Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, образовательный процесс в общеобразовательном учреждении имеет жесткие рамки образовательного стандарта, не позволяющего выйти за его пределы, что противоречит сущности творческой деятельности. Поэтому целесообразнее для целей развития творческой личности использовать потенциал учреждения дополнительного образования, основная задача которого — развитие мотивации к познанию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Творческая воспитывающая среда учреждения дополнительного образования детей и необходимость ее формирования
    • 1. Истоки понимания сущности воспитывающей среды как социально-педагогического феномена
    • 2. Творческая воспитывающая среда учреждения дополнительного образования детей, ее сущность и содержание
    • 3. Комплексный подход к формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей
  • Глава II. Экспериментальная проверка комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей
    • 1. Методика и организация экспериментальной проверки комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. Реализация комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей
    • 3. Оценка и анализ результатов реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей

Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема «человек — среда» традиционно актуальна для педагогики. Воспитание средой приобретает новые1 смыслы4 с изменяющимися общественными отношениями и новыми вызовами обществу.

Возникающие в обществе проблемы (экологии, экономики', политики, науки и техники и т. д.) требует от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную творческую позицию. Концепция государственной политики в области образования выделяет важность формирования" у подрастающего поколения качеств, присущих творческой личности. Потребность общества и государства в творческой личности актуализирует проблему поиска средств педагогического стимулирования, адекватных целям развития личности, изучения^ взаимосвязи творчества и социокультурной среды.

Достичь развития качеств творческой личности, ее становлению призвано воспитание. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная, педагогизированная среда, направленная на самореализацию личности, ее социализацию, побуждающая осознавать свои цели, ценности своего общества, развивать творческие — способности. Этой средой выступает семья, образовательные учреждения.

Вместе с тем, образовательный процесс в общеобразовательном учреждении имеет жесткие рамки образовательного стандарта, не позволяющего выйти за его пределы, что противоречит сущности творческой деятельности. Поэтому целесообразнее для целей развития творческой личности использовать потенциал учреждения дополнительного образования, основная задача которого — развитие мотивации к познанию и творчеству детей. Современное учреждение дополнительного образования имеет подходящий воспитательный потенциал и социально-педагогические условия для развития у ребенка активной творческой позиции и творческих способностей. В целом, оно имеет более широкие возможности, в отличие о г семьи и общеобразовательного учреждения, для создания творческой воспитывающей среды. Данный факт диктует необходимость поиска путей создания такой среды в учреждении дополнительного образования детей.

Вопросы повышения роли учреждений дополнительного образования детей в формировании творческой воспитывающей среды, развития творчества подрастающего поколения нашли отражение в литературе. В частности, положения теории среды и педагогики среды (И.А. Тэн, Я. Корчак, В. Н. Шульгин, Н. И. Иорданский, А. Г. Калашников, С. С. Моложавый, Дж. Дьюи, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, A.C. Макаренко и др.) — средовой подход в воспитании и образовании (Л.И. Новикова, Г. П. Щедровицкий, Н. Л. Селиванова, Д. И. Фельдштейн, Л. В. Мардахаев, A.B. Гаврилин, И. В. Кулешова, С. Д. Поляков, A.A. Бодалев, Ю. С. Мануйлов, С. Д. Дерябо, В. Д. Семенов, Н. Е. Щуркова и др.) — развитие средового подхода в образовательных сферах, актуализации понятия- (И.А. Зимняя, Г. А. Ковалев, E.H. Бережнова, Э. Д. Днепров, А. Б. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, Е. А. Климов, C.B. Тарасов, Д. Б. Эльконин, В. А. Левин, К. Левин, К. Роджерс и др.).

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что вопросы теоретико-методических основ формирования творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей не получили в ней необходимое отражение. Изложенное позволило выделить сложившиеся противоречия между:

— возросшими потребностями общества, самой личности в творческой позиции личности и недостаточной обращенностью педагогической науки и воспитательно-образовательной практики к ее развитию;

— необходимостью развития творчества ребенка через особым образом организованную творческую воспитывающую среду и недостаточным вниманием к формированию такой среды в учреждениях дополнительного образования детейнеобходимостью обоснования теоретико-методических основ комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей?

Данная проблема определила тему исследования: «Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования: социокультурная среда учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования: комплекс мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: разработать модель формирования творческой воспитывающей среды и экспериментально проверить комплекс мер по ее реализации в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: Учреждение дополнительного образования детей обладает значительным воспитательным потенциалом для развития творческой личности. Данный процесс требует интеграции и консолидации всех возможностей учреждения, развития в нем творческой воспитывающей среды. Эффективность данного процесса может быть обеспечена, если:

— формирование творческой воспитывающей среды происходит посредством реализации целесообразного комплекса мер, обеспечивающих ценностно-ориентационное единство, субъектно-творческое богатство предметную и событийную насыщенностьинтериоризация ценностей и смыслов творческой воспитывающей среды осуществляется через творческие общности (группы и коллективы) в органичном единстве воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных потребностей и особенностей субъектов среды, а также особенностей самой среды;

— обеспечивается активное взаимодействие субъектов творческой воспитывающей среды посредством совместной творческой деятельности, ведущее к раскрытию их творческого потенциала pi самореализации.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить место и роль творческой воспитывающей среды как социально-педагогического феномена в развитии творческой личности ребенка.

2. Уточнить понимание сущности и структуры творческой воспитывающей среды.

3. Разработать модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей и обосновать комплекс мер по ее реализации.

4. Экспериментально проверить эффективность комплекса мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: положения системного (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, B.C. Ильин, Л. М. Кустов, Э.Г. Юдин), программно-целевого (O.E. Лебедев, A.M. Моисеев, П. И. Третьяков и др.) подходов к исследованию образовательных систем. В качестве методологических ориентиров служили научные труды по модернизации, прогнозированию, проектированию и моделированию развития образования и педагогической наукипонимание сущности педагогики среды (К.Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Я. Корчак, Н. И. Иорданский, В. Н. Шульгин, A.C. Макаренко, Дж. Дыо, А. П. Пинкевич, С. Френе и др.) — концепции взаимодействия личности и среды (Д.И. Фсльдштейн, Г. П. Щедровицкий, A.A. Бодалев, В. А. Караковский, Л.И.

Новикова, A.B. Мудрик, J1.B. Мардахаев, H.M. Смирнова и др.) — современные концепции воспитывающей и обучающей среды (Ю.С. Мануйлов, Н. Е. Щуркова, Г. А. Ковалев, C.B. Тарасов, Е. А. Климов, Б.М. Бим-Бад, В. В. Рубцов, A.A. Марголис, H.A. Зимняя, В. И. Слободчиков, A.B. Иванов и др.) — положения теории творчества, его развития и диагностики (Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, A.M. Матюшкин, А. Н. Лук, С. И. Гессен, В. Н. Дружинин, Э.ГТ. Торренс, Д. П. Гилфорд, В. Г. Рындак, A.M. Егорычев, А. И. Серавин и др.) — концептуальные идеи содержания и развития дополнительного образования детей (Н.К. Крупская, П. П. Блонский, E.H. Медынский, А. К. Бруднов, В. А. Березина, Г. П. Буданова, Л. И. Буйлова, В. И. Слободчиков, Б. В. Куприянов, А. Г. Асмолов, М. Б. Коваль и др.) — содержание и методы педагогического проектирования, моделирования и прогнозирования (В.П. Беспалько, В. М. Монахов, В. И. Панов, В. А. Левин, К. Ингенкамп, А. П. Тряпицина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы были использованы методы исследования: теоретические (сопоставление, анализ, синтез, обобщение, моделирование, проектирование) — эмпирические (педагогическое наблюдение, в т. ч. включенноебеседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок) — методы математической статистики и графического анализа данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы в три этапа:

На первом этапе (2007;2008 гг.) определены теоретические и методологические основания исследованиявыделены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппаратсформулирована модель формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей и разработан комплекс мер по ее реализации.

На втором этапе (2008;2010 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, в ходе которых реализован комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) обобщены, систематизированы и проанализированы полученные материалыпроведена статистическая обработка полученных данныхсформулированы выводы исследованиялитературно оформлена диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе существующих смыслов и определений понятий «творчество», «воспитание», «среда» уточнено и дополнено понимание сущности творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей;

— раскрыты место и роль творческой воспитывающей среды в становлении творческой личности ребенка;

— выявлены особенности творческой воспитывающей срсды в учреждении дополнительного образования детей;

— определены уровни сформированности творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей, а также критерии и показатели ее проявления;

— определены уровни проявления творчества воспитанников;

— разработан и экспериментально проверен комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в результате исследования материалы дополняют положения средового подхода в воспитании подрастающего поколения, а также раздел социальной педагогики «Педагогика среды» в части развития творческой воспитывающей средыконкретизируют понимание сущности, содержание, а также возможности развития творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детейдают теоретическое модели формирования творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детейопределяют уровни проявления творчества воспитанников в творческой воспитывающей средерасширяют имеющиеся теоретические представления о критериях, показателях уровнях сформированности творческой воспитывающей среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения, научно-методические рекомендации и выводы исследования получили практическое внедрение в учреждении дополнительного образования детей и способствовали развитию творческой воспитывающей среды, творческих способностей разновозрастных групп воспитанников творческих объединений учреждения.

Материалы использованы процессе обучающих семинаров, курсов для методистов и педагогов дополнительного образования и способствовали повышению их подготовленности к формированию и развитию творческой воспитывающей среды с целью системного развития творческой личности ребенка в условиях образовательного учреждения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая воспитывающая среда — это социокультурное пространство, содержащее смыслы, ценности и традиции, способствующее наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка, его самореализации с учетом природных задатков и индивидуальных особенностей, необходимых для развития общих и специальных способностей, креативного мышления, стимулирующие его социализацию.

Основными компонентами творческой воспитывающей среды являются: аксиологический (ценностно-ориентационное единство, субъектное богатство, событийная и предметная насыщенность) — базовый (самоуправление, творческая самореализация, творческая общность, совместная творческая деятельность) — предметно-практический содержательно-методический, организационно-управленческий, пространственно-предметный, коммуникативно-информационный).

Уровнями сформированности творческой воспитывающей среды являются формально-пассивный, мотивационно-продуктивный, творческо-самоактуализационный. Они определяются через комплекс показателей и критериев: уровень проявления творчества воспитанников — пассивно-досуговый, стимульно-подраэ/сательный, стимулъно-продуктивный, рефлексивно-творческийстепень развития компонентов творческой воспитывающей средыизменение специфических базовых параметров среды — интенсивности, эмоциональности, активности, осознанностикомфортности, удовлетворенности воспитанников в средестепени ценностно-ориентациоиного единстватворческая самоактуализация педагогов в средеотношения родителей к среде.

2. Формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей строится на основе комплекса мер. Данный комплекс мер реализуется через систему средств, методов и форм на двух уровнях: средовом — развитие непосредственно компонентов творческой воспитывающей среды {аксиологического, базового, предметно-практических) — субъектном — развитие личностных качеств субъектов среды посредством иптериоризации ценностей и смыслов среды. Комплекс мер по формированию творческой воспитывающей среды направлен на обеспечение интенсивного взаимосвязанного и целесообразного развития ее основных компонентов. По своей сущности он представляет собой систему воспитательно-образовательных (социально-педагогических) действий, способствующих эффективной организации процесса творческого развития ребенка, и включает: развитие вариативной совместной творческой и исследовательской деятельностисоздание и развитие детского воспитательного коллектива-, инициирование и поддержка крупных («ключевых») воспитательных творческих дел, осуществляемых всеми субъектами средыстимулирование и мотивация всех субъектов среды в творческой самореализациисоциально-педагогическую и психологическую поддержку субъектов средысовершенствование (развитие) пространственно-предметного окруженияразвитие детского самоуправления', укрепление демократических норм общения, творческого взаимодействия и самоорганизациивзаимодействие с родителями воспитанников как активными участниками развития творческой воспитывающей среды.

3. Модель формирования творческой воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: субъектного, мотивационно-целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, оценочно-результативного, каждый из которых включает совокупность блоков, обеспечивающих системную интеграцию и консолидацию творческого потенциала субъектов воспитательно-образовательного процесса и средовых социокультурных, творческих ресурсов учреждения дополнительного образования детей. Она реализуется на основе следующих принципов: творчества, духовности, культуросообразности, социокультурности, коллективного взаимодействия, толерантности и др.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловливается опорой на известные теоретические концепции и методологические позиции, реализующие системный, деятельностный подходыприменением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных целям, задачам и гипотезе исследованияпроведенной опытно-экспериментальной работой, подтверждающей эффективность комплекса предложенных мер и педагогических условийрепрезентативностью выборки исследованиядлительным характером экспериментаиспользованием методов математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось в течение 2007;2011 гг. на базе общеобразовательных школ Тверского района ЦАО т. Москвы и учреждений дополнительного образования детейЭкспериментальная работа, осуществлялась 1на базе ГОУ. Центр детского творчества- <<На Вадковском" и его филиалов:

Апробация и. внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в образовательных! учреждениях, а* также посредством выступлений на научно-практических конференциях (Всероссийские социально-педагогические чтения — Москва, 2008;2011 гг.) — Всероссийском форуме организаторов летнего отдыха и досуга детей и молодежи «Анапа-2008» (лауреатство в конкурсе авторских программ) — круглых столах (РГСУ в 2008 г., семинары-практикумы конкурса «Юные таланты Московии» в 2010 г. и-др.) — городских методических семинарах при МИООучастия в открытой дискуссии программы «Шире круг» по проблемам творческого развития детей на телеканале «Доверие» (2011 г.) — публикаций основных положений, результатов исследования научных изданиях.

Материалы исследования внедряются в практику работы учреждения, на базе которого проводилась экспериментальная работа.

Цель, задачилогика исследования определили структуру диссертации, которая состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат, раскрываются методологические основы и методы исследования. В первой главе «Творческая воспитывающая среда и модель ее формирования .в учреждении дополнительного образования детей» исследуются истоки понимания? воспитывающей среды как социально-педагогического феномена, определяется понятие, сущность и структура творческой воспитывающей среды, а также структурно-функциональная модель ее формирования: в учреждении дополнительного образования детей. Во второйглаве.

Экспериментальная проверка комплекса мер по формированию модели творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей" проводится анализ потребностей детей в творческой деятельности, раскрывается формирующая часть экспериментальной работы по реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей, представлен анализ полученных результатов и перспективы развития. В заключении изложены выводы по результатам исследования и определены направления дальнейшей работы. В приложениях представлены программно-методические разработки и диагностические материалы по теме исследования. Текст диссертации содержит 10 таблиц, 21 рисунок.

Выводы ко второй главе:

Средовая поддержка выражалась в развивающей личностно-ориентированиой направленности на творческую деятельность, на обеспечение информационной базы, стимулировала совершенствование умений самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, потребности^ в" освоении знаний на творческом уровне, способствовала проявлению творчества в различных формах творческой деятельности. Целостная организация среды на этом этапе потребовала и совершенствования коммуникативных навыков, культуры межсубъектных отношений.

Посредством вариативного изменения различных условий, включающих использование возможностей творческой воспитывающей среды, экспериментально проверялась эффективность сочетаний приемов и средств, способствующих интенсификации исследуемого процесса. При этом положительная динамика процесса обнаруживается при воздействии систематизированной, упорядоченной совокупности приемов и средствкомплекса мер.

Обобщая результаты диагностического этапа проведенного исследования, следует сказать, что развитие творчества воспитанника в специально организованной среде более эффективно, если оно предстает как процесс целенаправленного педагогического воздействия, заключающегося в обоснованном применении оптимальных педагогических средств и создании условий для творческой самореализации.

Социально-педагогические условия, создаваемые с помощью комплекса мер, направлены на создание предпосылок для качественных изменений в структуре личности посредством развития творческих способностей и умений, повышения мотивации к самореализации.

Средовая поддержка обеспечивает комплекс социально-педагогических мер, способствующих формированию этих изменений.

Среди условий, способствующих эффективному формированию творческой воспитывающей среды выделены прежде всего обеспечение положительной мотивации к творческой деятельности, удовлетворение потребностей и ожиданий детей и родителей, ориентация на саморазвитие.

Наиболее эффективными мерами, направленными на формирование творческой воспитывающей среды стали вариативная совместная творческая деятельность и создание детского воспитательного коллектива.

Эффективность выявленных мер развития творческой воспитывающей среды подтверждается положительной динамикой ее сформированности, показателей и критериев оценки.

Результаты экспериментальной проверки подтверждают гипотезу исследования и позволяют сделать вывод о том, что комплексная реализация выделенных в предлагаемой модели условий, преобразование компонентов среды оптимизирует процесс формирования и развития творческой воспитывающей среды, а сама среда выступает мощным педагогическим средством формирования творческого потенциала ребенка, его социализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой