Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности
![Диссертация: Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности](https://westud.ru/work/5048379/cover.png)
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в диссертационном исследовании результаты нашли свое отражение в публикациях: монографии, учебно-методических пособиях и рекомендациях, программе спецкурса, научных статьях и тезисах общим объемом 95 печатных листовв докладах и выступлениях на конференциях: международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. Историография и современное состояние проблемы исследования
- 1. 2. Самоопределение как исследовательское пространство формирования рефлексивной культуры субъекта
- 1. 3. Структурообразующие функции рефлексии в формировании субъектности
- ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
- 2. 1. Сущностные характеристики рефлексивной культуры учителя структура, критерии, уровни, этапы формирования)
- 2. 2. Профессионально-личностный потенциал как основа формирования рефлексивной культуры учителя
- 2. 3. Рефлексивные компоненты профессиональной компетентности учителя
- 2. 4. Ценностно-смысловые составляющие рефлексивной культуры педагога
- 2. 5. Ответственность в структуре рефлексивной культуры учителя
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
- 3. 1. Проектирование основных параметров технологии формирования рефлексивной культуры учителя
- 3. 2. Ценностно-смысловые составляющие технологии формирования рефлексивной культуры педагога
- 3. 3. Формирование рефлексивной позиции будущего педагога в учебном процессе
- 3. 4. Содержание профессиональных образовательных программ как фактор формирования рефлексивной культуры учителя
- 3. 5. Субъектно-ориентированная технология формирования рефлексивной культуры учителя
- 3. 6. Основные тенденции, принципы и психолого-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителя
Список литературы
- Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. М.: Просвещение, 1989.- 139 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Основы общей и прикладной психологии. -М.: РАГС, 1995.-420 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психол. журн. -М., 1994. № 4.-С. 39−55.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность будущего учителя / В. А. Адольф. Красноярск, 1998.
- Акмеологические проблемы подготовки преподавателей / Под ред. Н. В. Кузьминой, Е. С. Гуртового // Сб. науч. тр.: В 2 т. М.: Шуя, 1997.
- Алексеев, Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И.С. Ла-денко, И. Н. Семенов. Новосибирск, 1991.
- Алексеев, Н.Г. Направления изучения рефлексии / Н. Г. Алексеев, И.С. Ла-денко // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
- Алешина, H.A. Рефлексивная акмеология и психология успешного управленца / H.A. Алешина, Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов. Москва-Сочи, 1998.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-С. 14−31.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.
- Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя / Е. В. Андриенко. — Москва-Новосибирск, 2002.
- Анисимов, О.С. Акмеология мышления / О. С. Анисимов. -М., 1997.
- Анисимов, О.С. Основы управленческой акмеологии / О. С. Анисимов, A.A. Деркач-М., 1996.
- Анисимов, О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / О. С. Анисимов. М., 1994. — 53 с.
- Анисимов, О.С. Профессиональное мышление преподавателя / О. С. Анисимов // Вести высш. шк. М., 1987. № 9. — С. 40 — 45.
- Анисимов, О.С. Мыслительная культура в педагогической деятельности / О. С. Анисимов // Проблема культуры и освоения интеллектуальных систем. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1986. — С. 56−61.
- Анисимов, С.А. Методы акмеологических исследований / С. А. Анисимов, A.A. Деркач, Н. И. Конюхов, Б. С. Павлов. М.: РАГС, 2000.
- Ануфриева, ДЛО. Особенности саморазвития учителя в педагогической деятельности / ДЛО. Ануфриева // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ, науч.-практ. конф. -М., 2000. Ч.З.-С. 26−27.
- Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности: Человек в системе наук / Л. И. Анциферова. М., 1989. — 365 с.
- Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности, «техники» ее бытия / Л. И. Анциферова // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 2. -С. 3−17.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анциферова // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. — С. 3−19.
- Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л. И. Анциферова // Вопросы психологии. М., 1973. № 4. -С. 173−180.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Под. ред. Л. И. Анцыферовой // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 3−18.
- Аргайл, M. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кла-рина. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М., 1978.
- Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Т. И. Артемьева. — М., 1981.-365 с.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М&bdquo- 1976.- 158 с.
- Аскольдов, С.А. Время и его преодоление / С. А. Аскольдов // Мысль. — 1922. № 3. С. 80−83.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
- Байер, И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / И. В. Байер. М.: РАГС, 1997.
- Бандура, А. Теория социального научения / Пер. с англ. H.H. Чубарь / А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
- Барановская, Л.Л. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Барановская. Красноярск, 1996. — 16 с.
- Барабанщиков, Н.В. Проблема педагогической культуры преподавателей вузов / Н. В. Барабанщиков // Советская педагогика. М., 1981. № 7. — 72 с.
- Белик, A.A. Культурология: Антропологические теории культур / A.A. Бе-лик. М., 2002. — 240 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. Л., 1992.
- Библер, B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога) / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Бизяева, A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук / A.A. Бизяева. Петербург, 1993. — 23 с.
- Блинов, JI.B. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход: Автореф. дис. д-ра пед. наук / JI.B. Блинов. М., 2001.
- Богданов, E.H. Введение в акмеологию / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин. — Калуга, 2001.
- Богданов, E.H. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя / E.H. Богданов. М., 1995.
- Боголюбова, Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории / Е.В. Боголюбова- М.: Изд-во МГУ, 1978. 232 с.
- Богоявленская, Д. Б Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 155−161.
- Бодалев, A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М., 1983. — 272 с.
- Бодалев, A.A. О разработке психологии познания людьми друг друга / A.A. Бодалев. Л., 1970. — С. 17−23.
- Бодалев, A.A. О предмете акмеологии / A.A. Бодалев // Психол. журн. — 1993. № 5.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998.
- Бодалев, A.A. Изучение взрослого человека важная задача акмеологиче-ской науки / A.A. Бодалев. — М., 1996.
- Бодалев, A.A. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2001. № 2. — С. 54−58.
- Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 3−26.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. — С. 23−25.
- Бохорский, Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. М. Бохорский. М., 1991.
- Брушлинский, A.B. Проблема психологии субъекта / A.B. Брушлинский. -М.: МГУ, 1994.
- Бургин, М.С. Инновация и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика. 1989. № 12. — С. 12 -36.
- Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, ЕЛО. Кор-жова.-М., 1998.
- Вайман, С.Т. Человеческая целостность в перипетиях диалога / С.Т. Вай-ман // Человек. 1994. № 3. — С. 14−27.
- Варламова, Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. П. Варламова. М., 1997.
- Ведерникова, Л.В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. В, Ведерникова. М., 2001.
- Ведерникова, Л.В. Творческая самореализация будущего учителя как социально-педагогическая проблема / Л. В. Ведерникова // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ. науч.-практ. конф. Ч. 2. М., 2000. — С. 87−90.
- Вернадский, В.И. Размышление натуралиста / В. И. Вернадский. М., 1977. -174 с.
- Водзинская, В.В. Выбор профессии как социальная проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук / В. В. Водзинская. Л., 1966. — 18 с.
- Водзинская, В.В. О социальной обусловленности выбора профессии // Социальные проблемы труда и производства: Советско-польск. сравнительное исследование / Под ред. Г. В. Осипова, Я. Щепаньского. М.: Мысль, 1980.-С. 39−61.
- Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М., 1995.-С. 7−35.
- Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б.З. Вульфов//Магистр. 1995. № 1. — С. 71−79.
- Вульфов, Б.З. Соотнести себя и дело / Б. З. Вульфов // Нар. образование. -1994. № 1.-С. 132−135.
- Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. — 479 с.
- Выготский, JI.C. Собрание соч.: В 6 т. Детская психология / JI.C. Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.-С. 239.
- Выготский, JI.C. Избранные психологические произведения. Мышление и речь / JI.C. Выготский- Под ред. A.M. Леонтьева, А. Р. Лурия // Проблемы психологического развития ребенка М.: Изд-во АПК РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию / О. С. Газман // Новые ценности образования. М., 1996. № 6. — С. 10−39.
- Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете / Е. О. Галицких. СПб., 2001. — 264 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1975. Т.З. — 452 с.
- Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. № 3. — С. 43−52.
- Глухашок, Н.С. Педагог как субъект профессионализации / Н. С. Глухашок, Е. В. Дьяченко, Т. Б. Гершкович // Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научной конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — С. 56−62.
- Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кро-ник. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
- Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. Е. Гловаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Головей, JI.A. Профессиональное самоопределение как фактор развитии интеллектуального потенциала личности / JI.A. Головей // Вестник ЛГУ: Сер. Психология. 1990. № 4. — С. 68 — 92.
- Горелова, Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г. Г. Горелова// Педагогика. 2002. № 6. — С. 61−66.
- Гордеева, Н.Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева,
- B.П. Зинченко. -М.: МГУ, 1982.-208 с.
- Гримак, Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гри-мак. М.: Политиздат, 1987.
- Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. -М.: Народное образование, 2001. 126 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под общ. ред. акад. РАО В. Л. Матросова. -М.: Прометей, 1999. 116 с.
- Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий / Н. И. Гуткина // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.1. C. 100−108.
- Давыдов, В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности / В. В. Давыдов // Психол. журн. 1992. — Т. 13. -№ 2. — С. 3−12.
- Давыдов, В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.
- Давыдов, В.В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. -1990. № 3. ~ С. 19−25.
- Данилов, H.A. Акмеология развития ценностных ориентации и профессионализм преподавателей / H.A. Данилов // Сб. науч. тр. М.: Шуя, 1999. Вып.2.
- Данилов, H.A. Философия и акмеология образования / H.A. Данилов // Современное философское образование: содержание, структура и методы преподавания философских дисциплин. Иваново, 2000.
- Данилова, Е.Е. Практическая психология образования / Е. Е. Данилова. М., 1997.-528 с.
- Демин, М.В. Проблема ценностей и ценностных отношений / М. В. Демин // Вестник МГУ. № 2. М., 1974.
- Демина, Л.Д. Рефлексивная методология как основа проектирования профессионального образования / Л. Д. Демина // Известия Алтайского гос. ун-та, 1996. Вып. 2(2).
- Демина, Л.Д. Рефлексия в структуре системной социологической парадигмы / Л. Д. Демина // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. -М., 1998.-С. 147−155.
- Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности / A.A. Деркач. -М.: РАГС, 2000.
- Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. М., 2000. — С. 391−90.
- Деркач, A.A. Акмеология: Учебное пособие / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003.- 116 с.
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000.
- Деркач, A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993.
- Деркач, A.A. Идеи Н. В. Кузьминой: от психологии педагогической деятельности к акмеоологии / A.A. Деркач, А. К. Маркова // Акмеология: методология, методы и технологии. М.: РАГС, 1998. — С. 36−38.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / A.A. Деркач, Л. Э. Орбан. М., 1995.
- Деркач, А. А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих / A.A. Деркач, С. Ю. Степанов, H.H. Семенов. М.: РАГС, 1998.
- Дидро, Д. Избранные произведения / Д. Дидро. М.: Гослитиздат, 1951. -410 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дыои. М., 1997. — 208 с.
- Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI.А. Кандыбович. Минск, 2001. — 576 с.
- Дюков, В.М. Социальное проектирование непрерывного бизнес-образования / В. М. Дюков, И. Н. Семенов // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. — М., 1994.
- Жаворонко, А.И. О воспитании ответственности у школьников / А.И. Жа-воронко // Сов. педагогика. 1960. № 3.
- Жизненный путь личности / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987.
- Завалишина, Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни / Д.Н. За-валишина // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997.
- Зак, А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии / А. З. Зак // Исследование рефлексии и рече-мысли. Алма-Ата, 1979.
- Захарова, A.B. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности / A.B. Захарова, М. Э. Боцманова // Формирование учебной деятельности школьников. -М., 1982.-С. 152−162.
- Зейгарник, Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зейгарник// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. — С. 9−14.
- Зеличенко, А.И. Психология духовности / А. И. Зеличенко М., 1996. — 400 с.
- Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагог. 1997. № 5. С.3−15.
- Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. М., 1994.
- Иванников, И.В. Культурология: Культура мышления / Под ред. И.Ф. Ке-фели. СПб., 1996. С. 242−254.
- Иващенко, Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии. 2000. № 2. — С. 87−93.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. 512 с.
- Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1989. № 5. — С. 57−67.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя в высшей школе / И. Ф. Исаев. М., 1993.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя / И.Ф. Исаев- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — с. 159−175.
- Исаев, И.Ф. Аксиологические основания профессионально-педагогического образования / И. Ф. Исаев // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ, науч.-практ. конф. -М., 2000. Ч. 1.-С. 150−155.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб, 1996. — 416 с.
- Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф.. дис. д-ра пси-хол. наук / В. К. Калин. Тбилиси, 1989.
- Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — С. 442−513.
- Карпов, A.B. Рефлексивность как психодиагностическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психол. журн. 2003. № 5. — С. 45−57.
- Кашапов, М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации: Автореф. дис.. канд. психол. наук / М. М. Кашапов. М., 1989. — 20 с.
- Кирьянова, E.H. Психология формирования личности профессионала / E.H. Кирьянова//Психол. журн, 1995.-Т. 16.-№ 2.-С. 147−148.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М.: Арена, 1994. 104 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. М., 1995.
- Климов, Е.А. Путь в профессию / Е. А. Климов. JL: Лениздат, 1974. — 190 с.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.- 158 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. Воронеж, 1996.
- Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. -Обнинск, 1993.
- Климов, Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов / Е. А. Климов // Акмеология. 1994. № 1.
- Климов, Е.А. Становление профессионала / Е. А. Климов. Воронеж, 1996.
- Климова, К.А. О формированиии ответственности у детей 6−7 лет / К. А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. М., 1968.
- Клонингер, С. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. 3-е изд. — СПб: Питер, 2003. — 720 с.
- Кокурина, И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учебно-метод. пособие для студентов фак-тов психол. гос. ун-тов / И. Г. Кокурина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 56 с.
- Кон, И. О. Социология личности / И. О. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон.-М.: Политиздат, 1978.-367 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Кон, И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / И.С. Кон- Отв. редактор И. Т. Фролов // Человек в системе наук: Сб. статей. М.: Наука, 1989. — С. 471−482.
- Коржова, Е. Ю. Методика «психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций / Е. Ю. Коржова. Киев, 1994.
- Косолапов, Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. Н. Марков. — М., 1969.-95 с.
- Костенко, К.Б. Ценности профессиональной деятельности / К. Б. Костенко, В. Л. Оссовский. — Киев: Наукова думка, 1986. — 149 с.
- Краевский, В. В. Методологическая рефлексия в научной и учебной работе
- B.В. Краевский // Педагогика. 1989. № 2. — С.72−79.
- Кривошеев, В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: Авто-реф. дне. канд. психол. наук / В. А. Кривошеев. Минск, 1991. — С. 24.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
- Крягдже, С.П. Психология формирования профессиональных интересов /
- C.П. Крягдже. Вильнюс: Мокслас, 1981. — 196 с.
- Ксенофонтова, В.В. Социальная ориентация выпускников средней школы / В. В. Ксенофонтова, М. Н. Руткевич // Проблемы социальной структуры: Материалы научной конференции. М., 1995.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, B.IO. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. — С. 51−59.
- Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, A.B. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. № 1. — С. 80 -93.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: ИЦПКС, 2001.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан, Рыбинск, 1993.
- Кульневич, C.B. Педагогика самоорганизации. Феномен содержания: Монограф / C.B. Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
- Косолапов, Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. Н. Марков. — М., 1969.-95 с.
- Костенко, К.Б. Ценности профессиональной деятельности / К. Б. Костенко, В. Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1986. — 149 с.
- Краевский, В. В. Методологическая рефлексия в научной и учебной работе
- B.В. Краевский // Педагогика. 1989. № 2. — С.72−79.
- Кривошеев, В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: Авто-реф. дис. канд. психол. наук / В. А. Кривошеев. Минск, 1991. — С. 24.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
- Крягдже, С.П. Психология формирования профессиональных интересов /
- C.П. Крягдже. Вильнюс: Мокслас, 1981. — 196 с.
- Ксенофонтова, В.В. Социальная ориентация выпускников средней школы / В. В. Ксенофонтова, М. Н. Руткевич // Проблемы социальной структуры: Материалы научной конференции. -М., 1995.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. — С. 51 -59.
- Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, A.B. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. № 1. — С. 80 -93.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: ИЦПКС, 2001.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. — Рыбинск, 1993.
- Кульневич, C.B. Педагогика самоорганизации. Феномен содержания: Монограф / C.B. Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
- Кульневич, C.B. Менеджмент профессионального самоопределения: Учебное пособие / C.B. Кульневич. Воронеж, 1998. — 198 с.
- Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефе-ли. СПб., 1996.-592 с.
- Культурология / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995. — 224 с.
- Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995. — 576 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя / Ю. Н. Кулюткип, Г. С. Сухобская // Личностные механизмы: понятийный аппарат. -М.: Педагогика, 1990. С. 71−97.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. № 2. — С. 49−53.
- Кухарчук, A.M., Ценципер, А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся / A.M. Кухарчук, А. Б. Ценципер. Минск: Нар. Асвета, 1976. — 128 с.
- Ладенко, И.С. Имитационные системы / И. С. Ладенко. Новосибирск, 1981.
- Ладенко, И.С. Интеллектуальные системы и логика / И. С. Ладенко. Новосибирск, 1973.
- Ладенко, И.С. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Новосибирск, 1989.
- Ладенко, И. С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Новосибирск, 1990.
- Лазурский, А.Ф. Личность и ее воспитание / А. Ф. Лазурский // Естественный эксперимент и его применение. Пг., 1918.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной деятельности / М. М. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
- Лейбниц, В.М. Модель мира и образ человека / В. М. Лейбниц. М., 1982.
- Леонтьев, А.Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вести Моск. ун-та, серия 14. Психология. 1983. № 2. — С. 19−25.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1978.
- Леонтьев, Д.А. Тест «Смысложизненные ориентации» / Д. А. Леонтьев. — М., 1994.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М., 1999.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
- Логинова, H.A. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова- Под ред. Л. И. Анцыферовой // Принцип развития в психологии: Сб. статей. -М.: Наука, 1978.-С. 156−172.
- Логинова, H.A. Жизненный путь человека как психологическая проблема / H.A. Логинова//Вопросы психологии. 1985. № 1.-С. 103−109.
- Локк, Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. / Д.Локк. М., 1985. -Т.2. -560 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.
- Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, E.H. Сурков.-М., 1981.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М., 1979.
- Мадди, С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди. СПб.: Речь, 2002. — 539 с.
- Макаренко, A.C. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т. / A.C. Макаренко. М., 1951.-Т.5.
- Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М., 1992.
- Мамардашвили, М.К. Мысль под запретом / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1992. № 4.
- Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1990. № 10. — С.73−79.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.- 184 с.
- Марков, А.П. Проблемы и перспективы становления культурологии как науки и учебной дисциплины / А. П. Марков // Магистр. 1997. № 5. -С. 16−31
- Маркова, А.К. Психологические проблемы повышения квалификации / А. К. Маркова // Педагогика. 1992. № 10. — С. 65−67.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.
- Маркова, А.К. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопросы психологии. — 1987. № 5.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.
- Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / A.K. Map-кова и др. М.: Педагогика, 1989. — 64 с.
- Маркова, А.Н. Культурология: история мировой культуры. 2-е изд. /1. A.Н. Маркова. М., 2003.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108−117.
- Матусевич, В.А. Социальная микросреда и выбор профессии / В.А. Мату-севич, B.JI. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1982. — 139 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб., 2002. — 416 с.
- Мерлин, B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности /
- B.C. Мерлин // Уч. зап. Перм пед. ун-та. Пермь, 1970. — Т. 77. Вып. 6.1. C. 8−213.
- Метаева, В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Метаева. -Екатеринбург, 1996.-23 с.
- Методика изучения ценностных ориентаций // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989.-С. 147- 160.
- Мигунов, A.C. Искусство и процесс познания / A.C. Мигунов. -М., 1986. 76 с.
- Мириманова, М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. С. Мириманова // Развитие личности. — 2001. № 1. С. 49−66.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя / JI.M. Митина. М.: Флинта, 1998.
- Митюшин, A.A. Рефлексия / A.A. Митюшин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 579.
- Михайлов, И. М. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сыо-пера / И. М. Михайлов // Вопросы психологии. — 1975. № 5. С. 110−122.
- Михайлова, Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей / Михайлова Е. С. — Л., 1990.-27 с.
- Мищенко, А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1995.
- Модели рефлексии. Новосибирск, 1995.
- Мозелов, А.П. Культурология: Культура и экология / А.П. Мозелов- Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1996.-С. 131−146.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.
- Москвичева, Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал / Л. Н. Москвичева. М., 1985. — 64 с.
- Мудрик, A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / A.B. Муд-рик. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений / A.B. Мудрик. М.: Знание, РСФСР, 1990.
- Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. М.: Наука, 1983.-240 с.
- Мысли о мыслях. Интеллектуальные системы: Освоение и развитие. Семиотические структуры мышления. — Новосибирск, 1995.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, М.: Педагогика, 1990. — С. 72.
- Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии 1957. № 5. — С. 5−8.
- Нейматов, Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я.М. Ней-матов. М., 2002. — 480 с.
- Немов, P.C. Психология образования / P.C. Немов. -М., 2001. 608 с.
- Непомнящая, Н.И. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2003. № 3. — С. 145−155.
- Никандров, В.В. Систематизация волевых свойств человека / В.В. НикандIров // Вестник СПбУ. 1995. № 3. — С. 55−67.
- Николаева, В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дис.. канд. психол. наук / В. В. Николаева. М., 1992.
- Новикова, Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста / Е. Р. Николаева // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -М., 1984. № 4.-С. 71−72.
- Огнев, A.C. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих / A.C. Огнев. Воронеж: ВГУ, 1998.
- Огурцов, А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- Под ред. НЛО. Шведовой. -М., 1996.-921 с.
- Олпорт, Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. М.: Ювента, 1998. -345 с.
- Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М., 1991. — 350 с.
- Осницкий, И.О. Проблемы исследования субъектной активности / И.О. Ос-ницкий // Вопросы психологии. 1996. № 1. — С. 5−19.
- Оссовский, B.JI. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи / B.JI. Оссовский, В. И. Паниотто, В.Ф. Черново-ленко. Киев: Наукова думка, 1979. — 214 с.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. JI.: Лен-издат, 1967. — 259 с.
- Петров, И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия / И. Г. Петров // Мир психологии. 2001. № 2. — С. 26−35.
- Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА, 1998. — 528 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности В. А. Петровский. Ростов-на Дону, 1996.
- Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -М.: Горбунок, 1992. 223 с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. М., 1996.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М., 1969. — 659 с.
- Пинегина, Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Пинегина Н. М. Калуга, 1999.
- Платон. Соч. М., 1970. — Т 2. — 289 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1986.-231 с.
- Поздняков, Э.А. Философия культуры / Э. А. Поздняков. М., 1999. — 576 с.
- Поздняков, Э.А. Культурология: Философия культуры / Э. А. Поздняков, Е. П. Борзова / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1996. — С. 232−242.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М., 1976.-280 с.
- Пономарев, Я.А. Рефлексия в развитии творческого мышления / Я. А. Пономарев, H.H. Семенов, С. Ю. Степанов // Психол. журн. 1986. Т.7. — № 6. — С. 17−23.
- Пономарев, Я.А. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина // Вопросы психологии. 1991. № 5. — С. 5−15.
- Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И Анцыферовой. М.: Наука, 1979.
- Прихожан, A.M. Подросток в учебнике из жизни / A.M. Прихожан, H.H. Толстых.-М., 1990.
- Прихожан, A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте / A.M. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1983. Ч.З. — С. 672−674.
- Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.
- Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МГПИ, 1986.- 166 с.
- Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В. Л. Оссовского. Киев: Наукова думка, 1987. — 303 с.
- Пряжников, Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. С. Пряжников. — Екатеринбург, 1995. 39 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
- Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Го-ловей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999. -Вып. 3.-248 с.
- Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд.-во С.-Петербург, ун-та, 2000. -Вып. 4. — 252 с.
- Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2001. -Вып.5. — 232 с.
- Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: ИПРАН, 1998.
- Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика / Л. А. Регуш. Киев, 1997.
- Репецкий, Ю.А. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов // Основы общей и прикладной акмео-логии. М., 1995. — С. 103−114.
- Рескина, С.Е. Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников / С. Е. Рескина, В. А. Якунин // Вестник ЛГУ, 1988. -Сер.6. Вып.З. С. 44−48.
- Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989.
- Роджерс, К. К теории творчества / К. Роджерс // Взгляд на психотерапию становления человека. М., 1994.
- Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский.-М., 1996.-288 с.
- Розин, В.М. Культурно-историческая и психологическая рефлексия научного творчества / В. М. Розин // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995. Т.1.
- Розин, В.М. Психология судьбы: программирование или творчество В. М. Розин // Вопросы психологии. 1992. № 1. — С. 98−105.
- Розов, М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем / М. А. Розов // Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995.-Т. 1.4 1.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т./ С. Л. Рубинштейн. -М., 1989.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-358 с.
- Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. — 114 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1976.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. М.: Наука, 1979. — 263 с.
- Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. Пособие / В. Ф. Сафин. Свердловск: ГПИ, 1986. — 141 с.
- Семенов, И. Н. Типы и функции рефлексии в научном мышлении / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.-С. 76 — 82.
- Семенов, И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности / И. Н. Семенов // Системные исследования.-М., 1982. -С. 11−19.
- Семенов, И.Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии / И. Н. Семенов // Наука о человеке. — М., 1989.-С. 18−34.
- Семенов, И.Н. Эвристическая рефлексика. Новая технология развития творческого потенциала / И. Н. Семенов // Проблемы научного и технического творчества. — Одесса, 1993.
- Сенько, Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся / Ю. В. Сенько, В. Э. Тамарин. М., 1996 — 240 с.
- Сидоров, С.А. Культурология: Политическая культурология / С.А. Сидоров- Под ред. И. Ф. Кефели. СПб., 1996. — С. 155−164.
- Ситаров, В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально-активной личности: Учебное пособие к спец. курсу / Науч. ред. В. А. Сластенина. СПб.: Изд-во Москов. гос. пед. ун-та им. В. И. Ленина, 1988.-64 с.
- Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1980. — 206 с.
- Сластенин, В.А. О современных подходах в подготовке учителя / В.А. Сла-стенин // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности: Тезисы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 1996.
- Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя / В.А. Сласте-нин // Магистр. 1995. № 3. — С. 52−59.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин, В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. -М.: Магистр, 1997.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. Пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1997.
- Сластенин, В.А. Сластенин / В. А. Сластенин. М., 2000. — 488 с.
- Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2000. — С. 3−22.
- Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин, А. И. Шутенко // Магистр. 1995. № 3. — С. 52−58.
- Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. № 3.
- Соколова, Л.Б. Рефлексивный профессионализм как результат культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова // Труды Всерос. науч.-практ. конф. «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. -М., 2002. Ч. 2.-С. 149−153.
- Солсо, JI.Р. Когнитивная психология / Л. Р. Солсо. М., 1996. — 600 с.
- Сосновский, Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М., 1993.
- Спиркин, А.Г. Сознание и Самосознание / А. Г. Спиркин. -М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Сухарев, В.О. Психология интеллекта / В. О. Сухарев. Донецк, 1997. — 416 с.
- Степанов, С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. -1982. № 1.-С. 70−74.
- Сухинская, Л.А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности / Л. А. Сухинская // Психологическая теория коллектива.-М., 1979.-С. 94−104.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. М., 1979. Т.З.
- Таранов, П.С. 150 мудрецов и философов: В 2 т. / П. С. Таранов. М., 2000.
- Тест-опросник субъективной локализации контроля // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988.- 140 с.
- Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема / М. Х. Титма. -М.: Мысль, 1975.- 198 с.
- Титма, М.Х. Факторы, определяющие выбор профессии / М.Х. Титма- Под ред. В. Л. Ядова // Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. — С. 65−79.
- Третьякова, Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме / Е. И. Третьякова // Мир психологии.-2001. № 2. С. 79−89.
- Трещев, A.M. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук / A.M. Трещев. Калуга: Гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2001. — 35 с.
- Тугаринов, В.П. Философия и ценностные формы сознания / В. П. Тугаринов.-М., 1978.
- Турбовский, Я.С. Обобщение педагогического опыта: теория и технология / Я. С. Турбовский // Магистр. 1997. № 2. — С. 57−68
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2000. -416с.
- Укке, Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 1971. № 11. — С. 170−179.
- Укке, Ю.В. Профессиональное самоопределение личности / Ю. В. Укке // Активность личности в обучении (Психол.-пед. аспект): Сб. науч. тр. М., 1986. — С. 101−112.
- Федорова, Е.Ы. Ценностно-смысловой подход к формированию личности учителя в педагогическом вузе / E.H. Федорова // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ, науч.-практ. конф. М., 2000. Ч. 4. — С. 146 — 149.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельд-штейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. М., 2002. — 432 с.
- Филиппов, Ф.Р. Школа и социальное развитие общества / Ф. Р. Филиппов. -М.: Педагогика, 1980. 157 с.
- Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М., 2000. -496 с.
- Флейшман, Б.С. О методах математического моделирования сложных систем / Б. С. Флейшман, П. М. Брусиловский, Г. С. Розенберг // Системные исследования. М.: Наука, 1982. — С. 65−79.
- Флоренский, П.А. Сочинения: В 4 т. / П. А. Флоренский. -М., 1999.
- Фонарев, А.Р. Психология личностного становления профессионала Авто-реф. дис. д-ра психол. наук / А. Р. Фонарев. — Калуга: Гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2004. 46 с.
- Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина.-М.: Прометей, 1993.- 178 с.
- Франк, С. Предмет знания. Душа человека / С. Франк. Минск: Харвест- М.: АСТ, 2000. -992 с.
- Франкл, В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. / В. Франкл. СПб.: Речь, 1999.-250 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фромм, Э. Душа человека: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. П.С. Гу-ревича. М.: Республика, 1992. — 429 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.-256 с.
- Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. А. Л. Гройсман. М., 1998. — 200 с.
- Циттель, С.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С. А. Циттель. М., 2001. — 23 с.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. Рига, 1995. — 239 с.
- Чайка, В.М. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому анализу: Автореф. дис. .канд. пед. наук / В. М. Чайка. Киев, 1990. — 19 с.
- Чередниченко, Г. А. Молодежь вступает в жизнь. (Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко. М.: Мысль, 1985. — 240 с.
- Чудновский, Э.В. Смысл жизни и судьба Э.В. Чудновский. М., 1996.
- Чудновский, В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 5. — С. 3−12.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин.-М., 1998.
- Шекли, Б. //Магистр. 1994. № 6. — С.42−44.
- Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щед-ровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.-С. 12−28.
- Щедровицкий, Г. П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г. П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995
- Щербакова, Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т. Н. Щербакова. М., 1994.
- Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. М., 1965. — С. 116−198.
- Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг- Ред. В. Зеленский. — М.: Уни-версит. кн.: ACT, 1998. 720 с.
- Якиманская, И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. № 2. — С. 64−76.
- Якобсон, П.М. Психология чувств / П. М. Якобсон. М., 1958. — 382 с.
- Яковлева, E. J1. Психология развития творческого потенциала личности / E.JI. Яковлева. М.: Флинта, 1997.
- Ярошенко, В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся / В. В. Ярошенко / В. В. Ярошенко. Киев: Радянск. школа, 1983. — 113 с.
- Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс- Пер. JI.O. Акопян. М.: Практика, 1997.-105 с.
- Angelo, T.A. (1991). Ten easy pieces: Assessing higher learning in four dimensions. New Directions for Teaching and Learning, 46, 17−31.
- Atkins, S., & Murphy, K. (1993). Reflection: A review of the literature. Journal of Advanced Nursing, 18, 1188−1192.
- Baird, J.R., & White, R.T. (1984). Improving learning through enhanced metacognition: A classroom study. Paper presented at the meeting of the American Educational Research Association, New Orleans.
- Biggs, J.B., & Moore, P.J. (1993). The process of learning. Sydney: Prentice Hall: Prentice Hall.
- Bradley, J. (1995) A model for evaluating student learning in academically based service. In Troppe, M. (Ed.), Connecting cognition and action: Evaluation of student performance in service learning courses. Providence., RI. 13−26
- Brockbank, A. & McGill, I., (1998.) Facilitating reflective learning in higher education, SRHE&OUP, Buckingham.
- Brookfield, S.D. (1995). Becoming a critically reflective teacher. San Francisco: Jossey-Bass.
- Clark, C.M. (1995). Thoughtful teaching. New York: Teachers College.
- Dewey, J. (1933). How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process. Boston: D.C. Heath.
- Entwistle, N.J., & Entwistle, A.C. (1991). Contrasting forms of understanding for degree examinations: The student experience and its implications. Higher Education, 22, 205−227.
- Fuller, R., Chalmers, D., & Kirkpatrick, D. (1995). Teaching university students learning and study strategies in context: An experimental study. HERDSA Research and Development in Higher Education, 17, 139−161.
- Garner, R. (1990). When children and adults do not use learning strategies: Toward a theory of settings. Review of Educational Research, 60(4), 517−529.
- Ginsburg, M. B. (1988). Contradictions in teacher education and society: A critical analysis. New York: Falmer.
- Goodlad, J.I. (1990). The occupation of teaching in schools. In J. I. Goodlad, R. Soder & K. A. Sirotnik (Eds.) The moral dimensions of teaching (pp 3−34) San Francisco: Jossey-Bass.
- Hattie, J., Biggs, J., & Purdie, N. (1996). Effects of learning skills interventions on student learning: A meta-analysis. Review of Educational Research, 66(2), 99−136.
- Hatcher, J.A. & Bringle, R. G. (1997). Reflection: Bridging the gap between service and learning. College Teaching, 45(4), 153−158.
- Henderson, J. G. (1992). Reflective teaching. New York: Macmillan.
- Hole, S. & McEntee, g. (1999): Reflection is at the heart of practice. Educational Leadership. 56 (8) May, p 34 37.
- Jarvis, P. (1992). Reflective practice and nursing. Nurse Education Today, 12, 174−181.
- Jones, C.J., Bell, S., & Saddler, C. (1991). Helping high school students improve their academic skills: A necessary role for teachers. High School Journal, 74,198.202.
- Kirkpatrick, D., Chalmers, D., & Fuller, R. (1993). Changes in students' approaches to study. In A. Herrmann & C. Latchem (Eds.), Teaching Learning Forum (pp. 251−265). Perth: Teaching Learning Group, Curtin University of Technology.
- Lasley, T. (1990). Editorial. Journal of Teacher Education 40, (2) — March April 1998
- Mathison, S. (1994). Critical reflection on classroom practice: Teaching as an investigative activity. In E. W. Ross (Ed.), Reflective practice in social studies (pp. 59−68). Washington, D. C: National Council for the Social Sciences.
- McCombs, B.L. (1991). Motivation and lifelong learning. Educational Psychologist, 26, 117−127.
- Moon, J. Reflection in learning & profeessional development. London: Kogan Page, 1999.
- Osterman, K.F. (1990). Reflective Practice: A new agenda for education. Education and Urban Society, 22 (2) — February 1990, p 133−152.
- Pintrich, P.R., De Groot, E. V., & Garcia, T. (1992). Student motivation and self-regulated learning in different classroom contexts. Paper presented at the XXV International Congress of Psychology, Brussels, Belgium.
- Pintrich, P.R., & Johnson, G.R. (1990). Assessing and improving students' learning strategies. In M.D. Svinicki (Ed.), New directions for teaching and learning: The changing face of college teaching (pp. 83−91). San Francisco: Jossey-Bass.
- Raelin, J. (2001). «Public Refection as the Basis for Learning.» Management Learning, 32(1), 11−30.
- Ramsden, P. (1988). Context and strategy: Situational influences on learning. In R. R. Schmeck (Ed.), Learning strategies and learning styles New York: Plenum1. Press.
- Ramsden, P. (1992). Learning to teach in higher education. London: Routledge.
- Ramsden, P., Beswick, D., & Bowden, J. (1986). Effects of learning skills interventions on first year university students' learning. Human Learning, 5(15), 151−164.
- Rinaldi, C. and Gardner, H. (2001). Making Learning Visible. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Risko, V.J., Vukelich, C., & Roskos, K. (2002). Preparing teachers for reflective practice: Intentions, contradictions, and possibilities. Language Arts Journal, 80 (2), 134−144.
- Roskos, K., Vukelich, C., & Risko, V. J. (2001). Reflection and learning to teach: A critical review of literacy and general teacher education studies. Journal of Literacy Research, 33 (4), 595−635.
- Seifert, K.L. (1999). Reflective thinking and professional development. Boston: Houghton Mifflin.
- Schon, D. (1988). Educating the reflective practitioner. San Francisco: Jossey-Vass.
- Schon, D. (1991). The reflective practitioner (2nd ed.). San Francisco: Jossey-Vass.
- Smylie, M.A. & Conyers, J. G. (1991). Changing conceptions of teaching influence the future of staff development. Journal of Staff Development Winter 1991- 12 (1) p 12−16.
- Stones E. (1994) Reform in teacher education: The power and the pedagogy. Journal of Teacher Education, 45, 310−318.
- Steier F. Research as Self- Reflexivity as Social Process // Research and Re-flexivity / Ed. F. Steier.L., 1991.
- Valverde, L (1982). The self-evolving supervisor. In T. Sergiovanni (Ed) Supervision of teaching (p 81 89). Alexandria: Association for Supervision and Curriculum Development.
- Volet, S.E. (1991). Modelling and coaching of relevant metacognitive strategies for enhancing university students' learning. Learning and Instruction, 1, 319−336.
- Weinstein, C.E. (1988). Assessment and training of student learning strategies. In R. R. Schmeck (Ed.), Learning strategies and learning styles (pp. 291−315). New York: Plenum Press.
- Weinstein, C.E., & Mayer, R. E. (1986). The teaching of learning strategies. In M. C. Wittrock (Ed.), Handbook of research on teaching (pp. 315−327). New York: Macmillan Publishing Company.
- Zimmerman, B.J. (1986). Becoming a self-regulated learner: Which are the key subprocesses? Contemporary Educational Psychology, 11, 307−313.