Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав… Читать ещё >

Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.».

Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к нижнему уголку, чтобы рассмотреть игрушку. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности [3, с. 133].

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых — ситуаций, игровых приемов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия аппликацией. Неуместно замечание детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает, эмоционально радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что — то необычное, новое, свое, загадочное.

Повышение интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, — подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для игровой комнаты, атрибуты для игр и т. п. [22, с. 49].

Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов, цветового и композиционного решения темы. Создания положительно настроя способствуют и уважительные бережные отношения воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно, как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.

Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращения к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающими или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т. п.

Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит подругому. При работе с ними педагогу следует:

  • 1. быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой — если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно делается на занятиях) им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания
  • 2. не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5-ти секундной паузы, уметь переформулировать задания, даже сократить его при необходимости
  • 3. показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь, стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосфере занятия, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т. д.

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили нам сформулировать цель на формирующем этапе.

Цель: развить творчество у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изображению пейзажа средствам аппликации.

Были выявлены следующие задачи:

  • o разработать и апробировать на практике серию занятий по средствам аппликации в изображении пейзажа для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  • o выявить эффективные педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации;
  • o развивать умение использовать различные средства выразительности.

При проведении занятий нами учитывались следующие педагогические условия:

  • § наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий;
  • § обучение детей технике аппликации из разных материалов;
  • § создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки;
  • § индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества;
  • § обогащение детского воображения через применение художественного слова;
  • § собственной эмоциональности педагога.
  • 1. Наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий. При проведении занятий предполагается использование как традиционных материалов и оборудования (бумага, картон, кисти и т. д.), так и нетрадиционных (вата, крупы и т. д.). Педагогу необходимо заранее подготовить необходимые материалы и оборудование для занятия.
  • 2. Обучение детей технике аппликации из разных материалов. Педагог должен знакомить детей с различными материалами и техникой аппликации из них. Перед тем, как ребенок приступит к выполнению задания, ему необходимо потренироваться в способе изображения на отдельном листе.
  • 3. Создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки. При организации занятия педагогу необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, игровые ситуации, художественное слово, наглядный материал.
  • 4. Индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества. В ходе выполнения детьми задания педагог должен способствовать проявлению творчества и относиться к детям и их работам с уважением, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • 5. Обогащение детского воображения через применение художественного слова. Педагогу необходимо развивать у детей воображение. В этом может помочь использование художественного слова (стихи, загадки, рассказы и т. д.).
  • 6. Собственной эмоциональности педагога. В ходе всего занятия педагог должен быть эмоционален, т. к. дети должны видеть интерес взрослого к предлагаемому заданию.

После проведенного занятия мы выяснили, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок, поэтому с детьми была проведена работа из серии разработанных занятий по аппликации, целью которых являлось развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Были проведены следующие занятия (конспекты занятий в приложении):

Занятие 1. «Осенний клен».

Цели занятия: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозайки; вызывать радость от результата.

Методы и приемы: использование художественного слова, беседа о осени, объяснение задания, анализ детских работ.

Материал: лист 12 бумаги; полоски цветной бумаги; клей; черный карандаш.

Ход занятия: Беседа об осени, загадывание загадок:

«Ягоды не сладость, зато глазу радость и садам украшенье, а друзьям угощенье.» (Рябина).

«У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви-только на макушке.» (Сосна).

«Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане.» (Береза).

«Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.» (Ива).

«С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, шкурку тонкую сдирают.» (Липа).

«Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет — желуди на нем!» (Дуб).

«Очень густо он растет, незаметно он цветет, а когда проходит лето, мы едим его конфеты, не в бумажке, а в скорлупке — берегите, детки, зубки!» (Орех).

«Из деревьев ранним летом вдруг снежинки запорхают, но не радует нас это — мы от этого чихаем.» (Тополь).

«Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет.» (Клен) Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем делать листья осеннего клена Посмотрите внимательно на свои столы на них лежат трафареты листа клена. Переведите его на лист картона. Затем показать прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и объяснить последовательность наклеивания предметов на листе бумаги. Заполнять нужно все промежутки.».

Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение: Е. Трутнева.

«Утром мы во двор идем -;

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.".

Занятие 2. «ГРИБЫ».

Программные задачи.

Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких слева и справа от него; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек, упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета.

Материал.

У воспитателя образец — аппликационная композиция из трех грибов: одного большого и двух одинаковых маленьких;

для показа приемов парного вырезывания к ножек одинаковых грибов; по два-три квадратика оранжевого и коричневого цвета разных оттенков; две-три картонные улитки. У детей листы тонированной бумаги величиной в ½ альбомного листа; исходные формы для вырезания грибов: для большого гриба прямоугольники размера 7×3,5 см (шляпка) и 6×4 см (ножка), для двух маленьких грибков прямоугольники размерами 6×6 см (для двух шляпок), (для двух ножек); полоска для травы 21×2 см зеленого цвета, клей, кисточки для клея, ножницы.

Примечание. Для каждой аппликационной работы у всех грибов одинаковый цвет ножек и цвет шляпок. Одни дети получают исходные формы для шляпок темно-красные, для ножек серые, другие дети соответственно — коричневые и белые, третьи — оранжевые и желтые и т. д.

Ход занятия.

Педагог рассказывает:

  • — В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Я нашла грибок, у которого одна часть была такого цвета (показывает коричневый квадратик), а другая такого (показывает белый квадратик). Угадайте, какого цвета была шляпка грибка и какого — ножка. (Такое же упражнение провести с темно-красным и серым квадратиками.)
  • — В лесу часто можно встретить вместе несколько белых грибов или несколько подосиновиков. Среди них одни побольше, другие поменьше. Их называют семейством грибов. Посмотри те на эту аппликацию (показывает образец). На ней изображено семейство грибов. Скажите, как расположены грибы на траве?
  • (В середине растет большой гриб, слева и справа от него маленькие.) Посмотрите на два маленьких грибка. Отличаются ли они чем-нибудь друг от друга? (Нет.) Да, эти грибы совершенно одинаковые. Шляпки и ножки у них одинаковые по цвету, форме и величине. А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка?

Педагог не спешит отвечать за детей — дает им возможность догадаться, что идентичности можно добиться, если сразу вы. резать две шляпки и две ножки. Подтверждает ответы детей, что если сразу вырезать две ножки и две шляпки, то они будут одинаковыми. Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару шляпок и пару ножек. Педагог показывает приемы вырезывания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. При показе поясняет, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Две ножки гриба тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезывание называют парным Говорит, что на подосиновиках у детей лежат четыре прямоугольника: два для ножки и шляпки большого гриба и два для ножек и шляпок маленьких грибков. Предлагает детям отложить в сторону исходные формы для большого гриба и сложить пополам прямоугольники для парного вырезывания маленьких грибков. Спрашивает, как называется способ вырезывания двух одинаковых предметов из листа бумаги, сложенного вдвое (парный). В ходе занятия надо следить, чтобы дети использовали всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами. В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд или полочки доски. Предлагает детям посмотреть, на всех ли аппликациях маленькие грибки вырезаны парным способом. Проводит указкой по детским работам в верхнем ряду, потом — по работам нижнем ряду.

Организуется игра. Педагог вызывает трех детей к стенду, дает одному красные квадратики разных оттенков, другому коричневые квадратики, третьему — оранжевые. Они должны найти и назвать такой же цвет и оттенок шляпок у грибов на аппликациях. Ребенок ставит квадратик на аппликацию, где шляпки грибов такого же цвета и оттенка, или с помощью воспитателя прикрепляет квадратик скрепкой и поясняет: «Квадратик и шляпки грибов светло-коричневые, оранжевые, коричневые, темно-красные и т. д.). Затем воспитатель говорит: «Дети, вы, наверное, знаете, что люди, лоси, белки и улитки любят грибы, Я сейчас прикреплю улиток возле нескольких грибов, а вы попробуйте догадаться, почему я возле этих грибов поместила улиток. Прикрепляет улиток возле грибов с неровной поверхностью шляпок. Когда дети догадаются, подтверждает, что у этих грибов улитки проели шляпки. Спрашивает, есть ли грибы, которые улитки не трогали. Просит показать их. Это грибы с плавно закругленными шляпками.

Занятие 4. Картина «Гриб под дубом» .

Цель Развитие моторики рук.

Научить делать аппликацию из природного материала.

Развитие творческой фантазии, воспитание трудолюбия.

Ход занятия.

Чтение отрывка из сказки В Сутеева Под грибом.

Рассмотрения картинок с грибами.

  • 1 Подготовить материал:
    • -основу картон (упаковочный)
    • -цветную бумагу для фона (синего и зеленого цвета)
    • -основу дерева (вырезав из упаковочного картона так, как дети маленькие)
    • -основу гриба (дети могут вырезать нарисованную заготовку сами)
    • -сухие листья с разных деревьев и оттенков
    • -рамка для картины.
  • 2 На основу наклеиваем детали фона:
    • — небосиний лист цветной бумаги,
    • -травузеленый лист цветной бумаги.
  • 3 На основу гриба наносим клей тонким слое и наклеиваем кусочки сухих листья разных оттенков (шляпка используем листья темных тонов, ножкалистья светлых тонов)
  • 4 На основу наклеиваем заготовку дерево.
  • 5 Под дерево приклеиваем наш грибок.
  • 6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.
  • 7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.
  • 8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)
  • 9 Сушим под прессом.

Пальчиковая гимнастика1 Подготовить материал:

  • -основу картон (упаковочный)
  • -цветную бумагу для фона (синего и зеленого цвета)
  • -основу дерева (вырезав из упаковочного картона так. как дети маленькие)
  • -основу гриба (дети могут вырезать нарисованную заготовку сами)
  • -сухие листья с разных деревьев и оттенков
  • -рамка для картины.
  • 2 На основу наклеиваем детали фона:
    • — небосиний лист цветной бумаги,
    • -травузеленый лист цветной бумаги.
  • 3 На основу гриба наносим клей тонким слое и наклеиваем кусочки сухих листья разных оттенков (шляпка используем листья темных тонов, ножкалистья светлых тонов)
  • 4 На основу наклеиваем заготовку дерево.
  • 5 Под дерево приклеиваем наш грибок.
  • 6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.
  • 7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.
  • 8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)
  • 9 Сушим под прессом.

Пальчиковая гимнастика «Грибок».

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну, а этот взял и съел!

В конце занятия рассмотрения картины. Беседа о работе над картиной. Занятие 5. Бабочки на осенней полянке.

Цели: закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещая уголки; развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать; воспитывать интерес к насекомым.

Ход занятия:

-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок.

Кто это? /Бабочка/.

  • -А что это за звук? /Кто-то плачет/
  • -Ой, ребята, да это бабочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?

Бабочка: Я хочу вам рассказать об одной истории. Недавно у меня было очень много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сачками. Теперь я осталась совсем одна и мне очень грустно. /Бабочка заплакала/.

  • -Ребята, вам жалко бабочку? /Да/
  • -Скажите, можно ловить бабочек? /Нет, надо ими любоваться/
  • -А как мы можем помочь ей? / Сделаем подружек/
  • -Давайте рассмотрим бабочек, подходите все сюда!

Обсуждение этапов работы:

  • 1. Складываем квадрат пополам, прикладываем к линии сгиба трафарет половины бабочки, обводим, вырезаем.
  • 2. Вырезаем листик для украшения полянки.
  • 3. Украшаем бабочку, срезаем у квадратов уголки, приклеиваем.

Предлагаю вам взять своих бабочек и «порхать» на нашей полянке. Дети танцуют под музыку П. И. Чайковского, кружатся, дуют на них.

А теперь приклеиваем листочки и бабочки.

Занятие 6 Цыпленок на лужайке.

Цель: развивать фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

Задачи:

образовательные: научить делать аппликацию «Цыпленок на лужайке» методом смятия бумаги и в обрывной технике;

*учить создавать сюжетную композицию;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение к природе:

Развивающие: развивать фантазию, воображение;

развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: образец аппликации; игрушка «цыпленок»; белый картон; желтая, синяя, зеленая бумага; квадратики белой, голубой и оранжевой бумаги для глазок и клювика.

Предварительная подготовка: изготовить образец аппликации.

Содержание занятия.

I. Вводная часть.

Ребята вместе с воспитателем сидят кружком на стульчиках.

Воспитатель приветствует ребят, затем предлагает отгадать загадку:

Весь он золотистый, Мягкий и пушистый.

Он у курицы — ребёнок, А зовут его.

(цыпленок) Воспитатель показывает игрушку цыпленка ребятам и предлагает им познакомиться с цыпленком: по очереди передавая игрушку, называть свое имя и говорить что-нибудь хорошее и ласковое цыпленку, например: «Меня зовут Катя, а цыпленок очень пушистый и красивый».

II. Основная часть.

Воспитатель предлагает ребятам сесть за столы и сделать аппликацию цыпленка на лужайке.

Этапы работы:

  • 1. Разорвать на небольшие кусочки голубую и зеленую бумагу.
  • 2. Приклеить зеленые кусочки снизу на картон — это лужайка; приклеить голубые кусочки бумаги на верхнюю часть картона — это небо.
  • 3. Смять желтый лист бумаги, придавая ему округлую форму — это туловище цыпленка. Приклеить цыпленка на картон.
  • 4. Из белых и голубых квадратиков вырезать и приклеить глазки.
  • 5. Из оранжевого квадратика вырезать и приклеить клювик.
  • 6. Нарисовать фломастером лапки цыпленку.
  • 7. намазать клеем лужайку и посыпать на клей пшена, стряхнуть остатки пшена.

III. Итоговая часть.

Воспитатель хвалит ребят за их аппликации.

Занятие 7. «Ёлочка» (коллективная работа) Цели занятия: учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки; продолжать учить элементам торцевания: накручивать бумажные квадратики и приклеивать на силуэт елочки; создание коллективной композиции из гофрированной бумаги; вовлекать детей в совместное сотворчество с педагогом; развивать чувство цвета и ритма; разнообразить технику наклеивания: обмакивать в клей и прикреплять к фону в определенном месте. Методы и приемы: сюрпризный момент, показ способа изображения, объяснение задания, наблюдение за детьми.

Материал: конусы из картона, гофрированная бумага квадраты со стороной 1 см. (зеленого цвета), клей в розетках, маленькая нарядная елочка, новогодние игрушки.

Ход занятия: «К нам в гости сегодня пришла елочка (воспитатель берет елочку и ставит на стол)».

«Здравствуй, наша елочка Приходи скорей, Покажи иголочки Для наших малышей!».

Дети разглядывают елочку, трогают руками ее веточки — иголочки. Беседа с детьми о елочке. Воспитатель достает коробочку с игрушками и вместе с детьми украшает ёлочку.

Воспитатель: «Давайте смастерим елочку в подарок зверятам в лес?».

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность (показывает конус), предлагает сделать елочку пушистой и красивой. Обращает внимание на гофрированную бумагу зеленого цвета. Уточняет и показывает, как нужно закручивать бумагу и как приклеивать ее к конусу. По ходу совместной работы воспитатель подсказывает и помогает детям.

В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за прекрасную работу. Готовую работу поставить на стенд, дети любуются ею, рассказывают о своих впечатлениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой