2) по источникам образования- 3) по направлениям использования. По характеру полученных средств вузы разделяются на: 1) финансируемые из федерального бюджета- 2) финансируемые из республиканских и областных бюджетов- 3) имеющие муниципальное финансирование- 4) хозрасчетные учебные заведения, получающие заказы на подготовку специалистов от РФ, республик, областей и муниципальных образований. По направлениям использования финансовые ресурсы расходуются на: 1) организацию подготовки специалистов, согласно лицензиям и государственным стандартам- 2) модернизацию учебного и научного процесса в вузе- 3) развитие материально-технической базы и улучшение условий труда и учебы для работников и учащихся данного вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты были использованы при подготовке учебного заведения к самоаттестации и аттестации, создании программы развития вуза. Внедряется комплект методического обеспечения учебного процесса по менеджменту организации (учебные планы, программы, учебное пособие, тестовые материалы).

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены соответствием избранной методологии и поставленной управленческой проблемыадекватностью методов исследования его задачам и логикерепрезентативностью выборки обследуемых и статистической значимостью экспериментальных данных. В эксперименте приняли участие 720 студентов очной формы обучения, 1338 студентов заочной формы обучения и 169 преподавателей.

На защиту выносятся: 1. Обоснование современной системы взглядов на менеджмент и самоменеджмент хозрасчетной образовательной организации.

2. Педагогические условия формирования менеджмента и самоменеджмента педагогов и учащихся в системе хозрасчетной образовательной организации в условиях современной рыночной экономики.

3. Комплексная поэтапная программа развития и формирования современной управленческой среды всех субъектов образовательного процесса в хозрасчетной образовательной организации.

4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования управленческой компетенции будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались на межвузовских, всероссийских и международных конференциях в Марийском государственном университете, Марийском государственном техническом университете и Московском открытом социальном университете, его Марийском филиале. Часть докладов была опубликована в научных трудах перечисленных вузов в 1998 — 2003 годах. Результаты исследования внедрены в практику. Подготовлена программа развития Марийского филиала МОСУ и учебное пособие по менеджменту, а также ряд материалов для проверки самостоятельной работы студентов в виде тестов и экономических задач. По результатам исследования опубликованы монографические работы, концепция воспитания детей и молодежи в национально-региональной системе образования. Опробация осуществлялась в Марийском филиале Московского открытого социального университета в 2000 — 2003 гг., в опубликованных материалах (монографии, пособия, брошюры, статьи).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ динамики тенденций развития негосударственного образования и эффективного управления образовательными организациями позволяет выделить ряд характерных моментов. Основные выводы к которым пришел диссертант исходя из задач исследования: во-первых, сущность менеджмента проявляется в ее функциях. Интегративный процесс планирования организации, координации, мотивации и контроля необходимы для достижения целей организации с минимизацией затрат.

Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что одна группа авторов (А.Г.Грязнова, Э. А. Уткин, Ф. Тейлор, Г. Форд, Д. Карнеги, Ли Яккока) [337, 336, 360] выделяют прогнозирование и индикативное планирование, организацию работ, активизацию индивидов через стимулирование и регулирование деятельности, учет и контроль. Другая (Б.Ф.Ломов, А. И. Назаров, Ю. О. Овакимян, Д. А. Ошанина, У. Шеннон, В.А.Штофф) [197, 198, 199]выделяют планирование, организацию, мотивацию и контроль. Нам представляется, что нужно учитывать рыночный механизм экономики и функции координации действий в образовательной политике с учетом развития конкретного региона и его рыночного хозяйства, той непредсказуемости, которая вызвана конкуренцией.

Во-вторых, философы древности подчеркивали, что организация разрушается, если нарушается управление и не учитывается опыт старших поколений. На начальном этапе управление учебным заведением основной целью должно быть формирование гуманистически настроенной команды менеджеров среднего звена и изменение деятельности организации с учетом новых законов и реальности перехода к рынку. Для управленческих кадров, как считает Г. М. Андреева, К.А.Абддульханова-Славская, А. А. Бодалев, Б. С. Гершунский, В.А.Кан-Калик, В. Г. Максимов, А. А. Леонтьев, Б. Г. Парыгин, Л. М. Попов, А. У. Хараш и др. необходимы наличие критического мышления, способностей к самооценке и самоменеджменту, уважение к другим людям, в том числе тем, кто высказывает иную точку зрения. [1, 59, 124, 125, 126, 252, 253].

В-третьих, поэтапная программа реформирования образовательной организации предполагает активный самоменеджмент, глубокий анализ предыдущей деятельности образовательной организации, использование математических методов обсчета будущих финансовых возможностей образовательной структуры с целью выхода из кризиса и достижения новых параметров развития. Условия реформирования могут быть мягкими и болезненными для коллектива. Мудрость менеджера заключается в # минимизации всех затрат и достижений максимизации результатов.

В-четвертых, для определения повышения эффективности управления образовательной организации в условиях ее функционирования в региональных условиях образования нами изучались конкуренты по основным направлениям деятельности и разрабатывались соответствующие меры снижения вреда от конкуренции. Высокий уровень этики в отношении с конкурентами за десятилетний период работы вуза не привел к острой конфронтации, как со стороны других вузов, так и системы управления образования в Республике Марий Эл.

В-пятых, эффективная система управления, имидж образовательной щ организации, высокий уровень подготовки кадров и соответствующая материальная база характеризуют те педагогические условия, которые необходимы для стабильного функционирования образовательной организации.

В-шестых, как уже отмечалось, были экспериментально проверены элементы методического обеспечения, реализации педагогических условий эффективного менеджмента. С этой целью было подготовлено учебное пособие, методические материалы к его использованию, монографические работы. Все это позволило проверить экспериментально методическое обеспечение подготовки эффективных менеджеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  2. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.
  3. А.П. О характере педагогических умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1 / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL, 1983.
  4. Г. В. Профессиональное сознание ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов // Психологические аспекты
  5. И формирования профессионально-педагогического сознания в процессеподготовки специалистов: Тезисы докл. научн.-практ. конференции. -Куйбышев, 1989.
  6. Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993.-212 с.
  7. Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -32 с.
  8. Актуальные проблемы развития российского общества (сб. науч. трудов) М.: МОСУ, 1997.- 160 с.
  9. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Советская педагогика, 1971. № 2.
  10. Ш. А. Как живете дети?: Пособие для учителя. М.: МГУ, 1981.-343 с.
  11. Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Изд-во КГУ, 1996.
  12. П.Андреев С. А. Этнопсихология. Новосибирск, 1998. — 84 с.
  13. И.П., Виленский М. Я. Проблема справедливости в педагогической деятельности учителя. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М., 1999. — С. 49 — 55.
  14. И.П., Виленский М. Я. Проблема справедливости в педагогической деятельности учителя / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, — М.: Прометей, 1999. -С. 49−55.
  15. Анкета для опроса «Как живешь, товарищ?». Составлена B.C. Соловьевым. Йошкар-Ола, 1995. — 12 с.
  16. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности • студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М., 1989.240 с.
  17. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  18. С.И. Организация и функционирование научных школ / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 3 — 14.
  19. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1991.
  20. В. Г. Системность и общество. Политиздат, 1980.
  21. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987 -" 80 с.
  22. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. -М.: Экономика, 2003 426 с.
  23. С.А. Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 32 с.
  24. С.П. Соотношение модели и оригинала в структуре метода обучения / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 170 — 178.
  25. А.Б. Роль социального педагога в школе. Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. — 56. -62.
  26. В.А. Проблемы формирования духовно-нравстенной культуры учителя в системе университетского педагогического образования Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 20−26.
  27. Т.И. Народная педагогическая культура сибиряков. -Новосибирск, 1998.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  29. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М.: Наука, 1987.
  30. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
  31. П.П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
  32. А.А. Психология личности. М., 1988. — 191 с.
  33. Н.П. и др., Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб: — Бизнес-пресса, 1999. -416 с.
  34. И.И., Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона // Университетское управление: практика и анализ, 2003, № 1 с. 9.
  35. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
  36. Бугаева A. J1. Традиционная педагогическая культура народов Севера. -Казань, 1998.-246 с.
  37. Г. А. Самостоятельная работа студентов при изучении философии / Актуальные проблемы развития российского общества. М. МОСУ, 1997. -С. 132- 134.
  38. . А. Вундеркинды и недоросли // Российская газета. № 24, 3 февраля 2000 г.-С. 3.
  39. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА-М, 1997. — 400 с.
  40. Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.-34 с.
  41. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. Изд. Цент АПО. М., 1999. — 115 с.
  42. М.Я. Методическая основа формирования здорового образа жизни. М. МОСУ, 1997. С 115 — 116.
  43. Г. Н. Этническая педагогика. М., 1998. — 24 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика Чувашей. М., 1997. — 486 с.
  45. Г. Н. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.-34 с.
  46. Г. Н. Этнопедагогика. М. Изд. Центр «Академия», 1999. 168 с.
  47. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1997.-24 с.
  48. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993. Под. общ. ред. к. п. н. Е. П. Жаркова М. Просвещение, 1993. С. 49.
  49. В.В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с подростками: Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 1975. — 34 с.
  50. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г. / Под ред. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
  51. Н.И. Исторические аспекты интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования учителя в университетах России XIX века. М. МПГУ, 1999. С. 34 — 42.
  52. Гаранин J1.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 176 с.
  53. Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку речевого развития / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 456 — 460.
  54. М. Развитие творческой самостоятельности // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 83 — 86.
  55. Е., Трубецков Д., Усанов Д. Фундаментализация университетского образования (опыт работы) // Высшее образование в России. 1998. — № 2. С. 61 — 62.
  56. Н. Догматические и критические системы в образовании. Высшее образование, 1998. № 1. — С. 77 — 80.
  57. . С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
  58. С. И. Введение в прикладную философию /отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  59. . В. Обучение персонала органов местного самоуправления // Высшее образование в России. 1998. № 3. — С. 15 — 16.
  60. В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1985. — 16 с.
  61. С.П. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1990.-36 с.
  62. . Теория и практика подготовки учителей в Польше к формированию познавательной активности учащихся: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 36 с.
  63. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  64. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Педагогика, 1977.
  65. Е.Р. Влияние современной социальной ситуации на направленность личности младшего школьника. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М. Прометей, 1999. — С. 394 400.
  66. Е.Р. Влияние современной социальной ситуации на направленность личности младшего школьника / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 394 401.
  67. Гостомыслов J1. Образовательный кредит // Высшее образование в России, 1998. -№ 1.-С. 64−66.
  68. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл, Йошкар-Ола, 1995. 80 с.
  69. Ю., Разумов А. Антропологический ренесанс. Что дальше? Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С. 117 — 124.
  70. Дж. Мл., О’Делл. К. Американский менеджмент. На пороге XXI века: Пер. с англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991. -319с.
  71. Дж. Младший, Карла О Дейл Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 319 с.
  72. Е.В. Модели взаимодействия учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Научные труды МПГУ, 1998. С. 383 — 387.
  73. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
  74. Т.А. Социализация младшего школьника / Научные труды МПГУ.- М.: Прометей, 1998. С. 377 — 383.
  75. Т.А. Социализация младшего школьника. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-пед-ие науки. М. Прометей, 1998. — С. 377 — 383.
  76. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 1996. — 36 с.
  77. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал, 1992. № 2.
  78. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.
  79. В. М. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в США и в России. М. МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1999. С. 131 — 140.
  80. О. В., Озерова С. А. Учитель и тревожный подросток. Научные труды. МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. 1998. С. 326 -334.
  81. О.В., Озерова С. А. Психологическая структура личности тревожного подростка: психорегуляционный аспект / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 308−314.
  82. В. и др. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России, 1998. № 4. — С. 121 — 124.
  83. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. Изд. 2-е — М.: Просвещение, 1982.
  84. А. О школьной дисциплине и ее отношение к обучению. М. 1956.
  85. Н.Ф. Проблема значимости в психологии // Материалы совещания по психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  86. М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  87. А.Н. Педагогическое образование за рубежом / Научные труды МПГУ, Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 151 — 159.
  88. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.
  89. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1983.-34 с.
  90. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  91. М.И., Кандыбович J1.B. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1978.9 $.Европейская профессиональная школа // Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996.-С. 76.
  92. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980.
  93. С.И. Коммуникативная готовность к педагогической деятельности как условие становления педагогической культуры будущего учителя // Повышение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков учителя. Тула: ТГПИ, 1991.
  94. П.А., Величкина В. М. Учитель сельской школы. М.: Просвещение, 1985.
  95. В.А., Ладыжец Н. С. Пассионарный университетский менеджмент // Университетское управление: практика и анализ. 2003, № 1, с.4−8.
  96. И.К. Система познавательных задач по учебному предмету // Советская педагогика. 1981. — № 9.
  97. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  98. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 116, 121.
  99. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971.
  100. В.И., Фомичева И. Г. О системном и комплексном подходах в воспитании // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М., 1982.
  101. Закон «Об образовании». М., 1992. С. 7.
  102. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: МГУ, 1982.
  103. Г. Е. Психологические условия формирования научных убеждений студентов // Нравственно-эстетическое воспитание студентов / Отв. ред. В. В. Нечаев. Сыктывкар, 1987.
  104. Заметки по поводу // Российская газета. № 24, 3 февраля 2000 г.
  105. A.M. Деятельность куратора студенческой академическойгруппы по подготовке будущих специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1981.-16 с.
  106. М. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 13−15.
  107. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
  108. B.C. Методологические основы разработки целостной теории формирования личности // Методолгические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М., 1985.
  109. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  110. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып 1.-М.: Знание, 1972.
  111. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX XXI веках. Материалы к межд. научно-практ. конф. — Казань 27 — 28 окт. 1998. Ч. I., ч II. / Отв. ред.: Мягков Г. П. и Прусс Н. М. Изд-во УНИПРЕСС. Казань, 1998. т
  112. А. Д. Место и роль гипотезы в становлении современного научного знания. -М., 1999. 152 с.
  113. Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию: Тезисы докл. X сессии Всесоюзного семинара / Под ред. З. А. Мальковой, Т. Н. Филонова, Я. С. Турбовского. М., 1982.
  114. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
  115. С., Языков Н. Готовим педагогические кадры // Высшее образование в России, 1998. -№ 4.-С. 110−116.
  116. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Исследование субъектно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога). Грозный, 1976.
  117. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.
  118. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  119. В.А. Преподавание в вузе и материалистическая диалектика // Педагогика высшей школы и методика вузовского преподавания: Тезисы докл. научн.-практ. конф. Бийск, 1987.
  120. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А. М. Артемьева. М. Педагогика, 1982. 704 с.
  121. В. А. Любимые мои ученики. М. Знание, 1987. 80 с.
  122. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989.
  123. С.Э. О классификации методов внутришкольного управления // Советская педагогика, 1984. № 9.
  124. С.Н. Антрокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 34 с.
  125. А.Г. Педагогические основы деятельности комсомольских организаций пединститута по подготовке студентов к воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1973. -16 с.
  126. В.А., Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Республики Марий Эл, М. 1997. 600 с.
  127. В. М. Кафедра педагогики, МПГУ: Становление и развитие. Педагогика, 1997. № 5. — С. 65 — 70.
  128. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  129. Е.А. Путь в профессию: Уч. пособие. Л.: Просвещение, 1984.
  130. Е.А. Человек как субъект труда // Вопросы философии. 1984. -№ 4.
  131. И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964.
  132. Г. Т. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических учебных заведений Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. — 16 с.
  133. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 32 с.
  134. И.Г. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1991. — 32 с.
  135. В., Козлов В.В контексте историко-педагогического опыта // Высшее образование в России. № 3, 1998. С. 73 — 78.
  136. Комплексная целевая программа «учитель советской школы»: общая концепция исследования. Метод, письмо / Сост. В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1987.
  137. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  138. В. В. Обучение марийскому языку как неродному. Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации. Материалы научно-практической конференции, ч. I, Йошкар-Ола, МИО. 1998. с. 14 — 16.
  139. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / Авт. кол-в. Рук. А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. М., 1991.
  140. Концепция общего среднего образования (ВНИК «Школа»). М., 1988.
  141. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. № 9.
  142. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. ГУУ. М. 2002. — 84 с.
  143. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.
  144. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1983.
  145. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974.
  146. В.М., Гордин Л. Ю. Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса: Тезисы Всесоюзн. научн.-практ. конф. Псков, 1991.
  147. С.Г. Научное и психическое развитие учащихся // Психологическая наука, учитель, ученик / Под ред. В. И. Бойко. Киев, 1979.
  148. Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. Д-ра пед. наук. М., 1972. -34 с.
  149. А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М. 1999 384 с.
  150. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.
  151. В.В. Методологическое обеспечение ориентации педагогической науки в практику // Новые исследования в педагогических науках. 1985. — № 1.
  152. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977.
  153. В.В. Сам себе Архимед? // Педагогика, 1987. № 9. — С. 115 121.
  154. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977.
  155. Г. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России, 1998. № з. с. 29 — 34.
  156. М. Народное образование: бессилие системы // Высшее образование в России, 1998. № 2. — С. 140 — 144.
  157. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  158. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.
  159. В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996. — С. 105.
  160. В. К. Методологические подходы к народной художественной культуре в контексте культуры общества. Научные труды МПГУ. М., 1999. С. 26 — 33.
  161. В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд-е доп. М., 1986.
  162. В.П. Системность как ступень научного познания: Системные исследования. М., 1973.
  163. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.
  164. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972.
  165. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Просвещение, 1967.
  166. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990.
  167. О.М. Эмоциональная культура учителя как научно-педагогическая проблема / исторический аспект // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. С. 140 -145.
  168. Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — с. 236 — 245.
  169. Ф.П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.
  170. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. — № 2.179. «Курс переходной экономики». М.: Финстатинформ, 1997. Подстрочник в учебнике под ред. Л. И. Абалкина. С. 473.
  171. М.А. Профессиональная самооценка будущего учителя / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 78 — 85.
  172. М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М. Прометей, 1998. — С. 27 — 34.
  173. М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
  174. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Уч. пособие. 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1964.
  175. Н.Д. Психология характера: 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1969.
  176. А.Л. О природе явлений воспитания // Вопросы философии. -1968.
  177. Л.А. Подготовка студентов пединститутов к воспитательной работе в сельской малокомплектной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1981.
  178. B.C. Содержание образования: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  179. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  180. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  181. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
  182. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках / Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.
  183. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  184. Х.И. Как воспитывает обучение? М.: Знание, 1982.
  185. В.В. К вопросу о предмете специальной педагогики (социально-философский аспект) / Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 506 — 509.
  186. .Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань. Изд. РГПУ, 1999. — 288 с.
  187. Личность в воспитательной системе школы // Научно-методический сборник / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир. — 153 с.
  188. Л.И. Руководство процессом теоретического осмысления педагогических явлений в период практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. М.: МГПИ, 1978.
  189. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. 444 с.
  190. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1975.
  191. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М., 1966.
  192. А.С. Воля, мужество, целеустремленность // Соч.: в 7-ми т. -Т. 5.
  193. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Там же. -Т. 5.
  194. А.С. Цель воспитания // Там же. Т. 5.
  195. В.Г. Основы педагогического мастерства учителя. -Чебоксары. 1985.
  196. Т.П. Педагогические условия формирования профессиональной направленности будущих учителей // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1982.
  197. Э.С. Вопросы системного исследования общества М.: Знание, 1972.
  198. Т. Теория системного управления. М.: Прогресс, 1982.
  199. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поли культурном обществе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Барнаул, 1999. -34 с.
  200. М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-551 с.
  201. Мельников Исследование сложных систем. М., 1983.
  202. В. М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. — 176 с.
  203. В.М. О применении системного подхода в педагогических исследованиях // Теория и практика высшего педагогического образования. -М.: МГГТИ, 1987.
  204. JI.E. Управление и школа // Теория и практика управления в школе / Под ред. Ю. В. Васильева. М., 1983.
  205. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М.: Дело, 1997, 704 с.
  206. Г. И. Формирование компонентов педагогической деятельности в процессе научно-исследовательской работы студентов // Повышение эффективности формирования профессионально-педгогических умений и навыков учителя. Тула.: ТГПИ, 1991.
  207. B.C. Качество образования в современных школьных реформах на Западе // Советская педагогика. 1991. — № 10.
  208. А.И. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие / Научн. ред. В. А. Сластенин. Новосибирск, 1991.
  209. В.А., Мищенко Л. И. Принципы структурирования содержания педагогического образования / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 118 — 125.
  210. Е.А. Предпосылки содержания образования в инновационных учебных заведениях / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. — С. 126 — 131.
  211. С. Век. толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. сфр. М., 1996.
  212. Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. (Предисл. В.А. Зернова). Системы аккредитации за рубежом. М., 1998. — 180 с.
  213. А.В. Система формирования гражданина социалистического общества как фактор становления социальной активности будущего учителя // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
  214. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  215. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
  216. И. Образование и наука на путях интеграции (региональная практика) // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 10−16.
  217. Национальные отношения и государственная национальная политика в Республике Марий Эл. Материалы научно-практической конференции / Правительство Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997.
  218. Национальные отношения: Словарь / Под общ. ред. проф., В. Л. Калашникова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — С. 38.
  219. В.В. На путях к реформе / Социс., 1999. № 2. — С. 142.
  220. Е.М., Батршина И. Ш. Исследование взаимосвязи уровня притязаний и акцентуации характера / Научные труды МГГГУ. М.: Прометей, 1999. — С. 352 — 357.
  221. В.А. Русская народная педагогика. Орел, 1993. — 88 с.
  222. Л.И. Среда и средовой подход в воспитании // Актуальные проблемы развития российского общества. Сб. научн. тр. МОСУ. — М. МОСУ, 1997. С. 92−97.
  223. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  224. К. Психология влечений человека. М., 1972.
  225. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. с. 342.
  226. JI.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 32 с.
  227. Н.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью детей в условиях системы дополнительного образования / Научные труды МГПУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. -С. 190−203.
  228. А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 34 с.
  229. Т.В. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999.-34 с.
  230. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986.
  231. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975.
  232. А. Г. Труд в воспитательной системе сельской школы // Актуальные проблемы развития российского общества. М. МОСУ, 1997. -С. 88−97.
  233. Педагогика: Уч. пособие для ст-ов пед-ов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.
  234. Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1978.
  235. Педагогический мониторинг качества образования / Колл. Авторов. Под научной ред. Андреева В. И. Казань, 1999. — 268 с.
  236. Л.Н. Высшая школа США: Социально-политический аспект. Харьков, 1992.
  237. К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. -М&bdquo- 1975.
  238. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  239. В.И. Исторические корни современных противоречий и трудностей педагогического образования // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. М., 1989.
  240. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в процессе профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
  241. Н.А. Проблема психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999.
  242. Л.С. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
  243. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  244. Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань, КГУ, 1990.-238 с.
  245. Практикум по педагогике: Уч. пособие / Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988.
  246. Примерное содержание воспитания школьников: Метод, рекомендации / Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1975.
  247. Приоритеты современной педагогики: мир экология — сотрудничество. Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С. Е. Рук. Ева Нордланд / Под ред. Э. С. Соколовой, составитель В. С. Митина. -М., 1993.
  248. Проблемы способностей. М., 1972.
  249. Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 1998 год. Йошкар-Ола, 1998.
  250. Профессиональная деятельность молодого учителя. Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI. Н. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1982.
  251. Психология образовательной практики / Под ред. С. В. Недбаевой. -Армавир. 1998. — 385 с.
  252. Пути перестройки высшего педагогического образования. Межвуз. соб. научн. тр. / Ред. кол. В. С. Ильин и др. Волгоград, 1988.
  253. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  254. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  255. Развитие творческой активности студентов в учебной научно-исследовательской и социально-политической деятельности. // Л. И. Коханович (отв. редактор). М., 1990.
  256. А.И. Исторческое подсознание. Системно-гносеологический подход. М., 1982.
  257. Региональная экономика. Учеб. пособие под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 304 с.
  258. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1975.
  259. В.А. Психология управления. Учебно-практическое пособие. Часть I и II. М.: Журнал «Управление персоналом». — 1996/97.
  260. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. М. 1958. -147 с.
  261. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1958. — С. 51 — 115.
  262. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 424 с.
  263. . Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 200с.
  264. Сборник научных трудов. Становление новой системы хозяйствования: вопросы теории и практики. Ред. коллегия: ак. В. А. Петрищев и др., Тверь, 1997.-С. 68.
  265. В. С. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск, 1999. — 104 с.
  266. В., Кузнецов В., Сенаторова Н., Казарин Л. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России.1998.-№ 3.-С. 58−62.
  267. В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: 1997.-264 с.
  268. В.П. Управление учебно-воспитательным процессом в средней школе на основе системного подхода: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991.-34 с.
  269. В.А., Мараков В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. — М.: 1990.
  270. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М., 1981. — 96 с.
  271. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.
  272. В.А. Вчера абитуриент, сегодня студент. М.: МГПИ, 1981.
  273. В.А. Педагогическая деятельность и формирование личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 1. / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
  274. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  275. В.А. Формирование социально активной личности: общая концепция исследования // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986.
  276. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. — № 1.
  277. В.А. Этнорегиональный контекст социализации личности // Актуальные проблемы науки и образования, ч. И. М.: МОСУ, 1997. — С. 90 — 92.
  278. В.А., Андриенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. -М., 1998. С. 3 13.
  279. В.А., Ильин В. С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально-активной личности учителя. // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1989.
  280. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  281. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: «Прометей», 1991.
  282. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 1.
  283. В.А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1989.
  284. В.А., Швецова Г. Н. Учитель в воспитательной системе сельской школы. // Актуальные проблемы развития российского общества. М.: МОСУ, 1997.-С. 81−88.
  285. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л. А. Чешко Изд-е 5. 564 с.
  286. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. 787 с.
  287. В.М. Государство и экономика. М. 1996. С. 109.
  288. В.Н., Шабанов Г. А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. М, МОСУ, 1995. — 65 с.
  289. Ю.П. О логике деятельности воспитателя (В помощь педагогам-исследователям). Магнитогорск, 1991.
  290. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. Белгород, 1997.
  291. Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к коммунистическому воспитанию. М.: МГПИ, 1977.
  292. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  293. В.А. Психология марийского этноса. М., 1998. — 105 с.
  294. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997 — 384 с.
  295. A.M. Управление персоналом. Йошкар-Ола, 2000. 192 с.
  296. B.C. Многонациональность наше богатство. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1991. — 126 с.
  297. Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX — начала XX веков: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 36 с.
  298. В.А. Негосударственное высшее образование в России. М.: МОСУ, 1998.
  299. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием //В. С. Лазарев, П. А. Афанасьева, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева- Под ред. В. С. Лазарева РАО. М.: 1996.
  300. Социально-трудовая сфера России в переходный период: Реалии и перспективы. М. Молодая гвардия. 1996. С. 75. т
  301. Социально-экономическое развитие Республики Марий Эл. Стат. сб. -Йошкар-Ола, 1998.
  302. Социология молодежи. Учебник под ред. проф. Лисовского. Спб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. -460 с.
  303. Л. Ф. Степинский М.А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа: Уч. пособие. Ярославль, 1985.
  304. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
  305. К.А. Главные руководители японских компаний: практика ** работы. ML, 1999. — 160 с.
  306. Субъект федерации на рубеже веков, ч. I. Сост. Швецов Н. М., Романов В. И., Паймакова Г. А. М.: МОСУ, 1998. — 197 с.
  307. В.А. Воспитание коллективизма школьников. М., 1956. — 272 с.
  308. В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., 1958.-207 с.
  309. В.А. Разговор с молодым директором школы. Минск, 1988.-241 с.
  310. Н.Ф. Педагогическая психология. Изд. Центр «Академия», 1998.-288 с.
  311. Татария: Опыт этнопсихологического исследования. Казань, 1989. — С. 120−121.
  312. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития. Диссертация на соискание докт. пед. н. в виде научного доклада. -М., 1996.
  313. Э.Д., Кочелаева Н. В. Эмоциональная регуляция в развитии творческого мышления младших школьников / Научные труды МПГУ.
  314. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999. С. 401 -409.
  315. Э.Д., Филиппов С. П. Взаимосвязь когнитивных и мотивационных факторов в развитии мышления младших школьников / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1998.
  316. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.
  317. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина и В. Г. Бочарова. Москва — Тула, 1993. — 463 с.
  318. .М. Об объективном методе в психологии // Избр. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  319. .М. Ум полководца // Проблемы различий. М., 1961.
  320. Е. И., Талалова Л. Н. Ценностные ориентиры современного учителя. Научные труды МГУ. М. Прометей, 1999. — С. 472 — 480.
  321. O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969.
  322. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. с. 3- 14.
  323. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, т. 2, 1968. -372 с.
  324. Я.С. Комплексный подход к воспитанию как основное требование к профессиональной деятельности // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М.: изд-во АПН СССР, 1982.
  325. Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. -М. Просвещение, 1980. 180 с.
  326. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  327. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В. С. Лазарева. М., 1997. — 336.
  328. Э. А. Мотивационный менеджмент. М., 1999. — 256 с.
  329. К. М. Подготовка управленческих кадров образования. М., 1997.- 176 с.
  330. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6-ти т. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
  331. Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.
  332. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  333. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  334. Г. Н. Сущность и некоторые особенности комплексного подхода к воспитанию // Исследование методологических проблем комплексного подхода к воспитанию. М., 1982.
  335. Финно-угорский вестник // Информационный бюллетень. № 3 (12). Спец. выпуск. Йошкар-Ола, 1998. — 23 с.
  336. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.
  337. Н.П. Исторический метод в научном познании. М., 1972.
  338. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. дис. др-а пед. наук. М., 1971. — 36 с.
  339. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Просвещение, 1977.
  340. Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. — 384 с.
  341. А.В. Мотивационно-смысловой подход к изучению личности и профессиональной деятельности преподавателей педвуза / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогических наук. М.: Прометей, 1999. — С. 213−222.
  342. М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1999.-34 с.
  343. М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (история, теория, опыт). М. «Прометей», 1999.-227 с.
  344. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.- 160 с.
  345. Л. П. Изучение первоисточников как способ воспитания философской культуры личности // Научно-методическая деятельность вуза. Материалы научно-практической конференции проф.-преп. состава МарГТУ, кн. 2. Йошкар-Ола, 1999. — С. 116 — 117.
  346. А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1997. — 32 с.
  347. B.C. Этапы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения // Вопросы методов и организации процесса обучения / Под ред. В. В. Краевского, Ю. К. Васильева, М. Н. Скаткина. М., 1972.
  348. А.Н. Учитель сельской общеобразовательной школы. (Деятельность, личность, подготовка) Ростов-на-Дону, 1981.
  349. Черкес-заде Н. М. Формирование педагогических умений в процессе учебно-воспитательной практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя. М.: МГПИ, 1978.
  350. JI.A., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М., 1997. — 240 с.
  351. P. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  352. В.П. Социальный смысл системно-синергетической парадигмы. Йошкар-Ола, 1997. 176 с.
  353. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  354. С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. Т. 2. — М., 1964.
  355. Н.М. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл. Правительство Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1995 (в соавторстве). 80 с.
  356. Н.М. Основы современной экономики и организации производства (учебное пособие). Йошкар-Ола, 1993. 131 с.
  357. М.Н. Преступления в системе образования / Актуальные проблемы образования и науки в исследованиях молодых ученых., Москва Йошкар — Ола, 2003. — С. 137−140 (в соавторстве).
  358. М.Н. Менеджмент. Уч.пособие. Москва Йошкар — Ола, 200. 84 с. (в соавторстве).
  359. М.Н. Актуальные проблемы образования. Москва — Йошкар -Ола, 2000. Разд. З, параграф 4. — С. 82−90.
  360. М.Н. Эффективное управление образовательной организацией. Москва Йошкар-Ола, 2000. — 120 с.
  361. Н.М. Рыночная экономика и методы хозяйствования (учебное пособие) Йошкар-Ола, 1995 (в соавторстве). 152 с.
  362. М.Н. Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы, перспективы развития. / Науч. ред.: Н. М. Швецов, В. А. Комелина, Москва Йошкар-Ола, 2003- 218 с. (в соавторстве).
  363. Н.М. Рыночное регулирование в системе социалистического хозяйствования (учебно-методическое пособие). Йошкар-Ола, 1990.
  364. Н.М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики. Москва Йошкар-Ола, 1998 г.- 158 с.
  365. Н.М., Швецов М. Н., Швецова М. Н. Концепция воспитания детей и молодежи в национально-региональной системе образования. — 20 с.
  366. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основыи практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. 352 с.
Заполнить форму текущей работой