Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии учащимся 9 классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные компьютерные технологии могут быть с успехом использованы на всех этапах урока, способствуя активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении нового материала, а также оказывая влияние на контрольно-оценочные функции урока. Компьютеры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика использования компьютерных технологий обучения в общеобразовательном учреждении.-.,
    • 1. 1. Исторический аспект проблемы использования компьютерных технологий обучения в общеобразовательной школе
    • 1. 2. Современные направления использования компьютерных технологий обучения в России
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Особенности применения компьютерных технологий обучения в преподавании Общей биологии в общеобразовательном учреждении
    • 2. 1. Дидактические основы, проектирования методики использования компьютерных технологий обучения в биологии
    • 2. 2. Условия эффективного использования компьютерных технологий обучения в биологии
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования компьютерных технологий обучения в биологии
    • 3. 1. Организация эксперимента по проверке эффективности методики использования компьютерных технологий в обучении общей биологии

Методика использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии учащимся 9 классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интенсивное развитие информационных ресурсов за двадцатое столетие привело к информационному росту и определило развитие процесса информатизации общества. Важнейшим средством этого развития стали новые информационные технологии, постоянно совершенствующиеся и открывающие новые возможности при работе с различного вида информацией. Образование всегда выступало основной базой внедрения современных информационных технологий, поэтому реформы общеобразовательной школы последних десятилетий направлены на совершенствование форм, средств и методов обучения подрастающего поколения для подготовки к вступлению в информационное пространство и быстрой адаптации в нём. В сложившихся социально-экономических условиях информационные технологии обучения должны занять ведущее место.

Понятие «технология» в переводе с греческого обозначает «искусство слова, учения» это объясняет использование данного термина в дидактике. Компьютерные технологии осуществляют хранение, обработку и преобразование в удобную форму, передачу и распространение информации, а также создание новых средств вычислительной техники, разработку приёмов и методов управления техническими средствами [71].

Компьютерные технологии предполагают использование различных средств, центральное место среди которых занимает компьютер и его программное обеспечение. В нашей работе мы предлагаем использовать словосочетание современные компьютерные технологии обучения, под которым понимаем технологии, разработанные для персонального компьютера, постоянно обновляющиеся и широко востребованные в обществе. К ним относятся современный программный интерфейс и периферийное оборудование.

Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования.

Компьютеризации учебного процесса посвящены труды многих педагогов. Вопросам использования компьютерных технологий в учебном процессе как необходимым условиям повышения эффективности образования в последние десятилетия посвящены труды: В. В. Александрова, А. И. Берга, Е. П. Велихова, A.M. Гатаулина, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, М. П. Лапчика, B.C. Леднева, И. В. Марусевой, Е. С. Полата, Н. Д. Угрйнович, В. Ф. Шолоховича, С. Г. Юдакова и др. [2,26,30,35,43,49,60,64,71,123,140,182, 185,193,195].

Зарубежные исследования в данной области, оказавшие влияние на внедрение компьютерных технологий в учебный процесс мировых систем образования, отражены в трудах: Р. Вильямса, Маклин К. Дэвида, X. Джонассена, Г. М. Клеймана, Д. Крэма, В. Оконь, С. Пейперта, У. Ричмонда, Б. Ф. Скиннера, Л. М. Столарова, Б. Хантера и др. [22,47,76,85,109,122,142,151,162,177,190].

В трудах В. П. Беспалько, Т. В. Габайта, Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной, Р. Л. Хона и др. [15,16,28,31,32,33,98,99,100,178,179,180,191] рассмотрены вопросы психолого-педагогического обоснования использования автоматизированных устройств в учебном процессе.

Основанием для использования в преподавании биологии современных компьютерных технологий может служить аргумент, сформулированный в середине 1970;х гг. B.C. Ледневым и А. А. Кузнецовым: «Кибернетика, вводя понятие об информационных связях, присущих системам различной природы, об общности строения управляющих органов всех целесообразно действующих систем, способствует формированию представлений о единстве мира.» [71,103]. В общем смысле «кибернетика» — это наука об управлении, обработке информации в любых, включая биологические системах. И. П. Павлов писал: «Человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина). подчиняющаяся неизбежным и единым для всей. природы законам, но. единственная по высочайшему саморегулированию. Разнообразно саморегулирующихся машин мы уже достаточно знаем между изделиями человеческих рук. С этой точки зрения, метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы.» [20]. Это высказывание носит методологический характер взаимодействия наук о человеке и технике и основывается на философском. принципе всеобщей связи и взаимосвязи предметов и явлений объективной действительности. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» Ф. Энгельс [31].

Различные аспекты применения компьютерных технологий обучения в преподавании биологии раскрываются в работах З. В. Абрамовой, О. И. Белякова, С. А. Бешенкова, A.M. Гатаулина, Д. П. Гольневой,.

H.JI. Луниной, В. В. Пасечника, А. В. Пименова, В. А. Смирнова, В. Н. Стародубцева и др. [15,16,28,31,32,33,98,99,100,178,179,180,191]. Вместе с тем, в методике преподавания биологии, методической литературе и образовательной практике уделяется недостаточное внимание вопросу применения современных компьютерных технологий обучения в преподавании биологии в средней школе.

Методическая целесообразность применения современных компьютерных технологий в учебном процессе определяется широкими возможностями работы с информационными источниками как в условиях школы, так и при самостоятельной работе всех участников образовательного процесса. Также они открывают новые направления для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения на основе применяемых информационных средств и способов математического моделирования явлений и процессов.

Современные компьютерные технологии на данном этапе информатизации образования выступают новым средством обучения, обладающим большими обучающими возможностями, до конца еще не изученными и не использованными в методике преподавания биологии. Поэтому возникает необходимость, разработки методики использования компьютерных технологий обучения при изучении курса «Общей биологии». Эта методика должна стать как средством совершенствования учебновоспитательного процесса по обобщению общебиологических знаний учащихся, так и фактором развития информационной культуры старшеклассников средней школы.

Современные компьютерные технологии могут быть с успехом использованы на всех этапах урока, способствуя активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении нового материала, а также оказывая влияние на контрольно-оценочные функции урока. Компьютеры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, придавая ему в ряде случаев характер игры, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что приводит к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Актуальность исследования определяется необходимостью устранения противоречий:

• между потребностью общества, осуществляющего прорыв в информационных технологиях, и слабо подготовленными к работе выпускниками средней школы в новых условиях информатизации общества;

• между потребностью средней школы в использовании современных компьютерных технологий как современных средств обучения на общеобразовательных уроках и недостаточно разработанной методикой применения современных' компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии учащимся общеобразовательной школы;

• между возможностями подготовки современного учащегося средней школы к использованию компьютерных технологий в обучении биологии и недостаточно разработанной методикой применения компьютерных технологий в процессе преподавания общей биологии в 9 классах общеобразовательных школ.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и её большая практическая значимость использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании биологии в общеобразовательной школе определили выбор темы исследования: «Методика использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании Общей биологии учащимся 9 классов общеобразовательной школы».

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики использования современных. компьютерных технологий при обучении биологии и выявление условий ее эффективного использования в изучении I курса Общей биологии учащимися 9 классов средней школы.

Объект исследования: процесс обучения общей биологии в общеобразовательной школе с применением компьютерных технологий.

Предмет исследования: методика использования современных компьютерных технологий как средства обучения при изучении курса Общей биологии в 9 классах общеобразовательной школы.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой использование современных, компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии в 9 классе может быть успешным, если будут реализованы:

• методика использования современных компьютерных технологий при обучении общей биологии в основной школе;

• комплекс дидактико-методических условий использования современных компьютерных технологий в процессе обучения общей биологии. Данная методика разрабатывалась в соответствии с концептуальными идеями гуманистического развивающего образования на основе дидактических принципов системного (личностно-ориентированного) подхода к построению учебного процесса с использованием1 информационных технологий. Задачи исследования:

1) изучить состояние проблемы в теории и практике использования современных компьютерных технологий в преподавании предмета.

Общая биология" в. общеобразовательной школе;

2) разработать с учетом специфики курса «Общая биология» для 9 классов общеобразовательного учреждения методику использования компьютерных технологий в преподавании данного курса;

3) проверить эффективность предложенной методики использования современных компьютерных технологий при изучении общей биологии в 9 классе. ' •.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические методы: изучение литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, 'айализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования;

2) эмпирические методы: сбор научных фактов, педагогическое наблюдение и эксперимент;

3) социологические методы: ohpoc и тестирование педагогов и учащихся с целью выявления эффективных условий, использования современных компьютерных технологий обучения;

4) статистические методы были реализованы при использовании методик Ю. В. Павлова и В. П. Беспалько, адаптированных к специфическим задачам нашего исследования ДЛя оценки эффективности разработанной методики.

Исследование состояло из четырех взаимосвязанных этапов. На первом (2001;2002 гг.), предварительном этапе осуществлялось теоретическое осмысление проблемы,' определение целей, предмета и задачи исследования. На этом этапе мы применяли эмпирические методы исследования, такие как изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положенийпроводили наблюдение, опрос и тестирование педагогов и учащихся, на основе коТс/рых разработали гипотезу исследования проблемы использования компьютерных технологий при обучении Общей биологии в 9 классе средней школы и методику педагогического эксперимента.

На втором (2002;2003 гг.), теоретическом этапе мы продолжили изыскания научной литературы по исследуемой проблеме, а также теории и практике обучения. Итогом нашей работы стали построение теоретической модели обучения биологии с использованием компьютерных технологий, выявление закономерностей и условий обучения биологии с использованием компьютерных технологий, создание методических рекомендаций обучения биологии с использованием современных компьютерных технологий в средней общеобразовательной школе.

На третьем (2003;2004 гг.), экспериментальном этапе решались следующие задачи: организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы исследования, выявление в сконструированной системе обучения биологии с использованием компьютерных технологий причинно-следственных связей между результатами обучения и его существенными факторами, анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования.

На четвертом (2004;2005 гг.), заключительном этапе обобщались результаты исследования, формулировались научные выводы, разрабатывались методические рекомендации по использованию компьютерных технологий для массового внедрения в практику обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования, завершенностью экспериментальной работы по исследуемой теме.

Обучение в экспериментальных и контрольных классах осуществлялось по Типовой программе по биологии для общеобразовательных учреждений (V-IX классы), разработанной авторским коллективом В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Маш [139].

В эксперименте приняли участие учителя общеобразовательных школ г. Челябинска и Челябинской области (всего 72 человека) и учащиеся 9−11 классов общеобразовательных школ г. Челябинска (всего 450 человек).

Критерием выбора учащихся для экспериментальной работы послужило изучение основ компьютерных технологий на уроках информатики, а также наличие печатного учебно-методического комплекса по программе на момент эксперимента. По количеству учащихся и успеваемости были выбраны классы с приблизительно равными показ^те^я^и обученности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• обоснованы и определены пути использования современных компьютерных технологий в обучении общей биологии;

• определены дидакгико-методические условия эффективного применения современных компьютерных технологий в учебном процессе;

• предложены варианты включения современных компьютерных технологий в курс общей методики преподавания биологии для студентов педагогических вузов.1.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработаны методические рекомендации для учителей биологии по использованию современных компьютерных технологий в современных условиях школы-.. .

• разработаны и предложены дидактические материалы и рекомендации по использованию компьютерных технологий в учебном процессе при обучении общей биологии в 9 классах.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается: • '.

• их согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, дидактики и методики преподавания биологии;

• комплексной методикой проведённого эксперимента, адекватной цели, задачам и логике исследования- '.

• анализом и синтезом фактического материала, полученного в ходе исследования;

• статистическим анализом полученных результатов;

• подтверждением основных положений и воспроизводимостью результатов исследования, полученных в экспериментальной работе. Проверка и внедрение результатов осуществлялись:

1. В процессе педагогического эксперимента в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской области.

-* ¦ 1.

2. Через публикации результатов исследования (статьи, тезисы, методические рекомендации).

3. Путём участия в региональной научно-практической конференции «Проблемы экологии и экологического образования и просвещения Челябинской области» (Челябинск, 2002.), во всероссийской конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (Челябинск, 2003), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов (Челябинск, 2003), в научно-практических I конференциях «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2004) «Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования» (Санкт-Петербург, 2004), во всероссийской конференции «Современные аспекты экологии и экологического образования» (Казань,.

2005), в международной конференции «Проблемы модернизации школьных учебников биологии» (Москва, 2005), в VII межвузовской научно-практической конференции «Методика вузовского преподавания» (Челябинск,.

2006), в III Международной научно-практической конференции «Оздоровление.

• I средствами образования и экологии" (Челябинск, 2006), в III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (Челябинск, 2006).

4. В выступлениях и докладах на совещаниях и методических семинарах учителей биологии г. Челябинска. По теме исследования опубликовано 10 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

• дидактические возможности применения современных компьютерных технологий в методике обучения общей биологии учащимся средней школы с целью активизации учебно-познавательного процесса, формирования познавательного интереса у школьников и навыков самостоятельной деятельности;

• дидактико-методйческие условия эффективного применения современных компьютерных технологии обучения в методике преподавания общей биологии, основанных на общих закономерностях эколого-биологического образовательного процесса и процесса компьютеризации школы;

• методические рекомендации по включению современных компьютерных технологий в различные этапы уроков общей биологии (изучение нового материала, лабораторные работы, контроль знаний и др.). Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет — 154 страниц, с учетом библиографии и приложений — 195 страниц. Диссертация содержит 15 таблиц.

Список литературы

включает 228 источников.

Выводы по третьей главе.

По результатам исследования эффективности методики использования современных компьютерных ' технологий в учебном процессе можно сформулировать следующие выводы:. i.

1. Проектирование модели урока с применением компьютерных технологий должно основываться на дидактических принципах обучения: научности, системности, творческой активности, наглядности, доступности, гуманизации и рациональности.. .. г.

2. Современные компьютерные технологии как средство обучения оказывают высокий мотивационных эффект, создают на уроке атмосферу творчества и сотрудничества, активизируют учащихся на самостоятельное изучение дополнительного материала.

3. Применение компьютерны^, технологий на уроке должно носить эпизодический характер, т.к. полная автоматизация урока может привести к быстрому переутомлению и однообразию, что скажется на результатах обучения. Современные компьютерные технологии позволяют повысить качество педагогического труда, но не заменить учителя.

4. Повышение качества усвоения элементов знаний по. общей биологии с использованием компьютерных технологий подтверждено психологическим и статистическим анализом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, а также зарубежного и отечественного опыта использования компьютерных технологий в массовой школе было исследовано состояние.

I | проблемы использования компьютерных технологий в преподавании учебного предмета «Общая биология» в средней школе и сделаны следующие выводы:

1. Педагоги неоднократно отмечали эффективность программированного процесса обучения как безбумажным, так, и машинным способом.

1 ' ' i обучения, которые являются предшественниками компьютерных технологий обучения. Однако широкого использования данных методик не отмечалось в связи с недостаточным оснащением учебных заведений специальными автоматизированными устройствами, а также недостаточного наличия методических пособий с различного рода заданиями.

2. Поддержка Правительства России в области информатизации образования позволила реализовать возможность применения современных компьютерных технологий, в учебном процессе.

-" • '.

Количество школ, оснащённых компьютерной техникой, неуклонно растёт, однако один или два компьютерных класса в школе не обеспечивают потребность учителей-предметников в проведении уроков с использованием современных компьютерных технологий. Исследование теоретических основ применения современных < I компьютерных технологий, разработка методики использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии и анализ результатов их использования позволили сделать следующие выводы:

1) проектирование учебной деятельности на основе компьютерных I > • ¦ технологий должно базироваться на фундаментальных законах дидактики и методики. Этапы урока в зависимости от цели и задач могут поддерживаться соответствующими компьютерными технологиями. Задача учителя оценить и эффективно использовать данные компьютерные технологии;

-: I I.

2) эффективное применение современных компьютерных технологий как средств интенсификации учебного процесса должно основываться на выполнении комплекса условий:

• социально-педагогических;

• материально-техническом оснащении учебного заведения;

• психолого-гигиенических;

• психолого-педагогичёских;

• научной организации учебного труда.

3) анализ результатов проведённого исследования подтверждает эффективность предложенной методики обучения общей биологии с использованием компьютерных Технологий и ставит перед исследователями задачи по дальнейшему внедрению в практику учителя вновь разработанных компьютерных технологий. Можно предположить, что в дальнейшем учебный процесс будет соответствовать принципам технологизации обучения по мере оснащения школ более современной компьютерной техникой;

4) эффективному и целенаправленному внедрению компьютерных технологий в учебную деятельность должна предшествовать подготовка студентов. Поэтому в педагогических вузах необходимо включать в учебную программу курсы по освоению современных компьютерных технологии наравне с MS Office, а также программы по работе с графикой, анимацией и программы, позволяющие разработать авторские учебные пособия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация биологических исследований: Сб. ст./ отв.ред. В. В. Тихомиров. -М.: Наука, 1968. — 158с.
  2. Автоматизированное управление обучением: (Дисциплины хим.-технол. цикла) /Л.Я. Терещенко, A.M. Кутепов, С. Г. Майоркин и др.- под. общ. Ред. A.M. Кутепова. М.:Высш. шк., 1991. — 234с.
  3. Актуальные проблемы биологической науки: Пособие для учителя/ А. В. Яблоков, Д. А. Сахаров, Д. А. Криволуцкий и др.- Под ред. А. В. Яблокова. М.: Просвещение, 1984. — 208с.
  4. Т.И. и др. Компьютер на уроках биологии // Биология в школе. -1993. -№ 1. с. 45−46.
  5. А.Д. Моделирование биологических процессов // Биология в школе. 1987. — № 4. — С. 5−9.
  6. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М: Знание, 1987. -91с.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе: 1987. -№ 1. — С. 3−6.
  8. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательеной школе. М.: Просвещение, 1985. — (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания). — 208с.
  9. С.В. Математическое моделирование в экологии // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 14−18.
  10. А.В., Данилина Е. И. Микропроцессорная техника на уроках химии. Учебное пособие./ Челябинский государственный университет. -Челябинск: Изд. БГУ, 1988. 112с.
  11. Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: Учеб. пособие для студ. Педагогических институтов. / Ярославль, 1974. 176с.
  12. Н.В., Пасечник В. В. ЭВМ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. — № 2. — С. 36−38.
  13. Н.В., Пасечник В. В. ЭВМ в преподавании биологии // Биология в школе. 1987. -№ 4.-С. 5−98.
  14. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  15. В.П. и др., Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста, Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа 1989. — 369с.
  16. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352с.
  17. Бешенков С. А, ЭВМ на уроках биологии // Биология в школе. 1987. -№ 5 -С.34−35.
  18. Д.Н., Мечинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  19. Большая медицинская энциклопедия. Главн. ред. Б. В. Петровский. Изд. 3-е. В 30-ти т. -М.: «Сов.энциклопедия», 1979. т.Ю. 528 с. (293−296 с.)
  20. Р. Эффективная работа с Word 7.0 для Windows 95/ Перев. с англ. СПб: Питер, 1997. — 1104с.
  21. Ботт Эд, Леонард Вуди. Использование Microsoft Office ХР. Специальное издание.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 912с.
  22. Р., Маклин К. Компьютер в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 333с.
  23. Дж. Эффективная работа с Microsoft Access 2000 СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 1040с.: ил.
  24. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания Биологии. Москва: Просвещение, 1983. — 384с.
  25. К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. -М.: «Знание», 1977. 64с.
  26. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Н.Д. Угринович- Под ред. Л. П. Шило. М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
  27. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 143с.
  28. Газе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения. М.: Наука, 1987. — (Пробл.науки и техн. прогресса. ПНТП). -284с.
  29. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР в 2 т., т. 1. М.1959. — 382с.
  30. Гатаулин А. М, Компьютер и компьютерная грамотность // Биология в школе. 1985. — № 4. — С. 6−14.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  32. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России. 2001. -128с
  33. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флиета, 1998. — 432 с.
  34. А. Г. Юнерман Н.А. Информатика: Кн. Для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10−11 кл. М.: Просвещение, 2000 г. — 207с.: ил. ISBN 5−09−9 771−2
  35. В.А. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е, испр. М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1987 — 662 с.
  36. Е.К., Сазанюк З. И., Степанова М. И. Компьютеризация и здоровье школьников // Биология в школе. 1989. — № 2. — С. 34−37
  37. Д.П. Элементы программированного обучения в преподавании биологии. Учебное пособие. Ленинград, 1975. — 184с.
  38. Ф. Проблема систематизации учебного материала по биологии // Биология в школе. 1990. — № 4. — С. 57−59.
  39. С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе, М. Мысль 1995 48с.
  40. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии М.: Сентябрь, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 4. 1996 -112с.
  41. Р.Д., Чебышева В. П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 44−45.
  42. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Б. С. Кобзарь, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Кусый и др. Под ред. В. А. Онищука.- К.: Рад. Шк., 1987−354с.
  43. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 192с.
  44. О.С., Фисенко J1.C. Компьютерная графика и мультипликация // Биология в школе 1998. — № 6. — С.39−41.
  45. В.М., Макаров К. В. «Микроэволюция» программа для ЭВМ Биология в школе. — 1991. — № 6. — С.38−40.
  46. М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 97 -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 1072с.: ил.
  47. X. Джонассен. Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. -1996-№ 9. -С. 117−133.
  48. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 3 изд., испр. — М.: Московский. психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336с. — (Библиотека психолога)
  49. А.П. Программирование вторая грамотность. Новосибирск. 18с.
  50. А.П. Языковые игры на уроке: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М.: Просвещение, 1988. — 144с.
  51. Задачи и методы ОАСУ просвещением РСФСР: сб. науч. тр./ Моск.гос. пед. ин-т им В.И. Ленина- под. ред. М. Л. Левицкого. М.: МШИ, 1982. -164с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
  53. В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с. ISBN 5−7695−0743−8
  54. В.И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. (Программы экспериментов представлены Л. Ю. Довженко, М. В. Исуповым, М.В. Левитом). Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144с.
  55. Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) — Монография, Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.-364 с.
  56. Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии в основной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2000. — 19с.
  57. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191с. — (Б-ка учителя биологии).
  58. Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  59. В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С. 63−71.
  60. М.А., Карева И. Л., Потехин Н. В., Смирнова А. Н. Межпредметные связи на уроках информатики // Информатика и образование. 2000. -№ 5. — С. 56−66.
  61. С.М. Человек среди автоматов. 2-е изд., переработ. — М.: Знание, 1982. — 240 с. (Б-ка «Знание»).
  62. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / сост. В. М. Монахов и др. М.: Просвещение, 1987. -192с. (Библиотека учителя математики).
  63. А.А. Задания по изучения текстового редактора // Информатика и образование. 2002. — № 3. — С.12−18.
  64. С.А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ и их применение в учебном процессе. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 56с.
  65. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г. / Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. 10 ил,-203с.
  66. Информатизация системы образования города: Официальное справочно-информационное издание Управления по делам образования г. Челябинска Челябинск, 1997. — 44с.
  67. Информатизация системы образования города: Сборник трудов научно-практической конференции (29 января-2 февраля) / Под редакцией д.п.н., профессора ЧГПУ, вице-президента РУО МАИ О. В. Логиновского. -Челябинск: ЧГПУ, 1996. 134с.
  68. Информатизация системы образования Челябинской области: Официальное справочное издание Главного управления образования и науки Челябинской области / Под редакцией В. В. Садырина. Челябинск, 2004.-52с.
  69. Информатика в понятиях и терминах, книга для учащихся старших классов средней школы. Под ред В. А. Извозчикова. Москва «Просвещение» 1991
  70. Информатика: Учебное пособие для студ. Пед. вузов / А. В. Могилёв, Н. И. Пак, Е.К. Хённер- Под ред. Е. К. Хённера. М., 1999. — 816 с.
  71. Использование средств обучения на уроках биологии/ A.M. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалёва, В. Г. Лепина. -М.: Просвещение, 1989. 191с.: ил. — (Б-ка учителя биологии).
  72. В.М. История информатики как науки о знаниях и технологиях // Информатика и образование. 2002. — № 7. — С. 11−19.
  73. И.Д., Шубкина Л. С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М: Просвещение, 1984 г. — 288с.
  74. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М: Просвещение, 1980 г. — 196с.
  75. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987. — 176с, ил. — (Межизд. серия «Человек и компьютер»)
  76. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Москва «ACADEMIA» 2001 г. 382с.
  77. Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — 223с.
  78. Компьютеры, справочное руководство том 1 под ред Г. Хелмса перевод с англ под ред. Д-ра техн наук И. О. Атовмяна. М.: «Мир» 1986. — 439 с.
  79. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1988.-№ 6.-С. 3−31.
  80. Т.В., Смирнов В. А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. — № 4. — С. 33−37.
  81. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 1996 -112с. Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 4.
  82. В.М. О некоторых условиях повышения эффективности урока // Биология в школе. 1985.- № 6. — С. 17−21.
  83. К.Г. Особенности проектирования интерфейса обучающей программы // Информатика и образование. 2002. — № 4. — С. 65−73
  84. Д. Программированное обучение и обучающие машины. Пер. с англ. Косицкого Г. И. и Косицкой Н. П. М.: изд-во «Прогресс», 1965. — 100с.
  85. Е.А. ЭВМ в школе: Из опыта работы школы № 183 Москвы. -М.: Педагогика, 1986. 96 с. (Пед. Поиск: опыт, проблемы, находки).
  86. B.C. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 368с. (Серия «Педагогическое образование»).
  87. М.Л. Методика и практические вопросы разработки АСУ в просвещении: Учеб. Пособие /Под ред. С. И. Архангельского. М.: МГПИ, 1981.-112с.
  88. Е.А., Тезикова О. С. Реализация стандарта образования на уровне школы // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 37−39.
  89. В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002/ Москва «ОЛМА-ПРЕСС"2002. 563 с.
  90. В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 — 160с.
  91. Н.Л. Учебная компьютерная программа по генетике // Биология в школе. Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 49−52.
  92. Н.Л. Компьютерная поддержка курса биологии // Биология в школе. 1988. — № 5. — С. 57−59.
  93. Н.В. Информатика. Учебник под редакцией профессора Н. В. Макаровой / «ПИТЕР» Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. 2001. -469с.
  94. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. — 192 с. — (Б-ка учителя биологии).
  95. Д.Ш. Электронная модель школьного учебника // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 40−43.
  96. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 128с.
  97. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -Москва, 1986. 80с.
  98. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  99. Е. И. Бондаровская В.М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев, 1964. — 123 с.
  100. Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16−18 ноября 2004 года, Выпуск 3, Санкт-Петербург. СПб.: Йзд-во «ТЕССА», 2004. — 220 с.
  101. Ю2.Михеева Т. И., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. — 1998. — № 8. — С. 40 — 43.
  102. А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 608с.
  103. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.-272с., ил.
  104. Национальный доклад Российской Федерации. Политика в области образования и новые информационные технологии. / II международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 1996 г.) // Информатика и образование. 1996 г. — № 5. — С. 3−16
  105. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. наук проф. Е. С. Полат. М.: «ACADEMIA», 2001. — 272с.
  106. Общая биология: Учеб. Для 10−11 кл. шк. с углубл. Изучением биологии/ А. О. Рувинский, JI.B. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.- Под ред. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993. — 544с.: ил. -ISBN 5−9 004 184−9
  107. И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1967. — 189с.
  108. Ю9.0конь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  109. В.А. Урок в современной школе. Москва, 1981 г.
  110. Организация учебной деятельности в терминальном классе на базе микроЭВМ: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. — 100 с.
  111. Организация учебной деятельности на уроках биологии/ А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988. — 192с. — (Б-ка учителя биологии).
  112. В.И. Процесс обучения: средства и методы. Моск. ун-т потреб, кооп. М.: Б.и., 1996. — 165с.
  113. Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 2003. — 20с.
  114. Г. И., Орешук Ф. А., Губарь А. В., Маркова А. А., Милютина Л. А. Элементы программированного обучения в курсе физиологии человека. -Издательсмтво «Медицина» Москва, 1968. — 98с.
  115. Основы экологии и природопользования: компьютерный курс: учеб. Пособие для 9−11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Авт. В. Ф. Шолохович, А. Г. Гейн, С. В. Комов и др. М.-Просвещение, 1995. 127с.
  116. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. Изд. «Знание», М., 1972. 98с.
  117. В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. 2002. — № 2. — 30−34с.
  118. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988.-478с.
  119. Педагогика школы: Учеб. Пособие для пед. ин-то'в/Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. — 320с.
  120. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320с.
  121. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворноые идеи: Пер. с англ./ Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  122. В.В., Нинциева Г. В. Использование автоматизированных систем в учебном процессе: учеб. пособие / Ленингр. Фин. -эконом. Ин-т им. Н. А. Вознесенского. Л., 1990. — 32с.
  123. В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки // Биология в школе. 1998. — № 6 — С. 34.
  124. Е. Проблемы использования компьютеров в системе образования капиталистических стран // Информатика и образование. 1987. — № 4. -С. 106−113
  125. В. Практикум по Интернет-технологиям: учебный курс. СПб.: Питер, 2002. — 480с.: ил.
  126. М. Л. Уроки начинающего учителя. М: Просвещение, 1993 г. -195с.
  127. Преподавание компьютерного курса «Основы экологии и природопользования» в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации/ Авт. В. Ф. Шолохович, С. В. Комов, А. Г. Гейн, И. И. Данилина и др. Екатеринбург: УрГУ, 1994. — 127 е.: ил.
  128. Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 «О программе модернизации педагогического образования». CD-ROM ООО Hi 111 «Гарант-Сервис» 2003 г.
  129. Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 «О программе модернизации педагогического образования». ООО Hi 111 «Гарант-Сервис» 2003 г. CD-ROM ООО НПП «Гарант-Сервис» 2003 г.
Заполнить форму текущей работой