Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целенаправленная работа, на основе внедрения модели, открывающей пути реализации социально-педагогических условий в образовательном процессе, приводит к повышению уровня развития показателей профессиональной адаптации студентов, а таюке к повышению качества знаний и профессиональной компетентности будущего специалиста. Модель включает блоки: мотивационно-целевой (цель, задачи), содержательный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. «Теоретические основы изучения профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования»
    • 1. 1. 1 Сущностная характеристика понятия «профессиональная адаптация студентов»
    • 1. 2. Развитие профессиональной адаптации студентов в системе среднего профессионального образования
    • 1. 3. Компоненты, критерии, показатели и уровни развития профессиональной адаптации студентов
    • 1. 4. Состояние проблемы профессиональной адаптации студентов в системе среднего профессионального образования
  • Выводы по I главе
  • Глава II. «Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования»
    • 2. 1. Характеристика модели повышения уровня профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования
    • 2. 2. Модификация содержания образовательного процесса среднего профессионального образования как одно из условий развития профессиональной адаптации студентов
    • 2. 3. Развитие профессиональной адаптации студентов в условиях изменения процесса подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений
    • 2. 4. Проверка эффективности влияния социально-педагогических условий на развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования
  • Выводы по II главе

Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование инновационной экономики невозможно без модернизации системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан.

Модернизация образования предполагает постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. При этом возмоясность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социально-экономической стабильности.

В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.

В образовательном процессе среднего профессионального образования существует ряд особенностей, которые негативно влияют на процесс профессиональной подготовки и профессиональной адаптации студентов: недостаточная информированность о требованиях к современному специалистунеспособность к совершению самостоятельного выборанеуверенность в собственных силахнеспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда. Контингент средних профессиональных образовательных учреждений составляют, студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий уровень обученности и обучаемости, проявляющие зачастую асоциальное поведение. Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки студентов.

Проблема адаптации — одна из самых сложных междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (Ю.А. Захаров [61], JI.A. Кандыбович [51], С. Н. Чистякова [201], И. В. Шалыгина [202] и др.) — социальной (С.И. Розум [148], П. С. Кузнецов [85] и др.) — профессиональной (Н.А. Березовин [24], B.C. Немченко [116], А. Ю. Петров [132], А. В. Сергеев [157], О. И. Шкаратан [205] и др.) и других.

В педагогической теории и практике обучения и воспитания студентов среднего профессионального образования данная проблема остается до конца неизученной, несмотря на имеющиеся работы И. М. Леготиной [89], Б. П. Невзорова [115], Н. Н. Роженко [147], Т. Б. Сафаровой [151] и др. раскрывающие отдельные аспекты становления профессиональной адаптации студентов. Практически не рассматриваются возможности социума (участие социальных институтов, социальное партнерство, социальная деятельность), современных технологий, активных методов обучения и воспитания для развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

Все вышесказанное требует поиска новых педагогических подходов для развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования и формирования у них необходимых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих им высокий уровень профессиональной адаптации.

Приведенные обстоятельства порождены противоречиями между: потребностями общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональных и личностных качеств, способных профессионально адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума и формализованным характером образовательного процесса, не учитывающего индивидуальные особенности и субъективный опыт студентовприменением традиционных технологий, методов обучения и воспитания в профессиональной подготовке и профессиональной адаптации студентов и требованиями работодателей к выпускникам среднего профессионального образования (высокий уровень профессиональной компетентности, инициативности, конкурентоспособности, способных к самообразованию), развитие которых возможно лишь при условии применения современных технологий, активных методов обучения и воспитания, при участии социумаобъективной потребностью в грамотном специалисте с высоким уровнем активности, профессиональной мобильности, адаптации и недостаточной представленностью дидактических, воспитательных и методических наработок, отсутствием четких механизмов профессионализации и адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях среднего профессионального образования.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какие социальные и педагогические условия будут способствовать развитию профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования, и каковы пути их реализации в образовательном процессе?

Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования».

Объектом исследования является образовательный процесс средних профессиональных образовательных учреждений.

Предмет исследования — социально-педагогические условия, направленные на развитие профессиональной адаптации студентов в образовательном процессе средних профессиональных образовательных учреждений.

Цель исследования — выявить и научно обосновать социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования — развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования в образовательном процессе будет эффективным, если:

• разработать модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования, строящуюся на личяостио-ориентированном и средовом подходах и опирающуюся на принципы: мобильности, индивидуализации, интеграции;

• модифицировать содержательную составляющую подготовки студентов в соответствии с целевыми установками (модернизация инвариантной и вариативной составляющих);

• изменить процессуальную составляющую подготовки студентов путем внедрения современных образовательных технологий (личностно-ориентированных, контекстных, проблемных, проектных, диалоговых, компьютерных) в сочетании с активными методами обучения и воспитания;

• интегрировать деятельность различных социальных институтов по развитию профессиональной адаптации студентов: активное участие студентов во внеаудиторной и внеурочной работе посредством включения их в социальную и профессиональную деятельность, социальную и профессиональную практику, социальные отношения (акции, фестивали, конференции, экскурсии на предприятия);

• обеспечить механизм поэтапного развития профессиональной адаптации студентов в системе студент-практикант-специалист;

• отобрать в соответствии с целевой установкой, содержательной и процессуальной составляющих диагностический инструментарий уровня развития показателей профессиональной адаптации студентов.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятий «профессиональная адаптация» и «профессиональная адаптация студента» на основе анализа философской, психологической, социально-педагогической литературы.

2. Определить основные компоненты, критерии, показатели и уровни развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

3. Выявить состояние и специфику развития профессиональной адаптации студентов в теории и практике средних профессиональных образовательных учреждений.

4. Разработать модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов средних профессиональных образовательных учреждений и определить механизм ее реализации.

5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность социально-педагогических условий развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

Методологической основой нашего исследования являются фундаментальные научные подходы: личностно-ориентированный (Л.И. Божович [28], Е. В. Бондаревская [29], В. В. Сериков [158], Г. И. Цукерман [198], И. С. Якиманская [207] и др.), средовой (А.И. Артюхина [13], О. А. Иванова [68], Ю. С. Мануйлов [96], Л. И. Новикова [118], В. И. Слободчиков [165], В. А. Ясвин [209] и др.) — принципы (мобильности, umnezpaijuu, индивидуализации и др.) применительно к организации образовательного процесса средних профессиональных образовательных учрежденийметодологическое обоснование педагогических исследований (В.И. Загвязинский [57], В. В. Краевский [84], A.M. Новиков [117], Д. И. Фельдштейн [184] и др.).

Исследовательская позиция обусловлена теоретической основой, которую составили философские, общенаучные и конкретно-научные концепции, теории, законы, идеи, теоретические исследования:

• психолого-педагогические концепции личностно-ориентированного образования (Л.И. Божович [28], Е. В. Бондаревская [29], В. В. Сериков [158], Г. И. Цукерман [198], И. С. Якиманская [207] и др.);

• современные теории личности и деятельности (Б.Г.Ананьев [7], А. Г. Асмолов [15], А. В. Батаршев [19], Л. С. Выготский [35] и др.) — теории педагогических технологий (В.П. Беспалько [25], А. С. Бешенков [27], А. А. Вербицкий [33], М. В. Кларин [73], Г. К. Селевко [152], И. А. Сасова [150], Н. Н. Суртаева [176] и др.) — о теории социализации (Е.В. Андриенко [11], P.M. Баевский [16], Н. Ф. Голованова [40], А. В. Мудрик [109], Ф. А. Мустаева [111] и др.);

• теории среднего профессионального образования (В.И. Загвязинский [58], A.M. Новиков [117], Л. Г. Семушина [154], Н. Г. Ярошенко [155] и др.) — теории адаптации личности (Ф.Б.Березин [23], П. С. Кузнецов [85], Л. В. Мардахаев [97], В. И. Медведев [103], Ф. З. Меерсон [104], А. А. Реан [146], С. И. Розум [148], Л. Филипс [215], Т. Шибутани [204] и др.);

• теории профессионального самоопределения (Е.А. Климов [74], Н. С. Пряжников [141], Н. Ф. Родичев [200], С. Н. Чистякова [200] и др.);

• исследования и работы по проблеме развития профессиональной адаптации (Н.А. Березовин [24], М. А. Дмитриева [48], А. А. Дикарева [44], А. Ю. Петров [132], Н. М. Угарова [181] и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием теоретических и эмпирических методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической и социально-педагогической литературы, учебных, воспитательных программ, Государственных образовательных стандартов по дисциплинам среднего профессионального образования, изучение передового педагогического опыта преподавателей системы среднего профессионального образования) и эмпирические (наблюдение, анкетирование преподавателей и студентов, анализ творческих работ студентов, методических разработок, моделирование, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных).

Исследование проводилось поэтапно (2004;2008 гг.).

Первый этап (2004;2005 гг.) поисково-теоретический включал: анализ и осмысление социально-педагогической, психологической, философской, социологической и методической литературысбор эмпирических данных по теме исследованияосмысление изучаемой проблемы и выявление существующих противоречийопределение понятийно-категориального аппарата исследованияотбор экспериментальных групп на основании диагностических срезоввыявление уровня профессиональной адаптации студентов. На этом этапе определялись цель и задачи исследования, была сформулирована рабочая гипотеза.

На втором опытно-экспериментальном этапе (2005;2006 гг.) велось совершенствование гипотезы исследованияорганизация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы по выявлению и реализации социально-педагогических условий развития профессиональной адаптации студентов в системе среднего профессионального образованияосуществлялась процедура отслеживания показателей уровня развития профессиональной адаптации студентов и апробация результатов.

Третий этап (2006;2008 гг.) аналитико-обобщающий включал статистическую обработку и корректировку полученных результатов, выводов, написание диссертации, автореферата.

Базой исследования явились Московский торгово-экономический техникум ГОУ ВПО Российского государственного торгово-экономического университета, Московский технологический колледж питания ГОУ ВПО Российского государственного торгово-экономического университета, ГОУ СПО Технологический колледж № 21 г. Москвы, педагогический колледж № 8 г. Санкт-Петербурга.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная адаптация студента — поэтапный процесс формирования, развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств студентов, профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социумаподготовка их к выходу на рынок труда в ходе освоения профессиональной деятельности.

2. Компоненты профессиональной адаптации студентов, обеспечивающие целостность процесса «профессиональной адаптации студентов» среднего профессионального образования: личностный, коммуншсативно-деятельностный, мотивационно-ценностный, жизненно-проектируемый. Критерии: субъективный, деятельностный, социально-профессиональный и показатели, которые позволяют получить объективную картину уровня развития профессиональной адаптации студентов: пассивный (отсутствие социально-профессиональных способностей, низкий уровень профессиональных знаний и умений, заниженная или завышенная самооценка, проявление бестактности, высокомерия, пассивность, замкнутость, низкий субъективный и социальный опыт, повышенная конфликтность, отсутствие мотивов социальной и профессиональной деятельности, безразличие к выбранной профессии и др.) — активно-пассивный (наличие профессиональных знаний, умений и навыков не ниже базового уровня, низкий уровень познавательных потребностей и интересов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, небольшой круг общения, недостаточная степень личной ответственности за свои действия, отсутствие инициативы и др.) — активный (высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков (выше базового уровня), наличие социально-профессиональных способностей, активность, инициативность, общительность, стремление к успеху, к приобретению новых знаний, уверенность в своих силах, адекватность самооценки, осознание себя как субъекта рыночных отношений, наличие мотивов профессиональной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации и др.).

3. Модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов в системе среднего профессионального образования, внедрение которой в образовательный процесс открывает пути реализации социально-педагогических условий. Модель включает следующие блоки: мотивационно-целевой (цель, задачи), содержательный (учебная, воспитательная и методическая работа), процессуальный (совокупность современных образовательных технологий, методов, форм и средств) и диагностико-результативный (совокупность диагностик для определения показателей уровня развития профессиональной адаптации студентов). Модель опирается на подходы (пичностно-ориентированный, средовои) и принципы (интеграции, индивидуализации, мобильности).

4. Социально — педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования, представлены в модели, включают: изменение содержания инвариантной (модернизация содержания и практики) и вариативной (введение курсов по выбору, факультативов, дополнительного образования, кружков) составляющих учебного планаиспользование личностно-ориентированных, контекстных, проектных, проблемных, компьютерных, диалоговых технологий обучения и воспитанияприменение активных методов (деловые игры, метод кейсов, мозговой штурм, ролевые игры, диспуты, проблемные, ситуационные и др.) — открытость образовательного процесса среднего профессионального образования для организации социального партнерства (экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, со специалистами высокой квалификации, работодателями, прохождение практики) — участие студентов в социальной деятельности (акции, фестивали, социальные проекты).

5. Механизм развития профессиональной адаптации студентов осуществляется поэтапно в системе студент—практикант—специалист.

Научная новизна заключаются в том, что:

• раскрыта сущность процесса «профессиональная адаптация студента»;

• определены критерии, показатели и уровни (пассивный, активно-пассивный, активный) развития профессиональной адаптации студентов;

• выявлены со1}иалъно-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов: модернизация содержательной и процессуальной составляющих профессиональной подготовки студентовучастие студентов в социальной деятельности, социальное партнерство, взаимодействие с социальными институтами;

• разработана и реализована модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования;

• определен механизм поэтапного развития профессиональной адаптации студентов в системе студент-практикант-специалист.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении педагогических знаний, за счет:

• расширения представления о понятии «профессиональная адаптация студентов», посредством рассмотрения его как поэтапного процесса развития и саморазвития личности, включающего компоненты (личностный, коммуникативно-деятельностный, мотивационно-ценносгный, жизненно-проектируемый);

• обоснования подходов (личностно-ориентированный и средовой) и принципов (мобильности, индивидуализации, интеграции) подготовки студентов среднего профессионального образования, с целью развития профессиональной адаптации студентов;

• разработки диагностического инструментария для определения показателей и уровней развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и реализованы:

• модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования;

• рекомендации в помощь преподавателям: программа «Профессиональная адаптация студентов средних специальных учебных заведений" — фрагменты уроков по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет» и др.- материалы по развитию профессиональной адаптации студентов в процессе воспитания (технологии диалоговой взаимопомощи, обсуждение проблем);

• программы, содержание которых направлено на развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: курсов по выбору «Компьютерные телекоммуникации», «Основы профессионального становления" — факультативного курса для студентов «Я — будущий специалист" — кружка «Стратегия профессионального развития и самореализации" — дополнительного образования «Компьютерный практикум».

Материалы могут быть использованы в практике образовательных учреждений среднего профессионального образования, в профильной школе, в системе повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены: проведением работы в контролируемых условияхиспользованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам изучаемой проблемырепрезентативностью выборки экспериментальных и контрольных групп.

Апробация материалов диссертационного исследования осуществлялась на конференциях различного уровня: на 7-ой Московской Международной конференции: «Образование XXI века глазами детей и взрослых» (2007 г.) — на 2-х всероссийских научно-практических конференциях с участием международных представителей: «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов» (Тюмень, 2006 — 2007 гг.) — на 2-х научно-практических конференциях.

Образование и культура как фактор развития региона" (Тобольск, 2006 — 2007 гг.) — на 3-х межрегиональных межотраслевых научно-практических конференциях с участием представителей ближнего и дальнего зарубежья: «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2006 — 2008 гг.) — городских семинарах, проводимых для преподавателей среднего профессионального образования (2004 — 2008 гг.) — на заседаниях методических советов Московского торгово-экономического техникума ГОУ ВПО РГТЭУ, Московского технологического колледжа питания ГОУ ВПО РГТЭУ, Московского технологического колледжа № 21, аспирантских занятиях, проводимых на кафедре педагогики и андрагогики ГОУ Института повышения квалификации специалистов профессионального образования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Московском торгово-экономическом техникуме ГОУ ВПО РГТЭУ, Московском технологическом колледже питания ГОУ ВПО РГТЭУ, ГОУ СПО Технологическом колледже № 21 г. Москвы.

По теме исследования опубликовано 20 работ, из них: 3 в рекомендованных ВАК РФ изданиях, 7 в сборниках научных трудов, 8 в материалах конференций, 2 методические рекомендации. В данных публикациях раскрыты основное содержание диссертационного исследования и полученные при этом результаты.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В тексте диссертации содержится 18 рисунков, 23 таблицы. Библиография включает 217 литературных источников, из них 6 на иностранном языке.

Выводы по II главе.

1. Предложенная модель повышения уровня профессиональной адаптации студентов, вбирающая в себя социально-педагогические условия делает образовательный процесс более эффективным, о чем свидетельствуют результаты эксперимента. Модель опирается на подходы (средовой, личностно-ориентированный) и принципы (мобильности, индивидуализации, интеграции) и состоит из блоков: мотивационно-целевой (цель, задачи), содержательный (учебная, воспитательная и методическая работа), процессуальный (совокупность современных образовательных технологий, методов, форм и средств) и диагностико-результативный (совокупность диагностик для определения показателей уровня развития профессиональной адаптации студентов). Модель является открытой, вариативной, динамичной, развивающейся, что позволяет использовать ее в современном образовательном пространстве с учетом постоянно вводимых изменений при определенной ее модификации.

2. Исследование подтвердило гипотезу о том, что совокупность социально-педагогических условий влияет на развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования, на ее уровень. К социально-педагогическим условиям развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования относим:

• модификацию содержания образовательного процесса средних профессиональных образовательных учреждений направленную на изменение инвариантной и вариативной составляющих учебного плана;

• изменение процесса подготовки студентов путем использования современных образовательных технологий (контекстных, проектных, проблемных, компьютерных, личностно-ориентированных, диалоговых) в сочетании с активными методами (деловые игры, ролевые игры, метод кейсов, мозговой штурм и др.);

• открытость образовательного процесса для участия студентов в социальной деятельности (акции, фестивали, социальные проекты), организация социального партнерства (экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, со специалистами высокой квалификации, работодателями, выпускниками средних профессиональных образовательных учреждений, прохождение практики, стажировки);

3. Поэтапное развитие профессиональной адаптации студентов обеспечивает повышение ее уровня.

Заключение

.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, подтверждают выдвинутую нами в начале исследования гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития общества и образования становится необходимым развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования. Профессиональная адаптация студента понимается нами как «поэтапный процесс формирования, развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств студентов, профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социумаподготовка их к выходу на рынок труда в ходе освоения профессиональной деятельности».

2. Выделенные основные компоненты профессиональной адаптации студентов: личностный, колшуникативно-деятельностный, мотивационно-ценностный, э/сизненно-проектируемый обеспечивают целостность ее развития. Целенаправленное, систематическое формирование критериев (субъективный, деятельностный и социально-профессиональный) и показателей (социальная активность, социальная и профессиональная компетентность, профессиональная мотивация, коммуникативность и др.) позволяет получить объективную картину уровня (пассивный, активно-пассивный и активный) развития профессиональной адаптации студентов.

2. Анализ социально-педагогической литературы, различных теорий, подходов, технологий, методов подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования выявил, что проблема развития профессиональной адаптации в средних профессиональных образовательных учреждениях актуальна, насущна, значима в новых социальных условиях.

3. Целенаправленная работа, на основе внедрения модели, открывающей пути реализации социально-педагогических условий в образовательном процессе, приводит к повышению уровня развития показателей профессиональной адаптации студентов, а таюке к повышению качества знаний и профессиональной компетентности будущего специалиста. Модель включает блоки: мотивационно-целевой (цель, задачи), содержательный (учебная, воспитательная и методическая работа), процессуальный (представлен совокупностью образовательных технологий, методов, форм и средств) и диагностико-результативный (совокупность диагностик для определения показателей уровня развития профессиональной адаптации студентов). Модель опирается на подходы (пичностно-ориентированный, средовой) и принципы (интеграции, индивидуализации, мобильности).

4. Развитие профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования успешно осуществляется при реализации совокупности социально-педагогических условий, включающих:

• модификацию содержания инвариантной (модернизация содержания и практики) и вариативной (введение курсов по выбору «Компьютерные телекоммуникации», «Основы профессионального становления" — факультативного курса для студентов «Я — будущий специалист" — кружка «Стратегия профессионального развития и самореализации" — дополнительного образования «Компьютерный практикум») составляющих учебного плана;

• изменение процессуальной составляющей профессиональной подготовки студентов (использование личностно-ориентированных, контекстных, проектных, проблемных, компьютерных, диалоговых технологий обучения и воспитанияприменение активных методов (деловые игры, метод кейсов, мозговой штурм, ролевые игры, диспуты, проблемные, ситуационные и др.));

• участие студентов в социальной деятельности (акции, фестивали, социальные проекты), организация социального партнерства (экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, со специалистами высокой квалификации, работодателями, прохождение практики).

5. Выделенные этапы (организационно-проектировочный, организационно-деятельностный, контрольно-корректирующий) способствуют развитию профессиональной адаптации студентов в системе студент-практикант-специалист.

Вместе с тем проведенная работа не исчерпывает всех аспектов развития профессиональной адаптации студентов в системе среднего профессионального образования. Перспективы дальнейшего исследования и разработки в области изучения проблемы развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования могут быть связаны с:

• разработкой новых программ, учитывающих развитие профессиональной адаптации;

• изучением влияния развития профессиональной адаптации студентов средних профессиональных образовательных учреждений на результаты их дальнейшей профессиональной деятельности;

• рассмотрением профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования в системе непрерывного образования;

• спецификой деятельности социального педагога со студентами, имеющими низкий уровень профессиональной адаптации;

• деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на развитие профессиональной адаптации студентов;

• содержанием деятельности куратора по развитию профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -291 с.
  4. Г. И. Самостоятельная работа студентов профтехучилищ в процессе производственного обучения. Профпедагогика. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1987. — 176 с.
  5. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень: изд-во ТГУ, 1997. 215 с.
  6. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. —Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 539 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000. — 351 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1988. т.1 — 230 с.
  9. В.И. Диалектика воспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. — 376 с.
  11. А.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. -2-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 264 с.
  12. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006.-271 с.
  13. А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический понятие: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. — 237 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1981. — 368 с.
  15. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  16. P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно — приспособительной деятельности организма. // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек — среда». — М.: Прометей, 1975. -280 с.
  17. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989. — № 1. С. 92 — 100.
  18. А.В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  19. А.В. Психология личности и общения. М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
  20. B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы. Текст лекций. Свердловский инж. пед. ин-т. Свердловск: СИПИ, 1991. —212 с.
  21. Д. А. Личностно-ориентированная педагогика. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 448 с.
  22. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М.: Высшая школа, 1976. — 162 с.
  24. Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Мн.6 Университетское, 1990. -152 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно — методическое обеспечение учебно воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. — метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  27. С.А. «Информатика и информационные технологии» (гуманитарный профиль) // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября», 1998. -№ 1. С. 92 — 100.
  28. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. — М.: Международная пед. Академия, 1995. — 325 с.
  29. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика, 1997. № 4. — С. 11—17.
  30. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.-304 с.
  31. Э.К. Обучение математике в личностно ориентированной модели образования. II Педагогика, 2000. № 10. — С.45−48.
  32. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. — М.: НИИВШ, 1976. -115 с.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  34. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1988. — 164 с.
  35. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536с.
  36. Ю.В. Игра. Модель. Экономика. М.: Знание, 1989. — 208 с.
  37. .С. Прогностические методы в педагогике. — Киев: Изд-во «Вшца школа», 1974. — 208 с.
  38. С. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к социально-профессиональной адаптации: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 Екатеринбург, 2005. 163 с.
  39. Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. — СПб.: Речь, 2005.-317 с.
  40. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  41. Л. Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация студентов профессиональных училищ: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед. наук. — Брянск, 2000.
  42. А.С. Социально — экономическая адаптация Россиян //СОЦИС, 2001. -№ 7. С. 51 — 57.
  43. Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях: Учеб. пособие / Т. П. Демидова. — М.:
  44. Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 112 с.
  45. А.А., Мирская М. И. Социология труда. М.: Высшая школа, 1989.-304 с.
  46. Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. -М.: Витязь, 1994.-325 с.
  47. Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека. — М.: Медицина, 1976. 184 с.
  48. М.А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту. — СПб.: Питер, 2001. — 198 с.
  49. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та 1991.-С. 43−60.
  50. М.А. Психологический анализ системы «человек -профессиональная среда» // Вестник ЛГУ. 1990. — Сер.6. Вып.1 — С. 82−90.
  51. М.Е., Ломакина И. С. Логика и культура организации педагогического исследования. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 88 с.
  52. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Мн.: Хэлтон, 1998. 399 с.
  53. Л.Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе. -Казань, 1983. 19 с.
  54. С. И. Профессиональная адаптация студентов профучилища в процессе обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед. наук. М., 2003.
  55. О.П. Практикум по психологии личности . — 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Питер 2004. — 509 с.
  56. A.JI. Социально-профессиональная адаптация личности в системе «Школа учреждение НПО — предприятие»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед. наук. — СПб., 2005.
  57. Г. Н., Матросов П. Г., Каплан СЛ. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. П. Скамницкой. — М.: Гардарики, 2005. — 382с.
  58. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
  59. В.Н. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  60. JI.B. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова JI.B., Николина В. В. М.: Высш.шк., 2004, — 157 с.
  61. Г. В., Ревякина В. И., Разумов Б. А. Школа профессиональной адаптации. М.: АСОПиР, 1993. — С .110 -124.
  62. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. -272 с.
  63. Г. Е. Общая социология. — М.: Гардарики, 2004. — 592 с.
  64. Э.Ф. Психологические особенности профессионального становления личности инженера — педагога: Сб. научн. трудов. — Свердловск: СИПИ, 1991.-126 с.
  65. Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
  66. Э.Ф. Психология профессионального развития: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  67. И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  68. О.И., Кряжова И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Боблевой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — С. 219 — 233.
  69. О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: Дис. д-ра пед. наук: СПб., 2004. 402 с.
  70. Н.М., Пристром А. В., Северный А. А. Пакет практикоориентированных методик и технологий для анализа ситуации профессиональной адаптации у детей и подростков. -М.:ЦСПРАО, 1993.-203 с.
  71. О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 375, 1. с.
  72. А.С. Адаптация студентов в новых условиях. // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». Москва, 2006. -№ 7.-С. 150- 156.
  73. О.П. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006.-264 с.
  74. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание, 1989. 75 с.
  75. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Мысль, 1990. — 304 с.
  76. Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. Книга 2. М.: МНПИ, 2000. — 256 с.
  77. Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. -М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. 173 с.
  78. А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 368 с.
  79. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально -психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова -Л.: Лениздат, 1987. 144 с.
  80. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика 1985. — 144 с.
  81. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. — М.: Знание, 1988.-63 с.
  82. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Знание, 1988 — 268с.
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: МОРФ, 2001. — 32 с.
  84. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Л.: 1989. — Сер.6. Вып.4 (№ 27). — С. 15 — 24.
  85. В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
  86. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1991. 76 с.
  87. Т.А. Адаптация молодых специалистов инженеров: Автореф. дис. канд. психолог, наук: — Л.: 1980. — 24 с.
  88. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. // Педагогика. 1999. -№ 6. -С. 12−18.
  89. И. М. Профессиональная адаптация как средство формирования конкурентоспособности студентов технического колледжа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед. наук. —СПб., 2005.
  90. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: 2 -е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
  91. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. — 165 с.
  92. .Т. Педагогика. Курс лекции / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. — 607 с.
  93. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
  94. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  95. А.А. Избранные труды в 3-х томах. — Тюмень: ТОГИРО, 2000.-918 с.
  96. Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва-Нижний-Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
  97. Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  98. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. / Под ред. П. В. Шеметова. М. ИНФРА- М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.-312 с.
  99. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. -С.5 17.
  100. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования //Педагогика. 2ООО. -№ 4 С. 39 -42.
  101. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  102. Ю.К. Системно-синергетический подход в курсе обществознания // Обществознание в школе. — 2000. — № 4. — С. 55−62
  103. В.И. О проблеме адаптации и компоненты адаптационного процесса. Л.: Лениздат, 1984. — 233 с.
  104. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -228 с.
  105. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Соц. педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. М.: ВЛАДОС, 2005. — 399 с.
  106. О.И. Психология самопознания личности. — М.: Институт развития личности, 1993. 96 с.
  107. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. — М.: ИПП, 1997— 365 с.
  108. А.В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001.— 320 с.
  109. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов. / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  110. Ф.А. Основы социальной педагогики. — М.: Академический проект, 2001. — 416с.
  111. Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 528 с.
  112. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика, 1997. № 3. — С.20 — 27
  113. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. — Челябинск: Из-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998. — 264 с.
  114. А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван: Наука, 1988. 246 с.
  115. .П., Щербакова Н. А. Профессиональная адаптация студентов средних профессиональных учебных заведений: Монография / кемеровский государственный университет. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 172 с.
  116. B.C., Минакова Г. И., Белкина JI.C., Колосова Р. П., Кочетов Г. М. Профессиональная адаптация молодежи: М.: Из-во Московского университета, 1969. 127 с.
  117. A.M. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. 488 с.
  118. Л.И. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. — 1998. — № 1. — С. 132 — 143.
  119. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.
  120. С.И. Словарь русского языка / Под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. — М: Рус.яз., 1983. — 816 с.
  121. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990. 381с.
  122. А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшей школе. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. 112 с.
  123. З.А. Психологический анализ динамики профессионального становления студентов педагогического вуза (на материале Азерб. ССР): Автореф. дис. канд. психолог, наук: 19.00.07 -педагогическая и возрастная психология. — М.: 1985. — 15 с.
  124. Основы Андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240 с.
  125. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие для слушателей курсов и фак. повыш. квалиф. препод, вузов / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 302 с.
  126. .Д. Основы социально — психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 350 с.
  127. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова,
  128. Е.Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. — 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  129. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  130. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. -Серия «Педагогическое образование». Москва: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. — 336 с.
  131. В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 304 с.
  132. А.Ю. Педагогические основы профессиональной адаптации студентов. // Вестник ОГУ, 2005. № 2. — С.53 — 56.
  133. А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. 2-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001. — 512 с.
  134. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  135. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М.: Профиздат, 1991. 80 с.
  136. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Высшая школа, 1986.-256 с.
  137. М. М. Теория и практика социального воспитания школьников: Дис. д-ра пед. наук: Москва, 2003 — 376 с.
  138. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  139. Проблемные классные часы. 10−11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. Волгоград: Учитель, 2006. — 157 с.
  140. Производственная социология, психология и педагогика: Учеб. пособие / Филлипов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. М.: Высшая школа, 1989.-255 с.
  141. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, учебно-методическое пособие. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 392 с.
  142. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 128 с.
  143. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. / Под редакцией докт. психол. наук Л. М. Митиной. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта. 1998. 184 с.
  144. Психология. Учебник / Под редакцией А. А. Крылова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 584 с.
  145. АА. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. 479 с.
  146. А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 479 с.
  147. Н.Н. Профессиональная адаптация студентов среднего специального учебного заведения в процессе внеаудиторной работы: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2006. — 205 с.
  148. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  149. А. Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, В. С. Кагерманьян. М.: НИИВО, 2005. — Вып. 3. — 72 с.
  150. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки / Сасова И. А. М.: АПО, 1996 — 64 с.
  151. Т.Е. Содержание и организация обучения как средство профессиональной адаптации студентов колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук: Ставрополь, 2001. 22 с.
  152. Г. К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
  153. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях: Учеб,-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  154. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. 272 е.
  155. О.С. Диагностика адаптации выпускников к профессиональной деятельности. // Среднее профессиональное образование, 2006. № 8. — С. 41 — 47.
  156. А.В. Социально-профессиональная адаптация студентов профессиональных училищ // Проблемы профессионального образования молодежи. Пенза, 1999. С. 113 — 119.
  157. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  158. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  159. В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2006. — 336 с.
  160. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
  161. П. Психология оценки и принятия решений./ Перевод с англ. — М.: Филин, 1998.-368 с.
  162. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576 с.
  163. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для спуд. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  164. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177—184.
  165. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие дня студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  166. В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. -Смоленск: СГПИ, 1995. 123 с.
  167. И.В. Социально-профессиональная адаптация студентов начального профессионального образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.пед. наук. — Калуга, 2003.
  168. В.А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. 336 с.
  169. Социальная педагогика: Монография / Под. ред. В. Г. Бочаровой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  170. Г. Основания психологии. СПб: 1997. — 440 с.
  171. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ.ред. С. Т. Посоховой. -М.:АСТ-СПб.:2005. -671с.
  172. Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. Ростов на — Дону: Феникс, 2002. — 672 с.
  173. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 448 с.
  174. Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. Издание 2-ое, дополненное. — Новокузнецк: ИПК, 2003. 72 с.
  175. Н.Н. Педагогические технологии обучения: Программа. -Тюмень: ТОГИРРО, 1996. 12 с.
  176. Н.Н. Технология диалоговой взаимопомощи в профессиональной школе. Методические рекомендации. (Серия «Педагогические технологии»), — Санкг — Петербург — Тюмень: ТОГИРРО, 2003.-24 с.
  177. . А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 240 с.
  178. И.И. Проблемы адаптации и здоровья студентов. — Мурманск: МГТУ, 2000. 22 с.
  179. Н.М. Социально-профессиональная адаптация выпускников педагогического колледжа к деятельности в дошкольных учреждениях : Дис. канд. пед. наук: Казань, 2002. — 182 с.
  180. А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: Учеб. пособие. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 90 с.
  181. А.А. Собрание сочинений. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1951.-Т.2.-229 с.
  182. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Науч. — исслед. ин — т общей и педагогической психологии Академия пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  183. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2005. — 490 с.
  184. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. — М.: Экономика, 1990. 168 с.
  185. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. — М.: Мысль, 1975. 277 с.
  186. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. —445 с.
  187. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. -344 с.
  188. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд — во Московского университета, 1989. — 240 с.
  189. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  190. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. — 519 с.
  191. В. Основы социологии. — М.: «Логос», 1997 — 304 с.
  192. К. Невротическая личность нашего времени. М.: «Прогресс-Универс», 1993. — 464с.
  193. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383 с.
  194. Н.В. Профессиональная адаптация студентов средних специальных учебных заведений (методические рекомендации для преподавателей). — М.: Компания Спутник+, 2007. -24 с.
  195. Н.В. Я — будущий специалист: Программа развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования. М.: Компания Спутник^, 2007. — 24 с.
  196. Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. — М.: Интерпракс, 1994. — 157 с.
  197. Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -304 с.
  198. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  199. ИГалыгина И. В. Лицейское образование в школе адаптивного типа. // Завуч. 2001, № 3. — С. 62 — 93.
  200. ИГамова Т.И., Третьякова П. И., Капустин Н. П. Управление общеобразовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: ВЛАДОС, 2002. -320 с.
  201. Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1968. — 535 с.
  202. О.И. Промышленные предприятия: социологические очерки. М.: Мысль, 1978. — 263 с.
  203. Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
  204. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  205. Я куба Е. А. Стажировка и проблема повышения качества подготовки специалиста // Социальная активность специалиста: истоки и механизмы формирования (социологический анализ) / Под ред. Е. А. Якубы. Харьков: Вища щкола, 1983. — С. 158 — 177.
  206. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. 365 с.
  207. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 84 с.
  208. Л.А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестник ЛГУ. — Л.: ЛГУ, 1987. Сер.6. Вып. З (№ 27) — С. 11 — 19.
  209. Jarvis Peter. The Sociology of Adult and Continuing Education. London, 1985.-59 p.
  210. California Cultural Competency Task Force. Recommendations for the Medi Cal Managed Care Program. Berkeley, CA: Institute for the Study of Social Change, 1994. — 410 p.
  211. Parsons, Talcot and Bales, Robert Freed Family. Socialization and interaction process. Free press, 1956. — 422 p.
  212. Phillips Leslie. Human adaptation and its failures. Academic Press. -New York and London, 1968. 271 p.
  213. Vander Zanden, James W. Social Psychology. 4 ed. — New York etc: Me Graw Hill, 1987. — 647 p.
  214. Vander Zanden, James W. Sociology: the core. 2nd ed. -New York etc: Me Graw Hill, 1990. — 433 p.
Заполнить форму текущей работой