Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы стимулирования в учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным. По моему мнению… Читать ещё >

Методы стимулирования в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы стимулирования — совокупность средств и приемов, необходимых для побуждения человека к каким-либо действиям.

Существуют три основных метода стимулирования учебной деятельности:

a) метод поощрения;

b) метод наказания;

c) метод соревнования.

Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный студент, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Особенно эффективно поощрение в учебно-воспитательных процессах для учеников младших классов, которые наиболее чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с учениками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе [1].

Наказание — один из самых старейших методов воспитания и стимулирования. Данный метод корректирует поведение учащегося, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Наказание — это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять ученику морального унижения. Главное чувство наказанного — чувство переживания, отчужденности, отстраненности от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе [2].

Соревнование — это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету воспитания нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, студенты быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным [3].

По моему мнению, наиболее эффективным методом является поощрение, поскольку именно данный метод вселяет в ученику уверенность в своих силах, у него появляется прилив энергии для достижения новых успехов.

Менее эффективным, по-моему, является метод соревнования, так как он может вызывать враждебность между соревнующимися, и ученики будут чувствовать не удовольствие от игр, а агрессию по отношению к своим одноклассникам. Тем более у тех, кто будет оказываться в числе проигравших, может сформироваться чувство собственной неполноценности, возможно появление в будущем неуверенности и страха вновь очутиться в подобной ситуации.

Совсем неэффективным, как мне кажется, является метод наказания. Данный метод, во-первых, разрушает положительные отношения между преподавателем и учеником. А для продуктивной деятельности ученику нужно чувствовать, что они с преподавателем «по одну сторону баррикад». Вовторых, применение данного метода в коллективе, ухудшит самооценку наказуемого, что в дальнейшем может повлиять на эффективность в его учебной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой