Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные упражнения для обучения диалогической форме общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая система упражнений для работы с фрагментами аутентичного художественного фильма либо с целым художественным фильмом целиком позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого… Читать ещё >

Коммуникативные упражнения для обучения диалогической форме общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языковое обеспечение для формирования диалогических умений предусматривается авторами учебников. Например, в 5 классе необходимый материал дается под рубрикой «Everyday sentences» и «Short conversations», во 2 и 3 классе в разделе «Read and learn».

Единицами обучения диалогической речи могут быть реплики-стимулы и реплики-реакции или короткий диалог образец, состоящий из нескольких.

(2−3) диалогических единств. Например:

Hello, Fred.

Hello, Helen.

It’s fine day today, isn’t it?

Certainly it is.

Then let’s go to for a walk in the park.

With great pleasure.

Обучение диалоговой речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от класса (2, 3, 4) от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику стимул What’s his name? (показывается фотография) могут быть различные реакции.

P1 — Anton Pavlov.

P2 — His name is A P.

P3 — I don’t know.

P4 — I don’t remember.

P5 — I don’t know what his name is.

Или на реплику стимул учителя It’s a fine day today могут последовать такие реакции:

P1 — Yes, it is.

P2 — I agree with you.

P3 — Oh, yes.

P4 — I can’t say so. It’s windy.

Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их одноклассники реагируют на них. После того, как учащиеся научаться без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью 1 реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:

P1 — what seasons do you like, Galina Evgenievna?

T — I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden. And what about you, Alla?

Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстро реагировать на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру «пинг-понг».

Do you like to play badminton?

Yes, I do.

Can you play it well?

Yes, I can.

Did you play it in the camp?

Yes, I did.

Is it difficult to play it?

No, it isn’t.

Will you teach me to play it?

Yes I’ll do it with great pleasure.

Эта игра проводится в темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на разнообразные стимулирующие вопросы. Учитель начинает игру, затем передает свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию (а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы (диалога)), учитель добивается формирования этого важного умения. Эта работа позволяет предупредить и исключить типичные ошибки типа:

T: — Do you like to skate?

P: — Yes it is.

В процессе обучения реагированию начинается обучение стимулированию. Этой же цели служит и ряд упражнений, например, побуждение учащихся к началу диалога через косвенный вопрос.

T — Igor, ask Pete what he did yesterday.

Igor — Pete, what did you do yesterday?

Pete — I walked with my dog.

Учитель может предложить учащимся развернуть стимулирующее высказывание. Например, та же реакция With whom did you do there? может быть вызвана следующими стимулами:

I like «Buratino» very much. I went to the theatre yesterday. The weather was just fine. We went to the country last Sunday.

I like to sing and dance. We want to the Pioneers House last week.

I am fond of animals. We went to the Zoo last Saturday.

Если единицей обучения является краткий диалог образец, то работа с ним происходит в три ступени.

  • 1. Восприятие и понимание
  • 2. Воспроизведение (простое и с модификацией)
  • 3. Использование его в новых ситуациях.

Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети слушают его еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, то есть воспроизводят диалог. Дома (а иногда и в классе) учащиеся заучивают диалог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом, происходит воспроизведение диалога с модификацией.

Например:

Jack isn’t at school today.

What’s the matter with him?

He is ill.

Можно заменить He is ill на He is unwell/I don’t know/He went to the doctor’s. Etc.

Таким образом, учащиеся запоминают структуру английского диалога и сами диалогические единицы, что позволяет им использовать те из них, которые подходят для данной ситуации общения.

Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, прослушанным или прочитанным текстом, просмотренным диафильмом или слайдом или заданной вербальной ситуацией.

Так, например, при обучении диалогической речи можно использовать кодоскоп. Учитель заготавливает транспарант, на котором представлены слова отца, обращенные к сыну (или стимулирующие реплики) В задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем чтобы получился диалог.

Father: I say, Sonny, what shall we buy for mother on Women’s day?

Sonny: (1).

Father: That’s good idea! And what will you say to Mum?

Sonny: (2).

Реагирующими репликами могут быть.

(1)Let's buy her.

some flowers.

a large box of sweets.

the book about Moscow. Etc.

(2) I’ll say: «Dear Mum. I love you so much».

«Best wishes for Mother’s Day» Etc.

Проецируя на экран слова отца, учитель предлагает включиться в беседу. Эту работу следует проводить в парах. Во время работы учащихся, учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, а на контроль вызывает 1−2 пары. В слабых классах можно перед работой в паре дать образец выполнения задания или в звукозаписи или в исполнении учителя с сильным учеником.

Хорошим и очень полезным упражнением для формирования диалоговой речи, является задание типа Listen, read and act, что, к сожалению, не всегда выполняется на уроках.

Диалогическая речь может стимулироваться печатным текстом, который легко драматизировать. Например, «William and Mr Romford».

После прочтения текста дети разыгрывают следующий диалог между мистером Рамфордом и Вильямом.

Hello, Mr. R!

Hello, William. Are you going home now?

Yes.

Give this to your sister, please. Tell her it’s a present from me for her birthday. But don’t open the basket. There is the nice little cat in it.

All right.

You mast give it to Ethel, but you mustn’t open it in the street.

Диалогическая речь может развиваться на основе прослушанного текста. Например:" It does’t mother" Перед прослушиванием текста учащиеся получают задание:"Dramatize the text"В результате может получиться следующий диалог между Бесси и Мэри.

What’re you doing, Bassy?

I’m writing a letter to my friend Kitty.

But how can you? You can’t write!

Well, it doesn’t mother, because Kitty can’t read.

Стимулирующей для развития диалогической речи может быть и вербально заданная ситуация. Например, You meet a friend. He (she) says he (she) has a new art flat (house). Have a talk with him (her) about his (her) new flat (house).В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When…, where…, how many rooms…, Is it far from ??? Etc.

Диалогическую речь можно стимулировать просмотром видеофильма.

Художественный фильм представляет собой эффективное средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая речевое общение, благоприятствует или сопутствует ему, т. е. создает коммуникативную ситуацию. Коммуникативная ситуация — основное условие для формирования универсального и основного умения диалогической речи, реплицирования.

Реплицирование — умение использовать коммуникативно и функционально направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих факторам коммуникативной ситуации.

В качестве приема, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа — т. е. «обучающая беседа». Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, либо перевоплощаться в персонажей фильма и вступать в общение с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма.

В связи с этапами работы над фильмом можно предложить ряд упражнений по развитию диалогической речи учащихся.

Преддемонстрационный этап.

  • 1. Диалоги учащихся по теме, близкой к содержанию фильма, с целью активизации лексико-грамматического материала.
  • 2. Составление серии диалогов (микродиалогов) к типичным ситуациям общения по теме.
  • 3. Заполнение пропусков в репликах предложенного диалога на печатной основе, предвосхищающего диалог в фильме.
  • 4. Расширение реплик в предложенном диалоге на печатной основе в соответствии с контекстом фильма.
  • 5. Трансформация диалога на печатной основе путем изменения реплик в соответствии с новой коммуникативной задачей.
  • 6. Составление диалога путем расположения смещенных реплик в смысловом порядке (печатная основа, разрезанный диалог).
  • 7. Составление диалога по афише фильма или кадру из фильма.
  • 8. Составление диалога на основе ключевых слов, отражающих определенную ситуацию и предвосхищающих диалог в фильме.
  • 9. Интервью с режиссером до просмотра фильма.

Демонстрационный этап.

  • 1. Просмотрите эпизод из фильма и подумайте, какие вопросы вы задали бы герою фильма в связи с его действиями в данной ситуации.
  • 2. Во время просмотра эпизода из фильма заполняйте пропуски в диалоге-образце.
  • 3. Обратите внимание, как реагирует герой фильма на…, какие языковые средства он употребляет.
  • 4. Обратите внимание, как герои фильма используют в данной ситуации средства нон — вербального общения.
  • 5. Посмотрите эпизод и определите, как в данном диалоге проявляются особенности менталитета представителей данной культуры.

Этап контроля понимания содержания фильма.

  • 1. Посмотрите эпизод без звука и восстановите реплики диалога.
  • 2. Заполните пропуски в репликах диалога (печатная основа).
  • 3. Воспроизведите диалог, восстанавливая реплики одного из героев (печатная основа).
  • 4. Воспроизведите диалог, используя начала реплик или ключевые слова, замещающие каждую реплику (печатная основа).
  • 5. Воспроизведите диалог по ролям.
  • 6. Разрезанный диалог: расположите предложенные реплики на печатной основе в смысловом порядке диалога из фильма.
  • 7. Какие вопросы вы хотели бы задать герою фильма, запишите их.

Творческий этап.

  • 1. Как бы повел себя герой фильма, если бы… Составьте диалог в такой ситуации (работа в парах).
  • 2. Придумайте диалог между героями фильма в условиях… (парная, групповая работа).
  • 3. Драматизируйте эпизод из фильма (групповая работа).
  • 4. Выберите понравившийся вам эпизод из фильма и драматизируйте его в групповой работе.
  • 5. Интервью с героем фильма (режим: ученик — класс).
  • 6. Пресс-конференция с режиссером фильма (режим: режиссер — представители прессы).
  • 7. Дискуссия по проблематике фильма между его сторонниками и противниками (режим: сценарист — класс).
  • 8. Постарайтесь убедить сценариста фильма в необходимости внесения изменений в сценарий (режим: сценарист — класс).
  • 9. Пресс-конференция с актерами.

Предлагаемая система упражнений для работы с фрагментами аутентичного художественного фильма либо с целым художественным фильмом целиком позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка.

Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы.

Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения — создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат.

Заканчивая рассмотрение формирования диалоговой речи, хочу напомнить, что учителю следует при контроле сформированности диалогических умений руководствоваться требованиями программы в отношении количества реплик, участвующих в беседе и их характера. От каждого ожидается не менее 3 — 4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой