Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же, мы, теоретически обосновали и доказали практически, что терминальной результативностью проведенного исследования явилась очевидная гуманизация учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, участвовавшего в экспериментальной работе, что в частности, повлияло на повышение показателей личностного роста студентов, входивших во взаимодействие с теми учителями экспериментальных групп… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к реализации идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования
    • 1. 1. Сущность процесса гуманизации и гуманитаризации образования в педагогическом вузе
    • 1. 2. Роль иностранного языка в процессе реализации идеи гуманизации и гуманитаризации
    • 1. 3. Становление гуманитарной культуры студентов при изучении иностранного языка как условие реализации идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования
  • Выводы
  • Глава 2. Сущность и содержание экспериментальной работы по развитию гуманитарной культуры студентов педагогического вуза при изучении иностранного языка
    • 2. 1. Использование потенциала языкового материала, как средства развития гуманитарной культуры студента
    • 2. 2. Интерактивные методы обучения иностранному языку как условие гуманизации и гуманитаризации педагогического образования
    • 2. 3. Сущность, содержание и анализ результативности экспериментальной работы
  • Выводы

Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В современном обществе востребована личность, обладающая не только обширными сведениями из области различных наук, но и способная к постоянному самообразованию. Дальнейшее развитие общества невозможно без направленности на гуманистически ориентированное образование, так как общество гуманистично настолько, насколько ценен в нем человек.

Важнейшим направлением реализацииидеи гуманизации общества признан процесс гуманитаризации образования. В педагогической науке этот процесс рассматривается в качестве основного средства гуманизации? образования. Эти два феномена неразрывно связаны между собой, поскольку гуманитаризация образования — это следствие понимания того факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая.

В особой степени реализация идей гуманизации и гуманитаризации важна в процессе подготовки учителя, поскольку его профессионально-педагоги-ческая деятельность гуманитарна и гуманистична по своей сути. Именно поэтому, говоря о профессионализме учителя, на первое место ставят высокую гуманитарную культуру и только потом — знание современных технологий и умение их применять в практике работы. Основой педагогического образования могут стать слова: «Познавая себя, образовывай других». В таких условиях развертывание педагогического процесса в диалоге между преподавателем и студентом способно гуманизировать этот процесс, внести в него гуманитарные отношения. Именно поэтому, особую значимость приобретают научные исследования в области становления гуманитарной культуры будущих учителей и, в частности, гуманистической направленности как характеристики гуманитарной культуры. Таким образом, усиление гуманитарной подготовки будущего учителя является объективной необходимостью.

Особую значимость приобретают сегодня научные исследования в области оценки реального состояния процесса гуманизации образования и поиска оптимальных путей его реализации, в том числе и средствами лингвистической подготовки. Иностранный язык в зависимости от специальности уже сегодня в большей или меньшей степени функционирует и как инструмент (чтение, перевод профессиональной иностранной литературы, терминология языков программирования и т. д.), и как элемент общей культуры (простое человеческое общение, художественная литература, кино и т. д.).

Ряд специалистов (И. П. Бим, М. ЛВайсбурд, И. А. Зимняя и др.) связывают изучение иностранного языка с развитием личности на основе гуманитаризации образования в процессе обучения языку. На наш взгляд, изучение иностранных языков может рассматриваться как одно из важнейших средств гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Гуманитарное содержание учебного материала дисциплины «иностранный язык» способствует осознанию ^ и принятию студентами универсальных человеческих ценностей, освоению ценностей человеческой культуры, основ классического гуманистического педагогического мышления. Как говорил В. Гумбольдт, язык — это внешнее проявление духа народов и он отражает специфику видения мира данным языковым сообществом.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что несмотря на точто в настоящее время ведется поиск методов и форм обучения иностранным языкам, которые представляются наиболее эффективными для становления гуманитарной культуры специалиста, сама идея возможности использования иностранных языков для гуманизации и гуманитаризации высшего образования и многие вопросы ее теоретического осмысления остаются мало исследованными.

Налицо ряд противоречий между:

— значимостью процесса гуманизации и гуманитаризации педагогического образования и отсутствием соответствующей модели реализации этого процесса при изучении будущими учителями иностранного языка;

— традиционной ориентацией преподавания иностранного языка на профессиональную подготовку и отсутствием акцента на реализацию и развитие общекультурного потенциала студентов;

— потребностью студентов в общем гуманитарном развитии, в том числе и за счет потенциальных возможностей предмета «иностранный язык» и недостаточной сформированностью гуманитарной среды вуза.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования: каким гуманитарным потенциалом обладает дисциплина «иностранный язык» в педагогическом университете, в построении образовательного процесса, способствующего становлению гуманистической направленности студентов.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические: условиягуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза посредством изучения иностранного языка». Данная тема, на наш взгляд, отражает, во-первых, потребность осмысления роли изучения иностранных языков в педагогическом вузе для становления личности будущего учителя, развития его социально-конструктивной творческой активности, развития его гуманитарной культуры, а во-вторых, — необходимость выявления критериев? отбора содержания и соответствующих методовформ и способов обучения иностранному языку.

Цель исследования заключается г в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий гуманизации и гуманитаризации педагогического образования, способствующих становлению гуманитарной культуры студентов посредством изучения иностранного языка.

Объектом исследования выступают процессы гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования.

Предметом исследования являются педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования в педагогическом вузе в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования: эффективной гуманизации и гуманитаризации педагогического образования может способствовать изучение иностранных языков посредством становления гуманистической направленности при создании следующих педагогических условий:

— соответствие структуры, содержания и методики проведения занятий I по иностранному языку сущности гуманизации и гуманитаризации педагогического образования;

— приоритетность в преподавании иностранного языка становлению гуманистической направленности как важнейшей составляющей гуманитарной культуры;

— акцентирование содержания обучения иностранному языку на материалах, связанных с такими феноменами, как «культура», «история», «человеческие ценности», и создание у будущих учителей потребности в самопознании, самоактуализации в учебно-воспитательном процессе;

— установление ценностно-личностных отношений между преподавателем и студентом.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать цели, содержание, структуру, уровни и критерии гуманитаризации" педагогического образования с учетом потенциальных возможностей учебной дисциплины «иностранный язык».

2. Выявить гуманитарный потенциал лингвистического образования в контексте реализации идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования.

3: Реализовать педагогические условия, необходимые для осуществления гуманизации и гуманитаризации педагогического образования средствами иностранного языка как учебной дисциплины.

4. Показать возможность практической реализации идеи гуманитаризации педагогического образования и проверить на примере одного из иностранных языков, изучаемых в современном вузе, их действенность на практике.

5. Подтвердить, что отбор и структурирование содержания лингвистической подготовки осуществляется, исходя из широкого гуманитарного характера деятельности учителя.

6. Разработать методические рекомендации, направленные на реализацию педагогических условий гуманизации и гуманитаризации образования студентов педвуза при изучении иностранного языка.

Методологической основой и источниковой базой исследования являются эксизстенциально-гуманистическая философия, исторический подход к рассмотрению явлений действительности, а также философские, психологические и педагогические положения о становлении личности, ее способности к саморазвитиюсистемно-структурный подход к анализу явлений и процессов, об обусловленности развития личности ее активным участием в этом процессе и в процессе преобразованияобществапедагогические идеи о связи процесса подготовки > специалистов с характером общественно-производственной сферы профессиональной деятельности.

Теоретической базой исследования стали работы, посвященные педагогике высшей школы (С.И. Архангельский, В. А. Сластенин и др.), основные положения гуманистической психологии о личностных смыслах жизнедеятельности каждого индивида (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм), исследования опирающиеся на идеи личностно — центрированного образования (СЛ. Братченко, Э. Н. Гусинский, О. Л. Подлиняев, и др.), различные аспекты гуманизации образования и условия его успешного осуществления (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, Н. А. Переломова, В.А. Сухомлин-ский и др.), исследования, посвященные субъект-субъектным взаимодействиям на основе межличностного контакта и диалогического общения (Б.Н. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Е. Л. Федотова и др.), а также работы, рассматривающие проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя (студента педвуза) с гуманистической направленностью (A.B. Бездухов, В. П. Бездухов, A.C. Косогова, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.), интегративный подход к организации педагогического процесса в целом (B.C. Безруков, М. И. Берулава и др.), и в преподавании иностранных языков (ЛЛ Зеня, Л. К Клобукова., Н.Л. Московская), в частности, по психологии, теории и методике обучения иностранным языкам, технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (A.A. Леонтьев, И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов и др.), исследования, специально посвященные изучению роли иностранных языков в гуманитаризации образования (М. Л. Вайсбурд, Л. С. Выготский и др.), игре как феномену психологии (Б.Г. Ананьев, Ф. Фребель и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, опроса (беседа анкетирование, интервьюирование), диагностические (тестирование, обобщение независимых характеристик), обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение), пракси-метрические (анализ продуктов деятельности), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).

Организация и этапы исследования. Исследованием было охвачено на разных этапах эксперимента 143 человека (студенты педагогического университета). Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (информационно — поисковый, 2000;2002гг.) — подразумевал изучение научной литературы по теме исследования, формулировку проблемы и выделение основополагающих идей исследования, уточнение научного аппарата диссертации и подбор психолого-педагогических методик эксперимента.

Второй этап (констатирующий эксперимент, 2002;2003 гг.) — предусматривал анализ учебных программ, рассмотрение деятельности преподавателя иностранного языка в педвузе, проведение констатирующей диагностики. Экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих гуманизацию и гуманитаризацию педагогического процесса в педвузе.

Третий этап (преобразующий эксперимент, 2003;2004гг.) — включал в себя проведение преобразующего эксперимента, контрольной и итоговой диагностикиобобщение и теоретическое осмысление полученных данныхподготовку рекомендаций по программе обучения иностранному языку с позиций экзистенциально-гуманистического подхода, оформление исследования в виде диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлся Иркутский государственный: педагогический • университет (ИГЛУ), студенты дефектологического, исторического и психологического факультетов (143 человека).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманизация и гуманитаризация — важнейшие составляющие развития образования. Гуманитаризация воздействует на сознание, мышление людей, тогда как гуманизация определяет еще и поступки человека в его активности во всех сферах социального бытия. Таким образом, гуманитаризацию можно рассматривать как одно из важнейших средств гуманизации.

2. Изучение иностранного языка является одним из эффективных средств реализации идеи гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования, поскольку данная дисциплина как один из компонентов, создающих базу для гуманитаризации образования, позволяет помочь в становлении специалиста с гуманистической направленностью.

3. Система развития гуманистической направленности как одной из главных составляющих гуманитарной культуры личности основана на использовании личностно-ориентированных методов работы и групповых форм организации учебной деятельности студентов вуза. Она охватывает мотивационную, процессуальную и оценочную стороны деятельности обучающихся, тем самым обеспечивая становление у них комплекса гуманистических личностных качеств и ценностей, которые в совокупности и определяют гуманистическую направленность будущих учителей.

4. Наиболее значимыми параметрами гуманистической направленности личности будущего педагога являются: эмпатичность (сочувствие, сопереживаниеэмпатическое пониманиесодействие, сотрудничество) — уважительность (проявление чувства такта, мерыравноправное общение) — педагогический оптимизм (проявление веры в успехумелое поощрениебодрый жизнерадостный тон) — доброжелательность (положительное отношение к детямдоверие в отношении к ученикамспокойный тон в общении) — справедливость (отсутствие предпочтения одного ребенка другомуобъективность оценки поведения ученикаспособность преодолеть субъективные установки).

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

— определены педагогические условия реализации идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования, способствующие становлению гуманистической направленности посредством изучения иностранных языков;

— обосновано место и связь изучения иностранных языков с процессом реализации идеи гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования-.

— изучен потенциал иностранного языка как учебного предмета в контексте гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования;

— расширены научные представления о — возможности использования учебного предмета «иностранный язык» в становлении гуманистической направленности для реализации идеи гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— уточнено соотношение понятий гуманизации и гуманитаризации педагогического образования;

— выявлено влияние гуманистически ориентированной организации содержания, методов, форм и способов деятельности студентов на занятиях по иностранному языку на развитие у обучаемых личностных качеств, значимых для становления гуманитарной культуры будущего учителя.

— разработан практический курс интерактивного обучения иностранным языкам в структуре концепции гуманизации и гуманитаризации образования в педагогическом вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлена и представлена научно обоснованная совокупность эффективных форм и с способов? гуманитаризации педагогического образования средствами учебной дисциплины «иностранный язык». Основные положения и сделанные выводы могут использоваться для совершенствования содержания и повышения эффективности обучения иностранным языкамв педагогических вузах. Разработаныи реализованы программы курса «Ролевые игры» и «Иностранный язык длястудентов первого года обучения, ранее не. изучавших иностранный язык». Результаты и. выводы исследования могут быть использованы в практических занятиях педвуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью экспериментальной работыприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации. Репрезентативность экспериментальных данных подтверждена пролонгированным характером экспериментальной работы, показавшей эффективность предлагаемых научно-практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения: и результаты диссертационного исследования докладывались на межвузовских («К проблеме гуманизации и гуманитаризации высшего образования посредством 1 иностранного языка» (г. Иркутск 2002 г.), «Гуманистический подход к становлению будущего учителя» (г. Иркутск.

2003 г.)), региональных («Методические разработки по грамматике английского языка. Сборник тренировочных упражнений» (г. Иркутск 2001 г.)), всероссийских («Иностранный язык — одно из важнейших средств гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования» (г. Москва 2003 г.), «Гуманистический аспект изучения иностранного языка в вузе» (г. Москва 2003 г.)), международных («Анализ соотношений понятий „гуманизация“ образования с „гуманитаризацией“ образования» (г. Москва 2003 г.)) научных и научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (204 источника, в том числе 6 на иностранном языке) и приложения. Основной текст изложен на 170 страницах, содержит 9 таблиц, 17 рисунков и 3 схемы.

Выводы.

Анализ и обобщение результативности всей экспериментальной • работы по педагогическому обеспечению процесса реализации идеи гуманизации и гуманитаризации образования и гуманистической направленности личности будущего учителя при обучении иностранному языку показал, что основным фактором, обеспечивающим эффективность становления гуманистической направленности, является:

— диалогизм в обучении в системе субъект-субъектных отношений при активно-положительном стиле взаимодействия.

— интерактивные формы обучения, сюда мы относим методы критического мышления и игровую деятельность Основанием для данного утверждения служили следующие характеристики* игровой деятельности: -обучение происходит в деятельности- - присутствует постоянное общение- - эмоциональный подъем- - регламентированные временные рамки- - спонтанность- - развитие креативности.

Английский язык — представлен в содержании материалом, актуальным для различных сфер настоящей и потенциальной деятельности обучающихся. Этот материал включает знания, позволяющие адаптироваться в иноязычной среде, так называемый язык бытового общения, т. е. знания, позволяющие человеку участвовать в общении по поводу любой темы, интересной ему как личности: обсуждать проблемы семьи, социальные проблемы, проблемы студенческой жизни и т. д. Учебный материал по языку также включает профессионально-релевантные знания. Через игру, будущие учителя не только приобщаются к новому, но й начинают ориентироваться в окружающем миреполучают возможность сравнить, пересмотреть, определить для себя личностные ценности и целиопределяют общечеловеческие ценностиполучают актуальную информацию.

Педагогическая цель обучения иностранному языку — это есть приобщение учащихся к иноязычной культуре и становлению гуманитарной культуры через развитие гуманистической направленности личности студента и содействие в нахождении своей индивидуальной культурной ниши.

Терминальной результативностью экспериментальной работы по становлению гуманистической направленности как характеристики гуманитарной культуры будущих учителей стало очевидное повышение показателей конструктивного личностного роста учащихся. Также мы установили, что эффективность процесса реализации идеи гуманизации и гуманитаризации образования и становления гуманистической направленности будущего учителя за период обучения иностранному языку возрастает при соблюдении следующих педагогических условий:

— организация всего процесса обучения иностранному языку на основных положениях гуманистической концепции.

— осуществление конструктивного варианта саморазвития педагога;

— иностранный язык используется как средство общения, как средство обучения общению;

— использование коммуникативного метода в обучении способствует становлению у студентов гуманистических качеств личности- (целенаправленное обучение языку (языкам) ведет к становлению языковой личностиподтверждается важная роль изучения иностранного языка как фактора становления личности);

— личность самого преподавателя обладает гуманистическим потенциалом;

— использование нетрадиционных средств (игра) в обучении позволяет использовать субъект-субъектную модель взаимоотношений между преподавателем и студентами.

Нами выявлено противоречие в сфере подготовки учителей между потребностью гуманитарной подготовки специалистов и системой обучения, ориентированной на конкретную узкопрофильную область профессиональной деятельности. Применительно к лингвистической подготовкеэто противоречие между узкой профессионализацией курса иностранного языка и гуманитарным характером будущей профессиональной деятельности обучаемого, а также между дисциплинарным характером учебной деятельности, выражающимся в преподавании иностранного языка как дискретной дисциплины, и межпредметным характером профессиональной деятельности, предполагающем способность адекватно выражать себясоциально, профессионально, интеллектуально и эмоционально — средствами языка.

В данном исследовании мы пытались доказать, что дисциплина «иностранный язык» как один из компонентов, создающих базу для гуманитаризации образования, является предметом, позволяющим воспитать такого человека и специалиста, который смотрит на мир, социум и самого себя в этом социуме как неповторимое явление, высшую ценность. Иностранный язык является не только средством коммуникации с иноязычным обществом, но и орудием познания этого сообщества, позволяющим взирать на мир с новой точки зрения, осознавая его неисчерпаемость и богатство красок.

Заключение

.

Проблема гуманизации и гуманитаризации высшего образования стала проблемой современности. В работах последних лет этот вопрос обсуждается регулярно, но при всей его широкой известности реального воплощения во всех типах школ еще не достиг, так как в соответствии с идеями глобального образования является процессом более сложным и длительным в силу ряда следующих объективных и субъективных факторов:

1. Большинство вузов продолжает функционировать в нормативно-формирующей парадигме, что существенно отличается от принципов гуманистического образования.

2. Воспитательные ценности преподавателей, работающих в традиционных высших школах, расходятся с гуманистическими ценностями образования.

3. Процесс преобразования педагогической системы высшей школы на основе идей гуманизации образования должен носить радикальный характер-ведущий к перестройке всех уровней педагогической системы образовательного учреждения.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности, обогащением ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей.

Выполненная нами диссертационная работа вносит определенный вклад в разрешение названной проблемы, так как позволяет заполнить существующий в пространстве психолого-педагогических исследований пробел, связанный с отсутствием в системе вузовской профессионально-педагогической подготовки специально организованной работы по становлениюгуманистической направленности как важнейшей составляющей гуманитарной культуры учителя средствами иностранного языка.

Изучение наиболее распространенных в психолого-педагогической науке подходов к реализации идеи гуманизации и гуманитаризации обра. 165 зования, их диалектическое соотношение позволили нам доказать, что они находятся на стадии активного развития и становления.

Анализ философских и психолого-педагогических трудов отечественных и зарубежных авторов помог выделить принципы, на которых основываются концепциисоставляющие гуманизацию и гуманитаризацию высшего образованияконкретизировать представление о сущности и природе гуманизации и гуманитаризации высшего профессионально-педагогического. образования как наиболее человеческого направления в педагогике. Ее сущность раскрыта на основе осмысления этической категории «гуманизм» и педагогической интерпретации гуманизма как нравственной ценности, моральной нормы и принципа морали, деятельности учителя;

Изучение новейшей научной и практико-ориентированной литературы, посвященной вопросам гуманизации современного отечественного образования дало возможность выявить появляющиеся в нем гуманистические тенденции, созвучные с положениями личностно-центрированного подхода, и установить, что на сегодняшний день в российской психолого-педагогической науке и практике реально существуют гуманистически-ориентированные концепции, которые в своей совокупности способны стать альтернативой традиционной социодинамической парадигме. Эти концепции могут явиться основой для гуманистически-ориентированных преобразований в системе педагогической подготовки учителя.

Проведенное нами исследование реализации > идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования при изучении иностранного языка позволяет сделать следующие выводы:

— Выполненная экспериментальная работа подтвердила гипотетическое предположение о том, что задача гуманизации и гуманитаризации образования может быть решена в учебном процессе на материале дисциплин филологического цикла (на примере иностранного языка).

— Нашли свое подтверждение и уточнение условия, при которых становление исследуемого отношения протекает более успешно: — гуманистический подход в обучениииспользование гибких индивидуальных технологий обучения, обеспечение вариативности содержания, форм и методов* работы с учетом индивидуально-личностных особенностей и уровня развития студентовхарактер и содержание общения преподавателя и студентов построено на основе полисубъектного (диалогического) подходастимулируются процессы самопознания, активного осмысления ценностей педагогической деятельности.

— В ходе формирующего эксперимента * выявлены потенциальные возможности иностранного языка в решении идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образованияопределены этапы становления, их функциональное назначение, содержание, организационные: формы и конкретные пути реализации в процессе преподавания иностранного языка.

— В ходе исследования установлено, что с возрастанием уровня развитости гуманитарной культуры через становление гуманистической направленности, наблюдается усиление мотивации ученияинтерпретация объективного значения гуманистических ценностей приобретает личностный характерсовершенствуются" коммуникативные, экспрессивные, перцептивные, рефлексивные и другие педагогические способностиукрепляется гуманистическая направленность как важнейшая составляющая гуманитарной культуры личности будущего учителя.

В то же время, нами было установлено, что в педагогической теории проблема целенаправленной гуманизации и гуманитаризации ВПО посредством иностранного языка, еще не выступала в качестве самостоятельного предмета исследования. Анализ состояния проблемы в практике педагогического образования показал, что ни в системе вузовской подготовки, ни в системе повышения квалификации учителей не уделяется достаточного внимания развитию предмета иностранный язык как средства гуманизации и гуманитаризации ВПО.

Диагностические исследования, проведенные нами в достаточно репрезентативной группе студентов, выявили недостаточность, как необходимых для гуманизации образования научно обоснованных представлений о гуманистическом подходе, так и системообразующих личностно-профессиональных компонентов, составляющих основу гуманистическинаправленной личности.

Мы предположили (и в экспериментальной части исследования: эмпирически подтвердили), что изучение иностранных языков может способствовать реализации идеи гуманизации гуманитаризации образования, при реализации следующих педагогических условий обучения:

— гуманитарная дисциплина «иностранный язык», будет нацелена на становление гуманитарной культуры через развитие гуманистической направленности личности студента;

— содержание обучения иностранному языку будет акцентировано на привлечении материалов, связанных с понятиями культуры, истории, человеческих ценностей;

— в основе гуманитаризации (и гуманизации) образования должны лежать новые субъект-субъектные отношения ученика и учителя.

Так же, мы, теоретически обосновали и доказали практически, что терминальной результативностью проведенного исследования явилась очевидная гуманизация учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, участвовавшего в экспериментальной работе, что в частности, повлияло на повышение показателей личностного роста студентов, входивших во взаимодействие с теми учителями экспериментальных групп, которые находились на позициях гуманистического подхода и строили учебные и внеучебные коммуникативные отношения на основе диалога. Как показал мониторинг профессиональной деятельности выпускников, принимавших участие в нашем, эксперименте, перенос собственного опыта обучения в условиях гуманизации на учебно-воспитательные процессы школы помог достичь лучших результатов на параллели в учебной и воспитательной работе.

Экспериментальная работа подтвердила правомерность использования содержательно-процессуальных изменений в процессе вузовского обучения иностранному языку:

1. Нацеление иностранного языка на становление гуманистической направленности будущего специалиста и развития гуманитарной культуры студента;

2. Обогащение учебной программы разнообразными оригинальными и аутентичными играми и возможностями свободного выбора игр, средств, способовметодов для самоопределениядля развития ответственной свободы;

3. Использование потенциала ролевых игр для создания психологического климата открытости в группе и дляразвития техники речи будущих учителей;

4. Создание ситуации выявления и осознания студентами: личных мотивов, целей в изучении ИЯ, ответственности за свою учебную деятельность, выбора дальнейших своих действий.

При этом проведенная в системе вузовского профессионально-педагогического образования экспериментальная работа, обеспечила (посредством взаимосвязанного сочетания практических форм обучения с игровыми тренингами) создание условий, которые способствовали гуманизации процесса обучения и становлению гуманистической направленности У будущих учителей: в > количестве достаточном для оценивания результативности преобразующего эксперимента как позитивной.

Анализ результатов проведенного исследования (в том числе компаративное сопоставление данных, полученных в ходе итогово-констатирующей диагностики респондентов, составлявших экспериментальные группы в педагогическом университете), позволяют рассматривать во-первых, иностранный язык как отдельную гуманитарную систему и как подсистему культуры, а изучение иностранного языка как процесс, вовлекающий личность в творческое состояние в целом, активизирующий поиск новогово-вторых, дидактические (ролевые и деловые) игры, в их расширенном значении, как отдельные естественные гуманитарные системы и подсистемы языка иной культуры, расширяют и изменяют систему моделей мира личности обучающегося. Они являются и предметом и средством обучения, и основным средством достижения целей всего педагогического процесса.

Теоретические предположения и обоснования позволили описать этапы преобразующей экспериментальной работы, которая рассматривалась как взаимосвязующее звено между выдвинутыми нами теоретическими положениями и 5 педагогической действительностью. Проведенные теоретические и практические изыскания позволили определить несколько перспективных, на наш взгляд, направлений, которые могли бы стать основой для самостоятельных исследований. Так, мы считаем важным продолжение исследований, касающихся организации ценностно-смысловой насыщенности языкового материала в обучении иностранному языку как условию гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования.

В целом, проведенное диссертационное исследование дало возможность теоретически и практически подтвердить заявленные нами положения научной< гипотезы, позволило утвердиться в правильности избранной методологической основы, достаточно эффективно решить выдвинутые задачи и, в конечном итоге, реализовать поставленную цель. Мы в своем развитии прошли три фазы психологической перестройки: — формирование проблемного самосознания- - творческий поиск решения проблемы- - создание нового собственного опыта, его осознание и закрепление.

В конечном итоге, появление в современной школе корпуса педагогов с гуманистической направленностью может оказать заметное позитивное влияние не только на отечественное образование, но и на состояние общества, поскольку учителя осуществляют педагогическое взаимодействие с многомиллионной аудиторией, составляющей основу нового поколения российских граждан.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности реализации идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического образования при изучении иностранного языка подтвердилась. Цель исследования — выявление и теоретическое обоснование возможностей становления гуманистической направленности как характеристики гуманитарной культуры студентов посредством изучения иностранного языка в условиях педагогического вуза и создание соответствующей модели в практике вузовской подготовки достигнута.

Предпринятое исследование не претендует на полное освещение проблемы гуманизации и гуманитаризации образования при изучении иностранного языка. Необходимы дальнейшие исследования в этом направлении, в которых, как нам представляется, должно быть уделено внимание таким вопросам как: возможности внеаудиторной и самостоятельной работы педагогического вуза в аспекте данной проблемывыявление потенциала спецдисциплин в вопросе реализации идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. — Самара: БАХРАХ, 1999. — Т. 2: Хрестоматия. — С. 301 — 330.
  2. Г. Ю. Ваш интеллект: Тесты Ганса Айзенка для проверки коэффициента интеллектуальности /Сост. С. А. Касьянов. М.: ОЛМА-пресс, 1999. — 140 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  4. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.- 150 с.
  5. А. И. Миссия интеллигенции: Драма и надежды /А.И. Арнольдов- Ин-т педагогики соц. работы РАО, Науч.-исслед. центр МГУ культуры. М.: Грааль, 2001. — 90 с.
  6. М.Ж. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения / М. Ж. Арстанов, Ж. С. Хайдаров, П. И. Пидкасистый // Совр. выс.шк. М., 1982. — С. 117−132.
  7. С.И. Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1991.-90 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  9. В.Г. Пакет психодиагностических методик. Иркутск: И!'11, 1991.-170 с.
  10. Ю.Н. Западная рациональная традиция. Понятие «гу-манитарность». Русская университетская традиция. М., 1999. — 190 с.
  11. В.Г. Формирование и развитие интеграции в Российской Федерации. — Чебоксары, 2003. — 180 с.
  12. A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 20 с.
  13. Без духов В. П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема: Дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1995. — 397 с.
  14. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : Сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Безрукова. Свердловск: СИПИ, 1991. — Вып. 2. — 182 с.
  15. Е.П. Педагогическая подготовка учителя-филолога (Идеология. Содержание. Технология). М.: Валент, 1996. — 102 с.
  16. А.П. Профессионально-техническая подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации в средних профтехучилищах: Метод, указания исследователям ВНИИ проф.-техн. образования. Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1983. — 36 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди / Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. / Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Мн.: Прамеб, 1997. — 384 с.
  18. М.Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. — Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — С. 30 — 44.
  19. И.С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50 90-е годы): Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2000. — 187 с.
  20. B.C. От наукоучения — к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  21. М.З. К проблеме базового уровня по иностранному языку в средней школе // Ин.яз. в школе. 1990. — № 5. — С. 6.
  22. Бим И. П. Реализация межпредметных связей в курсе методики преподавания иностранного языка // Повышение качества теоретическойподготовки студентов будущих учителей иностранного языка. — М., 1985. -132 с.
  23. И.В. Становление системных идей в науке и философии. М.: ВНИИСИ, 1980. — 54 с.
  24. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1.-304 с.
  25. Л.И. Теоретические основы интеллектуального воспитания учащихся в обучении. Омск: ОмГПУ, 2002. — 205 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
  27. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.28- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личносто-ориентированного образования // Педагогика. -1997. № 4. — С. 11−17.
  28. Е.В. Педагогическая культура как общеизвестная и личная ценость // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37.
  29. Г. А. Гуманитарное образование: традиции и новации: Ежегод. межвуз. науч.-метод. конф. 14−15 фев. 2001 г.: Тез. докл. -СПб.: СПбГУП, 2000. 313 с.
  30. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей : Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1998. — 14 с.
  31. Н.Ю. Интегративный подход в обучении русскому языку иностранных студентов технического вуза : Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1992.-21 с.
  32. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. — С. 67 — 92.
  33. СЛ. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. СПб., 1997. — С. 19- 27.
  34. С.Л. Гуманистические основы личностно- ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. СПб, 1996. — Вып. I. — С. 91 -99.
  35. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997. — 68 с.
  36. С.Л. Основные зарубежные психологические концепции XX века (теория). СПб.: Образование, 1996. — 46 с.
  37. Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М: Знание, 1985. -64 с. — (Новое в жизни, науке, технике- № 8).
  38. Д. В поисках свободного Бога // Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. СПб., 1995. — С. 106 — 110.
  39. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
  40. А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. Л.И. Анцы-феровой. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  41. З.И. Изучение личности школьника учителем. -М.: Педагогика 1991. 135 с.
  42. М.Л. Методы обучения. Выбор за вами. // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 29−34.
  43. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Изд-во К. Н. Тихомирова, 1911−1912. — Т. II. — С. 380 — 393:
  44. В.Г., Попов Е. Б. Социально-психологические проблемы гуманизации образования // Информ. бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб, 1995. — № 4. — С. 4−11.
  45. И.П. Цель одна-дорог много. Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  46. Вотруба JI. O взаимоотношениях между преподавателем и студентом //Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1973. С. 10−25.
  47. JI. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 512 с.
  48. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 35 — 44.
  49. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. — Вып. 2. — С. 30−31.
  50. А.И. С того берега// Собр. соч.: В 30 т. М., 1955. — Т. 6. -С. 110- 125.
  51. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  52. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 60 с.
  53. А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. — 359 с.
  54. В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. яз. / Под ред. и с предисл. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 2000. — 397 с.
  55. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  56. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Личностно-центрированное образование и гуманистический подход: Курс лекций (рукопись). М.: РИПКРО- Иркутск: БМЦПК, 1996.-150 с.
  57. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.: ГИС, 1956.-408 с.
  58. А .Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2001. — 360 с.
  59. Н.С. Пути демократизации школы // Советская педагогика. 1991, № 12. С. 3.
  60. Д. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М: Просвещение, 1971. — 560 с.
  61. Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 1994.-17 с.
  62. Г. В. Язык и личность: Учеб. пособие. Харьков: ХГУ, 1991.-68 с.
  63. С.И. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущего учителя: Дис,. .канд. пед. наук. М.: 1997. 193 е.
  64. В.И. Формула гармонии. Красноярск: Бонус, 2001.65 с.
  65. В.И. Гуманная педагогика и духовный мир учителя: Материалы межрегион, науч.-практ. семинара / Науч. ред. В. И. Загвязинский. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2001. — 199 с.
  66. В.В. О педагогическом интеллектуализме. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — С. 57−70.
  67. Л.Е. О разработке интегративного курса для углубленного изучения иностранного языка // Ин. яз в школе. 1991. — № 2. — С. 18 — 21.
  68. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  69. И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Ин. яз. в школе. 1991. — № 2. — С. 10 — 12.
  70. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. -1997.-№ 5-С.316.
  71. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Белгород, 1993. -217 с.
  72. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Индивидуально-типологический подход: Дис. д-ра психол. наук. М., 2001. — 368 с.
  73. Д.Н. Обучение и игра : Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителей. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Флинта, 1998. — 191 с.
  74. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  75. И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. Т.6.-М., 1966.-345 с.
  76. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  77. .П. Профессиональное становление преподавателя гуманитарного вуза (теоретические аспекты). Хабаровск: 1997. 135с.
  78. М.В. Методы активного обучения. М.: Высш.шк., 1999. -175 с.
  79. Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы: Дис. .д-ра пед. наук. М. 1995. -435 с.
  80. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 1999.-387 с.
  81. И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994. — С.37−45.
  82. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. -М.: Наука, 1990.- 103 с.
  83. Я. Как любить ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.-350 с.
  84. А.С. Педагогические основы самовыражения как фактора становления будущего учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Хабаровск, 2000. 363 с.
  85. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамПТИ, 1994. — 165 с.
  86. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш. шк., 1990. 140 с.
  87. В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). -2-е изд., испр. М.: Логос- СПб.: Алетейя, 1998. — 357 с.
  88. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., — 1967. — 158 с.
  89. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.
  90. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-315 с.
  91. Ю.Н. Технократия и гуманизм // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., 1995. — № 4. — С. 8 — 11.
  92. Лао Цзы и Конфуций Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. Дзэн-буддизм- йога и традиции индуизма- суфизм. М., 1994. — Вып. 1−4.
  93. K.M. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 393 с.
  94. K.M. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и их роль в формировании современного специалиста: Метод, рекомендации. Киев: УМКВО, 1991. — 79 с.
  95. В.П. Проблемы образования в контексте гуманизма.// Философские проблемы гуманизма: Сб. науч. тр. Ярославль, 1992. — С. 99.
  96. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 240 — 390.
  98. Д.А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. — С. 3−18.
  99. А.М. Содержание образования: конфликт парадигм // Перемены. 2000. — № 3.
  100. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 278с.
  101. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семи-осфера — история. — М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 447 с.
  102. Л.К. Интегративный подход к обучению иностранным языкам: Учеб. пособие. Уфа: БГУ, 1995. — 75 с.
  103. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
  104. А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.
  105. В. А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград: Изд-во1. ВГУ, 1998.-56 с.
  106. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — G. 11 — 18.
  107. B.C. Личность и общество: Учеб. пособие для спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990. — 90 с.
  108. Р.П. Теория и практика обучения английскому языку. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.-159 с.
  109. Р.П. Обучение иностранным языкам в вузовский период подготовки специалиста: Сб. науч.-метод. ст. / Под ред. Р. П- Мильруда. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. 52 с.
  110. К. Взаимоотношения учителя и учащихся и их влияние на характер и результаты учебного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент: 1973. 26 с.
  111. Г. И. Особенности коммуникативного потенциала личности школьного педагога. // Профессионализм общения. / Тезисы докладов республиканской науч.-практ. конф-ции. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1993. С. 5.
  112. О.В. Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников : Автореф. дис. канд. пед. наук. — Омск, 1997. 22 с.
  113. Н.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. 170 с.
  114. Г. В. Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы: Тез. докл. Всерос. науч.-практ.конф., 21−23 сент. Редкол.: F.B. Мухаметзянова и др. Казань: Ин-т сред, проф. образования РАО.- - 1998. — 244 с.
  115. МышкинаН.Л. Межкультурная коммуникация на рубеже веков: Материалы конф. Редкол.: Н. Л. Мышкина (отв. ред.)[и др. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2000. — 102 с.
  116. М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы: Автореф. дисд-ра пед. наук. Казань, 1998. — 35 с.
  117. Л.А. Педагогическая культура учителя // В помощь начинающему учителю. педагогическая культура учителя Даугавпилс, 1990.-с. 30.
  118. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 41 — 47.
  119. Л.Г. Проблемы переходности. Россия в мире. Новосибирск: Сиб. УПК, 2000. — 287 с.
  120. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология. Личность: Тексты. М., 1982. — С. 106 — 108.
  121. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 — 19.
  122. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  123. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  124. Е.И. Урок иностранного языка. М., 1989. — 208 с.
  125. H.A. Методологические аспекты личностно- профессионального роста педагога.: Монография. Иркутск: Изд-во ГлавУНО, 1997. — 104 с.
  126. И.В. Инновация в подготовке учителя: Учеб. пособие. Куйбышев: КГПИ, 1990. — 114 с.
  127. В.А. Личность как субъект активности // Психология личности. Самара, 1999. — Т.2: Хрестоматия. — 544 с.
  128. М.И. Гуманизм: опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. М.: Мысль, 1964. — 335с.
  129. В.В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг: Сб. сценариев. / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая шк., 1998. — 464 с.
  130. . Психология интеллекта: Пер. М. И др.: Питер, 2003. -191 с.
  131. Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1985.
  132. В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. М., 1997.- 190 с.
  133. O.JI. Становление личности. Актуальные концепции.: Монография. Иркутск: ИГПУ, 1997. — 132 с.
  134. Подлиняев О Л- Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: Дис. д-ра пед. наук. Хабаровск: Изд-во XI НУ, 1999. — 349 с.
  135. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  136. М.В., Пономарева В. В. Проблемы страноведения. -М., 1999.-216 с.
  137. Рабочая книга практического психолога (Работающих с персоналом) / Под ред. A.A. Деркач. М. Изд-во ин-та психотерапии, 2001. — 630 с.
  138. Н.Ф. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тез. докл. всерос. науч. конф., 5−7 апр. 1994 г. Санкт-Петербург. СПб.: Образование, 1994. — Вып. 1. — 168 с.
  139. K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.): Тексты. — М., 1986. — С. 201 — 230.
  140. K.P. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. 1993. — № 5 — 6. — С. 18 — 23.
  141. С.JI. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Политиздат, 1969. — С. 248−374.
  142. Ж.- Ж. Эмиль или о воспитании // Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — С. 19 — 592.
  143. . П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов: Сборник. — М., 1989. — С. 319 — 344.
  144. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки- 1996. — 238 с.
  145. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен. М.: Педагогика, 2002. — 129 с.
  146. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб: РГПУ, 1996. — 350 с.
  147. Н.Н. Сочинения: В 4 т. СПб.: Наука, 2001 — Т. 4: Статьи и очерки- Из публицистики. — 653 с.
  148. С ластенин В .А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 6 — 9.
  149. Словарь иностранных слов.-15-е изд., испр.-М.:Рус.яз., 1988.-608с.
  150. A.M. Методы активного обучения. М.: Высш.шк., 1999. — 175с.
  151. Л.Ф. Трудовое воспитание в сельской школе. -М.: Просвещение, 1979. 223 с.
  152. A.M. Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе.-Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1999. — 204 с.
  153. М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  154. А.И. «Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы»: (Опыт мониторинга). СПб.- М., 2000. — 408 с.
  155. Сулейманова 3. F. Гуманистически ориентированная модель образовательного процесса школы с национально-региональным компонентом / Сост.: Сулейманова 3.F. Гимназия г. Сибая. Уфа: Изд-во Башк. инта развития образования, 2002. — 95 с.
  156. А.П. Проблемы гуманитаризации образования: Сб. науч. ст. / РГПУ им. А. И. Герцена- Науч. ред. А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — 95 с.
  157. В.И., Троицкий Ю. Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс. 1997. — № 3-—4.
  158. Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук: Казань: Волго-Вятская гос. служба, 1999. — 41 с.
  159. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер бук, 2001. -414 с.
  160. А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития: Учеб. пособие. М.: РАГС, 1995. — 93 с.
  161. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.
  162. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. M.- JL, 1950. — Т. 8. — С. 59 — 89.
  163. E.JI. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис.. д-ра пед. наук. — Хабаровск, 1998. 387с.
  164. E.JI. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: Монография. Иркутск: ИГПУ, 1997. —
  165. JI. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955.-Т. 1.-С. 178−205.
  166. С.К. Текст в обучении иностранному языку // Ин.яз. в шк.- 1991.-№ 3.
  167. C.JI. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя. М., 1993. — С. 12−36.
  168. В. Доктор и душа / Пер. с англ. A.A. Бореева. СПб.: Ювента, 1997. — 288 с.
  169. Ф. Будем жить для своих детей : Ст., советы и рекомендации: Пер. с нем. / Сост. и авт. предисл. JI. М. Волобуева.1. М.: Карапуз, 2001. 287 с.
  170. Э. Мужчина и женщина. М.: Изд-во ACT, 1998. — 512с.
  171. И. Человек играющий: Ст. по истории культуры: Пер. с нидерланд. М.: Айрис-пресс, 2003. — 486 с.
  172. . H.K. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 37 с.
  173. В.Д. Проблемы гуманизации современного образования. Кстово: НФВИУ, 2003−40 с.
  174. М.Г. Интеграция науки: Филос. очерк. — М.: Мысль, 1981.-276 с.
  175. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  176. В.И. Деловая игра как средство формирования психологического климата в студенческом коллективе:: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб: СпбГУ.1992. 16 с.
  177. С.Т. Педагогические сочинения. М.: АН РСФСР, 1995. -Т. 4.-328 с.
  178. Л.А. Практический курс по основным разделам грамматики английского языка для технических вузов: Учеб. пособие. -М.: ЛАТМЭС, 1995.-93 с.
  179. ШибутаниТ. Социальная психология /Пер с англ. В. Б. Ольшанского. М.: ACT- Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 534 с.
  180. E.H. Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Под ред. E.H. Шия-нова, C.B. Недбаевой. М.: Илекса- Армавир: Ставропольсервисшкола, 2003.-303 с.
  181. В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. -505 с.
  182. С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М.: Новая шк., б.г. (1993). — 76 с.
  183. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993.- 154 с.
  184. JI.B. Преподавание языков в школе: Общ. вопр. методики: Учеб. пособие. М.: Academia 2002. — 148 с.
  185. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-496 с.
  186. И.М. Учителю об искусстве общения: Учеб. пособие. -Фрунзе: Мектеп, 1990. — 42 с.
  187. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 115 с.
  188. Ellington Н. Addinal F., Percival F. Games and Simulations in Science Educations.-London, 1981.
  189. Kooij R. Groot R., That’s all in the Game: Theory and Research, Practice and Future of Children’s Play.-Rheintetten, 1977.
  190. Mangam I. Relation ships/at work: A matter of Tension and Toler-ance//Personal Relationships/Edit by S. uck and R. Gil-mour/London, 1981.Vol.Studyng Personal Relationships. P. 197−214.
  191. Powers B. Instructor excellence Mastering the delivery of training Bob Powers- Forew. by Malcolm S. Knowles. San Francisco: Jossey-Bass Cop. 1992.
  192. Richards J. C. Reflective teaching in second language classrooms / Jack C. Richards, Charles Lockhart. -(Методика преподавания английского языка как неродного в школах зарубежных стран). Cambridgeetc.: Cambridge univ. press 1996.
  193. Sandberg A. Goteborg studies in educational sciences. 189. Vuxnas lekvarld: En Studie om vuxnas erfarenheter av lek Anette Sandberg Goteborg: Acta Univ. gothoburgensis Cop. 2002.
Заполнить форму текущей работой