Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработки уроков по музыке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У.: БАХ! Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, осчастливливает почитателей и приводит в уныние всех остальных. Как это может быть? Как может эта трепещущая, захватывающая музыка вызывать у кого-нибудь скуку? Тем не менее это так: многие из вас находят Баха скучным … Может быть беда состоит в том, что … вы мало слушали Баха…" — так рассуждает в своей книге «Великие… Читать ещё >

Разработки уроков по музыке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок № 1

6 класс, 1-я четверть Музыкальное искусство в духовном совершенствовании личности

Художественно-педагогическая идея урока:

На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло.

О. Мандельштам (1909 г.)

Цель урока: Раскрыть предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Музыкальный материал:

  • П. И. Чайковский, симфонии № 4 (1-я часть), или симфония № 6 (фрагменты),
  • А. Н. Скрябин, этюд № 12,
  • • А. Макаревич «Пока не гаснет свет, пока горит свеча», («Как прекрасен этот мир», «Каждый выбирает по себе» В. Берковский).

Ход урока:

У.: О чем размышляет, о чем спрашивает Осип Мандельштам?

Д.: О месте человека в мире, о предназначении человека. Поэта интересует проблема взаимоотношения вечности мира и отдельного человека.

У.: В какие бы времена человек ни жил, он всегда интересуется поиском смысла жизни, поиском своего места в изменяющемся мире, пытается понять и выразить свое отношение к проблеме вечных жизненных ценностей.

На эту тему размышляли поэты, художники, композиторы, музыканты. Вспомните музыкальные произведения, в которых композиторы задают вопросы, рассуждают, размышляют о том, как и для чего живет человек.

Д.: Симфонии № 4, № 6 П. И. Чайковского, концерты С. В. Рахманинова, оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», опера М. И. Глинки «Иван Сусанин», произведения И.-С. Баха и В. А. Моцарта, симфонии Л.-В.Бетховена и т. д.

Методический комментарий для учителя. Педагог предлагает вспомнить музыкальные произведения, знакомые учащимся из программы прошлых лет обучения. Например, П. И. Чайковский, симфонии № 4, № 6 (фрагменты), А. Н. Скрябин, этюд № 12.

Вспоминать музыку нужно «музыкально», то есть пропеть с классом основную тему или ряд тем (метод вокализации), сыграть мелодию. Только так учитель добивается актуализации музыкального опыта учащихся, не ограничиваясь разговором об истории создания произведения.

Помимо актуализации музыкального опыта подростков и опыта личностно значимых переживаний, следует учитывать еще и опыт осознания (рефлексию). Для этого девятиклассникам необходимо проанализировать собственные ощущения, рожденные музыкой, вскрыть внешние причины их возникновения.

После того как ученики пропели тему из симфонии П. И. Чайковского, вспомнили основную тему Этюда № 12 А. Н. Скрябина, учитель читает фрагменты из письма П. И. Чайковского.

Информация к уроку. Александр Николаевич Скрябин (1872- 1915, родился в Москве. В 5 лет его начали обучать музыке, в 11 лет — занятия с педагогом Зверевым, в 25 лет он — профессор Московской консерватории. Девиз композитора выражен в словах: «Я — есмъ!». Огромная вера в себя, уверенность в том, что человек может пройти через борьбу, чтобы «…сказать людям, что они сильны и могучи».

Из письма П. И. Чайковского: «…это фатум, та роковая сила, которая мешает порыву к счастью, стережет, чтобы благополучие не было полным и безоблачным, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, ее никогда не осилить. Остается смириться и бесплодно тосковать. …Пристани нет. Плывем по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в свою глубину».

У.: О чем эти строки?

Д.: О смысле жизни. О месте человека в этом мире. О слабости человека перед судьбой.

У.: В чем видит смысл жизни И. П. Чайковский?

Д.: В смирении и бездействии. В покорности судьбе.

У.: В какой период жизни человек может написать такие строки?

Д.: Во время болезни, в минуты отчаяния.

У.: Интересно, а какие чувства и мысли беспокоят героя симфонии, совпадают ли они с чувствами композитора?

Звучит музыка П. И. Чайковского. «Симфония№ 4»

(1-я часть), или «Симфония № 6» (фрагменты)

У.: Что значат слова жизненного девиза А. Н. Скрябина — «Я — есмъ!"1

Д.: Это вера в свои силы, оптимизм, гордость человека за самого себя.

У.: Послушаем, что звучит в музыке? Воплощено ли в этом произведении (этюде) жизненное кредо композитора?

Звучит Этюд № 12 А.Н.Скрябина

Методический комментарий для педагога. Музыкальнослуховой анализ включает в себя анализ средств музыкальной выразительности и воплощения музыкального образа (мелодия, динамика, темп, лад, тембры инструментов, оркестровка и т. д.), касается особенностей индивидуального стиля Чайковского (песенность, распевное и широкое движение мелодии), особенностей индивидуального стиля Скрябина (яркость музыкального образа, энергия, пунктирный ритм, синкопы, декламационный характер мелодии). Анализируется эмоциональнопсихологическое состояние музыкального героя и композитора.

Педагогу и учащимся предстоит проанализировать собственные ощущения, рожденные музыкой, поделиться ими, поговорить о жизненных ситуациях, вызывающих эти эмоции. Причем, моделировать эту кульминационную часть урока необходимо не как опрос, где учитель задает вопросы, а ученики должны найти правильные ответы, а как диалог, в котором происходит обмен мнениями, впечатлениями, умозаключениями только по желанию учащихся. Педагог искренне делится с подростками своими размышлениями, тем самым создает предпосылки для возникновения доверия со стороны учеников.

Обобщение урока: У.: Оба композитора жили на грани 19−20 веков, они были современниками, но как по-разному видели смысл человеческой жизни. Прислушаемся к их голосам. Разве нас, сегодняшних людей, не волнуют те вопросы, те переживания, которыми полна музыка? А если бы мы могли участвовать в их незримой беседе, то чью позицию вы бы поддержали, с кем бы поспорили?

Д.: Мне ближе жизненная позиция А.Скрябина. Нужно верить в себя, идти на встречу проблемам и решать их. Человек не пылинка в этом мире, у него есть сила воли, желание изменить себя или свое отношение к происходящим событиям.

Д.: Мысли П. И. Чайковского о том, что человек слишком слаб, чтобы решать глобальные проблемы, мне понятны. Как бывает трудно заставить себя что-то сделать, сильных людей не так уж много.

Методический комментарий. Закончить урок нужно песнями А.Макаревича «Пока не гаснет свет, пока горит свеча», В. Берковского «Каждый выбирает по себе».

В словах этих песен: «…но верю я, не все еще пропало, пока не гаснет свет, пока горит свеча», «каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу…» отражено размышление музыкального героя о смысле человеческого бытия. Исполняя песни, воспитанники невольно подключатся к этим размышлениям, и песня обретет личностный смысл для каждого исполнителя.

Урок № 5

(6 класс, 1-я четверть)

Философское размышление о жизни в музыке И.С.Баха

Художественно-педагогическая идея урока:

О, грянь, орган, над головой И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни В век бездуховный и слепой.

Л. Болеславский

Цель урока. Обосновать эстетико-этические принципы музыки И. С. Баха.

Музыкальный материал:

  • • хорал «Иисусе, радость сердец людских»;
  • • «Токката и фуга» ре минор;
  • • «Шутка» из сюиты № 2;
  • • «Играет Бах», муз. и сл. В.Егорова.

Ход урока:

У.: БАХ! Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, осчастливливает почитателей и приводит в уныние всех остальных. Как это может быть? Как может эта трепещущая, захватывающая музыка вызывать у кого-нибудь скуку? Тем не менее это так: многие из вас находят Баха скучным … Может быть беда состоит в том, что … вы мало слушали Баха…" - так рассуждает в своей книге «Великие музыканты Западной Европы» Леонард Бернстайн. А мы с вами слушали музыку Баха?

Д.: Мы слушали «Токкату и фугу» ре минор, «Шутку», прелюдии для органа, хоралы и «Высокую мессу» си минор, «Аве, Мария» и другие.

У.: Много это или мало?

Д.: Все дело в том «задевает» ли тебя эта музыка, будит ли чувства, воспоминания, слышишь ли ты ее.

У.: Да, велика роль правильного слушания музыки и настраивания нашего внимания и сознания на правильную «волну». Так, например, хоральные кантаты И. С. Баха были предназначены для исполнения в храме во время богослужения. Вспомним, что является темой хоральной кантаты?

Д.: Темой является сам хорал.

У.: Верно. Вот, например, протестантский хорал. Его характер сдержан и благороден. На материале хорала основаны многочисленные вариации — части кантаты. Мы привыкли к тому, что вариации начинаются с показа основной темы. Послушайте хорал «Иисусе, радость сердец людских». В какой части кантаты прозвучит основная тема хорала?

Звучит хорал «Иисусе, радость сердец людских»

Д.: Тема позвучала в самом конце хорала как итог.

У.: Верно, в своем чистом виде в строгом аккордовом изложении хорал звучал не в начале, а именно в конце кантаты в качестве ее финальной части. Почему так?

Д.: Может быть, потому, что прихожане поют хоралы. Наверное, здесь вся тайна и смысл заложен в пении. Ведь мы поем некоторые молитвы во время богослужения в храме.

У.: Каждый прихожанин с детства знал наизусть все хоралы, исполняемые в церкви в связи с теми или иными праздниками. Поэтому он сразу, без показа темы хорала, был готов внимать музыкантам, варьирующим знакомую мелодию. А вот заключительная часть кантаты — простой хорал — предназначалась для того, чтобы прихожанин мог присоединить свой голос к звучанию церковного профессионального хора. Что он мог чувствовать при этом?

Д.: Что он — часть жизни, часть мира, что он не одинок и силен единением с другими людьми. Он набирался энергии и духовных сил для решения каждодневных житейских проблем.

Звучит «Токката и фуга» ре минор

У.: Каков он — слушатель музыки И. С. Баха?

Д.: Слушатель прозвучавшей «Токкаты и фуги» — человек, занимающийся самопознанием. У него есть потребность в музыке, которая не для общения, а скорее, для духовного уединения, для погружения в собственные мысли: «Какой я?», «Чем я отличаюсь от других людей?».

У.: Насколько важно современному человеку найти ответы на эти и другие вопросы?

Д.: Очень важно, потому что тот, кто понимает себя, может понять других людей. Потому что человек постоянно развивается и такие вопросы помогают ему совершенствоваться.

Исполняется песня В. Егорова «Играет Бах»

У.: Послушайте фрагмент (монологи) из поэмы «Бах» поэта Льва Болеславского. Удалось ли поэту понять и передать в стихотворной форме смысл музыки Баха?

Я клялся: ненависть мою К безличъю, серости, к измене Не взрывом черных нот измерю,

А светом жалости сменю.

И говорил, отсеяв сор:

Искусства цель и назначенье — Не гневное разоблаченье,

Не осмеянье, не укор.

А в том, чтоб вечно, всюду, сплошь

Лишь вызывать в душе любого

Глубоко спрятанного Бога,

Как солнце или летний дождь.

Д.: Очень точно поэт выразил основную идею музыки Баха: «Человек — ты велик и непостижим, как Космос, в каждом есть божественная суть». Наверное поэтому музыка Баха вечна.

Звучит «Шутка» из сюиты № 2

Обобщение. Музыка Баха о вере в Человека и о красоте жизни, о гармонии и взаимопонимании между людьми.

Урок № 10

(6 класс, 3-я четверть)

Тема: «Отражение темы войны и мира в произведениях классиков».

Художественно-педагогическая идея урока:

Посмотрю, как несмелы Табунки васильков…

Слава Богу, мы — смертны,

Не испортим всего.

А. Вознесенский

Звучит тема разоренной Руси из I части кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева

У.: «О, стонать Русской земле. Поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира… Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но рознь они веют…». («Слова о полку Игореве»). Вспомните историю нашей страны начала ХШ-го века.

Д.: В 1223 году один из отрядов татаро-монгольской армии Чингисхана встретился на реке Калке со спешно собранным русским войском. Одержав победу в кровопролитной сече, татары на время ушли, чтобы через десять лет вернуться вновь и огромным войском, как смерч, прокатиться по Руси, сжигая, убивая, угоняя русский народ в рабство.

У.: Какие образы раскрывает музыка, и с помощью каких средств музыкальной выразительности эти образы «нарисованы» композитором.

Д.: В теме татар яркая динамика (f), она быстро затихает и нарастает внутри одного такта; мелодия — унисон, тремоло, отсутствие развитой темы, повторение одного мотива; тембры гобоя, кларнета в верхнем регистре и тубы, контрафагота — в нижнем. Тема разоренной Руси излагается ровными длительностями. Композитор использует звучание унисона очень отдаленных друг от друга регистров, которое усиливает впечатление пустынного пространства, скупого равнинного пейзажа.

У.: «И было тогда по всей Русской земле всем христианам горе великое и плач неутешный, и рыдание, и крик…, ибо все возбудились и все смутились, ибо многие нападки и убытки людям сотворились — и большим и меньшим, и ближним, и дальним».

Звучит симфония седьмая Д. Д. Шостаковича, фрагмент темы нашествия

У.: Какое отношение эта музыка имеет к теме разоренной Руси?

Д.: Это симфония 7-я Д. Д. Шостаковича, тема нашествия. Образ беды, образ врага опять звучит в музыке, только это уже история ХХ-го века.

Методический комментарий для педагога. Сравнение этой темы с характеристикой тевтонцев из кантаты «Александр Невский» дадут возможность самим ребятам сделать выводы об особенностях воплощения в музыке «злых сил».

У.: Как в поэтических образах поэт передает звуки войны? Проанализируйте это стихотворение:

Война бетховенским пером Чудовищные ноты пишет.

Ее октав железный гром Мертвец в гробу — и тот услышит!

Но что за уши мне даны?

Оглохший в громе этих схваток,

Из всей симфонии войны

Я слышу только плач солдаток.

Д. Кедрин Д.: «Чудовищные ноты», «ее октав железный гром». Но Дмитрий Кедрин уверен, что образ войны — это не только «злые силы», рев и грохот. Это и песни войны, потому что плач солдаток — это песни, которые звучат на войне.

У.: Интересно, а отличаются ли военные песни от мирных? Вспомним и исполним их фрагментарно («Темная ночь», «Синий платочек», «В землянке» и т. д.).

Д.: Песни военных лет просты, безыскусны. В них раздумье о жизни, о главных человеческих ценностях: семье, любимом человеке. Образ Родины показан через образы любимых и дорогих людей. Защищать их — значит защищать Родину.

У.: Какое отношение к теме войны имеет следующее произведение?

Звучит Вальс из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева

Д.: Эта светлая, восторженная музыка вальса из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева в опере противопоставляется образу войны. «Мирная» музыка — это танцевальная музыка, просветленная и радостная. Мир это свет, поэтому композиторы выбирают для оркестровки светлые тембры инструментов, мелодический рисунок сложнее и замысловатее: это любование чем-то или кем-то, переливы настроений от тихой радости до бурного восторга.

У.: Посмотрю, как безмерно

Разрастается зло…

Слава Богу, мы — смертны,

Не увидим всего.

Посмотрю, как несмелы

Табунки васильков…

Слава Богу, мы — смертны,

Не испортим всего.

А.Вознесенский.

Обобщение урока: Как хрупок мир! Бывает сложно строить отношения с людьми, сохранить, сберечь мир между друзьями, между любимыми, между народами и странами. Мы будем стараться, потому «что жизнь короткая такая».

Звучит песня «Пожелание друзьям», муз. и ел. Б. Окуджавы

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой