Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование аудиовизуального курса в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По выявленным данным дети с нарушенным слухом отстают по объёму словаря от сверстников без нарушений слуха. У воспитанников экспериментальной группы наблюдалась путаница в значениях глаголов существительных и прилагательных и их соотнесением с предметными изображениями. Несколько детей отказались выполнять 2 из 3 упражнений: воспитанники отвлекались на диагностические картинки, после просьб… Читать ещё >

Использование аудиовизуального курса в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аудиовизуальный курс — одна из составных частей верботонального метода, используемого в обучении детей с нарушением слуха. Этот метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации в 1950 году предложил академик П. Губерина, как лингвист, специализировавшийся на проблемах восприятия речи в области речевой коммуникации.

Основная цель верботонального метода — развитие речи у людей с проблемами слуха. В совокупности всех ее лингвистических и фонетических характеристик, речь рассматривается с социальной и биологической сторон, включая в этот процесс и функционирование физиологических систем организма человека. Одним из принципов верботонального метода является положение о том, что ребёнок с нарушенным слухом должен пройти все стадии формирования речи нормально слышащего ребёнка.

Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода. «Аудиовизуальный» — само название указывает на наличие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения.

Разговорная речь включает акустическую и артикуляционную сторону языка:

  • — просодические стороны (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение),
  • — фонематические элементы языка.

Речевая ситуация является основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально: при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в котором эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуация является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка.

Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический материал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.

Использование АВК начинается с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказывать серию картинок (от 3 до.

6) передавая голосом радость, удивление испуг и т. д. Постепенно речь ребенка развивается и обогащается. Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации. Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.

Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться. Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка.

Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с которыми дети сталкиваются в жизни. Диалогическая форма речи — ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.

Аудиовизуально, другими словами — звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным. Значение картинки:

  • -связывает выражение с реальной ситуацией,
  • -помогает звуковому запоминанию,
  • -дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Существуют определённые требования к изображению на картинке различных действий:

  • — у лица, который говорит, рот открыт;
  • — содержание его высказывания схематически передаётся в облачке;
  • — вопрос обозначается перечёркиванием того, что отрицается;
  • — то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке.

Уже в самом начале работы с ребёнком, имеющим нарушение слуха, вводятся первые аудиовизуальные курсы. Даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводится игра с использованием данной ситуации. Постепенно появляются первые предложения. Увеличивается количество картинок в аудиовизуальном курсе.

Всего АВК состоит из 25 картинок и более. Дети свободно запоминают их. Это развивает зрительную, речевую и слуховую память, мышление. Произношение усваивается в целом через свои основные элементы — интонацию и ритм. Письменную речь АВК использует тоже. Она только переносится на тот период, когда учащиеся уже овладели акустической стороной речи.

Конечной целью метода является возможность интеграции детей с проблемами слуха и речи в здоровые массовые коллективы. Критериями готовности ребёнка с нарушениями слуха и речи к интеграции являются: слухопротезирование, слуховосприятие, общение речью, усвоение программы, психологическая зрелость, социальная адаптация и коммуникабельность.

  • 3. Изучение особенностей речевого развития дошкольников с нарушенным слухом
  • 3.1 Организация и методика эксперимента

Цель: выявить уровень сформированности речевого развития детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

В соответствии с целью нашей работы были поставлены следующие задачи:

  • • Изучить лексические, грамматические аспекты речи, а также связную речь детей с нарушением слуха и нормально развивающихся детей;
  • • Выявить особенности развития лексической, грамматической сторон и связной речи детей с нарушением слуха.
  • • Проанализировать полученные результаты.

Организация исследования: Эксперимент проводился на базе ГБОУ.

«Школасуглубленнымизучениемотдельныхпредметов№ 1248» структурное подразделение № 5.

В эксперименте принимали участие 20 детей 5−6 лет 3−4 года обучения. Из них 10 дошкольников с нарушениями слуха (ЭГ) см. таблицу 1. И 10 слышащих с нормальным развитием, которые составили сравнительную группу (СГ) см. таблицу 2.

Таблица 1.

Имя, Ф.

Возраст.

Состояние слуховой функции.

Дополнительные нарушения.

Маша Н.

5 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 3-й степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты. Развитие согласно возрасту.

нет.

Полина Ф.

5лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степенисправа 3-й степени слева. КИ.

нет.

Вероника Б.

6 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты. Развитие согласно возрасту.

нет.

Марк Т.

6 лет.

Двухсторонняясенсоневральная тугоухость 3-й степени. КИ.

нет.

Саша И.

6 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты Развитие согласно возрасту.

нет.

Семен Т.

5 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 2-й степени слева и 4-й справа. КИ.

нет.

Наташа Г.

5 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты Развитие согласно возрасту.

нет.

Арина З.

6 лет.

Сенсоневральная тугоухость 3 степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты.

нет.

Витя К.

5 лет.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени. Показаны бинауральные слуховые аппараты Развитие согласно возрасту.

нет.

Ира В.

6 лет.

Двухсторонняясенсоневральная тугоухость 4-й степени.Показаны.

нет.

Таблица 2 Бинауральные слуховые аппараты Развитие согласно возрасту.

Имя, Ф.

Возраст.

Дополнительные нарушения.

Кирилл Г.

5 лет.

НПОЗ (ФН).

Эрнест В.

6 лет.

Соня Н.

5 лет.

НПОЗ (ФН).

Иван Т.

5 лет.

Маша О.

6 лет.

НПОЗ (ФН).

Арина К.

5 лет.

Вика Р.

5 лет.

Саша Т.

6 лет.

НПОЗ (ФН).

Ксюша И.

6 лет.

НПОЗ (ФН).

Саша Н.

6 лет.

НПОЗ (ФН) — нарушение произношения отдельных звуков (ФН) Изучение речевого развития среди детей обеих групп проводилось в середине учебного года.

Изучение речи проходило по следующим направлениям:

  • 1. Изучение лексической стороны речи;
  • 2. Изучение грамматического строя речи;
  • 3. Изучение связной речи;

Для проведения диагностики были подобраны задания по изучению всех представленных направлений. Для проведения исследования были использованы и адаптированы методики Г. А. Волковой, Н. М. Назаровой, Р. И. Лалаевой, Е. В. Нурминского, О. А. Безруковой Критерии оценивания:

  • 3 балла — дошкольник справился самостоятельно 2 балла — дошкольник справился с помощью.
  • 1 балл — дошкольник не справился с заданием или отказался выполнять.

Уровни развития лексической стороны речи:

Высокому уровню развития характерны правильное называние ребенком речевого материала по картинке, большой объем активного и пассивного словарей, развитое умение обобщать слова по одному общему признаку.

Средний уровень развития лексики определяет умение ребенка справиться с поставленным заданием с помощью воспитателя, если он не может сам или называет схожие лексические категории, производит неточное обобщение.

Низкому уровню развития соответствует неумение дошкольника правильно обобщить слова по одному общему признаку, назвать картинку, как следствие маленький объем активного и пассивного словарей, или воспитанник отказался выполнять задание.

Уровни развития грамматической стороны речи:

Высокий уровень развития определяет умение воспитанника самостоятельно выполнить задание по инструкции, умение правильно выполнить задания по словообразованию и словоизменению, построить фразу.

Среднему уровню развития грамматики соответствует выполнение задания дошкольником с помощью взрослого или самостоятельно с ошибками словоизменения и словообразования: слова во фразе не согласованы, неправильное используется число и/или падеж существительного.

Низкий уровень развития отмечается у воспитанника, если он отказался выполнять упражнение или не смог выполнить его с помощью.

Уровни развития связной речи:

Высокому уровню развития связной речи отмечается, если дошкольник выполняет задание по инструкции и умеет пересказать текст, составить связный рассказ по серии сюжетных картинок 3−5 предложений самостоятельно или с помощью взрослого.

Средний уровень развития характеризуется умением дошкольника пересказывать текст, составлением связного рассказа самостоятельно с помощью наводящих вопросов взрослого. Воспитанник умеет составлять короткие простые высказывания, в отдельных случаях допуская ошибки.

Низкий уровень развития связной речи соответствует односложному ответу, воспитанник описывает сюжетные изображения только по отдельности и не связывает в один рассказ, или если ребенок отказался выполнить упражнение или не справился с ним самостоятельно или с помощью взрослого.

Итоговый балл в каждой категории заданий — это сумма баллов за упражнения одного блока.

Высокий уровень развития речи отмечается у дошкольника, если он допускает незначительные нарушения речи или совсем не делает ошибок: правильно согласует существительные, прилагательные и глаголы, использует предлоги, имеет развитый лексический запас, производит словоизменение и словообразование по правилам родного языка, связная речь соответствует возрастной норме. Дошкольник может допускать некоторые ошибки при назывании близких предметов (например: кофта и свитер; лимон и вишня). В речи он должен уметь образовывать слова суффиксальным способом, владеть навыками словоизменения по родам, числам и временам, использовать развернутые фразы, в которых может встречаться небольшое количество ошибок, уметь, с незначительной помощью, составлять рассказ по сюжетной картинке и пересказывать короткие тексты — 26 — 39 баллов.

Средний уровень развития речи наблюдается у ребенка 5−6 лет, если он допускает ошибки в использовании правил словоизменения и словообразования, имеет обедненный словарный запас, допускает неправильное согласование существительных, прилагательных и глаголов, использование предлогов, уровень связной речи ниже, чем у детей с возрастной нормой, но ребенок умеет составить рассказ по сюжетной картинке или давать развернутые ответы на вопросы по сюжету — 13 — 25 баллов.

Низкий уровень развития речи у дошкольника характеризуется, бедным лексическим запасом, нарушением норм словоизменения и словообразования, согласования существительных, прилагательных и глаголов, ошибками в употреблении предлогов. Не правильно называет или характеризуют предъявляемые объекты, или не называет их вообще. Не могут правильно назвать действие, отраженное в изображении. Не пользуется фразовой речью, если и пытается строить фразы, то слова в них не согласованы. Связная речь отсутствует, при рассматривании сюжетных изображений, на вопросы дает односложные ответы — 0 — 12 баллов.

Изучение лексической стороны речи Задания по изучению лексической стороны речи для выявления уровня.

сформированности пассивного словаря:

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунке.

  • 1 — гнездо
  • 2 — скворечник
  • 3 — портфель
  • 4 — кувшин

Объект исследования: выявление уровня понимания значений слов.

Материал исследования: предметные картинки, действий, качеств и признаков, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагается подобрать к лексической единице (слову) соответствующее изображение предмета.

Задание 2. Рассмотри рисунок и скажи …

… что делает девочка.

  • 1 — Девочка смотрит на цветы.
  • 2 — Девочка пьет воду.
  • 3 — Девочка наливает сок в стакан.

… что делает мальчик.

  • 1 — Мальчик выбивает ковер.
  • 2 — Мальчик раскрашивает картинку.
  • 3 3 — Мальчик вырезает бабочку.

Цель: выявить умение ребенка распознавать изменение смысла слова в зависимости от приставки.

Материал исследования: предметные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагается подобрать к лексической единице (слову) соответствующее изображение предмета.

Задание 3 Рассмотри рисунок и скажи …

… какой предмет.

  • 1 — Девочка поливает ЖЕЛТЫЕ цветы.
  • 2 — Девочка надела КРАСНЫЕ туфли.
  • 3 — Девочка пьет ЯБЛОЧНЫЙ сок.

… что делает мальчик.

  • 1 — Мальчик несет БОЛЬШОЕ ведро.
  • 2 — Мальчик рисует ДЛИННЫМ карандашом.
  • 3 3 — Мальчик вырезает МАЛЕНЬКУЮ бабочку.

Цель: выявить умение ребенка распознавать изменение смысла высказывания в зависимости от прилагательного.

Материал исследования: предметные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагается подобрать к лексической единице (слову) соответствующее изображение предмета.

Задания по изучению лексической стороны речи для выявления уровня сформированности активного словаря:

Задание 4. Рассмотри рисунки, назови знакомые предметы, соедини их парами.

  • 1- свитер
  • 2 — сахар
  • 3 — велосипед
  • 4 — гвоздь
  • 5 — клубок пряжи
  • 6 6 — сахарница
  • 7 — колесо
  • 8 — молоток

Цель: выявить развитие системной организация словаря, уровень развития активного словаря и мышления.

Материал исследования: предметные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагается подобрать к лексической единице (слову) соответствующее изображение предмета.

Задание 5. Назови части тела человека на картинке.

Инструкция: ребенку предлагают предметную картинку, ребенок сам вспоминает и произносит слова, не опираясь на таблички-подсказки.

Задания для выявления уровня сформированности понимания лексических значений слов:

Задание6.Наэкранепредставленырисунки (поодномунакаждой странице). Рассмотри рисунок, расскажи для чего нужен это предмет…

  • 1 — хлебница
  • 2 — холодильник
  • 3 — сковорода
  • 4 — половник
  • 5 — отвертка
  • 6 — пылесос

Цель: выявить развитие системной организация словаря и мышления.

Задание позволяет определить, усвоил ли ребенок значение данных слов на понятийном уровне, способен ли установить смысловые связи между предметом и действием.

Материал исследования: предметные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинки и актуализировать значение знания лексической единице (слова) соответствующей изображению данного предмета.

Изучение грамматической стороны речи Исследование умения составлять фразу:

Задание 1. Составь фразу. Маша моет … (руки/тарелку) Кошка гуляет по … (улице) Цель: выявить умение правильного построения фразы.

Материал исследования: сюжетные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагалось изображение. Педагог предлагал ребёнку рассмотреть картинку, затем произносит начало фразы, отражающей изображённую ситуацию, и ребёнок должен был закончить предложение.

Задание 2. Подбери предлоги

Кошка (на) крыше. Котенок (под) шкафом. Кошка (за) дверью.

Кошка смотрит (в) окно. Котенок (за) ящиком.

Птица вылетает (из) клетки.

Цель: выявить умение правильного выбора предлога.

Материал исследования: сюжетные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагалось изображение. Педагог предлагал ребёнку рассмотреть картинку, затем выбрать необходимый предлог, отражающий изображённую ситуацию.

Исследование словоизменение:

Задание 3. Образование множественного числа.

Один лимон — два лимона — пять лимонов Одно яблокодва яблока — пять яблок Одна груша — две груши — пять груш Цель: выявить умение правильного формирования множественного числа существительного.

Материал исследования: сюжетные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагалось изображение. Педагог предлагал ребёнку рассмотреть картинку, затем выбрать необходимый форму существительного.

Упражнение для исследования словообразования:

Задание 4. На экране представлены рисунки (по одному на странице).

Сок из вишни — какой? — вишневый. Стул из дерева — какой? — деревянный Сок из яблок — какой? — яблочный Цель: выявить умение словообразования и сформированность системной организации словаря.

Материал исследования: сюжетные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагалось изображение. Педагог предлагал ребёнку рассмотреть картинку, затем выбрать необходимое существительное.

Задание 5. Рассмотри картинки, соотнеси действия мальчика и девочки.

Мальчик дал карандаш Маше. Ира купилА куклу.

Девочка нирисовалА дом.

Девочка далА карандаш Маше. Вова купил куклу.

Мальчик нарисовал дом.

Цель: выявить сформированность умения словоизменения.

Материал исследования: сюжетные картинки, таблички с соответствующими названиями предметов.

Инструкция: ребенку предлагалось изображение. Педагог предлагал ребёнку рассмотреть картинку, затем соотнести что делал мальчик (существительное мужского рода) и девочка (существительное женского рода).

Изучение связной речи.

Задание 1. Пересказ.

Цель: определить умение ребенка составлять связное высказывание. Материал исследования: сюжетные картинки, сказка «Репка».

Инструкция: после того как вместе с воспитанником озвучивался сюжет сказки «Репка» с опорой на сюжетные картинки, детям предлагалось пересказать. По необходимости им задавались наводящие вопросы.

Задание 2. Составить связный рассказ.

Цель: определить умение ребенка составлять связный рассказ.

Инструкция: детям предлагался текст рассказа «Ёлка», в котором некоторые слова и фразы были пропущены. Ребенку было необходимо выбрать из предложенных фрагментов наиболее подходящий по смыслу.

Задание 3. Рассказ по сюжетным картинкам.

Цель: определить умение ребенка составлять связный рассказ.

Инструкция: ребенку предлагались сюжетные картинки, которые ему необходимо было расположить в правильном порядке. А потом составить по ним связный рассказ.

Результат исследования развития речи дошкольников нарушениями слуха В результате экспериментального исследования состояния речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально развивающихся, были получены следующие данные:

1. Анализ результатов изучения лексической стороны речи.

Высокому уровню развития характерны правильное называние ребенком речевого материала по картинке, все предложенные категории слов называет правильно, не ошибается в обобщении, большой объем активного и пассивного словарей. Сам использует слова и простые фразы в речи и при описании предмета, Средний уровень развития лексики определяет умение ребенка справиться с поставленным заданием с помощью воспитателя, если он не может сам или называет схожие лексические категории, производит неточное обобщение не правильно назывались обобщённые слова сходные по виду, предметы близкие по назначению, предметы относящиеся к одной лексической категории, но не относящие к одному виду.

Низкому уровню развития соответствует неумение дошкольника правильно обобщить слова по одному общему признаку, назвать картинку, как следствие маленький объем активного и пассивного словарей, или воспитанник отказался выполнять задание.

По выявленным данным дети с нарушенным слухом отстают по объёму словаря от сверстников без нарушений слуха. У воспитанников экспериментальной группы наблюдалась путаница в значениях глаголов существительных и прилагательных и их соотнесением с предметными изображениями. Несколько детей отказались выполнять 2 из 3 упражнений: воспитанники отвлекались на диагностические картинки, после просьб вернуться к выполнению задания, дети приступали неохотно. Также наблюдалось понимание инструкции со второго раза. Проявились повышенная отвлекаемость, нестабильности непроизвольного внимания, невнимательность. В свою очередь отдельные дошкольники проявили хорошие знания лексического материала: выполняли задания в соответствии с инструкцией, не просили помощи или повторения условия упражнения.

У нормально развивающихся дошкольников лексический уровень речи соответствует возрасту. Диагностику дети прошли легко, без подсказок. Задания выполняли с интересом.

Как видно из рис. 1 уровень сформированности лексической стороны речи детей с нарушением слуха представлен тремя видами в процентном соотношении. Из них средний и высокий уровни составляют 30%, низкий 40%. У детей с нормальным развитием присутствует высокий уровень развития лексической стороны.

Анализ результатов исследования лексической стороны речи.

Рис. 1Анализ результатов исследования лексической стороны речи.

Анализ результатов исследования грамматического строя речи Высокий уровень развития определяет умение воспитанника самостоятельно выполнить задание по инструкции, умение правильно выполнить задания по словообразованию: формирует новые слова с приставка и суффиксами, и словоизменению: производит изменение окончания слова по падежам, числам, строит согласованную фразу.

Среднему уровню развития грамматики соответствует выполнение задания дошкольником с помощью взрослого или самостоятельно с ошибками словоизменения и словообразования: слова во фразе не согласованы, неправильное используется число и/или падеж существительного.

Низкий уровень развития отмечается у воспитанника, если он отказался выполнять упражнение или не смог выполнить его с помощью, слова во фразе не согласованы, ошибается в словоизменении и словообразовании.

Результаты выполнения детьми с нарушением слуха предложенных заданий по словоизменению и словообразованию оказались хорошими. Дошкольники правильно составляли конструкции предложений, зрительно отличали и понимали формы глаголов, числительных и прилагательных в соответствии с предметными изображениями. Наблюдались затруднения у воспитанников экспериментальной группы в изменении форм числительных, глаголов, в использовании предлогов. Диагностировались ошибки словоизменения и словообразования: воспитанники не изменяли окончания при согласовании существительных, прилагательных, глаголов, путали значения разноприставочных глаголов.

У дошкольников сравнительной группы трудностей при выполнении заданий не было. Дети легко находили решение упражнений и с интересом ждали новых, задавали дополнительные вопросы.

Как видим из рис. 2 итоги исследования сформированности грамматического строя речи у детей экспериментальной группы в процентном соотношении показались следующими: 40% составил низкий уровень, средний 50%, высокий 10%. У воспитанников сравнительной группы низкого и среднего уровней не выявилось, высокий составил 100%.

Рис. 2 Анализ результатов исследования грамматического строя речи.

Анализ результатов исследования связной речи Высокому уровню развития связной речи отмечается, если дошкольник выполняет задание по инструкции и умеет пересказать текст, составить связный рассказ по серии сюжетных картинок 3−5 предложений самостоятельно или с помощью взрослого.

Средний уровень развития характеризуется умением дошкольника пересказывать текст, составлением связного рассказа самостоятельно с помощью наводящих вопросов взрослого. Воспитанник умеет составлять короткие простые высказывания, в отдельных случаях допуская ошибки.

Низкий уровень развития связной речи соответствует односложному ответу, воспитанник описывает сюжетные изображения только по отдельности и не связывает в один рассказ, или если ребенок отказался выполнить упражнение или не справился с ним самостоятельно или с помощью взрослого.

У дошкольников с нарушениями слуха отстает сформированность умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам от воспитанников сравнительной группы. Детям было трудно соединить в цельный вид отдельные маленькие истории сюжетных изображений. Они описывали действия героев, предметы, после наводящих вопросов, строили догадки что произошло на картинке до этого момента речи и что может случиться дальше. После такого анализа пробовали составить связный рассказ. Но, к сожалению, это получалось не у всех воспитанников группы: многие дети останавливались просто после описания картинок. В исследовании использовались два набора сюжетных картинок. Оба раза наблюдались схожие нарушения в составлении связного рассказа. А вот задание по восстановлению логики сюжета из разложенных в беспорядке сюжетных изображений затруднений не вызвало, все дети с ним справились.

Дошкольники сравнительной группы при выполнении диагностических упражнений на выявление уровня сформированности связной речи ошибок логики рассказа не допускали. По сюжетным картинкам связный текст дети составляли легко, задавали дополнительные вопросы для разъяснения линии повествования и сами добавляли детали, о которых не говорилось в сюжете, использовали воображение.

По итогам исследования воспитанники экспериментальной группы проявили низкий уровень сформированности связной речи — 40%, средний — 40% и высокий -20%.

По итогам констатирующего эксперимента мы определили уровни речевого развития детей в целом. Результаты эксперимента показали, что у дошкольников с нарушениями слуха уровень сформированности компонентов речи отстает от сверстников с нормальным развитием и делится на три вида в процентном соотношении на высокий — 40%, средний — 40%, низкий — 20%. В свою очередь общий уровень сформированности речи воспитанников сравнительной группы 100%.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой