Методические рекомендации студентам по подготовке курсовой работы
Работа формирующего характера (2-й семестр для студентов очной формы обучения, 3-й семестр — для студентов заочной формы обучения) осуществляется в том случае, если диссертационное исследование предполагает пролонгированный эксперимент и апробацию подобранных (разработанных, модифицированных и адаптированных) методических средств (форм, методов, методик, программ, технологий, моделей и пр… Читать ещё >
Методические рекомендации студентам по подготовке курсовой работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Место курсовой работы в структуре образовательной программы и ее направленность
Подготовка курсовой работы — это относительно самостоятельное исследование, выполняемое студентом под руководством научного руководителя, выбираемого или назначаемого из числа доцентов и профессоров кафедры. Научный руководитель в силу своих функциональных обязанностей осуществляет консультирование студента по всем вопросам, связанным с курсовой работой, контролирует ход и результаты ее выполнения, принимает решение о степени готовности к защите.
Цель курсовой работы — развитие исследовательских компетенций студента (владение научным аппаратом исследования и умение работать с информационными ресурсами, анализировать, обобщать, систематизировать информацию; умение разрабатывать композицию и план исследования, подбирать, разрабатывать и грамотно использовать диагностический и методический инструментарий, проводить качественный и количественный анализ данных; понимание объективной и субъективной значимости учебного исследования в подготовке к магистерской диссертации и к педагогической деятельности, мотивация к исследовательской деятельности; умение адекватно оценивать процесс и результат исследовательской деятельности, апробировать его в разных формах научноисследовательской деятельности, грамотно представлять и защищать и др.).
Основные задачи студента в процессе подготовки курсовой работы по профилю:
- 1. Систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний по дисциплинам, изученным за период обучения, их применение для решения конкретных научно-исследовательских, учебно-исследовательских и практических задач.
- 2. Закрепление теоретических форм научной деятельности (отбор, группировка, анализ, обобщение информации, определение актуальных проблем начального образования и педагогики начального образования, определение степени достоверности информации, ее доказательности).
- 3. Составление методологического аппарата исследования (обоснование актуальности темы, формулировка проблемы исследования, выделение объекта, предмета, формулировка цели, задач, гипотезы исследования, теоретико-методологической базы и практической значимости исследования, описание этапов работы).
- 4. Освоение и закрепление форм эмпирической научноисследовательской деятельности (самостоятельное исследование констатирующего характера, направленное на выявление состояния, актуального уровня изучаемого феномена; анализ, интерпретация, обобщение и представление результатов диагностического обследования, формулировка суждений и выводов, последовательное и доказательное их изложение).
- 5. Достижение единства теоретической и практической, методологической и методической, гностической, проектировочной и других составляющих в структуре компетентности будущего педагога.
- 6. Приобретение опыта публичной презентации и защиты результатов своей исследовательской деятельности.
Курсовые работы по дисциплинам являются важнейшими этапами подготовки магистерской диссертации, что предполагает преемственность тем и общую целевую направленность исследования. Интегративным результатом работы над курсовыми исследованиями является готовность студента к подготовке и защите магистерской диссертации.
Работа над курсовым исследованием по дисциплине осуществляется в соответствии с учебным планом магистерской программы (табл. 4). Характер и результаты исследования определяются местом курсовой работы в структуре образовательной программы.
Подготовка курсовой работы по дисциплине в соответствии с учебным планом.
Таблица 4
Программа магистрату ры | Учебная дисциплина | Семестр | Характер исследования | Основные результаты исследования | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | ||||
1. Методология и методика социального воспитания. | Современные подходы и технологии социального воспитания. | Теоретическое исследование. Пилотажное исследование. | анализ научных подходов, концепций; определение нормативной и теоретикометодологической базы исследования; анализ актуального состояния изучености проблемы. | ||
Современные теории и методики воспитания. | Теоретическое исследование. Констатирующее исследование. | теоретический анализ и моделирование; выявление актуального уровня или состояния изучаемого феномена, процесса; план формирующего исследования. | |||
2. Преподаватель высшей школы. | Методика организации учебноисследовательской деятельности студентов. | Теоретическое исследование. Пилотажное исследование. | анализ научных подходов, концепций; определение нормативной и теоретикометодологической базы исследования; анализ актуального состояния изученности проблемы. |
Компстснтностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации. | Теоретическое исследование. Констатирующее исследование. | теоретический анализ и моделирование; выявление актуального уровня или состояния изучаемого феномена, процесса; план формирующего исследования. | |||
3. Управление образованием. | Управление образовательными системами. | Теоретическое исследование. Пилотажное исследование. | анализ научных подходов, концепций; определение нормативной и теоретикометодологической базы исследования; анализ актуального состояния изученности проблемы. | ||
Мониторинг качества образования. | Теоретическое исследование. Констатирующее исследование. | теоретический анализ и моделирование; выявление актуального уровня или состояния изучаемого феномена, процесса; план формирующего исследования. |
Курсовая работа может носить обзорно-теоретический или опытно-поисковый характер (в отдельных случаях — формирующий).
- 1. Работа обзорно-теоретического характера (1-й семестр) предполагает изучение истории вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа подходов, моделей, систем, опыта и т. д.; написание заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы. Такую работу рекомендуется дополнять пилотажным исследованием (опрос общественного мнения, анализ статистических данных, обзор интернетматериалов и пр.), цель которого — подтвердить актуальность изучаемой темы, выявить отношение респондентов к проблеме исследования и оценить состояние изученности феномена или процесса.
- 2. Работа опытно-поискового характера (2-й семестр для студентов очной формы обучения, 3-й семестр — для студентов заочной формы обучения), помимо углубленного теоретического исследования, предполагает:
- • проведение констатирующего исследования для выявления актуального уровня развития изучаемого феномена или процесса, выявления частных закономерностей или тенденций;
- • разработку методических рекомендаций и программ, предназначенных для педагогов, родителей, учащихся (воспитанников) на основе результатов констатирующего исследования;
- • подготовку плана формирующего исследования — разработку педагогических средств (психолого-педагогических методик, технологий и программ) для решения проблемы, выявленной на первом этапе эмпирической работы.
- 3. Работа формирующего характера (2-й семестр для студентов очной формы обучения, 3-й семестр — для студентов заочной формы обучения) осуществляется в том случае, если диссертационное исследование предполагает пролонгированный эксперимент и апробацию подобранных (разработанных, модифицированных и адаптированных) методических средств (форм, методов, методик, программ, технологий, моделей и пр.); описание содержания и «технологии» решения той или иной педагогической задачи.
К числу ожидаемых результатов работы над курсовым исследованием относятся:
Знания программного материала в соответствии с направлением образовательной подготовки и учебной дисциплиной; требований к выполнению исследовательской работы.
Умения анализировать актуальные проблемы современного образования, педагогической теории и практики, применять теоретические знания для решения задач исследовательской и педагогической деятельности; диалогически взаимодействовать с научным руководителем и другими субъектами образовательного процесса, имеющими отношение к теме исследования; проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс, осознавать и творчески решать психолого-педагогические и социальнопедагогические задачи; самостоятельно разрабатывать, проектировать, моделировать, апробировать, оценивать разработки по теме исследования.
Навыки планирования и организации исследовательской деятельности, оперативной работы с информацией (самостоятельный поиск и анализ информации по теме исследования, обобщение и систематизирование информации) и грамотного научного изложения материала; владение методами социально-педагогических исследований, качественной и количественной оценки результатов исследования, а также навыками работы с современными информационными образовательными средствами и технологиями, оформления результатов исследования, адекватной оценки результатов своей деятельности.
Понимание ценностных основ современного образования и педагогической деятельности, роли педагога в современном образовании, меры своей персональной ответственности за ход и результаты исследования, социально-профессионального значения и практической значимости своего труда.
Ценностное отношение к исследовательской деятельности, к возможности повышения своей профессиональной компетентности и подтверждения искомой квалификации, к субъектам образовательного процесса; способность и готовность к дальнейшему повышению своего образовательного уровня в целом и исследовательской компетентности в том числе.