Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки изучения и формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе
    • 1. 1. Характеристика процесса подготовки старших дошкольников к школе
    • 1. 2. Готовность старших дошкольников к речевому общению как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Сущностная характеристика речевого общения
    • 1. 4. Модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
  • Выводы по главе 1
  • Глава. ТТ. Педагогический эксперимент по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению
    • 2. 1. Описание педагогического эксперимента
    • 2. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению
    • 2. 3. Педагогические условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
  • Выводы по главе II

Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детейотсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению. В связи с этим, повышаются требования к системе дошкольного образования детей, актуализируя необходимость дальнейшего изучения и совершенствования процесса подготовки дошкольников к обучению в школе, включая формирование готовности к речевому общению. Это предполагает также специальное внимание к вопросу профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В современных исследованиях отмечается, что готовность дошкольников к обучению родному языку и речи по-прежнему является сложной, многогранной проблемой перехода ребенка от дошкольного к школьному образу жизни (В.В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, B.C. Мухина, Г. Г. Петроченко, В. В. Репкин и др.), решение которой детерминирует не только успешность освоения детьми школьных знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, но и в целом — продуктивность их школьной и социальной адаптации.

Несмотря на имеющиеся исследования вопроса подготовки старших дошкольников к школьному обучению (Г.П. Белякова, Ф. Г. Даскалова, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Б. Михайлова, C. J1. Рубинштейн, Н. В. Серебрякова, Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, О. С. Ушакова и др.), проблема речевого общения дошкольников все еще остается за пределами должного исследования, что затрудняет управление данным процессом.

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблема готовности ребенка к обучению в школе достаточно активно исследуется в психолого-педагогической литературе. Готовность рассматривают как многогранное развитие личности ребенка (JI.A. Венгер, А. В: Запорожец, Г. М. Лямина, Г. Г. Петроченко, Т. В. Тарунтаев и др.), как соответствие уровня развития дошкольника требованиям школьного обучения, то есть содержанию, методам, условиям обучения (А.А. Люблинская, Н. Н. Поддьяков, А. И. Сорокина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). Однако, готовность к школьному обучению в исследованиях важно рассматривать не только как определенный уровень интеллектуального, нравственного, волевого и др., но и речевого развития дошкольника, где I последний представляет собой процесс установления и поддержания дошкольником межличностного контакта и является для него не только средством получения знаний, но и саморазвития (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Гребенникова, B.C. Мухина, Е. Е. Кравцова и др.). На это указывал А. Н. Леонтьев, отмечая, что речь как своеобразная деятельность не стоит в ряду с другими видами деятельности, она занимает центральное место в процессе психического развития ребенка.

Имеющиеся работы по готовности к школе (П.Я. Гальперин, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, Н. Ф. Талызина, Л. Л. Тимофеева, Д. Б. Эльконин и др.) раскрывают или интеллектуальную готовность (А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Э. В. Хачатрян pi др.) — или физиологическую (физическую) готовность (А.И. Захарова, А. С. Спиваковской, М. М. Кольцовой, Т. В. Фадеевой и др.) — или нравственно-волевую готовность (Д.Б. Эльконин, JT.JI. Стрелкова, А. Д. Кошелева, Е. О. Смирнова и др.) и гораздо реже затрагивают непосредственные вопросы теории и практики подготовки старшего дошкольника к речевому общению.

В связи с этим возникают следующие противоречия между: —потребностью школы, общества в дошкольнике, подготовленном к обучению в школе и отсутствием целостной системной организации данного процесса в предшкольной подготовке;

— потребностью дошкольника успешно общаться со сверстниками и педагогами и недостаточным вниманием в дошкольных учреждениях к вопросам его готовности к речевому общению;

— важностью подготовки дошкольника к речевому общению и отсутствием модели, неразработанностью педагогических условий процесса формирования готовности старших дошкольников к речевому общению.

Совокупность противоречий позволила определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в предшкольной подготовке.

В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению».

Обьект исследования — процесс подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе.

Цель исследования — разработать модель и выявить педагогические условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе. Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологические особенности старшего дошкольного возраста как предпосылки, позволяющие оптимизировать развитие речевого общения в процессе подготовки к обучению в школе.

2. Выявить и обосновать структуру, содержание, критерии и уровни готовности дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе.

3. Разработать и апробировать модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению.

4. Разработать программу работы с детьми по формированию готовности к речевому общению.

5. Разработать комплексную программу работы с родителями и педагогами по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению.

6. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию ценностей, знаний, умений, навыков и качеств дошкольника, обеспечивающих его готовность к речевому общению.

Гипотеза исследования: формирование готовности старших дошкольников к речевому общению будет эффективным, если:

— психологические особенности старшего дошкольного возраста рассматриваются как предпосылки для развития речевого общения и позволяют оптимизировать процесс подготовки к обучению в школе и развитие личности дошкольника;

— выявленные и обоснованные структура, содержание, критерии и уровни готовности дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе способствуют адаптации и их успешному обучению в школе, а также более полноценному развитию личности ребенка;

— разработанная модель формирования готовности дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе реализуется в контексте гуманистического, личностно-деятельностного, системного подходов;

— разработанные программы работы с детьми, родителями и педагогами отражают целесообразность структуры, содержания, форм, методов, средств их обучения по формированию готовности к речевому общениюпедагогические условия (переориентация образовательного процесса на реализацию личностно ориентированного подходасистемность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно ориентированного обученияготовность педагогического коллектива к реализации комплексной программы обучения дошкольников речевому общениюпсихолого-педагогическая компетентность родителейсоздание развивающей образовательной средыработа «Школы для родителей и педагогов») способствуют формированию ценностей, качеств, знаний, умений и навыков дошкольника, обеспечивающих его готовность к речевому общению.

Теоретико-методологической основой исследования являются: -гуманистический поход, ориентированный на развитие внутреннего мира ребенка, на психолого-педагогическую поддержку его личностного роста (К. Роджерс, А. Маслоу и др.);

— личностно-деятельностный подход к исследованию готовности человека к деятельности (JI.B. Абдалина, Е. Д. Божович, Е. О. Канунникова, В. А. Сластенин, и др.);

— системный подход к изучению и функционированию образовательных процессов (Н.И. Вьюнова, П. Я. Гальперин, С. М. Годник, В. А. Сластенин и др.) — теория личностно-ориентированного обучения и развития личности (Е.В. Бондаревская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теория речевой деятельности, раскрывающая концептуальные подходы к речевому общению ребенка (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. А. Леонтьев и др.).

Методы исследования: теоретико-методологические — теоретический анализ общей, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованиясравнительный анализэмпирические — наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий, формирующий эксперименты, включающие качественный и количественный анализ результатов.

Опытно-экспериментальная база. Исследование осуществлялось набазе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Воронежа — № 20 (50 человек), № 35 (45 человек), Школы студии комплексного развития «Гармония» (55 человек) — Центра развития ' и подготовки детей к школе (25 человек) г. Лиски Воронежской области.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.)> уточнялась проблема исследования, определялась ее актуальность, разрабатывался понятийный аппарат, проводился анализ теоретической литературы, осмысливалась, концепция личностно-деятельностного, системного, гуманистического подходов к обучению применительно к речевому общению дошкольников.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, уточнялись цель, предмет, гипотеза исследования, основные положения эксперимента, разрабатывался диагностический инструментарий, проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась технология и методика педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2005 — 2009 гг.) была организована опытно-экспериментальная работа (педагогический эксперимент). Анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены и обоснованы структура, содержание, критерии и уровни готовности дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе;

— разработана и экспериментально проверена модель формирования готовности дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе в контексте гуманистического, личностнодеятельностного, системного подходов;

— разработана программа работы с детьми «Пять шагов», способствующая формированию готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе, включающая диагностический, содержательный, аналитический блоки;

— разработана комплексная программа работы с родителями и педагогами по формированию готовности дошкольников к речевому ' общению;

— обоснованы и апробированы педагогические условия, J способствующие формированию совокупности ценностей, знаний, умений, навыков общения и личностных качеств дошкольника.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в теорию развития готовности дошкольников к обучению: расширены имеющиеся теоретические представления о феномене готовности к речевому общению — определена его структура, выделены мотивационно-ценностный, операционально-содержательный, эмоционально-волевой компоненты, разработана модель, а также проанализированы психологические особенности старшего дошкольного возраста как предпосылки, позволяющие оптимизировать развитие речевого общения в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школетеоретически обоснована необходимость и возможность формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в процессе подготовки к обучению в школе с учетом уровня сформированное&tradeу них основных компонентов готовности и соблюдения педагогических условий. Результаты исследования могут служить основой оптимизации процессов подготовки старших дошкольников к эффективному обучению в школе и целостному развитию личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что модель, программа «Пять шагов» работы с детьми, комплексная программа работы с родителями и педагогами по формированию готовности к речевому общению могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, психолого-педагогических центрах. Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении спецкурса по подготовке дошкольников к обучению в школе в процессе подготовки будущих учителей начальной школы, при подготовке воспитателей дошкольных учреждений в системе повышения квалификации и переподготовки работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Апробация работы и внедрение результатов.

Основные идеи исследования обсуждались на заседаниях кафедры социологии, психологии и теории социальной работы РГСУ (филиал в г. Воронеже, 2006 — 2008 гг.) — на научно-практических конференциях: международного уровня «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (2008, Воронеж) — Всероссийского и регионального уровня «Семья на современном этапе развития российского общества: проблемы и перспективы» (2008, Воронеж), «Психолого-педагогические проблемы преподавания основ наук в современной школе» (2007, Воронеж). Результаты исследования используются в дошкольных образовательных учреждениях № 20, № 35 в учреждениях дополнительного образования (Центр Творчества Детей и Юношества, студия комплексного развития.

Гармония"), в Центре развития ребенка «Умница», в Центре подготовки детей к школьному обучению в г. Лиски Воронежской области).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется методологическими основами исследованияподбором диагностических методик, адекватных структурным компонентам исследуемых объектов, взаимодополняющими методиками исследования, соответствующими цели, объекту, предмету и задачам исследованияполучением экспериментальных данных на достаточно большой по объему выборкеположительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистической обработкой полученных данных, успешным внедрением результатов исследования в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре готовности детей к речевому общению, под которой г мы понимаем совокупность ценностей, качеств, знаний и умений взаимодействия с окружающими, обеспечивающих адаптацию, успешную t учебную деятельность и развитие личности ребенка в целом, выделены следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой. Мотивационно-ценностный включает: интерес к речи — желание выслушать собеседника, задавать вопросы (коммуникативный мотив) — потребность овладеть умениями и навыками речевого общениястремление к самовыражению — направленность на взаимодействие с окружающими (социальный мотив) — содержательно-операциональный компонент — совокупность умений, позволяющих извлекать информацию из источников соответствующего уровня, владение нормами и правилами родного языка (освоение культуры звучащего слова, активного лексикона, грамматического строя речи, структуры высказывания, структуры предложения и слова, умение последовательно, выразительно построить рассказ или пересказ с соблюдением норм языка) — эмоционально-волевой компонент — сформированность внеситуативно-личностной формы общения дошкольников со взрослыми (инициативность, умение совместно планировать действия в речевом общении), произвольно-кооперативно-соревновательной формы общения со сверстниками (умение договариваться, умение влиять на организацию действий другого человека с помощью речи) — произвольности поведения — сформированность внутренней позиции ученика и выстраивание в соответствии с этим своего поведения.

2. Модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению, включающая: методологические подходы (гуманистический, личностно-деятельностный, системный) — цель (формирование готовности старших дошкольников к речевому общению) — компонентыкритерии сформированности готовности старшего дошкольника к речевому общению- (активность ребенка, интерес к речевому взаимодействию, и стремление к самовыражению* средствами общениязнания и умения ребенка осуществлять речевое общениепроизвольность поведения ребенка и преобладающая форма общения) — уровни сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению (низкий, средний, высокий) — программу работы с детьми «Пять шагов" — формы (фронтальные и индивидуальные) — методы (наглядные, игровые, словесные, практические) — средства (личностно ориентированные ситуации) — прогнозируемый результат.

3. Программа работы с детьми «Пять шагов» по формированию готовности к речевому общению реализуется в следующих блоках — диагностический, содержательный, аналитический.

Диагностический блок направлен на изучение и анализ основных критериев готовности старших дошкольников к речевому общению и включает в себя ряд методик, беседы, наблюдения, анкетирование и пр.

Содержательный включает мотивационный, информационный, формирующий, взаимосодействующий шаги-стадии: мотивационный шаг («я хочу»), направленный на формирование устойчивого интереса к речи у детей. Задачи: сформировать интерес к речевому общению в виде умений высказываться, рассуждать, обращаться к партнеру-сверстнику с вопросами, отвечать на его вопросыразвивать речевую активность в виде умений начать, завершить разговорнаучить вербально и невербально проявлять, инициативу, активность в общениинаучить детей устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми в виде умений слушать и понимать собеседника, эмоционально сопереживать емусформировать умение адекватного использования речевых и неречевых средств общенияразвивать произвольность поведения;

— информационный («я знаю, как»), направленный на обогащение детей, родителей и педагогов системой знаний^ в области речевого общения. Задачи: сформировать у детей, родителей и педагогов представление о культуре общения, речевом этикетеформировать, умения применять правила речевого этикета напрактикенаучить детейвысказывать свою точку зрения, свои просьбы с помощью средств речевого этикета;

— реализующий («я умею»), направленный на формирование у детей умений и навыков, способов и приемов эффективного' речевого общения. Задачи: сформировать звуковую культуру языка, словарный состав, грамматический строй речиумение построить рассказ или пересказразвивать словесно-логическое мышлениесформировать умения устанавливать причинно-следственные связиезашюсодействующий («мы делаем»), направленный на совершенствование уже приобретенных знаний, умений, их применение на практике. Задачи: закрепить базовые коммуникативные умения и навыки, усвоенные на предыдущих этапахсформировать умения и навыки межгруппового взаимодействиясовершенствовать умения, и навыки сознательного регулирования собственного поведения.

Аналитический блок был ориентирован на диагностику и анализ за динамикой роста уровня готовности дошкольника к речевому общению, а также выявление эффективности разработанной программы.

4. Комплексная программа работы с родителями, педагогами по формированию готовности старших дошкольников к речевому общению, включающая информационно-диагностический, обучающий, самопрезентативный блоки, отражающие динамику роста психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в области представлений о психологических и половозрастных особенностях старших дошкольниковтеоретических знаний о сущности речевого.

6, общенияречевых умений и навыковкоммуникативности в целом.

5. Совокупность педагогических условий, способствующих формированию готовности дошкольников к речевому общению: переориентация образовательного процесса на реализацию личностно ориентированного подходасистемность и систематичность. целенаправленной работы по реализации личностно ориентированного обученияготовность педагогического коллектива к реализации комплексной программы обучения речевому общениюпсихолого-педагогическая компетентность родителейсоздание развивающей образовательной средыработа «Школы для родителей и педагогов».

Выводы по главе II.

С целью выявления эффективности разработанной в исследовании модели формирования готовности старших дошкольников к речевому общению был проведен педагогический эксперимент, включающий: констатирующий, формирующий, результативный этапы.

Педагогический эксперимент осуществлялся в рамках комплексной программы «Пять шагов», ведущей целью и прогнозируемым результатом которой явилось повышение уровня подготовленности ребенка к эффективной трансляции своих мыслей, чувств, знаний об окружающем мире с помощью речи на основе устойчивого интереса к взаимодействию, а также целостное развитие личности ребенка. Программа включила три блока: диагностический, содержательный, аналитический. Диагностический блок направлен на изучение и анализ основных критериев готовности старших дошкольников к речевому общению и включает в себя ряд методик, беседы, наблюдения, анкетирование и пр.

Содержательный блок включал мотивационпый («я хочу»), информационный («я знаю, как»), реализующий («я умею»), взаимосодействующий («мы делаем») шаги-стадии:

— мотивационпый шаг («я хочу»), направленный на формирование устойчивого интереса к речи у детей. Задачи: сформировать интерес к речевому общению в виде умений высказываться, рассуждать, обращаться к партнеру-сверстнику с вопросами, отвечать на его вопросыразвивать речевую активность в виде умений начать, завершить разговорнаучить вербально и невербально проявлять инициативу,' активность в общениинаучить детей устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми в виде умений слушать и понимать собеседника, эмоционально сопереживать емусформировать умение адекватного использования речевых и неречевых средств общенияразвивать произвольность поведения.

— информационный («я знаю, как»), направленный на обогащение детей, родителей и педагогов системой знаний в области речевого общения. Задачи: сформировать у детей, родителей и педагогов представление о культуре общения, речевом этикетеформировать умения применять правила речевого этикета на практикенаучить детей высказывать свою точку зрения, свои просьбы с помощью средств речевого этикета.

— реализующий («я умею»), направленный на формирование у детей умений и навыков, способов и приемов эффективного речевого общения. Задачи: сформировать звуковую культуру языка, словарный состав, грамматический строй речиумение построить рассказ или пересказразвивать словесно-логическое мышлениесформировать умения устанавливать причинно-следственные связи.

— взаимосодействующий («мы делаем»), был ориентирован на совершенствование уже приобретенных знаний, умений, их применение на практике. Задачи: закрепить базовые коммуникативные умения и навыки, усвоенные на предыдущих этапахсформировать умения и навыки межгруппового взаимодействиясовершенствовать умения и навыки сознательного регулирования собственного поведения.

Аналитический блок был ориентирован на диагностику и наблюдение за динамикой роста уровня готовности дошкольника к речевому общению, а также выявление эффективности разработанной программы.

Эффективность педагогического эксперимента, а также разработанной модели и педагогических условий оценивалась по динамике роста, совершенствования компонентов и уровней готовности старших дошкольников к речевому общению в двух срезах: исходном и завершающем. Педагогический эксперимент подтвердил прогрессивную динамику роста уровней готовности: на высоком уровне в экспериментальной группе динамика роста составила одиннадцать процентов, на среднем — четырнадцать процентов, низкий уровень готовности у дошкольников снизился в экспериментальной группе на двадцать пять процентов. Кроме того, отслеживалась динамика изменений, преобразований личностных качеств ребенка — уверенности в себе, креативности, старательности, усидчивости, аккуратности, внимательности, работоспособности, устойчивости в регуляции действий.

Поскольку развитие всегда детерминировано различного рода условиями, обстоятельствами, в которых оно происходит, в исследовании на основе анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, собственного опыта работы и проведенного педагогического эксперимента выявлена совокупность педагогических условий: переориентация образовательного процесса на реализацию личностно ориентированного подходасистемность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно ориентированного обученияготовность педагогического коллектива к реализации комплексной программы обучения речевому общениюпсихолого-педагогическая компетентность родителейразвивающая образовательная средаработа «Школы для родителей и педагогов».

В совокупности выявленные условия эффективно влияли на формирование активности ребенка, интереса к речевому взаимодействию, стремление к самовыражению средствами общения, на формирование знаний и умений ребенка осуществлять речевое общение, на развитие произвольности его поведения и формы общения. Как подтвердила экспериментальная работа, условия формирования готовности старших дошкольников к речевому общению в значительной степени обеспечивали личностное развитие дошкольника, формирование у него таких качеств: аккуратность, внимательность, уверенность в себе, доброжелательность, креативность, старательность, дисциплинированность, работоспособность.

Реализация разработанной модели, эффективность которой проверена экспериментальным путем, способствовала успешному формированию готовности старшего дошкольника к речевому общению. Проведенное диссертационное исследование в целом подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу и доказало эффективность разработанной модели формирования готовности старших дошкольников к речевому общению. Вместе с тем, полученные в ходе исследования теоретико-методологические выводы и прикладные результаты задают направления дальнейшей научной разработки проблемы формирования готовности дошкольников к речевому общению, определяют перспективы их практического использования.

Заключение

.

Проведенное исследование, посвященное проблеме формирования готовности старших дошкольников к речевому общению, позволило решить основные задачи, которые были поставлены в начале работы, и подтвердить гипотезу.

Методологическими основами настоящего исследования явились: основные положения системного, личностно-деятельностного, гуманистического подходов. Системный подход позволил представить готовность старших дошкольников к речевому общению как многогранное и «многоуровневое образование, формирование которого обусловлено различного рода детерминантами. Соответственно, процесс формирования готовности старшего дошкольника к речевому общению представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов обучения и воспитания, представляющих единое целое и направленных на достижение качественной подготовки ребенка и включает: цель, содержание, организационные формы и методы обученияуровень готовности дошкольника к речевому общениюподготовленность педагогических кадров, а также педагогические условия.

В личностно-деятельностном подходе личность ребенка рассмотрена как активный субъект деятельности, которая сама (личность), формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер и успешность этой деятельности и общения.

Цель воспитания в рамках гуманистического подхода ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

В настоящем исследовании готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка, где последний представляет собой процесс установления и поддержания дошкольником межличностного контакта и является для него не только средством получения знаний, но и саморазвития.

Для выявления содержания понятия «готовность старших дошкольников к речевому общению» в предшкольной подготовке изучались следующие, сопряженные с ней понятия — речевая активность, речевое поведение, речевая деятельность и собственно речевое общение.

Под готовностью старших дошкольников к речевому общению мы понимаем совокупность ценностей, качеств, знаний и умений взаимодействия с окружающими, обеспечивающих адаптацию, успешную учебную деятельность и развитие личности ребенка в целом.

На основе анализа педагогической и психологической литературы выявлены основные компоненты в структуре готовности старших дошкольников к речевому общению: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой.

Мотивационно-ценностный компонент в структуре готовности старшего дошкольника к речевому общению включает интерес к речи: умение выслушать собеседника, задавать вопросыжелание овладеть умениями и навыками речевого общениястремление к самовыражению: умение устанавливать взаимоотношения с окружающими и позитивно относиться к нимличностная устремленность, обеспечивающая формирование своего социального «я». Данный компонент соединяет в себе игровую, коммуникативную, социальную, познавательную мотивацию, сформированность которой характеризует процесс осознания дошкольниками своего социального «я» и начало формирования внутренней позиции школьника.

Содержательно-операциональный компонент состоит из знаний, составляющих базу для осуществления ребенком преобразований, направленных на формирование готовности к речевому общениюсистему умений, способствующих формированию готовности к речевому общению, обеспечивающий подготовку дошкольника к принятию информации определенного, а не любого вида, который управляет его познавательной активностью. Раскрывается через знания норм и правил родного языкаосвоение культуры звучащего слова, словарного состава, грамматического стоя речи, структуры высказывания, структуры предложения и слова, умение последовательно, выразительно построить рассказ или пересказ с соблюдением грамматических норм.

Эмоционально-волевой компонент предполагает сформированность внеситуативно-личностной формы общения дошкольников со взрослыми и произвольно-кооперативно-соревновательной со сверстниками, уверенность в себе в процессе общения с окружающимиумение влиять на организацию действий другого человека с помощью речиумение совместно планировать действия в речевом общениипроизвольность, как необходимое слагаемое готовности к речевому общениюнравственный и волевой аспекты готовности к речевому общениюсформированность внутренней позиции ученика и выстраивание в соответствии с этим своего поведенияпроизвольное и осознанное отношение к речеязыковой действительности.

Для оценки уровней сформированности готовности дошкольников к речевому общению были выделены критерии: активность ребенка, интерес к речевому взаимодействию, и стремление к самовыражению средствами общениязнания и умения ребенка осуществлять речевое общениепроизвольность поведения ребенка и преобладающая форма общения. На основе выявленных компонентов и с учетом критериев их проявления сформулированы характеристики трех уровней готовности старших дошкольников к речевому общению: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень готовности к речевому обучению старших дошкольников характеризуется речевой пассивностью, отсутствием интереса к речевому общению, несформированной внутренней позицией учениканеумением построить связное описание, рассказодносложными высказывания. Дошкольник в потоке речи не выделяет и не дифференцирует большинство основных лингвистических единиц, представления не систематизированы. Не включается в деятельность по речевой инструкции взрослого, требуются неоднократные объяснения задания, подсказкине сформирован самоконтроль. Преобладающая форма речевого общения — ситуативно-деловая.

Средний уровень характеризуется проявлением невысокой речевой активности, наличием желания у дошкольника стать школьником, которое связано с большей ориентацией на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизнидошкольник принимает, но недостаточно ¦ понимает учебную задачу в речевой области знанийзатруднения в использовании имеющихся средств языка на практикеспособен к построению речевого высказывания, но не всегда соблюдает последовательность в изложении событийимеются грамматические ошибкидошкольник умеет включаться в деятельность по речевой инструкции, но у него недостаточно развит самоконтроль в выполнении действияПреобладающая форма речевого общения — внеситуативно-познавательная.

Высокий уровень готовности к речевому общению характеризуется не только определенной степенью сформированности средств языка у дошкольника, но также умением и навыком свободно пользоваться этими средствами в целях общениявысокой степенью речевой активностисформированной внутренней позицией ученика, желанием дошкольника стать школьником, которое связано с учебно-познавательными мотивами, способностью к произвольному и осознанному построению речевого высказывания. Дошкольник умеет последовательно, точно, выразительно и плавно строить рассказ или пересказ с соблюдением грамматических норм, правильно, отчетливо произносит звуки родного языка, умеет дифференцировать звуки речи (фонематический слух) и последовательно выделять их из слова. Включается в работу по речевой инструкции взрослого, принимает помощь, взрослого. Преобладающая форма речевого общения — внеситуативно-личностная.

С учетом цели и задач разработана и апробирована модель, формирования готовности старших дошкольников к речевому общению, включающая: цельметодологические подходыкомпонентыкритерииуровни сформированности готовности старших дошкольников к речевому общению (низкий, средний-, высокий) — содержательно-технологическое обеспечение (программа работы с детьми «Пять шагов») — формы и методы (наглядные, игровые, словесные, практические) — средства (личностно ориентированная ситуация) — прогнозируемый результат.

Научная обоснованность настоящей модели представлена наличием четкой цели ее создания и функционирования — это не только формирование готовности старших дошкольников к речевому общению, но и целостное развитие личности ребенка, особенно ее коммуникативной сферы. Модель формирования, готовности старших дошкольников к-речевому общению с одной стороны отвечает социальному заказу общества, с другой стороны — потребностям личности^ дошкольника. В основе процесса формирования, готовности старших дошкольников к речевому общеникг лежат субъект.-субъектные взаимодействия педагога и ребенка, которые помогали дошкольникам мобилизовать .свои силы, для решения проблем и саморазвитияспособствовали созданию педагогических условий, раскрывающих индивидуальные способности ребенкаобеспечивали формирование субъективного опыта каждого дошкольника. Основным средством проявления личностных способностей дошкольников в образовательном процессе явилось создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной). В эксперименте были созданытакие ситуации, в. которых ребенку требовалось искать и обнаруживать смысл общения, анализировать его, выбирать творческий вариант решения проблемы. В такой ситуации формировался субъективный опыт речевого общения ребенка. Сущность личностно ориентированной ситуации, которая основывалась на реализации трех основных характеристик: жизненной контекстности, диалогичности и игровом взаимодействии ее участников (задача — диалог — игра). В структуру личностно ориентированной ситуации подготовки ребенка к речевому общению вошли: предметное содержание, состав и функции участников ситуативного взаимодействия, варианты развития ситуации и ее движущие силы и механизмы. В исследовании выделены основные положения дидактического обеспечения: организация материала по обогащению знаний, формированию умений и навыков речевого общения с позиций отражения и обогащения содержания субъектного опыта дошкольниковнаправленность упражнений, игр, заданий на преобразование ценностей, знаний, умений и навыков речевого общения старших дошкольниковнеобходимость согласования социально задаваемых в педагогическом процессе норм и правил деятельности, в том числе познавательной, с позицией дошкольника как субъекта собственной жизниобеспечение сбалансированности «контроля — самоконтроля» и «оценки — самооценки» результатов и учебно-воспитательного процесса.

Была разработана комплексная программа работы с родителями и педагогами, включающая информационно-диагностический, обучающий, самопрезентативный блоки, отражающие динамику роста психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в области представлений о психологических и половозрастных особенностях старших дошкольниковтеоретических знаний о сущности речевого общенияречевых умений и навыковкоммуникативности в целом.

В исследовании выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию ценностей, качеств, знаний, умений и навыков дошкольника, обеспечивающих его готовность к речевому общению. К ним отнесены: переориентация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на реализацию личностно ориентированного подходасистемность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно ориентированного обученияготовность педагогического коллектива к реализации комплексной программы обучения речевому общениюпсихолого-педагогическая компетентность родителейразвивающая образовательная средаработа «Школы для родителей и педагогов».

Педагогический эксперимент по внедрению разработанной модели показал, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, значительно вырос высокий и средний уровни готовности старших дошкольников к речевому общению.

Таким образом, настоящее диссертационное исследование, проведенное с соблюдением всех необходимых требований методологии и педагогической науки в целом, подтвердило выдвинутую гипотезуубедительно доказало эффективность разработанной модели формирования готовности старших дошкольников к речевому общениюподтвердило позитивную взаимозависимость выделенных педагогических условий и роста уровней готовности дошкольников к речевому общению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.B. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / JI.B. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 327 с.
  2. JI.B. Профессиональное развитие педагога в системе повышения квалификации : монография / JI.B. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008.-239 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 232 с.
  4. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1996. — 376 с.
  5. О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. М. Анищенко. -М., 1979.- 16 с.
  6. А. Сверстники: обучение диалогу / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11.
  7. А. Истоки диалога / А. Арушанова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. — 1999. — 11.
  8. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. М.: Педагогика, 1980.-80 с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 192 с.
  10. .Д. Психология обучения речевому мастерству / Б. Д. Бадмаев, А. А. Малышев. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 224 с.
  11. М.М. Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы / М. М. Безруких // Народное образование. — 2006. — № 7. С. 110−115.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
  13. Н.Р. Психология личностного роста : практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -64 с.
  14. Н.Е. Веселый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург: АРГО, 1997.- 192 с.
  15. А.А. Познание человека человеком / А. А. Бодалев. — СПб.: Речь, 2005.-324 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. 435 с.
  17. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии: сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. —С. 132−142.
  18. Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию / Л. И. Божович // Изв. АПН РСФСР. Вып. 3. -1946.
  19. Т.В. Логопедическая гимнастика : метод, пособие / Т. В. Буденная. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.- 64 с.
  20. Г. А. Принцип языкового филогенеза в организации артикуляционных игр дошкольников / Г А. Ванюхина // Логопед. — 2005. -№ 4.-С. 28−38.
  21. Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Т. Павлова, Е. Ю. Катаева. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.-544 с.
  22. Л.А. Психологические особенности шестилетних детей / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. -М.: Просвещение, 1985. 159 с.
  23. JI.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. -М.: Знание, 1994. 192 с.
  24. С.Г. Андрогогика: этапы становления / С. Г. Вершловский // Новые знания. 1998. — № 2. — С. 28—37.
  25. .С. Психология общения в детском возрасте : практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Пед. о-во России, 2003. — 240 с.
  26. .С. Детская психология : психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: АПО, 1994.-84 с.
  27. Н.В. Формирование лексико-семантического компонента у дошкольников / Н. В. Волкова // Практическая психология и логопедия. 2008. — № 4.
  28. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533 с.
  29. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А. В. Запорожца. М., 1982. — Т. 2. — 504 с. — 1984.-Т. 4.-432 с.
  30. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
  31. С.В. Познавательная активность и понимание / С. В. Герасимов // Вопр. психологии. 1994. — № 3. — С. 58−93.
  32. Л.Г. Скоро в школу : регион, программа предшкол. воспитания, обучения и развития с посещением образоват. учреждения 2−3 дня в неделю / Л. Г. Горькова. Воронеж: ВОИПКРО, 2006. — 168 с.
  33. И.С. Формирование речеязыковой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно ориентированного обучения : дис. .канд. пед. наук / И. С. Гребенникова — Тамбов, 2006. 223 с.
  34. О.С. Общие основы педагогики : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.
  35. B.C. Культура педагогического общения : кн. для учителя / B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  36. Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Комплекс-Центр, 1993. — 176 с.
  37. Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. — М., 1992.
  38. Детская речь: проблемы и наблюдения: межвузов, сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1989. — 159 с.
  39. Детство: программа развития и воспитания в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
  40. С.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Долгих. Воронеж, 2005.
  41. Т. Речевое развитие дошкольников через игру / Т. Дорононова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 8. — С. 15−27.
  42. М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста / М. Б. Елисеева // Логопед. 2005. — № 4. — С. 8−28.
  43. Л.Н. Формирование речи у дошкольников : дети с общим недоразвитием речи: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
  44. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159с.
  45. Н.И. Язык речь — творчество // Избр. тр.: Исследование по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998.-366 с.
  46. А.В. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников / А. В. Жукова // Практическая психология и логопедия. 2008. — № 4 (33). — С. 58.
  47. Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1963. 176 с.
  48. JI.E. Обучение грамоте в детском саду / JI.E. Журова. — М.: Педагогика, 1978.- 151с.
  49. С.Ф. Игра и учение : теория-, практика и перспективы игрового обучения: в 2-х ч. / С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников, С. М. Тюнникова. -М.: АПО, 1992. Ч. 2. — 141 с.
  50. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школьному обучению старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. -С. 37−42.
  51. А.В. Общение как проблема общей психологии / А. В. Запорожец. М., 1975.
  52. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. — № 4. — С. 37—47.
  53. Н.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / Н. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  54. С.Ф. Речевой слух и культура речи / С. Ф. Иванов. М.: Просвещение, 1970.
  55. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  56. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Т. В. Антонова, А. Г. Арушанова. — М.: Новая школа, 1995. 34 с.
  57. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Педагогика, 1981. — 244 с.
  58. Е.Г. Психологические условия и факторы профессионального самоопределения будущих рабочих (на примере студентов профессионального колледжа): автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. Г. Казьмина. Тамбов, 2006.
  59. Л.А. Преемственность в формировании грамматиIческого строя речи дошкольников и младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Калмыкова. — М., 1982. — 21 с.
  60. И.Р. Таинственный мир звуков : популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  61. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. -Грозный, 1988.
  62. Е.О. Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста (на примере детей с ОНР): ди.. канд. пед. наук / О. Е. Канунникова. Курск, 2007. — 193 с.
  63. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994.
  64. .М. Классификация наук / Б. М. Кедров — под ред. Н. В. Пилипенко. М., 1985. — 543 с.
  65. Л.Ф. Методическое пособие к комплекту «Азбука первоклассника» : кн. для учителя / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 96 с.
  66. Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  67. С.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях : автореф. дис.. канд. пед. наук (на материале школ-пансионов г. Москвы) /С.В. Козин. — М., 1998. -24 с.
  68. С.А. Дошкольная педагогика / А. С. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, 2007. — 416 с.
  69. И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания : Петербургская концепция / И. А. Колесникова,
  70. Л.С. Нагавкина, Е. Н. Барышников. СПб., 1994. — С. 4−5.
  71. А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения : автореф. дис.. капд. психол. наук / А. В. Колосовская. — М., 2000. — 16 с.
  72. М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду : автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Г. Копытина. М., 1993. — 20 с.
  73. Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма ¦ организации жизни дошкольников / Г. Г. Кравцов // Игра и развитие личности дошкольника. М.: Педагогика, 1990. — С. 11−18. /
  74. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова-- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. —, М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  75. Г. Г. Шестилетний ребенок : психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. М.: Знание, 1987. — 77 с.
  76. В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? /В.В. Краевский. — Волгоград: Перемена, 1996.-85 с.
  77. Краткий психологический словарь / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  78. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб.- Рыбинск, 1993. — 134 с.
  79. В.Т. Ребенок-дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. 1995. — № 9−10. — С. 33−37.
  80. СВ. Педагогика личности: от концепций до технологий / С. В. Кульневич. — Ростов н/Д, 2001. — 160 с.
  81. Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М .: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 560 с.
  82. Т.В. Практическая педагогика : технология личностной ориентации / Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский. — Архангельск: Пресс А, 1999.- 176 с.
  83. Т.А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1977.
  84. Т.А. Живое слово : Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  85. Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» / Р. Е. Левина // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / под ред. А. С. Прангшвили и др. Тбилиси: Мецниереба, 1978.-Т. З.-С. 249−254.
  86. НА. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. Воронеж, 2000. — 195 с.
  87. А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  88. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
  89. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-287с.
  90. А.А. Слово в речевой деятельности : некоторые проблемы общей речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  91. Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. -М.: Просвещение, 1997. 151 с.
  92. М.Л. Общение, личность и психика ребенка / М. Л. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. — 2-е изд. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-384 с.
  93. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. Л. Лисина. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  94. М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. Л. Лисина, Г. П. Капчеля. — Кишинев: Штиинца, 1987. 136 с.
  95. С.И. Язык в речевом общении : кн. для учащихся / С. И. Львова. М.: Смысл, 1992.
  96. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-319 с.
  97. А.А. Учим общаться детей 6—10 лет : метод, пособие / А. А. Максимова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 78 с.
  98. А.И. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи / А. И. Максаков // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 140— 153.
  99. А.И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. — М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  100. В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. М.: Академия", 2002. — 256 с.
  101. А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  102. И.И. Развитие речи. Дети 7−10 лет / И. И. Мельникова. Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 142 с.
  103. М.И. Технология творческого мышления : практ. пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрыгина. Минск: Харвест — М.: ACT, 2000.-432 с.
  104. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984.-239 с.
  105. Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -М., 1991.-45 с.
  106. М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей' подготовительной группы детского сада : автореф. дис. канд. психол. наук / М. В. Михайлова. — СПб., 2002. 17 с.
  107. М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. -М., 2000.
  108. А.В. Общение в коллективе школьников / А. В. Мудрик // Советская педагогика. — 1978. — № 9.
  109. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456 с.
  110. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т. А. Нежнова // Вестн. МГУ. Психология. 1988. -№ 1. — С. 50−61.
  111. Р.С. Психология : учеб. для студентов пед. вузов: в 3-х кн. / Р. С. Немов М.: ВЛАДОС, 2005. Кн. 2. — 687 с.- кн. 3. — 640 с.
  112. Н.В. Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач системы дошкольного образования / Н. В. Нижегородцева // Педагогический вестник. 1997. — № 1. — С. 64−69.
  113. Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  114. Т.Н. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Никифорова. Якутск, 2008. — 20 с.
  115. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Информ: Триволона, 1995. 357 с.
  116. Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. — М.: Изд -во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.
  117. Общение между детьми в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной.-М., 1978.
  118. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М., 1990.
  119. Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2001.-288 с.
  120. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1980. — 271 с.
  121. А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / А. А. Павлова // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1992. — С. 48−53.
  122. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. СПб. :f1. СОЮЗ, 1997.-250 с.
  123. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Рос. пед. агентство, 1996.— 603 с.
  124. Педагогика / В. А. Сластенин и др. М., 1998. — 512 с.
  125. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2003. — 523 с.
  126. С.Н. Организация предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях с использованием личностно ориентированных средств : дис. .канд.пед. наук: / С. Н. Пенина. — Тамбов, 2007.-214 с.
  127. С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. — М., 1993.
  128. П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М., 1996. — 269 с.
  129. М.И. Справочник логопеда / М. И. Поваляева. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 445 с.
  130. , И.П. Педагогика : новый курс: учеб. для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  131. Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1977. — 200с.
  132. Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 5−15.
  133. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский и др.. -М., 1993.
  134. Программа и методика развития речи детей в детском саду / под ред. О. С. Ушаковой. М.: АПО, 1994. — 63 с.
  135. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. С. Васильевой. — М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  136. Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 137 с.
  137. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / под ред. О. М. Дьяченко. — Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ГНОМ и Д, 2000. — 96 с.
  138. К. Взгляд на психотерапию : становление человека / К. Роджерс — пер. с англ.- общ. ред. Е. И. Исениной. -М., 1994. 480 с.
  139. С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  140. С.Л. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 186−195.
  141. С.Л. О воспитании привычек у детей / С.Л. Рубинштейн-М.: Просвещение, 1996.
  142. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Е. В. Селезнева — под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
  143. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  144. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных1 систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  145. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М., 1995. — 192 с.
  146. В.А. Педагогика : учеб. пособие1 для студентов высш. пед. учеб. зав. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  147. В.И. Психология человека : введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
  148. Е.О. Детская психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  149. Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду / Ф. А. Сохин // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1958. — С. 37−45.
  150. Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин — под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984. — С. 202−206.
  151. Е.В. Коммуникативная готовность дошкольников к учебной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Степанова. М., 1999. — 22 с.
  152. Е.М. Развитие словаря детей / Е. М. Струнина // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1984.— С. 153−160.
  153. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е. В. Субботский. М.: Смысл, 1976.
  154. Н.Ф. Концепция начального образования, разрабатываемая под руководством Н.Ф. Талызиной и Н. Г. Салминой / Моск. ун-т, факультет психологии // Начальное образование в России / под ред. В. В. Давыдова. М.: Школа, 1994. — С. 58−60.
  155. И.А. Игровые приемы развития фонематических процессов у младших школьников / И. А. Татаринова // Логопед. 2005. -№ 4.-С. 122−126.
  156. Л.Л. Мир загадок / Л. Л. Тимофеева. Орел, 2005.
  157. Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности): учеб. пособие / Л. Л. Тимофеева. М.: Пед. о-во России, 2006. — 112 с.
  158. Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1981.-357 с.
  159. Г. А. Формирование представлений о звуковой форме слова / Г. А. Тумакова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. — С. 192—202.
  160. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе : автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Уварова. Самара, 2000. — 20 с.
  161. А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  162. М.Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить : в 3 кн. Кн. 2: Пособие по развитию речи: для дошкольников и младших школьников / М. Б. Успенский, Л. П. Успенская. М.: Астрель: ACT — СПб.: СпецЛит, 2002. — 431 с.
  163. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский и др. М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  164. О.С. Развитие связной речи / О. С. Ушакова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1984.-С. 169−181.
  165. О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве : дис.. докт. пед. наук / О. С. Ушакова. — М., 1996. — 400 с.
  166. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  167. О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2003. — 288 с.
  168. К.Д. Вопросы воспитания // Избр. пед. соч. / под ред. проф. В. Я. Струминского. М.: Учпедгиз, 1953. — 640 с.
  169. Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма : занятия для дошкольников в учреждениях дополн. образования / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  170. Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения / Н. А. Федосова // Дошкольное воспитание. — 1999.-№ 9.-С. 40−44.
  171. Философский энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. — 590 с.
  172. Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М., 1989.
  173. Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность / Р. Т. Фульга // Коммуникативный метод иноязычной речевой деятельности. — Воронеж: ВГПИ, 1982. С. 14−19.
  174. Э.В. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и место системных знаний в этом процессе : автореф.. канд. пед. наук / Э. В. Хачатрян. Ереван, 1993.-21 с.
  175. М.В. Дифференцированный подход в условиях развивающего обучения / М. В. Хомченкова // Психолого-педагогические проблемы преподавания основ наук в современной школе: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2008.
  176. С.Н. Речевые ошибки их предупреждение / С. Н. Цейтлин. -М., 1982.
  177. С.Н. Язык и ребенок : лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  178. Д. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе: пер. с англ. / Д. Чейпи. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 128 с.
  179. В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  180. Л.М. Азбука общения : развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина и др.. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  181. Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам / Е. С. Шишлова. М., 1996.
  182. Т.А. Общительные сказки : социально-нравственное воспитание / Т. А. Шорыгина. — М.: Книголюб, 2005. — 80 с.
  183. Г. П. Структурный анализ и моделирование ложных систем / Г. П. Щедровицкий // Проблемы исследования систем и структур. ~ М.: АН СССР, 1965.-232 с.
  184. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука. Ленингр. отд., 1974. -428 с.
  185. Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
  186. Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — С. 212−228.
  187. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. -М., 1978.
  188. И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  189. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 465 с.
  190. Е. Торренса на определение вербальной креативности Задания № 1−3. Вопросы, причины, следствия.
  191. В первых трех заданиях ребенку необходимо показать, насколько хорошо он умеет задавать вопросы, когда хочет выяснить что-либо, насколько хорошо умеет догадываться о причинах и последствиях различных событий. Предлагается картинка.
  192. Задание № 1. Вопросы. Необходимо придумать и назвать как можно больше вопросов, которые помогли бы точно понять, что происходит на картинке.
  193. Задание № 2. Причины. Почему произошло то, что нарисовано на рисунке? Надо придумать как можно больше причин происходящего.
  194. Задание № 3. Следствия. Что может произойти потом? Надо придумать как можно больше последствий изображенного на рисунке.
  195. Задание № 4. Улучшение предмета. Предлагается рисунок игрушечного слона. Надо улучшить его, придумать как можно больше оригинальных и необычных способов изменения слона для того, чтобы детям с ним стало интереснее играть.
  196. Задание № 5. Необычное использование. Предлагается придумать, как можно интересно и необычно использовать пустые картонные коробки.
  197. Задание № 6. Необычные вопросы. Предлагается придумать как можно больше вопросов про эти картонные коробки, которые вызывали бы интерес к ним у окружающих.
  198. Задание № 7. Необычная ситуация. Предлагается картинка, на которой нарисована невероятная ситуация. Надо представить, что эта ситуация все-таки случилась и пофантазировать, что бы тогда произошло. Предложить как можно больше вариантов.
  199. Для качественной характеристики количественных значенийв Т-баллах) Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности Е. Торренс предлагает следующую таблицу:1. Т-баллы Характеристика
  200. Очень высоко (превосходно)66.70 Выше нормы61.65 Несколько выше нормы40.60 норма35.39 Несколько ниже нормы30.34 Ниже нормы30 Очень низко
Заполнить форму текущей работой