Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению
Диссертация
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические предпосылки изучения и формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе
- 1. 1. Характеристика процесса подготовки старших дошкольников к школе
- 1. 2. Готовность старших дошкольников к речевому общению как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Сущностная характеристика речевого общения
- 1. 4. Модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
- Выводы по главе 1
- Глава. ТТ. Педагогический эксперимент по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению
- 2. 1. Описание педагогического эксперимента
- 2. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению
- 2. 3. Педагогические условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
- Выводы по главе II
Список литературы
- Абдалина JI.B. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / JI.B. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 327 с.
- Абдалина JI.B. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации : монография / JI.B. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008.-239 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 232 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1996. — 376 с.
- Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. М. Анищенко. -М., 1979.- 16 с.
- Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11.
- Арушанова А. Истоки диалога / А. Арушанова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. — 1999. — 11.
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. М.: Педагогика, 1980.-80 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 192 с.
- Бадмаев Б.Д. Психология обучения речевому мастерству / Б. Д. Бадмаев, А. А. Малышев. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 224 с.
- Безруких М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы / М. М. Безруких // Народное образование. — 2006. — № 7. С. 110−115.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста : практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -64 с.
- Богуславская Н.Е. Веселый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург: АРГО, 1997.- 192 с.
- Бодалев А.А. Познание человека человеком / А. А. Бодалев. — СПб.: Речь, 2005.-324 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. 435 с.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии: сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. —С. 132−142.
- Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию / Л. И. Божович // Изв. АПН РСФСР. Вып. 3. -1946.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика : метод, пособие / Т. В. Буденная. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.- 64 с.
- Ванюхина Г. А. Принцип языкового филогенеза в организации артикуляционных игр дошкольников / Г А. Ванюхина // Логопед. — 2005. -№ 4.-С. 28−38.
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Т. Павлова, Е. Ю. Катаева. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.-544 с.
- Венгер Л.А. Психологические особенности шестилетних детей / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. -М.: Просвещение, 1985. 159 с.
- Венгер JI.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. -М.: Знание, 1994. 192 с.
- Вершловский С.Г. Андрогогика: этапы становления / С. Г. Вершловский // Новые знания. 1998. — № 2. — С. 28—37.
- Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте : практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Пед. о-во России, 2003. — 240 с.
- Волков Б.С. Детская психология : психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: АПО, 1994.-84 с.
- Волкова Н.В. Формирование лексико-семантического компонента у дошкольников / Н. В. Волкова // Практическая психология и логопедия. 2008. — № 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. В. Запорожца. М., 1982. — Т. 2. — 504 с. — 1984.-Т. 4.-432 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
- Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание / С. В. Герасимов // Вопр. психологии. 1994. — № 3. — С. 58−93.
- Горькова Л.Г. Скоро в школу : регион, программа предшкол. воспитания, обучения и развития с посещением образоват. учреждения 2−3 дня в неделю / Л. Г. Горькова. Воронеж: ВОИПКРО, 2006. — 168 с.
- Гребенникова И.С. Формирование речеязыковой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно ориентированного обучения : дис. .канд. пед. наук / И. С. Гребенникова — Тамбов, 2006. 223 с.
- Гребенюк О.С. Общие основы педагогики : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения : кн. для учителя / B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Комплекс-Центр, 1993. — 176 с.
- Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. — М., 1992.
- Детская речь: проблемы и наблюдения: межвузов, сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1989. — 159 с.
- Детство: программа развития и воспитания в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
- Долгих С.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Долгих. Воронеж, 2005.
- Дорононова Т. Речевое развитие дошкольников через игру / Т. Дорононова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 8. — С. 15−27.
- Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста / М. Б. Елисеева // Логопед. 2005. — № 4. — С. 8−28.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников : дети с общим недоразвитием речи: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество // Избр. тр.: Исследование по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998.-366 с.
- Жукова А.В. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников / А. В. Жукова // Практическая психология и логопедия. 2008. — № 4 (33). — С. 58.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1963. 176 с.
- Журова JI.E. Обучение грамоте в детском саду / JI.E. Журова. — М.: Педагогика, 1978.- 151с.
- Занько С.Ф. Игра и учение : теория-, практика и перспективы игрового обучения: в 2-х ч. / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников, С. М. Тюнникова. -М.: АПО, 1992. Ч. 2. — 141 с.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школьному обучению старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. -С. 37−42.
- Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии / А. В. Запорожец. М., 1975.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. — С. 37—47.
- Зимняя Н.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / Н. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Иванов С.Ф. Речевой слух и культура речи / С. Ф. Иванов. М.: Просвещение, 1970.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
- Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Т. В. Антонова, А. Г. Арушанова. — М.: Новая школа, 1995. 34 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Педагогика, 1981. — 244 с.
- Казьмина Е.Г. Психологические условия и факторы профессионального самоопределения будущих рабочих (на примере студентов профессионального колледжа): автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. Г. Казьмина. Тамбов, 2006.
- Калмыкова Л.А. Преемственность в формировании грамматиIческого строя речи дошкольников и младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Калмыкова. — М., 1982. — 21 с.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков : популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. -Грозный, 1988.
- Канунникова Е.О. Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста (на примере детей с ОНР): ди.. канд. пед. наук / О. Е. Канунникова. Курск, 2007. — 193 с.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994.
- Кедров Б.М. Классификация наук / Б. М. Кедров — под ред. Н. В. Пилипенко. М., 1985. — 543 с.
- Климанова Л.Ф. Методическое пособие к комплекту «Азбука первоклассника» : кн. для учителя / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 96 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Козин С.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях : автореф. дис.. канд. пед. наук (на материале школ-пансионов г. Москвы) /С.В. Козин. — М., 1998. -24 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика / А. С. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2007. — 416 с.
- Колесникова И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания : Петербургская концепция / И. А. Колесникова,
- Л.С. Нагавкина, Е. Н. Барышников. СПб., 1994. — С. 4−5.
- Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения : автореф. дис.. капд. психол. наук / А. В. Колосовская. — М., 2000. — 16 с.
- Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду : автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Г. Копытина. М., 1993. — 20 с.
- Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма ¦ организации жизни дошкольников / Г. Г. Кравцов // Игра и развитие личности дошкольника. М.: Педагогика, 1990. — С. 11−18. /
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова-- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. —, М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок : психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. М.: Знание, 1987. — 77 с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? /В.В. Краевский. — Волгоград: Перемена, 1996.-85 с.
- Краткий психологический словарь / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.- Рыбинск, 1993. — 134 с.
- Кудрявцев В.Т. Ребенок-дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. 1995. — № 9−10. — С. 33−37.
- Кульневич СВ. Педагогика личности: от концепций до технологий / С. В. Кульневич. — Ростов н/Д, 2001. — 160 с.
- Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М .: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 560 с.
- Лаврикова Т.В. Практическая педагогика : технология личностной ориентации / Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский. — Архангельск: Пресс А, 1999.- 176 с.
- Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1977.
- Ладыженская Т.А. Живое слово : Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Левина Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» / Р. Е. Левина // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / под ред. А. С. Прангшвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1978.-Т. З.-С. 249−254.
- Лемяскина НА. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. Воронеж, 2000. — 195 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. 214 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-287с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности : некоторые проблемы общей речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1965. — 245 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. -М.: Просвещение, 1997. 151 с.
- Лисина М.Л. Общение, личность и психика ребенка / М. Л. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. — 2-е изд. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-384 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. Л. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. Л. Лисина, Г. П. Капчеля. — Кишинев: Штиинца, 1987. 136 с.
- Львова С.И. Язык в речевом общении : кн. для учащихся / С. И. Львова. М.: Смысл, 1992.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-319 с.
- Максимова А.А. Учим общаться детей 6—10 лет : метод, пособие / А. А. Максимова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 78 с.
- Максаков А.И. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи / А. И. Максаков // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 140— 153.
- Максаков А.И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. — М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. М.: Академия", 2002. — 256 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7−10 лет / И. И. Мельникова. Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 142 с.
- Меерович М.И. Технология творческого мышления : практ. пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрыгина. Минск: Харвест — М.: ACT, 2000.-432 с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984.-239 с.
- Михайленко Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -М., 1991.-45 с.
- Михайлова М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей' подготовительной группы детского сада : автореф. дис. канд. психол. наук / М. В. Михайлова. — СПб., 2002. 17 с.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. -М., 2000.
- Мудрик А.В. Общение в коллективе школьников / А. В. Мудрик // Советская педагогика. — 1978. — № 9.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456 с.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. МГУ. Психология. 1988. -№ 1. — С. 50−61.
- Немов Р.С. Психология : учеб. для студентов пед. вузов: в 3-х кн. / Р. С. Немов М.: ВЛАДОС, 2005. Кн. 2. — 687 с.- кн. 3. — 640 с.
- Нижегородцева Н.В. Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач системы дошкольного образования / Н. В. Нижегородцева // Педагогический вестник. 1997. — № 1. — С. 64−69.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
- Никифорова Т.Н. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Никифорова. Якутск, 2008. — 20 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Информ: Триволона, 1995. 357 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. — М.: Изд -во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.
- Общение между детьми в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной.-М., 1978.
- Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.
- Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2001.-288 с.
- Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1980. — 271 с.
- Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / А. А. Павлова // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1992. — С. 48−53.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. СПб. :f1. СОЮЗ, 1997.-250 с.
- Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Рос. пед. агентство, 1996.— 603 с.
- Педагогика / В. А. Сластенин и др. М., 1998. — 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2003. — 523 с.
- Пенина С.Н. Организация предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно ориентированных средств : дис. .канд.пед. наук: / С. Н. Пенина. — Тамбов, 2007.-214 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1993.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М., 1996. — 269 с.
- Поваляева М.И. Справочник логопеда / М. И. Поваляева. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 445 с.
- Подласый, И.П. Педагогика : новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1977. — 200с.
- Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 5−15.
- Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский и др.. -М., 1993.
- Программа и методика развития речи детей в детском саду / под ред. О. С. Ушаковой. М.: АПО, 1994. — 63 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. С. Васильевой. — М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 137 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / под ред. О. М. Дьяченко. — Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ГНОМ и Д, 2000. — 96 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс — пер. с англ.- общ. ред. Е. И. Исениной. -М., 1994. 480 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 186−195.
- Рубинштейн С.Л. О воспитании привычек у детей / С.Л. Рубинштейн-М.: Просвещение, 1996.
- Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Е. В. Селезнева — под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных1 систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М., 1995. — 192 с.
- Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие1 для студентов высш. пед. учеб. зав. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Слободчиков В.И. Психология человека : введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду / Ф. А. Сохин // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1958. — С. 37−45.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин — под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984. — С. 202−206.
- Степанова Е.В. Коммуникативная готовность дошкольников к учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Степанова. М., 1999. — 22 с.
- Струнина Е.М. Развитие словаря детей / Е. М. Струнина // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984.— С. 153−160.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е. В. Субботский. М.: Смысл, 1976.
- Талызина Н.Ф. Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н.Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой / Моск. ун-т, факультет психологии // Начальное образование в России / под ред. В. В. Давыдова. М.: Школа, 1994. — С. 58−60.
- Татаринова И.А. Игровые приемы развития фонематических процессов у младших школьников / И. А. Татаринова // Логопед. 2005. -№ 4.-С. 122−126.
- Тимофеева Л.Л. Мир загадок / Л. Л. Тимофеева. Орел, 2005.
- Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности): учеб. пособие / Л. Л. Тимофеева. М.: Пед. о-во России, 2006. — 112 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1981.-357 с.
- Тумакова Г. А. Формирование представлений о звуковой форме слова / Г. А. Тумакова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 192—202.
- Уварова Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе : автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Уварова. Самара, 2000. — 20 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Успенский М.Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить : в 3 кн. Кн. 2: Пособие по развитию речи: для дошкольников и младших школьников / М. Б. Успенский, Л. П. Успенская. М.: Астрель: ACT — СПб.: СпецЛит, 2002. — 431 с.
- Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский и др. М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
- Ушакова О.С. Развитие связной речи / О. С. Ушакова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1984.-С. 169−181.
- Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве : дис.. докт. пед. наук / О. С. Ушакова. — М., 1996. — 400 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2003. — 288 с.
- Ушинский К.Д. Вопросы воспитания // Избр. пед. соч. / под ред. проф. В. Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1953. — 640 с.
- Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма : занятия для дошкольников в учреждениях дополн. образования / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
- Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения / Н. А. Федосова // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 9.-С. 40−44.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. — 590 с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М., 1989.
- Фульга Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность / Р. Т. Фульга // Коммуникативный метод иноязычной речевой деятельности. — Воронеж: ВГПИ, 1982. С. 14−19.
- Хачатрян Э.В. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и место системных знаний в этом процессе : автореф.. канд. пед. наук / Э. В. Хачатрян. Ереван, 1993.-21 с.
- Хомченкова М.В. Дифференцированный подход в условиях развивающего обучения / М. В. Хомченкова // Психолого-педагогические проблемы преподавания основ наук в современной школе: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2008.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки их предупреждение / С. Н. Цейтлин. -М., 1982.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок : лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чейпи Д. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе: пер. с англ. / Д. Чейпи. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 128 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шипицина Л.М. Азбука общения : развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина и др.. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
- Шишлова Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам / Е. С. Шишлова. М., 1996.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки : социально-нравственное воспитание / Т. А. Шорыгина. — М.: Книголюб, 2005. — 80 с.
- Щедровицкий Г. П. Структурный анализ и моделирование ложных систем / Г. П. Щедровицкий // Проблемы исследования систем и структур. ~ М.: АН СССР, 1965.-232 с.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука. Ленингр. отд., 1974. -428 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — С. 212−228.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. -М., 1978.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 465 с.
- Методика Е. Торренса на определение вербальной креативности Задания № 1−3. Вопросы, причины, следствия.
- В первых трех заданиях ребенку необходимо показать, насколько хорошо он умеет задавать вопросы, когда хочет выяснить что-либо, насколько хорошо умеет догадываться о причинах и последствиях различных событий. Предлагается картинка.
- Задание № 1. Вопросы. Необходимо придумать и назвать как можно больше вопросов, которые помогли бы точно понять, что происходит на картинке.
- Задание № 2. Причины. Почему произошло то, что нарисовано на рисунке? Надо придумать как можно больше причин происходящего.
- Задание № 3. Следствия. Что может произойти потом? Надо придумать как можно больше последствий изображенного на рисунке.
- Задание № 4. Улучшение предмета. Предлагается рисунок игрушечного слона. Надо улучшить его, придумать как можно больше оригинальных и необычных способов изменения слона для того, чтобы детям с ним стало интереснее играть.
- Задание № 5. Необычное использование. Предлагается придумать, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки.
- Задание № 6. Необычные вопросы. Предлагается придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки, которые вызывали бы интерес к ним у окружающих.
- Задание № 7. Необычная ситуация. Предлагается картинка, на которой нарисована невероятная ситуация. Надо представить, что эта ситуация все-таки случилась и пофантазировать, что бы тогда произошло. Предложить как можно больше вариантов.
- Для качественной характеристики количественных значенийв Т-баллах) Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности Е. Торренс предлагает следующую таблицу:1. Т-баллы Характеристика
- Очень высоко (превосходно)66.70 Выше нормы61.65 Несколько выше нормы40.60 норма35.39 Несколько ниже нормы30.34 Ниже нормы30 Очень низко