Работа над текстом на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся 5 классов общеобразовательной школы
Диссертация
В настоящее время возникает острая необходимость усиления роли гуманитарного образования, под которым понимается совокупность учебных предметов, создающих у учащихся целостное представление о человеке, тем самым способствующих формированию готовности к взаимопониманию и взаимодействию. Возможность решения этих сложных вопросов дает разработанная современная концепция филологического образования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингвистическое обоснование методики развития связной речи учащихся
- 1. Текст как феномен языка и речи
- 2. Ключевые понятия коммуникативной лингвистики
- 3. Лингвистики текста — фундамент для теории и практики развития речи
- 4. Определение понятия «тема» в свете различных лингвистических учений
- 5. Главные направления тематической интерпретации рече-языковых явлений
- Выводы по главе
- Глава 2. Современное состояние методики развития связной речи учащихся
- 1. Критерии анализа
- 2. Анализ современных учебно-методических комплексов для 5 класса
- 3. Изучение опыта работы учителей по действующим программам и учебникам для 5 класса
- 4. Качество речевых знаний, умений и навыков учащихся 5 классов
- Выводы по главе
- Глава 3. Методика работы над текстом на уроках русского языка в 5 классе
- 1. Содержание и принципы работы над текстом на тематическом уроке
- 2. Критерии отбора текстов для комплексного анализа на уроке русского языка
- 3. Формы организации тематического урока
- 4. Методы и приемы тематической работы. Система тематических упражнений
- 5. Описание обучающего эксперимента и его результатов
- Выводы по главе
Список литературы
- Алексеев М. У самого Тихого Дона // Педагог. — МГОПУ. — спец. выпуск.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьников. М., 1984.
- Анализ художественного текста: сборник статей / Под ред. Шанского Н. М. М., 1975.
- Антонова Е.С. Тайна текста: 5−6 классы. Методические рекомендации. М., 2001.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. Рязань, 1999.
- Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике. — Вып. 1. М., 1973.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе / Под ред. Бабайцевой В. В. М., 1980.
- Бабкина М.В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи: АКД. М., 1998.
- Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993.
- Баранов М.Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса средней школы. 17 изд., испр., доп. — М., 1992.
- Баранов М.Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учебник для 7 классов средней школы. 14 изд., перераб. — М., 1989.
- Бардина Н.В. Языковая гармонизация сознания. Одесса, 1997.
- Баринова Е.А. Основы методики развития связной речи: АДД. Л., 1971.
- Баринова Е.А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. М., 1974.
- Баталова Т.М. Соотношение предикативных и релятивных отрезков текста: АКД. М., 1977.
- Бим И. Л. Методологические проблемы обучения предметам языкового цикла // Советская педагогика. — 1989. — № 3.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.
- Буровцева Т.В. Методика лексической подготовки учащихся к сочинению: АКД. М., 1981.
- Буслаев Ф.И. О преподавании Отечественного языка. Л., 1941.
- Бухбиндер В.А. О некоторых теоретических и прикладных аспектах лингвистики текста / Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев, 1978.
- Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.
- Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М., 1979.
- Васильев J1.M. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. -1971.-№ 5.
- Введенская JT.A. О взаимодействии синонимии и антонимии / Вопросы лексики и фразеологии современного русского языка. Ростов-на-Дону, 1968.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983.
- Виды разбора на уроках русского зыка / Под ред. Бабайцевой В. В. М., 1978.
- Виноградов В.А. и др. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.
- Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросыязыкознания. 1955. — № 1.
- Власенков А.И. Русская словесность. М., 1998.
- Воителева Т.М. Актуальные вопросы развития речи школьников. М., 2000.
- Выготский JT.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М., 1956.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гдалевич J1.A., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 кл. М., 1991.
- Гиндин С.И. Внутренняя организация текста (Элементы теории и семантический анализ): АКД. М., 1973.
- Глебова Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. Горький, 1986.
- Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры. М., 1988.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
- Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 1998.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — СПб.-М., 1882.
- Дейкина А.Д. Методика изучения лексики с учетом межпредметных связей: АКД. М., 1979.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. М., 2000.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы: 5 класс. СПб, 1996.
- Диброва Е.И. Категории художественного текста / Семантика языковых единиц: сборник статей. Вып. 6. — М., 1998.
- Диброва Е.И. О филологическом истолковании текста / Семантика языковых единиц: сборник статей. — Вып.4. М., 1994.
- Диброва Е.И., Донченко Н. Ю. Поэтические структуры антонимии. М., 2000.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. Скаткина Н. М. М., 1982.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.
- Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики: Морфология. М., 1954.
- Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
- Dressier W. Einfuhrung in die Textlinguistik. Tubingen, 1972.
- Драгомирецкий И.В. Ситуационно-имитационные игры в обучении английскому языку в морских учебных заведениях: АКД. М., 1988.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−8 кл. // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — 1956.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Звегинцев В.А. Семасиология. М., 1957.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001.
- Золотова Г. А. и др. Синтаксис текста / Под ред. Золотовой Г. А. М., 1979.
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988.
- Ибрагимова Р.Э. Лингводидактические и психолингвистические основы семантизации и активизации лексикона младших школьников методом ассоциативного поля. Уфа, 1999.
- Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. Л., 1989.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
- Ильюк Б.А. Подражание в письменной речи учащихся 4−8 кл.: АКД. Киев, 1974.
- Калмыкова И.Р. Методика лексико-синтаксической подготовки учащихся к сочинению (на материале сочинения-описания внешности человека в 6 классе): АКД. М., 1984.
- Канарская О.В. Инновационное обучение. СПб., 1997.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
- Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста / Под ред. Золотовой Г. А. М., 1979.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
- Колесникова О.И. Отражение языковой картины мира двух эпох в стихотворениях для детей // Русский язык в школе. 2003. — № 2.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М., 1980.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
- Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка: материалы конференции / Под ред. Болотновой Н. С. Томск, 2001.
- Коротаева С.В. Обучение, погруженное в общение // Русский язык в школе. 1997.-№ 2.
- Коршунова Я.Б. Методические основы отбора тематической лексики для обучения иностранцев русскому языку (элементарный курс): АКД. М., 1978.
- Крушельницкая К.Г. Проблемы взаимосвязи языка и мышления / Общее языкознание. М., 1970.
- Кузнецов П.С. О языке и речи. Из выступления на методологическом семинаре «Вестник МГУ» // Серия «Филология». — 1961. — № 4.
- Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении: АДЦ. М., 2001.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М., 1975.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. — 20 изд., перераб. — М., 1992.
- Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М., 1976.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельность текста / Лингвистика текста: сборник научных трудов МГПИИЯ. Вып 103. — М., 1976.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. Изд-во МГУ, 1970.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М. Воронеж, 2002.
- Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
- Логвинова Л.В. Тематическая организация уроков русского языка как средство развития речи учащихся-осетин. Методическое пособие. Орджоникидзе, 1979.
- Лойченко А.Б. Преподавать словесность // Русский язык в школе. -1998.-№ 4.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.
- Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи // Русский язык в школе. -1967. -№ 1.
- Лотман Ю. М. Внутри замкнутых миров. Семиосфера. М., 1997.
- Лунева В.П. О степени самостоятельности предложений в ССЦ // Русский язык в школе. — 1972. — № 1.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. -1985.-№ 4.
- Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. — 2001. № 4.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.
- Львова С.И. Уроки словесности. — 2 изд. М., 1997.
- Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976.
- Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. Иваново, 1976.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка / сост. — Ушаков Н. Н. М., 1977.
- Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М. Т. М., 1990.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Ладыженской Т. А. 2 изд. — М., 1991.
- Методы обучения в современной школе / Под ред. Бабанского Ю. К., Зверева И. Д., Моносзона Э. И. М., 1980.
- Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: АДД. М., 1986.
- Минский М. Структура для представления знаний / Психология машинного зрения. М., 1978.
- Мистратова О.П. Сочинения-этюды // Русский язык в школе. — 1990. -№ 6.
- Михалков С.В. Все начинается с детства. М., 1968.
- Морковкин В.В. К вопросу об учебном тематическом словаре // Русский язык в национальной школе. — 1970. — № 2.
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., 1984.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.
- Моторина И.В. Формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников (на материале экологического образования): АКД. Рязань, 2001.
- Мызина В.А. Использование межпредметных связей в работе над тематической группой слов / Межпредметные связи в преподавании русского языка. М., 1977.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974.
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5−7 классов / Под ред. Бабайцевой В. В. М., 1993.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М., 1966.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи в 5 классе (к учебному пособию «Русская речь. 5−7 классы»). М., 1998.
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 8−9 классов / Под ред. Бабайцевой В. В. М., 1995.
- Никитина Е.И. Русская речь: 5 класс (учебник). М., 1999.
- Николаева Т.И. Актуальное членение категория грамматики текста // Вопросы языкознания. — 1972. -№ 2.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1981.
- Новиков JI.A. Семантика русского языка. М., 1982.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
- Основы методики русского в 4−8 классах / Под ред. Текучева А. В., Ладыженской Т. А., Разумовской М. М. М., 1983.
- Падучева Е.В. О структуре абзаца // Труды по знаковым системам. -Вып. 2, 18. Тарту, 1965.
- Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. М., 1965.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. М., 1986.
- Панов М.В. Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы. 4.1. — М., 1979.
- Педагогическая энциклопедия / Под ред. Каирова И. А. М., 1966.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. — 7 изд. — М., 1956.
- Пешковский A.M. Роль грамматики при обучении стилю / Сб. Вопросы методики родного языка, лингвистики, стилистики. М., 1930.
- Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М., 1988.
- Пленкин Н.А. Языковой анализ в работе над обучающим изложением. Диссертация на соискание степени к-а пед. наук. М., 1969.
- Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5−9 классы. М., 1995.
- Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М., 1959.
- Поспелов Н.С. ССЦ и основные особенности его структуры / Доклады и сообщения Ин-та русского языка АН СССР. Вып.2. — М., Л., 1948.
- Поцепня Д.М. На подступах к идеологическому словарю художественного цикла / Вопросы теории и истории языка. СПб., 1993.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: русский язык, 5−9 классы. Составитель Рыбченкова Л. М. М., 2000.
- Речь: дидактические материалы для 5 класса / Под ред. Канакиной Г. И., Пранцовой Г. В. М., 1999.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978.
- Рождественский Н.С. К проблеме развития речи / Речевое развитие младших школьников. М., 1970.
- Рождественский Н.С. Развитие речи — важнейшая задача при обучении русскому языку // Начальная школа. 1949. — № 3.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.
- Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1997.
- Русина С.С. Методика использования образца при обучении сочинению-описанию в 5 классе: АКД. М., 1977.
- Русская разговорная речь: сборник статей / Под ред. Земской Е. А. М., 1973.
- Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Филина Ф. П. М., 1979.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1958.
- Сабаткоев Р.Б. Использование этнокультурных традиций при изучении предметов филологического цикла // Известия Академии педагогических и социальных наук. VII. — М., 2003.
- Сабаткоев Р.Б. Проблема обогащения синтаксического строя русской речи учащихся национальных школ: АДД. М., 1979.
- Самарин А.Ю. Очерки психологии ума. М., 1962.
- Санина Л.Д. Развитие речи учащихся на основе теории актуального членения предложения: АКД. М., 1986.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. М., 1969.
- Симонов П.В. Метод Станиславского К.С. и физиология эмоций. М., 1962.
- Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
- Слухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М., 1993.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
- Соколова Г. П. О тематических тетрадях по русскому языку // Русский язык в школе. 1993. — № 1.
- Соколова Г. П. Художественный текст при изучении темы «Наречие» // Русский язык в школе. — 1996. № 4.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М., 1973.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Лондон, 1983.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и в детском возрасте особенно. СПб., 1899.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.
- СыркинаВ.Е. Психологический анализ понимания школьниками эмоционально-выразительных моментов речи / Ученые записки ЛГПИ. — Т. 35.-Л., 1941.
- Сычугова Л.П. Чудо, рожденное мыслью // Русский язык в школе. — 2003. -№ 1.
- Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. М., 1980.
- Теория и практика сочинений разных жанров / Под ред. Ладыженской Т. А., Зепаловой Т. С. М., 1970.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
- Тюрина Г. А. «Фреймовая гипотеза» и проблема организации лексики / Семантика языковых единиц: сборник статей. — Вып. 6. — М., 1998.
- Уфимцева А.А. К вопросу о лексико-семантической системе языка // Вопросы языкознания. — 1962. — № 4.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1968.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Собр. соч.-Т. 5.-М., 1948−1951.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. Курск, 1994.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
- Федосеева Т.А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений: АКД. Екатеринбург, 2000.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961.
- Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов. Езиковедски изследования в чест на академик Стефан Младенов. София, 1957.
- Хроленко А.Т. Межпредметные связи: целесообразность, типология, актуализация / Оптимизация учебно-воспитательного процесса: межвузовский сборник научных трудов МГЗПИ. М., 1989.
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. СПб., 1998.
- Чижова Т.И. Использование словаря синонимов на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 1978. № 4.
- Шанский Н.М. Объяснительная записка к программе для педвузов «Филологический анализ художественного текста». М., 1995.
- Шанский Н.М., Резниченко И. Л., Кудрявцева Т. С. и др. Что значит знать язык и владеть им? / Под ред. Шанского Н. М. Л., 1989.
- Шаповалова И.А. Теоретические основы обучения учащихся национальной школы лингвистическому анализу текста: АДЦ. М., 1993.
- Шехтер И.Ю. Роль смыслообразующих процессов при речевом порождении // Вопросы философии. — 1977. — № 1.
- Школьная риторика для 5 класса / Под ред. Ладыженской Т. А. М., 1997.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
- Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр: научные основы программы «Полис». Пущино, 1987.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Ширяев Е.Н. Структура разговорного повествования // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
- Яковлева В.Н. Обогащение словарного запаса учащихся 4−6 классов глагольной лексикой (на основе работы с лексико-семантическими группами). М., 1973.
- Ярцева В.Н. Взаимоотношения грамматики и лексики в системе языка / Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.