Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Третий субъект воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъектов альянса принято называть партнерами («другая сторона»). Лексическое значение понятия «партнер» тоже весьма широко. Например, в Толковом словаре С. И. Ожегова указывается на лексический допуск даже «партнеров по рыбалке». Альянс — это союз партнеров (соучастников, сотоварищей), имеющих общий интерес, который достигается в процессе совместной деятельности. У рыбаков этот интерес… Читать ещё >

Третий субъект воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогический альянс школы и семьи

Когда малыш приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта — все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.

Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс личностного формирования ребенка обретает двухмощных субъектов воспитания: первичный субъект — «семья» и вторичный, столь же мощный, — «школа».

Первейшее условие их взаимодействия — исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. Семья — сильнейший фактор воспитания. Но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.

С гениальной простотой писал А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, — утверждал он в «Книге для родителей», — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!"[1].

Основа семейной жизни — любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Школа — общественное учреждение, основой которого является социальная норма, и жизнедеятельность ребенка подчинена социальным нормам школьного общежития. В некотором смысле эти два социальных института альтернативны: социальная норма строится в логике долженствования, любовь же — чувство свободное, не подвластное приказу и насилию.

По своим основаниям, по способу вовлечения человека в свою сферу, по стилю проживания и характеру взаимоотношений эти две сферы представляют некую противоположность. Но именно благодаря данному противостоянию эти сферы созидают гармоничность многочисленных связей отдельного человека с людьми.

В семье — через отношения «любовь к близким» — ребенок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далеким». Через любовь к маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам он научается вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество.

Школа — через отношение «любовь к далеким» — решает проблемы конкретных отношений ребенка с близкими: товарищами, малышами, соседями, в том числе с родителями.

Тогда — и только тогда! — разрешается противоречие, которое с горечью констатировал Ф. М. Достоевский, говоря, что людей далеких любить легко и просто, но почти невозможно любить близких.

Современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях, и связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести только форму альянса.

Альянс — союз, объединение людей на основании какой-либо совместной деятельности. Старое толкование данного понятия предполагало государственную деятельность («международный альянс»), расширенное значение допускает любой вид деятельности.

Субъектов альянса принято называть партнерами («другая сторона»). Лексическое значение понятия «партнер» тоже весьма широко. Например, в Толковом словаре С. И. Ожегова указывается на лексический допуск даже «партнеров по рыбалке». Альянс — это союз партнеров (соучастников, сотоварищей), имеющих общий интерес, который достигается в процессе совместной деятельности. У рыбаков этот интерес — «пойманная рыба». Литературный альянс заключается во имя наилучших условий публикации литературных произведений. В профессиональном альянсе таким интересом выступают наилучшие условия работы и условия для совершенствования компетентности специалистов.

Педагогический альянс — это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона — педагогический коллектив, другая сторона — семья. Интерес, ради которого заключается союз, — интересы ребенка и счастье его жизни.

По назначению педагогический альянс носит гуманистический характер, ориентированный на счастье воспитуемого развивающегося человека. По функциям педагогический альянс направляет свои усилия на сферу духовную, материально-техническую, финансово-экономическую и этико-психологическую. По содержанию совместной деятельности педагогический альянс конечно же имеет профессионально-педагогический характер, ориентированный на научно-педагогические закономерности развития личности. Профиль этого альянса, конечно, воспитательный.

Как следствие последнего, педагогический альянс не имеет паритетного (построенного на равенстве) начала, ибо ведущим становится субъект, обладающий профессиональной компетенцией — школа. Паритетные начала сохраняются лишь в этической сфере организованного взаимодействия. Эпиграф нашей книги высвечивает эту сложную сторону своеобразного союза: «Audi alteram partem» — «Выслушай другую сторону», — утверждали латиняне как основу любого взаимодействия во имя успешности общего дела.

Первый шаг навстречу партнеру делает педагог-профессионал, он протягивает руку для союза, потому что знает, что может предложить семье в целях достойного воспитания детей.

Стратегия педагогического альянса — счастье ребенка. Тактика педагогического альянса — создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни достойного человека «здесь и сейчас».

Оба партнера должны осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия. Диктат школы неуместен и бессмыслен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее «услуги» родителям согласно их «заказу», тоже лишено социального, научного, профессионального смысла.

Заключенные альянсы, обладая общими сходными чертами, как любой деловой союз, крайне индивидуальны в силу большого влияния конкретных обстоятельств: культура микросреды, менталитет микрорегиона, социальный статус семей, профессионализм педагогов и общая их культура, а также национальные традиции и традиционное отношение к детям, детству как феномену жизни — потому педагогическая тактика беспредельно разнообразна и бесконечна в своей вариативности.

Поэтому неуместны рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения власть имущих. Предписанные извне, они обязательно подвергаются извращениям в ходе обязательного исполнения либо скрытно саботируются, прячась за красивые обманные письменные отчеты.

Партнерство отягощено возлагаемыми на него функциями. Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «курирует», «поддерживает», «корректирует», «выполняет», «диагностирует».

В альянсе школы и семьи непаритетные взаимоотношения: школа — институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют даже начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства.

Если школа теряет приоритетные позиции, родители начинают диктовать свои требования на уровне житейски-обыденных представлений: пусть дети поменьше учатся, пусть в школе будет много развлечений, пусть ребенок изучает только те предметы, которые ему интересны, пускай учителя не ставят строго отметки и т. п.

Но, как только мера приоритета школы нарушается, родители наделяются ролью некоего исполнителя воли школы, превращаются в отчитывающегося партнера: пусть ваш ребенок хорошо учится, пусть ваш ребенок не шалит, пусть ваш ребенок будет воспитанным, вы должны сдать деньги, вы обязаны провести ремонт и т. д.

У данного партнерства совершенно особое основание — общая забота о развитии ребенка.

  • [1] Макаренко А. С. Книга для родителей // Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. Т. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой