Формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями (теоретико-экспериментальное исследование на материале английского языка)
Диссертация
Практическая ценность исследования заключается в его изначальной ориентированности на практику формирования иноязычной компетенции у учащихся с ограниченными речевыми возможностями в условиях специализированной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Результаты эксперимента представляет собой фактически готовый учебно-методический комплекс, который может быть использован в качестве… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями
- 1. 1. Ключевые положения методики формирования основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ОРВ
- 1. 2. Лингводидактическое рассмотрение вопросов речевых нарушений
- 1. 3. Психологические особенности детей с ОРВ и их влияние на процесс изучения И Я
- 1. 4. Ведущие принципы обучения иностранному языку детей с ограниченными речевыми возможностями
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. Методика формирования основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями
- 11. 1. Технология обучения иностранному языку детей с ограниченными речевыми возможностями
- 11. 2. Содержание обучающего комплекса упражнений для формирования основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ОРВ
- II. 2.1. Упражнения для формирования основ фонетических слухо-произносительных навыков
- 11. 2. 2. Упражнения для формирования основ грамматических навыков
- 11. 2. 3. Упражнения для формирования основ лексических навыков на ограниченном лексическом материале
- 11. 2. 4. Упражнения для формирования основ письма и письменной речи
- 11. 2. 5. Упражнения для формирования основ иноязычной речи
- 11. 3. Содержание тренинга слухового п фонематического восприятия, памяти, внимания и других функций детей с ОРВ
- 11. 4. Опытно-экспериментальная проверка методики формирования основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями
- 11. 4. 1. Этап наблюдения
- II. 4.2. Поисково-обучающий этап экспериментального исследования
- II. 4.3. Проверочно-обучающий этап экспериментального исследования
- 11. 4. 4. Базовый обучающий этап экспериментального исследования
Список литературы
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. — М., 1988.-128 с.
- Андреев, О. А. Тренируйте память: Техника быстрого чтения. Школа О. Андреева: Кн. для уч-ся / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
- Андреева Ю.И. Растим гения. Развиваем нестандартное мышление и воображение, улучшаем память и речь Текст. СПб.: Вектор, 2009 -214с.
- Аничков И.Е., Саакянц В. Н. Методика преподавания английского языка в средней школе. М.-Л.: Просвещение, 1966. 232с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.-214с.
- Архипов Г. Б. О влиянии темпа речи на аудирование. Дисертация. на соискание ученой степ. канд. пед. наук. М.:1968. — 174с.
- Аталаева Н-П. Г. Обучение произносительным навыкам второго иностранного языка в многоязычной аудитории: Немецкий язык, языковой факультет национального ВУЗа: Автореферат дис. на соиск. ученой степ, кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2004. 18 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб: Питер, 2008. — 320 с.
- Ю.Баграмова Н. В., Чернышева Г. С. Учись читать по-английски. — СПб: Образование. 1992. 45 с.
- П.Баграмова Н. В., Блинова С. И. Практика английского языка. (Обучение лексике). Учеб. пособие. СПб: Союз, 1998. — 142 с.
- Бакшиханова С.С. Анализ механизмов речепроизводства как психолингвистическая основа диагностики речевых дефектов в условиях бурятско-русского билингвизма. Автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Иркутск 1999. — 18 с.
- Барынкина И. В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (На материале английского языка): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. нау14-Брянск, 1999. 25 с.
- Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: пер. с нем. М.: Медицина, 1981. -288с.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
- Бессмертный А.З. Некоторые вопросы обучения пониманию речи на слух // Иностранные языки в школе 1967. — № 6 — с. 30−37.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А., Очкасова В. Н. Речевая ситуация и ситуативная направленность упражнений. В кн.: Иностранные языки в средней школе. — М., 1988. — 256с.
- Бориско Н.Ф. Сам сефе методист или советы изучающему иностранный язык. Киев: «Фирма» ИНКОС", 2001. 267 с.
- Бим И. Л. Обучение иностранным языкам поиск новых путей // Иностранные языки в школе, 1989, № 1, с. 19−26.
- Блудова Т.П. Использование словозаменяющих знаков (жестов и символов) в обучении шестилетних детей английскому языку/ Новые наравления в методике преподавания ИЯ в школе и вузе / Межвузовский сорник научных трудов. СПб «Образование», 1992. С. 58−66.
- Боно Э. Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург, Питер, 1997. 243с.
- Вайсбурд М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. М.: Просвещение, 1965. — 240с.
- Вайсбурд M. JL Роль индивидуальных особенностей в обучении иноязычному общению «Иностранные языки в школе» — 1999, № 2. — с. 36
- Верещагина И.Н. Английский язык: кн. для учителя к учебнику для 1 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов / И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2006. -93 с.
- Верещагина И.Н. Английский язык: Учеб. Для 1 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов / И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина. 7-е изд. — М.: Просвещение, 2004. -160 с. --'
- Власенко И.Т., Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Волкова JI.C., Шаховская С. Н. /под ред./ Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Высш.учеб. завеений 3-е изд., перераб. И доп. — М. Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. / Выготский Л. С., под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.:АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. — 671 с.
- Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие // Материалы 4 Всесоюзного общества психологов. Тбилиси, 1971. — с. 24−25.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н, И. Гез. 4-е изд., стер. — М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 336 с.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная-школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Высшая школа, 1982. — 373с.
- Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт. // Вопросы философии. 1997, № 6, с. 133−135.
- Глухарева Е.А. Первые шаги эксперимента // ИЯШ, 1988, № 4, с. 10−13.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание, Издательство «Лабиринт», М., 2001.-304 с.
- Грибова О.Е., Бессонова Т. П., Ипатова Н. Л. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
- Гуннемарк Э.В. Искусство изучать языки / Пер. со шведского Д. Л. Спивака: Изд. 2-е, испр.- СПб.: ТЕССА, 2002. 208 с.
- Давидович Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией, —-автореферат на соискание степени кандидата педагогических наук. М.- 1980. 24 с.
- Давидович Л.Р., Резниченко Т. С., Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? 2001 г., М. Изд.: Гном и Д. 109 1. с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Высш. Школа, 1986.- 115 с.
- Дубровин М.И. Рассказы в картинках на английском языке. М.: Учпедгиз, 1961.- 125 с.
- Елисеев Ю. Ю. /под ред./ Домашний логопед. М.: Эксмо, 2007. — 496 с.
- Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычнойречи на слух как условие формирования способности устно общаться.-*
- Иностранные языки в школе. 1996, № 4. — с. 25−29.
- Епифанцева Т.Б. и др. Настольная книга педагога-дефектолога — Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 564 с.
- Еремин Ю.В. Вопросы профессионально направленной подготовки учителя иностранного языка : Учеб. пособие- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1996. — 90 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. 240 с.
- Иваненко С.Ф. Формирование восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи^М.: Просвещение, 1984. 154 с.
- Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. Тбилиси: Мицниереба, 1979. — 229 с.
- Исенина Е.И. Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи. Иностранные языки в школе 1975, № 2. — с.35−41.
- Кабинет иностранного языка в средней школе. М., — 1986. -175с.
- Калягин В.А. Становление логопсихологии // Практическая психология и логопедия. 2006. — № 4.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. 207 с.
- Каспарова М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей pi их--—"развитии у школьников // Иностранные языки в школе. 1986, № 5, с. 2629.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. -М.: Изд-во МГУ. 1986. 167с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. (Издание второе, исправленное) М: Просвещение, 1983.-206с.
- Ковшиков В.А., Принципы формирования языкового механизма у детей с экспрессивной алалией. Межвузовский сборник науч. Трудов, Ленинград1984, ст. 59.
- Ковшиков В.А., Эксйрессивная алалия. Учеб. пособие к спецкурсу. Л.:ЛГПИ 1985 — 88 с.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и способы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. — 298 с.
- Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. М.: Астрель, 2007. — 318 с.
- Колесникова И.Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001 г. — 224 с.
- Комарова Э.П., Трегубова Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и форы интеграции вт^елостном обучении иностранному языку. // ИЯШ. № 6, 2000. С. 11−15.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 от 11 февраля 2002.
- Корелов С.И. Виды наглядности в обучении иноязычной речи // Система упражнений для обучения иностранным языкам, Минск, 1985. — с.30−41.
- Корнев А.Н., Профилактика дислексии и дисграфии / Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. — М.:
- Гуманитарый центр ВЛАДОС, 2007. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. 303с., с. 289−293.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для вузов / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. Уч.-метод. Пос. СПб.: Наука Питер, 2006. — 103 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение навыков восприятия и пути их коррекции у школьников. СПб, 1998. — 127 с.
- Лалаева Р.И. Дисграфия // Логопедия: Методическое наследие: Пособиедля логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.--¦*
- Волковой: в 5 кн. М.: — Гуманитарый центр ВЛАДОС, 2007. Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — 303с., с. 263−273.
- Лапидус Б.А. (ред.). Об обучении пониманию речи, характеризующейся неполным типом произнесения и индивидуальными особенностями говорения. Иностранные языки в высшей школе. М.: Выс. шк., 1977. -Вып. 12. — с. 38−45.
- Лапп Даниэль С. Улучшаем память в любом возрасте. / Пер. с фр. М. С. Фанченко. М.: Мир, 1993. 239 с.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М., Учпедгиз, 1951. — 120 с.
- Левина Р.Е./ под ред./ Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
- Левченко И.Ю., Приходько С. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие длястуд. по спец. «Специальная педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учрежд.» М.: Академия, 2001. — 184 с.
- Леонтович О.А. Перспективные тенденции в исследовании межкультурного общения / Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2 ч./ под ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Ч. 1. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 241 с.
- Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам. // Русский язык за рубежом. 1982. № 4. С.48−53.
- Леонтьев А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка. // Иностр. языки в школе. 1975 — № 5, — с.72−76.
- Леонтьев А.А. Память в усвоении иностранного языка. Иностранные языки в школе. 1975^- № 3. — с.91−96.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2 т. / Сост. А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьева.- Под ред. В. В. Давыдова и др. М., Педагогика, 1983. — т. 2. — 318 с.
- Лобанов В.А. Фонологический слух и восприятие слов неродного языка: Автореф. на соискание уч. степени кандидата филол. наук. Л., 1991.-20 с.
- Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски. Книга для учителей. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 208с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: учеб. пособие к спецкурсу. -Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1994. — 91 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во Моск. ун-та. М., 1969. 504с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск. Выпгейшая школа. 1997. 522с.
- Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. СПб.: Наука и Техника, 2007. — 256., ил.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование стиля деятельности в процессе обучения. // Советская педагогика, 1967 № 4. С. 111−118.
- Мильруд Р. П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам. // ИЯШ 1990, № 3, с.8−13.
- Миролюбов А.А., Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1978. -262.
- Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, Инфа — М. 2002, — 446 с.
- Митник JI. Обучение английскому языку детей с признаками дислексиии в многоязычной среде. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к. п. н. М., 2000. 16 с.
- Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -111 с.
- Никуленко Т. Г., Коррекционная педагогика: Учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 281с.
- Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. Ростов н/Д: Феникс, 2007,., — 410 с.
- Орешкина М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Автореф на соиск. уч. степени канд. пед. наук, М. 1999. — 16 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512с.
- Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. -Воронеж, ВГПИ, 1974. 160с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., «Русский язык», 1977, — 214с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М. 1985. -208с.
- Пащенко Л.П.^Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам, дис. на соискание степени кандидата пед. наук.- Тюмень, 2001.- 167 с.
- Пащенко Л.П. Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам, автореф. на соискание степени кандидата пед. наук. Тюмень, 2001. — 22 с.
- Петровский А.В. / под ред./ Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. М., «Просвещение», 1973.-288с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969. 659с.
- Питерсон М., Трияор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 6: Восприятие речи. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.- 112 с.
- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 годы».
- Рабинович Ф. М. Контроль на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 1987.- № 1.- с. 10−16.
- Раппопорт И.А. Чтение вслух как прагматический тест. // Иностранные языки в школе, 1990, № 4. С. 22−27.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. — М., 1980 -120 с.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 222 2. с.
- Рогова Г. В., Никитенко З. Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету // Иностранные языки в школе, 1982. № 2. — с. 28−32.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Родкин К.А., Соловьева Т. А. Игры на иностранном языке. М., Учпедгиз. 1960. 36с.
- Румянцева И.М. Психолингвистические механизмы и методы формирования речи. Автореф. На соискание степени доктора филологических наук. М. 2000. 40 с.
- Румянцева И. М. Психология речи. Лингвопедагогическая психология. М.: 2004.-320 с.
- Рыбакова Н.В. Обучение общению на сюжетно-ситуативной основе учащихся первого класса средней школы (на материале английского языка) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. СПб, 1995180 с.
- Саломатов К.И., Шатилов С. Ф., Андреева И. П. и др. Практикум по методике преподавания иностранных языков. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
- Силберг Дж. Детские игры на развитие восприятия и ощущений/Дж. Силберг- пер. с англ. В. В. Гуринович. Минск: «Попурри», 2008. — 224 с.
- Слепович Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб.: Речь, 2008. — 247 с.
- Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей // Автореф. Дис на соиск. ученой степени доктора пед. наук — М.: 1984. — 49 с.
- Солдатова Е.Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» -Ростов н/Д: Феникс, 2004. 383 с.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. -М., 1981. с. 112.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. Школа, 1981. -382 с.
- Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта: Наука, 1999. — 112с.
- Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.^256 с.
- Убогая Н. В. Развитие творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: Воронеж, 2002. 24 с.
- Усов И.И. Психологический анализ чтения на родном и иностранном языках: (К соотношению речевого развития на родном и иностр. яз.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — М., 1987. 16 с.
- Уроки Монтессори. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 63с.
- Фомиченко Л.Г. Когнитивные основы просодической интерференции // Л.Г. Фомиченко- Вол ГУ. Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2005 — 300 с.
- Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте Абакан: Из-во Хакасского гос. Ун-та им. Н. Ф. Хатанова, 2004.- 164 с.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ, изд. 5, М.: Учпедгиз, 1959. -476 с.
- Цибуля Н. Б. Роль артикуляторного уклада в уменьшении интерференции при обучении английскому произношению / Билингвизм, интерференция, акцент: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г. М. Вишневская. Иваново: Иван. гос. ун-т., 2005. -116 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160с.
- Чиркина Г. В. /общ. ред./ Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие. / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. М.: АРКТИ, 2002. — 240 с.
- Для этого упражнения можно предложить, например, такое задание, которое направлено на обучение письму. В этом случае упражнение будет носить комплексный характер.
- Раскрась слова в соответствующий цвет.
- WHITE RED YELLOW BLUE PURPLE GREEN ORANGE BLACK BROWN GRAY Раскрашенный вариант дети уносят домой, где помещают его на видное место. Учащиеся научаться не только произносить название цвета, но и запомнят его написание.
- Шадриков В.Д. /под ред./ Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. -М.: Просвещение, 1990. 142с.
- Шанаева Н.В. Язык и речь, восприятие речи и ее порождение (краткий очерк работ) Новосибирск 1992. — 18 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М., 1986.-223 с.
- Шатилов С.Ф. Теоретические основы обучения грамматической стороне устной иноязычной речи в школе // Вопросы обучения грамматическому аспекту устной речи на иностранном языке в школе и ВУЗе. Л., ЛГПИ им. Герцена, 1971. с.1−64.
- Шипилова Е. В. Основы логопсихологии Ростов н/Д: Феникс, 2007. -224 с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976. — 147 с.-
- Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе: Общие вопросы методики. М., 1974. 205с.
- Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков // Языковая система и речевая деятельность. Л. Наука, 1974, с.215−360.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высш. школа, 1989. 238 с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232с.
- Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методом физического воспитания: пособие для учителя / М.А.
- Якубович, О.В. Преснова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. -287 с.
- Якушина Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе / Л. 3. Якушина. М.: Педагогика, 1974 — 93 с.
- Almasova L.A. A Bridge to Spoken English Moscow, Vyssaja Skola, 1980. 224 p.
- Bernice H. Baumer. How to teach your dyslexic child to read. A Birch Lane Press Book, 1996. — 163 p.
- Granger C. Play games with English. London, 1983. — 74p.
- Margaret J. Snowling. Children’s written language difficulties. Routledge, 1991.- 186 p.
- New ways in teaching your children / ed. by L. Schinke-Llano, R. Rauff. -Alexandria: Teachers of English to Speakers of Other Languages, 1996. -XII, 166 p.
- Rivers W.M. Communicating Naturally in a Second Language. Harvard University Press, 1983. P. 238.
- Shallice, Т., & Warrington, E.K. Single and multiple component central dyslexic syndromes. In M. Coltheart, K.S. Patterson, & J.C. Marshall (Eds.) Deep Dyslexia. London: Routledge & Kegan Paul, 1980. pp. 119−145.
- Scott, Wendy A. Teaching English to children Text.: учебное пособие / W. A. Scott, L. H.Ytreberg. 14-th impr. — Harlow: Pearson Education, 2001.-XVIII, 116 p.
- Temple, C. Developmental Cognitive Neuropsychology. Psychology Press, 1998.- 398 p.
- Whitaker Simon «Hidden learning disability» «British journal of learning disabilities», 2004, vol. 32, № 3, p. 139−143.