Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологический подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. В условиях кризисности и нестабильности социально-экономического развития России, участия страны в общеевропейских интеграционных процессах важнейшее значение придается повышению качества образования. В настоящий момент образование, в том числе профессиональное, рассматривается как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем, от решения которой во многом зависит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации акмеологиче-ского подхода в профессиональной подготовке педагогов
    • 1. 1. Сущность понятия «акмеологический подход»
    • 1. 2. Структура и содержание акмеологической направленности личности педагога
    • 1. 3. Моделирование системы психолого-педагогических условий реализации акмеологического подхода в подготовке педагогов
    • 1. 4. Модель формирования акмеологической направленности личности в процессе реализации акмеологического подхода
  • Резюме
  • Глава I. Содержание и результаты реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании
    • 2. 1. Содержание процесса реализации акмеологического подхода на организационном этапе
    • 2. 2. Основной этап экспериментальной работы по формированию акмеологической направленности личности
    • 2. 3. Результаты реализации акмеологического подхода. Диагностический этап эксперимента
  • Резюме

Акмеологический подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В условиях кризисности и нестабильности социально-экономического развития России, участия страны в общеевропейских интеграционных процессах важнейшее значение придается повышению качества образования. В настоящий момент образование, в том числе профессиональное, рассматривается как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем, от решения которой во многом зависит уровень экономического и социального развития государства (Е.С. Манюкова, В. В. Петрусинский и др.). Ввиду продолжающегося научно-технического прогресса и опосредованного им роста общего объема информации, появления новых и развития имеющихся отраслей знания вполне очевидной представляется необходимость постоянного повышения квалификации кадров, оперативного интенсивного освоения специалистами новых видов деятельности. Это определяет поиск и реализацию новых подходов к профессиональной подготовке, содержание которой было бы направлено в первую очередь на формирование личности, готовой эффективно действовать в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, активно влиять на профессиональную действительность. В этой связи важнейшими требованиями к личности специалиста являются творческость, профессиональная мобильность, способность к постоянному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (А.А. Деркач, И. В. Калиш, Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская и др.). Следовательно, профессиональное образование должно быть направлено на создание условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов, развития их способности самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.

Особенно актуально это для подготовки педагогов, в том числе и учителей безопасности жизнедеятельности, поскольку педагогические задачи всегда нестандартны и полифункциональны, от эффективности их решения зависит будущее всего общества (И.П. Цвелюх, В. А. Якунин и др.). Как подчеркивают педагоги и психологи, изучающие проблемы влияния личности педагога на учащихся (В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.), только учителя, достигшие в своем профессиональном развитии уровня творческой индивидуальности, способны оказывать ощутимое воздействие на целеполагание, ценностные ориентации и в целом на развитие личности своих воспитанников. Достижение высокого уровня профессионализма, в свою очередь, связано с направленностью педагогов на самовоспитание, самообразование, саморазвитие (С.Н. Бегидова, М. Я. Виленский, JI.M. Митина, В. И. Рогов, В. А. Сластенин и др.).

В современных исследованиях, посвященных проблемам профессиональной подготовки и профессионального развития личности, большое внимание уделяется вопросам формирования отдельных качеств личности в контексте решения актуальных образовательных задач, разработке соответствующих подходов, технологий и методик. Так, достаточно полно разработаны общие модели профессионального образования (Е.Н. Богданов, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. Э. Орбан, А. А. Реан и др.), профессионально-творческого развития личности (С.Н. Бегидова, М. Я. Виленский,.

A.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. А. Петьков, JT.C. Подымова и др.), в том числе личности педагога, раскрыта специфика образования взрослых людей (Б.Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.), обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого мышления и творческой деятельности педагогов (С.Н. Бегидова,.

B.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская,.

C.А. Хазова и др.), в том числе, личности педагога (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. В. Конеева, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.).

Таким образом, способность педагогов к постоянному обогащению своих знаний и умений, уровень развития их профессионально-значимых личностных качеств, направленность на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию являются важными критериями их профессионализма, показателями качества профессионально-педагогического образования и его целевыми ориентирами.

Данная проблематика относится к предмету акмеологии образования, центральной задачей которой является поиск способов и путей, актуализирующих и развивающих потенциальные возможности будущих специалистов, их стремление к достижению вершин профессионализма (Н.В. Кузьмина, В. А. Якунин и др.). Внедрение акмеологического подхода в современное профессионально-педагогическое образование является действенным фактором, обеспечивающим усиление профессиональной мотивации будущих специалистов вообще и учителей безопасности жизнедеятельности в частности, стимулирующим развитие их творческого потенциала, позволяющим выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности посредством формирования акмеологической направленности личности. В свою очередь, сформированная акмеологическая направленность является детерминантом повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей (А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

Во многих диссертационных и иных научных работах с различных позиций обосновывается необходимость акмеологизации образования, в том числе профессионально-педагогического (Т.Е. Баева, М. А. Вострова, Л. Г. Грибенюк, С. Б. Каверин, Е. С. Манюкова, В. В. Петрусинский, И. П. Цвелюх, В. А. Якунин и др.). Однако мы не обнаружили исследований, в которых раскрываются сущность, цель и условия реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании, в частности в контексте формирования акмеологической направленности личности как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, констатируются противоречия:

— между объективной потребностью практики высшего образования в создании условий для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов и отсутствием научного обоснования эффективных условий, обеспечивающих такую возможность;

— между потребностью общества в высококвалифицированных учителях безопасности жизнедеятельности, характеризующихся акмеологической направленностью личности, обеспечивающей ей стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, творческому профессиональному росту, и недостаточной разработанностью вопросов целостного формирования акмеологической направленности личности;

— между потенциалом акмеологического подхода в профессиональной подготовке учителей безопасности жизнедеятельности и недостаточной разработанностью методологических, теоретических и практических основ данного процесса.

Вышеуказанные противоречия обусловили проблему исследования, которая состоит в определении сущности акмеологического подхода, выявлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данного подхода, направленного на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в образовательном пространстве вуза.

Предмет исследования: акмеологический подход как фактор повышения качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования акмеологической направленности личности, детерминирующей реализацию акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Гипотеза исследования: реализация акмеологического подхода будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности, если:

— в подготовке учителя будет реализована система принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи;

— будет выявлена структура и содержание акмеологической направленности личности, детерминирующей реализацию акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности;

— будет определена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данного подхода в профессионально-педагогическом образовании, ориентированных на формирование акмеологической направленности личности студентов;

— будет построена и внедрена в практику модель, позволяющая системно представить и описать процесс формирования акмеологической направленности личности студентов, обеспечивающей готовность к самосовершенствованию, обновлению профессиональных знаний и умений, творческому саморазвитию.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности, цель и концептуальные условия его реализации.

2. Обосновать содержание и структуру акмеологической направленности личности педагога как цели реализации акмеологического подхода, критерии оценки и уровни ее сформированности.

3. Выявить совокупность психолого-педагогических условий реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании, ориентированных на формирование акмеологической направленности личности студентов.

4. Разработать модель формирования акмеологической направленности будущего учителя безопасности жизнедеятельности в процессе реализации акмеологического подхода и экспериментально обосновать ее эффективность.

Методологические основы исследования составили положения гуманистической педагогики и философии о детерминантах и факторах творческого развития личности, акмеологические идеи целостного профессионального развития личности, объяснительные принципы философии и психологии: развития (Н. А. Бердяев, А. А. Бодалев, J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

B. С. Мерлин), детерминизма (М. Хайдеггер, Б. Ф. Ломов, М. К. Мамардашвили, Г. Олпорт^С. Л. Рубинштейн, В. Франкл) и системности (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Б. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, И. Пригожин) — основные положения гуманистического направления философии, психологии, педагогики, раскрывающие категории «личность», «субъект», «развитие», «активность», «инициатива», «творчество» (Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, Д. И. Фельдштейн, Э. Фромм). Методологическими ориентирами явились системный, интегра-тивный, андрагогический, акмеологический, личностно-деятельностный подходы к процессу профессиональной подготовки.

Теоретические основы исследования: концепция личностно-деятельностного подхода, трактующая процесс развития личности как результат активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А.А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн) — ведущие положения личностно-ориентированной образовательной парадигмы (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, И.С.Якиманская) — концептуальные положения акмеологии (О.С. Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, С. Ю. Степанова, Л. К. Шиян и др.) — концепции ценностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя,.

C.В. Кульневич, Н. Ю. Синягина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е. Г. Чирковская и др.), витагенного образования (А.С.Белкин, Г. К.Селевко), теории развития профессиональной направленности личности (Л.И. Божович, М. Я. Виленский, В. И. Жернов, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Т. К. Селевко и др.), профессионально-творческого развития личности (Г.С. Батищев, С. Н. Бегидова, В. А. Кан.

Калик, М. И. Станкин, С. А. Хазова и др.) — идеи педагогической поддержки в современной образовательной практике (А.Г. Асмолов, О. С. Газман, Н.Б. Крылова), ценностно-ориентационного развития педагога (И.Д. Демакова, М. В. Кларин, ЯЛ. Пономарев) — контекстный подход (А.А. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая) — труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, A.M. Коршунов, Г. С. Батищев, Я. А. Пономарев, J.P. Guilford и др.) — системный целостный подход к личности и процессу её формирования (В.С.Ильин, В. В. Краевский, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.), теоретические положения акмеологии о детерминантах развития личности и его механизмах — саморегуляции, самоорганизации (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А. А. Деркач, Г. С. Михайлов и др.) — о единстве профессионального и личностного развития в деятельности (Б.Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, А. К. Маркова, М. И. Станкин, Е. И. Рогов, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

В процессе решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям: теоретические (анализ научных философских, психологических, педагогических, акмеологических источников и диссертационных исследований по проблеме, обобщение теоретических положений и эмпирических данных, моделирование целостного педагогического процесса) — эмпирические (констатирующий и формирующий экспериментыпедагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, контент-анализ процесса и результатов деятельности, экспертная оценка, математическая обработка результатов экспериментальной работы).

Экспериментальное исследование проводилось на базе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета в течение 2003;2007 гг. и охватывало, в общей сложности, более 600 человек студентов и преподавателей.

Этапы исследования:

Первый этап (2003;2005 гг.) — определение цели, задач, методов исследованияформулирование рабочей гипотезытеоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследованияопределение теоретико-методологических подходов к решению проблемыпланирование опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005 г.) — выявление критериев оценки уровня сформированное&tradeакмеологической направленности личности и разработка методики диагностикиразработка теоретической модели формирования акмеологической направленности личности в процессе реализации акмеологического подходареализация организационного этапа модели и проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2005;2007 гг.) — реализация основного и диагностического этапов модели (организация и проведение формирующего педагогического эксперимента), обработка и анализ полученных данныхсистематизация и обобщение результатовформулирование выводов и оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: -выявлены сущностные характеристики акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности;

— обоснованы содержание и структура акмеологической направленности личности (профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целе-полагание, профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху), критерии оценки (когнитивные, эмоционально-оценочные и мотиваци-онно-поведенческие) и уровни ее сформированности;

— для каждого этапа формирования акмеологической направленности личности студентов выявлена совокупность психолого-педагогических условий реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании: организационный этап (теоретико-методологическая подготовка педагогов к реализации акмеологического подхода) — основной этап (условия двух уровней, среди которых опора на акмео-логические и андрагогические принципы в образовании, информационные, личностные, технологические и организационные условия) — диагностико-коррекционный этап (использование диагностического инструментария, обеспечивающего контроль и коррекцию процесса);

— разработана модель формирования акмеологической направленности личности будущего учителя безопасности жизнедеятельности в процессе реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании. В модели системно представлены: структурно-содержательный блок (структурные компоненты, критерии и уровни формирования акмеологической направленности личности) — организационно-методический блок (совокупность психолого-педагогических условий) и процессуальный блок (организационный, основной и диагностико-коррекционный этапы реализации акмеологического подхода).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в получении нового научного знания о содержании акмеолого-ориентированного образовательного процесса в вузе, о целях, содержании и способах реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании, а также в теоретическом обосновании модели реализации акмеологического подхода, ориентированной на формирование акмеологической направленности личности студентов и обеспечивающей повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение его результатов в образовательную практику позволит существенно повысить эффективность и качество профессиональной подготовки в педагогических вузахучет выявленных критериев оценки акмеологической направленности личности и применение разработанной методики оценки уровня ее сформированности будет способствовать индивидуализации и дифференциации образования. Полученный в ходе исследования теоретический и эмпирический материал может быть использован для подготовки педагогов к реализации акмеологического подхода в вузе, а также для осуществления ими акмеолого-ориентированной учебно-воспитательной работы.

Достоверность результатов исследования определяется теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций, глубоким теоретическим анализом исследуемой проблемы, реализацией комплекса теоретических и практических методов, адекватных задачам исследования, корректным использованием диагностического инструментария, репрезентативностью выборки, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений, подбором адекватных логике исследования методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи. Его внедрение в профессиональное образование обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки учителя и заключается в направленности педагогических воздействий на актуализацию творческого потенциала студентов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и успешной самореализации в профессии, способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, ориентации на достижение высот профессионализма. Реализация данного подхода в практике профессионального образования возможна через формирование акмеологической направленности личности студентов.

2. Акмеологическая направленность — это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая ее на прогрессивное профессиональное развитие и саморазвитие, на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом. Ее структура включает следующие компоненты: профессионально-ценностные ориентации (социально обусловленные и личные ценности педагогической деятельности), профессиональное целеполагание (осознание социально-педагогических целей и др.), профессиональная мотивация (интерес к процессу и содержанию педагогической деятельности и др.) и стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творческой профессиональной деятельности и др.) — уровень сформированности определяется по когнитивным, эмоционально-оценочным и мотивационно-поведенческим критериям.

3. Эффективность реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: опора на акмеологические и андрагогические принципы в образованииосуществление направленного, акмеолого-ориентированного развития мотива-ционно-поведенческой, когнитивной и эмоционально-оценочной сфер личности студентовизменение позиции преподавателей по отношению к студентам и к собственной деятельностиорганизация целенаправленной подготовки педагогов к реализации акмеологического подхода в вузе.

4. Модель формирования акмеологической направленности личности студентов в процессе реализации акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании системно описывает выявленные психолого-педагогические условия в совокупности методологических принципов, образовательных подходов, средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в вузе, этапы их организации и критерии сформированности. Ее реализация способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности.

Апробация работы. Теоретические и практические результаты, полученные автором на разных этапах исследования, основные выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования» (Майкоп, 2004 г.), Научных конференциях молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2003;2007 гг.), Международной научной конференции «Физическая культура, спорт, биомеханика» (Майкоп, 2007 г.). Апробация разработанной модели формирования акмеологической направленности личности студентов в соответствии с этапами осуществлялась на базе отделения БЖ ИФК и дзюдо АГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включающего выводы, списка использованной литературы, насчитывающего 300 наименований, и 12 приложений. Работа иллюстрирована 9 рисунками и 14 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретические и практические результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Обосновано, что акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи. Суть его внедрения в профессиональное образование заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий на актуализацию творческого потенциала учащихся, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации к достижению успеха в деятельности, что предполагает создание условий для освоения студентами прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития. Реализация акмеологического подхода в практике профессионального образования обеспечивается через формирование акмеологической направленности личности студентов.

2. Конечным результатом реализации акмеологического подхода является акмеологическая направленность личности, которая включает следующие структурные компоненты с соответствующим содержанием:

— профессионально-ценностные ориентации (социально обусловленные ценности педагогической деятельности: воспитание свободной, гармоничной личности ребенка, развитие его творческих способностей, стимулирование познавательных интересов, актуализация потребности и стремления к саморазвитию и др.- личные ценности педагогической деятельности: ценности-цели (возможность развивать профессионально-творческие способности и заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности-средства (творческий характер педагогической деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков),.

— профессиональное целеполагание (осознание социально-педагогических целей, выбор собственных целей педагогической деятельности и профессионального самосовершенствования, осознание иерархии целей профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования),.

— профессиональная мотивация (интерес к процессу и содержанию педагогической деятельности (учебно-воспитательной деятельности, к педагогическому общению, к научным знаниям), осознание значимости результата педагогической деятельности, потребности в получении качественного профессионального образования),.

— стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения (профессионального успеха и профессионального мастерства), стремление к саморазвитию, готовность к творческой профессиональной деятельности, склонность и способность к рефлексии и саморефлексии).

3. О сформированности акмеологической направленности личности студентов свидетельствуют такие показатели, как знание содержания профессионально-педагогических ценностей и принятие их как личностно-значимых в контексте мотивации профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, осознание социальных и личных целей профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, их соответствие друг другу, умение прогнозировать свой профессиональный путь, сфор-мированность профессиональных интересов и образовательных потребностей, направленность на достижение профессионального успеха, наличие рефлексивных способностей, стремления к саморазвитию и творческой самореализации в профессии. Для оценки уровня сформированности акмеологической направленности личности следует использовать совокупность когнитивных, эмоционально-оценочных и мотивационно-поведенческих критериев, адекватных содержанию структурных компонентов.

4. Эффективность реализации акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют:

— информационные условия (требования к содержанию образования): контекстность содержания образованияценностное наполнение содержания образования, т. е. характеристика профессиональных ценностей с позиции конкретной изучаемой учебной дисциплины;

— личностные условия (требования к поведению, деятельности и характеру взаимодействия субъектов образования): осмысление педагогами детерминант акмеологического развития личности студентов, их актуализация и развитие в учебно-воспитательном процессеизменение позиции педагогов по отношению к студентам и к собственной профессиональной деятельностипредъявление студентам полноценной акмеолого-ориентированной информации и педагогическая поддержка деятельности студентов по осознанию, усвоению и принятию информации, ее реализации в поведении и деятельностиорганизация и педагогическое сопровождение деятельности студентов по целепостроению, рефлексии, проектированию индивидуальных стратегий саморазвития, ценностному самоопределениюпоследовательное повышение учебно-воспитательных требований к учащимся и педагогическая поддержка их выполненияорганизация самостоятельной деятельности студентов;

— технологические условия (требования к выбору средств, форм, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса): — ориентация на положения активно-деятельностного, личностно-ориентированного, развивающего, индивидуально-дифференцированного подходов к образованиюинтегративный подход к организации акмеолого-направленной воспитательной деятельности педагогов вузаинновационность (проблемность, вариативность, элективность), диалогичность, контекстность, практикоориентиро-ванность образованияиспользование форм, методов и приемов витагенного и игрового обученияцеленаправленное применение тренингов мотивации достижений, целеполагания, рефлексивных тренингов;

— организационные условия (превентивная подготовка преподавателей вуза к реализации акмеологического подхода): теоретико-методологическая подготовка преподавателей и кураторов к реализации акмеологического подхода в целостном образовательном процессе, предполагающая актуализацию акмеолого-ориентированных знаний, освоение специфических психолого-педагогических методов формирования акмеологической направленности личности и диагностики и оценки уровня сформированности акмеологической направленности личностипереосмысление содержания учебных дисциплин, их ценностного, профессионально-ориентированного наполнения, возможного переструктурирования порядка изложения учебного материала и воспитательной деятельности в контексте акмеолого-ориентированного образования.

5. Реализация акмеологического подхода в профессионально-педагогическом образовании осуществляется в соответствии со следующими этапами:

— организационным, связанным с подготовкой педагогов к деятельности по реализации акмеологического подходаего задачами являются: актуализация акмеологических знаний педагогововладение (актуализация) средствами и методами акмеолого-ориентированного образованияизменение профессиональной позиции педагогов в отношении студентов и содержания собственной профессиональной деятельности;

— основным, направленным на реализацию акмеологического подхода в профессиональном образованииего целью является формирование акмеологической направленности личности студентов посредством целенаправленного применения педагогами в учебно-воспитательной деятельности выявленных психолого-педагогических условий;

— диагностико-коррекционным, предполагающим осуществление диагностики, оценки и анализа уровня сформированности акмеологической направленности личности и внесение на этой основе корректив в учебно-воспитательный процесс.

6. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации модели позволяют констатировать ее эффективность. Так, к окончанию эксперимента 96,4% студентов экспериментальной группы достигли высокого и среднего уровней сформированности акмеологической направленности личности, а в контрольной группе — только 26,5% (Р<0,05). Количественно-качественный анализ содержания акмеологической направленности личности студентов ЭГ и КГ выявил статистически значимые различия как по всем критериям оценки, так и по сформированности структурных компонентов.

Таким образом, последовательная и целенаправленная реализация в образовательном процессе вуза выявленных психолого-педагогических условий обеспечивает эффективное формирование акмеологической направленности личности студентов, что является важнейшим результатом реализации акмеологического подхода в системе профессиональной подготовки.

Перспективы дальнейших исследований в этом направлении связаны с использованием в практической деятельности преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений материалов по реализации акмеологического подхода как фактора повышения качества профессиональной подготовки, развития профессионально-творческого потенциала будущих специалистов, обеспечивающего их готовность и способность к профессиональной самореализации и достижению профессиональных вершин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.С. Системный подход к исследованию социалистического общества и совершенствование сферы образования: автореф. дис.. д-ра фи-лос. наук / О. С. Аббасова. — Ташкент, 1984. — 68 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абулъханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. , И.В. Акмеологические проблемы коррекционно-развивающего обучения: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. В. Агадашева // Шуя, 2001. — 19 с.
  4. , А.Д. Истина как моральная ценность / А. Д. Александров // Аксиология: частное и общее. Новосибирск: Наука, 1987. — 242 с.
  5. , Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Александрова. Петрозаводск, 1999. — 18 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  7. , В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, Поволж. отд-ние РАО, 1998. 317 с.
  8. , В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань, 1994.-40 с.
  9. Акмеология: учебник / К. А. Абульханова, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев и др.- под ред. А.А. Деркача- Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 422 с.
  10. , О.С. Методология: функция, сущность, становление / О. С. Анисимов.-М., 1996. 112 с.
  11. , О.С. Акмеология мышления / О. С. Анисимов. -М., 1997. 533 с.
  12. , О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов М., 1998.
  13. , О.С. Стратегии и стратегическое мышление / О. С. Анисимов. М., 1999. — 156 с.
  14. , О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О. С. Анисимов. Минск: Технопринт, 2002. — 787 с.
  15. , О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология / О. С. Анисимов. М., 2002. — 324 с.
  16. , О.С. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении / О. С. Анисимов, В. И. Цой. М., 2005.
  17. , П.К. Избранные труды / П. К. Анохин. М., 1978. — С. 54−108.
  18. Антилогова, J1.H. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / J1.H. Антилогова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.
  19. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 3−18.
  20. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1991. — Т. 6, № 3. — С. 54−72.
  21. , О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О. Н. Арестова // Вестник Московского университета. 1998. — № 4.
  22. , И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1999.-№ 4.-С. 117−120.
  23. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  24. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  25. , A.M. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук Электронный ресурс. / A.M. Ахметова. Махачкала, 2007. — Режим доступа: www.dgpu.ru/uploads/files/arf-20.doc.
  26. , И.В. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / И. В. Байер, Е. П. Варламова,
  27. А.А. Деркач и др.- Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 237 с.
  28. , С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270 с.
  29. , А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографиче-ским методом проекций / А. С. Белкин // Школьные технологии. 1998. — № 3.-С. 3−10.
  30. , А.С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000.-192 с.
  31. , А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать / А. С. Белкин. М., 1992.- 187 с.
  32. , А.С. Теория и практика витагенного обучения / А. С. Белкин // Школьные технологии. 1997. — № 4. — С. 3−10.
  33. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М, 1993. — 383 с.
  34. , В.В. Педагогические условия развития познавательной активности слушателей в системе повышения квалификации военных кадров: дис. канд. пед. наук / В. В. Беспрозванный. Саратов, 2006. — 163 с.
  35. , Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): дис.. канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. Новосибирск, 2006. — 276 с.
  36. , Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста / Ф. И. Блиева // Вестник АТУ. 2007. — № 3 (27). — С. 132−138.
  37. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  38. , А.А. Возрастные характеристики акме и функции воспитания / А. А. Бодалев // Известия РАО. М.: Магистр, 1999. — С. 69−75.
  39. , А.А. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов) / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов. М., 1994.- 15 с.
  40. , Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя / Е. Н. Богданов. М., 1995. — 112 с.
  41. , Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: автореф. дис. д-ра пед. наук / Л. И. Божович. М., 1966. — 40 с.
  42. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович. М., 1972. — 352 с.
  43. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993.-113 с.
  44. , Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика. 1996. — № 7. -С. 72−80.
  45. , Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Борисова. Курск, 1999. — 190 с.
  46. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  47. , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко- науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
  48. , В.П. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2001. — 157 с.
  49. , А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский- РАН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 108 с.
  50. , М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  51. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  52. , Т.М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала / Т. М. Буякис // Акмеология. 2001. — № 1. — С. 31−33.
  53. , К.Н. Свободное воспитание: сб. науч. тр. / К. Н. Вентцель. -М, 1993.-342 с.
  54. , А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: ст. 1 / А. Вербицкий // Новые знания. 2001. -№ 1.-С. 8−12.
  55. , А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: ст. 2 / А. А. Вербицкий // Новые знания. -2001.-№ 1.-С. 15−19.
  56. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: учеб. пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. -М.: Прометей, 1993. 117 с.
  57. , Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Войтлева. Майкоп, 2003. — 174 с.
  58. , O.JI. Научно-методологические аспекты личностно-ориентированной парадигмы образования в свете акмеологического подхода Электронный ресурс. / O.JI. Волкова. Режим доступа: http://www.petropavl.kz/skoipkppk/pp1206/61.shtml
  59. , Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Д. Волохова. Ярославль, 1994.-21 с.
  60. , JI.C. Проблемы развития психики // Выготский, JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / JI.C. Выготский. М., 1983. — С. 103−175.
  61. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  62. , JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. 432 с.
  63. , Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1996. — 148 с.
  64. , П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин- под ред. А.И. Подольского- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК, 2003. — 478 с.
  65. , П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. -№ 4. — С. 53−56.
  66. , Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей Электронный ресурс. / Е. А. Ганин. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0−1673 .html
  67. , В.К. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук / В. К. Геберт. Чита, 2006. — 206 с.
  68. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  69. , А.В. Развитие профессионализма руководителя в образовательном процессе (психологические аспекты) Электронный ресурс. / А. В. Гнеушева. Режим доступа: http://education.rekom.ru/22 006/34.html
  70. , О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Гозман, Р. В. Вейс, Н.Б. Крылова- Рос. гуманит. науч. фонд, институт пед. инноваций РАО. М., 1995. — 257 с.
  71. , О.А. Инновации и образование / О. А. Голубкова // Инновации и образование: сб. материалов конф. Сер. «Symposium», вып. 29. СПб.: Санкт-Петербург, филос. общество, 2003. — С. 293−300.
  72. , З.П. Педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно-ориентированного обучения (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. пед. наук / З. П. Горбенко. Барнаул, 2003. — 17 с.
  73. , М.В. Творчество и решение задач духовного развития личности в образовании / М. В. Гореликова // Инновации и образование: сб. материалов конференции. Сер. «Symposium», вып. 29. СПб.: Санкт-Петербург. филос. общество. — 2003. — С. 46−53.
  74. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  75. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  76. , И.Д. Воспитательная деятельность педагога: междисциплинарный подход Электронный ресурс. / И. Д. Демакова. Режим доступа: http://center.fio.ru/vio/vio10/cdsite/Articles/artl37.htm
  77. , А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности / А. А. Деркач. М., 2001. — 76 с.
  78. , А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Э. Орбан. М.: РАГС. — 1995.-С. 5−6.
  79. , А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: НПО «МО-ДЭК», 2004. — 752 с.
  80. , А.А. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1999. — 88 с.
  81. , А.А. Акмеология / А. А. Деркач, под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002.-458 с.
  82. , А.А. Основы общей и прикладной акмеологии / А.А. Деркач- под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС и В АД, 1996.
  83. , А.А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М., 1998. — 122 с.
  84. , А.А. Психология развития профессионала: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  85. , А.А. Профессиограмма государственного служащего / А. А. Деркач, А. К. Маркова. М.: РАГС, 1999. — 94 с.
  86. , А.А. Акмеология наука о путях достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М., 1993.
  87. , А.А. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  88. , А.А. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1999. -88 с.
  89. , А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма /А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993.
  90. , А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Э. Орбан. М., 1995.
  91. , Л.Ф. Акмеологические особенности профессиональной деятельности библиотечных специалистов Электронный ресурс. / Л. Ф. Дыченко, О. В. Стрельникова. Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2005/sl/ slpll. htm
  92. , С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  93. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. 222 с.
  94. , Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.-244 с.
  95. , И.А. Воспитание проблема современного образования в России / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. — 82 с.
  96. , И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  97. , С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207 с.
  98. , С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. М.: Флинта: Наука, 1999. — 150 с.
  99. , Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н. Д. Зотов. Томск, 1984. — 164 с.
  100. , Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н. Д. Зотов. М., 1984. — 184 с.
  101. , В.Г. Профессионализм административно-политических элит (философско-социологический и акмеологический подходы) / В. Г. Игнатов. -Ростов н/Д.: СКАГС, 2002.
  102. , Г. Качество дополнительного профессионального образования / Г. Ильин // Новые знания. 2001. — № 1. С. 24−31.
  103. , И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993.-430 с.
  104. Ш. Ильясов, Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные факторы в управлении / Д.Ф. Ильясов- под ред. проф. Г. Н. Серикова. М.: ВЛАДОС, 2005.
  105. , Ю.А. Формирование педагогической установки как дер-минанта профессиональной направленности личности специалиста по физической культуре и спорту: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Иоакимиди. Майкоп, 2005. — 25 с.
  106. , М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  107. , М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  108. Кан-Калик, В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе / В.А. Кан-Калик // Формирование личности специалиста в вузе: сб. науч. тр. Грозный, 1980. -С. 5−13.
  109. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1976. — 286 с.
  110. Кан-Калик, В. А. Можно ли научить творчеству? / В.А. Кан-Калик, Н. Никандров // Народное образование. 1989. — № 11. — С. 62−66.
  111. , А.К. Принципы и организация процесса обучения с анд-рагогических позиций Электронный ресурс. / А. К. Капитанская // Вопросы Интернет образования. № 31. — Режим доступа: (http ://vio. fio.ru/Vio31 / cdsite/Articles/art25 .htm)
  112. , П.Ф. Антология гуманной педагогики / П. Ф. Каптерев. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 164 с.
  113. Ш. Караковский, В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. Караковский // Воспитание школьников. — 1993.-№ 4.-С. 2−8.
  114. , Н.А. Опыт создания условий воспитания и развития личности Электронный ресурс. / Н. А. Касицына. Режим доступа: http://www.rl-online.ru/articles/l-00/14.html
  115. , А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии / А. В. Кириченко. М., 1998.
  116. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  117. , Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  118. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М.: Изд-во МПСИ, 1995. 224 с.
  119. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  120. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.- Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1996.-400 с.
  121. , А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания / А. Ф. Коган // Практическая психология и социальная работа. 2000. — № 2. — С. 22−26.
  122. , А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности / А. Ф. Коган // Психология: сб. науч. тр. Киев, 1999. — Вып. 3(6). — С. 212−222.
  123. , Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2005. — 176 с.
  124. , Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Ростов н/Д, 2005. — 448 с.
  125. , В.Н. Педагогические условия реализации Конвенции ООН о правах ребенка в современной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук Электронный ресурс. / В. Н. Кокорев. Омск, 2007. — Режим доступа: www.omgpu.ru/disser/download/autoref24.doc
  126. , И.А. Основы андрагогики / И. А. Колесникова. М.: Академия, 2003.-324 с.
  127. , М.В. Развитие мотивации достижения у студентов вузов: учеб.-метод. пособие / М. В. Кондратьева. Ставрополь: Изд-во СевКав-ГТУ, 2005.- 104 с.
  128. , А.И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. -М.: Просвещение, 1989. 160 с.
  129. , В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  130. , Н.Б. Культурологический подход в образовании / Н. Б. Крылова // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Новые ценности образования. 2005. -№ 5 (24). — С. 74−76.
  131. , Н.Б. Личностное знание / Н. Б. Крылова // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Новые ценности образования. 2005. -№ 5 (24). — С. 78−81.
  132. , Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. СПб., 2002.
  133. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 119 с.
  134. , Н.В. Проблемы акмеологических наук / Н. В. Кузьмина, А. П. Зимичев. СПб., 1990. — 98 с.
  135. , Г. М. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика Электронный ресурс. / Г. М. Кулешова. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/8 224.htm
  136. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Хабаровск, 1997.- 108 с.
  137. , С.В. Личностно ориентированное воспитание: концепция. Содержание. Реализация / С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Изд-во РГТТУ, 1995. -168 с.
  138. , Ю. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых / Ю. Кулюткин, И. Мушталинская // Новые знания. 2001. — № 4.
  139. , Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов Электронный ресурс. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Режим доступа: http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Partl/chapterl/l4.html
  140. , Н.М. Развитие самосознания личности студентов условие самореализации в учебно-профессиональной деятельности Электронный ресурс. / Н. М. Леванская. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru /20 052 006/index.php?numb artic=314 315.
  141. , И.В. Профессионально-личностное развитие преподавателей технических вузов в научно-исследовательской деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Леднова. Магнитогорск, 2006. — 24 с.
  142. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 320 с.
  143. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  144. , Х.И. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Й. Лийметс. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  145. , Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.-527 с.
  146. , Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования / Ю. А. Лобейко. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.- 152 с.
  147. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 409 с.
  148. , А.Р. К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной работе с подростками Электронный ресурс. / А. Р. Лопатин. -Режим доступа: http://sun20.history.yar.ru/vestnik/pedagokaipsichologiy/1510.
  149. , А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис.. канд. пед. наук / А. В. Лысенко. Майкоп, 2005 — 203 с.
  150. , Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания: автореф. дис. канд. филос. наук / Н. И. Макаров. М., 1970. — 18 с.
  151. , М.К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили. -М.: Лабиринт, 1996.-432 с.
  152. , Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения) / Ю. С. Мануйлов // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996.
  153. , Е.С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Манюкова. -М., 2004.-22 с.
  154. , Е.С. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов / Е. С. Манюкова, JI.H. Горбунова. -Новокузнецк: ИПК, 2004. 57 с.
  155. , А.К. Педагогическая акмеология / А.К.Маркова// Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 442−452.
  156. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  157. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 234 с.
  158. , А. Теория человеческой мотивации / А. Маслоу. Психологический обзор. — 1994. — № 6.
  159. , Н.А. Мышление в процессе обучения / Н. А. Менчинская // Исследование мышления в советской психологии / под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1966. С. 354−387.
  160. , З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. — 244 с.
  161. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  162. , B.C. Очерк психологии личности / В. С. Мерлин. Пермь, 1959.- 173 с.
  163. , B.C. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / B.C. Мерлин- под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 544 с.
  164. , JI.M. Психология развития конкурентоспособности личности / JI.M. Митина. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: МОДЭК, 2002.-400 с.
  165. , В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров / В. Г. Михайловский. М.: РАГС и В АД, 1995.- 122 с.
  166. , О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / О. В. Москаленко. Астрахань, 2000. — 188 с.
  167. , О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности / О. В. Москаленко. Астрахань, 1996. — 8 с.
  168. , В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности Электронный ресурс. / В. Н. Мошкин. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=439
  169. , В.Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 110−125.
  170. , В.А. Психологические условия формирования саморегуляции у учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Нагорная. Курган, 1999. — 19 с.
  171. , А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов Электронный ресурс. / А. Е. Наумова. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/ pedagokai psichologiy/125.
  172. , С.В. Педагогические условия организации понимания школьниками учебного материала: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Некрасова. Саратов, 2006. — 19 с.
  173. , Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Педагогика и синергетика: общественные науки и современность. 1998. — № 1. — С. 132−134.
  174. , В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Нудько. Ульяновск, 2006. — 24 с.
  175. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — 240 с.
  176. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1981.-С. 482.
  177. , В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.- 170 с.
  178. , О.С. Интегративный подход к развитию последипломного педагогического образования Электронный ресурс. / О. С. Орлов. Режим доступа: http://admin.novsu.ac.iWuni/vestnik.nsFAll/AEEAC135B0A7C458C32567270
  179. , В. Великие люди / В. Освальд. СПб., 1898. 193.0синский, А. К. Психология самостоятельности / А. К. Осинский. -М.-Нальчик, 1996.- 168 с.
  180. Основы социального управления: учеб. пособие / А. Г. Гладышев,
  181. B.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др.- под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.-271 с.
  182. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. — М.: Роспедагентство, 1996. — 602 с.
  183. , В.В. Акмеологические основы построения автоматизированных систем интенсивного обучения (суггестокибернетический метод): автореф. дис. .д-ра пед. наук / В. В. Петрусинский. М., 1994. — 21 с.
  184. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Владос, 2005. -574 с.
  185. , С.Д. Акмеология наука о совершенствовании Электронный ресурс. / С. Д. Пожарский. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB2006/Peda gogica/4pozharskiy
  186. , Б.О. О стимулах становления человека и смены его ценностей / Б. О. Пойзнер // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 55−58.
  187. , Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества / Я. А. Пономарев // Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987.1. C. 5−23.
  188. , П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству) Электронный ресурс. / П. Г. Постников. Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=27&mytip= 1 & word=&pagesize= 15&Nomer.
  189. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой и В. Н. Дружинина. М.: ИП РАН, 2000.-244 с.
  190. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 494 с.
  191. , И.Я. Ритмы жизни и творчества / И. Я. Пэрна. Петроград, 1925.
  192. , И.Я. Жизнь человека (из дневниковых записей) / И. Я. Пэрна. -СПб., 1993.
  193. , З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. — № 5. -С. 87−90.
  194. Радина, J1.B. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения: автореф. дис. канд. психол. наук / J1.B. Радина. М., 2001. — 21 с.
  195. , А.А. Акмеология личности / А. А. Реан // Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 3. — С. 88−95.
  196. , Г. В. Формирование акмеологической направленности личности будущего учителя (на примере учителя музыки): дис.. канд. пед. наук / Г. В. Рева. Майкоп, 2002. — 196 с.
  197. , М.Г. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / М. Г. Резниченко. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. — 132 с.
  198. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  199. , Т.В. Педагогические основы экстериоризации индивидуального опыта учащихся как средства и условия их культурно-личностного роста: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. В. Римкувене. Тюмень, 1999. — 20 с.
  200. , К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990.-№ 3.-С. 163−165.
  201. , Н.А. Как заниматься самообразованием / Н. А. Рубакин. -М.: Сов. Россия, 1962. 125 с.
  202. , C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1957.-328 с.
  203. , C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  204. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 341 с.
  205. , Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства: дис.. канд. пед. наук / Ю. Г. Савина. М., 2006. — 245 с.
  206. , А.В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета / А. В. Сальков // Вестник ОГУ. -2002.-№ 2.-С. 111−119.
  207. , А.А. Роль акмеологического подхода для развития готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности Электронный ресурс. / А. А. Севрюкова. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/index. php? subject=18
  208. , А. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих / А. Сейтешев. М.: Высш. шк., 1975. — 285 с.
  209. , Т.К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.
  210. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  211. , И.Н. Системный подход к изучению и организации продуктивного мышления / И. Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983. С. 27−61.
  212. , В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. М.: СпортАкадемПресс, 2001.-184 с.
  213. , В.В. Личностно ориентированное образование новое направление развития педагогической теории и практики /В.В. Сериков // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 13−26.
  214. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  215. , Е.В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко, А. В. Сальков. СПб.: Речь, 2001. — 234 с.
  216. , Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / Н. Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская- под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М.: Вузовская книга, 2001. — 131 с.
  217. , А.П. Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  218. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  219. , В.А. Общая педагогика: в 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Владос, 2004. — 512 с.
  220. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Академия, 2003. 192 с.
  221. , В.И. Антропология образования / В. И. Слободчиков // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Новые ценности образования. 2005. — № 5 (24). — С. 13−16.
  222. , В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. -М.: Логос, 2002. 324 с.
  223. , Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности / Г. Л. Смирнов. М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  224. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996.-608 с.
  225. , А.В. Организационно-педагогические условия подготовки студентов к преподаванию курса ОБЖ в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. В. Старостенко. СПб., 2001. — 18 с.
  226. , Е.И. Психология взрослых основа акмеологии / Е. И. Степанова. — СПб, 1995. — 114 с.
  227. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
  228. , JI.H. Природа эстетической ценности / JI.H. Столович. -М.: Политиздат, 1972. 271 с.
  229. , A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 526 с.
  230. , Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. М.: Феникс, 2003. — 364 с.
  231. , Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д, 1999. — С. 451−453.
  232. , Ю.В. О методологической роли категории труд в образовании: автореф. дис. д-ра филос. наук / Ю. В. Табакаев. М., 1998. — 27 с.
  233. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.-М., 1984.-343 с.
  234. , М.М. Цель и смысл жизни / М. М. Тареев. М., 1994. — 164 с.
  235. , O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 304 с.
  236. , O.K. Психологические проблемы целеобразования / O.K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Т. К. Волкова. М.: Наука, 1977. — 304 с.
  237. , В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: Дашков и К: МАН ИПТ, 2002. — 360 с.
  238. , А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса Электронный ресурс. / А. Г. Тулегенова. Режим доступа: http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist.
  239. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М., 1966.-451 с.
  240. , И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника Электронный ресурс. /
  241. И.А. Федякова. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/index.php? numbartic=4103 3 9
  242. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  243. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Электронный ресурс. / Ю. Г. Фокин. -Режим доступа: http://www.allk.ru/book/355/3628.html.
  244. , Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций: автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. П. Фомина. Л., 1976. — 21 с.
  245. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  246. , Э. Психоанализ и этика: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Республика, 1993.-415 с.
  247. , И.Н. Подготовка студентов к перспективному проектированию и осуществлению своей будущей профессиональной карьеры: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Н. Хабаху. Майкоп, 2006. — 27 с.
  248. , М. Время и бытие/М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993.-445 с.
  249. , С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: дис.. канд. пед. наук / С. А. Хазова. Майкоп, 2004. — 202 с.
  250. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. СПб.- М.: Питер: Смысл, 2003. — 860 с.
  251. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. -СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  252. , Г. И. Основы акмеологии / Г. И. Хозяинов- РГАФК. М.: МНЖПиР, 1997.-106 с.
  253. , Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. М.: Академия, 2005. — 208 с.
  254. , А.В. Деятельностное содержание образования / А. В. Хуторский // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы // Новые ценности образования. 2005. — № 5 (24). — С. 29−34.
  255. , И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук / И. П. Цвелюх. -М., 2006.- 186 с.
  256. , И.П. Психолого-педагогическая поддержка на курсах Школы педагога-исследователя / И. П. Цвелюх // Педагогика и педагогия: история, теория, опыт: сб. материалов слушателей ШПИ / под ред. JI.H. Горбуновой,
  257. М.А. Христенко. Красноярск: КК ИПК РО, 2001. — Вып. 5. — С. 43−45.
  258. , В.Э. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) / В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер // Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 1. С. 15−24.
  259. , В.Э. Смысл жизни и судьба / В. Э. Чудновский. М., 1997.
  260. , В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя / В. Э. Чудновский // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.- Самара, 2002. — С. 177−185.
  261. , Н.А. Природа успехов и поражений: отрывки из книги Электронный ресурс. / Н. А. Чуканов. Режим доступа: http://www.institutes.nnov.ru/topicshow.pl? pid = 3262
  262. , П.Т. Феномен человека / П. Т. Шарден. М.: Наука, 1987. — 240 с.
  263. , В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. ред.В. Б. Шапаря. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.-808 с.
  264. , И.А. Критерии оценки профессионально-творческого саморазвития преподавателя и студента Электронный ресурс. / И. А. Шаршов. -Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/nauka/index.php?module=kon&func =viewpage&pageid=62
  265. , Ю.М. Психологические модели целеполагания / Ю. М. Швалб. -К.: Стилос, 1997.-240 с.
  266. , JI.K. Акмеологические основы управления педагогическими системами / JI.K. Шиян. М.: Альфа, 2003. — 228 с.
  267. , Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. -М.: Педагогика, 1979. 152 с.
  268. , Г. П. Очерки по философии образования / Г. П. Щедровицкий. -М.: Эксперимент, 1993. 154 с.
  269. , Г. П. Педагогика свободы / Г. П. Щедровицкий // Кентавр. 1993.-№ 3.-С. 18−24.
  270. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. поиск, 1997. — 78 с.
  271. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
  272. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. 391 с.
  273. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 13−21.
  274. , П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психологический журнал. 1982. — № 4, Т. 2.
  275. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  276. , E.JI. Психология развития творческого потенциала личности / E.JI. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  277. , В.А. Педагогическая психология. Предисловие Электронный ресурс. / В. А. Якунин. Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology /pedagogicalpsychology/annot/annot l25v. html
  278. Ackerman, P.L. Personality, Self-Concept, Interests, and Intelligence: Which Construct Doesn’t Fit? / P.L. Ackerman // J. of Personality. 1997. March -December. № 2. V. 65. P. 171 204.
  279. Edwin, A. Locke, Toward a Theory of Task Motivation and Incentives / A. Edwin // Organizational Behavior and human Performance. 1968. — May. -P. 157−189.
  280. Farmer, H.S. Model of career and achievement motivation for woman and men / H.S. Farmer // J. of Counseling Psychology. 1985. V. 32. P. 585−390.
  281. Guilford, J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity / J.P. Guilford. -N. Y.: Mc-Gaw Hill, 1967. P. 281−287.
  282. Guilford, J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.124 p.
  283. Restak, R.M. The Self-Seekers, in Garden City / R.M. Restak. N.Y.: Donkleday, 1982.-395 p.
Заполнить форму текущей работой