Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включая в педагогический процесс элементы волонтерской деятельности, преподаватели создают развивающую среду, помогают студентам освоить новые способы поведения, изменить отношение к детям, пожилым людям, инвалидам, друг другу. Волонтерская деятельность развивает продуктивное творческое мышление, коммуникативную компетентность. Участие студентов в волонтерских акциях и проектах помог… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности
    • 1. 1. Философско-психологические основания волонтерской деятельности
    • 1. 2. Психологические механизмы личностно- профессионального развития будущих специалистов по социальной работе
    • 1. 3. Модель волонтерской деятельности в учреждении высшего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния волонтерской деятельности на личностно — профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе
    • 2. 1. Анализ состояния образовательной практики личност-но-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе
    • 2. 2. Реализация модели волонтерской деятельности, способствующей личностно-профессиональному развитию будущих специалистов по социальной работе
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность исследования.

Социально-экономические преобразования в России не исключают и зачастую детерминируют процессы дегуманизации, имущественной дифференциации, недостаточной социальной защищенности различных слоев населения. Поэтому в настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Такими специалистами могут и должны стать выпускники вуза, обучающиеся по специальности «Социальная работа». Для того, чтобы стать успешным специалистом по социальной работе, выпускник вуза должен не только овладеть знаниями и опытом, умениями и навыками, способами коммуникации, но и стать духовно богатой личностью, ориентированной на гуманистические ценности, и обладающей профессиональными качествами. В исследованиях таких ученых, как В. Н. Келасьев, Г. П. Медведева, Н.М. По-луэктов, Н. В. Старков, Н. Б. Шмелева, Е. И. Холостова и др., выделены наиболее значимые, базовые личностнопрофессиональные качества, необходимые для работников социальной сферы. Опираясь на данные исследования, на проведенные нами опросы студентов, преподавателей, социальных работI ников, ориентируясь на квалификационную характеристику выпускника по специальности «Социальная работа», мы выделили наиболее важные личностнопрофессиональные качества этих специалистов: эмпатия, толерантность, рефлексивность. В то время, как показали исследования мотивационных установок абитуриентов, проведенные нами в вузах города Хабаровска, на специальность «Социальная работа» нередко поступают выпускники школ и средних специальных учебных заведений, у которых превалирует личностная направленность на себя, стереотипные установки на материальное благополучие, индивидуализм.

4 • ' ,.

В последнее время ведется активный поиск способов и средств подготовки специалистов нового поколения в области социальной работы, обладающих необходимыми личностно-профессиональными качествами. Однако опыт работы диссертанта в профессиональном образовании показывает, что развитие таких качеств не является приоритетной задачей высших учебных заведений, а происходит стихийно. Образовательный процесс, как правило, носит знаниево-ориентированный характер и. направлен на развитие предметной компетенции. Следовательно, проблема личностнопрофессионального развития будущих специалистов по социальной работе весьма актуальна в условиях модернизации системы высшего профессионального образования.

Несмотря на достаточно широкий спектр исследований, посвященных поиску наиболее эффективных способов психолого-педагогических ресурсов личностно-профессионального развития студентов, ученые не рассматривали в качестве одного из них волонтерскую деятельность в вузе. .

Проведенный нами анализ исследований (JI.B. Бадя, В .Г. Бочарова, ВА. Вотинова, C.B. Тетерский, J1.B. Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова и? др.), посвященных изучению смысла социальной деятельности, особенностей социальной работы, социальной активности студенчества, позволил намоп-т-ределить, что социальная работа близка к волонтерской деятельности по своей природе и сущности. Эти два вида деятельности предполагают проявления милосердия, сострадания, бескорыстного соучастия и гуманности.

Основываясь на исследованиях C.B. Алещенок, Е. С. Азаровой, Е. В. Акимовой, JI.B. Вандышевой, И. Ы. Гавриловой, Г. П. Медведевой, А. В. Морова, JI.E. Никитиной,.Е. А. Пановой, С. ВТетерского и др., волонтерскую деятельность можно рассматривать как важный психолого-педагогический ресурс для приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально. значимых личностных качеств. Именно волонтерская деятельность, по утверждению.

Л.В. Вандышевой, Г. П. Медведевой и других авторов, способствует альтруистическому поведению будущих социальных работников, развивает у ее участников мотивацию профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы и социально-педагогической работы современных образовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия: между постоянно растущими требованиями социума к личностно-профессиональному уровню специалистов по социальной работе и их традиционной подготовкой, ориентированной на развитие предметных компетенций специалистов данной отраслимежду необходимостью приобретения специалистами по социальной работе таких профессионально-значимых качеств, как эм-патия, толерантность, рефлексивность и ограниченным использованием в их профессиональной подготовке волонтерской деятельности, которая является психолого-педагогическим ресурсом для развития именно этих качеств.

Выявленные нами противоречия позволяют сформулировать проблему в виде следующего вопроса: при каких психолого-педагогических условиях волонтерская деятельность может быть ресурсом личностно-профессионального развития будущего специалиста по социальной работе? Актуальность проблемы определила тему исследования «Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе».

Объект исследования: процесс личностно-профессионального развития будущего специалиста по социальной работе.

Предмет исследования: волонтерская деятельность в вузе как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности модели волонтерской деятельности для личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе.

Задачи исследования:

1. Обосновать методологическую ценность антропологического, аксиологического и деятельностного подходов для исследования и организации волонтерской деятельности в вузе;

2. Раскрыть понятие «волонтерская деятельность в вузе» с точки зрения ее значимости для студентов и определить условия, позволяющие ей быть ресурсом для «запуска» психологических механизмов личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе;

3. Разработать и представить модель волонтерской деятельности в вузе и экспериментально проверить эффективность влияния предлагаемой модели на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе.

Гипотеза исследования. Активная включенность студентов в волонтерскую деятельность способствует развитию наиболее значимых личностно-профессиональных качеств таких, как эмпатия, рефлексивность, толерантность.

Волонтерская деятельность может быть эффективным ресурсом личност-но-профессионального развития будущих социальных работников при условии:

— насыщения предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности;

— изменения характера содержания и организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа»;

— организации волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

— философские концепции, раскрывающие смыслы антропоориентиро-ванного (Н. Бердяев, И. Кант, С. Кьеркегор, И. Г. Фихте, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс и др.), аксиологического (М.М. Бахтин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, В. Франки, М. Шелер и др.), деятельностного подходов (Г.С. Батищев, Э. В. Ильенков, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — позволившие увидеть индивидуальность, уникальность, неповторимость, ценность каждого человека и обосновать необходимость организации внешней деятельности студентов (модель волонтерской деятельности в вузе), которая будет значима для будущих специалистов по социальной работе как субъектов квазипрофессиональной деятельности, способствующей их глубинным внутренним изменениям.

— положения о сущности человека, познании им высшего смысла жизни, основанного на милосердии, сострадании, понимании другого человека, выполнении им высшего предназначения — «жить в согласии и гармонии с самим собой и окружающим его миром» (М.М. Бахтин, Г. С. Батищев, H.A. Бердяев, B.C. Библер, М. К. Мамардашвили, C.JI. Франкл) — о духовном развитии человека в процессе занятия волонтерской деятельностью (H.A. Бердяев, В. Соловьев);

— идеи о нравственных категориях добровольчества, благотворительности, ценностно-смысловой природе человеческой жизни и совершаемых человеком нравственных выборов (Г. Гегель, И. Ильин, И. Кант, М. С. Каган, М. Хайдеггер, М. Шелер, В. Франкл и др.);

— психологические концепции о человеке как авторе самого себя, субъекте своей жизни и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн) — основные положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский);

— идея A.A. Ухтомского о доминанте как универсальном принципе социальной деятельности человекао самореализующейся личности, стремящейся к гуманистическому идеалу (В.П. Зинченко, И. С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

— исследования A.A. Бодалева, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова,.

Н.В. Кузьминой, Л. Н. Куликовой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Е. И. Рогова, В. А. Сластенина, Н. Ю. Шмелевой и др., позволившие выявить сущность личностнопрофессионального развития будущего специалиста;

— педагогические идеи о гуманистическом характере воспитания и образования, развития и самосовершенствования личности (К.Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме диссертационного исследованияпедагогический эксперимент, методы психолого-педагогической диагностики (анкетирование, устный и письменный опрос студентов, наблюдение, беседа, интервьюирование, метод математической статистики), метод моделирования.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

— расширена сущностная характеристика лексического значения понятий «волонтер», «волонтерство», «волонтерская деятельность»;

— реализована идея А. А. Ухтомского о доминанте к волонтерской деятельности студентов в вузе;

— выявлена педагогическая сущность волонтерской деятельности, заключающаяся в том, что она может быть использована в вузе как ресурс, побуждающий и способствующий личностно-профессиональному развитию будущего специалиста по социальной работе, являясь деятельностью квазипрофессиональной;

— обоснована модель волонтерской деятельности в вузе как ресурс, способствующий запуску психологических механизмов личностно-профессионального развития специалиста на основе интеграции антропоориен-тированного, аксиологического и деятельностного подходов;

— разработаны теоретические основания для реконструкции содержания и организации учебных практик для студентов по специальности «Социальная работа».

Теоретическая значимость исследования:

— разработано авторское определение волонтерской деятельности в вузе как ресурса личностно-профессионального развития специалиста по социальной работе;

— исследованы характерные особенности организации процесса волонтерской деятельности студентов в вузе;

— выявлены условия, факторы и предпосылки волонтерской деятельности как ресурса личностно-профессионального развития;

— определены закономерности процесса организации волонтерской деятельности и на их основе сформулированы ее принципы;

— выделены критерии и показатели эффективности влияния волонтерской деятельности на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе.

Практическая значимость исследования:

— разработанная модель волонтерской деятельности может быть использована высшей школой, в частности, для подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», и в целом, для профессионального обучения специалистов в образовательной системе «человек-человек»;

— модель волонтерской деятельности может использоваться субъектами РФ при разработке территориальных программ развития молодежного добровольчества;

— разработанный спецкурс «Развитие добровольчества в молодежных организациях» может быть использован в образовательных учреждениях, обучающих по специальности «Социальная работа».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью разработанной концепциисоответствием методов и методик исследования поставленным целям, задачам и гипотезе исследованиядетальным качественным и количественным анализом результатов экспериментальных данных исследования, многолетней работой соискателя в должности координатора волонтерского сообщества в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Антропоориентированный, аксиологический, деятельностный подходы являются основополагающими для исследования волонтерской деятельности. В контексте данных методологических подходов волонтерская деятельность в вузе рассматривается нами как квазипрофессиональная, альтруистическая общественно-полезная деятельность, как важнейший нравственный ресурс для развития у будущих специалистов профессионально-значимых личностных качеств таких, как эмпатия, толерантность, рефлексивность.

2. Волонтерская деятельность в вузе является психолого-педагогическим ресурсом для «запуска» таких психологических механизмов личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе, как рефлексия, интериоризация и доминанта (А.А.Ухтомский);

3. Основными условиями, представленными в модели волонтерской деятельности, являются:

— насыщение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности;

— изменение характера содержания и организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа»;

— организации волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе.

4. Критериями эффективности влияния предлагаемой модели на процесс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе являются: ценностные ориентации студентов, профессиональные установки, развитие профессионально-важных качеств.

Опытно-экспериментальная база исследования. Поставленные задачи исследования решались на базе Института психологии и управления Дальневосточного государственного гуманитарного университета г. Хабаровска. В преобразующей опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 1−5 курсов очного и заочного отделений специальности.

Социальная работа", 14 преподавателей указанного института.

Организация исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение семи лет (2003 — 2010).

На первом этапе — поисковом (2003 — 2005 г. г.) — изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература по теме исследованияанализировался опыт работы автора по организации волонтерского отряда в вузеопределялись цель и задачи исследованиябыла обоснована актуальность проблемы и выдвинута рабочая гипотеза.

На втором этапе — теоретико-экспериментальном (2005 — 2009 г. г.) — на основании полученного материала была составлена программа опытно-экспериментальной работыпроводился констатирующий и преобразующий эксперимент, обрабатывались и анализировались его результатыизучалась и оценивалась эффективность применяемых педагогических методов и приемовапробировались материалы исследования.

На третьем этапе — заключительном (2009 — 2010 г. г.) — проводилась обработка, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной деятельностиуточнялись полученные теоретические и практические выводыкорректировались основные теоретические положения работы, оформлялся окончательный текст диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлены на региональной научно-практической конференции «Студенческое самоуправление: итоги и перспективы» (Благовещенск, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и молодежью» (Хабаровск, ДВГГУ, 9−10 октября 2006) — межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы высшего образования» (Хабаровск, ТОГУ, 14−16 марта 2007) — третьей Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь Востока России: история и современность» (Хабаровск, ДВАГС,.

23 ноября 2007) — 45 Международной научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки. «Инновационные технологии транспорту и промышленности» (Хабаровск, ДВГУПС, 2007) — второй Межвузовской научно-практической конференции «Ресурсы социальной работы Хабаровского края в XXI веке» (Хабаровск, ДВАГС, 2007) — межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы высшего образования» (Хабаровск, ТОГУ, 12−14 марта 2008) — городской научно-практической конференции «На пути к инновационному развитию вуза: методология, теория, практика» (Хабаровск, ДВГГУ, 2008) — межрегиональной конференции «Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы» (Хабаровск, ДВГГУ, 2009), городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание как основа профилактики наркомании в молодежной среде» (Хабаровск, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества» (Комсомольск-на-Амуре, АмГПГУ, 2009), научно-практической конференции «Детское и молодежное общественное движение города Хабаровска: история, современность и перспективы» (Хабаровск, ДВАГС, 2009).

Материалы диссертационного исследования используются автором в процессе преподавания дисциплин «Развитие добровольчества в молодежных организациях», «История социальной работы», «Благотворительная деятельность в общественных организациях», «Спонсорская деятельность», «Социальная геронтология», «Геронтология» для студентов, обучающихся в Институте психологии и управления.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 18 публикациях автора, в том числе и в научных журналах, определённых ВАК для публикации результатов кандидатских исследований.

Опыт организации волонтерской деятельности студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета был представлен в газетных публикациях и транслировался по радио и региональным каналам телевидения (25.04.2005 г.- 20.05 2010 г.).

В 2009 г. волонтерский отряд ДВГГУ «Мириады» был признан лучшим отрядом Хабаровского краяв 2010 г. — награжден Почетной грамотой Министерства спорта и туризма РФ.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы (292 источника) и приложений.

Выводы по второй главе.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило в ходе констатирующего эксперимента обнаружить, что студенты, обучающиеся по специальности «Социальная работа», имея общее представление о волонтерской деятельности, не осознавали ее ценности и значимости в решении социальных проблем общества. Кроме того, она не являлась для них личностнозначимой. В связи с тем, что для большинства студентов была свойственна социально-психологическая установка, направленная на «эгоизм», можно было констатировать, что у них отсутствовало желание и готовность бескорыстно и безвозмездно помогать людям, нуждающимся в ней.

Подтвердила наше предположение и диагностика студентов, проведенная с помощью «Ориентировочной анкеты» Б. Басса, которая позволила выявить преобладание у студентов личностной направленности, ориентацию на удовлетворение своих материальных потребностей и личного благополучия.

В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что знания студентов о будущей профессиональной деятельности неточны и поверхностны, не отражают всей полноты и гуманистической направленности социальной работы. Важные профессионально — значимые качества будущего специалиста по социальной работе, такие как эмпатия, толерантность, рефлексивность, развиты слабо. Диагностика этих качеств на констатирующем этапе эксперимента показала, что большинство студентов имели низкие уровни их развития.

В связи с вышесказанным необходимо было так построить учебно-воспитательный процесс в вузе, который способствовал бы актуализации студентов к их профессиональной деятельности, развитию гуманистической направленности личности и побуждал их к альтруистическим поступкам.

Для решения этой задачи была проведена совместная работа всех преподавателей кафедры «Социальная педагогика» по наполнению дидактических единиц блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа.

Актуализация внутреннего мира студента, определение ими личностной значимости и ценности волонтерской деятельности стало возможным благодаря активным методам обучения. Дискуссии, круглые столы, тренинги, «метод кейсов», социальное проектирование способствовали активизации учебного процесса. Участие студентов в волонтерских акциях, реализации социально-значимых проектов, подготовке и проведении мероприятий для различных категорий населения давало возможность студентам приобрести профессиональный и личностный опыт работы с различными категориями населения, апробировать технологии работы, проявлять эмпатию, толерантность в реальных жизненных ситуациях.

Изменение характера содержания и организации учебных практик давало возможность студентам активно включиться в волонтерскую деятельность в различной ее форме, расширяя и углубляя теоретические знания студентов в практической деятельности, позволяя целенаправленно осуществлять социально-значимую деятельность, направленную на «Другого».

Участие студентов в волонтерской деятельности запускало работу новой позитивной доминанты, направленной на преобразование их внутреннего мира, ценностных ориентаций, желания и готовности осуществлять социально-значимую деятельность. Так как, по мнению A.A. Ухтомского, «нужно всё время воспитывать данную доминанту, тщательным образом обхаживать ее», то создание в гуманитарном вузе волонтерского отряда как сообщества единомышленников, объединенных общим смыслом, способствовало развитию данной доминанты, поддержанию гуманистически направленного вектора поведения и деятельности студентов. ной доминанты, поддержанию гуманистически направленного вектора поведения и деятельности студентов.

Полученные в ходе преобразующего эксперимента результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что организуемая в условиях вуза модель волонтерской деятельности будет способствовать личностно — профессиональному развитию будущих специалистов по социальной работе, стимулировать актуализацию их личностно — профессиональных качеств, таких как рефлексивность, эмпатия, толерантность.

Для оценки эффективности волонтерской деятельности была разработана система критериев и эмпирических показателей, позволивших увидеть позитивную динамику изменений, происходящих со студентами, включенными в волонтерскую деятельность, доказать условия гипотезы и убедиться в эффективности разработанной нами модели волонтерской деятельности в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование вносит определенный вклад в изучение проблемы личностно-профессионального развития студентов, одним из ресурсов которого является волонтерская деятельность. Данная деятельность по своей природе и сущности близка социальной работе и требует от ее участников проявления милосердия, сострадания, бескорыстного соучастия и гуманности.

Выделение антропоориентированного, аксиологического и деятельност-ного подходов в качестве методологических оснований исследования позволило определить важные для нас положения, связанные с осознанием человека как сознательного, активно действующего участника социальных процессов, ответственного за результаты своей деятельности, как основы полноценного развития личности.

Анализ философских подходов к волонтерской деятельности помог определить ее педагогическую сущность. Она является квазипрофессиональной, альтруистической общественно-полезной деятельностью и рассматривается в нашей работе как «антропологический, аксиологический и деятель-ностный ресурс» для развития у будущих специалистов нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств, таких как эмпатия, толерантность, рефлексивность.

Анализ психологических трудов помог выявить внутренние механизмы процесса личностно-профессионального развития студентов, наиболее адекватные волонтерской деятельности: интериоризация, доминанта (А.А.Ухтомский), рефлексия.

На основе философских и психолого-педагогических исследований нами разработана модель волонтерской деятельности в вузе. Данная модель учитывает совокупность факторов, условий, предпосылок, закономерностей и принципов личностно-профессионального развития будущих, специалистов по социальной работе, а также выявляет критерии и эмпирические показатели его эффективности.

Как показало исследование, успешность позитивного влияния волонтерской деятельности на личностно-профессиональное развитие студентов зависит от следующих факторов: взаимодействия педагогов и студентовактивной включенности студентов и преподавателей в волонтерскую деятельностьприобретаемого студентами позитивного субъектного опыта.

В рамках теоретического исследования нами выявлены педагогические условия, при которых волонтерская деятельность будет являться ресурсом личностно-профессионального развития. Таковыми являются: насыщение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельностиизменение характера содержания и организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа" — организация волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе.

В ходе исследования было доказано, что наиболее важными предпосылками волонтерской деятельности являются следующие: ценностно-смысловое сходство социальной работы и волонтерской деятельности, социальная активность студентов и спонтанное целенаправленное проявление ими альтруизманаличие в вузе лидера, способного увидеть профессиональные смыслы в волонтерской деятельности, организовать и возглавить ее;

Для выявления эффективности названных условий были теоретически обоснованы и выведены следующие критерии: ценностные ориентации студентов, профессиональные установки, развитие профессионально важных качеств (ПВК).

Анализ эмпирических данных определил конкретную связь между факторами, условиями, предпосылками личностно-профессионального развития студентов и их практической деятельностью. В результате был выделен ряд существенных закономерностей: чем глубже осмысление и принятие педагогических, психологических и профессиональных смыслов волонтерской деятельности, тем выше активная включенность студентов в эту деятельностьчем шире и разнообразнее поле волонтерской деятельности, тем больше у студента возможностей приобретения субъектного профессионального опытачем дольше пребывание студента в волонтерском отряде, тем чаще он испытывает потребность в спонтанном проявлении альтруизма и тем устойчивее доминанта сформированной потребности в заботе и помощи другим людям.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило необходимость использования ряда педагогических принципов: принцип добровольности, педагогической поддержки, педагогической преемственности.

Таким образом, теоретически обосновав модель волонтерской деятельности в вузе, важно было экспериментально проверить степень эффективности ее влияния на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов.

Констатирующий эксперимент позволил выявить, что знания студентов о профессии поверхностны, не отражают всей глубины понимания значимости, ценности, гуманистической направленности социальной работы. У студен.

— л тов преобладает личностная направленность и социально-психологическая установка на «эгоизм». Профессионально важные качества личности, такие как эмпатия, толерантность, рефлексивность развиты слабо, так как 73% студентов первого и 47,8% студентов третьего курсов имеют низкий уровень развития эмпатийности- 43,8% респондентов первого курса и 39,1% третьекурсников показали низкий уровень развития толерантностиу 51,6% первокурсников и у 47,8% третьекурсников констатирован низкий уровень развития рефлексивности.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о возможности организации в вузе такой среды, которая способствовала бы личностнопрофессиональному развитию студентов, их готовности и потребности оказывать помощь людям, побуждая их совершать альтруистические поступки.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что наполнение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности, а также введение спецкурса «Развитие добровольчества в молодежных организациях» и ряда предметов по выбору помогают студентам осознать и принять ценности волонтерской деятельности, ее гуманистическую сущностьприобрести новый социальный, эмоциональный, жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с различными категориями населения.

Включая в педагогический процесс элементы волонтерской деятельности, преподаватели создают развивающую среду, помогают студентам освоить новые способы поведения, изменить отношение к детям, пожилым людям, инвалидам, друг другу. Волонтерская деятельность развивает продуктивное творческое мышление, коммуникативную компетентность. Участие студентов в волонтерских акциях и проектах помог им приобрести опыт, связанный с организацией коллективной творческой деятельности. Это способствовало практическому проявлению и развитию таких профессионально необходимых качеств личности, как толерантность, эмпатия, рефлексивность Проведенная нами работа подтверждает, что изменение характера содержания и организации учебных практик студентов углубляет и расширяет их знания в области технологии работы с различными категориями населения, способствует приобретению и развитию нового субъектного опыта профессиональной деятельности, формирует новую доминанту поведения и отношения к людям, нуждающихся в помощи.

Студенты волонтерского отряда, созданного в вузе, используют различные формы и виды деятельности в работе с различными категориями населения. Самостоятельно готовят и проводят акции милосердия, участвуют в городских и краевых конкурсах. В процессе индивидуальной работы с клиентами, студенты расширяют «поле душевной жизни» (А.А.Ухтомский), учатся быть полезными людям. В результате у них формируется внутренняя потребность в заботе и помощи «Другим».

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала справедливость выдвинутых нами и теоретически обоснованных положений гипотезы.

Анализ результатов показал, что реализация всех трех педагогических г условий (насыщение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельностиизменение характера содержания и организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа" — организация волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе), привела к позитивной динамике. Произошли изменения в ценностных ориентациях студентов, проявляющиеся в принятии ими социальных и личностных ценностей волонтерской деятельности, готовности и осознанной включенности в нее.

Позитивные изменения показателей второго критерия эффективности волонтерской деятельности — профессиональные установки — позволяют говорить об устойчивом интересе студентов к своей будущей профессиональной деятельности, изменении мотива этой деятельности (преобладание альтруистических мотивов), изменении смысловых, целевых установок.

О динамике в развитии профессионально важных качеств студентов, таких как эмпатия, толерантность, рефлексивность, можно судить по следующим показателям. Количество студентов третьего курса, обладающих низким уровнем эмпатии, сократилось с 56,3% до 21,9%, а студентов-пятикурсниковс 41,3% до 8,7% .

Число респондентов, обладающих низким уровнем развития толерантности у студентов третьего курса, сократилось на 23,5% и увеличилось до 51,6% количество студентов, обладающих средним ее уровнем. На пятом курсе заметно сократилось количество студентов с низким уровнем толе- ^ рантности до 8,7% и увеличилось число студентов, обладающих ее средним уровнем до 65,2%.

Преобладающим стал средний уровень развития рефлексивности, что составило 59,4% на третьем курсе (существенный рост произошел на 18,8%, соответственно на пятом курсе — 63,1% (прирост составил 24%). Значительно сократилось число студентов с низким уровнем рефлексивности на обоих курсах.

Такие показатели критериев личностно-профессионального развития студентов объясняются успешной реализацией педагогических условий, активизирующих процесс влияния волонтерской деятельности на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе.

Таким образом, результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждают, что волонтерская деятельность является одним из эффективных ресурсов личностно-профессионального-развития студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Следовательно, мы отмечаем, что цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.

Исследование не претендует на окончательное решение проблемы поиска путей и средств, способствующих личностно-профессиональному развитию студентов, но актуализирует проблему подготовки специалиста по данной специальности, используя для этого ресурс волонтерской деятельности в вузе. Дальнейшее углубленное исследование данной проблемы может осуществляться в направлении изучения влияния волонтерской деятельности на студентов, обучающихся по другим специальностям гуманитарного профиля (социальный педагог, педагог-психолог, менеджер, и т. д.) — влияния волонтерской деятельности на развитие социальной активности, гражданственности, социальной ответственности.

Возможен научный поиск, направленный на разработку проблемы воспитания школьников, студенческой молодежи средних и специальных учебных заведений, а также учащихся профтехобразования по вовлечению их в социально значимую волонтерскую деятельность, формированию у них активной гражданской позиции.

Кроме того, подобного рода деятельность способствует утверждению национально-культурных ценностей и возрождению русских национальных традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. — СПб.: «Алетейя», 1996.-320 с.
  2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность психологии личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 355 с.
  3. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. — 300 с.
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Изд-во института психотерапии, 2002. — 214 с.
  5. , А. Понять природу человека / А. Адлер- Пер. Е. А. Цыпина. -СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 1997. — 256 с.
  6. , Т. В. Проблемы философии морали / Т. В. Адорно. М.: Изд-во Республика, 2000. — 239 с.
  7. , С. В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы ¦ развития. Ценностный мир современной молодежи / C.B. Алещенок. -М: Социум, 1994. 172 с.
  8. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. -М.: Изд-во Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  10. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Изд-во Казанского ун-та, 1988. —229 с.
  11. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Изд-во МГУ, 1980.-415 с.
  12. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М: Мысль, 1988. — 253 с.
  13. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  14. , А. Г. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2000.-255 с.
  15. , А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М.: Из-во МГУ, 1979.-151 с.
  16. , А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  17. , H.A. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / H.A. Асташова // Сборник научно-методических статей. — 2-е издание. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 368 с.
  18. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Афанасьев. — Л.: ЛГУ, 1968.-338 с.
  19. , В.В. Добровольцы в социальных учреждениях / В. В. Барова.- Тюмень: БФРГТ, 2001.-211 с.
  20. , А.Б. Волонтерские общности как инновационная формавовлечения учащейся молодежи в общественно полезную деятельность /
  21. A. Б. Бархаев // Инновации в образовании. 2009. — № 5. — С. 77- 92.
  22. , Н.Ф. История социальной работы и педагогики в России / Н. Ф. Басов, В. М. Басова. Кострома: Изд-во КГУ, 1999. — 364 с.
  23. , Н.В. Динамика ценностей студентов в условиях квазипрофессиональной деятельности / Н. В. Басалаева // Психология обучения. 2008. — № 10. — С. 64 — 73.
  24. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батищев// Вопросы философии. -1995. № 3. — С. 109−129.
  25. , М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984 1985. М., 1986. — С. 80 — 160.
  26. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  27. , H.A. О русской философии / H.A. Бердяев. Изд-во Уральского университета, 1991. — 288 с.
  28. , H.A. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М.: Философское общество СССР, 1990. -240 с.
  29. , H.A. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1994. 480 с.
  30. , М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулаева//Гуманизация образования. .- 2001. — № 1. — С. 15−35.
  31. , В. П. Слагаемые педагогической технологии /
  32. B. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с. -
  33. , Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности '/I
  34. Б.Н. Бессонов. -М.: Мысль, 1988. 291 с. 't
  35. , B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога/B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  36. , Е. В. Воспитательный потенциал волонтерской деятельности студентов / Е. В. Богданова // Проблемы высшего технического образования. 2004. — № 1. — С. 52−56.
  37. , M.B. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход / М. В. Богуславский // Классный руководитель. 2009. — № 8. — С. 21 -28.
  38. , A.A. Личность и общение: избр. труды / A.A. Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  39. , A.A. О психологических основах воспитания личности /
  40. A.A. Бодалев // Вопросы психологии. 1966. — № 1. — С. 19−28.
  41. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. / Ребер Артур. ООО «Издательство ACT»: «Издательство «Вече», 2001. — Т. 2. -560 с.
  42. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. — М.: Ростов-на-Дону, 1999. — 560 с.
  43. , В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. М.: Изд-во Аргус, 1994. — 208 с. -
  44. , С.Л. Образование: ненасилие, толерантность — и гуманитарная экспертиза// Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИI
  45. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 172 -182.
  46. , Л.Л. Человек: деятельность и общение / Л. Л. Буева. М.: Изд-во Мысль, 1978. — 216 с.
  47. , Л.В. Формирование готовности будущего специалиста по социальной работе к волонтерской деятельности: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Вандышева. Самара, 2006. — 161 с. -Библиогр.: с.115−132.Î-
  48. Васильев, В. Добро и добродетель в нравственной философии
  49. B.C. Соловьева / В. Васильев // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 6. С. 254−269. J
  50. , Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы / Т. В. Вдовенко. СПб.: СпбГУП, 1999. — 164 с.
  51. Волонтер и общество. Волонтер и власть: научно-практический сборник / Под ред. Л. Е. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. — 136 с.
  52. , В.А. Программа «Милосердие»: Студенты и молодежь -старшему поколению / В. А. Воронов // Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью и пожилыми людьми. Иваново: Изд-во «Ивановский госуниверситет», 2003. — С. 193−195.
  53. Воспитание социальной активности подрастающего поколения.
  54. Проблемы, поиски, решения: Материалы III научно-практическойIконференции, посвященной 115-летию со дня рождения A.C. Макаренко / Под ред. Марзоевой Э. В. Владивосток.: Дальнаука, 2003. — 260 с.
  55. , O.A. Волонтерская деятельность как социальнаяIтехнология работы с молодежью / O.A. Вотинова // Новые социальные технологии. Пермь. — 2004. — С. 172−173.
  56. Всеобщая декларация волонтеров // Вестник благотворительности. — 1995.-№ 5(21).-С. 12.
  57. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  58. , Л.Ф. Психологические основы профессиональней переподготовки руководителей системы образования: время перемен: монография /Л. Ф. Вязникова- Хабар.гос.пед. ун-т. М.: Моск. психфх.социал. ин-т- Хаб: Из-во ХГПУ, 2002. 291 с.
  59. , И.Н. Развитие добровольчества в России / И. Н. Гаврилова. -М.: Прогресс, 2006. 125с.
  60. , Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком /Т.П. Гаврилова //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.— с. 17−19.
  61. , Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 147−158.
  62. , Ю. Отечество. Страницы истории / Ю. Годунский // Наука и жизнь. 2006. — № 10. — С. 22−27.
  63. , A.C. Понятие о ценностных ориентациях в психологической науке / А. С. Горустович // Психология в вузе. — 2006. — № 2. С. 84 — 92.
  64. , М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М. Д. Горячев Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. — 132с.
  65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350 500 «Социальная работа». Квалификация специалист социальной работы. — М.: — 2000. — 33с.
  66. , И.Е. Добровольчество и благотворительность в США: (Об общественных объединениях граждан в США) / И. Е. Городецкая // Политические институты на рубеже тысячелетий.-Дубна 2001 — С. 216−237.
  67. , В. А. Возникновение и развитие добровольческих объединений граждан / В. А. Горский // Дополнительное образование. — 2000.-№ 7−8.-С. 56−61.
  68. Гражданские инициативы и будущее России / Под ред. М. И. Либоракиной, В. Н. Якимца. — М.: Школа культурной политики, 1997. — 87с.
  69. , Б.Т. Философская антропология / Б. Т. Григорьян. М.: Мысль, 1982.-178 с.
  70. , С.И. Волонтеры России / С. И. Григорьев // Общественные науки и современность. — 2007. — № 6. — С. 16 41.
  71. Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте: сб. науч. трудов / Под ред. Семеновой Н. В. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2005. — Вып. 6−7. — 168 с.
  72. , Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза / Н. И. Гуслякова: монография. Челябинск, 2006. -511с.'
  73. , В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — № 4. — С. 22−31.
  74. , M. Е. Дети как объект благотворительности, / M. Е. Демерова// Социологические исследования. -2001. № 12. — С. 62−63.
  75. , Т. Не милость, а движение души. Обучение будущихсоциальных работников технологиям социального партнерства ¦/i
  76. Т. Деревягина//Социальная работа.-2003,-№ 4.-С. 42−43. I
  77. Детская и молодежная политика. Помощь детям и молодежи. —-1997, IJAB BONN. 178 с. !
  78. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных работников. — М, 1994. 125 с. !I
  79. Добрая воля: сборник под. ред. Н. Серяковой, Т. Михеевой. М.:
  80. Фонд «Новые перспективы», 2001. 50 с. -
  81. Добровольческое служение молодежи в гражданском обществе: научно практический сборник. — М.: Балаково, 2003. — 185 с.
  82. Добровольчество в России и в мире в контексте партнерства: сборник статей /Отв. ред. И. Н. Гаврилова. — М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2001. 80 с.
  83. , О. Образование в России: сегодня, вчера, завтра / О. Долженко // АЬпатагег. 1992. — № 4 — 6. — С. 24−32.
  84. , Т.В. Исследование «эмпатического профиля» будущих психологов / Т. В. Дорошенко //Психологическая наука и образование. 2007. -№ 2. — С. 64−69.
  85. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб: Питер Ком, 1999. — 368 е.: (Серия «Мастера психологии).
  86. , В.И. Социальная работа в Германии / В. И. Дубинский. -М.: ГАСБУ. 1996.- 115 с.
  87. , О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд. испр. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. — 336 с.
  88. , И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. М.: «Сентябрь», 2002. — 160 с.
  89. Звенигородская, Г. П. Рефлексивноеобразование: феноменологически й подход. / Г. П. Звенигородская- Хабар, гос. пед. ун-т. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.-350 с.
  90. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня — 2003. — № 5. -С. 34−42.
  91. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  92. , В.П. Мир сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. № 2. — С. 22 — 36.
  93. , В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика.- 1997.-№ 5.-С. 3−14.
  94. , В.П. Психологическая теория деятельности / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 66 — 89.
  95. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  96. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Наука, 1994.655 с.
  97. , М.С. Мир общения / М. С. Каган М.?Политиздат, 1988.319с.
  98. , М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  99. , В.А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 240 с.
  100. , Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека // Г. С. Киселев // Вопросы философии. -1999. № 1. — С. 40−52.
  101. , Е.А. Психология профессионала /Е.А. Климов М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -400с.
  102. , А.Г. Психологические особенности человека: Т. 1. Характер. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мяслицев. Л.: ЛГУ, 1957. -Т.1.-284 с.
  103. , В.И. Деятельность. Сознание. Личность / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988,-192 с.
  104. , Н. Всем хочется чуда // Н. Козырева //Студенческий меридиан. 2009. № 11.- С. 48−51.
  105. Компетентностный подход в высшем профессиональном педагогическом образовании: сб. науч.-метод. материалов. / Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 174 с.
  106. Комплексный подход в педагогическом образовании: коллективная монография- под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой, А. П. Тряпициной. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
  107. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1967.-245 с.
  108. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  109. , JI. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. А. Кудринская // СОЦИС. 2006. — № 5. — С. 15 — 22.
  110. , Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. — 1997. — 315 с.
  111. , Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. — 2001. — 333 с.
  112. , Л. Н Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы / Л. Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ун-та, 2005. — 320 с.
  113. , Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю. Н. Кулюткин.- СПб.: ГУПМ, 2001.- 84 с.
  114. , Л.В. Социальная работа как наука и профессия //
  115. Актуальные проблемы теории и практики социальной работы / Сост. Л. В. Куриленко. Самара: Изд-во Самарский университет, 2004. — С. 6 — 14.
  116. , С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-416 с.
  117. , В.А. Идеалы и реальность гуманизма /
  118. B.А. Лекторский // Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С. 25- 29.
  119. , В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. И. Лекторский // Вопросы философии. 2001. — № 2. —1. C. 56−65.
  120. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  121. , А. Н Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 478 с.
  122. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /
  123. A. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, Из. Центр «Академия», 2005. — 352 с.
  124. , Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 11−21.
  125. , Д. А. К операционализации понятия «толерантность» / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 2009. — № 5. — С. 3 — 16.
  126. , Т. Финансирование социальной сферы в Германии. Роль третьего сектора / Т. Ливальд. М.: 1998. — 120 с.
  127. , Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.
  128. , И.А. Основные парадигмы воспитания / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука, 2009. № 5. — С. 4 — 10.
  129. , В.Т. Советское студенчество: социологические очерки /
  130. B.Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  131. , Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2001. С. 238 — 246.
  132. , Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности / Б. Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2001. — С. 105 — 110.
  133. Люди помогают людям: книга о добровольчестве. М.: Центр добровольцев «Московский дом милосердия», 1995. 82 с.
  134. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Москва-Харьков-Минск, 2000. — 682 с.
  135. , С. Добровольцы: как их найти? Как их удержать? / С. Маккарлей. М.: Радуга, 1994. — 46 с.
  136. , A.C. Сочинения в 5-ти т. /A.C. Макаренко. — Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1968. — Т. 5. 510 с.
  137. , М.К. Как я понимаю философию- сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова / М. К. Мамардашвили. — М.: Прогресс, 1992. 415 с.
  138. , М.К. Картезианские размышления / М. К. Мамардашвили. М.: АГРАФ, 1997. — 320 с.
  139. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  140. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М.:Просвещение, 1996.-308 с.
  141. , А.Г. Психология бытия- пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл-бук- К.: «Ваклер». — 1997. — 304 с.
  142. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  143. Методическое пособие для волонтеров. — Жигулевск: Городской благотворительный фонд «Дорога к дому», 2003. — 45 с.
  144. , М.В. Активные формы обучения в подготовке специалистов по социальной работе // Новые инициативы в образовании и практике социальной работы. Диалог российских и европейских университетов Екатеринбург. 2004. — С. 94 — 96.
  145. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человекав новых социально-экономических условиях / JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  146. , JI. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
  147. , Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: Учебное пособие / Л. М. Митина. — Воронеж: МОДЭК, 2002. — 397 с.
  148. , Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях /Л.Ф.Михальцова// Педагогическое образование и наука. 2009. — № 5. — С. 30 — 37.
  149. Молодая передовая / Серия «Молодежь на службе обществу» / Под. ред. М. А. Слободской. М.: Институт проблем гражданского общества, 2002.- 18 с.
  150. , В.Ф. Проблемы периодизации развития личности в психологии: Учебное пособие / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 84 с.
  151. , A.B. Деловая психология / A.B. Морозов. СПб.: Изд-во «Союз», 2000. — 576 с.
  152. , Н. Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителей в ресурс развития: монография / Н. Б. Москвина. Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2005. -346 с.
  153. , A.B. Социальная педагогика / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2002. — 194 с.
  154. , В.Н. Психология отношений: избранныепсихологические труды / В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 356 с.
  155. , М.Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного процесса: монография / М. Н. Невзоров. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. 158 с.
  156. , В.М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов / В. М. Нестеренко. Самара: СамГТУ, 2000. — 77 с.
  157. , Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности / Н. В. Нестерова //Прикладная психология и психоанализ. — 2006.-№ 4.-С. 39−42.
  158. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1988. — № 3. — С. 3−10.
  159. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никандров. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.
  160. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−9.
  161. , JI.E. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / JI.E. Никитина. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. — 275 с.
  162. , JI.E. Технологизм и универсальность социальной работы (Россия и США: различия) / JI.E. Никитина // Дидакт. 2001. — № 5 (44).-С. 28−30.
  163. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / H.H. Никитина, О. М. Железнякова, О. М. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  164. , А. М. Обучение основам методологии / А. М. Новиков, Д. А. Новиков //Педагогика. 2009. — № 7. — С. И — 17.
  165. Обучение социальной работе: преемственность и инновации. М.: Аспект Пресс, 1996. — 157 с.
  166. Общественное движение в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию / Отв. ред. В. В. Костюшев. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. — 172 с.
  167. , Е. В. Культорологическая модель педагогической пратики в системе высшего педагогического образования: автореферат дисс. док.пед.наук / Оганесян Е. В. Москва, 2006. — 44с.
  168. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов- Под ред. док. филолог, наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 16 -е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
  169. , А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. — 1993. № 4. — С. 68−73.
  170. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5−19.
  171. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 5 -19.
  172. Официальный сайт Агентства Социальной Информации -информационная поддержка гражданских инициатив /Электрон, дан. — режим доступа: httpsi.org.ru.
  173. , A.M. Социальная работа в России: Состояние и перспективы // Социальная работа. 1992. — Вып. 6. — С. 40 — 48.
  174. Программы совмещения процесса образования с общественно полезной деятельностью /под ред. Е. А. Пановой. — Ростов н/Дону:
  175. Изд-во «Старые русские», 2003. — 272с.
  176. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М.: Мысль, 2001. -351с.
  177. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  178. , E.H. Учение о самоактуализации личности как психолого-педагогическое обоснование теории социальной активности личности / E.H. Песоцкая // Интеграция образования. — 2003. № 3. — С. 146 149.
  179. , A.B. Социальная психология коллектива / A.B. Петровский, В. В. Шкалинский. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  180. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Просвещение, 1982. — 253 с.
  181. Печенюк, С.П. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки руководителей к ценностно-личностному взаимодействию в управлении / С. П. Печенюк. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.-168 с.
  182. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта). М.:ГОУ ЦРСДОД, 2004. — 60 с.
  183. Практическая психология / Под ред. профессора М. К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2000. — 331 с.
  184. Проблемы высшего образования: сб. науч. тр. / Под. ред. Т. В. Гомза. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. техн. ун-та, 2004. — 188 с.
  185. Проблема развития личностной спонтанности будущего учителя начальной школы. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции.- Хабаровск, 2005. 385 с.
  186. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  187. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гипенрейтер,
  188. М.В. Фаликман. М., 2002. — 752 с. (Серия: Хрестоматия по психологии).
  189. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы — составители: к.п.н., доцент Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995.-220 с.
  190. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
  191. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164 -168.
  192. , С.Л. Избранные психологические произведения: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1983. — 2 т. — 320 с.
  193. , С.Л. Человек и мир / Л. С. Рубинштейн. М.: Наука, 1991. -191 с.
  194. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 712 с.
  195. , М. Опыт социальной работы. Введение в профессию / М. Саппс, К. Уэллс. М.: Ин-т социальной работы, 1994. — 120 с.
  196. , В.Н. Деятельность как философская категория / В. Н. Сагатовский // Философские науки. — 1978. № 2. — С. 47 — 54.
  197. , Л.П. Ценностный аспект становления будущих специалистов / Л. П. Саксонова // Журнал прикладной психологии. — 2005. — № 2−3.-С. 39−45.
  198. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994 — 152 с.
  199. , В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // СОЦИС. 2007. — № 4. — С. 37−43.
  200. Семенов, И. Н Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / Семенов, И.Н., Степанов С. Ю. // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-35−42.
  201. , И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, // Вопросы психологии. —1985.-№ 3.-С.31- 40.
  202. , O.A. Профессионально-ценностные ориентации и их формирование у студентов в процессе подготовки в вузе / О. А. Сидоренко // Психология обучения. 2007. — № 12. — С. 62 -79.
  203. , В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения / В. Н. Сидоров. М.: Союз, 2001. — 90 с.
  204. , JI.E. Толерантность в представлениях молодых российских й немецких волонтеров социальной работы / Л. Е. Сикорская //СОЦИС- 2007. № 9. — С. 52 — 58.
  205. , C.B. Волонтеры глазами «нормальных» людей / C.B. Синецкий // Вестник благотворительности. — 2000. — № 3. — С. 28 29.
  206. , C.B. Вот такая философия / C.B. Синецкий // Вестник благотворительности. 2000. — № 1 — 2. — С. 19−21.
  207. , Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н. Ю. Слабжанин. Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив», 2002. — 77 с.
  208. , В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия / В. А. Сластенин // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт— М.: Тула, 1993 Т.2.-С. 265−275.
  209. , В.А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 480 с.
  210. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1986.-№ 6.-С. 3−7.
  211. , В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 353 с.
  212. , В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школьная пресса, 2000. 416с.
  213. , В.И. Деятельность как антропологическая категория / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. 2001. — № 3. С. 48 — 57.
  214. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 424 с.
  215. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. -Москва-Бишкек-Екатеринбург, 1996. 608 с.
  216. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1984. 1600 с.
  217. , Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. Солдатова // Век толерантности. 2003. № 6. с. 60−78
  218. , С. Закон заслуженного собеседника // Первое сентября. № 95.— 1 октября. — 1996.
  219. Солидарность и социальная активность — цели гражданской социализации: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2004. — 196с.
  220. Смоленцева, А Вуз как социальный организм / А. Смоленцева // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С.123 — 127.
  221. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин-Iпер. с англ., общ. ред., сост. и предислов. А. Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  222. Социальная работа: учебные дисциплины, цели и содержание обучения // Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. — М.: Социально-технологический институт, 1999. — 264 с.
  223. Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом / Сост. В. А. Фокин, И. В. Фокин. — Тула.: Изд-во Тульского гос.пед.университета им. Л. Н. Толстого, 2005. 211 с.
  224. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.328 с.
  225. Социальные ориентиры изменяющегося общества /Сб. статей РАН. М.: Знание, 2005. — 256 с.
  226. Социальная активность //Философский словарь / Под ред. И. Ф. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 445 с.
  227. , П. В. Феномен толерантности / П. В. Степанов // Классный руководитель. 2004. — № 3. — С. 5−14.
  228. , JI.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект): учеб. пособие / JI.A. Степашко. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1994. — 99 с.
  229. , JI.A. Философия и история образования: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / JI.A. Степашко. М.: Московский психолош-социальный институт, Изд-во Флинта, 1999. — 272 с.
  230. , B.C. Философия и образцы будущего / В. С. Степин // Вопросы философии. 1994. -№ 6. — С. 10−21.
  231. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Из-во МГУ, — 1983.- 272с.
  232. , В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика.- 1979. — Т. 1 — 560 с.
  233. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -5-е изд. Киев.: Изд-во «Радянська школа», 1974. — 288 с.
  234. , Г. Личность и толпа: очерки по социальной психологии / Г. Тард. СПб.: Изд-во РАН, 1992. — 116 с.
  235. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под. ред. ТФ. Яркиной. М Тула, 1993. — Т. 1. -460 с.
  236. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1999.-334 с.
  237. Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник научных трудов /Гл. ред. С. И. Реутов. — Пермь: Книга, 2004. — 267 с.
  238. , C.B. Год волонтера в России состоялся / C.B. Тетерский // Дидакт. 2002. — № 2 (47). — С. 34−38.
  239. Тетерский, С. В Достойная смена профессионала // Социальная работа. 2003. — № 3. — С. 29 — 31.
  240. , C.B. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи / C.B. Тетерский. -М., 2003 60 с.
  241. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. — М.: Прогресс, 1987.-296 с.
  242. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля: В 4 т. Т.З. /В.И.Даль. -М.: Русский язык, 2000. 555 с.
  243. , И.Н. Нормативно-правовая база и опыт поддержки волонтерства в Европе и США / И. Н. Титова. — Волонтер и общество. Волонтер и власть. — М.: Академия, 2000. — 136 с.
  244. , Т. М. Волонтерское движение в колледжах США / Т. М. Трегубова // Сред. проф. образование. 2001. — № 10. — С. 45- 47.
  245. , Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: учеб. пособие / Г. С. Трофимова. — Ижевск: Изд-во
  246. Удмурдского ун-та, 1994. — 76 с.
  247. , Д.Н. Основные положения теории установки / Д. Н. Узнадзе. -М.: Педагогика. -1961. — 368 с.
  248. , Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер. -2001.- 416 с.
  249. , П.Д. Лекции о сверхчеловеке / П. Д. Успенский. — М.: Прогресс, 1997.-274 с.
  250. , A.A. Об условно-отраженном действии / A.A. Ухтомский. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 5.- Л., 1954. — 226 с.
  251. , A.A. Доминанта как рабочий принцип нервных центров / А. А. Ухтомский. Л., 1978. — 358 с.
  252. , A.A. Доминанта как фактор поведения / А. А. Ухтомский. -Избр. Труды. Л., 1978. — 273 с.
  253. , A.A. Интуиция совести / А. А. Ухтомский. СПб, 1996. -437 с.
  254. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г. / Российская газета. 1995. -18 августа. — С. 3−4.
  255. , Д.И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. -М.: Флинта, 2004. 672 с.
  256. , М.В. Социальная работа в России: теория, история и общественная практика / М. В. Фирсов // Работник социальной службы. -2002. -№ 1. С.7−37.
  257. Философский энциклопедический словарь /гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Паков. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  258. , И.Г. Факты сознания / И. Г. Фихте. — Сочинения: В 2 т. Т. 1. -СПб, 1993−580 е.
  259. , В.А. Содержание подготовки профессиональных работников в США /В.А. Фокин, И. В. Фокин // Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы. — 2005. — № 1. — С. 3−19.
  260. , И.В. Социальный проект как средство гражданского образования студентов / И. В. Фокин // Гражданское образование: российский и американский опыт подготовки студентов. — Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003. 209 с.
  261. , А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 88−93.
  262. , В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл / Пер. с англ. и нем.- общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. Вст. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  263. , В. Воля к смыслу / В. Франкл- пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000—368 с. (Серия «Психологическая коллекция).
  264. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм- пер. с англ.- общ. ред. П. С. Гуревича. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 256 с.
  265. , М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. — М.: Высшая школа, 1991. 192с.
  266. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен: Соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Мотивация. — 406 с.
  267. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен: Соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2. Деятельность. — 567 с.
  268. , В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития / В. В. Хухлина. — М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000. 65 с.
  269. , М.П. Роль благотворительного движения в подготовке социальных работников в Великобритании / М. П. Целых // Педагогика. — 2009. — № 7. — С.107— 117.
  270. , О.Д. Войдет ли доброта в моду? / О. Д. Цыганкова // Вестник благотворительности. 2000. — № 1 — 2. — С. 34−37.
  271. Человек и общество: основы современной цивилизации- хрестоматия / авт.- сост. Белоусов П. А., Козлова О. Н. — М.: Изд-во Геликон, 1992.-304 с.
  272. , Т.В. Три стратегии подготовки специалистов / Т. В. Черникова // Высшее образование сегодня. 2003. — № 2. — С. 9−12.
  273. , В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-318 с.
  274. , С. Т. Педагогические сочинения в 4 т. / С. Т. Шацкий -М.: АПН РСФСР. 1995. — Т. 4.- с. 428.
  275. , М. Положение человека в космосе / М. Шелер. -М. ¡-Прогресс, 1988. 348 с.
  276. , Н.Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) / Н. Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы.— 1996— № 1 — С.109−113.
  277. , Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе / Н. Б. Шмелева. Ульяновск, 1997. — 287 с.
  278. , Н.Б. Педагогические основы социальной работы / Н. Б. Шмелева, О. И. Донина. -М.: Ульяновск: УлГУ, 2001.-170 с.
  279. , Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелева. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 196 с.
  280. , Г. Г. Очерки развития русской философии / Г. Г. Шпет // Русская философия: очерки истории / Сост. Б.В. Емельянов- Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. 256 с.
  281. , B.C. Человек как цель воспитания / В. С. Шубинский // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 37−42.
  282. , Е.Л. Труд добровольца в сфере культуры США и России / Е. Л. Щекова // Социологические исследования. 2002. — № 3. — С. 97 — 99.
  283. , К.В. Организация волонтерской деятельности вучреждениях социального обслуживания / К. В. Эйрих // Работник социальной службы. 2004. — № 3. — С. 50−55.
  284. , Б. О гуманитарной составляющей высшего образования / Б. Юдин //Alrnamater. Вестник высшей школы. — 2004. — № 5. — С.3−5.
  285. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг- пер. с нем. С. Лорие / Под. общ. ред. В. В. Зеленского. — СПб.: Азбука, 2001. 736 с.
  286. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№ 2, С. 31 -41.
Заполнить форму текущей работой