Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Методика профессионального обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Квалифицированные педагогические кадры системы профессионального образования и обучения признаны ключевым условием качества профессионального образования международной организацией Cedefop{ (Европейский центр развития профессионального образования), а систематизация, анализ подходов к их подготовке — ведущим направлением деятельности Cedefop в 2017 г. Чрезвычайно важно, чтобы у преподавателей… Читать ещё >

Предисловие. Методика профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая деятельность в системе современного профессионального образования существенно усложнилась и требует освоения компетенций в области педагогического проектирования; создания практико-ориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Меняется и представление о составе педагогических кадров профессионального образования, их взаимодействии между собой. В целях обеспечения качества профессионального образования, позволяющего создать баланс интересов человека, бизнеса и государства и достичь цели — подготовки высококвалифицированных кадров и конкурентоспособности экономики страны в сочетании с развитием профессионального мышления человека, его способности к самообучению и саморазвитию, необходимо единство преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации и наставников на производстве. Единство — в методах обучения, понимании особенностей организации образовательного процесса, индивидуальном, личностном подходе к обучающимся и собственному профессиональному развитию.

Квалифицированные педагогические кадры системы профессионального образования и обучения признаны ключевым условием качества профессионального образования международной организацией Cedefop{ (Европейский центр развития профессионального образования), а систематизация, анализ подходов к их подготовке — ведущим направлением деятельности Cedefop в 2017 г. Чрезвычайно важно, чтобы у преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников была возможность развивать и поддерживать на высоком уровне методические, профессиональные (производственные), педагогические и личностные (общепрофессиональные) компетенции. При этом в понятие «педагогические кадры» включены как педагоги образовательных организаций, гак и наставники на производстве.

В соответствии со ст. 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.[1][2], «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования». Основные программы профессионального обучения:

  • • профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • • переподготовки рабочих, служащих;
  • • повышения квалификации рабочих, служащих.

Однако в рамках данной книги понятие «профессиональное обучение» трактуется шире, как важнейшая часть профессионального образования, особый педагогический процесс, в ходе которого осуществляется совместная деятельность педагогов (в том числе и прежде всего мастеров производственного обучения, наставников на производстве) и обучающихся. Иными словами, будем рассматривать термин «профессиональное обучение» как синоним термина «учебно-производственная деятельность». Результатом этой деятельности является освоение обучающимися приемов, способов, путей решения профессиональных задач, ведения практической деятельности на рабочем месте. В форме учебных, производственных практик профессиональное обучение может рассматриваться как часть основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального и даже высшего образования.

Современный отечественный и зарубежный опыт, опыт советского периода нашей истории дают возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, и как следствие — о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима при подготовке техников и технологов, инженеров и т. п. Обучать можно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает, и тех, кто организует процесс обучения, взаимодействует с другими компаниями, предприятиями, образовательными учреждениями. Им требуется набор психолого-педагогических, методических, нормативно-правовых компетенций. Многие предприятия испытывают голод в этом отношении.

В то же время наша страна, как и многие другие, решает проблему преодоления старения педагогических кадров, практико-ориентировапности обучения педагогов, развития их компетенций, необходимых для обеспечения качества профессионального образования. Особую группу российских педагогов среднего профессионального образования (СПО) представляют мастера производственного обучения. Их деятельность чрезвычайно важна: они закладывают основу умений и компетенций, но профессии, специальности, которые в дальнейшем развиваются на производственной практике в условиях предприятия.

Пополнение штата педагогических работников профессиональных образовательных организаций во многом осуществляется за счет специалистовпроизводственников. Более 60% из этих специалистов составляют мастера произ водственного обучения.

Велика потребность в профессионально-педагогическом образовании мастеров производственного обучения на основе принципов вариативности и модульности с возможностью обеспечить различные траектории входа в педагогическую профессию с учетом наличия или отсутствия опыта педагогической деятельности, имеющейся базовой специальности (профессии), индивидуальных квалификационных дефицитов и потребностей.

Решению комплекса этих непростых задач в определенной мере способствует данное учебное пособие. В его особом фокусе педагогические кадры — мастера производственного обучения и наставники на производстве, — принимающие участие в реализации практического обучения в рамках образовательной программы СП О.

Данное учебное пособие поможет мастеру производственного обучения, наставнику на производстве овладеть базовыми компетенциями в области методики профессионального обучения, освоить ключевые умения и знания, компетенции педагогической (в том числе, методической) деятельности, познакомиться с нормативно-правовыми основами в сфере профессионального образования, выстроить свою индивидуальную педагогическую позицию с учетом уровня развития методологии современной профессиональной педагогики и спланировать продолжение индивидуального профессионально-педагогического развития в процессе своей деятельности.

Содержание учебного пособия направлено на освоение следующих компетенций.

  • 1. Использовать различные методы поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных педагогических задач.
  • 2. Организовывать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса.
  • 3. Использовать приемы педагогического воздействия на мотивацию и поведение обучающихся.
  • 4. Проводить учебные занятия по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
  • 5. Организовывать самостоятельную работу обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы.
  • 6. Осуществлять формирующий и констатирующий контроль, оценку результатов профессионального обучения в процессе текущего оценивания, промежуточной, итоговой аттестации.
  • 7. Осуществлять самооценку собственной педагогической деятельности, выбирать способы ее совершенствования.

В результате освоения содержания учебного пособия обучающийся будет:

уметь

• использовать различные источники для получения информации в целях совершенствования образовательного процесса;

  • • использовать терминологию нормативно-правовых документов в сфере профессионального образования и груда в профессиональной деятельности;
  • • использовать профессиональные стандарты, ФГОС СПО[3] для разработки профессиональных образовательных программ;
  • • соблюдать алгоритм разработки программ профессиональных модулей и оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода в образовании;
  • • взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) программы СПО, профессионального обучения;
  • • формулировать требования к результатам, содержанию и условиям реализации программ профессиональных модулей СПО, профессионального обучения;
  • • разрабатывать и обновлять планы — сценарии занятий (циклов занятий), методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП[4];
  • • использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии;
  • • контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и их самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса;
  • • анализировать проведение учебных занятий и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность;
  • • соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования;
  • • осуществлять ведение документации, обеспечивающей реализацию программ профессиональных модулей СПО, профессионального обучения;

знать

  • • концепции современного профессионального образования, профессионального обучения в России и за рубежом;
  • • отечественные и зарубежные интернет-ресурсы в сферах профессионального образования и труда;
  • • источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ СПО и профессионального обучения;
  • • принципы целеполагания в образовательном процессе профессионального образования;
  • • структуру и принципы разработки ФГОС СПО, профессиональных образовательных программ;
  • • структуру и принципы разработки профессиональных стандартов, алгоритм их использования для актуализации ФГОС СПО, профессиональных образовательных программ;
  • • требования к образовательной программе и документам, входящим в ее состав;
  • • общие подходы к разработке программ профессиональных модулей и оценочных средств, соответствующих требованиям компетентностного подхода в образовании;
  • • возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности);
  • • педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;
  • • современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения);
  • • требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;
  • • меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся иод их руководством;
  • • локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения.

Данное учебное пособие может использоваться в системе дополнительного профессионального образования (ДНО) при реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки для мастеров производственного обучения, наставников на производстве. Также оно может пригодиться в качестве пособия для самообразования и профессионального развития.

Несколько слов об аппарате учебного пособия.

В начале каждой главы сформулированы ее основные тезисы (Главное), в конце — приведены вопросы для самопроверки.

Введение

позволяет погрузиться в современный контекст развития российского профессионального образования, дает представление о месте среднего профессионального образования в системе образования в целом, знакомит с основными процессами модернизации, дает общее представление о структуре профессионального и образовательного стандарта, основной профессиональной образовательной программы СПО. Главы 1—5 направлены на последовательную подготовку мастеров производственного обучения и наставников на производстве к решению практических задач их профессиональной деятельности на основе принципа практико-ориентированного обучения, результатом которого является умение мыслить и действовать.

Более мелким шрифтом в текстах глав дана факультативная информация, позволяющая расширить кругозор, углубить знания, но рассматриваемому вопросу. Эта информация несет также мотивационно-направляющую функцию: побудить читателя самостоятельно более детально изучить ту или иную проблему, на основе изложенного материала продолжить сбор и анализ информации для профессионального совершенствования и саморазвития.

В конце пособия предложены примеры практических заданий по главам. Они могут быть дополнены, расширены и использоваться в качестве заданий для самостоятельной работы или в процессе аудиторных занятий и в качестве контрольных заданий — по усмотрению преподавателя в системе ДПО. Могут стать предметом обсуждения в образовательных организациях, учебных центрах, отделах технического обучения предприятий в целях профессионально-педагогического развития и совершенствования деятельности педагогических коллективов, команд сотрудников, участвующих в профессиональном обучении.

Типология заданий и их краткая характеристика представлена в табл. П-1.

Таблица П-1

Типология заданий учебного пособия.

Задания на самоанализ, саморсфлсксию и самооценку.

Тренировочные (тренинговые) задания.

Проблемные вопросы.

Поисковые задания.

Требуют анализа собственного профессиональноличностного опыта, индивидуальных целей, ценностей, представлений и т. д. для «прояснения позиций». Смысл этих заданий — обеспечить процесс профессионально-личностного развития.

Пример. Сформулируйте цели и задачи своей деятельности (миссия, педагогическое кредо;

«Я и мои ученики»). Вернитесь к заданию в конце обучения по программе повышения квалификации. Что изменилось?

Требуют самостоятельной практической работы, но тренировке того или иного педагогического умения. Пример. Подготовить и провести фрагмент сценария занятия с описанием деятельности вашей и студентов при демонстрации приемов ведения профессиональной деятельности на рабочем месте.

Предполагают построение новых связей между ранее изученными и новыми понятиями; фактами и закономерностями; причинами и следствиями; изученным материалом и личным опытом и т. д. Таким образом, проблемный вопрос требует обоснованного ответа с использованием изученных терминов, понятий, закономерностей. Пример. Сформулируйте задачи отдельного занятия с обоснованием их постановки.

Требуют деятельности, связанной с поиском определенной информации и способа разрешения поставленной задачи. Необходимая информация и способ разрешения задачи в явном виде в тексте нс содержатся. Например, задание может потребовать привлечения внешних источников (справочников, Интернета, специалистов-консультантов и др.).

Пример. Подготовьте список документов, необходимых в процессе профессионального обучения:

  • — документы при планировании обучения;
  • — ведении обучения, включая текущий, рубежный контроль;
  • — оценивании результатов обучения;
  • — самооценке деятельности мастера, наставника

Авторы выражают благодарность Л. В. Овсиенко, И. В. Зиминой (Казанский национальный исследовательский технологический университет), Ю. Л. Зинченко (Пермская торгово-промышленная палата), В. В. Вертилю, Е. Н. Байдало (Екатеринбургский экономико-технологический колледж), С. Н. Жуковой, М. А. Караваевой (учебный центр ПАО «НПО «Сатурн»), И. Э. Файзулиной (Управление образования и науки Тамбовской области), Н. М. Савиной (Региональное агентство развития квалификаций Белгородской области), а также коллегам из образовательного центра Первоуральского новотрубного завода, Российско-Германской внешнеторговой палаты, Гёте-института в Москве за многолетнее сотрудничество, которое сделало возможным подготовку этой книги.

Отдельно хотим выразить признательность за экспертную поддержку господину Зигле (Торгово-промышленная палата г. Штутгарт), господину Михелю (ООО «Калибрикс-Рус»), Федеральному институту профессионального образования Германии и лично доктору Ханнелоре Кресс.

Авторский коллектив

  • [1] Professional development for vet teachers and trainers: briefing note. European Centre forthe Development of Vocational Training (Cedefop), June, 2016.
  • [2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Актуальная версия закона — см.: URL: www.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2017).
  • [3] ФГОС СПО — федеральные государственные образовательные стандарты среднегопрофессионального образования.
  • [4] ДПП — дополнительная профессиональная программа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой