Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования и развития социально — бытовых навыков у дошкольников с РАС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие социально — бытовых навыков составляет для аутичного ребенка особую проблему. Возникающие трудности в обучении социальнобытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами таких детей (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, 2012). Также детям с РАС в развитии социально — бытовых навыков мешают нарушения… Читать ещё >

Особенности формирования и развития социально — бытовых навыков у дошкольников с РАС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Такое нарушение развития как расстройства аутистического спектра (РАС) в первую очередь характеризуется расстройством процессов взаимодействия и коммуникации, а также неадекватным поведением.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) очень отличаются друг от друга по степени нарушения взаимодействия со взрослыми, контактом с ними, поведением, уровнем интеллектуального развития. Однако, у них у всех есть то, что их объединяет, а именно, неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной, «бытовой» жизни. Эта проблема особенно остро стоит с детьми с аутизмом ещё и потому, что в большинстве случаев родителей больше беспокоит то, что их ребёнок отстаёт в интеллектуальном и речевом развитии, чем-то, что их ребёнок не может сам себя обслужить, уметь одеться, умыться и самостоятельно есть. И именно неприспособленность ребёнка, его несамостоятельность существования в социуме являются главными.

И нам, как специалистам необходимо решать это, подобрав правильные методы коррекции, формирования и развития социально — бытовых навыков у детей с РАС.

Развитие социально — бытовых навыков составляет для аутичного ребенка особую проблему. Возникающие трудности в обучении социальнобытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами таких детей (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, 2012). Также детям с РАС в развитии социально — бытовых навыков мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Многому, аутичный ребёнок может научиться сам при совершенно случайных ситуациях и обстоятельствах. Овладение тем или иным навыком бывает сцеплено непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.

Ребёнок с РАС может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Если дети в норме зачастую овладевают большинством умений и навыков, подражая взрослым, действуют путем проб и ошибок, то ребёнку с РАС требуется специальные организованные условия обучения и многократное, совместное со взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.

Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Необходимо также отметить, что трудности в адаптации аутичного ребенка к быту семьи, его отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Именно поэтому отмечается важность своевременной, ранней коррекционной помощи, которая заключается в создании условий для развития самостоятельности ребёнка, его активности, совместной деятельности со взрослым, в использовании каждодневных «режимных» моментов для развития речи и обучения навыкам самообслуживания, а также необходимости создания чувства уверенности и безопасности.

На первом этапе особое внимание уделяется установлению контакта с ребёнком, его изучению и исследованию его потенциальных возможностей, его особенностей и интересов. Также очень важным аспектом будет являться организация поведения ребёнка, формирование самой установки выполнения просьб взрослого и наблюдении интереса ребёнка к этим просьбам.

На втором этапе необходимо, после проведения тщательного исследования и анализа, выбрать методы коррекции и обучения. Не секрет, что дети, в то время, когда от них трубуется что-то сделать, довольно часто становятся капризными, они от всего отказываются и ваказывают свой протест. Такое поведение характерно для всех категорий детей и в том числе детей с РАС, Поэтому, очень важно использовать в приёмах работы такой метод как поощрение, лучше всего закрепляется то поведение, которое вознапграждается похвалой, но, стоит учитывать, что наиболее действенным поощрением являтся то, которое будет происходить не каждый раз, а время от времени, чтобы у ребёнка не возникло чувство привыкания от ситуации «я сделаю — меня наградят». И в-третьих, стоит отдать большое значение уверенным и чётким инструкциям и указаниям педагога, его чуткое отношение к возможностям и внутреннему миру ребёнка, его состоянию самочувствия в данный момент, увеличивает доверие ребёнка ко взрослому, и самое главное, повышает чувство безопасности. Таким образом, мы можем сказать, что обучение, развитие социальнобытовым навыкам детей с РАС является очень сложным, пролонгированным во времени, а главное требующим большой отдачи и внимания процессом, перед которым педагоги должны быть тщательно подготовлены основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке контакта, доверия, правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой