Профессиональные и личностные качества педагога
Оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность. Знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах; Умения… Читать ещё >
Профессиональные и личностные качества педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.
Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели.
Свойства и характеристики личности:
а) Направленность личности:
мировоззрения, убеждения, идеалы;
система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;
отношение личности и общества — жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;
б) Познавательная деятельность (когнитивная):
уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);
интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);
стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т. д.
в) Эмоционально-волевая деятельность:
оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.
г) Психические свойства:
темперамент — активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);
характер — сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;
способности — дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей). Требования к психолого-педагогической подготовке:
а) знания:
психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;
знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах;
знания методики изучения личности учащихся.
б) умения: дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т. д. Требования к специальной подготовке:
знание содержания предмета;
его наиболее актуальных проблем;
владение категориальным аппаратом предмета и т. п.
Требования к методической подготовке по специальности:
- а) знание основных компонентов процесса обучения: целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;
- б) знания о самом себе как учителе: особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки.