Методика использования современных компьютерных технологий обучения в преподавании общей биологии учащимся 9 классов общеобразовательной школы
Диссертация
Современные компьютерные технологии могут быть с успехом использованы на всех этапах урока, способствуя активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении нового материала, а также оказывая влияние на контрольно-оценочные функции урока. Компьютеры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория и практика использования компьютерных технологий обучения в общеобразовательном учреждении.-.,
- 1. 1. Исторический аспект проблемы использования компьютерных технологий обучения в общеобразовательной школе
- 1. 2. Современные направления использования компьютерных технологий обучения в России
- Выводы по первой главе
- Глава II. Особенности применения компьютерных технологий обучения в преподавании Общей биологии в общеобразовательном учреждении
- 2. 1. Дидактические основы, проектирования методики использования компьютерных технологий обучения в биологии
- 2. 2. Условия эффективного использования компьютерных технологий обучения в биологии
- Выводы по второй главе
- Глава III. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования компьютерных технологий обучения в биологии
- 3. 1. Организация эксперимента по проверке эффективности методики использования компьютерных технологий в обучении общей биологии
Список литературы
- Автоматизация биологических исследований: Сб. ст./ отв.ред. В. В. Тихомиров. -М.: Наука, 1968. — 158с.
- Автоматизированное управление обучением: (Дисциплины хим.-технол. цикла) /Л.Я. Терещенко, A.M. Кутепов, С. Г. Майоркин и др.- под. общ. Ред. A.M. Кутепова. М.:Высш. шк., 1991. — 234с.
- Актуальные проблемы биологической науки: Пособие для учителя/ А. В. Яблоков, Д. А. Сахаров, Д. А. Криволуцкий и др.- Под ред. А. В. Яблокова. М.: Просвещение, 1984. — 208с.
- Антипова Т.И. и др. Компьютер на уроках биологии // Биология в школе. -1993. -№ 1. с. 45−46.
- Базыкин А.Д. Моделирование биологических процессов // Биология в школе. 1987. — № 4. — С. 5−9.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М: Знание, 1987. -91с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе: 1987. -№ 1. — С. 3−6.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательеной школе. М.: Просвещение, 1985. — (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания). — 208с.
- Багоцкий С.В. Математическое моделирование в экологии // Биология в школе. 1991. — № 3. — С. 14−18.
- Белик А.В., Данилина Е. И. Микропроцессорная техника на уроках химии. Учебное пособие./ Челябинский государственный университет. -Челябинск: Изд. БГУ, 1988. 112с.
- Белкин Е.Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: Учеб. пособие для студ. Педагогических институтов. / Ярославль, 1974. 176с.
- Березенко Н.В., Пасечник В. В. ЭВМ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. — № 2. — С. 36−38.
- Березенко Н.В., Пасечник В. В. ЭВМ в преподавании биологии // Биология в школе. 1987. -№ 4.-С. 5−98.
- Бершадский М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
- Беспалько В.П. и др., Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста, Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа 1989. — 369с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352с.
- Бешенков С. А, ЭВМ на уроках биологии // Биология в школе. 1987. -№ 5 -С.34−35.
- Богоявленский Д.Н., Мечинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347с.
- Большая медицинская энциклопедия. Главн. ред. Б. В. Петровский. Изд. 3-е. В 30-ти т. -М.: «Сов.энциклопедия», 1979. т.Ю. 528 с. (293−296 с.)
- Борланд Р. Эффективная работа с Word 7.0 для Windows 95/ Перев. с англ. СПб: Питер, 1997. — 1104с.
- Ботт Эд, Леонард Вуди. Использование Microsoft Office ХР. Специальное издание.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 912с.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютер в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 333с.
- Вейскас Дж. Эффективная работа с Microsoft Access 2000 СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 1040с.: ил.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания Биологии. Москва: Просвещение, 1983. — 384с.
- Волков К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. -М.: «Знание», 1977. 64с.
- Вопросы компьютеризации учебного процесса: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Н.Д. Угринович- Под ред. Л. П. Шило. М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 143с.
- Газе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения. М.: Наука, 1987. — (Пробл.науки и техн. прогресса. ПНТП). -284с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР в 2 т., т. 1. М.1959. — 382с.
- Гатаулин А. М, Компьютер и компьютерная грамотность // Биология в школе. 1985. — № 4. — С. 6−14.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России. 2001. -128с
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флиета, 1998. — 432 с.
- Гейн А. Г. Юнерман Н.А. Информатика: Кн. Для учителя: Методические рекомендации к учебнику 10−11 кл. М.: Просвещение, 2000 г. — 207с.: ил. ISBN 5−09−9 771−2
- Глушков В.А. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е, испр. М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1987 — 662 с.
- Глушкова Е.К., Сазанюк З. И., Степанова М. И. Компьютеризация и здоровье школьников // Биология в школе. 1989. — № 2. — С. 34−37
- Гольнева Д.П. Элементы программированного обучения в преподавании биологии. Учебное пособие. Ленинград, 1975. — 184с.
- Горник Ф. Проблема систематизации учебного материала по биологии // Биология в школе. 1990. — № 4. — С. 57−59.
- Грушевская С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе, М. Мысль 1995 48с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии М.: Сентябрь, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 4. 1996 -112с.
- Гутгарц Р.Д., Чебышева В. П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 44−45.
- Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Б. С. Кобзарь, Г. Ф. Кумарина, Ю. А. Кусый и др. Под ред. В. А. Онищука.- К.: Рад. Шк., 1987−354с.
- Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 192с.
- Дмитриева О.С., Фисенко J1.C. Компьютерная графика и мультипликация // Биология в школе 1998. — № 6. — С.39−41.
- Душенков В.М., Макаров К. В. «Микроэволюция» программа для ЭВМ Биология в школе. — 1991. — № 6. — С.38−40.
- Додж М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 97 -СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 1072с.: ил.
- Дэвид X. Джонассен. Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. -1996-№ 9. -С. 117−133.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. 3 изд., испр. — М.: Московский. психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336с. — (Библиотека психолога)
- Ершов А.П. Программирование вторая грамотность. Новосибирск. 18с.
- Журавлев А.П. Языковые игры на уроке: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М.: Просвещение, 1988. — 144с.
- Задачи и методы ОАСУ просвещением РСФСР: сб. науч. тр./ Моск.гос. пед. ин-т им В.И. Ленина- под. ред. М. Л. Левицкого. М.: МШИ, 1982. -164с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с. ISBN 5−7695−0743−8
- Загвязинский В.И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. (Программы экспериментов представлены Л. Ю. Довженко, М. В. Исуповым, М.В. Левитом). Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144с.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) — Монография, Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.-364 с.
- Зашивалова Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии в основной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2000. — 19с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191с. — (Б-ка учителя биологии).
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Иванов В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. — № 6. — С. 63−71.
- Иванова М.А., Карева И. Л., Потехин Н. В., Смирнова А. Н. Межпредметные связи на уроках информатики // Информатика и образование. 2000. -№ 5. — С. 56−66.
- Иванов С.М. Человек среди автоматов. 2-е изд., переработ. — М.: Знание, 1982. — 240 с. (Б-ка «Знание»).
- Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / сост. В. М. Монахов и др. М.: Просвещение, 1987. -192с. (Библиотека учителя математики).
- Ильенко А.А. Задания по изучения текстового редактора // Информатика и образование. 2002. — № 3. — С.12−18.
- Илюшин С.А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ и их применение в учебном процессе. М.: Изд-во МАИ, 1992. — 56с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г. / Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. 10 ил,-203с.
- Информатизация системы образования города: Официальное справочно-информационное издание Управления по делам образования г. Челябинска Челябинск, 1997. — 44с.
- Информатизация системы образования города: Сборник трудов научно-практической конференции (29 января-2 февраля) / Под редакцией д.п.н., профессора ЧГПУ, вице-президента РУО МАИ О. В. Логиновского. -Челябинск: ЧГПУ, 1996. 134с.
- Информатизация системы образования Челябинской области: Официальное справочное издание Главного управления образования и науки Челябинской области / Под редакцией В. В. Садырина. Челябинск, 2004.-52с.
- Информатика в понятиях и терминах, книга для учащихся старших классов средней школы. Под ред В. А. Извозчикова. Москва «Просвещение» 1991
- Информатика: Учебное пособие для студ. Пед. вузов / А. В. Могилёв, Н. И. Пак, Е.К. Хённер- Под ред. Е. К. Хённера. М., 1999. — 816 с.
- Использование средств обучения на уроках биологии/ A.M. Розенштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалёва, В. Г. Лепина. -М.: Просвещение, 1989. 191с.: ил. — (Б-ка учителя биологии).
- Казиев В.М. История информатики как науки о знаниях и технологиях // Информатика и образование. 2002. — № 7. — С. 11−19.
- Карцева И.Д., Шубкина Л. С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М: Просвещение, 1984 г. — 288с.
- Кирилова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М: Просвещение, 1980 г. — 196с.
- Клейман Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987. — 176с, ил. — (Межизд. серия «Человек и компьютер»)
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Москва «ACADEMIA» 2001 г. 382с.
- Коломенский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — 223с.
- Компьютеры, справочное руководство том 1 под ред Г. Хелмса перевод с англ под ред. Д-ра техн наук И. О. Атовмяна. М.: «Мир» 1986. — 439 с.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1988.-№ 6.-С. 3−31.
- Корнер Т.В., Смирнов В. А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. — № 4. — С. 33−37.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 1996 -112с. Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 4.
- Коротов В.М. О некоторых условиях повышения эффективности урока // Биология в школе. 1985.- № 6. — С. 17−21.
- Кречетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса обучающей программы // Информатика и образование. 2002. — № 4. — С. 65−73
- Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. Пер. с англ. Косицкого Г. И. и Косицкой Н. П. М.: изд-во «Прогресс», 1965. — 100с.
- Кубичев Е.А. ЭВМ в школе: Из опыта работы школы № 183 Москвы. -М.: Педагогика, 1986. 96 с. (Пед. Поиск: опыт, проблемы, находки).
- Кукушин B.C. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 368с. (Серия «Педагогическое образование»).
- Левицкий М.Л. Методика и практические вопросы разработки АСУ в просвещении: Учеб. Пособие /Под ред. С. И. Архангельского. М.: МГПИ, 1981.-112с.
- Леонова Е.А., Тезикова О. С. Реализация стандарта образования на уровне школы // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 37−39.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002/ Москва «ОЛМА-ПРЕСС"2002. 563 с.
- Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 — 160с.
- Лунина Н.Л. Учебная компьютерная программа по генетике // Биология в школе. Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 49−52.
- Лунина Н.Л. Компьютерная поддержка курса биологии // Биология в школе. 1988. — № 5. — С. 57−59.
- Макарова Н.В. Информатика. Учебник под редакцией профессора Н. В. Макаровой / «ПИТЕР» Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. 2001. -469с.
- Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. — 192 с. — (Б-ка учителя биологии).
- Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 40−43.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 128с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -Москва, 1986. 80с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
- Машбиц Е. И. Бондаровская В.М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев, 1964. — 123 с.
- Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16−18 ноября 2004 года, Выпуск 3, Санкт-Петербург. СПб.: Йзд-во «ТЕССА», 2004. — 220 с.
- Ю2.Михеева Т. И., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. — 1998. — № 8. — С. 40 — 43.
- Могилев А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 608с.
- Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.-272с., ил.
- Национальный доклад Российской Федерации. Политика в области образования и новые информационные технологии. / II международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 1996 г.) // Информатика и образование. 1996 г. — № 5. — С. 3−16
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. наук проф. Е. С. Полат. М.: «ACADEMIA», 2001. — 272с.
- Общая биология: Учеб. Для 10−11 кл. шк. с углубл. Изучением биологии/ А. О. Рувинский, JI.B. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.- Под ред. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993. — 544с.: ил. -ISBN 5−9 004 184−9
- Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1967. — 189с.
- Ю9.0конь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М: Высшая школа, 1990. — 382 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. Москва, 1981 г.
- Организация учебной деятельности в терминальном классе на базе микроЭВМ: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989. — 100 с.
- Организация учебной деятельности на уроках биологии/ А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988. — 192с. — (Б-ка учителя биологии).
- Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы. Моск. ун-т потреб, кооп. М.: Б.и., 1996. — 165с.
- Осипенкова Е.В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 2003. — 20с.
- Осицкий Г. И., Орешук Ф. А., Губарь А. В., Маркова А. А., Милютина Л. А. Элементы программированного обучения в курсе физиологии человека. -Издательсмтво «Медицина» Москва, 1968. — 98с.
- Основы экологии и природопользования: компьютерный курс: учеб. Пособие для 9−11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Авт. В. Ф. Шолохович, А. Г. Гейн, С. В. Комов и др. М.-Просвещение, 1995. 127с.
- Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. Изд. «Знание», М., 1972. 98с.
- Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. 2002. — № 2. — 30−34с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988.-478с.
- Педагогика школы: Учеб. Пособие для пед. ин-то'в/Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. — 320с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворноые идеи: Пер. с англ./ Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Писклюков В.В., Нинциева Г. В. Использование автоматизированных систем в учебном процессе: учеб. пособие / Ленингр. Фин. -эконом. Ин-т им. Н. А. Вознесенского. Л., 1990. — 32с.
- Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки // Биология в школе. 1998. — № 6 — С. 34.
- Полат Е. Проблемы использования компьютеров в системе образования капиталистических стран // Информатика и образование. 1987. — № 4. -С. 106−113
- Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: учебный курс. СПб.: Питер, 2002. — 480с.: ил.
- Портнов М. Л. Уроки начинающего учителя. М: Просвещение, 1993 г. -195с.
- Преподавание компьютерного курса «Основы экологии и природопользования» в общеобразовательной школе: Метод, рекомендации/ Авт. В. Ф. Шолохович, С. В. Комов, А. Г. Гейн, И. И. Данилина и др. Екатеринбург: УрГУ, 1994. — 127 е.: ил.
- Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 «О программе модернизации педагогического образования». CD-ROM ООО Hi 111 «Гарант-Сервис» 2003 г.
- Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 «О программе модернизации педагогического образования». ООО Hi 111 «Гарант-Сервис» 2003 г. CD-ROM ООО НПП «Гарант-Сервис» 2003 г.