Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование и реализация целей обучения учащихся стереометрии в условиях внутренней дифференциации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогический эксперимент проводился в соответствии с целями и задачами исследования и состоял из констатирующего, поискового и обучающего этапов. На этапе обучающего эксперимента для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы использованы различные методики определения уровней сформированности индивидуальных особенностей: обучаемость учащихся (методика П.И. Третьякова), интерес… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
  • РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
    • 1. 1. Проектирование целей обучения математике в школе
    • 1. 2. Индивидуализация и дифференциация обучения как необходимые условия конкретизации общих целей обучения математике
    • 1. 3. Основы построения индивидуальной образовательной траектории учащихся в процессе обучения стереометрии
  • Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ В
  • УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
    • 2. 1. Формирование у учащихся умений целеполагания при обучении стереометрии в условиях внутренней дифференциации
    • 2. 2. Организация процесса обучения стереометрии в условиях продвижения учащихся по индивидуальной образовательной траектории
    • 2. 3. Организация и основные результаты педагогического эксперимента

Проектирование и реализация целей обучения учащихся стереометрии в условиях внутренней дифференциации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время образование во всем мире обеспечивает не только познание мира, но и рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это становление должно обеспечиваться таким образовательным процессом, основная функция которого — организация единого пространства познания и индивидуального развития.

Цель современного общего образования — создание оптимальных условий для развития личности ученика средствами учебного предмета, его поддержка на пути самоопределения и самореализации — не находит своего полного воплощения при проектировании учителями процесса обучения геометрии. Анализ процесса обучения геометрии показал, что ученикам не предоставляется возможность выбора целей в теме, уроке, уровня овладения содержанием материала, своего стиля обучения, методов, форм и средств оценки результатов обучения. Индивидуальные особенности учащихся учитываются, чаще всего, при проведении письменных контрольных работ, а не на всех этапах учебно-познавательной деятельности. Таким образом, не обеспечивается индивидуальное развитие ученика, позволяющее ему на каждом этапе создавать индивидуальную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности. Поэтому на современном этапе развития школьного образования проблема разработки методики обучения геометрии, позволяющей учащимся построить и реализовать собственный путь личностного развития, т. е. создать собственную индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ), является актуальной.

Одним из путей организации процесса обучения, в котором каждому ученику предоставляется возможность выстраивания ИОТ при освоении содержания предмета, является обучение в условиях внутренней дифференциации (ВД). Под ВД понимается организация учебно-познавательной деятельности, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются на всех этапах учебно-познавательной деятельности в условиях работы учителя в обычном классе [158]. Такая деятельность субъектов учебно-познавательного процесса приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемому предмету, следовательно, позволяет построить ИОТ при освоении учебного содержания. Теории дифференциации и индивидуализации обучения разработаны известными отечественными учеными А. А. Кирсановым, В. А. Крутецким, Е. С. Рабунским, И. Э. Унт и др. Дальнейшее развитие они получили при разработке концепции дифференциации обучения такими учеными как В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов и др. В применении к математике вопросы дифференциации исследовались В. А. Гусевым, Г. В. Дорофеевым, И. В. Дробышевой, JT.B. Кузнецовой, И. М. Смирновой, С. Б. Суворовой, В. В. Фирсовым и др. Организация процесса обучения в условиях ВД предполагает, в первую очередь, проектирование разноуровневых целей деятельности, т.к. именно от них зависит содержание деятельности, выбор способов и приемов для её достижения, результат деятельности. Под проектированием целей обучения понимается процесс создания целей, в который входит описание конкретизации общих целей образования и получение конкретных целей учебной темы, урока — формулировка цели.

Такими учеными, как И. А. Володарская, Ю. А. Конаржевский, Д.Г. JTe-витес, В. П. Симонов, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков и др. проведён анализ различных подходов к определению понятия цель и проектированию целей обучения. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по вопросам проектирования целей на различных этапах их конкретизации показал, что: целям общего образования посвящены работы В. В. Анисимова, Б. Блума, О. Г. Грохольской, М. В. Кларина, Д. Кратволя, B.C. Лазарева, О. Е. Лебедева, В. М. Монахова, Д. С. Толлингеровой и др.- целям личностно-ориентированного образованияисследования Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, Л. М. Фридмана, И. С. Якиманской и др.- целям математического образования — работы В. А. Гусева, В.А. Да-лингера, Г. В. Дорофеева, О. Б. Епишевой, Г. К. Муравина, Н. М. Рогановского, Г. И. Саранцева, А. А. Столяра, Р. С. Черкасова, И. Ф. Шарыгина и др. Проектарование разноуровневых целей обучения представлено в работах О. Б. Епишевой и Л. И. Боженковой.

Как показал анализ содержания целей математического образования, проведенный в указанных работах, обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение математических знаний, сколько на развитие личности с помощью математики, поэтому главной задачей обучения математике становится общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности учащихся — формирование у них качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе и адаптации к нему.

Создание условий для продвижения учащихся по ИОТ в процессе приобретения ими конкретных математических знаниях, оказывается чрезвычайно значимым для формирования и развития личности учащегося. К числу таких условий относится в первую очередь самостоятельная постановка учащимися целей деятельности при изучении учебного предмета.

Целеполагание в образовании, являясь изначально совместной деятельностью учителя и учащихся, должно постепенно переходить в самостоятельное проектирование целей учащимися. Наличие умений ставить цели, планировать действия, вырабатывать способы для достижения целей характеризует деятель-ностное развитие личности. Формирование этих умений у учащихся становится возможным при достаточно высоком уровне развития самосознания, т. е. в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда начинается новый этап в развитии личности (А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов). Этот этап характеризуется интенсивным развитием и совершенствованием интеллектуальных умений и навыков, растут познавательные потребности, причём учащиеся этого возраста способны подчинять познавательные процессы определённым целям жизни и деятельности. В этом возрасте ученик не только ставит цели, но и задумывается о способах их достижения, производит оценку собственных субъективных и объективных ресурсов. Поэтому в процессе обучения ученику необходимо создать условия, при которых он имеет возможность самостоятельно ставить и достигать собственные цели, используя и совершенствуя свои способности. Этот возраст совпадает с изучением такой области геометрии, как стереометрия.

Цели обучения стереометрии, отражённые в программах, показывают лишь ориентиры, на которые необходимо опираться учителю при организации индивидуальной деятельности ученика. Эти цели необходимо трансформировать в конкретные цели серии уроков по учебной теме так, чтобы дать учащимся возможность выстроить собственную ИОТ при освоении стереометрии. Однако анализ учебной и методической литературы по стереометрии, школьной практики показывает, что в настоящее время процесс конкретизации целей обучения стереометрии, позволяющих учащимися строить ИОТ при освоении стереометрии, недостаточно разработан. Все выше сказанное обусловило актуальность проблемы исследования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между целью современного общего образования, состоящей в развитии личности ученика средствами учебного предмета, достижение которой возможно при условии создания учащимся возможностей для построения ИОТ, и ее реализацией в традиционно сложившейся практике обучения стереометрии, когда ученик не имеет возможности ставить цели, соответствующие своим индивидуальным особенностям, выбирать формы, методы и средства освоения стереометрии.

Целью исследования является разработка научно обоснованной методики проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД и в определении условий, позволяющих ученику строить ИОТ при освоении стереометрии.

Объект исследования: процесс обучения стереометрии в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД.

Гипотеза исследования: если организовать процесс проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД, посредством:

— проектирования разноуровневых целей обучения, используя разработанный набор разноуровневых обобщенных учебных задач,.

— создания и использования карт изучения тем курса стереометрии,.

— использования для оценки результатов обучения учащихся нетрадиционную шкалу оценивания успеваемости, то это позволит спроектировать учебный процесс, способствующий повышению успеваемости учащихся, зависящей от уровней развития познавательной самостоятельности и интереса школьников к стереометрии.

Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих частных задач:

1. Выявить психолого-педагогические основы процессов проектирования и реализации целей обучения стереометрии, соответствующих целям современного школьного образования, и дидактико-методические условия построения учащимися НОТ при освоении стереометрии.

2. Определить, какие индивидуальные особенности учащихся целесообразно учитывать при проектировании и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД.

3. Обосновать и разработать таксономию целей обучения стереометрии в познавательной области, которой является набор разноуровневых обобщенных учебных задач по всем категориям познавательной области, на основе конкретизации таксономии Б. Блума и учета успеваемости учащихся, зависящей от познавательной самостоятельности и интереса к стереометриипоказать связь разработанной таксономии с категориями целей аффективной области.

4. Составить и обосновать набор умений, позволяющих учащимся самостоятельно формулировать собственные разноуровневые цели изучения стереометрии и разработать средства обучения для формирования этих умений.

5. Разработать и апробировать методику проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД, способствующую повышению успеваемости учащихся, зависящей от уровней развития познавательной самостоятельности и интереса школьников к стереометрии.

Методологической основой исследования явились концепции целепо-лагания отечественных и зарубежных ученых (Б. Блум, М. В. Кларин, Д. Крат-воль) — теории индивидуализации и дифференциации обучения (Е.С. Рабун-ский) — работы дидактов (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. П. Симонов, А.В. Хуторской) и психологов (П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская) — исследования по методике преподавания математики (В.И. Мишин, Р. С. Черкасов и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследованияанализ программ по геометрии для общеобразовательных классов, государственных стандартов общего среднего образования, учебных пособий и дидактический материалов по стереометрииизучение педагогического опыта работы учителей по проблеме проектирования и реализации целей обучения стереометрии, беседы с учителями и учащимисяанкетирование учителей и учащихсяпедагогический эксперимент по проверке основных положений диссертации и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна проведенного исследования состоит в разрешении проблемы проектирования разноуровневых целей обучения стереометрии, посредством их диагностического описания через действия учащихся, адекватные учебному материалу и уровням его освоения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана и теоретически обоснована таксономия целей обучения стереометрии в познавательной области, являющаяся необходимым условием для предоставления ученику возможности построения ИОТ при освоении стереометрии;

— составлен теоретически обоснованный набор умений, позволяющих учащимся самостоятельно ставить собственные разноуровневые цели изучения любого предмета, разработаны соответствующие умениям ориентировочные основы действий и методика их формирования при обучении стереометрии;

— разработаны этапы организации учебно-познавательной деятельности ученика и базирующаяся на них методика обучения стереометрии, предоставляющая ученику возможность построения ИОТ в процессе освоения стереометрии, способствующая достижению целей в аффективной области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе созданной таксономии целей обучения стереометрии составлены тематические карты разноуровневых учебных целей по всем категориям когнитивной области, сконструированы карты изучения всех тем курса стереометрии, способствующие реализации целей современного школьного образованияразработаны способы составления специальных средств обучения, необходимых для формирования умений целеполагания в процессе обучения стереометрии.

Разработанные теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы учителями математики, частично, учителями других предметов в их практической деятельности, при подготовке учителей математики в педагогических университетах, авторами учебных пособий по математике, на курсах повышения квалификации учителей математики.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов проведённого исследования обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания математики, совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных поставленным цели и задачама также проведением педагогического эксперимента и применением математических методов обработки его результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме сообщений на заседаниях кафедры теории и методики обучения математике ОмГПУ в 2000 -2003гг. и докладов на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в 2001;2002 гг. в ОмГПУ, в педагогических университетах Пскова, Самары, Тобольска, в Томском государственном университете. По теме исследования имеется 12 публикаций.

Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации и их внедрение осуществлялось с 1999 по 2003 г. на базе средней общеобразовательной школы № 134 г. Омска.

Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы, включающего 173 источника, и 11 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

1. Описана обучающая деятельность учителя на ознакомительном, формирующем и совершенствующем этапах формирования у учащихся умений целеполагания. При этом индивидуализация деятельности учащихся обеспечивается через использование ими ООД, специальных средств обучения (предписаний, планов, таблиц, карт изучения тем, карт УЦ), через предоставление ученикам возможности выбора умения целеполагания, формы организации своей учебно-познавательной деятельности в процессе постановки собственных целей, своего уровня достижения целей освоения стереометрии.

2. Организация процесса обучения стереометрии в условиях продвижения учащихся, но ИОТ представлена деятельностью учителя и учащихся на каждом этапе организации учебно-познавательной деятельности ученика при освоении стереометрии в условиях ВД и подготовительная деятельность учителя для проведения этих этапов. Результатом выполнения проведения учителем подготовительной работы является следующий набор материалов: 1) карта разноуровневых учебных целей по теме- 2) карта изучения темы- 3) специальные средства обучения для обеспечения учащимся выбора любого умения для самостоятельной постановки целей обучения- 4) набор разноуровневых обобщенных учебных задач для достижения целей обучения темы- 5) учебные задачи по теме, позволяющие организовать индивидуальную деятельность учащихся на уроке коррекции- 6) схема деятельности учителя на уроке при реализации всех уровней целей. Нами разработаны карты разноуровневых учебных целей и изучения всех тем курса стереометрии, а также способы получения остальных материалов для организации учебно-познавательной деятельности учащихся при освоении стереометрии.

3. Педагогический эксперимент проводился в соответствии с целями и задачами исследования и состоял из констатирующего, поискового и обучающего этапов. На этапе обучающего эксперимента для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы использованы различные методики определения уровней сформированности индивидуальных особенностей: обучаемость учащихся (методика П.И. Третьякова), интерес (методика А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева), организованность в учении, познавательная самостоятельность и успеваемость (методика Е.С. Рабунского), сгатистические мегоды двусторонним х1 критерий. Эксперимент показал, что в результате организации проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД произошло значительное повышение успеваемости учащихся в экспериментальных классах, что подтверждено при использовании методики статистической обработки двусторонним хг критерием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена вопросам проектирования и реализации целей обучения учащихся стереометрии в условиях ВД. Это обусловлено тем, что идея предоставления учащимся возможностей для посгроения ИОТ изучения стереометрии является одной из основных на сегодняшний период развития педагогической науки, так как её реализация позволяет учащимся не только осваивать содержание определенного курса, но и развивать свои личностные качества в процессе его изучения.

Одним из путей организации процесса обучения, в котором осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся и предоставляется им возможность выстраивания ИОТ овладения содержанием темы, является обучение в условиях ВД. Отличительной особенностью ДО является проектирование индивидуальной деятельности учащихся на всех этапах обучения. При этом большое внимание уделяется процессу постановки разноуровневых целей деятельности, так как именно от них, зависит содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приемы и полученный результат, т. е. зависит успех спроектированной деятельности. Причем в процессе проектирования собственной индивидуальной деятельности предполагается самостоятельная постановка учащимися целей деятельности.

Поэтому в работе были рассмотрены теоретические основы проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД. Для этого были проанализированы психолого-педагогические основы процесса проектирования и реализации целей обучения стереометрии, соответствующие целям современного школьного образования, дидактико-методические особенности построения учащимися ИОТ в процессе изучения стереомегрии.

Анализ теорий ИО и ДО позволил обосновать выбор индивидуальных особенностей учащихся, которые целесообразно учитывать в процессе обучения: познавательная самостоятельность, интерес и успеваемость, уровень которой опрсделяется в зависимости от диагностики перечисленных особенностей (Е.С. Рабун-ский).

Таким образом, были решены первая и вторая частная задача исследования.

Для реализации целей современного общего образования необходимо формулировать цели серии уроков, в частности по стереометрии, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и использовать такую классификацию целей, в которой свойство иерархичности распространяется на все категории по каждой области и используется способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель может опознать. Перечислештым требованиям соответствует разработанная нами таксономия целей обучения стереометрии когнитивной области на основе установления взаимосвязи между таксономией Б. Блума и учета познавательной самостоятельности и интереса, которой является набор разноуровневых обобщенных учебных задач.

Для формирования у учащихся умений целеполагания при обучении стереометрии в условиях ВД составлен набор умений, позволяющих им самостоятельно ставить собственные разноуровневые цели изучения темы и разработаны, соответствующие этим умениям различные средства обучения, включающие в себя ориентировочные основы действий, а также специальные средства обучения. Таким образом, была решена чегвергая частная задача исследования.

Для решения последней задачи исследования была разработана методика проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД. Для этого были спроектированы этапы организации учебно-познавательной деятельности ученика основанные на условиях продвижения учащихся по ИОТ (самостоятельная постановка целей деятельности, выбор форм, методов и средств для овладения содержанием темы, изучение содержания в соответствии с поставленными целями, демонстрация личных образовательных продуктов учеников и их обсуждение, оценка, самооценка деятельности и ее коррекция).

Данная методика была апробирована в средней общеобразовательной школе № 134 г. Омска в 10−11 классах и сделан следующий вывод, подтверждающий гипотезу исследования — организация процесса проектирования и реализации целей обучения стереометрии в условиях ВД, позволяег спроектировать учебный процесс, способствующий повышению успеваемости учащихся, определяемому на основе развития познавательной самостоятельности и интереса школьников к стереометрии.

Таким образом, поставленные частные задачи были решены и цель исследования — разработать научно обоснованную методику проектирования и реализации разноуровневых целей обучения стереометрии в условиях ВД и определить условия, позволяющие ученику строить КОТ при освоении стереометрии достигнута.

Исследование проблемы разработки методики обучения, позволяющей учащимся построить и реализовать собственный путь личностного развития, может быть продолжено в направлении добавления задач в набор обобщенных разноуровневых учебных задач для достижения целей обучения стереомегрии, для проектирования таксономии целей обучения всего курса геометрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.И. Борьба идей в этике в первое десятилетие Советской власти в России (1917- 1928гг.) Дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. М.: 1975.- 186с.
  2. А.Д., Вернер A.JL, Рыжик В. И. Геометрия: Учеб. для 11 кл. с углубл. изуч. математики. М.: Просвещение, 2000. — 319с.
  3. Т.Н. Обучающие и проверочные задания. Геометрия 11 класс (к учебнику Атанасяна JI.C. и др.). М.: Интелект-Центр, 1998. — 96с.
  4. П.И. Геометрия. Тесты. 10−11 кл.: Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 1999.-76с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2 Из-во Казанского университета, 1998. 318с.
  6. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.
  7. В.В., Грохольская О. Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России. // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. Сб. научных трудов МПУ М., 2000 с. 6−14
  8. Е., Левитас Г., Волович М. Математика: Геометрия 7−11 кл. М.: АСТ-Пресс, 2001. -608с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  10. E.JI. Сочетание элементов различных педагогических технологий при организации личностно-ориентированного обучения химии. Дисс. на соискание уч. степени кандидата пед. наук. Тобольск: 1997, 182 с.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  12. Л.И. Повторение, обобщение, систематизация основных разделов школьной математики: Учебное пособие для учащихся в трех частях. Часть III. Геометрия. Омск: Озд-во ОмГПУ, 2001. — 48с.
  13. Л.И. Теоретические основы интеллектуального воспитания учащихся в обучении геометрии: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 206с.
  14. Л.И., Коцовская Е. М. Коррекция знаний учащихся при обучении стереометрии в средней школе // Тезисы докладов второй Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки». Самара: СмаГТУ, 2001. — с. 21.
  15. Л.И., Коцовская Е. М., Коцовская Н. А. Методика организации деловой игры на уроках стереометрии // Научное творчество молодежи. Материалы V научно-практической конференции (14 апреля 2001 г. Анжеро-Судженск). КемГУ. — с. 61−63
  16. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на -Дону, изд-во Ростовского пед. унив-та, 2000. — 352с.
  17. Т.И. Методические особенности обучения алгебре в основной школе в условиях личностно-ориентированного подхода Дисс. на соискание уч. степени кандидата пед. наук. М.: 2000, 205с.
  18. С.Б., Рябчинская В. Д. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. — 5-е изд. М.: Просвещение, 2000. — 96с.
  19. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов фак. психологии госуд. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та 1989. — 72с.
  20. Выготский JLC. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика пресс, 1996. — 536с.
  21. П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. 1965. — с.12 — 18.25. Геометрия. Учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений/
  22. Под ред. JI.C. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. — М.: Просвещение, 1998.-207 с.
  23. Геометрия 10 класс (поурочные планы) / Афанасьева Т. Д., Тапилина JI.A. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2001. — 107 с.
  24. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. М.: Педагогика, 1971. — 24 с.
  25. М.И., Красницкая К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 130 с.
  26. О.С. Какими должны быть цели урока // Среднее специальное образование, № 12, 1982. с. 36−37
  27. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук. -М., 1996.-364 с.
  28. В.А. Геометрия 10−11: Эксперимент учеб. М.: Авангард, 1999. 174с.
  29. В.А., Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Геометрия. Для пед. инс-тов и учителей. — 2-е изд, М.: Просвещение, 1992. — 352 с.
  30. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика, 1986. — 239 с.
  31. В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992. -96 с.
  32. В.А. Методика работы над формулировкой, доказательством и закрепление теоремы: Книга для учителя / ОмИПКРО. Омск, 1995. — 196 с.
  33. В.А. О новых подходах к определению целей математического образования в общеобразовательной школе. //Методология и методика естественных наук. Вып. З 1998. С.118−123
  34. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Они-щука. К.: Рад. Шк., 1987.-319 с.
  35. Г. Д. Основные направления разработки современных теорий содержания образования в развитых капиталистических странах: Автореф.. докт. пед. наук.-М., 1988.-21с.
  36. Г. В., Кузнецов Л. В., Суворов С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике. // Математика в школе № 4, 1990. С. 15−21
  37. И.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся в средней школе. Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук. М.: 2001. — 431 с.
  38. Ю.П. Геометрия, 7−11 классы: Планирование и контрольные работы. М.: Образование от, А до Я. 1999. — 168 с.
  39. С. Формирование целей обучения в вузе // Соврем. Высш. Школа № 1/57, 1987.-68 с.
  40. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  41. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  42. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для Учителя. М.: Просвещение, 1990.-128 с.
  43. О.Б., Волкова Е. Е. Общие приемы учебной деятельности по усвоению математике (Приложение к учебному пособию для поступающих в вузы «Повторим математику»). Тобольск: Изд-во ТГПИ, 1995. — 22 с.
  44. О.Б. Специальная методика обучения арифметики, алгебре и началам анализа в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. Вузов. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2000. -126 с.
  45. О.Б. Специальная методика обучения геометрии в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. Вузов. — Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2002. 138 с.
  46. В.П. Целеполагание в практике, культуре, познании / АН УССР Ин-т философии: Киев: Наукова думка, 1991. — 172с.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. — М.: ООО «Издательств ACT», 2002. — 75 с.
  48. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / JI.O. Дени-щева и др. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  49. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. 144 с.
  50. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000. 128 с.
  51. Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии: 7−11 кл.: Пособие для учителя. СПб.: АНО НПО «Мир и семья», 2001. 832 с.
  52. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. // Советская педагогика, № 6, 1968. С. 105−117
  53. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с.
  54. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с.
  55. Г. И. Геметрия 10 класс: Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2003.- 128 с.
  56. Ю.А. Анализ урока. М.: «Педагогический поиск», 2000. — 336 с.
  57. Коросты лева Н. Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. СПб 2002. — 224 с.
  58. Е.М., Коцовская Н. А. Реализация технологии В.М. Монахова при обучении геометрии учащихся средней школы // Информационные технологии в образовательном процессе: Материалы научно-практической конференции. Омск: 00 ИПКРО, 2001. — С. 103−110.
  59. Е.М. Способы постановки целей обучения в педагогических технологиях // Информатизация учебного процесса в образовательных учреждениях. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. -Томск: ТУСУР, 2002. С. 102−105
  60. Е.М. Обобщенные типы учебных задач, обеспечивающие достижение целей при дифференцированном обучении геометрии // Учитель в современных моделях обучения: Материалы конференции. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. — С. 105−108
  61. Е.М. Проектирование процесса обучения учащихся стереометрии в условиях внутренней дифференциации // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов: Ежегодник. — Омск: Из-во ОмГПУ, 2002. Вып. 2. — С. 177−183
  62. Е.М. Организация процесса обучения стереометрии в условиях внутренней дифференциации: Методические рекомендации. Омск: Из-во ОмГПУ, 2003.-56 с.
  63. Э.А., Курдюмова И. М. О соотношении целей обучения и требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М., № 1, 1983. — С. 31
  64. П.У. Цели обучения и изучение эффективности деятельности учителя // Учитель и его профессия: Материалы конференции. Таллинн, 1977, С. 111
  65. В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение», 1972.-255 с.
  66. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — М.: ACT, 2000. 384 с.
  67. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  68. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е.И. Ля-щенко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  69. И.С., Тульчинский Г. Д. Логика целевого управления. Новосибирск, «Наука», 1988. — 172 с.
  70. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования: //Педагогика. 1999. — № 6. — С. 12−18
  71. B.C. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской академии образования. 2000. — № 2. -С. 15−24
  72. О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе //Взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика, 1980. — 166 с.
  73. О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования. Методич. рекомендации. СПб.: СПГУПМ, 2001. — 52 с.
  74. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288 с.
  75. Д.Г. Покосились ли стержни культуры? Ценностные ориентации и модели образования. // Нар. обр-ние. 1995. — № 8−9. — С. 18−22
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  77. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  78. В.Н. Геометрия: 10 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 7−11» А. В. Погорелова. М.: 1999. — 127 с.
  79. В.Н. Геометрия: 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 7−11» А. В. Погорелова. М.: 1999. — 78 с.
  80. В.Н. Геометрия: Рабочая тетрадь для 11 кл. образовательных учреждений. М.: 1999.- 128 с.
  81. В.Н. Многогранники: Задачи и решения М.: Вита-Пресс, 1995. -192 с.
  82. В.Н. Сборник задач по стереометрии с методами решений: Пособие для учащихся М.: Просвещение, 1998. — 254 с.
  83. В.Н. Практикум по элементарной математике. Стереометрия: Учебное пособие для пед. вузов. — М.: Вербум М, 2000. — 480 с.
  84. Личностно-ориентированное образование: Учеб. пособие — хрестоматия/ Авт.-сост. А. В. Гришин и др. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 2003. -135 с.
  85. И.А. Социальность современного образования: Монография. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 182 с.
  86. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. Л.: 1977. — 128 с.
  87. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  88. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  89. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. инстит. /В.А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В .Я. Саннинский. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  90. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов пед. инстит. по спец. «Математика» и «Физика» /А.Я. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1985. 336 с.
  91. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. инстит. М.: Просвещение, 1975.-462 с.
  92. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учебное пособие для студентов пед. инс-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987.-416 с.
  93. Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе (старшие классы). / Под ред. Р. С. Черкасова и др. М.: Ml НИ, 1980. -104 с.
  94. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  95. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе. // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С.42−47
  96. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. М.: Тула, 1995, — 85 с.
  97. В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно-ориентированного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. СПт., 2000. 42 с.
  98. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 160 с.
  99. И.М. Каждый школьник талантлив по-своему. //Директор школы. 2000. — С. 67−72
  100. А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. — 225 с.
  101. Планирование обязательных результатов обучения математике / JI.O. Дени-щева, JI.B. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов. М.: Просвещение, 1989.-237с.
  102. А.В. Геометрия : учеб. для 7−11 кл. общеобразоват. учреждений. 10-е изд. М.: Просвещение, 2000. — 383 с.
  103. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. — 383с.
  104. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань, 1968. — 156 с.
  105. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
  106. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика: 5−11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2000. — 320 с.
  107. Проектирование авторской технологии обучения математике: Учебное пособие для студентов педвуза по специальности «Учитель математики». Вып. XIV. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2001. — 53 с.
  108. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: «Педагогика», 1975. 182 с.
  109. Решение конкурсных задач по математике: Из сб. под ред. М. И. Сканави. Справ.-методич. пособие. М.: ТОО «САШКО», 1995. — 214 с.
  110. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. Учебное пособие Минск: Высшая школа, 1990. — 267 с.
  111. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1957.-147 с.
  112. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  113. В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 184 с.
  114. В.П., Е.Г. Черненко Десятибалльные шкалы оценки степени обу-ченности по предметам. Учебно-справочное пособие. М.:1999, Учебно-справочное пособие. М. «Граф-Пресс», 2002. — 70 с.
  115. Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие. 2-е изд., — М.:Пед. о-во России, 2003. — 96 с.
  116. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В.А. Сластени-на. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  117. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации. Дисс. на соискание уч. степени док. пед. наук. М.: 1994. — 364 с.
  118. И.М. 150 задач по геометрии в рисунках и тестах. Для средней школы. 10−11 кл. М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2001. — 128 с.
  119. И.М., Смирнов В. А. Геометрия: Учебное пособие для 10−11 кл. естественно-науч. Профиля обучения. М.: Просвещение, 2001. — 234 с.
  120. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учебное пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. инстит. / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
  121. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
  122. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  123. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987. — 214 с.
  124. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
  125. Т.Н. Изучение начал математического анализа в условиях дифференциации учебного процесса в средней школе. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 1996. — 186 с.
  126. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с.
  127. Д. Применение ЭВМ с графическим дисплеем для определения уровня когнитивности учебных задач// Актуальные проблемы современной психологии. М.: 1983. — 153 с.
  128. П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  129. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  130. Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук. М.: 1998. — 363с.
  131. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. 228 с.
  132. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
  133. Д.Р. Социально-педагогические и дидактические аспекты эволюции учебных целей в аффективной (эмоцианальной) сфере. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.: 2001. — 170 с.
  134. Целеобразование. / М. В. Артюхов, Г. А. Вержицкий, В. М. Монахов и др. М. Новокузнецк, 1997. — 67с.
  135. A.M. Проблемы педагогической конкретизации целей общеобразовательной школы // Педагогика и народное образование в СССР: Экспресс-информация. Вып. 1. М.: 1978. — С. 21−33
  136. М. Планирование обучения в вузах в качестве комплексной дидактической системы // Совр. высш. Школа. 1987. — № 4/60. — С. 115−120
  137. Н.В. Современные теории и технологии образования. Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1993. — 71с.
  138. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  139. И.М. Процесс обучения: методы, формы: Учебное пособие. — Омск: Издательство ОмГПУ. 2002. 76 с.
  140. М.А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике. // Пед-ка. — 2000. № 4. — С.86−91
  141. П.В. Тесты по геометрии: 10 кл. М.: Изд. «Школа 2000», 1999. — 128 с.
  142. А.С. Психология образования и развития человека. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. — 150 с.
  143. И.Ф., Шарыгин Д. И. Геометрия 10−11. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2001.- 123 с.
  144. И.Ф. Геометрия: 10−11 кл. М.: Дрофа, 1999. — 207 с.
  145. И.Ф. Рассуждения о концепции школьной геометрии. М.: Изд-во Московского центра непрерывного математического образования. 2000. — 56с.
  146. И.Ф. Цели, задачи и стандарты математического образования. // Математика. 2003. — № 21. — С. 30−32
  147. И.Ф., Гордин Р. К. Сборник задач по геометрии: 5000 задач с ответами. М.: Астрель, 2001. — 400 с.
  148. Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  149. Школа 2000. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. // Под научной редакцией А. А. Леонтьева. М.: «Бал-лас», «С — инфо», 2003. — 208 с.
  150. Д.О., Ченцов Н. Н., Яглом И. М. Избранные задачи и теоремы экспериментальной математики. Геометрия. Стереометрия. 2-е изд. — М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2000. — 280 с.
  151. В.В. Целеполагание в технологии личностно-ориентированного образования. // Известия Южного отделения РАО. Ростов н/Д 1999. — С.42−48
  152. И.С. Дифференцированное обучения: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. — № 3. — С. 39−45
  153. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  154. Ярская-Смирнова В.Н., Григорьева Н. Ю., Т. Ю. Соловьева, Бабич Л. Н. Целеполагание. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд. Центр «Пароход», 1998.-28 с.
  155. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 98 с.
  156. Bloom B.S., Hasting J.T. Madaus G.F. Handbook on Formative and Summative Evaluation of Student Learning. New York, 1971.
  157. Combs A.W., Blume R.A., Newman A.J., Wass H.L. The Professional Education of Teachers: A Humanistic Approach to Teacher Preparation. P. 172
  158. Gagne R.M., Briggs L.J. Principles of Instructional Design. New York, 1974. P. 190
  159. Gronlung N.E. Measurement and Evaluation in Teaching. New York, 1976. P.56
  160. Krathwohl D., Bloom B.S., Musia B.B.Taxonomy of Educational Objectives. Handbook 2: Affective Domain. New York: David Mckay, 1964. P.196
  161. Masloy A.H. Self Actualizing People: A Study of Psychlogical Health // The Self: Explorations in Personal Growth/ Ed. Clark E. New York, 1956. P.162
  162. Patterson C.H. Humanistic Education. Englewood Cliffs. New Jersey, 1973.
  163. Silberman C. Crisis in the Classroom: The Remaking of American Education. New York, 1970. P.196
  164. Различные определения понятия цель.
  165. Автор и источник определения Формулировка
  166. Ю.А. Конаржев-ский Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
  167. Ю.И. Аверьянов Цель — конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нас желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
  168. З.И. Равкин Цель — конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
  169. O.K. Тихомиров Цель — осознанное, т. е. выраженное в словах предвосхищение результата.
  170. И.С. Ладенко, Г. Д. Тульчин-ский Цель — нормативное высказывание, описание желаемого результата, продукта, его идеальный образ.
  171. В.П. Симонов Цель — ожидаемый (проектируемый) результат данного процесса, предполагаемый целенаправленной деятельностью.
  172. И.А. Володарская, A.M. Митина Под педагогической целью следует понимать мысленный, сознательно планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям.
  173. В.В. Сериков Цель это проект некоторой социально-педагогической ситуации, обеспечивающей саморазвитие личности, ее ценностную ориентацию.
Заполнить форму текущей работой