Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя
Диссертация
Выбор методов исследования обусловлен предметом, целями и задачами работы. Использовались теоретические и эмпирические методы психологопедагогических исследований. Был осуществлен анализ философской, психологической й педагогической литературы по проблеме исследованияобобщены эмпирические материалыприменен системный подход для раскрытия сущности проблемы и формирования… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. Этическая компетентность в теории и практике становления и развития профессиональной подготовки учителя
- 1.
- ГЛАВА II.
- 2.
- ГЛАВА III.
- Проблемы этики и педагогической этики в трудах 11−33 зарубежных педагогов и философов
- Этико-педагогические идеи в истории отечественной 34−42 педагогической мысли
- Общие понятия этики, профессиональной этики и 43−62 педагогической этики как ее части
- Общее понятие этической компетентности
- Выводы по главе I 86−87 Формирование профессионально — этической компетентности как t часть профессиональной подготовки современного учителя
- Этическая подготовка будущего учителя к 88−94 профессиональной деятельности
- Этическая готовность как доминирующая 95−106 характеристика этической компетентности будущего учителя
- Содержание, технологии и условия формирования у 107−126 студентов этической компетентности
- Выводы по главе II
- Ход и результаты эксперимента
Список литературы
- Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов //
- Высшее образование в России. 1996. — № 1.- С.75−77.
- Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России.- 1993.- № З.-С. 35−38.
- Абульхонова Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Педагогика, 1991.- 85 с.
- Андреев И.С., Григорьян Б. Т. Философия Канта и современный идеализм.- М.: Наука, 1987.- 220 с.
- Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления // Профессиональное мышление и основные проблемы его исследования. Саранск: МГУ, 1991. — 86 с.
- Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности.-Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995.- 150 с.
- Анисимов С.Ф. О крайней необходимости этического образования студентов в университете // Вестник Московского университета. Серия 7.- «Философия».-1996.- № 2.-С.67−68. — «
- Анисимов В.В. Новый этап в развитии педагогического образования // Педагогика.- 1992.- № 11.- С.26−29.
- Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя.- Омск: Изд-во Омского педагогического института, 1992.- 38 с.
- Ю. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике.- М.: Высшая школа, 1974.- 318 с.
- Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя.- Одесса: Альянс, 1993.- 54 с.
- Бездухов В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Л., 1987, — 27 с.
- Белякова Г. И. Место профессиональной этики в системе средств нравственного воспитания // В сб.: Этика молодежи.- М.:Наука, 1967.- С.47−54.
- Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика.- 1992, — № 2.- С.43−46.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология.- М.:УРАО, 1998.- 576 с.
- Блюмкин В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе): Автореф. дис.док.филос.наук.- М., 1979.- 33 с.
- Большой энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1994.1628 с.
- Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие.-Ростов- на- Дону: Дон, 1988.-172 с.
- Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя// Педагогика.- 1993.-№ 2.-С.27−29.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 375 с.
- Василенко Л.И. Лекции по этике // Вопросы философии.-1996.- № 6.- С.184−187.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высш. шк., 1991.- 204 с.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1986.474 с.
- Волков A.M. Деятельность: структура и регуляция.- М.: МГУ, 1987.- 38 с.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. -1994, — № 4, — С.48−53.
- Гараджа В.И. Мораль и религия // Вопросы философии. -1996. № 2.-С.20−23.
- Гей М. И. Формирование готовности будущих учителей к осуществлению нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук, — М., 1988.-26 с.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Советская педагогика.- 1992.- № 5.- С.15−18.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Педагогика, 1965.- 260 с.
- Горохова О.Н. Ценностно ориентирующая функция морали (Теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. канд.филос.наук.- М., 1990.- 23 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
- Ъ2. Гримоть А. А., Поздеева Т. В. Подготовка студентов педагогического вуза к нравственному воспитанию.- Минск: Народная асвета, 1991.- 83 с.
- Гришин Э.А. Теоретическая и практическая этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: МГПИ, 1987.- 257 с.
- Гришин Э.А. Педагогическая этика. М.: Педагогика, 1971. — 245 с.
- Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 1994.- № 4.- С.105−108.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994.- № 6.- С.31−37.
- Гусейнов А. А. Наука, мораль, человек //В кн.: Человек в системе наук, Отв. ред. И. Т. Фролов.- М.: Наука, 1989.- С.8−15.
- Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия// Вопросы философии. 1995.- № 5, — С.5−12.
- Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996.- № 5.- С.52−62.
- Демченко Н.В. Формирование коммунистических нравственных идеалов у студентов педагогических вузов в процессе обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. Минск, 1985 .- 25 с.
- Дистервег Ф.-А. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Изд-во МП РСФСР, 1963.- Т.2.-С.74.
- Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума».- М.: Наука, 1990. 150 с.
- Домострой.- М.: Советская Россия, 1990.- 304 с.
- Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 120 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
- Еропкин A.M. Этика и психология деловых отношений.- М.: МАИ, 1994.- 29 с.
- Ерохина Л.Д., Костромина Т. И. Индивидуальная моральная оценка поступка.-Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 1992, — 38 с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Знание, 1995.164 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.:МГУ, 1982.- 99 с.
- Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика.- 1992.-№ 11.- С.22−26.
- Иванова А.Н. Некоторые социальные проблемы педагогической этики.- Киев: Наукова думка, 1971.- 45 с.
- Изучение проблемы профессиональной этики со студентами педвуза / Под ред. Э. Г. Костяшкина.- М.: МГПИ, 1970.- 29 с.
- Ильин Г. А. Образование и культура: поиски взаимного соответствия.- М.: Просвещение, 1992.- 123 с.
- Исаев Е.И. Университетское педагогическое образование: новая парадигма в подготовке педагогов // Тульская школа, — 1994.- № 4.- С.12−15.
- Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания // Философские науки.- 1990.- № 11, — С.35−42.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1987.190 с.
- Карлов Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии.- 1996.- № 5.- С. 19.
- Карпов А.Н. Руководство совершенствованием профессиональной компетентности учителей в структуре деятельности заместителя директора школы: Дис.кан.пед.наук. СпБ., 1994. — 178 с.
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на различных этапах онтогенеза личности: Автореф. дис. канд. псих, наук.- М., 1987.- 23 с.
- Климов Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза// Общественные науки и современность.- 1995.- № 6.- С.22−24.
- Кобляков В.П. Этическое сознание (Методологические проблемы взаимодействия морального сознания и этических воззрений.): Автореф. дис. док.филос.наук.-М., 1981.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 336 с.
- Кондратьева С.В. Учитель ученик.- М.: Педагогика, 1984.- 80 с.
- Кондрашова Л.В., Воронин А. И., Разборова Л. И. Формирование нравственно -психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях педагогического вуза.- Кривой Рог: Рост, 1990.- 142 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982.- 447 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.: Высшая школа, 1993.- 54 с.
- Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопросы философии.- 1995.- № 3.- С.30−33.
- Краткая философская энциклопедия.- М.: Просвещение, 1994.- 574 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: ЛГУ, 1961.98 с.
- Кузнецов B.C., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России.- 1994.- № 4. С.36−40.
- Купреянов С.В. Элементы исследовательского подхода к решению молодым учителем педагогических задач- Иваново: Изд-во Ивановского педагогического института, 1989.- 38 с.
- Лапицкий М.И. Некоторые черты американского национального характера и проблемы этики труда. М.: Знание, 1993.- 174 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.304 с.
- Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939.- 426 с.
- Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- т.1.- 527 с.
- Макарская Л.В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Минск, 1988.- 29 с.
- Малькова З.А. Современная школа США.- М.: Педагогика, 1971.- 367 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990.- № 8.- С.9−12.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. 1995.- № 6.-С.55−57.
- Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990.- 119 с.
- Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.- 239 с.
- Махмутов М.И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
- Медынский Е.Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII столетиях.- Киев: Радянська школа, 1958.- 169 с.
- Этика прав человека: мат. междунар. науч. конф. // Вестник Московского университета.- Серия 7 «Философия», — 1994, — № 1.- С.80−83.
- Меныцикова Н.Л. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых нравственных качеств личности будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук, — Л., 1975.- 35 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1990.- 253 с.
- Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Л. И. Рувинского.-М.: Просвещение, 1989.-333 с.
- Мещерякова В.Т., Астапова О. Д. Наука и развитие принципов морали. Л.: Наука, 1989.- 85 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. — 63 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Советская педагогика.- 1989.- № 6.- С.52−56.
- Моральные ценности и личность / Под редакцией А. И. Титаренко и Б. О. Николаевича.- М.: МГУ, 1994. 172 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников.-М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект.- СпБ.: изд. РАО ИОВ, 1995.- 39 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: «АЗЪ», 1993, — 955 с.
- Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика.-1995,-№ 6,-С. 63−67.
- Оуэн Р. Педагогические идеи Р.Оуэна. М.: Учпедгиз, 1958.- 630 с.
- Первушина В.Н. Современная этика: проблемы детерминизма и свободы воли (методологический аспект).- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1993,-22 с.
- Перспективы гуманитарного образования в средней школе. Доклады российско американской конференции / Под ред. М. С. Мацковского (Россия) и Р. Шейермана (США).- М.: МГУ, 1992.- 64 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочинения: В 3-х т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-Т.1. -720 с.
- Писаренко В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика.- Минск: Наукова думка, 1977.- 256 с.
- Покровский Н.С. Проблема рациональности, нравственного выбора и порог «хрустализации» социальных структур // Alma mater. Вестник высшей школы.-1993.- № 4.- С.25−27.
- Поль Рикер. Герменевтика. Этика. Политика. (Московские лекции и интервью).- М.: АО «Kami», 1995.- 44 с.
- Пороховская Т.И. Роль системы ценностных ориентаций морального сознания в регуляции поведения личности: Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1981.32 с.
- Развитие этики: панорама идей: Материалы дискуссии // Вопросы философии.- 1994.- № 6, — С.109−123.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.- М., 1985, с. 82.
- Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России.- 1996.- № 1, — С.86−87.
- Ротовский А.Н. Некоторые особенности преподавания курса «Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОИН в вузах МВД».- Уфа: Дело, 1993.- 33 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: МГУ, 1981.- 184 с.
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания: Учебное пособие для студентов.- М.: МГУ, 1973.-263 с.
- Рувинский Л.И. Управление процессом нравственного воспитания.- М.: МГУ, 1979.- 156 с.
- Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: ЛГУ, 1974.- 120 с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: Просвещение, 1991. 85 с.
- Рябов В.В., Пищулин Н. П. Педагогика будущего: Концепция высшего образования МГПУ // Полис. 1996.-№ 3.- С.146−156.
- Сазонов И.А. Довузовская подготовка будущих учителей в системе многоуровневого образования: Научно методическое пособие. — Челябинск -Курган, 1994,-32 с.
- Салин Ю.Ф. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность.- 1995.- № 4.- С.32−36.
- Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-398 с.
- Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значения для разработки содержания подготовки. (Проблемы непрерывного образования: обзор информации НИИВО- Вып.1).- М.: МГПИ, 1993.- 35 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 53 с.
- Синицин И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.- М.: Педагогика, 1983.- 99 с.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века».- М.: Международная педагогическая академия, 1994, — 88 с.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика.-1973.-№ 5.-С.74−85.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиографической подготовки.- М.: Просвещение, 1975.- 160 с.
- Слободчиков В.И., Исаева Е. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии.- 1996.- № 4. С.72−81.
- Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона.-Изд-е 6-е.- М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.- 740 с.
- Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1982.- Т.2.- 736 с.
- Спирин Л.Ф., Степанский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно -воспитательных ситуаций и решение педагогических задач.- Ярославль: Изд-во Ярославского педагогического института, 1974, — 130 с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике.- М.: Педагогика, 1990.- 303 с.
- Толстой Л.Н. Философские сочинения.- М.: Учпедгиз, 1953.- 525 с.
- Трофименко В.А., Волгин А. В. Поговорим об этике.- М.: Московская правда, 1991.- 94 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.- JL: Знание, I960.- 156 с.
- Урбанаева И.С. Основания этического знания и единая наука.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.- 194 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: Педагогика, — 1988.- 414 с.
- Федосимов Г. М., Ломакина О. Ф., Лисицин М. К., Родиков А. С., Таранников Н. В. Концепция развития и формирования будущего педагога в гимназии.-Курган: Периодика, 1994.- 98 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- Изд-е 6-е, перераб. и дополн.-М.: Политиздат, 1991.- 559 с.
- Хаггет А.Дж., Стиннет Т. М. Профессиональные проблемы учителей. Нью -Йорк, 1956.- 258 с. t
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания.- Минск: Народная асвета, 1972.- 363 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.- М.: Просвещение, 1986.-431 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971.522 с.
- Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.- М.: Педагогика, 1989.- 1921 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозов И. И. Этика учителя.- Киев: Радяньска школа, 1973.- 175 с.
- Чернокозов И.И. Сущность и содержание педагогической морали, ее место и функции в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. док.пед.наук.- М., 1973.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996.- 25 с.
- Шебуняев А.Г. Нравственно этическая подготовленность учителя как фактор гуманизации и демократизации образования и воспитания. — Тамбов: Изд-во Тамбовского педагогического института, 1990.- 42 с.
- Шемшурина А.И., Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков.-М.: Просвещение, 1979.- 136 с.
- Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии.-1996.- № 2.- С.45−53.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике.- М.:Мирос, 1994.- 134 с.
- Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии.- 1995, — № 10.- С.72−85.
- Юшманова Н.Е. Некоторые проблемы педагогической этики: Автореф. дис. канд. филос. наук.- Свердловскского института, 1968.- 25 с,
- Юшманова Н.Е. Об уровнях моральной культуры личности (специфика морали).- Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического института, 1983.-41 с.
- Якубсон Я.Г. Союз этики и педагогики в воспитании личности.- М.: Знание, 1976.- 305 с.
- Якубсон Я.Г. О педагогической этике,— Л.: Знание, 1973.- 122 с.
- Ferre A. Morale professional^ de l’instiuteur.- Paris, 1966, p.217.
- Jonh Kultgen. Ethics and professionalism.- Philadelfia: University of Pensylvania press, 1988.p.27.
- Karen Lebacgz. Professional Ethics. Power and Paradox.- Abingon Press. Nashvill, 1995.
- The ethics of the profession and of a business.- USA, 1992, vol 110, p.75.
- Sheldom Emmor Devis. The Teachers Relationships.- N.Y., 1960. p.326!