Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие экономической компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования позволяют осуществить системный и личностно-ориенти-рованный подходы к решению задач профессиональной подготовки курсантов вузов, спроектированные содержание и методика совершенствования профессиональной подготовки курсантов на основе интегративных взаимосвязей гуманитарных, социально-экономических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и развития экономической компетентности у курсантов. вузов ГПС МЧС России
    • 1. 1. Понятие компетентности. Изучение компетентности 15 в рамках педагогики
    • 1. 2. " Зарубежные исследования компетентности: понятия когнитивной компетентности и личная ком- ^ петентность
    • 1. 3. Проблема формирования и развития экономической компетентности и ее освещение в психолого-педаго- ^ гической литературе
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Проектирование и реализация системы формирования и развития экономической компетент- ^ ности курсантов вузов ГПС МЧС России
    • 2. 1. Сущность и характеристика экономической компе- 56 тентности, офицера ГПС МЧС России
    • 2. 2. Анализ основных функций экономической 68 деятельности офицера в части ГПС МЧС России

    2.3 Синтез специальной профессиограммы как исходной информации при разработке учебно-программной документации для системы формирования и развития экономической компетентности у курсантов в 77 вузе ГПС МЧС России.

    Выводы по главе.

    ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности системы’формирования и развития ^ экономической компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России.

    3.1 Сущность и содержание системы формирования* и развития экономической компетентности у курсан- ^ тов вузов ГПС МЧС России.

    3.2 Механизм диагностики эффективности формирования и развития экономической компетентности у ^ курсантов вузов ГПС МЧС России.

    3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.

    Выводы по главе.

Формирование и развитие экономической компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические преобразования последних лет затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость принятия ответственных решений. Значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, культурных и экономических связей между людьми, что привело к интенсификации делового и личного общения. Эти тенденции повысили требования к качествам, которыми должен обладать, прежде всего, руководитель, к числу которых относится офицер ГПС МЧС России.

Все это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми и принимать управленческие решения. Необходимы профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Повседневнаяжизнь и деятельность офицеров ГПС МЧС России регламентируются приказами, уставами, регламентамии наставлениями, что еще больше усложняет деятельность командиров и инженеров в частях и организациях.

Цель вуза ГПС МЧС России в современных условиях — подготовка специалиста, умеющего инициативно и самостоятельно решать сложнейшие профессиональные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, тактическими приемами ведения спасательных действий, способного на практике применять знания, умения, навыки, обладающего гибкостью! мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющейся обстановке, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование и самосовершенствование. Специфика профессиональной подготовки будущих офицеров ГПС МЧС России к служебной и управленческой деятельности заключается в том, что в строго регламентированное распорядком повседневной, деятельности время, предусматривающее и несение службы в наряде, и хозяйственные работы, и спортивные и общественные мероприятия, курсант должен овладеть профессиональными навыками и умениями грамотного и квалифицированного решения многоплановых и сложных задач спасения людей.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые еще совсем недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и службе. В вузах ГПС эти качества сознательно не формировались.

Обладателями всех указанных выше качеств в ближайшее время должен стать выпускник вуза ГПС МЧС России, для чего необходимо существенно изменить систему воспитания и обучения курсантов. На передний план сегодня выдвигаются проблемы формирования и развития экономической компетентности, способствующей квалифицированному решеникксложных экономических, служебно-боевых и теоретических задач в частях и организациях ГПС МЧС России.

Сложившаяся система высшего образования ГПС МЧС России позволяет подготовить кадры, способные решать сложные задачи. В педагогике высшей школы МЧС России доминирует тенденция, отмечающая, что сложность целей и задач подготовки офицерских кадров вызывает необходимость кардинальных изменений в процессе обучения курсантов приведения всех компонентов в соответствие с новыми условиями профессиональной деятельности.

Вырабатывая современную стратегию образовательного процесса в высшей школе ГПС МЧС России и имея в виду в числе других важных и значимых слагаемых, в том числе формирование и развитие экономической компетентности у курсантов, необходимо руководствоваться следующими положениямиа) особенностями образовательного процесса в высшей школе ГПС МЧС России, где доля прямого экономического воспитания и обучения сведена к минимумуб) спецификой высшего учебного заведения ГПС МЧС Россиив) особенностями курсантов как категории обучаемых, с которыми имеют дело преподаватели вузов ГПС МЧС Россииг) спецификой преподавания каждой конкретной дисциплины, формирующей экономическое мышление, экономические знания и умения.

Совершенствование процесса обучения в высшей школе ГПС МЧС России связано также с необходимостью разрешения ряда противоречий, имеющих место, как в педагогическом процессе вузов, так и в профессиональной деятельности в частях и организациях.

Однако на теоретическом и эмпирическом уровнях данная проблема рассматривалась очень мало. Следовательно, налицо проблема несоответствия потребности общества в специалистах ГПС с высокой экономической компетент-.ностью и недостаточная теоретическая и практическая разработанность этой* темы.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему формирования и развития экономической компетентности у курсантов высших учебных заведений ГПС МЧС России.

Объект исследования — профессиональная подготовка курсантов вузов в современных условиях реформирования и развития ГПС МЧС России.

Предмет исследования — формирование и развитие экономической компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что существенное повышение эффективности формирования и развития экономической компетентности, курсантов вузов ГПС МЧС будет достигнуто при:

• усилении экономической направленности образовательного процесса вуза, в рамках четко спроектированной системы формирования и развития экономической компетентности курсантов с использованием, в том числе и дидактических модулей экономических дисциплин;

• установлении междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции всех дисциплин на основе реализации личностно-ориентированнош и системного подходов в профессиональном образовании специалистов;

• разработке комплекса дидактических, психологических и организационных условий усиления внутрипредметной и межпредметной интеграции экономических учебных дисциплин, структурно и содержательно обеспечивающего продуктивность данного процесса.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ современного состояния проблемы формирования и развития экономической компетентностираскрыть сущность и содержание экономической компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России к будущей профессиональной деятельности.

2. Разработать комплекс дидактических, психологических и организационных условий, обеспечивающих эффективность формированияи развития экономической компетентности будущих специалистов.

3. Теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально проверить систему формирования и развития экономической компетентности курсантов вуза ГПС МЧС России, разработать критериальный аппарат и диагностический инструментарий ее продуктивности.

Теоретической основой исследования являются: теория системно-комплексного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (B.C. Артамонов, А. А. Кочин, Н. В. Кузьмина, А. И. Субегго, В. А. Якунин и др.) — концепция моделирования, проектирования и конструирования педагогических процессов (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, А. С. Захаревич и др.) — современные идеи демократизации и гуманизации образовательного процесса в высшей школе (B.C. Гершунский, В. Н. Гончаров, В. И. Муша, Л.Г. Поче-бут, К. Н. Хабибуллин, В. Н. Филиппов и др.) — теоретические основы непрерывного образования и педагогической интеграции (Б.Г. Ананьев, Ю. Г. Баскин, А.Э.

Болотин, Н. Г. Винокурова, С. В. Литвиненко, В. П. Чернолес и др.) — научные разработки по проблеме выявления и реализации межпредметных связей (B.C. Артамонов, В. А. Гадышев, О. Ю. Ефремов, Н. И. Бабкин, В. Ю. Рыбников, JI.C. Узун, В. А. Щеголев и др.).

Методы исследования основаны на диалектическом сочетании теоретических и практических подходов и включают в себя: теоретический анализ философской, экономической, научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияпедагогическое проектированиенаблюдение образовательного процесса в естественных условияхопросные методы (анкетирование, тестирование) — анализ результатов учебно-практической деятельности курсантовпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — статистические методы обработки данных педагогического экспериментаграфическое представление результатов исследования и их анализ.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — опытно-поисковый — включал изучение философской, экономической, педагогической, психологической, методической литературы по проблемам совершенствования профессиональной подготовки и анализ практики обучения курсантов вузов ГПС МЧС России. В ходе этого этапа удалось обосновать актуальность проблемы, разработать исходные теоретические позиции, обосновать методики исследования, результатом чего явилось определение объекта, предмета, цели, гипотезы, методики и программы исследования.

Второй этап (2005 — 2006 гг.) — теоретико-практический — представлял собой экспериментальную часть исследования, сочетавшуюся с осмыслением опыта профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России, уточнением гипотезы исследования, а также проверкой и конкретизацией организационных, дидактических и психологических условий, обеспечивающих формирование и развитие высокого уровня экономической компетентности курсантов. Результатом этого этапа явилось проектирование системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов.

Третий этап (2006 — 2007 гг.) — экспериментально-обобщающий, где осуществлялась проверка эффективности системы формирования и развития экономической компетентности курсантоввносились коррективы в алгоритмы управленческой и преподавательской деятельности офицеров. Результатом этого «этапа явилась подготовка научно-методических рекомендаций для профессорско-преподавательского состава вуза ГПС МЧС России, направленных на использование на практике результатов исследования, осуществлялось литературное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: поставлены и решены приоритетные задачи формирования и развития экономической компетентности курсантов вуза ГПС МЧС России через интеграцию экономического потенциала учебных дисциплин и применение адекватной образовательной стратегииданы сущностно-содержательные характеристики экономической компетентности, обоснована возможность ее эффективного формирования и развития в процессе профессиональной подготовки курсантов вуза ГПС МЧС Россиивыявлен комплекс дидактических, психологических и организационных условий, создание которых обеспечивает эффективное формирование экономической компетентности курсантов вуза ГПС МЧС Россииопределены методологические ориентиры и теоретические обоснования проектирования-системы формирования и развития экономической компетентности (личностно — ориентированный и системный подходы, использование и реализация* принципов комплексности, гуманизации и межпредметных связей) — теоретически обоснована и разработана система формирования и развития экономической компетентности, включающая мотивационный, целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты, каждый из которых имеет собственное содержательное наполнениепредложены вариативные формы увеличения экономической составляющей образования курсантов вузов через интеграцию экономического потенциала и усиление экономической направленности обучения учебных дисциплиннаучно — обоснованы уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие степень сформированности экономической компетентности. курсантов вуза ГПС МЧС России, которая включает в себя: мотивационную, индивидуально-психологическую, интеллектуальную, практическую, творческую составляющиеразработан диагностический инструментарий, позволяющий проводить педагогический мониторинг качества системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов к профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены научные представления о роли экономического образования в росте профессионализма будущих специалистовопределены дидактические представления о проектировании системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов, реализация которых в процессе обучения позволяет обеспечить повышение уровняпрофессиональной подготовки специалистовразработана и экспериментально апробирована авторская система формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов, вносящая вклад в развитие теории и методики образованияосновные положения системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов обогащают систему научного знания педагогики (в исследовании введено понятие «совершенствование экономической подготовки», обоснованы содержательные компоненты и критериальные показатели экономической компетентности, уточнены понятия базовых терминов «экономическая грамотность» и «экономическая ответственность», обоснованы специфические закономерности, противоречия, особенности и условия процесса творческого экономического саморазвития личности специалиста и др.).

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования позволяют осуществить системный и личностно-ориенти-рованный подходы к решению задач профессиональной подготовки курсантов вузов, спроектированные содержание и методика совершенствования профессиональной подготовки курсантов на основе интегративных взаимосвязей гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и усиление экономической направленности — обучения являются основой для конструирования и реализации инновационных технологий, способствующих увеличению экономической составляющейа, следовательно, и повышению качества обучения будущих специалистов. Полученные результаты исследования могут быть использованы и для повышениякачества профессиональной подготовки курсанта, а также образовательного процесса высших учебных заведениях в целом. Практическую значимость-имеют разработанные автором программа междисциплинарных связей дисциплин «Экономика» и «Экономика пожарной безопасности" — а также многочисленные приложения к диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались анализом теоретических и опытных работ по проблеме исследованиявыявлением методологических, психологических и дидактических предпосылок выполненного педагогического проектированияадекватностью методов исследования его целям и задачамрепрезентативностью выборкиведением научного поиска в. единстве с практической деятельностью и ориентированием на неереализацией личностно-ориентированного и системного подходоврешением поставленных в исследовании-задачвнесением корректив в гипотезу торганизацию опытно-экспериментальной работымноголетним характером опытно-экспериментальной работывозможностью экстраполяции полученных результатов в новые условия.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством проведения эксперимента и пробных (пилотажных) исследований в.

Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС Россиипутем информирования и развития научной общественности о проводимом исследовании и его результатах на научных конференцияхв выступлениях на различных заседаниях, совещаниях, межвузовских, университетских и кафедральных семинарах, педагогических чтениях, научно-практических и методических конференциях. Проводились лекции и другие виды учебных занятий с курсантами Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Разработаны предложения, направленные на совершенствование содержания, организации и методики экономического образования курсантов.

На защиту выносятся:

1. Сущностно-содержательная характеристика экономической компетентности, которая представляет собой целостное психофизиологическое состояние, ориентирующее субъекта педагогической деятельности на конкретные экономические действия на основе совокупности полученных экономических знаний, навыков, умений и с учетом предъявляемых требований к качествам личности профессионала. Экономическая компетентность — это интегральное качество личности, степень сформированности которого имеет уровни (высокий, средний, низкий), образованное следующими составляющими: мотиваци-онная компетентность (интерес к работе по направлению пожарная безопасность, направленность на профессиональные достижения, ответственность и убежденность) — индивидуально-психологическая компетентность (самостоятельность, работоспособность, экономический потенциал, понимание сущности и практической ценности экономических знаний) — интеллектуальная компетентность (экономическая готовность, способность к структурно-функциональным преобразованиям объектов, способность к интеграции знаний в профессиональную область, владение экономико-деятельностным тезаурусом) — практическая компетентность (умение выделять экономическую ситуацию, экономичеекая грамотность) — творческая компетентность (способность к видению проблемы и творческому поиску, экономический тип мышления, саморазвитие).

2. Комплекс условий, обеспечивающий продуктивность системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов: дидактические (общие параметры внешних условийквалификация и индивидуально-творческие инновационные возможности преподавателяличностные учебно-преподавательские характеристики курсанта) — психологические (экономическая компетентность и психолого — педагогическая способность преподавателяиндивидуальные качества обучаемых) — организационные (общие условия организации эффективного процесса экономизации образованиясоответствие УМБорганизационные способности преподавателя).

3. Система формирования и развития экономической компетентности, спроектированная на основе системного и личностно — ориентированного подходов, использования и реализации принципов комплексности, гуманизации и межпредметных связей, включающая мотивационный, целевой, содержательный, организационный, результативный компоненты.

Структура и объем диссертации

 — Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками, результаты первичной обработки данных приведены в таблицах.

цесса, способствует формированию и развитию у них профессиональных умений и навыков, мотивации профессиональной деятельности, профессионально важных качеств и распространяется на всю образовательную деятельность вуза. ВЫВОДЫ по главе:

1. Проведенный анализ концептуальных основ системы образования позволил выявить проблемы и наметить условия, способствующие созданию на современном этапе инновационной системы непрерывного образования, выделить Принципы, составляющие ее основу, и закономерности, регламентирующие эффективность ее функционирования и развития.

2. Проведенные исследования позволили определить содержание и условия деятельности специалиста, что позволило систематизировать требования, предъявляемые к офицерам ГПС МЧС России в современных условиях, и разработать профессиограмму специалиста.

3. Анализ требований, предъявляемых к офицерам ГПС МЧС России, свидетельствует о целесообразности и актуальности усиления экономической составляющей в структуре профессиональной подготовки и деятельности специалистов, формирования и развития адекватной экономической компетентности в условиях решения сложных ситуационных задач профессиональной деятельности. Управленческая компетентность рассматривается автором как свойство личности, позволяющее последней эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию необходимого фонда знаний, умений, навыков, отношений (атрибутов сознания) — выступает ведущим регулятором профессионального развития личностипредполагает глубокое понимание профессиональной среды и своего места в ней.

4. Исследование позволило выявить уровень экономической компетентности курсантов, степень развития профессионально важных качеств личности и мотивации профессиональной деятельности. Это позволило осуществлять профессионально ориентированный, технологически подкрепленный образовательный процесс в вузе, добиться значимых положительных результатов.

5. На основании теоретико-методологического анализа и исследовательских решений в работе спроектировано технологическое обеспечение формирования и развития экономической компетентности, будущих курсантов ГПС МЧС России, особенность которого состоит в том, что его основные положения, теоретические подходы и прикладные решения обладают возможностью адаптивности к образовательному потенциалу всех субъектов образовательного процесса. Комплексное использование положений диссертации и технологии формирования и развития экономической компетентности позволило обеспечить устойчивую обратную связь, что давало возможность организации постоянного мониторинга за процессом формирования и развития экономической компетентности, способствовало повышению его эффективности и управляемости.

6. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность предлагаемых автором мер. В экспериментальных группах наблюдается более динамичная миграция деятельности курсантов в сторону увеличения уровня сформированности экономической компетентности по сравнению с курсантами контрольных групп в соответствии с принятой автором критериальной программой, что позволяет говорить об эффективности сконструированного технологического обеспечения формирования и развития экономической компетентности и научно-методического инструментария их реализации впроцессе профессиональной подготовки курсантов вузов ГПС МЧС России.

Проведенное исследование открывает путь дальнейшим научным поискам. К числу перспективных направлений, по мнению автора, можно отнести вопросы разработки методического обеспечения профессиональной переподготовки специалистов, развития экономической компетентности личности в процессе профессиональной деятельности, обеспечения готовности личности к модификации управленческих знаний в условиях взаимодействия с новой профессиональной средой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования и развития экономической компетентности личности принадлежит к числу наиболее актуальных и вместе с тем мало разработанных проблем современной психолого-педагогической науки, • что обусловлено, в первую очередь, сложностью и противоречивостью экономической деятельности, динамикой и направленностью социально-экономических преобразований в обществе.

При этих обстоятельствах с особой силой проявляется общественная потребность во всестороннем, гармоничном развитии личности, обладающей экономической компетентностью, мобильностью в динамично меняющейся социально-экономической обстановке.

Проведенное исследование показало, что экономический аспект профессиональной, деятельности офицеров ГПС МЧС России с качественной стороны характеризуется таким обобщающим показателем, как управленческая компетентность, который отражает уровень развития личности в экономической деятельности. Рассматривая экономическую компетентность специалиста, необходимо отметить, что она одновременно является средством разрешения противоречий, возникающих в той или иной сфере общественной жизни, в, том числе, в системе управления.

Формирование и развитие экономической компетентности будущих офицеров — процесс многосложный, Hi один из его-аспектов непосредственно связан, с проблемами эффективности управленческого труда, с теми качественными характеристиками, которые, существенным образом влияют на ее уровень. С точки зрения содержания экономической деятельности, такими-факторами являются: целеполагание, правильная и четкая постановка целей и задачвыделение конкретных функций, этапов, операций, процедурвыбор соответствующих целям методов воздействия в системе управленияобеспечение адекватных методов оценки результатов экономической деятельности.

С организационной стороны, факторами эффективности экономической деятельности, формирующими экономическую компетентность, являются: структура — установление границ между звеньями и ступенями управляющей системы по выполнению функций управленияперсонал — подбор, расстановка, обучение кадров управлениятехника — оснащенность современными средствами сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Каждый из перечисленных показателей непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития системы управления. Однако решающим моментом в определении культуры управления является состояние сознания специалистов ГПС МЧС России, их личностные качества, степень развития экономической компетентности, отражающие уровень развития субъектов системы управления. От того, какими знаниями они обладают, от степени научности иг глубины мировоззрения каждого из них, от того, каковы морально-этические нормы работы и отношение к труду, от организационных навыков и умения владеть собой, понимании психологии работающих рядом людей зависит культура управления данной организации и общества в целом.

Рассмотренные в данной работе вопросы, основанные на анализе литературных источников, передового психолого-педагогического опыта и данных опытно-экспериментального исследования и собственных личных исследований, позволили сделать следующие выводы:

1. Результаты экспериментальных исследований показали, что система формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России оказалась эффективной, т.к. ее проектирование и реализация велись на основе теоретико-методологического анализа и научных положений современной психологии и дидактики.

2. Анализ социально-экономических предпосылок выявил комплекс новых требований и условий подготовки современных специалистов (дидактических, психологических, организационных). Исторический опыт развития профессиональной деятельности и подготовки специалистов в области пожарной безопасности позволил использовать в современной практике профессионального обучения все ценное в этом опыте, избежать имевших место негативных явлений в обучении и воспитании специалистов.

Психологическими основами проектирования системы формирования экономической компетентности курсантов вузов явились фундаментальные положения отечественной психологии: понимание проявления психики через деятельность, признание социальной природы психической деятельности, единства внутренней психической деятельности и деятельности внешней, практическойположения о психологических регуляторах профессиональной деятельности (мотивации, понимании экономической задачи, замысле, догадке, интуиции, стратегии решения).

Дидактическими основами послужили идеи развивающего обучения: теория активизации учебного процесса, личностно-ориентированный и системный подходы к обучению, концепции обучения творческому саморазвитию личности и личностно-деятельностного профессионального образования.

3. В процессе решения задач исследования, было проведено преобразование целей, содержания обучения курсантов курсам «Экономика», «Экономика пожарной безопасности» в соответствии с требованиями системообразуюшего фактора (принципа междисциплинарных связей), что позволило определить экономическую компетентность как комплексное образование из следующих составляющих: мотивационная, индивидуально-психологическая, интеллектуальная, практическая, творческая и выделить в системе обучения взаимосвязанные блоки, отвечающие психологической структуре профессиональной деятельности и определяющие ведущее воздействие на формирование тех или иных качеств личности курсанта.

4. Разработан комплекс средств педагогической коммуникации для реализации системы формирования экономической компетентности курсантов, которая включает: 1) мотивационный блок — создание педагогических ситуаций, вызывающих положительные мотивыигры-викториныделовые игрынаписание рефератов и др. 2) индивидуально-психологический блок — лекции с обратной связьюлекцииконсультациисоставление алгоритмов решения учебных экономических задачразвивающие и контролирующие игрырешение кроссвордов и др.- 3) интеллектуальный блок — решение практических экономических задачгрупповые формы лабораторных исследованийстажировка, практика и др.- 4) практический блок — участие в повседневной жизни вуза, несение службы в наряде и т. д.- анализ экономических ситуацийдискуссиимозговая атакасамостоятельная работа и др.- 5) творческий блок — курсовые и дипломные проекты, выполненные по реальным заявкам потребителейиспользование компьютерных технологий в обученииподготовка научных докладов на конференцияхпроведение самостоятельных исследованийтворческие встречи со специалистами и др.

5. Всесторонняя опытно-экспериментальная проверка действенности разработанной системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России показала ее высокую эффективность, правильность выдвинутой гипотезы. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность системы формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов, характеризующейся: логической завершенностьючетким предметным содержаниемконкретно организационно-методическим обеспечениемсистемой контрольно-оценочных критериев. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала достаточно! высокую эффективность предлагаемых теоретических и прикладных решений в целом, что позволило считать проведенное исследование результативным.

В практическом плане получены следующие результаты: — разработанная и апробированная система формирования и развития экономической компетентности у курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России, которая может использоваться для отбора, оценки и прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности в различных подразделениях ГПС, а также в целях педагогической коррекции экономической компетентности;

— результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при подготовке курсантов и слушателей институтов Государственной противопожарной службы МЧС Россиив процессе повышения квалификации офицеров в институте дополнительного профессионального образованияв групповой и индивидуально-ориентированной психотерапевтической работе психологами в ГПС;

— разработанный психодиагностический комплекс, комплекс педагогической диагностики дают возможность оценить экономическую компетентность, и может применяться для получения количественных критериев ее оценки.

Проведенное исследование открывает путь дальнейшим научным поискам. К числу перспективных направлений, по мнению автора, можно отнести вопросы разработки методического обеспечения профессиональной переподготовки специалистов, развития экономической компетентности личности в процессе профессиональной деятельности, обеспечения готовности личности к модификации профессиональных (управленческих) знаний в условиях взаимодействия с новой профессиональной средой.

Таким образом, проведенные исследования показали, что использование-сконструированной системы позволяет повысить уровень всех характеристик и параметров, входящих в критериальную программу оценки экономической компетентности. Это позволяет утверждать, что системно организованный процесс формирования и развития экономической компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России, подкрепленный достоверным методическиминструментарием, превращает курсантов в активных субъектов образовательного процесса, способствует формированию и развитию у них профессиональных умений и навыков, мотивации профессиональной деятельности, профессионально важных качеств и распространяется на всю образовательную деятельность вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славекая К. А. Деятельность и психология личности, — М.: Наука, 1980.-33 6с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 2004, т. 14, № 4, с.39−55.
  3. Ю.В. Кадры в условиях рынка: Рязанский с.-х. ин-т // Достижения науки и техники. АПК. — 2008. — № 1. — С. 20−21.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.- 240с.
  5. В.В., Баталов А. С. Роль самообразования в экономическом всеобуче // Экономика. 1998. — Л. 2. — С. 56 — 61
  6. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. СПб.: ЛИЭП, 1991.- 127с.,
  7. .Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1968, № 6, с.45−46.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 380с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2006.- 375с.
  11. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.- 270с.
  12. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982, т. З, № 12, с.8−18.
  13. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал, 1980, т. 14, № 2.
  14. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал, 2003, т. 14, № 2, с.3−16.
  15. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989.-427с.
  16. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум. -М., 1982, с.140−143.
  17. B.C. Повышение эффективности процесса подготовки кадров для системы МЧС России: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России 2004. — 7.3 п.л.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.-158с.
  19. Ю.Г. Управление образовательным процессом в вузах МЧС прга подготовке специалистов противопожарной службы. Учебное пособие. — Спб: СПБ ИГПС МЧС России, 2005. 5,3 п.л.
  20. Я. Н. Алиев Г. Н. Перестройка экономического образования требование времени // Деньги и кредиты — 2005. М — № 3 — С. 46 — 49.
  21. В.Б. У американских пожарных во многом те же проблемы. // М.: Издание «Факел» России, 1998, № 8−9.- с.46−52.
  22. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-159−177с.
  23. А. Э. Принципы и модели управления социально-психологическим состоянием учебных коллективов в высшем военном учебном заведении: Монография. Пермь. 2004 — 18.3 п.л.
  24. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение с применением групповой формы обучения: Дисс. канд. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1987.- 209с.
  25. Н.Г. Современные технологии обучения специалистов ГПС МЧС России: Монография. Спб.: СПб УГПС МЧС России — 2006. — 6.3 п.л.
  26. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
  27. В.А. Совершенствование процесса подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России Санкт-Петербурский институт ГПС МЧС России 2003.-5.7 п.л.
  28. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150с.
  29. В.А. Системные описания в психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1984.-176с.
  30. В.А. Системный подход к определению нестрогих психологических понятий // Вестник ЛГУ. 1989.Сер.6, Вып. 1.- с.44−49.
  31. В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Экспериментальная и прикладная психология. Личность и деятельность. Л., ЛГУ, 1982. Вьш.2.- с.3−11.
  32. В.И. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. Л., ЛГУ, 1989.- 142 с.
  33. В.И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема. Автореф. дис.докт. пед. наук. Л., ЛГУ, 1988.- 32 с.
  34. В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб, 2007 г. 197 с.
  35. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.
  36. М.: Прогресс, 1976.- 494с.
  37. A.M. Социально-психологическая направленность личности как фактор, определяющий особенности поведения // Личность и группа. Л., 1965.
  38. В.Ю. Правовые основы и психологические аспекты деятельности органов военного управления. СПб., 2001. — 10.5 п.л.
  39. Н.В. Психология межличностного конфликта: Дисс. докт. психолог, наук. СПб., СПбГУ, 2001.- 361с.
  40. М.А. Социально-перцептивная компетентность в прогнозе эффективности работы риэлторов // Всероссийская конференция «Психология и бизнес: тезисы" — СПб., 20−21 апреля 2000.- с. 41.
  41. А.С. Профессия // Большая советская энциклопедия: В 30 т.- М.: Советская энциклопедия. 1975. Т.21.- с. 155.
  42. А.И., Жуков Ю. М., Петровская JI.A. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 2002.- с.5−14.
  43. Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей трудовых коллективов. // Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Д., ЛГУ, 1980.-119с.
  44. Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки руководителей. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.- 240с.
  45. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.- 168с.
  46. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1991.- 107с.
  47. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.: Дисс. докт. психолог, наук. Л., ЛГУ, 1991.-403 с.
  48. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. JL, ЛГУ, 2003.103 с.
  49. О.Ю. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении МЧС России Монография. СПб: СПб ИГПС МЧС России, 2004. -4.8 пл.
  50. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированное&trade- личности в новых условиях деятельности и общения.: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1999.
  51. Жуков Ю. М, Петровская JI.A. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1998.- 98с.
  52. В.П., Хрящева Н. Ю. Активные методы обучения общению в подготовке студентов-психологов. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1985.
  53. А.С. Роль дыхательных психотехнологий в развитии человека. Монография. СПб: Издательство «Шатон», 2005. — 6.25 п.л.
  54. Н.О., Кащеева В. Д., Кулешова Л. Н. и др. К исследованию факторов, определяющих успешность деятельности производственного коллектива. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 9. Психология и управление. — Л., 1979.- 41−46с.
  55. В.П., Мунипов В. М., Рубахин В. Ф. Психологические проблемы эффективности и качества труда. // Психологический журнал, 1984, т.5, № 2, с.25−34.57.
Заполнить форму текущей работой