Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях: На материалах Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многочисленные исследования педагогов и психологов убедительно доказали, что часто содержание обучения не воспринимается учащимися из-за не-сформированности у них способов умственной деятельности. При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретают, как показала наша опытная работа, нетрадиционные уроки и инновационные формы и методы обучения. Исходя из этого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретические основы управленческих функций в образовательных учреждениях
    • 1. 1. Основные категории и понятия исследуемой проблемы. т
    • 1. 2. Основы проектирования педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия управления инновационной деятельностью в педагогическом коллективе
    • 1. 4. Вывода
  • Глава 2. Моделирование педагогических условий совершенствования управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях
    • 2. 1. Сущность, функции и методы управления в инновационных профессионапьных образовательных учреждениях
    • 2. 2. Моделирование структур управления
    • 2. 3. Организационные механизмы управленческой деятельности
    • 2. 4. Выводы

Совершенствование управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях: На материалах Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возникновение с конца 80-х годов инновационных профессиональных образовательных учреждений (высших профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей) было связано с необходимостью переориентации системы профессиональной подготовки молодежи согласно требованиям рынка труда, складывающегося перехода экономики, ее основных отраслей в режим рыночных (нерегулируемых) отношений, вместо сложившейся системы общественно-производственных отношений в рамках планово-регулируемой экономики. Следствием воздействия всех данных факторов и явилось внедрение в учебный процесс принципов многопро-фильности и многоуровневости, расширение спектра подготавливаемых специальностей, открытие социально и экономически востребованных профессий.

Система начального и среднего профессионального образования внедряет идеи гуманизации и демократизации образования, опережающего и непрерывного образования. Наиболее разрабатываемой идеей является непрерывность профессионального образования, что подтверждается объединением прежде разделенных систем начального и среднего профессионального образования, продолжением создания инновационных образовательных учреждений, реорганизацией лицеев в колледжи. Однако рациональное функционирование и развитие учебных заведений обеспечивается достаточным уровнем развития управления педагогическим процессом в них.

В создавшихся условиях изменения содержания профессионального образования появляется необходимость не простого приведения в нужное соответствие с этим управленческих функций, а совершенствования их, т. е. превращения управленческих функций в категорию системообразующих, т.к. структурное изменение всей системы социально-экономических отношений уже предполагает иное структурирование управленческой деятельности на базе обновленной научно-методической и учебной работы всего инженерно-педагогического коллектива инновационного профессионального образовательного учреждения. Таким образом, мы обладаем всеми необходимыми или объективными, сопутствующими или субъективными предпосылками к переходу на иную систему управленческой деятельности.

Проблемы обеспечения управления образовательными учреждениями рассматриваются в современных научных исследованиях с разных позиций. В них можно найти необходимые ориентиры в оценке не только предполагаемого, но и в части принимаемых мер. Это исследования в области теории деятельности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леоотъев, А. Р. Лурия, С.Л.Рубинпггейн) и, прежде всего, по проблемам выяснения функций психологической категории деятельности. Вопросы функционирования системы профессионального образования в новых социально-экономических условиях и перспектив планирования образования рассматривают К.А.Абульханова-Славская, С. Я. Батышев, Т.П.Вехо-ва, В. М. Заварыкин, Н. И. Иванова, А. И. Китов, А. А. Куприянов, Й.К.Шахри-маньян и др. В. Коростелев и др. изучают деятельность руководителя. Вопросов управления в индустриально-педагогической психологии касается Б. А. Душков. Структурно-функциональным анализом профессионально-педагогической деятельности занимаются Н. В. Кузьмина, Е. А. Леванова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др. Для совершенствования управленческой деятельности имеют большое значение исследования: социально-психологических и педагогических проблем межличностного общения (Г.М.Андреева, Н. П. Аникеева, А. А. Бодалев, Л.А.Петровская) — формирования личности в системе непрерывного образования (ВИБеспалько, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В.А.Кан-Калик, В.В.Краев-ский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. М. Левина, В. Г. Максимов, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, З.А.Ре-шетова, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Е.Н.Шиянова) и др. Все это в определенной степени обозначает актуальность проблемы, намечает пути ее решения, подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы в взаимосвязи с различными сторонами человеческой деятельности.

Однако, как видно из анализа литературы по проблеме, место, роль и момент (в выражении времени в ее длительности и вектора направленности) управленческой деятельности как системообразующего фактора в иерархии, порядке оценочных координат все еще не приведены в соответствие с практическими потребностями педагогических коллективов на настоящий и перспективный планы человеческой, личностной и коллективной деятельности.

Таким образом, существует объективное противоречие между требуемым и существующим уровнем управленческой деятельности в контексте социально-экономических преобразований в обществе, в рамках принятия оценок эффективности данной деятельности. Кроме этого необходимо определить педагогические условия построения руководителями системы управленческих функций, которые создадут реальную, практическую основу разрешения субъективных противоречий между обновляемым содержанием профессионального образования и действующей практикой управления учреждениями образованиямежду требованиями Госстандартов профессионального образования и потенциальных заказчиков по подготовке кадров. Разрешение этих противоречий должно быть представлено как определение соотношения общего и частного в модели специалиста на основе действующей и проектируемой системы управления процессом профессионального образования.

Все это и определило выбор темы исследования «Совершенства-ванне управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях».

Объект исследования — процесс функционирования инновационных профессиональных образовательных учреждений.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования управленческих функции в инновационных профессиональных образовательных учреждениях.

Цель исследования — определить педагогические условия совершенствования управленческой деятельности в инновационных профессиональных образовательных учреждениях.

В ходе исследования была принята следующая гипотеза. Совершенствование управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях достигается при соблюдении следующих педагогических условий:

— системообразующую идею в формировании обновленных управленческих функций составляет модель выпускникамоделирование единых педагогических требований к профессиональной компетентности преподавателя и мастера производственного обучения находится в тесной связи с моделью выпускника (специалиста);

— совершенствование управленческих функций реализуется через создание педагогических условий — структуризацию управленческой деятельности, обеспечивающей творческое взаимодействие всех подразделенийстимулирование саморазвития жизненной активности субъектовосуществление стадиальности управления (проект-концепция, модель, программирование);

— локальные нормативно-правовые положения, регламентирующие все основные виды деятельности в инновационных профессиональных образовательных учреждениях, постоянно обновляются.

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Изучение вопросов теории и практики организационно-педаго-гических условии совершенствования управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях.

2. Теоретическое обоснование педагогических условий управленческих функций, направлений инновационной деятельности с точки зрения рассмотрения категорий и определения понятий в целом и в частности.

3. Проверка теоретических положений опытно-экспериментальным путем.

4. Разработка содержательно-функциональной модели управления в инновационных профессиональных образовательных учреждениях.

Вышеназванные задачи исследования, решение которых предполагает обновление управленческой деятельности, могут возникнуть и внедряться только в условиях опытно-экспериментальной работы инновационных профессиональных образовательных учреждений в рамках перехода на новое содержание профессионального образования, согласно требований Государственных образовательных стандартов по профессиям.

Методологической основой исследования являются современные философские, психологические, социологические концепции, интегрируемые вокруг универсалии педагогики «человек как предмет воспитания" — идеи синергетики как науки о самоорганизующихся, саморазвивающихся социальных системахсовременные идеи педагогического менеджмента, раскрывающие целостный подход к педагогическому процессу как гуманитарной системе, пространство которой насыщено человеческими ценностями, проявлениями субъективности человека и развитие которой определяется динамикой развития жизненной активности взаимодействующих субъектов педагогического процесса.

В соответствии с предметом, задачами исследования и на основе его методологических подходов были использованы методы исследования, которые можно разделить на следующие группы:

— научно-библиографический анализ, изучение и обобщение передового опыта подготовки специалистов начального и среднего звена;

— анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение, интервьюирование;

— создание педагогических и производственно-технических ситуаций, проектирование, моделирование и педагогический эксперимент;

— метод самооценки и экспертной оценки, метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили Якутский коммерческий лицей, Якутский политехнический колледж, Якутский технический лицей.

Этапы исследования:

Первый этап (1990 — 1992 г. г.) — осознание необходимости совершенствования управленческих функцийпроведение библиографического исследования, изучение передовой педагогической практики в сфере управленческой деятельности как поиск путей к совершенствованию. На данном этапе были определены цель, объект и предмет исследования.

Второй этап (1992 — 1997 г. г.) — обоснование модели управления инновационными процессами в профессиональном образовательном учреждении, разработка основных ее положений и проверка их в процессе опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1997 — 2000 г. г.) — теоретическое обобщение, анализ полученных в процессе опытно-экспериментальной работы результатов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что предлагаемая в нем концепция управления инновационными процессами в профессиональном образовательном учреждении обосновывает новый подход к процессу управления и руководства учебно-воспитательной работой и может рассматриваться как методологическое основание для прикладных исследований в области педагогического руководства инновациями в образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания к совершенствованною управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях, разработаны принципы, основания, критерии, стадии их развития и обоснованы рациональные условия их реализации в педагогической практике.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в профессиональных образовательных учреждениях. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы помогают педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс развития профессиональных образовательных учреждений с учетом соотношения стандартных и инновационных подходов в управлении образовательным процессом.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечены многоаспектным методологическим обоснованием исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам, внедрением результатов исследования в практику инновационных профессиональных образовательных учреждений, личным опытом автора, полученными положительными результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы в Якутском коммерческом лицее, публикаций статей по теме диссертации, выступлений по основным ее идеям и их обсуждений на различных научно-практических конференциях и семинарах работников начального, среднего и высшего профессионального образования. Выводы и рекомендации используются в деятельности Якутского коммерческого лицея.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия совершенствования управленческих функций в инновационных профессиональных образовательных учреждениях обусловлены внешними факторами экономической, социальной и иной среды и необходимостью подготовки кадров в соответствии с требованиями развития современного общества.

2. Проектирование, моделирование и создание педагогических условий, направленные на формирование рациональных управленческих функций инновационного образовательного учреждения и их совершенствование, обеспечивают его функционирование в режиме развития, когда управленческие функции включают в себя идеальный образ современного специалиста, разработанный в модели выпускника (специалиста), идеальный характер действия, основанный на рациональное структурирование управленческой деятельности, идеальную логику реализации, способную создать педагогическую деятельность, обусловливающую самостоятельность, творчество ее субъектов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

2.4. Выводы.

1. Функции управления учреждением профессионального образования не могут носить только административно — организаторского характера. В них обязательно имеет место социально-психологический аспект.

2. С понятием «методов управления» тесно связано понятие о «технологии труда руководителя». Имеется в виду система последовательных операций и этапов в деятельности руководителя, а также система предписаний, методов, приёмов и средств её осуществления.

3. Из проведенной нами опытно-экспериментальной работы выявлена целесообразность того, чтобы, во-первых, руководители и работники активно, целенаправленно изучали деятельность учебного заведения во всей ее сложности и многообразии и на данной основе принимали решения и вырабатывали необходимые практические рекомендацииво-вторых, выдвигаемые руководителем учебного заведения задачи, планы, важнейшие мероприятия прорабатывались и обсуждались в коллективев-третьих, взаимоотношения руководителя и педагогического коллектива строились на основе взаимной требовательности и уваженияв-четвертых, социально-психологическая совместимость директора и его заместителей достигается, если директор решает важнейшие вопросы коллегиально, объективен в оценке работы подчинённых, умеет согласовать свои действия с действиями заместителей, правильно распределяет служебные обязанности, даёт своим заместителям самостоятельность в работе, поддерживает их авторитет и престиж.

4. Схема рассмотрения системы управленческих функций, когда она методологически строится из структуры и элементов, связей, позволяет принимать ее как состоящую из частей, независимых друг от друга в отдельности, но имеющих и меняющих свое качество в зависимости от своих отдельных состояний и определенных состояний взаимодействия. Именно в принятии нами данного положения (принципа) проявляется дань уважения к классической системе философских взглядов, выраженных в диалектическом понимании сущности явлений. На практике это выходит через внедрение схемы управления структурными службами инновационных профессиональных образовательных учреждений.

5. Необходимо координировать действия педагогического коллектива по реализации качественно новых идей в развитии образовательных услуг как обособленной среды и необходимых условий становления, самореализации измененных управленческих функций (саморефлексия системы управленческих функций).

6. Решение комплекса взаимосвязанных задач, объединенных в единую методическую тему «Развитие творческого потенциала педагога» позволило приведению в действие управленческой формулы «решение задач как механизм управления», где сам механизм в свою очередь опосредованно понимается как данная, конкретная функция управления.

7. Переход на блочно-модульное построение системы обучения уже воспринимается как следствие внедрения измененных управленческих функций и где система обучения представляется как подсистема или как учебный процесс, как следствие от действия принятой системы управления в целом на ход процесса обучения.

8. Педагогический менеджмент в области формирования профессиональных знаний и умений должен внедряться в взаимосвязанной, взаимозависимой и взаимодействующей среде обучающихся и обучающих. Данная сфера деятельности сопоставляется с требованиями государственных стандартов профессионального образования и затем закрепляется путем принятия моделей выпускника (специалиста).

9. Проведенная в Якутском коммерческом лицее опытно-экспериментальная работа показывает, что профессиональному образованию в общей системе образования принадлежит совершенно особое место, и в первую очередь потому, что формирование рынка труда ставит перед сферой профессионального образования задачу подготовки социально активного, инициативно мыслящего и профессионально мобильного квалифицированного специалиста. В этих условиях повышаются требования к уровню профессионально-педагогической компетенции работников учебных заведений нового типапрофессиональных лицеев и колледжей, к управлению ими, к системе повышения их квалификации.

118 Заключение.

Реформирование образования в соответствии с общенаучным принципом антропоцентризма — это прежде всего, по справедливому замечанию А.Г. Асмо-лова, организация «всей жизни растущего и обучающегося ребенка, а не только и не столько реформа педагогического метода, той или иной специальной технологии обучения». Антропоцентризм как принцип современной философии нацеливает педагогическую мысль на утверждение общественной значимости человека, его активной, целенаправленной, свободной и ответственной деятельности.

Принцип антропоцентризма в педагогике немыслим без обращения к субъективности человека, к пониманию его бытия как созидания и самосозидания, его развития как самоопределения и саморазвития. Для того чтобы педагогический процесс приобретал антропоориентированный характер, необходимо проектировать и организовать жизнедеятельность его субъектов адекватной сущности человека и фундаментальным основаниям его бытия. Идея саморазвития и самоопределения личности преподавателя и учащегося, положенная в основу управления деятельностью лицея, обладает мощной инициирующей силой, ибо обращена к глубинным духовно-нравственным устремлениям субъектов педагогического процесса.

Итак, экстраполяция и интеграция антропоцентрированных философских, культурологических, социологических, психологических идей и концепций создают методологические основания для реализации цели и задач нашего исследования: определить педагогические условия совершенствования управленческой деятельностиобосновать педагогические условия управленческих функций, разработать содержательно — функцио-нальную модель управления в инновационных профессиональных образовательных учреждениях.

В условиях формирующегося рынка труда значительно возрастают требования к профессиональной компетенции и квалификации, предприимчивости и инициативе, трудолюбию и работоспособности, а также к здоровью. В этой связи педагогический коллектив поставил значительные по своим масштабам задачи: привести труд педагогов и учащихся, материально-техническую базу лицея, организацию и управление учебным процессом в полное соответствие с научно обоснованными нормами и требованиями по основополагающим аспектам деятельности: педагогическому, социальному, экономическому, психолого-физиологическому.

Поскольку основу деятельности образовательного учреждения занимает учебный процесс, его интенсификацию мы рассматриваем в двух аспектах: с одной стороны, коренной переработке в соответствии со стандартом образования в целях формирования необходимого уровня знаний подвергаются учебные планы и программыс другой стороны, в динамичности учебных возможностей заложен механизм их совершенствования. Однако, чтобы их развить требуется длительная систематическая работа.

Многочисленные исследования педагогов и психологов убедительно доказали, что часто содержание обучения не воспринимается учащимися из-за не-сформированности у них способов умственной деятельности. При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретают, как показала наша опытная работа, нетрадиционные уроки и инновационные формы и методы обучения. Исходя из этого, коллектив лицея взял за основу такую учебную деятельность, которая направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных в форме теоретических знаний. Это определение соответствует стандартизации образования, а также организации учебных занятий в лекционно-семинарской форме, дает реальную возможность продемонстрировать учащимся технологию усвоения знаний, обучив их рациональным приемам учебной работы. На основе этих приемов формируется культура умственного труда, методы работы с учебной и дополнительной лигературой, что является основой самообразования учащихся лицея.

Применение лекционно-семинарской формы занятий, межпредметных уроков-семинаров по товароведению и рыночной экономике в лицейских группах и др. способствуют выработке необходимых навыков и умений организации самостоятельной работы, обеспечивают активную позицию учащихся в приобщении к стандарту профессионального образования, с которым у учащихся складываются надежды на самоутверждение. Использование показателей обучаемости помогает педагогу прогнозировать возможности индивидуального профессионального роста специалиста, помогает оценивать его способности усваивать новую информацию. Все это ведет к тому, что учебная деятельность учащихся на уроке становится мотивированной, поисковой, познавательной, обеспечивается коллективная деятельность на уроке в сочетании с индивидуальным творчеством как учащихся, так и самого преподавателя.

Совершенствованию учебного процесса способствовала деятельность Учебно-методического Совета с педагогическим сообществом лицея по созданию новых технологий, основанных на уважительном отношении к личности учащихся, признании их права на ошибку, стимулировании учения без принуждения, создании непринужденной творческой атмосферы, эмоциональной раскованности на каждом занятии, их высокого интеллектуального фона, поддержании высокого уровня любознательности учащихся, на формировании у них чувства свободы и личной ответственности.

Как показало проведенное исследование, моделирование системы квалификационных требований к уровню представлений, знаний и умений выпускников, преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках государственных стандартов начального и среднего профессионального образования является тем необходимым методологическим подходом, что позволяет реконструировать процесс управления педагогическим процессом, проектировать затем схемы планирования, учета и контроля за ходом процесса обучения.

Антропоориентированный педагогический процесс в учебном заведении представлен единым образовательным пространством, сущность которого в управленческом аспекте заключается в проектировании, планировании, корректировании и реализации разнообразной деятельности: познавательной, предметно-практической, двигательной, неформального общения и т. д. Так в едином образовательном пространстве учебная деятельность перерастает во вне-учебную. Внеучебная деятельность является средством обогатить содержание и формы деятельности, представленной в учебной работе, с учетом интересов и запросов учащихся. Ее обеспечивают преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, для которых неформальное общение с учащимися на ином эмоционально-содержательном уровне является одновременно средством самовыражения и самореализации.

Существенно значимым в совершенствовании управленческой деятельности является создание условий как смысловых пространств самоопределения личности — уровней проявления ее жизнефункционирования, жизнедеятельности, жизнетворчества, смыслотворчества. Среда как условие жизнедеятельности, как компонент конструкции несет в себе ретроспективную и прогрессивную тенденции. Первая ориентирует жизнедеятельность на уют, камерность, безопасность, на личные общение и релаксацию. Вторая — на прообраз завтрашнего дня, реализацию на невербальном уровне педагогических задач. И все это становится возможным, когда организационно-управленческая деятельность направлена на педагогизацию среды.

Опыт управленческой деятельности доказал, что среду можно считать пе-дагогизированной, если в ней присутствуют признаки жизнедеятельности, позволяющие утверждать наличие антропоориентированного педагогического процесса, а именно:

— безопасность учащегося (он чувствует защищенность и постоянную поддержку);

— успешность учащегося как в социальном аспекте, т. е. в освоении социальной нормы, так и в собственных глазах, т. е. в самоутверждении;

— самопреодоление своей природы, своего «не хочу», т. е. самосозидание, самостановление.

Последнее осуществлялось в управленческом аспекте через ученическое самоуправление, которое обеспечивало возможность участия каждого учащегося во всех делах лицея, в определении своего личностно-граждан-ского становления, развивая в себе необходимые для коммерческо-пред-принимательской деятельности качества. В этом аспекте выяснилось, что создание условий для стимулирования механизмов саморазвития личности учащегося на уровне глубинных ее изменений включает специальную систему психолого-педагогического взаимодействия, главными компонентами которой являются рефлексия и саморефлексия, вектором которой является движение от ситуативной к ретроспективной, затем к перспективной рефлексии (самоосмысление, самопреодоление, самосозидание).

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила положения гипотезы и позиции, выносимые на защиту, в том плане, что проектирование, планирование, осуществление педагогической деятельности учебного заведения в режиме постоянного поиска нового и его реализации успешно осуществляется в логике движения в смысловых пространствах самоопределения личности субъектов педагогического процесса и когда он основывается на идее такой жизнедеятельности, которая базируется на ценностно-смысловых основаниях, когда существенно меняется адаптивная социоценграция педагогов и учащихся на продуктивную «Я-центра-цию» как восхождение человека к себе, к своему «Я».

Мы далеки от мысли, что решены даже основные вопросы, связанные с совершенствованием управленческой деятельности в инновационных профессиональных учебных заведениях. Требуют дальнейшего изучения такие вопросы, как создание целостной модели антропоориентированного педагогического процесса, моделирование и проектирование педагогических условий, управленческих и учебно-производственных ситуаций в целях постоянного и своевременного учета возникающих изменений в социально-экономической сфере жизни общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .З. Управление процессом развития и функционирования профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики. М.: Проф. образ., 1997.194 с.
  2. А.Р. Совершенствование экономического механизма функционирования системы начального и среднего профессионального образования в современных условиях. Дис.. на соискание учен. ст. канд. экон. наук. Махачкала, 1998.
  3. И.Г. Подготовка руководителей ПТУ к принятию эффективных педагогических решений. Л., 1985.224 с.
  4. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Казань, 1998. 240 с.
  5. Абульханова Славская К. Г. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
  6. Л.В. Управление процессом становления и развития сельской гимназии. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997. 169 с.
  7. Р.А. Управление методической работой по реализации взаимосвязи общего и профессионального образования в Учебном центре непрерывного профессионального образования. Казань, 1994.
  8. Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. Якутск: 1998.124 с.
  9. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования". Казань: Проф.образ., 1995.178 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  11. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие. М.: Высш. школа, 1981. 240 с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  13. В.М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (Аспект взаимосвязанного обучения языкам). Автореф. дис.. в виде научного доклада на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Якутск, 1996. 40 с.
  14. Антология педагогической мысли: В 3 т.Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высш. шк., 1989. 463 с.
  15. Х.Н. Проблемы управления Гороно профессиональными учебными заведениями (На материалах НРБ). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1974. 175 с.
  16. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск. Якуткнигоиздат, 1966. 344 с. с илл. (Якутский госуниверситет).
  17. Т. Шафи оглы. Управление подготовкой рабочих в системе профтехобразования республики (На примере Азербайджана). Дис.. на соискание учен. ст. канд. эконом, наук. СПб, 1993. 147 е., ил.
  18. И.М. Социально-педагогические условия управления развитием региональной образовательной системы. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.156 с.
  19. А.С. Оптимизация управления профессиональной школой в условиях эксперимента. М., Изд-во «Проф. образ» 1997. 164 с.
  20. С.Я. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М.: Проф. обр., 1995. 208 с.
  21. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.258 с.
  22. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд-во «Проф.образ», 1997. 512 с.
  23. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. Часть I, — М.: А.П.О., 1993.- 394 с.
  24. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. Часть П. М.: А.П.О., 1993.196 с.
  25. С.Я. Производственная педагогика. Учебник. Изд. 2-е. М., «Машиностроение», 1976, 688 с.
  26. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987.199 с.
  27. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.446 с.
  28. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова. С.-Петербург: МФИН, 1992. 448 с.
  29. А.Н. и др. Книга практического психолога: Часть I. X.: РИП «Оригинал», фирма «Фортуна-пресс», 19%. 302 с.
  30. А.Н. и др. Книга практического психолога: Часть П. X.: РИП «Оригинал», фирма «Фортуна-пресс», 1996.424 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 219 с.
  32. ПЛ. Избранные психологические произведения. М., 1964.542 с.
  33. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдпггейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  34. И.А. Модели управления деятельностью преподавателей общеобразовательных дисциплин в ПТУ. Л., 1983. 194 с.
  35. Н.И. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. 271 с.
  36. Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальных классов. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.225 с.
  37. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. 268 с.
  38. А.А. Моделирование элементов мышления. М.: Шум, 1988.160 с.
  39. Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.250 с.
  40. Н.О. Информационно-аналитический метод оценки освоения знаний как фактор эффективности управления образовательным процессом в школе. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.
  41. Т.П., Шахриманьян И. К. Новые социально-экономические условия как среда функционирования системы профессионального образования в регионе //Проблемы качества профессионального образования в условиях перехода к рынку. М., 1991. С. 20−22.
  42. В.К. Технология осуществления эффективного внутришко-льного контроля в структуре управления развивающейся школой. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  43. В.П. Педагогические условия управления учебным процессом педагогического колледжа. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998.168 с.
  44. А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Саратов, 1997.187 с.
  45. Г. Н. Программа по народной педагогике для педагогических и этнопедагошческих училищ, лицеев, колледжей. Якутск: 1995.24 с.
  46. К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. М., «Знание», 1977.64 с.
  47. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков /Сост. Н. Г. Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1997. 752 с.
  48. .Л. Современная буржуазная школа.- М.: Знание, 1984. 80с.
  49. Л.С. Педагогическая психология /Послесл. В.В. Давыдова- примеч. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 533 с. (Психология: Классические труды).
  50. Г. В. Совершенствование управления учебно-воспитательным процессом ПТУ в условиях перестройки советского общества. Киев, 1990. 264с.
  51. П.Я. Психология как объективная наука /Под ред. А. И. Подольского. М. Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с.
  52. М.П. Содержание, формы и методы работы педагогического коллектива. Казань, 1974.157 с.
  53. Г. А. Структура и содержание организационно-педагогической деятельности руководителей учебных заведений профессионально-технического образования. М., 1993. 218 с.
  54. Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 243 с.
  55. Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи. Дис. на. соискание учен. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 236 с.
  56. А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно-ориентированной образовательной системы. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Барнаул, 1997.
  57. В.Г. Социально-педагогические условия формирования индивидуального стиля деятельности директора ПТУ. М., 1992.173 с.
  58. Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. М: Политиздат, 1991. 480 с.
  59. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. М., 1996.
  60. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.114 с.
  61. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск, Кн. изд-во, 1976. 240 с. с ил.
  62. А.М. Структура и содержание управленческой деятельности в профессиональном лицее. М., 1997. 263 с.
  63. Н.В. Педагогические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа профлицеях. Дис. .на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Владикавказ, 1996. 219 с.
  64. В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: (На примере учебно-воспитательного комплекса). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
  65. А.Д. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее. Тула, 1997. 234 с.
  66. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. 80 с.
  67. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  68. В.А., Марейчева Л. В. Проблема непрерывного образования немецкого населения в Сибири. Томск, 1993. 65 с.
  69. К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философ-ско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. 399 с.
  70. Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа, гимназии. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 19%.
  71. .А. Индустриально-педагогическая психология (Труд, организация, управление): Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1981. 208 с.
  72. Т.М. Педагогическая диагностика как функция муниципальных органов управления образованием. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Б.м., 1998. 156 с.
  73. Жук В. П. Совершенствование содержания и организации деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Киев, 1987.182 с.
  74. В.М., Попов В. В., Бутко Е. Я. Стратегия развития профессионального образования в РСФСР в период перехода к рыночной экономике. М., 1991.49 с.
  75. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1991.120 с.
  76. Ю.Л. Пути демократизации внутришкольного управления. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1988.
  77. Н.С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX века (на материалах Санкт-Петербурских коммерческих училищ). Дис.. насоиск. учен. ст. канд. пед. наук. Б.м., 1953.
  78. В.Д. Система научно-методической деятельности педагогического коллектива в профессиональном лицее. М., 1997. 87 с.
  79. А.Н. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1995.
  80. А.В. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Якутск: ЯГУ, 1996. 56 с.
  81. Н.И. Социально-экономические предпосылки развития профтехобразования //Планирование экономического и социального профтехобразования. Часть I. Л., 1980. С. 148−155.
  82. Из глубины: Сб. статей о русской революции. М.: Новости, 1991. 344с.
  83. И.И. Структура процесса учения/ Монография. М., Изд-во Московского университета, 1986.200 с.
  84. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании: (На материале становления инновационных школ в Пермской области). Дис.. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.154 с.
  85. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. 1999. М.: Изд-во МГУП, 1999.180 с.
  86. P.A. Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогических работников. Дис.. на соискание учен, ст. докг. пед. наук. Казань, 1996. 315 с.
  87. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем. М., 1998. 98 с.
  88. А.Г. Современные педагогические технологии. М.: Инст. по-выш. квалиф, 1997. 50 с.
  89. С.Д. Социально-педагогический анализ управления образованием: (На примере массовой общеобразовательной школы). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Л., 1989.
  90. H.H. Становление и развитие коммерческого образования в России XV1TI начала XX веков. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  91. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества образования в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
  92. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. 415 с. (Мыслители XX века).
  93. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.190 е., ил.
  94. A.C. Взаимосвязь самоуправления учащихся и управленческой деятельности руководителей ПУЗ. М.: Специалист, 1996. 203с.
  95. А.И. Личность и перестройка- заметки психолога. М., 1990. 192с.
  96. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., /Серия «Педагогика и психология», 1989, № 6.173с.
  97. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. 302 с.
  98. В.П. Педагогические условия формирования благоприятного климата в учебно-производственной группе ПТУ. Казань, 1989.167с.
  99. Ф.Н. Подготовка руководителя к деятельности по разработке и осуществлению программ инновационного развития учреждения начального профессионального образования. Курган: Проф. образ., 1996. 257 с.
  100. Ф.С. Организационно-педагогические основы подготовки руководителей образовательных учреждений к опытно-экспериментальной работе. М., 1997. 326 с.
  101. A.B. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа. Дис.. на соиск. учен.ст. докт. пед. наук. Минск, 1995.
  102. В.В. Культура речи культура поведения. Л.: Лениздат, 1988. 271с.
  103. Конаржевский Ю. А Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Челябинск, 1980.
  104. П.П. Трудовая политехническая подготовка сельских школьников в условиях становления рыночной экономики. Дис.. в виде научного доклада на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Якутск, 1998. 39 с.
  105. H.H. Словарь-справочник практического психолога.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 224 с.
  106. Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921−1931. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 508 с.
  107. Е.А. Организационно-педагогические условия внутри-школьного управления на демократической основе. Дис. .на соискание учен, ст. канд. пед. наук. Киев, 1991.
  108. Г. С. Управление развитием профессионального лицея (педагогический аспект). Курган, 1997. 203 с.
  109. В. Коммерческая деятельность руководителя //Профессионал. 1991. № 6. С. 7−11.
  110. А.М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания.-М.: Политиздат, 1988. 383 с.
  111. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании //Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие студентов педагогических институтов /Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. С. 107−123.
  112. Г. А. Теория и практика эффективного управления инновационным образовательным учреждением школой-комплексом. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
  113. Н.К. О школьном самоуправлении: Сб. ст. и выступле-ний./Сост. В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1964.207 с.
  114. Н.В. Профессионализм деятельности и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. 167 с.
  115. Е.И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
  116. H.A. Управление общеобразовательными учреждениями на основе квалиметрического подхода: (Теоретико-методологический аспект). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Ижевск, 1997.172 с.
  117. Л.Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  118. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.128 с.
  119. A.A. Проблемы исследований учебных групп профессий и определения содержания профессиональной подготовки //Проблемы всеобщего профессионального образования молодежи: Сб. науч. трудов. Л., 1987. С. 4758.
  120. Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
  121. В.В. Становление системы лицейского образования в России первой четверги XIX века. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 19%. 164 с.
  122. Ю.З. Педагогические основы мастера производственного обучения ПТУ. Могилёв, 1995. 108 с.
  123. А.Ф. Проблемы оптимизации управления ПТУ. М., 1976. 85с.
  124. А.Н. Организационно-педагогические условия повышения эффективности календарного планирования учебного процесса в ПТУ. Казань, 1985. 256 с.
  125. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. TL М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. 304 с.
  127. М. и др. Почему имеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем./ М. Леске, Г. Редлов, Г. Штилер. М.: Политиздат, 1987. 287 с.
  128. И.Я. Проблемное обучение. М., «Знание», 1974. 64 с.
  129. А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания. М.: Институт практич. психологии, 1997. 244 с.
  130. А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа): Философский очерк. Нижний Новгород, Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. 56 с.
  131. Т.Ф. Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  132. A.B. О народном образовании: (Сборник) /Ред. кол.: Н. К. Гончаров. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 559 е., ил.
  133. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. 320 с.
  134. A.C. и др. Педагогика. Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. М., «Высшая школа», 1973. 392 с.
  135. A.C. Коллектив о воспитании личности /Сост. В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. 332 с.
  136. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М.: Высш. школа, 1983. 344 с.
  137. A.A. Особенности функционирования профессионального лицея в условиях формирования муниципального рынка труда: (На примере профессионального лицея № 5 г. Коряжмы Архангельской области). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  138. А.К., Маше Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с. /Психол. наука школе/.
  139. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования. М., 1997.186 с.
  140. Е.Г. Формирование системы управления процессом развития ПУЗ. Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. Б.м., Б.г. 242 с.
  141. В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей: Справочник. М.: Финансы и статистика, 1993.272 с.
  142. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., «Педагогика», 1972.168 с.
  143. С.П. Совершенствование функции организации внутри-школьного управления как фактор повышения эффективности деятельности руководителей школ. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.
  144. Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. М.: Республика, 1992.479 с.
  145. В.И. Научно-педагогические основы моделирования региональной системы начального профессионального образования. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.169 с.
  146. В.Д. Активная жизненная позиция как цель нравственного воспитания: Учеб. пособие. Якутск: 1990. 64 с. / Якутский гос. ун-т/.
  147. Т.А. Управление развитием общеобразовательных учреждений. Дис.. на соискание учен. ст. канд. экон. наук. СПб, 1998.
  148. Э.И. Новое пособие по педагогике //Сов. педагогика. 1984. т.С. 126−131.
  149. А.Н. Методика управления инженерно-педагогиче-ским коллективом профессионального лицея. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Тольятти, 1998. 154 с.
  150. А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986.160 с.
  151. B.C. Психология детства и отрочества: Учеб. для вузов: М.: Ин-т практ. психологии, 1998. 488 с. /Б-ка школьного психолога/.
  152. Т.Г. Моделирование продуктивной управленческой деятельности директора ПУЗ. М., 1996. 134 с.
  153. А.П. Теоретические основы построения современной реальной школы. Дис.. на соискание учен. ст. докг. пед. наук. СПб, 1998.
  154. А .Я. Педагогическое управление профессиональной подготовкой молодёжи. М., 1989.152 с.
  155. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений: (На примере региона). Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. Кемерово, 1997.233 с.
  156. Е.В. Управление негосударственными учебными заведениями в системе государственного образования. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.193 с.
  157. Л.З. Философия: Учебное пособие. М.: МГУ, 1996. 214с.
  158. Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения //Под общ. ред. Н.Д. Неусгрое-ва. Якутск: 1995.112 с.
  159. В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск: 1988. 83 с. (Хабаровский пед. ин-т).
  160. М.В. Педагогические традиции в коллективе среднего профессионального учебного заведения. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Казань, 1994.
  161. Н. Макиавелли. Государь. Пер. с ит. М.: Планета, 1990. 84 с.
  162. А.Г. Лекции по философии науки. 4.1. Якутск: 1995. 97с. (Якутский гос. ун-т. Аналит. центр при Президенте Республики Саха (Якутия)).
  163. А.М. Профессиональное образование России/ Перспективы развития. М., ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
  164. Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству: В помощь начинающему исследователю в области воспитания. М.: Просвещение, 1966.186 с.
  165. Новые модели финансирования профессионального образования. М., Ин-т развития проф. образования, 1996.152 с.
  166. Т.Х. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1993.
  167. Н.К. Педагогическое управление процессом повышения квалификации мастера производственного обучения ПУЗ. Челябинск, 1993.
  168. Организация деятельности Совета предприятия: пакет документов /Рук. разработки Г. Д. Филиппова. М., 1991. 27 с.
  169. A.A. Структурно-функциональный анализ управления учебной работой общеобразовательной школы. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1973.
  170. Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы. Дис.. на соискание учен. ст. канд. наук. М., 1999.
  171. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. 528 с.
  172. Основы профессиональной педагогики. Изд. 2-е. /Под ред. С .Я. Ба-тышева и С. А. Шапоринского. М., «Высш. школа», 1977. 504 с. с ил.
  173. СЛ. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. и авт. предисл. В. С. Муравьев. М.: Прогресс, 1989. 448 с.
  174. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования /Вып. I. М., 1994. 75 с.
  175. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.168 с.
  176. Л.М. Технология управления школой в условиях развития. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.
  177. Й.П. Педагогика. Новый курс, в 2-х кн. М., Изд-во центр «ВЛАДОС», 1999. Кн.1. 576 с.
  178. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996.432 с.
  179. Л.В. Развитие лицейского образования в России в XIX -начале XXв.в. Дис.. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.162 с.
  180. Т.А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования: (На материалах Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Тюмень, 1996.
  181. .Н. Изменение семьи народов Якутии: Учеб. пособие. Якутск: 1994.140 с.
  182. Н.М. Управление развитием образования в сельском улусе. Автореф. дис.. насоикание учен. ст. канд. пед. наук. Якутск, 1999. 20 с.
  183. И.С. Эшопедагогическое учение-айыы. Школа кут-сюр: Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. 70 с.
  184. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. 320 с.
  185. Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России, конец XIX начало XX веков. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998.
  186. Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Управ-ление качеством образования в лицее». Барнаул, 1999. 16 с.
  187. Проблемы обновления содержания профессионального образования в новых социально-экономических условиях. Ч. I. Якутск, 1995.82 с.
  188. Проблемы обновления содержания профессионального образования в новых социально-экономических условиях. Ч. П. Якутск, 1995. 97 с.
  189. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта /Основные материалы Всероссийских педагогических чтений /Часть I. М., 1994.190 с.
  190. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта /Основные материалы Всероссийских педагогических чтений /Часть П. М., 1994. 218 с.
  191. Профессиональная педагогика. Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  192. Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи /Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988.144 с.
  193. H.A. Совместная деятельность органов ученического самоуправления при подготовке рабочего современного типа. М., 1991.245 с.
  194. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. 207 с.
  195. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Дис.. на соискание учен. сг. докт. пед. наук. СПб, 1996. 352 с.
  196. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997. 177 с.
  197. Т.К. Регулятивно коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  198. И.А. Диалектика инноваций в отечественной педагогике: (В теории и практике общеобразовательной школы XX века). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1995.
  199. М.Н. Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности учителя инновационной школы. Автореф. дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Якутск, 1997.19 с.
  200. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  201. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 /Под ред. Г. Н. Джибладзе- Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
  202. А.И. Организационно-педагогические основы муниципальной системы начального профессионального образования. Дис.. на соискание учен. сг. канд. пед. наук. М., 1998.
  203. Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920−1995 гг.)/. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1996. 31 с.
  204. JI.A. Педагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом в гимназии. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998.
  205. Ю.А. Разработка алгоритмического обеспечения проектирования и управления региональной системой дифференцированного образования. Дис. на соискание учен. ст. канд. техн. наук.- Воронеж, 1996.
  206. П.И. Инновационные процессы в дидактике. М., Изд. «Специалист», 1996. № 1. 58 с.
  207. С.П. Экономико-организационные проблемы финансового менеджмента в образовании на современном этапе в России. Дис.. на соискание учен. ст. канд. экон. наук. М., 1995.
  208. В.П. Управление процессом профессиональной адаптации молодых педагогов в ПТУ. Казань, 1984.234 с.
  209. П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1999.
  210. Системный анализ процесса мышления /Под ред. К. В. Судакова, АМН СССР.- М.: Медицина, 1989. 336 с.
  211. В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1988. 239 с.
  212. И.З. Педагогические условия реализации единых требований у учащихся ПТУ. Казань, 1990.165 с.
  213. Н.Д. Формирование модели учебно-материальной базы школы будущего с учетом особенностей региона: (На примере Тюменской области). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  214. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.384 с.
  215. А.Е. Педагогические основы управления ПТУ. Л., 1987. 205с.
  216. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М.: Смысл, 1995. 653 с.
  217. Е.И. Формирование социально-педагогической ориентации руководителей С11Т У в процессе изучения производственной адаптации молодых рабочих. Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук.- Л., 1987.
  218. Л.В. Развитие дидактических инноваций в системе народного образования в Республике Саха (Якутия) (1917−1958). Автореф. дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Якутск, 2000. 21 с.
  219. Современная западная философия: Словарь /Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991.414 с.
  220. Современная философия: Словарь и хрестоматия /Авторы и составители Л. В. Жаров и др.- отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995.511с.
  221. Л.Ф., Конаныхин П. В. Идейно-политическое воспитание школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Просвещение, 1982. 190 с. (Б-ка клас. руководителя).
  222. Н.С. Научно-педагогические основы управления общеобразовательной школой (Внутришкольный аспект). Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. М., 1981.
  223. H.H. Научно-педагогические основы деятельности классного руководителя ПТУ. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Киев, 1989.
  224. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  225. Н.М. Организационные вопросы совершенствования управления педагогическим коллективом ПУЗ. Иркутск, 1977.134 с.
  226. С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. СПб, 1997. 229 с.
  227. В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  228. Л.Р. Управленческий компонент профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  229. A.B. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  230. И.Е. Основы предпринимательства и бизнеса: Учеб. пособие. Якутск: ЯГУ, 1993.134 с.
  231. Н.В. Моделирование содержания учебного курса с использованием концептуальной базы моггивационного программно-целе-вого управления. Дис.. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. Барнаул, 19%. 176с.
  232. С.И. Организационно-педагогические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в условиях формирующегося рынка труда. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Б.м., Б.г.
  233. Учебно методический кабинет Якутского коммерческого лицея. Педагогические основы системы управления учебным заведением нового типа. Якутск, 1997. 43 с.
  234. Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Оренбург, 1996.
  235. Философы педагогам. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе: Пер. с нем. Ю.С.Лебедева- Общ. Редакция и предисловие В. В. Кумарина. М.: Прогресс, 1976. 219 с.
  236. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840с.
  237. О.И. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг. Дис.. на соискание учен. ст. канд. экон. наук. М., 1998.
  238. М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия). М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. 215 с.
  239. Формирование национально-регионального компонента государственного стандарта начального профессионального образования: Материалы научно-практической конференции. М., Институт развития профессионального образования, 1995. 82 с.
  240. П.Т. Теория и практика демократизации управления учебно-воспитательным процессом в школе. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Белгород, 1991.
  241. В.К. Кафедральная форма управления учебно-воспитательным процессом в гимназии. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук.- Казань, 1997.
  242. Т.Г. Квалиметрическая технология оценки качества преподавания методом анкетирования. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Ижевск, 1997.
  243. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990. 576 с.
  244. Хван Чан Черн. Инновационные тенденции в развитии педагогики и практики образования России и Тайваня. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997.146 с.
  245. П.С. Формирование и развитие системы управления средним профессионально-техническим училищем единого типа. Л., 1985.184 е., ил.
  246. В.Л. Управление системой интернатных учреждений в регионе. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Белгород, 1996.
  247. Т.И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Издательский центр ТОО «Анкил», 1995. 366 с.
  248. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1996.
  249. Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа. Автореф. дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Якутск, 1998.19 с.
  250. B.B. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Тюмень, 1995.
  251. Ю.В. Информационное обеспечение управления учебно-воспитательным процессом в средней общеобразовательной школе. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Новосибирск, 1980.
  252. С.Ю. Моделирование профессионального становления личности учащегося ПТУ в самостоятельной учебной деятельности. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Казань, 1993.
  253. Н.В. Организационно-управленческий аспект педагогической действительности как предмет школоведения. Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. Киев, 1989.
  254. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: (Сущность и эффективность). Дис.. на соискание учен. ст. докт. пед. наук. JI., 1989.
  255. Т.И., Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ урока в системе внутриучилшцного управления. М., 1983.100 с.
  256. H.H. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Киров, 1998.
  257. H.A. Особенности управления гимназией. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1993.
  258. Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Орел, 1998.
  259. И.К. Маркетинг образовательных услуг и учебных заведений в сфере профессионального образования: Монография. М.: Институт профессионального образования, 1992.100 с.
  260. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. T.I. 304 е., Т.П. 414 с.
  261. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М: Финансы и статистика, 1992. 240 с.
  262. Ши Гэнь Дун. Обновление системы управления народным образованием в КНР. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1992.
  263. JI.H. Развитие инновационного образования: (Теория и практика на примере Нижегородского региона). Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1995.
  264. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегра-тивных структурах профессиональной школы (теория и практика). Мн.: НМЦентр, 1995.136 с.
  265. Р. Искусство общения: Пер. с нем. М.: СП «Интер-эксперт», 1992. 79 с. (Практикум делового человека)
  266. JI.A. Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. М., 1998.
  267. Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, АО «Учебн. лит.», 1995. 304 с.
  268. Л.А. Обучение организаторов образования моделированию развития школы на основе мотивационного программно-целевого управления. Дис.. на соискание учен. ст. канд. пед. наук. Барнаул, 1997.181 с.
  269. Эффективный менеджер: Дайджест. 1992. 222 с.
  270. Й.Й. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд., испр. и доп. М.: Радио и связь, 1996. 215 с.
  271. ЮНИСЕФ (1998 год), Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад № 5 проекта MONEE, Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ. 145 с.
  272. Г. В. Педагогические основы комплексной системы контроля качества подготовки квалифицированных рабочих в ПУЗ. М., «Проф.образ», 1997.154 с.
  273. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985. 575 с.
  274. Aktuelle Probleme der Berufsbildungspoletik de BRD / Furgand W.// Berufsbudung. 1988. № 7/8. 318−321 s.
  275. Glasser William, M.D. Schools without failure. Harper & Rom. 1991. 1841. P
  276. Schriewer J. And Hoimes B. Theories and methods in comparative education. Frankfurt/M., Berlin, Bern, N.-Y., Wien, 1992.
Заполнить форму текущей работой