Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор методов исследования обусловлен предметом, целями и задачами работы. Использовались теоретические и эмпирические методы психологопедагогических исследований. Был осуществлен анализ философской, психологической й педагогической литературы по проблеме исследованияобобщены эмпирические материалыприменен системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Этическая компетентность в теории и практике становления и развития профессиональной подготовки учителя
    • 1.
  • ГЛАВА II.
    • 2.
  • ГЛАВА III.
  • Проблемы этики и педагогической этики в трудах 11−33 зарубежных педагогов и философов
  • Этико-педагогические идеи в истории отечественной 34−42 педагогической мысли
  • Общие понятия этики, профессиональной этики и 43−62 педагогической этики как ее части
  • Общее понятие этической компетентности
  • Выводы по главе I 86−87 Формирование профессионально — этической компетентности как t часть профессиональной подготовки современного учителя
  • Этическая подготовка будущего учителя к 88−94 профессиональной деятельности
  • Этическая готовность как доминирующая 95−106 характеристика этической компетентности будущего учителя
  • Содержание, технологии и условия формирования у 107−126 студентов этической компетентности
  • Выводы по главе II
  • Ход и результаты эксперимента

Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях сложной общественно-политической и экономической ситуации, глубокого духовного кризиса одним из гарантов сохранения стабильности в стране призвана быть школа, представляющая педагогическую науку и культуру.

Настоящая ситуация предъявляет новые требования к современному человеку. Особенно трудно приходится детям, не имеющим достаточного опыта, чтобы устоять и найти свое место в жизни. Смена педагогической парадигмы создает условия для переориентации профессионального знания учителя на признание приоритетным основанием деятельности способность уважать личность ученика, принимать его право на ценностное самоопределение.

Личностно-ориентированный характер отношений, складывающихся в образовательном процессе, предполагает ттеобходимость 'формирования «у будущих учителей этической компетентности, включающей в себя обладание глубокими знаниями в области педагогической этики, определенный набор нравственных качеств, которыми должен обладать учитель — профессионал, а также готовность к этически адекватному поведению в ситуациях нравственных коллизий.

Проблема сформированное&tradeэтической компетентности является как никогда важной в наши дни. Студенты должны овладеть знаниями с глубоким пониманием сущности педагогического процесса. Учитель — и ученый, и педагог. Первое слагаемое имеет достаточно большой потенциал, что объясняется специальной, систематической подготовкой учителя. Что касается второго слагаемого, то оно оказывается неопределенным, так как в большинстве случаев приобретается в результате жизненного и педагогического опыта. Новые задачи высшей школы как раз и предъявляют все больше требований к профессиональной стороне в преподавательской деятельности, одним из важнейших компонентов которой является этический компонент. Это обусловлено тем, что в современном обществе производство и потребление заменяют отношения человека с человеком на отношение вещи с вещью. Становится трудно уловить чувства, обращенные к человеческому в людях, возникает постоянное чувство неуверенности, что резко снижает эффективность взаимодействия в системе отношений «учитель-ученик». Дети пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческого общения с другими людьми, а также усилением собственной нечувствительности. Огрубение детей понемногу иссушает человеческие взаимоотношения, постоянно провоцирует возникновение ссор и конфликтов.

Все ли учителя освоили сложную технику управления отношений между учителем и учащимися? Все ли способны наблюдать за собой и подчинять свои поступки не потоку нахлынувших эмоций, а усилиями ума и воли выбирать из всех возможных путей решения назревающего или возникающего конфликта самый оптимальный?

Ответом на эти вопросы может выступить образование, ориентированное на общечеловеческие ценности, гуманистическую психологию и педагогику. Перейти к гуманизации учебно-воспитательного процесса возможно, опираясь на учителей, имеющих высокий уровень этической компетентности.

Проблема качества этического образования актуальна не только для педагогических работников. В настоящее время, недостаточный учет стимулирующей роли профессиональной этики для повышения престижа, изменения статуса того или иного сообщества, развития готовности к труду свойственен в определенной степени для всех сфер общественной жизни. Достижение цивилизованного состояния общества немыслимо без овладения этическими нормами.

Проблема этической компетентности учителя относится к неразработанным в педагогической науке. Не определено само понятие «этическая компетентность», ее содержание и структура. Уровень изученности проблемы в настоящее время недостаточен для практической разработки способов развития и повышения этической компетентности учителя.

Важное значение для данного исследования имеет анализ статуса педагогической этики в системе философских наук, характеристика стадий становления теории педагогической морали, представленные в работах Л. М. Архангельского, А. А. Гусейнова, Э. А. Гришина, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко, В. Н. Чернокозовой, И. И. Чернокозова, Я. Г. Якубсон. Исследование методологических проблем профессиональной этики учителя проводилось В. Н. Чернокозовой. Решение задачи определения предмета и некоторых категорий педагогической этики связано с работами Н. Н. Петухова, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко. Теоретическое исследование сущности и содержания педагогической морали, ее места и функций в учебно-воспитательном процессе произведено А. А. Бойко, З. Н. Пак, И. И. Чернокозовым и др.

Важность этической подготовки учителя отмечали великие педагоги прошлого (Я.А.Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.) — основоположники советской педагогики (П.П.Блонский, С. С. Шацкий, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.).

Целый ряд работ посвящен исследованию психологических, педагогических и культурологических аспектов формирования нравственных представлений учителя, его ценностных ориентации, убеждений, принципов на разных этапах становления его как специалиста (Э.А.Гришин, В. Д. Давыдов, В. И. Журавлев, Л. М. Митина, В.А.Сластенин).

В настоящий момент современной педагогической наукой определен перечень профессионально-значимых и профессионально необходимых качеств личности учителя (Е.П.Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, Э. А. Гришин,.

A.Е.Кондратенков, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. В. Таранников,.

B.А.Сластенин, Г. М. Федосимов и др.).

Поиск эффективных путей разрешения проблемы формирования этической компетентности учителя, недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость привели нас к выбору темы нашего исследования, в котором этическая компетентность рассматривается как фактор профессиональной подготовки учителя.

Исходя из вышеизложенного, определены объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования: педагогический процесс, направленныйна формирование этической компетентности студентабудущего учителя.

Предмет исследования: этическая компетентность учителя.

Цель исследования: определить содержание, технологии и условия формирования у студентов этической компетентностивыявить место этического образования в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «этическая компетентность» .

2. Выявить структурные компоненты этической компетентности учителя.

3. Разработать и внедрить в педагогическую практику учебную программу спецкурса, направленного на повышение этической компетентности студентов педагогических специальностей, касающейся трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения и личностного развития учителя.

4. Выявить место этической подготовки в системе профессиональной подготовки учителя.

5. Определить содержание, технологии и условия формирования у студентов этической компетентности.

На основании анализа исследуемой проблемы выдвинута следующая гипотеза исследования. Мы предположили, что.

• этическую компетентность учителя следует понимать как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики и определенного набора личностных качеств;

• этическая компетентность обеспечивает готовность учителя к этически адекватному поведению в педагогических ситуациях морального выбора;

• этическая компетентность занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего учителя, из чего следует, что эффективность педагогического процесса во многом зависит от уровня сформированности этической компетентности учителя.

• модель содержания этической подготовки студента педагогических училища, колледжа, института, университета носит комплексный характер, главными условиями реализации которой являются: творческая направленность этической подготовкисистема теоретических и практических задач и заданийинтеграция учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учащихся на базе соответствующей интеграции этических, психолого-педагогических и специальных знаний.

Методологической и теоретической основой послужили положения о сущности и природе морали, развиваемые в этических, психолого-педагогических трудах, а также принципы теории учения (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина) — положения об учителе, его личности, профессиональном облике, способности к педагогической работе (Е.П.Белозерцев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — основы личностно-деятельностного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) — положения о возможности целенаправленного формирования педагогического сознания педагога (Л.А.Беляева, С. П. Днепров, А. К. Маркова, Н.В.Кузьмина) — представления о развитии педагогического творчества, профессионализма. (А.С.Белкин, Ю. С. Бродский, В. И. Загвязинский, В.П.Симонов), систематизация основных этических понятий (Л.М.Архангельский, О. Г. Дробницкий, М. Н. Дудина, А.И.Титаренко).

Методы исследования.

Выбор методов исследования обусловлен предметом, целями и задачами работы. Использовались теоретические и эмпирические методы психологопедагогических исследований. Был осуществлен анализ философской, психологической й педагогической литературы по проблеме исследованияобобщены эмпирические материалыприменен системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования понятийно-терминологического аппарата работымоделированиенаблюдениябеседыанкетирование- -интервьюированиеопытно-экспериментальная работаизучение продуктов учебной деятельноститестированиеметоды самооценкиматематические методыграфические и табличные интерпретации данных.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в Курганском государственном университете.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дана авторская трактовка понятия «этическая компетентность», понимаемая нами как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики и определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к этически адекватному поведению в ситуациях морального выбора.

2. Уточнено понятие «профессиональная компетентность учителя», определяемая нами как система, состоящая из опыта, теоретических знаний, практических умений, личностных качеств, обеспечивающая готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности.

3. Выделено ядро качеств этически компетентного учителя: морально-личностные качества профессионала-учителя (человечность, совестливость, трудолюбие, чуткость, уважительность, честь, великодушие, вежливость, сочувствие, искренность, самообладание, скромность, сознательность, терпимость, самоотверженность, смелость, самолюбие) — личностно-педагогические качества, связанные с природными задатками (любовь к детям, отзывчивость, гуманность, педагогическая, доброжелательность, эмпатия, коммуникабельность, выразительность речи) — профессионально-личностные качества, формируемые в ходе профессиональной подготовки организованность, дисциплинированность, выдержка, требовательность, настойчивость, инициативность, корректность, ответственность). 4. Разработана модель содержания этической подготовки студента педагогических училища, колледжа, института, университета, включающая в себя следующие компоненты: мотивационный, нравственный, когнитивныйэмоционально-волевой, операционно-деятельностный, технологический, психофизический.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в определении сущности, содержания и структуры этической компетентности;

• в психолого-педагогическом обосновании важности становления этической компетентности педагога;

• в определении содержания, технологии и условий формирования этической компетентности студентов — будущих учителей.

Практическая значимость.

Разработанные материалы — программа спецкурса для студентов по основам педагогической этики учителя, курс лекций к данной программе и планы семинарских занятий — могут служить основой программно-методического обеспечения процесса этической подготовки будущих учителей. Теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при разработке спецкурса «Этическая компетентность учителя в школе» при проведении научно-практических семинаров и тренингов для учителей, на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются: общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследованияиспользованием комплекса методов, соответствующего предмету и задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью представленных результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись путем публикации статей в межвузовских сборниках и журнале, в ходе опытно-экспериментальной работы автора на факультете иностранных языков Курганского государственного университета, в процессе участия в научных конференциях, семинарах.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Этическая компетентность учителя — понятие, характеризующееся как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики, определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к этически адекватному поведению в ситуациях морального выбора.

2) Модель содержания этической подготовки студента — будущего учителя и педагогические условия ее реализации обеспечивают формирование у него этической компетентности.

3) Этическая компетентность учителя — это взаимосвязь трех составляющих: теоретических знаний, практических умений и комплекса его личностных качеств.

Рис. 11 Результаты работы студентов до и после проведения обучающего эксперимента по элементам.

Динамика изменения уровня знаний студентов наглядно прослеживается на рисунке № 12. номер элемента после проведения обучающего эксперимента П до проведения обучающего эксперимента.

Рис. 12 Динамика изменения уровня знаний студентов.

До проведения обучающего эксперимента результаты находились в диапазоне от 2% до 87,5% (интервал 85,5%).

После проведения обучающего эксперимента результаты находятся в диапазоне от 60% до 100% (интервал 40%).

Улучшение показателей свидетельствует о том, что уровень знаний студентов значительно повысился. Уменьшение интервала дает нам основание утверждать, что знания стали более упорядоченными, линия динамики стала более ровная.

Приведенные выше данные говорят о том, что различия в уровне знаний студентов определяются не случайным фактором, а эффективностью предложенной нами методики.

После проведения обучающего эксперимента также наблюдалось повышение уровня сформированности этических умений студентов. Были получены следующие данные:

1 .Средний процент выполнения работы по решению педагогических задач повысился до 88,7% (рис.13).

Рис. 13 Средний уровень выполнения заданий студентами после проведения обучающего эксперимента.

2.Студентами было получено следующее количество баллов:

42 человека получили по 4 балла (все задания выполнены успешно) — 23 человека получили по 3 балла;

4 человека получили по 2 балла.

Результаты контрольного и констатирующего экспериментов дали нам основание для распределения студентов по уровням сформированности этических умений. Для этого нами была использована следующая градация: 4 балла — высокий уровень сформированности- 3 балла — средний уровень сформированности- 2 балла — низкий уровень сформированности- 1 балл — очень низкий уровень сформированности. Полученные данные были занесены в таблицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Этическая компетентность — неотъемлемая часть профессиональной компетентности учителя. Формирование этической компетентности у студентов педвузов является актуальной проблемой в педагогической теории и практике. Это связано с необходимостью дальнейшего реформирования образования в России, педагогизацией общественных отношений, интеграционной сущностью педагогического образования. Проблема этической подготовки будущих учителей приобретает особую остроту в современных условиях, ибо умение педагогов правильно поступать в ситуациях морального выбора может существенно влиять на результативность труда.

Проблема этической компетентности нуждается в дополнительном теоретическом освещении и в поисках эффективных путей ее формирования.

Сущность профессиональной компетентности заключается в системном единстве профессиональных знаний, опыта, свойств и качеств личности, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также предполагающих личностное развитие и совершенствование.

Исходя из этого, в ходе теоретического исследования нами сформулировано понятие «этическая компетентность», которое мы определяем как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики и определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к этически адекватному поведению в ситуациях морального выбора.

Целью формирования этической компетентности у будущих учителей, по нашему мнению, должна быть их подготовка к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Опираясь на основные положения отечественных и зарубежных исследований в области педагогики и этики, мы выделили следующие направления деятельности по повышению эффективности процесса формирования этической компетентности в период обучения в педвузе:

• переход к качественно иному определению целей этического образования учителя, иному пониманию результата этого образования: от парадигмы постановки целей на процесс этической подготовки к парадигме ориентации на результат — конкретный, адресный ;

• изменение подходов к этической подготовке будущего учителя, поскольку именно здесь больше всего стереотипов, которые целесообразно разрушать и преодолевать в процессе становления профессионального сознания, используя при этом критерии педагогического действия;

• изменение технологии этического образования студентов-педагогов: реализация своего опыта, методики, технологии как единичного, особенного, общего позволяет в данном контексте понять общее — адаптированную к современным условиям развития образовательного пространства, отличительной чертой которой является продуктивность режима работы, создание условий, обеспечивающих продуктивность интеллектуальной деятельности, производство собственных мыслей, слов и действий;

• системный подход к реализации возможностей каждого педагогического действия субъектов профессионального обучения в отношении воспитания, развития.

Целевая установка обусловила необходимость определения структуры и содержания этической компетентности, формирование которых удовлетворяло бы условиям высшего учебного заведения и личностным потребностям студентов, а также разработки эффективной технологии осуществления этого процесса.

Разработан и апробирован курс «Педагогическая этика», в ходе которого происходит освоение новой, личностно — значимой этической информации и идет практическое применение новых знаний в групповых дискуссиях, при анализе конкретных ситуаций.

Для получения объективной информации об уровне сформированности у учителя этической компетентности выделена система критерии, важнейшими из которых являются объективные критерии, результативные критерии, критерий профессиональной обучаемости, творческие и нормативные критерии.

Соотнесение студентов к определенному уровню сформированности у них основных компонентов этической компетентности, на наш взгляд, в достаточной степени объективно отражают результаты исследуемого процесса.

Обучающий и контрольный этапы эксперимента показали правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Обобщая результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Учитывая фактор возрастающей значимости эффективного и результативного осуществления воспитательной работы в условиях образовательных учреждений, встает необходимость решения проблемы развития этической компетентности самого педагога, формирования у него готовности к этически адекватному поведению в ситуациях морального выбора. Только при условии системного подхода к формированию этической компетентности специалиста в решении профессиональных задач возможно конструктивно решить вопрос о диагностике качества данной готовности.

2. Формирование этической компетентности у студентов — будущих педагогов является одним из важнейших элементов профессиональной подготовки, обеспечивающим удовлетворение как социальных потребностей в качественно подготовленных специалистах, педагогически грамотных родителях, так и личностных потребностей студентов.

3. Модель содержания этической подготовки студента педагогических училища, колледжа, института, университета включает в себя следующие компоненты: мотивационный, нравственный, когнитивный, эмоционально-волевой, технологический, психофизический.

4. Наиболее важными условиями процесса формирования этической компетентности у студентов являются: творческая направленность этической подготовкисистема теоретических и практических задач и заданийинтеграция учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учащихся на базе соответствующей интеграции этических, психолого-педагогических и специальных знаний.

5. При анализе ситуаций нравственной коллизии готовность студента к принятию нестандартного решения, этически обоснованного, зависит от того, насколько эффективно развиваются творческие способности будущего педагога, насколько креативно его мышление, насколько он готов к использованию элементов нового при решении той или иной профессиональной задачи. Требуется особая степень обобщения умения выпускника разрешать ситуацию, какие бы новые условия не были внесены.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что предложенные способы педагогического воздействия на формирование у студентов — будущих учителей этической компетентности готовят их к профессиональной деятельности, повышают эффективность процесса становления личности, ее нравственного, интеллектуального и психического развития. Осуществление этического образования в вузе требует существенного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, уровня психолого-педагогической и этической подготовки преподавателей, соответствующего материального и методического обеспечения.

В настоящей работе исследованы лишь некоторые вопросы этической подготовки студентов к педагогической деятельности. Дальнейшее изучение представляется нам перспективным в плане разработки различных вариантов этического обучения студентов и специалистов, что обусловлено различным уровнем сформированности этической компетентности, профессиональных умений и навыков, разной готовностью к работе над собой. Представляет интерес анализ эффективности этического обучения, разработка воспитательных аспектов активных методов формирования этической компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов //
  2. Высшее образование в России. 1996. — № 1.- С.75−77.
  3. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России.- 1993.- № З.-С. 35−38.
  4. Абульхонова Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Педагогика, 1991.- 85 с.
  5. И.С., Григорьян Б. Т. Философия Канта и современный идеализм.- М.: Наука, 1987.- 220 с.
  6. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления // Профессиональное мышление и основные проблемы его исследования. Саранск: МГУ, 1991. — 86 с.
  7. Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности.-Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995.- 150 с.
  8. С.Ф. О крайней необходимости этического образования студентов в университете // Вестник Московского университета. Серия 7.- «Философия».-1996.- № 2.-С.67−68. — «
  9. В.В. Новый этап в развитии педагогического образования // Педагогика.- 1992.- № 11.- С.26−29.
  10. Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя.- Омск: Изд-во Омского педагогического института, 1992.- 38 с.
  11. Ю. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике.- М.: Высшая школа, 1974.- 318 с.
  12. Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя.- Одесса: Альянс, 1993.- 54 с.
  13. В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Л., 1987, — 27 с.
  14. Г. И. Место профессиональной этики в системе средств нравственного воспитания // В сб.: Этика молодежи.- М.:Наука, 1967.- С.47−54.
  15. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика.- 1992, — № 2.- С.43−46.
  16. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология.- М.:УРАО, 1998.- 576 с.
  17. В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе): Автореф. дис.док.филос.наук.- М., 1979.- 33 с.
  18. Большой энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1994.1628 с.
  19. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие.-Ростов- на- Дону: Дон, 1988.-172 с.
  20. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя// Педагогика.- 1993.-№ 2.-С.27−29.
  21. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 375 с.
  22. Л.И. Лекции по этике // Вопросы философии.-1996.- № 6.- С.184−187.
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высш. шк., 1991.- 204 с.
  24. В.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1986.474 с.
  25. A.M. Деятельность: структура и регуляция.- М.: МГУ, 1987.- 38 с.
  26. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. -1994, — № 4, — С.48−53.
  27. В.И. Мораль и религия // Вопросы философии. -1996. № 2.-С.20−23.
  28. Гей М. И. Формирование готовности будущих учителей к осуществлению нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук, — М., 1988.-26 с.
  29. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Советская педагогика.- 1992.- № 5.- С.15−18.
  30. Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Педагогика, 1965.- 260 с.
  31. О.Н. Ценностно ориентирующая функция морали (Теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. канд.филос.наук.- М., 1990.- 23 с.
  32. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  33. Ъ2. Гримоть А. А., Поздеева Т. В. Подготовка студентов педагогического вуза к нравственному воспитанию.- Минск: Народная асвета, 1991.- 83 с.
  34. Э.А. Теоретическая и практическая этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: МГПИ, 1987.- 257 с.
  35. Э.А. Педагогическая этика. М.: Педагогика, 1971. — 245 с.
  36. М.Т. О педагогической подготовке преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 1994.- № 4.- С.105−108.
  37. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994.- № 6.- С.31−37.
  38. А. А. Наука, мораль, человек //В кн.: Человек в системе наук, Отв. ред. И. Т. Фролов.- М.: Наука, 1989.- С.8−15.
  39. А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия// Вопросы философии. 1995.- № 5, — С.5−12.
  40. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996.- № 5.- С.52−62.
  41. Н.В. Формирование коммунистических нравственных идеалов у студентов педагогических вузов в процессе обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. Минск, 1985 .- 25 с.
  42. Дистервег Ф.-А. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Изд-во МП РСФСР, 1963.- Т.2.-С.74.
  43. Т.Б. И.Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума».- М.: Наука, 1990. 150 с.
  44. Домострой.- М.: Советская Россия, 1990.- 304 с.
  45. А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 120 с.
  46. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
  47. A.M. Этика и психология деловых отношений.- М.: МАИ, 1994.- 29 с.
  48. Л.Д., Костромина Т. И. Индивидуальная моральная оценка поступка.-Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 1992, — 38 с.
  49. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Знание, 1995.164 с.
  50. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  51. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.:МГУ, 1982.- 99 с.
  52. А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика.- 1992.-№ 11.- С.22−26.
  53. А.Н. Некоторые социальные проблемы педагогической этики.- Киев: Наукова думка, 1971.- 45 с.
  54. Изучение проблемы профессиональной этики со студентами педвуза / Под ред. Э. Г. Костяшкина.- М.: МГПИ, 1970.- 29 с.
  55. Г. А. Образование и культура: поиски взаимного соответствия.- М.: Просвещение, 1992.- 123 с.
  56. Е.И. Университетское педагогическое образование: новая парадигма в подготовке педагогов // Тульская школа, — 1994.- № 4.- С.12−15.
  57. К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания // Философские науки.- 1990.- № 11, — С.35−42.
  58. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1987.190 с.
  59. Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии.- 1996.- № 5.- С. 19.
  60. А.Н. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности заместителя директора школы: Дис.кан.пед.наук. СпБ., 1994. — 178 с.
  61. И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на различных этапах онтогенеза личности: Автореф. дис. канд. псих, наук.- М., 1987.- 23 с.
  62. Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза// Общественные науки и современность.- 1995.- № 6.- С.22−24.
  63. В.П. Этическое сознание (Методологические проблемы взаимодействия морального сознания и этических воззрений.): Автореф. дис. док.филос.наук.-М., 1981.
  64. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 336 с.
  65. С.В. Учитель ученик.- М.: Педагогика, 1984.- 80 с.
  66. Л.В., Воронин А. И., Разборова Л. И. Формирование нравственно -психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях педагогического вуза.- Кривой Рог: Рост, 1990.- 142 с.
  67. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982.- 447 с.
  68. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.: Высшая школа, 1993.- 54 с.
  69. И.И. Политика и мораль // Вопросы философии.- 1995.- № 3.- С.30−33.
  70. Краткая философская энциклопедия.- М.: Просвещение, 1994.- 574 с.
  71. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
  72. Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: ЛГУ, 1961.98 с.
  73. B.C., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России.- 1994.- № 4. С.36−40.
  74. С.В. Элементы исследовательского подхода к решению молодым учителем педагогических задач- Иваново: Изд-во Ивановского педагогического института, 1989.- 38 с.
  75. М.И. Некоторые черты американского национального характера и проблемы этики труда. М.: Знание, 1993.- 174 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.304 с.
  77. Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939.- 426 с.
  78. А.С. Сочинения: в 7 т, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- т.1.- 527 с.
  79. Л.В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Минск, 1988.- 29 с.
  80. З.А. Современная школа США.- М.: Педагогика, 1971.- 367 с.
  81. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990.- № 8.- С.9−12.
  82. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. 1995.- № 6.-С.55−57.
  83. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990.- 119 с.
  84. Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.- 239 с.
  85. М.И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  86. Е.Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII столетиях.- Киев: Радянська школа, 1958.- 169 с.
  87. Этика прав человека: мат. междунар. науч. конф. // Вестник Московского университета.- Серия 7 «Философия», — 1994, — № 1.- С.80−83.
  88. Н.Л. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых нравственных качеств личности будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук, — Л., 1975.- 35 с.
  89. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1990.- 253 с.
  90. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Л. И. Рувинского.-М.: Просвещение, 1989.-333 с.
  91. В.Т., Астапова О. Д. Наука и развитие принципов морали. Л.: Наука, 1989.- 85 с.
  92. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. — 63 с.
  93. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Советская педагогика.- 1989.- № 6.- С.52−56.
  94. Моральные ценности и личность / Под редакцией А. И. Титаренко и Б. О. Николаевича.- М.: МГУ, 1994. 172 с.
  95. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников.-М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  96. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект.- СпБ.: изд. РАО ИОВ, 1995.- 39 с.
  97. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: «АЗЪ», 1993, — 955 с.
  98. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.-1995,-№ 6,-С. 63−67.
  99. Р. Педагогические идеи Р.Оуэна. М.: Учпедгиз, 1958.- 630 с.
  100. В.Н. Современная этика: проблемы детерминизма и свободы воли (методологический аспект).- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1993,-22 с.
  101. Перспективы гуманитарного образования в средней школе. Доклады российско американской конференции / Под ред. М. С. Мацковского (Россия) и Р. Шейермана (США).- М.: МГУ, 1992.- 64 с.
  102. И.Г. Избр. пед. сочинения: В 3-х т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-Т.1. -720 с.
  103. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика.- Минск: Наукова думка, 1977.- 256 с.
  104. Н.С. Проблема рациональности, нравственного выбора и порог «хрустализации» социальных структур // Alma mater. Вестник высшей школы.-1993.- № 4.- С.25−27.
  105. Поль Рикер. Герменевтика. Этика. Политика. (Московские лекции и интервью).- М.: АО «Kami», 1995.- 44 с.
  106. Т.И. Роль системы ценностных ориентаций морального сознания в регуляции поведения личности: Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1981.32 с.
  107. Развитие этики: панорама идей: Материалы дискуссии // Вопросы философии.- 1994.- № 6, — С.109−123.
  108. З.А. Психологические основы профессионального обучения.- М., 1985, с. 82.
  109. Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России.- 1996.- № 1, — С.86−87.
  110. А.Н. Некоторые особенности преподавания курса «Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОИН в вузах МВД».- Уфа: Дело, 1993.- 33 с.
  111. Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: МГУ, 1981.- 184 с.
  112. Л.И. Теория самовоспитания: Учебное пособие для студентов.- М.: МГУ, 1973.-263 с.
  113. Л.И. Управление процессом нравственного воспитания.- М.: МГУ, 1979.- 156 с.
  114. Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: ЛГУ, 1974.- 120 с.
  115. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: Просвещение, 1991. 85 с.
  116. В.В., Пищулин Н. П. Педагогика будущего: Концепция высшего образования МГПУ // Полис. 1996.-№ 3.- С.146−156.
  117. И.А. Довузовская подготовка будущих учителей в системе многоуровневого образования: Научно методическое пособие. — Челябинск -Курган, 1994,-32 с.
  118. Ю.Ф. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность.- 1995.- № 4.- С.32−36.
  119. Д.Д. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-398 с.
  120. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значения для разработки содержания подготовки. (Проблемы непрерывного образования: обзор информации НИИВО- Вып.1).- М.: МГПИ, 1993.- 35 с.
  121. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 53 с.
  122. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.- М.: Педагогика, 1983.- 99 с.
  123. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века».- М.: Международная педагогическая академия, 1994, — 88 с.
  124. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика.-1973.-№ 5.-С.74−85.
  125. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиографической подготовки.- М.: Просвещение, 1975.- 160 с.
  126. В.И., Исаева Е. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии.- 1996.- № 4. С.72−81.
  127. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона.-Изд-е 6-е.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
  128. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.- 740 с.
  129. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1982.- Т.2.- 736 с.
  130. Л.Ф., Степанский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно -воспитательных ситуаций и решение педагогических задач.- Ярославль: Изд-во Ярославского педагогического института, 1974, — 130 с.
  131. В.А. Хрестоматия по этике.- М.: Педагогика, 1990.- 303 с.
  132. Л.Н. Философские сочинения.- М.: Учпедгиз, 1953.- 525 с.
  133. В.А., Волгин А. В. Поговорим об этике.- М.: Московская правда, 1991.- 94 с.
  134. В.П. О ценностях жизни и культуры.- JL: Знание, I960.- 156 с.
  135. И.С. Основания этического знания и единая наука.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.- 194 с.
  136. К.Д. Собрание сочинений. М.: Педагогика, — 1988.- 414 с.
  137. Г. М., Ломакина О. Ф., Лисицин М. К., Родиков А. С., Таранников Н. В. Концепция развития и формирования будущего педагога в гимназии.-Курган: Периодика, 1994.- 98 с.
  138. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- Изд-е 6-е, перераб. и дополн.-М.: Политиздат, 1991.- 559 с.
  139. А.Дж., Стиннет Т. М. Профессиональные проблемы учителей. Нью -Йорк, 1956.- 258 с. t
  140. И.Ф. Теория нравственного воспитания.- Минск: Народная асвета, 1972.- 363 с.
  141. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.- М.: Просвещение, 1986.-431 с.
  142. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971.522 с.
  143. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.- М.: Педагогика, 1989.- 1921 с.
  144. В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя.- Киев: Радяньска школа, 1973.- 175 с.
  145. И.И. Сущность и содержание педагогической морали, ее место и функции в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. док.пед.наук.- М., 1973.
  146. М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996.- 25 с.
  147. А.Г. Нравственно этическая подготовленность учителя как фактор гуманизации и демократизации образования и воспитания. — Тамбов: Изд-во Тамбовского педагогического института, 1990.- 42 с.
  148. А.И., Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков.-М.: Просвещение, 1979.- 136 с.
  149. В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии.-1996.- № 2.- С.45−53.
  150. Ю.А. Лекции по этике.- М.:Мирос, 1994.- 134 с.
  151. А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии.- 1995, — № 10.- С.72−85.
  152. Н.Е. Некоторые проблемы педагогической этики: Автореф. дис. канд. филос. наук.- Свердловскского института, 1968.- 25 с,
  153. Н.Е. Об уровнях моральной культуры личности (специфика морали).- Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического института, 1983.-41 с.
  154. Я.Г. Союз этики и педагогики в воспитании личности.- М.: Знание, 1976.- 305 с.
  155. Я.Г. О педагогической этике,— Л.: Знание, 1973.- 122 с.
  156. Ferre A. Morale professional^ de l’instiuteur.- Paris, 1966, p.217.
  157. Jonh Kultgen. Ethics and professionalism.- Philadelfia: University of Pensylvania press, 1988.p.27.
  158. Karen Lebacgz. Professional Ethics. Power and Paradox.- Abingon Press. Nashvill, 1995.
  159. The ethics of the profession and of a business.- USA, 1992, vol 110, p.75.
  160. Sheldom Emmor Devis. The Teachers Relationships.- N.Y., 1960. p.326!
Заполнить форму текущей работой