Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологические основы развития речи детей третьего года жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е. К. Каверина отмечает понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, стихи, рассказы. Дети в возрасте 2−3 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей… Читать ещё >

Психофизиологические основы развития речи детей третьего года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речь главное средство передачи социального опыта. Это сложная психическая функция, за работу которой отвечает головной мозг [3, c.15].

На третьем году жизни ребенка происходят существенные изменения в его отношениях с окружающим миром. Это обусловлено ростом развития и возможностей малыша. Дети стараются делать все как взрослые, но нуждаются в оценках, которые взрослые дают им. Они с интересом слушают объяснения и часто сами начинают обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития [8,c.34].

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря [16,c.27].

Е.А. Аркин отметил, что рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1год — 9 слов, 1 год 6 мес. — 39 слов, 2 года 300 слов, 3года 6 мес. — 1110 слов.

В.Штерн определил, что к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, в 2 года — 200−300 слов, в 3 года — 1000−1100.

На разных этапах младшего дошкольного возраста заметные различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 мин. игры) составляет 25−28 слов у детей 2−2,5 лет, 70−80 — у детей 2,5−3 лет, 110−115 — у детей 3−3,5 лет (данные Г. М. Ляминой) [27,c.38].

На третьем году жизни у ребенка формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым. («Тарелкаэто посуда. Из тарелки едят»; «Это растет на грядке. Клубничка это».) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки [1,c.45].

Ответственный этап в освоении родного языка грамматическая структура речи. А.Н. Гвоздев-ученый-лингвист подчеркивает, что этот процесс особенно активизируется во втором полугодии 3 года жизни[12c.57].

Союзы и предлоги активно усваиваются ребенком во втором полугодии третьего года жизни. В речи появляются сложные союзные предложении. Он начинает употреблять многословные и сложные предложения, время глаголов, прилагательные, союзы, предлоги, падежные окончания [25, c.76].

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. Он начинает улавливать неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: ребенок произнес слово «пароход» как «пахот», другой исправил его — «паахот», но сам был исправлен третьим, который указал такой образец: «палахот». Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка). При этом они ориентируются не только на ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре, которые состоят из более трех слогов. Но не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в соответствующей последовательности все звуки в нем (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед») [12,c.67].

Е.К. Каверина отмечает понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, стихи, рассказы. Дети в возрасте 2−3 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка [20,c.31].

Понимание ребенком взрослого достигает такого уровня, что малыш может слушать и понимать небольшие наполненные новым для него содержанием рассказы. Ребенок слушает рассказ без иллюстрации.

На первых порах развития речь ребенка является ситуативной, связанной с совместной с взрослыми и сверстниками практической деятельностью. Часто она разворачивается в форме диалога, который способствует развитию социальных отношений ребенка [62,c.37].

С помощью диалога дети устанавливают между собой контакт, привлекают друг друга к игре.

Дети начинают употреблять в речи многословные и сложные придаточные предложения, будущее время глаголов, прилагательные, союзы, предлоги, начинают замечать неправильное произношение отдельных слов, иногда падежных окончаний [17,c.76]. Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми и сверстниками, его активный словарь пополняется из-за актуальной потребности высказываться, соответствующего внимания взрослых к вопросам, развернутых ответов на них.

При исследовании двигательной активности и функций мозга ребенка, М. М. Кольцова сделала вывод, что формирование моторной речи в какой-то мере зависит от двигательной сферы. Важная роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и выработке тонких движений пальцев.

Развитие понимания речи является одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка. Понимание речиэто длительный и очень сложный процесс. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни (Н.Л. Фигурин, М. П. Денисова, Е. К. Каверина, М.И.Попова).

Физиологической основой человеческих психических качеств являются не врожденные нервные механизмы, а сформированные в течение жизни функциональные системы (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер).

Таким образом, речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. В процессе речи происходит передача ребенку общественного опыта, руководство его деятельностью со стороны взрослых. Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического и физического развития ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой