Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе требований к подготовке специалиста с высшим образованием (законы Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.)), а также требований Государственного образовательного стандарта по специальности «30 600 — Технология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
    • 1. 1. Подготовка учителя технологии и предпринимательства как социально-экономическая и педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ опыта работы высшей педагогической школы по подготовке учителя технологии и предпринимательства
    • 1. 3. Моделирование как метод построения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для студентов высшей педагогической школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Содержание и структура учебного курса «Основы предпринимательской деятельности»
    • 2. 2. Технологии формирования у будущего учителя системы знаний основ предпринимательской деятельности и развития у него профессиональной педагогической мотивации
    • 2. 3. Технологии подготовки будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности и развития у него профессионально значимых качеств
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Апробация экспериментального учебного курса «Основы предпринимательской деятельности»
    • 3. 2. Корректировка и анализ результатов внедрения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» в педагогическом вузе
  • Выводы по третьей главе

Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Во всем мире идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. В России он связан в первую очередь с изменяющимися социально-экономическими условиями и научно-техническим прогрессом, которые предъявляют повышенные требования к уровню подготовки специалистов различных областей деятельности.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации" акцентирует внимание на том, что в современных условиях необходимо обеспечить «подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности» [7, с. II]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» более детально раскрывается основная цель профессионального образования как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Особо отмечается необходимость удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования [8, с.27].

Все вышесказанное имеет прямое отношение и к подготовке учителя. Законы Российской Федерации «Об образовании» (1996г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.), Государственные образовательные стандарты закрепили за педагогическими вузами обязанность подготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать ^ собственную стратегию профессиональной деятельности. Такой учитель нужен сегодня школе.

Учитель технологии и предпринимательства принципиально отличается от других учителей-предметников. Он, как правило, имеет какие-либо способности (порой уникальные) в области прикладного творчества. Эти способности являются предпосылкой для создания конкурентоспособных товаров и услуг. Другое отличие заключается в том, что учитель технологии и предпринимательства должен обладать определенными деловыми качествами, необходимыми для организации предпринимательской деятельности.

Эта специфика деятельности учителя технологии и предпринимательства предусмотрена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «30 600 — Технология и предпринимательство». Так, во-первых, одним из главных требований к уровню подготовки выпускника является «владение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и ^ умение применять их при реализации собственной продукции и услуг».

4, с.20]. Во-вторых, Государственный образовательный стандарт в содержание курса «Основы предпринимательской деятельности» предлагает включить раздел «Предпринимательская деятельность на базе образовательных учреждений».

В настоящее время большое внимание уделяется развитию творческих способностей будущего специалиста, его профессиональной мод, бильности. Педагогическая деятельность по сути является творческой.

Причина этого кроется в неповторимости педагогических ситуаций, личности учащегося и учителя.

Большое внимание в документах и статьях обращается на необходимость учета интересов личности. Так, в Федеральном Законе «О высЬ' шем и послевузовском профессиональном образовании» одной из задач высшего учебного заведения является «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования» [2, с. 12]. Эта мысль развивается в Докладе Президента Российской Федерации Государственному Совету Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» [6] и в передовых статьях журнала «Педагогика» [24- 36]. Приведем выдерж-^ ки этих публикаций.

В Докладе Президента Российской Федерации Государственному Совету Российской Федерации отмечается: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [6, с. V]. А. П. Беляева в статье «Развитие системы профессионального образования» пишет: «В изменившихся условиях необходимо обеспечить согласованность инте-^ ресов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений» [24, с. 5]. Автор статьи «Российское образование: модернизация и свободное развитие» А. П. Валицкая акцентирует внимание, как она пишет, — на уникальном человеческом капитале России. «Старый принцип — работать в логике специального предмета — не соответствует изменившейся ситуации. Сегодня вуз, если он хочет быть востребованным, должен работать в логике образователь.

4, ной потребности студента, давая качественное образование, применимое в жизненной общественной и профессиональной практике личности" [36, с. 5].

Наконец, как отмечалось выше, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепции модернизации россий-f4 ского образования на период до 2010 года» в качестве одной из задач образования выделено развитие профессиональной мобильности будущего специалиста. Профессиональная мобильность предполагает быструю адаптацию специалиста при изменении производственной ситуации за счет владения экстрафункциональными и полипрофессиональными знаниями и способностямисамостоятельное решение типовых и нестандартных проблемпостроение межличностных отношений в производственном коллективесовмещение при необходимости управленческих и ** исполнительских функцийответственность за качество и результаты трудаготовность к инновациям [64, с. 17].

В настоящее время меняются и условия подготовки специалистов: создается нормативно-правовая база обеспечения развития отношений в сфере образованияразвивается материальная база учреждений профессионального образования, в первую очередь, высших учебных заведений. «В новых условиях открываются широкие возможности привлечения студентов к компьютерному, экономическому, маркетинговому, ор-** ганизационно-управленческому творчеству, к предпринимательст-ву и т. д., т. е. к творчеству во всех аспектах будущей профессиональной деятельности» [129, с.6].

Проблема совершенствования профессионального образования включает совершенствование его содержания и технологического обеспечения (В.В.Краевский, А. М. Новиков, М. М. Поташник, В. В. Сериков, А. Сидорович, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги и др.). Она является актуальной ^ при подготовке учителя технологии и предпринимательства в условиях педагогического вуза. Последнее связано с тем, что в современных социально-экономических условиях в России предпринимательство приобретает все большее значение. С возрождением рыночной экономики оно становится силой, соединяющей все основные факторы производства в единый процесс создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества.

Педагогические исследования и анализ зарубежного опыта показывают, что обучение предпринимательской деятельности необходимо осуществлять со школьного возраста. Поэтому в школьный курс «Технология» включены основы предпринимательской деятельности [157]. Министерство образования России акцентирует внимание на том, что овладение учащимися школы основами предпринимательской деятельности будет более результативным, если основной курс будет дополнен факультативным практико-ориентированным курсом «Основы предпринимательской деятельности». Это предложение закреплено в Письме Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. № 508/11−13 [9].

Для обучения школьников основам технологии и предпринимательства требуется специально подготовленный учитель. Такая подготовка осуществляется, как правило, на технолого-экономических факультетах педагогических вузов.

В настоящее время не разработано единой универсальной типовой программы по изучению курса «Основы предпринимательской деятельности» в педагогических вузах. Государственным образовательным стандартом обусловлено лишь их примерное содержание [4, 5]. Поэтому в последнее время появляются исследования в этой области: разрабатываются различные варианты курса «Основы предпринимательской деятельности», идет поиск его наиболее эффективного содержания и структуры (И.В.Брызгалов, Д. В. Коняев, И. А. Сасова, Л. М. Фуксон, С. Д. Чуркин и др.). В основе предлагаемых исследователями курсов заложены различные идеи — от развития предприимчивости как комплексного качества личности до осуществления поддержки деятельности практикующих предпринимателей.

Таким образом, в настоящее время в подготовке учителя технологии и предпринимательства обнаружились противоречия:

— между потребностью общества в педагогических кадрах для подготовки подрастающего поколения к предпринимательской деятельности и отсутствием единой системы профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в высшей педагогической школе России;

— между необходимостью подготовки современного учителя технологии и предпринимательства и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения этой подготовки;

— между необходимостью приобщения будущего учителя технологии и предпринимательства к формированию специальных умений по основам предпринимательской деятельности и неразработанностью соответствующей подготовки к ней в условиях педагогического вуза.

Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы: какова должна «быть «концепция и модель курса «Основы предпринимательской деятельности», его содержание, структура и технологическое обеспечение? Тема предлагаемого исследования: «Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство».

Цель исследования: определение дидактических основ учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», обеспечивающего в условиях модернизации образования эффективную теоретическую и практическую подготовку компетентного учителя технологии и предпринимательства.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогического вуза по специальности «Технология и предпринимательство».

Предмет исследования: процесс моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» на основе связи базисной и практико-ориентированной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства.

В основу исследования положена следующая гипотеза: совершенствование подготовки будущего учителя по специальности «Технология и предпринимательство» будет эффективным, если:

— построена научно обоснованная концепция учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», учитывающая современные требования, предъявляемые к учителю технологии и предпринимательства;

— создано и внедрено дидактическое обеспечение курса «Основы предпринимательской деятельности», объединяющего три основных блока: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга»;

— реализована идея развития профессионально-личностных качеств учителя общеобразовательной школы и личностных качеств предпринимателя;

— проведено опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанного учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для студентов высшей педагогической школы.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:

1. На основе анализа современной социально-экономической ситуации в стране, требований к подготовке современного учителя технологии и предпринимательства, а также существующих программ построить концепцию и модель курса «Основы предпринимательской деятельности».

2. Определить основные принципы отбора содержания учебного материала для курса «Основы предпринимательской деятельности» и разработать его программу.

3. Разработать технологическое обеспечение учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», позволяющего осуществлять теоретическую и практическую подготовку будущего учителя технологии и предпринимательства.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование разработанного курса «Основы предпринимательской деятельности».

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистическое понимание действительностипринцип системности и целостности при изучении социальных явленийличностный и дея-тельностный подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследованийидеи гуманизации и демократизации образовательной системы России.

Теоретической основой исследования являются: теория развивающего обучения (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д.В.Эльконин) — теория моделирования (М.Вартофский, Я. Г. Неуймин, Е. Э. Смирнова, В.А. Штофф) — теория развития предпринимательских качеств (В.Д.Коняев, А. Л. Полякова, Л. М. Фуксон, С.Д.Чуркин) — теория активизации процесса обучения (Н.М.Зверева, М.Н.Скаткин) — технологический подход к обучению и воспитанию (В.П.Беспалько, М. В. Кларин, Г. К.Селевко) — теория межпредметных связей (Л.В.ЗагрековаВ.Н.Максимова) — теория мотивации учения и поведения (Г.Клаус,.

А.К.Маркова, Д. Н. Узнадзе, Х. Хекхаузен) — теория о роли предпринимательства в развитии общества (А.В.Бусыгин, Ю. М. Осипов, Р. Хизрич, А. Хоскинг, И. Шумпетер) — концепции содержания образования (В.В.Краевский, В. С. Леднев, М.Н.Скаткин) — концепции профессионального самоопределения и экономической подготовки молодежи (П.Н.Андрианов, В. А. Поляков, В. К. Розов, И. А. Сасова, В.Д.Симоненко).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической, экономической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации по высшей школеметоды эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов (самостоятельных, контрольных и творческих работ, бизнес-планов, отчетов по педагогической практике), моделирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатовметодики математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Понятийно-терминологический аппарат исследования в качестве ведущих включает такие понятия как «образовательная технология», «технологическое обеспечение», «предпринимательская деятельность», «предпринимательские качества».

Образовательная технология — способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, который представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я.Савельев).

Технологическое обеспечение — набор педагогических технологий и методов, применяемых для обучения студентов (определение, принятое нами в исследовании в качестве рабочего).

Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (Гражданский кодекс Российской Федерации, Ст.2).

Предпринимательские качества — профессионально важные качества личности, необходимые для предпринимательской деятельности. К ним относятся: творческий потенциал, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, лидерство, решительность, целеустремленность, конкурентоспособность, способность идти на риск (В.Д.Коняев).

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Нижегородском государственном педагогическом университете, Вятском государственном педагогическом университете, общеобразовательных школах № 37, 154, 181 г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным исследованием было охвачено 526 студентов, 37 практикующих предпринимателей, 17 учителей технологии и предпринимательства.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — сформулированы концептуальные идеи построения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», обеспечивающего подготовку компетентного учителя технологии и предприниматель-ства, благодаря взаимосвязи теоретической и практико-ориентированной направленности курса в сочетании с развитием у студента личностных качеств учителя и предпринимателя и его мотивации к учительской профессии;

— определено содержание учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», позволяющего сочетать теоретическую и прак-тико-ориентированную подготовку учителя технологии и предпринимательства;

— разработано технологическое обеспечение учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», включающее педагогическую технологию формирования у студента базисных, специальных и общепедагогических знаний и уменийтехнологию развития профессиональной педагогической мотивациитехнологию подготовки будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности и развития у него личностных качеств учителя и предпринимателя;

— экспериментально доказана эффективность разработанного учебного курса «Основы предпринимательской деятельности».

Теоретическая значимость исследования. В диссертационном исследовании разработана концепция учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», обеспечивающего профессиональную подготовку будущего учителя технологии и предпринимательства и повышение мотивации студентов к учительской профессииразработана модель курса, выделены наиболее сложные звенья процесса моделирования (конечная цель, задача, объект), прослежены взаимосвязи между нимипоказана взаимосвязь теоретической и практико-ориентированной направленности курсаисследована возможность развития предпринимательских качеств личности будущего учителя в процессе изучения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности».

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана программа учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для студентов педагогического вуза по специальности «Технология и предпринимательство», включающего три взаимосвязанных блока «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и ориентированного на развитие профессионально-личностных и основных предпринимательских качеств;

— разработаны методические рекомендации по курсу «Основы предпринимательской деятельности» для будущих учителей технологии и предпринимательства;

— создана система заданий для стимулирования мотивации студентов к профессиональной педагогической деятельности.

Основные этапы исследования. Поставленная цель определила ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в течение шести лет (с 1995 по 2001 гг.) в два этапа.

На первом этапе (1995;1999 гг.) проводился анализ философской, социологической, научно-педагогической и методической литературы, выработка концепции исследования, формулирование гипотезы, построение модели курса, разработка программы и методических рекомендаций по курсу «Основы предпринимательской деятельности», проведена экспериментальная апробация курса, проанализированы результаты.

На втором этапе опытно-экспериментального исследования (19 992 001 гг.) на основании результатов анализа первого этапа исследования был скорректирован экспериментальный курс «Основы предпринимательской деятельности» и внедрен в учебный процесс на технолого-экономическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета. Апробирована педагогическая технология развития профессионально значимых предпринимательских и учительских качеств на базе Вятского государственного педагогического университета. Опубликована программа курсаразработаны методические рекомендации по учебному блоку «Основы маркетинга». На этом этапе исследования уточнялись теоретические выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования. Структура диссертационного исследования представлена в Приложении 1.

Обоснованность результатов исследования достигалась методологическим, общенаучным и технологическим обеспечением исследовательского процесса, разработкой категориального аппарата проблемы, опорой на психолого-педагогические теории и концепции.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целенаправленным использованием комплекса взаимодополняющих методик, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, участием в эксперименте студентов шести потоков технолого-экономического факультета Нижегородского государственного педагогического университета и студентов Вятского государственного педагогического университета, статистической обработкой результатов исследования, восьмилетней практической работой исследователя в качестве преподавателя Нижегородского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Личностно-ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе» (Н.Новгород, 1997 г.), научно-практической конференции «Экономическая и предпринимательская подготовка учащихся в России: проблемы и перспективы развития» (Москва, 1998 г.), региональной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы» (Н.Новгород, 1998 г.), научно-практической конференции «Совершенствование обучения технологии в образовательной школе и педвузе: опыт, проблемы, перспективы» (г.Киров, 1999 г.), региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию НГПУ и 45-летию подготовки в НГПУ учителей труда и учителей технологии «Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология» (Н.Новгород, 2002 г.) и др.

Курс «Основы предпринимательской деятельности» внедрен в учебный процесс на технолого-экономическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета, технология развития предпринимательских качеств апробирована в Вятском государственном педагогическом университете.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства, осуществляемое с учетом потребностей государства и необходимости адаптации будущего учителя к современным рыночным условиям возможно, если разработана концепция учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», обеспечивающего теоретическую и практическую подготовку учителя технологии и предпринимательства, развитие у него профессионально-значимых качеств учителя и предпринимателя, усиление профессиональной педагогической мотивации.

2. Содержание учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» обеспечит профессиональную подготовку учителя технологии и предпринимательства, если: а) оно строится с учетом когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентовб) отбор его содержания базируется на принципе соответствия содержания во всех его элементах и на всех уровнях совокупности задач, стоящих перед экспериментальным курсом, и на принципе структурного единства содержания курсав) программа экспериментального курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «30 600 — Технология и предпринимательство» и включает темы, усиливающие его практико-ориентированную направленность («Принятие решений», «Процесс разработки продукции», «Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей» и др.) — г) для углубления базисных знаний по курсу «Основы предпринимательской деятельности» и осмысления педагогической значимости реального опыта предпринимательской деятельности особое внимание уделено взаимосвязи теоретического материала и практических заданий.

3. Успешная подготовка студентов к профессии учителя технологии и предпринимательства определяется технологическим обеспечением курса «Основы предпринимательской деятельности», которое включает: а) педагогическую технологию формирования у студентов базисных знаний, построенную с учетом логики этапов процесса усвоенияб) педагогическую технологию развития профессиональной мотивации к учительской деятельности, в основе которой лежит система творческих заданий по курсув) педагогическую технологию подготовки будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности и г) технологию развития у студентов профессионально-значимых качеств.

4. Важнейшими показателями эффективности разработанной модели учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» являются: глубина, гибкость и полнота знаний студентовсамооценка успешности своей профессиональной деятельности выпускниками вузауровень развития предпринимательских качеств (по результатам тестирования).

Выводы по третьей главе.

1. Необходимость проведения объемного опытно-экспериментального исследования обусловлена тем, что в процесс построения модели реализации концепции курса «Основы предпринимательской деятельности» охватывал следующие четыре направления: усвоение базисных знаний по основам предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетингаформирование профессиональной мотивации к учительской профессииподготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельностиразвитие профессионально значимых личностных качеств учителя и предпринимателя.

В соответствии с этими направлениями построена структура главы.

2. Каждое из направлений по существу является предметом специального исследования, для каждого из них отрабатывались методы экспериментального исследования, критерии и показатели (таблица 27).

3. В соответствии с выявленными критериями и показателями по каждому направлению произведена оценка эффективности курса «Основы предпринимательской деятельности». Проведена статистическая обработка достоверности результатов эксперимента.

4. Проведен анализ результатов первого этапа опытно-экспериментального исследования: по главным показателям формирования базисных знаний среднее значение колеблется от 63 до 87%. Анализ свидетельствует о том, что поставленная перед курсом задача подготовки профессионально мобильного учителя технологии и предпринимательства в основном решается. Результаты, представленные в таблицах с 8 по 21 и с 23 по 26, подтверждают адекватность содержания и технологического обеспечения курса поставленным перед ним задачам.

Одновременно с этим выявлено: а) снижение у студентов уровня профессиональной мотивации к учительской деятельностиб) недостаточное повышение уровня развития профессионально значимых качеств учителя и предпринимателя (ряд результатов развития качеств оказался недостоверным).

Полученные результаты сделали необходимым совершенствование курса «Основы предпринимательской деятельности» и проведение второго этапа опытно-экспериментального исследования.

5. Анализ выявленных недостатков привел к соответствующей корректировке технологического обеспечения курса «Основы предпринимательской деятельности»: разработке специальной системы заданий, направленной на повышение профессиональной педагогической мотивации, и совершенствованию технологии развития профессионально значимых качеств. Раскрывается значение системы заданий для повышения интереса к педагогической профессии. Модифицирована технология развития качеств, значимых для учителя и предпринимателя: в ней увеличен удельный вес развивающих методов и форм обучения. Приведены результаты, которые подтверждают рост у студентов профессиональной педагогической мотивации и развитие основных личностных профессиональных качеств.

6. Основные направления опытно-экспериментальной работы охарактеризованы и приведены в таблице 27. По каждому их направлений определены методы экспериментального исследования, его критерии и показатели.

Показатели уровня сформированности базисных знаний определяются с помощью уровневых заданий:

I уровень — воспроизведение знаний;

II уровень — применение знаний в знакомой ситуации;

III уровень — применение знаний в измененной и новой ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера и рекомендаций прикладного значения.

1. Обоснована необходимость подготовки учителя технологии и предпринимательства для обучения детей школьного возраста предпринимательской деятельности. Раскрыто значение предпринимательства в современных социально-экономических условиях России и показано, что предпринимательство как сфера общественных отношений позволяет каждому человеку реализовать свои способности и таланты, самостоятельно выбирать род деятельности и распределять полученную прибыль.

2. На основе требований к подготовке специалиста с высшим образованием (законы Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.)), а также требований Государственного образовательного стандарта по специальности «30 600 — Технология и предпринимательство» и анализа существующих программ курса «Основы предпринимательской деятельности» выявлена необходимость его модернизации. Определен комплекс задач, решение которых будет способствовать подготовке квалифицированного учителя, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. К этим задачам относятся: формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельностиразвитие профессиональной педагогической мотивацииподготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности и развитие у него профессионально значимых качеств.

Актуальность модернизации курса «Основы предпринимательской деятельности» отражает основные идеи развития системы профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росу, социальной и профессиональной мобильности.

3. Построена концепция курса «Основы предпринимательской деятельности». Главное положение концепции утверждает, что учебный курс «Основы предпринимательской деятельности» обеспечит подготовку компетентного учителя, если в нем осуществлено сочетание теоретической и практико-ориентированной направленности с развитием у студента личностных качеств учителя и предпринимателя и его мотивации к учительской профессии. Обоснована необходимость для ее реализации использования метода моделирования, который помогает проследить логику курса и акцентирует внимание на наиболее сложных его элементах. Так элемент «анализ содержательной основы системы «задача-объект» подсказал подход к отбору содержания курса, а элементы, связанные с планированием эксперимента, — организацию опытно-экспериментального исследования. Построена модель курса.

4. Анализ теоретических положений содержания образования с учетом задач курса позволил выявить следующие принципы отбора содержания учебного материала:

1) принцип соответствия содержания совокупности задач, стоящих перед экспериментальным курсом;

2) принцип структурного единства содержания курса.

На основании выявленных принципов и требований Государственного образовательного стандарта по специальности «30 600 — Технология и предпринимательство» определено содержание курса. Включение в его содержание практико-ориентированного материала (темы «Принятие решений», «Разработка товара» и др.) способствует более глубокому усвоению базисных знаний и позволяет придать практическим заданиям прикладной характер. Следствием этого является усиление профессиональной подготовки будущего учителя как в методическом плане, так и в области организации предпринимательской деятельности на базе образовательных учреждений.

Разработана программа курса «Основы предпринимательской деятельности», который включает учебные блоки «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента», «Основы марке5шйшработано технологическое обеспечение, которое включает технологии:

— формирования у студентов базисных знаний;

— развития профессиональной педагогической мотивации;

— подготовки студентов к практико-ориентированной профессиональной деятельности;

— развития у студентов профессионально значимых качеств учителя и предпринимателя.

В каждой технологии выделена главная идея, адекватная поставленной цели, и в соответствии с ней выбраны методы и формы обучения студентов. Так, технология формирования у студентов базисных знаний построена с учетом логики этапов процесса усвоения (мотивация — восприятие — осмысление) — технология подготовки студентов к практико-ориентированной профессиональной деятельности и развития у них профессионально значимых качеств учителя и предпринимателя — на основе широкого использования развивающих методов обучения (дискуссии, деловые игры, анализ бизнес-ситуаций, бизнес-планирование и др.) — в основе технологии развития профессиональной мотивации к учительской деятельности лежит система творческих заданий. Обсуждение каждой технологии сопровождается рассмотрением соответствующих примеров, методов и их примеров, методов и их модификаций, а также конкретных заданий для студентов.

6. Разработана система критериев и показателей для оценки результатов эксперимента. Так, например, критериями оценки уровня сформированности базисных знаний по основам изучаемых дисциплин являются их осознанность, прочность, конкретность, обобщенность и действенностькритерием развития у студентов профессионально значимых качеств — ориентация в соответствующей ситуации.

7. Приведены результаты опытно-экспериментального исследования. Оно проводилось на технолого-экономическом факультете Нижегородского государственного педагогического университета в течение шести лет (с 1995 по 2001 гг.). В нем приняло участие 464 студента дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета Нижегородского государственного педагогического университета, 62 студента Вятского государственного педагогического университета, школьные учителя технологии, предприниматели.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в два этапа. Целью первого этапа являлась апробация экспериментального учебного курса «Основы предпринимательской деятельности». В ходе этого этапа отслеживалось усвоение базисных знаний по учебным блокам курса и готовность студентов к практико-ориентированной профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о доступности курса (осознанные и прочные знания показали более 60% студентов). Оказались коррелированны уровень действенности знаний (более 60%) и отзывы выпускников, работающих в сфере предпринимательства. Одновременно с этим на первом этапе выявлены недостатки курса: снижение у студентов уровня профессиональной педагогической мотивациинедостаточное развитие предпринимательских качеств. Учет этих недостатков потребовал проведения второго этапа опытноэкспериментального исследования, в ходе которого была разработана технология развития профессиональной мотивации к учительской деятельности, и существенно модифицирована технология развития у студентов предпринимательских качеств, а также скорректировано содержание курса.

Результаты второго этапа эксперимента свидетельствуют о значительном росте количественных показателей по всем четырем направлениям исследования. Достоверность результатов каждого этапа обеспечивалась использованием взаимодополняющих методик: анкетирования, опроса, анализа результатов выполнения заданий, ответов студентов на занятияхмноголетним характером исследованиястатистической обработкой данных.

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы подготовки учителя технологии и предпринимательства подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и эффективность разработанного дидактического обеспечения учебного курса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» — М.: Новая школа, 1992. — 61 с.
  2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомиздат РФ по высшему образованию. 1996. — № ю. — С. 1−60.
  3. Государственные стандарты высшего педагогического образования. М.: Гос. комитет РФ по высшему образованию, 1995. — 32 с.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «30 600 — Технология и предпринимательство». Квалификация учитель технологии и предпринимательства -М.: Министерство образования РФ, 2000. — 22 с.
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. — 2001. № 2. — С. II — IV.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11 — 42.
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2000 г. № 508/11−13 «Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. -2000.-№ 5. -С. 43−47.
  8. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165 — 168.
  9. В.А. Азбука маркетинга. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 270 с.
  10. В.А. Азбука менеджмента. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 271 с.
  11. В.А. Задачник по экономике: 300 бизнес-шансов. — СПб.: ДЕАН, 1999.- 166 с.
  12. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. — 106 с.
  13. В.И. Проверь себя. Десять тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. — М.: Народное образование, 1995 64с.
  14. В.И. Саморазвитие менеджера. — М.: Народное образование, 1995.- 160 с.
  15. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.
  16. Андреева J1.A. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 2000. 18 с.
  17. И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. — 20 с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  19. С.С., Воронин Г. Л., Французова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социс. 1993. -№ 9. — С. 8−12.
  20. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 176с.
  21. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 168 с.
  22. А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−8.
  23. Бём И., Шнейдр И. Продуктивное обучение: слагаемые системы // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 27 — 36.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  25. Бизнес-планирование: Учебник для студентов вузов, обуч. по экон.спец. / Под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.
  26. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3 — 8.
  27. В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 36−39.
  28. В.А., Исаев Е. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  29. А. Россия от настоящего к будущему: взгляд социального психолога// Общество и экономика. 1999. — № 3−4. — С. 218−219.
  30. И.В. Педагогическое руководство подготовкой студентов к предпринимательской деятельности в сфере спортивно-образовательных услуг: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 163 с.
  31. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: Филос.заметки. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  32. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1997. — 608 с.
  33. Буш Р., Мастеллер Ф. Схоластические модели обучаемости: Пер. с англ. М.: Физматгиз, 1962. — 483 с.
  34. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−7.
  35. М. Модели: репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 508 с.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособ. — М.: Высш. шк., 1991. 204 с.
  37. Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособ. для уч-ся сред.спец.учеб.заведений эконом.профиля. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 282 с.
  38. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарики, 2002. — 288 с.
  39. Н.М. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления в 3-х частях. М.: Инфра-М, 1994. — 4.1 — 214 с. — 4.2 — 201 с. -Ч.З — 240 с.
  40. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования: Сб.научн.трудов / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: НИИ-ОП АПН СССР, 1980. — 120 с.
  41. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Пер. с датского. М.: Высш. шк., 1994.-271 с.
  42. В.М. и др. Микроэкономика: Учеб. для вузов: В 2 т. / Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Высш. шк. экон., 1997. — Т.2. — 503 с.
  43. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 45 с.
  44. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. Философские основы М.: Совершенство, 1997. — 120 с.
  45. .С. Прогностические методы в педагогике. — Киев: Изд-во «Вища школа», 1974. — 208 с.
  46. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) — М.: Совершенство, 1998. 607 с.
  47. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир. — 137 с.
  48. Е.В., Капцов А. И. и др. Основы предпринимательства: Учеб. пособ. для студентов вузов М.: Вестник, 1996. — 381с.
  49. В.И. Социология российского предпринимательства и менеджмента // Социологические исследования. -1995. № 3. — С. 12−19.
  50. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М.: МГПУ, 1994.-32 с.
  51. В.В. Психологическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцев. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. -С.151−168.
  52. Р. Финансы и предпринимательство: Пер. с англ. — Ярославль: ПК «Периодика" — Н. Новгород: Изд-во «Елень», 1993. 222 с.
  53. К., Хедж Н. Руководство по эффективному самообучению менеджеров: Пер. с англ. Жуковский: МЦДО «ЛИНК», 1997. — 311 с.
  54. Э. Дж., Линсдей Д. Е. Микроэкономика: Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Санкт-Петербург оркестр», 1994. 446 с.
  55. Т.В. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. — 24 с.
  56. Л.В. Формирование естественнонаучных понятий политехнического содержания в трудовой подготовке сельских школьников с помощью межпредметных связей: Учеб.пособ.к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1985.-98 с.
  57. Законы успеха: Пер. с англ. Н. Каныкина. М.: Агентство «ФА-ИР», 1998.-448 с.
  58. Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособ. -М.: Пед. общ-во России, 2001. 256 с.
  59. Н.М., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя: Учеб. пособ. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 131 с.
  60. Н.М., Попова О. В. Каким быть курсу предпринимательских дисциплин? // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 38−40.
  61. Н.М., Попова О. В. Проблема подготовки учителя предпринимательских дисциплин. // Педагогическое обозрение. 2000. — № 4. -С.24−31.
  62. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — 2002. № 3. — С. 16 — 21.
  63. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  64. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей. -М.: МГУ, 1994. — 103 с.
  65. Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 396 с.
  66. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л.: ЛГУ, 1991.-338 с.
  67. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. —328 с.
  68. В., Мухин А., Толоконников А. Технология подготовки предпринимателей // Вестник высшей школы. — 1999. № 2. — С. 42−45.
  69. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 38 с.
  70. .П. Менеджмент: Программа курса для студентов факультета бизнеса, маркетинга и коммерции. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 24 с.
  71. А.А. Мировоззрение и методология в контексте образования // Высшее педагогическое образование: проблемы и решения / Под общ. ред. И. Е. Курова. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — С. 133−159.
  72. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М.: Мысль, 1968.- 148 с.
  73. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  74. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989.-80с.
  75. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  76. Д.В. Формирование предприимчивости у студентов педвуза как фактор подготовки к профессиональной деятельности (На примере факультета «Физическая культура»): Дис. .канд. пед. наук. Тула, 1999. — 218с.
  77. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. СПб.: АО «Коруна», АОЗТ «Лира плюс», 1994. — 699 с.
  78. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ В. Пинскер / Научн. ред. Р. Левит. Нью-Йорк: Телекс, 1992. — 190 с.
  79. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1997. — 264 с.
  80. В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 3 — 12.
  81. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 36 с.
  82. В.В., Скаткин М. Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  83. П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 264 с.
  84. Краткая экономическая энциклопедия / Под ред. Г. С Вечканова, Г. Р. Вечкановой, В. Г. Пуляева. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 509 с.
  85. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998 — 512 с.
  86. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  87. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы, перспективы. М.: Знание, 1992. — 60 с.
  88. Н.В. Формирование педагогических способностей. — J1.: Знание, 1961.-97 с.
  89. Курс предпринимательства: Учеб. для специальностей «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент», «Экономика и социология труда», «Финансы и кредит», «Маркетинг» / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: Финансы, 1997. — 438 с.
  90. Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  91. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  92. B.C. Содержание образования: Учеб. пособ. — М.: Высш. шк, 1989.-360 с.
  93. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. — 47 с.
  94. И.В. Введение в экономику и бизнес. (Экономика для неэкономистов): Учеб.пособ. для сред.спец.учеб.завед. — 4-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2000. 206 с.
  95. Л. Ш. Райзберг Б.А. Словарь-справочник предпринимателя. М.: «Ось — 89», 1997. — 288 с.
  96. Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффиляции у старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 16 с.
  97. Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для руководителей: Пер. с англ. — М.: Дело, 1996. — 416 с.
  98. В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: Изд-во «ЛОИРО», 2000. — 83 с.
  99. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  100. К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. М. — Вологда — СПб.: Русь, 1997. — 224 с.
  101. Маркетинг: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Маркетинг» и «Менеджмент» / Под ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  102. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  103. Т.Е. Формирование у будущего учителя аналитического подхода к решению дидактических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2000. 20 с.
  104. Г. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Вестник высшей школы. — 2000. — № 11.-С. 40−41.
  105. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособ. Волгоград: ВГПИ, 1983. — 72 с.
  106. Менеджмент: Программа курса для экономии.спец.вузов — М.: Изд-во МГИ, 1998.- 15 с.
  107. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 704 с.
  108. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студ-ов вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. 2-е изд. — М.: ИТД «КноРус», Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. — 544 с.
  109. Н.В. Экономика и предпринимательство: Лекции, деловые игры и упражнения. -М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1994. 251 с.
  110. Я.В. Эффективный менеджмент: Учебно-практич. по-соб. М.: ГЕЛАН, 2001.-372 с.
  111. Л.П. Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1995. — 200 с.
  112. МихелькевичВ.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: МОУ «Гимназия № 11», Самарский гос. технич. ун-т, 1998. — 172 с.
  113. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Сб. статей / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 177 с.
  114. Моделирование обучения и поведения / Под ред. М. С. Смирнова. -М.: Наука, 1975.-238 с.
  115. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения эффективности и качества общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  116. Моделирование социальных процессов / Под ред. Э. П. Андреева, Ю. Н. Гаврильца. М.: Наука, 1970. — 228 с.
  117. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. — Минск: Изд-во МиГУ, 1965. 248 с.
  118. А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учеб. для студ. вузов и сред. спец. учеб. заведений. СПб.: СОЮЗ, 2000. — 572 с.
  119. Мотивация достижения: ожидание успеха и боязнь неудачи / Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.-С. 113−118.
  120. Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1997. — 133 с.
  121. Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 632 с.
  122. Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. -Л.: Наука, 1984. 189 с.
  123. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед общ-во России, 2000. — 302 с.
  124. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3 — 10.
  125. Образовательная программа маршрут ученика: Ч. 1 / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: ЮИПК, 1998. — 113 с.
  126. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.-380 с.
  127. А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) // Вопросы экономики. -1999. № 12. — С. 79−89.
  128. Основы маркетинга: Учеб.пособ. для студ-ов вузов по экон.спец. / Под ред. В. П. Федько, Н. Г. Федько, О. А. Шапор. Ростовн/Д.: Феникс, 2001. -511 с.
  129. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Высш. шк., 1986. — 304 с.
  130. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес: Учеб. для вузов по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Э. Смирновой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бек, 1996. — 459 с.
  131. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. для студ-ов средн. спец. учеб. заведений / Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1997.-528 с.
  132. М.Б. «Технология» новый учебный предмет в школе. -СПб: ЦНТИ «Либра», 1992. — 140 с.
  133. А.П. Маркетинг: Учеб. для вузов по курсу «Маркетинг». М.: ИМПЭ: Триада, 1999. — 398 с.
  134. А.И. Подготовка подростков к предпринимательской деятельности // Школа и производство. — 1999. № 3. — С. 68−72.
  135. К., Лоус Б. И др. Большой толковый словарь бизнеса. — М.: Вече, ACT, 1998.-688 с.
  136. Педагогика: Учеб. пособ. для студ-ов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ-во России, 1998. — 640 с.
  137. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособ. для студ.сред.пед.учеб.завний / Под ред. С. А. Смирнова М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  138. НЗ.Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебнпрак-тич.пособ. — М.: Ассоц-я авторов и издателей, 1997. — 176 с.
  139. К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустр.-пед. техникумов. М.: Высш. шк., 1980. — 165 с.
  140. И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  141. А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Дис.. канд. пед. наук. — Красноярск, 1995. 200 с.
  142. Пономарев Я А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
  143. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. 28 с.
  144. О.В. Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «Основы предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга». — Часть I.: Основы менеджмента. — Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 45 с.
  145. О.В. Учебные программы предпринимательских дисциплин для студентов педуниверситета. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 29 с.
  146. О.В., Шадрина Н. В. Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «Основы предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга». — Часть II.: Основы маркетинга. — Н. Новгород: НГПУ, 2001 -35 с.
  147. Предпринимательское (хозяйственное) право: Сб. нормативных актов: Учеб. пособ. / Под ред. И. В. Дойникова. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Былина, 1999.-638 с.
  148. Предпринимательство в конце XX века / Под ред. А. А. Дынкина, А. Р. Стерлина. М.: Наука, 1992. — 312 с.
  149. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособ. / Под ред. Л. П. Дашкова. М.: ИВЦ Маркетинг, 1995. — 303 с.
  150. Предпринимательство: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я. Горфинке-ля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 475с.
  151. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология / Под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1996. — 225с.
  152. А.С. Деловая игра в экономической подготовкешкольников: (Сборник методических разработок) М., МПГУ, 1992 — 41с.
  153. А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. — М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
  154. А.С., Райзберг Б. А. Экономика и жизнь: Метод, разработки экономических практикумов и деловых игр. М.: МП «Новая школа», 1993.-62 с.
  155. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1991. — 152с.
  156. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. 571 с.
  157. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для студ-ов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 285 с.
  158. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы Российской экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999. — 792 с.
  159. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181 с.
  160. .А. Основы экономики и предпринимательства: Пробный учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.-208 с.
  161. Н.Н. О двух значениях «модель» в психолого-педагогическом исследовании // Программированное обучение. — Вып. 8. — Киев, 1971.-С. 117−118.
  162. Е.В. Реклама: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.496 с.
  163. П.К., Магомедов М. Н. Готовить предпринимателя цивилизованного и социально ответственного // Вестник образования России. -1995.- № 1.-С. 125 134.
  164. Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала для субъектов образовательного процесса (на примере образовательной области «Филология»): Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 435 с.
  165. Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992.-238 с.
  166. А.Д. Инновационное образование и научные школы // Вестник высшей школы. 2000. — № 5. — С. 15−18.
  167. В.Ф. Феномен предпринимательства: Экспериментальный спецкурс //Рос.экон.журнал. 1995. -№ 9. — С. 45 — 50, № 10. — С. 56 62- - 1996. -№ 1.-С. 40−46, № 2. — С.70−75.
  168. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. — № 1.-С. 19−23.
  169. И.А. Оценка социально-экономической подготовки школьников // Школа и производство. 1998. — № 2. — С. 94−97.
  170. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988.- 190 с.
  171. И.А., Умутбаев М. Н. Детское акционерное общество в школе // Школа и производство. 1999. — № 1. — С. 77−80.
  172. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. -255 с.
  173. И.И. История менеджмента: Учеб. пособ. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 222 с.
  174. А. Социально-гуманитарное образование в меняющейся России//Общество и экономика. 1999.-№ 3−4. — С. 323−335.
  175. В.Д., Фомин В. Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учеб.-метод. пособ. для учителей и студ. педвузов. Брянск, Изд-во Брянского пед. университета, 1997. — 131 с.
  176. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб.пособ. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рос.пед.агентство, 1997. 264 с.
  177. . Философия предпринимательства // Междунар. журнал «Проблемы теории и практики управления». 1990. — № 3. — С 27 — 31.
  178. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  179. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-95 с.
  180. Славина J1.C. Знать ребенка, чтобы воспитывать. — М.: Знание, 1976.-64 с.
  181. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. 221 с.
  182. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогич. общ-во России, 1999. — 416 с.
  183. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. — № 2. — С. 15 — 22.
  184. Советы психолога менеджеру: Учеб. пособ. / Под ред. М.К. Ту-тушкиной. СПб.: ГАУ, 1994. — 195 с.
  185. Социальные проблемы и факторы интенсификации научной деятельности: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В. Я. Ядов, Д. Д. Райкова. М.: Наука, 1990.- 168 с.
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  187. Ф.У. Менеджмент: Пер с англ. — М.: Журн. «Контроллинг" — Изд-во стандартов, 1992. 137 с.
  188. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  189. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. научн. статей / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: НПО «Поиск», 1992. — 168 с.
  190. Теория фирмы: Сборник / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперин. — СПб.: Эконом, шк., 1995. 534 с.
  191. .М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. С. Лейте, И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. -328 с.
  192. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  193. Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С. 109 — 117.
  194. Техническое творчество учащихся: Пособ. для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / Сост. П. Н. Андрианов. — М.: Просвещение, 1986.- 127 с.
  195. В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.- 186 с.
  196. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1971.-311 с.
  197. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Пед. общ-во России, 2000. 448 с.
  198. Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг». — М.: Финансы и статистика, 1996.-61 с.
  199. Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998.-254 с.
  200. Э.А., Кочеткова А. И., Юликов Л. И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг». М.: Финансы и статистика, 1999.- 191 с.
  201. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учеб. пособ. для пед. вузов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1993. — 137 с.
  202. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  203. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аве-ринцева и др. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  204. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием / Под ред. Е. Э. Смирновой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.- 198 с.
  205. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / Под ред. А. К. Марковой, Т. А. Матис, А. Б. Орлова —М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  206. Формирование творческих способностей: Методические указания. Ленинград: ДТТиПРФ, 1989. — 38с.
  207. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / Под ред. З. С. Гончарова. — Свердловск: Свердловский инже-нерно-пед. ин-ут, 1990. 160с.
  208. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  209. Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1994.- 185 с.
  210. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-391 с.
  211. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ./ Общ.ред. В. С. Загашвили. — М.: Прогресс-Универс, 1991. -Вып.1. 159 с.
  212. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ./ Общ.ред. В. С. Загашвили. —
  213. М.: Прогресс-Универс, 1991. Вып.2. — 253 с.
  214. А. Курс предпринимательства. — М.: Междунар. отношения, 1993. 348 с.
  215. А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20. — М.: Экономика, 1996. 139 с.
  216. C.JI. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 28−34.
  217. В.З., Черняк А. В., Довиденко И. В. Бизнес-планирование: Учебно-практич. пособ. М.: Изд-во РДЛ. — 2000. — 272 с.
  218. Н.В. Становление у старшеклассника предприимчивости как качества личности: Дис. .канд.пед.наук. -Волгоград, 1995. -210с.
  219. С.Д. Научно-методические основы технолого-экономичес-кой подготовки студентов в педагогическом вузе: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1998.-415 с.
  220. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 13−26.
  221. Д.М. Технология обучения основам предпринимательства // Педагогика. 1996. — № 3.- С. 49−53.
  222. Ф.Э., Харчева Г. В., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. — М.: Юристъ, 1997. 304 с.
  223. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: ACADEMIA, 1999. — 288 с.
  224. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. — М.: Наука, 1980.-256 с.
  225. А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Высш.шк., 1989.- 143 с.
  226. И. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  227. Экономика предприятия: Учеб. для студ. вузов / Под ред. В. П. Грузинова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 534 с.
  228. Экспериментальная психология: Пер. с фр. / Ред.-сост. П. Фресс и Ж. Плаже. М.: Прогресс, 1996. — 284 с.
  229. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. СПб.: Изд-во «Алфа-фонд», «АЯКС», 1992.- 464 с.
  230. В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 34−40.
  231. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 331 с.196
Заполнить форму текущей работой