Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления их здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами разработана и экспериментально проверена на примере изучения биологии личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, которая включает в себя специально подобранные методы, приёмы и формы организации обучения, позволяющие школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя как должное, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья
    • 1. 1. Теоретические основания охраны и укрепления здоровья школьников
    • 1. 2. Взаимосвязь развития у школьников опыта самопознания и укрепления их здоровья
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективного развития у школьников опыта самопознания своего организма для укрепления их здоровья
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по развитию опыта самопознания старшеклассников для укрепления их здоровья
    • 2. 1. Цель, этапы, критерии и показатели оценки экспериментальной работы
    • 2. 2. Личностно-ориентированная методика развития у старшеклассников опыта самопознания своего организма для укрепления их здоровья
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления их здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Научно-технический прогресс современного общества сопровождается не только интенсификацией его интеллектуально-творческого потенциала, но и целым рядом сопряженных с ним кризисов, угрожающих цивилизации. Выступив в качестве мощного преобразующего агента, человек на глобальном уровне нарушил сегодня природную среду, что требует поиска новых путей адаптации к сложившимся экологическим условиям. Изменение исторически сложившихся условий существования человека закономерно вызвало нарушения естественного хода эволюционного процесса в тех популяциях его вида, которые более всего подвержены негативным воздействиям современной техногенной среды. Одним из проявлений этих нарушений выступает ухудшение состояния здоровья населения земли. В связи с этим насущной проблемой нашего общества является сохранение и укрепление здоровья нации.

Кроме этого, основными причинами кризисного состояния здоровья населения в нашей стране являются падение уровня жизни большинства российских семей, ухудшение их питания, недостаточный уровень медицинского обслуживания, низкий уровень их валеологической культуры.

Следует отметить, что сохранение здоровья детей в условиях образовательного учреждения регулируется сегодня существующей нормативно-правовой базой: законами Российской Федерации «Об образовании» и «О здоровье», Федеральной программой развития образования, координационной программой «Здоровье, воспитание, обучение», целевой программой «Здоровье школьника», регламентирующими функционирование центров охраны здоровья детей, реабилитационных центров, психолого-педагогических консультаций, «школ здоровья», школ санаторного типа.

В настоящее время проблема укрепления здоровья разрабатывается учеными в разных аспектах. Научные исследования И. М. Воронцова, С. М. Десятова, Н. В. Никитина, Т. Ф. Ореховой, С. Г. Серикова и др. посвящены разработке условий создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в школе. Исследования М. В. Антроповой, P.M. Баевского, В. Ф. Базарного, А. П. Берсеневой, B.C. Кошкиной, A.JI. Максимовой, Г. Г. Манке и др. направлены на выявление вредных для здоровья учащихся факторов, в том числе возникающих в образовательном процессе. JI.X. Гаркави, Е. Б. Квакиной и М. А. Уколовой изучены адаптивные реакции организма детей к различным нагрузкам. Методы оздоровительной работы с разных позиций изучались Е. Н. Богдановым, В. В. Костюковым, JI.M. Кузнецовой, Н. А. Менчинской и др.

Однако, по мнению ученых (М.В. Антропова, A.M. Козин, П.И. Лей-ко, С. Г. Сериков и др.) в учебных заведениях большинства регионов пока не созданы условия сохранения и укрепления здоровья учащихся, а в ряде школ наблюдается явное отчуждение учителя от детей и удовлетворения их потребностей.

Это конкретизирует проблему эффективного сохранения и укрепления здоровья детей путем поиска соответствующих новых условий в образовательном процессе учебных заведений.

По мнению ученых, задача сохранения и укрепления здоровья детей должна решаться с учётом всех её составляющих: экогенетической, социально-экономической и культурологической. Поскольку культурные механизмы здоровьесбережения генетически не детерминированы, их следует формировать у нового поколения детей, прежде всего, на основе развития опыта адекватного и глубокого познания себя.

Значение познания и самопознания для человека отмечалось мыслителями различных эпох и народов (А.П. Алексеев, Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Г. Гегель, И. И. Ильин, Сократ, В. А. Лекторский, С. Л. Франк и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено влияние самопознания, самоопределения, самовоспитания на различные стороны жизни и деятельности человека, на развитие детей (Н.Р. Битянова, С. А. Днепров,.

Е.И. Исаев, J1.H. Куликова, В. Г. Маралов, В. И. Слободчиков, А.Г. Спир-кин, Н. А. Фомин и др.).

Вместе с тем, вопросы развития опыта самопознания школьников для укрепления их здоровья не нашли сегодня достаточной теоретической разработки в самостоятельных педагогических исследованиях. Остаются не в должной мере изученными педагогические условия эффективного развития данного процесса, не разработано его программно-методическое обеспечение, не исследованы механизмы его влияния на сохранение и укрепление здоровья школьников.

На сегодня явно обозначились следующие противоречия между:

1) потребностями общества в здоровом подрастающем поколении и сохраняющимися неэффективными подходами в общеобразовательных школах, не обеспечивающими в должной мере охрану здоровья учащихся;

2) потребностью общества в целенаправленной подготовке старшеклассников к осознанным действиям, направленным на укрепление здоровья, и отсутствием разработанных в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих данный процесс путём самопознания школьниками особенностей и приспособительных реакций своего организма.

Необходимость разрешения этих противоречий определила проблему исследования — эффективное развитие опыта самопознания старшеклассников в условиях общеобразовательных школ для укрепления их здоровья.

Социальная значимость проблемы и недостаточная разработанность ее в теории и практике общеобразовательной школы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления их здоровьям.

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, направленного на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: процесс развития опыта самопознания старшеклассников общеобразовательной школы, направленного на укрепление их здоровья.

Гипотеза исследования: эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания, направленного на укрепление их здоровья, возможно, если в образовательном процессе школы реализуется следующий комплекс педагогических условий: 1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать разработанность проблемы в педагогической теории и практике школ, обосновав содержание структурных компонентов опыта самопознания старшеклассника.

2. Уточнить функции развития опыта самопознания школьников и обосновать взаимосвязь данного процесса с укреплением здоровья учащихся.

3. Определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, разработать личностно-ориентированную методику, направленную на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья.

4. Разработать методические рекомендации по развитию у старшеклассников опыта самопознания, включающие в себя авторскую программу факультативного курса «Самопознание как путь обретения здоровья», методические пособия для учителей и учащихся «Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма» и «Обучаем школьников познавать себя».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философские работы, раскрывающие положения диалектико-материалистической теории познания и теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений;

— личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, В. А. Беликов, В. Я. Ляудис, В. В. Сериков,' И. С. Якиманская и др.), антропологический подход (О.Ф. Больнов, J1.C. Выготский, В. И. Загвязинский, В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев и др.) — деятельностный подход (В.А. Беликов, Л. П. Буева, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, J1.M. Кустов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. П. Щедровицкий и др.);

— теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л.И. Божо-вич, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Г. Юнг и др.).

Особое значение для нашего исследования имели:

— работы по изучению факторов среды, влияющих на здоровье (B.C. Кошкина, Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова, B.C. Шилова и др.);

— работы по здоровьесбережению (М.В. Антропова, В. Ф. Базарный, Г. П. Богданов, В. А. Воскресенский, Л. Х. Гаркави, С. М. Тромбах, В. В. Давыдов, В. В. Колбанов, Л. Кольберг, Т. В. Кружилина, В. Р. Кучма, Ю. П. Лисицын, С. Е. Мансурова, Т. Ф. Орехова, О. А. Сиротин, С. Г. Сериков и др.);

— теории по психологии и педагогике познания, самопознания и самоопределения (П.В. Алексеев, В. И. Вернадский, Л. С. Выготский, Г. Г. Гранатов, В. В. Ильин, И. Кант, Дж. Келли, К. Левин, О. Конт, В. П. Кузьмин, В. А. Кутырев, В. А. Лекторский, А. Маслоу, В. Г. Маралов, Ж. Пиаже, Л. И. Савва, Л. Фистенгер и др.);

— работы по присвоению и развитию социально-нравственного опыта человека (С.Ф. Анисимов, Д. С. Лихачёв, В. Г. Маралов, Н. А. Фомин и др.).

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования. Оно проводилось в несколько этапов в период 2000 — 2006 годы. На каждом их них в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (2000 — 2003 гг.) связан с анализом существующих методологических подходов в философской, психологической и педагогической научной литературе, диссертационных работах по проблеме, а также теории и методики педагогических исследований. На данном этапе осуществлялись: определение теоретических и методологических оснований исследования, выделение проблемы, объекта и предмета, постановка целей и задач, выбор методов, адекватных научным целям и задачам, разработка понятийного аппарата, составление плана экспериментального исследования.

Основными методами исследования на данном этапе выступали теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме и современного состояния практики, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) уточнялась и корректировалась рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась методика развития у старшеклассников опыта самопознания в общеобразовательном процессе, уточнялся комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, был проведен формирующий эксперимент, анализировались, проверялись и уточнялись выводы, полученные в ходе экспериментальной работы.

Основными методами на данном этапе были педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, методы математической и статистической обработки данных.

Третий этап (2005 — 2006 гг.) связан с завершением экспериментальной работы, анализом и уточнением теоретических и практических выводов, обобщением и систематизацией полученных результатов, разработкой и внедрением рекомендаций в практику работы учителей биологии, руководства школы и школьной методической службы, оформлением материалов диссертационного исследования, обсуждением полученных результатов и выводов.

Основные методы на данном этапе — заключительный экспериментобобщение и систематизация материала экспериментальной работыметоды математической и статистической обработки результатов с помощью ЭВМметоды наглядного представления экспериментальных данныхметоды интерпретации полученных данных.

База исследования.

Эксперимент проводился на базе общеобразовательных школ № 7, 20, 59, 67 г. Магнитогорска. В эксперименте приняли участие 14 учителей биологии и 297 старших школьников.

Научная новизна исследования:

1. Определён и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления здоровья, который включает в себя: 1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

2. Разработана и экспериментально проверена на примере изучения биологии личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, которая включает в себя специально подобранные методы, приёмы и формы организации обучения, позволяющие школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя, выявлять функциональные особенности и адаптивные реакции своего организма в условиях реальной жизненной среды, принимать себя как должное, как данность и осознавать ответственность за своё здоровье и поведение.

Теоретическая значимость исследования:

1. Обосновано, что структурными компонентами опыта самопознания учащихся являются: мотивационно-цепностный, вбирающий в себя мотивы самопознания, ценностные ориентации на здоровьесбережение, установки на укрепление и сохранение здоровьякогнитивный, состоящий из знаний о своем организме и методах самопознанияповеденческий, объединяющий умения и навыки самонаблюдения, самоанализа, самооценки своего организма, принятия и изменения своего поведения.

2. Уточнено, что основными функциями развития опыта самопознания как основы укрепления здоровья старшеклассников выступают: информационная, диагностическая, прогностическая, адаптивная, корректирующая, саморегулирующая и развивающая.

3. Логически и экспериментально обосновано, что развитие опыта самопознания старшеклассников способствует актуализации их защитных сил и укреплению их здоровья путем пополнения и систематизации знаний школьников о своем организме, осознания своих функциональных особенностей и адаптивных реакций, сформированное&tradeмотивов сохранения своего здоровья, умений и навыков самоанализа, объяснения, принятия себя, самоконтроля и изменения своего поведения.

Практическая значимость исследования:

1) обоснован критериально-оценочный инструментарий в оценке развития у старшеклассников опыта самопознания в общеобразовательном процессе, включающий в себя критерии, показатели и диагностические материалы;

2) разработаны авторская программа факультативного курса «Самопознание как путь обретения здоровья», методические пособия для учителей и учащихся «Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма» и «Обучаем школьников познавать себя».

Материалы исследования рекомендованы для широкого использования в практике работы школ и других учебных заведений, в системе непрерывного и дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания собственного организма в целях укрепления своего здоровья, включает в себя: 1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

2. Личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, позволяющая школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя, выявлять функциональные особенности и адаптивные реакции своего организма в условиях реальной жизненной среды, принимать себя как должное, как данность и осознавать ответственность за своё здоровье, поведение, включает в себя специально подобранные:

• методы (педагогическая диагностика, частично-поисковые, исследовательские, методы проблемного изложения, проектов, рефлексивные и др.);

• приёмы (диагностика, игровые, дискуссионные, рефлексивные, голографические, продуктивной обратной связи, моделирования ситуаций, актуализации жизненного опыта и др.);

• формы организации обучения (интегративные уроки, практические и лабораторные работы, факультативные занятия, конференции, защиты проектов, дискуссии, индивидуальные консультации учащихся, тематические экскурсии и др.).

Достоверность исследования определяется анализом современных достижений философии, социологии, психологии и педагогикиопорой на основные положения деятельностного и личностно-ориентированного подходовкомплексной методикой изыскания, соответствующей его гипотезе, целям и задачам, результатами педагогического эксперимента, подтверждающими гипотезу исследования, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, апробацией идей и результатов исследования в печати и на научно-практических конференциях.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись на педагогических советах и заседаниях методических объединений школы и г. Магнитогорскаво время отчетов на заседании кафедр педагогики МаГУ, выступлений на международной научно-методической конференции «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (Ульяновск, 2005 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2004), на ежегодных внутри-вузовских научных конференциях преподавателей МаГУ, посвященных проблемам науки и образования в современной высшей школе (2003 -2005 гг.) — на межрегиональной заочной научно-практической конференции (Магнитогорск, 2005 г.), на методологических семинарах аспирантов. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 14 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

Описание экспериментальной работы исследования, представленное во второй главе, включило в себя решение ряда взаимосвязанных задач, общей целью которых была проверка внедрения определённого нами комплекса педагогических условий и разработанной нами личностно-ориентированной методики развития опыта самопознания у учащихся старшего звена общеобразовательной школы, направленных на укрепление своего здоровья. Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

1. Основными критериями оценки эффективности экспериментальной работы являются когнитивный, деятельностный и оценочно-рефлексивный. Они позволяют оценить уровень развития опыта самопознания старшеклассников. При этом показателями выступают: полнота и прочность знаний старшеклассников в области самопознания, полнота овладения умениями самопознания, осознанность выполнения действий, способность к саморазвитию и самообразованию, эмоционально-ценностные отношения к себе и своему здоровью.

2. Констатирующий этап эксперимента доказал, что основная часть учеников (45,80% старшеклассников), обучающихся в школах № 7, 20, 59, 67 имеет низкий уровень развития опыта самопознания особенностей своего организма. Средний уровень самопознания имеют 32,28% учащихся, 21,92% - высокий.

3. Формирующий этап эксперимента, проходивший на базе школы № 67, показал, что эффективность развития у старшеклассников опыта самопознания организма зависит от внедрения определённого нами комплекса педагогических условий, включающих:

1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона;

2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой;

3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

4. Разработанная нами личностно-ориентированная методика развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья позволила школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя, выявлять функциональные особенности и адаптивные реакции своего организма в условиях реальной жизненной среды, принимать себя как должное, как данность и осознавать ответственность за своё здоровье и поведение.

Она включает в себя специально подобранные: а) методы (педагогическая диагностика, частично-поисковые, исследовательские, проблемного изложения, проекты, рефлексивные и др.) — б) приёмы (диагностика, игровые, дискуссионные, рефлексивные, голографические, продуктивной обратной связи, моделирование ситуаций, актуализация жизненного опыта и др.) — в) формы организации обучения (интегративные уроки, практические и лабораторные работы, факультативные занятия, конференции, защиты проектов, дискуссии, индивидуальные консультации учащихся, тематические экскурсии и др.).

5. Результаты, полученные в ходе формирующего этапа эксперимента, показали, что во всех экспериментальных группах наблюдается положительная динамика по выбранному критерию, но наиболее значимые изменения были получены в ЭГ- 3, где был введён предлагаемый нами комплекс педагогических условий.

6. Достоверность полученных в ходе исследования данных проверя.

•у лась по критерию х Пирсона. В ЭГ — 1 и ЭГ — 2 с вероятностью 0,05 было доказано преимущество нулевой гипотезы перед альтернативной, так как здесь Тнабл. < Ткрит. (3,315 < 5,999- 3,973 < 5,999). Однако для ЭГ — 3 Т11абл. > ТкРит, (6,584 > 5,999), поэтому мы и пришли к следующему выводу: при доверительной вероятности 0,05 такой результат не может быть объяснён влиянием случайных причин, он является следствием специально организованной деятельности, то есть объясняется введением определённого нами комплекса педагогических условий.

Полученные расчеты подтвердили наше предположение о том, что реализация данного комплекса педагогических условий действительно способствует достижению наиболее высокого результата — эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания.

7. Проведенный анализ количественных и качественных результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, показал, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

8. Результат проведённого исследования показал, что 58,02% школьников стали более внимательно относиться к собственному организму и сохранению своего здоровья. 45.12% из числа опрошенных считают, что проведенный эксперимент помог им изменить свое отношение к питанию, 38,18% стали обращать внимание на свой режим труда и отдыхау 39,07% школьников повысился интерес к материалам о здоровом образе жизни, 54,05% старшеклассников считают, что составленная на факультативных занятиях индивидуальная программа помогла им наметить конкретные пути по укреплению своего здоровья.

9. Мы полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа по изучению процесса развития у старшеклассников опыта самопознания может быть посвящена поиску перспективных направлений по его совершенствованию в рамках специальной программы «Обучаем школьников познавать себя» в системе дополнительного образования и непрерывного образования, созданию альтернативных программ в других учебных заведениях и на примере других учебных дисциплин.

Заключение

.

Актуальность проблемы исследования определена нами следующими объективно-существующими противоречиями:

1) потребностями общества в здоровом подрастающем поколении и сохраняющимися неэффективными подходами в общеобразовательных школах, не обеспечивающими в должной мере охрану здоровья учащихся;

2) потребностью общества в целенаправленной подготовке старшеклассников к осознанным действиям, направленным на укрепление здоровья, и отсутствием разработанных в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих данный процесс путём самопознания школьниками особенностей и приспособительных реакций своего организма.

Объектом нашего исследования выступал образовательный процесс в школе, предметом исследования — процесс развития опыта самопознания старшеклассников общеобразовательной школы, направленного на укрепление их здоровья. Полагаем, что цель исследования — разработка и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, направленного на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, достигнута, т. к. решены все поставленные задачи:

1) проанализирована разработанность проблемы в педагогической теории и практике школ, обосновано содержание структурных компонентов опыта самопознания старшеклассника;

2) уточнены функции развития опыта самопознания школьников и обоснована взаимосвязь данного процесса с укреплением здоровья учащихся;

3) определён, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий и разработана личностно-ориентированная методика, направленные на эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья.

4) разработаны методические рекомендации по развитию у старшеклассников опыта самопознания, включающие в себя авторскую программу факультативного курса «Самопознание как путь обретения здоровья», методические пособия для учителей и учащихся «Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма» и «Обучаем школьников познавать себя».

Изучив подходы к охране, защите, улучшению и укреплению здоровья молодого поколения в антропологическом, экологическом и региональном аспектах, мы пришли к выводу, что первоочередной целью педагогической деятельности является воспитание сознательного отношения школьников к своему здоровью.

Решая первую задачу, мы убедились в том, что вопросы укрепления здоровья школьников должны изучаться в педагогике в различных аспектах, исходя из того, что здоровье — это прежде всего необходимое условие и источник повседневной деятельности учащегося, поскольку именно повседневная деятельность подрастающего поколения, направленная на охрану и укрепление своего здоровья, может реально повлиять на его улучшение. Укрепление здоровья школьника рассматривается нами как процесс, помогающий им усилить контроль за здоровьем и улучшить его, для чего человек должен быть в состоянии определить и реализовать свои устремления к удовлетворению своих потребностей в гармонии с окружающей средой, имея адекватное представление о своём организме, его половозрастных морфофункциональных особенностях. В связи с этим мы пришли к выводу, что укрепление здоровья школьников может быть успешно реализовано именно в образовательном процессе школы, где активная роль принадлежит самому учащемуся, путём эффективного развития у них опыта самопознания.

В работе уточнено, что самопознание старшеклассником своего организма — это своеобразный вид его индивидуальной познавательной деятельности, ориентированной на получение и накопление знаний о самом себе, направленной на выявление и понимание сильных и слабых сторон своего организма путем сопоставления их с нормативными показателями, характерными для юношеского возраста.

Наиболее рациональными методами самопознания, применительно к собственному организму, следует считать: самонаблюдение, самоанализ, объяснение, синтез, сравнение, самооценку, принятие себя, самоиспытание, самоконтроль, самокоррекцию, саморегуляцию.

В диссертации уточнено, что опыт самопознания старшеклассником понимается нами как его динамично развивающаяся система, включающая в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий компоненты, проявляющаяся на субъективном уровне его деятельности и способствующая эффективной адаптации школьника к условиям жизненной и природной среды в целях сохранения и укрепления его здоровья.

К свойствам опыта самопознания относятся его динамичность, незавершенность, относительная устойчивость (на конкретный период) и целенаправленность.

Нами обосновано, что развитие опыта самопознания старшеклассников способствует актуализации их защитных сил и укреплению здоровья путем пополнения и систематизации знаний школьников о своем организме, осознания своих функциональных особенностей и адаптивных реакций, сформированное&tradeмотивов сохранения своего здоровья, умений и навыков самоанализа, объяснения, принятия себя, самоконтроля и изменения своего поведения.

Согласно второй задаче, в диссертации уточнены функции рассматриваемого нами процесса — информационная, диагностическая, прогностическая, адаптивная, корректирующая, саморегулирующая и развивающая функции. В работе дана их характеристика.

Решая третью задачу исследования, мы определили и экспериментально проверили комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие опыта самопознания старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. Он включает в себя:

1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

Нами разработана и экспериментально проверена на примере изучения биологии личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, которая включает в себя специально подобранные методы, приёмы и формы организации обучения, позволяющие школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя как должное, как данность, выявлять функциональные особенности и адаптивные реакции своего организма в условиях реальной жизненной среды, принимать себя и осознавать ответственность за своё здоровье и поведение.

Экспериментальную работу по реализации выявленных педагогических условий и проверке личностно-ориентированной методики (на примере изучения биологии), направленных на эффективное развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, можно условно разделить на три этапа: предварительныйэтап практической реализации и этап исследовательской работы.

Предварительный этап был направлен на формирование базовых основ знаний и умений у старшеклассников в области самопознания на факультативных занятиях. Этап практической реализации связан с интеграцией знаний и практических умений школьников по развитию опыта познания своего организма и переносу их в новую жизненную ситуацию. Третий этап был связан с созданием и защитой ученических исследовательских проектов в области укрепления здоровья на основе самопознания старшеклассниками своего организма.

Основными критериями оценки эффективности экспериментальной работы являются когнитивный, деятельностный й оценочно-рефлексивный. Они позволяют оценить уровень развития опыта самопознания старшеклассников. При этом показателями выступают: полнота и прочность знаний старшеклассников в области самопознания, полнота овладения умениями самопознания, осознанность выполнения действий, способность к саморазвитию и самообразованию, эмоционально-ценностные отношения к себе и своему здоровью.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу: эффективное развитие у старшеклассников опыта самопознания, направленного на укрепление их здоровья, возможно, если в образовательном процессе школы реализуется следующий комплекс педагогических условий: 1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

Итак, мы считаем, что научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определён и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления здоровья, который включает в себя: 1) осознание учениками особенностей своего организма и его адаптивных реакций к условиям региона- 2) понимание учащимися взаимосвязи своего организма с жизненной средой- 3) формирование у школьников умений самопознания для выбора и применения в повседневной жизни рациональных методов, направленных на повышение защитных свойств организма.

2. Разработана и экспериментально проверена на примере изучения биологии личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, которая включает в себя специально подобранные методы, приёмы и формы организации обучения, позволяющие школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя, выявлять функциональные особенности и адаптивные реакции своего организма в условиях реальной жизненной среды, принимать себя как должное, как данность и осознавать ответственность за своё здоровье и поведение.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Обосновано, что структурными компонентами опыта самопознания учащихся являются: мотивационно-ценностный, вбирающий в себя мотивы самопознания, ценностные ориентации на здоровьесбережение, установки на укрепление и сохранение здоровьякогнитивный, состоящий из знаний о своем организме и методах самопознанияповеденческий, объединяющий умения и навыки самонаблюдения, самоанализа, самооценки своего организма, принятия и изменения своего поведения.

2. Уточнено, что основными функциями развития опыта самопознания как основы укрепления здоровья старшеклассников выступают: информационная, диагностическая, прогностическая, адаптивная, корректирующая, саморегулирующая и развивающая.

3. Логически и экспериментально обосновано, что развитие опыта самопознания старшеклассников способствует актуализации их защитных сил и укреплению их здоровья путем пополнения и систематизации знаний школьников о своем организме, осознания своих функциональных особенностей и адаптивных реакций, сформированности мотивов сохранения своего здоровья, умений и навыков самоанализа, объяснения, принятия себя, самоконтроля и изменения своего поведения.

Практическая значимость исследования определяется: 1) обоснованием критериально-оценочного инструментария в оценке развития у старшеклассников опыта самопознания в общеобразовательном процессе, включающего в себя критерии, показатели и диагностические материалы- 2) разработкой авторской программы факультативного курса «Самопознание как путь обретения здоровья», методических пособий для учителей и учащихся «Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма» и «Обучаем школьников познавать себя».

Материалы исследования рекомендованы для широкого использования в практике работы школ и других учебных заведений, в системе непрерывного и дополнительного образования.

Проведенная экспериментальная работа с учащимися старшего звена общеобразовательной школы обеспечила конкретные количественные и качественные изменения их опыта самопознания, о чём свидетельствуют результаты нашего исследования, отзывы учителей и школьников.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие общие выводы: проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Мы полагаем, что предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа по изучению процесса развития у старшеклассников опыта самопознания может быть посвящена поиску перспективных направлений по его совершенствованию в рамках специальной программы «Обучаем школьников познавать себя» в системе дополнительного и непрерывного образования, созданию альтернативных программ в других учебных заведениях и на примере других учебных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Ученик как субъект педагогической технологии //Школьные технологии. 2001.- № 2. — С. 39 — 45.
  2. С.А. Алкоголизм социальное зло.- М., 1987, С. 11 —17.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  5. Н.А. и др. Цивилизация и здоровье. Ставрополь: кн. Изд-во, 1990.-93 с.
  6. Н.А., Торшин В. И. Экология человека, Избранные лекции. М.: КРУК, 1994. — С. 183 — 201.
  7. Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику: Пер. с англ. М.: Мир, 1984. — 232 с.
  8. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Мир, 1995.
  9. А.П. Аргументация. Познание. Общение. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 150 с.
  10. А.П. Теория познания и диалектика. М.: Высш. шк., 1991.-383 с.
  11. В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.-462 с.
  12. В.П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов. 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — 318 с
  13. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
  14. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. — 296 с.
  15. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во «Дом III. Амонашвили», 1996. — 496 с.
  16. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
  17. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., Наука, 1980.
  18. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во «Дом Ш. Амонашвили», 1996.-496 с.
  19. .Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки ЛГУ № 265, вып. 16, 1959, с. 41 60.
  20. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  21. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  22. B.C., Бруновт Е. П., Реброва Л. В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1978. — 112 с.
  23. М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.
  24. М.В., Бородкина Г., Кузнецова Л. и др. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 1998. — № 9−10.-С. 166−167.
  25. М.В., Кузнецова Т. Д. Школа и здоровье // Сов. педагогика. 1989. — № 9. — С. 50−53.
  26. М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9−13.
  27. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 235 с.
  28. А.Г. Культурно-историческая психология конструирования миров. М.: Воронежск. ип-т практ. психол. НТО «МОДЭК», 1996.
  29. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  30. В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М.:ИПЛ, 1981.-432 с.
  31. В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1969. 132 с.
  32. Т.Н., Каминский И. И. Концептуальная модель службы здоровья и развития в системе образования // Валеология. 1996. — № 3. — С. 30.-35.
  33. В.У. Об антропологической модели понимания // Вопросы философии. 1986. — № 9. — С. 57−59.
  34. P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб. ме-тод.пособие Ч. 1.- Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  35. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Истоки, подходы к профилактике. (Президентская программа «Дети России»). Сергиев — Посад, 1995. — 4I.e.
  36. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. — 214 с.
  37. В.К. Феномен физически активного человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. -% 8. -С.78 — 89.
  38. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22 — 26.
  39. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск: КГУ, 1989. — 184 с.
  40. В.М. Активные методы обучения на уроках общей биологии /В.М.Басов. Удмурт, гос. ун-т.- Ижевск: УдГУ, 2001. 37 с.
  41. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавателыюй деятельности школьников: Учебное пособие.- Челябинск: Из-во ЧГПИ «Факел», 1994.- 157 с.
  42. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности /дидактическая концепция /: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  43. В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов: Методические рекомендации.- Магнитогорск, МГПИ, 1993.
  44. В.А., Кривощапова Н. Г. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся: Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. 121 с.
  45. В.А., Савинков J1.A. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: Монография." Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 116 с.
  46. В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1993.-50 с.
  47. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -JL: Лениздат, 1991.-397 с.
  48. Н.А. Очерки физиологии движений и физической активности. М.: Наука, 1966.
  49. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — с. 59−60.
  50. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  51. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  52. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров- Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд., исправл. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 864 с.
  53. Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педакадемия, 1995. — 68 с.
  54. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  55. Божович J1.H. Познавательные интересы и пути их изучения. «Известия Академии педагогических наук РСФСР», вып. 73, 1955.
  56. Большой толковый психологический словарь, Артур Ребер -том 1, изд-во «Вече-акт», Москва, 2001.
  57. Большой психологический словарь, Артур Ребер том 2, изд-во «Вече «Арт», Москва, 2001 г.
  58. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4.
  59. Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
  60. В.Б. Познавательный интерес личность //Народное образование. — 1966. — № 1. — С. 72 — 74.
  61. П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., Наука, 1880.
  62. Г. В., Бограш Г. И., Ваулина О. В. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса: метод, рекомендации для администраций школ, школьных медицинских работников и психологов. М.: НМЦ «ДАР" — ОЦ «Педагогический поиск», 1997. — 79 с.
  63. Н.П. Настоящее и будущее наследственности человека // Биология и современность. М., 1990, С. 139- 149.
  64. .С. Смысловая вертикаль сознания // Вопросы фили-сифии. 1999. -№ 11. — С. 81 — 90.
  65. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987.-125 с.
  66. Дж. О познавательном развитии.Ч. 1,2.// Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. (Ред.). Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.
  67. В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980. — 328 с.
  68. B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: Дис. д-ра пед.наук. Челябинск, 1999.- 490 с.
  69. Н.Н. Букет болезней «цветов жизни» //Магнитогорские вести, — 2003.-lanp.- С. 2.
  70. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьника. -М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  71. А. Сергей Гессен: философ в изгнании / А. Валицкий // Гессен С. И. Избранные сочинения.- М., 1998, — С. 3−28.
  72. А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
  73. В.И. Жизнеописание. Избранные труды./ Сост. Г. П. Аксёнов. М.: Современник, 1993. — 688 е.
  74. М.Я. Социально педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1994.-№ 10.-С. 9- 15.
  75. П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1996.-592 с.
  76. Р., Крайтс Л., Моран Г., Крайтсман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. М.: Асс. соц. педагогов и соц. работников, 1993.-145с.
  77. Л.Я., Данилова Е. А. Пьют родители страдают дети. М.: Медицина. — 1977.
  78. О.Н. Дидактические условия развития познавательных потребностей школьников/О.Н. Власова// Теория и практика образования: история и современность.- Липецк, 2001.-Вып. 7.-С. 187−196.
  79. Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1983. 160 с.
  80. И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // Методология и социология педиатрии: Сб. науч. тр. -СПб.: Санкт. Петерб. инт. педиатрии. — 1991. — С. 8.-27.
  81. Воскресенский В. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М.: Знание, 1987. — 265 с.
  82. Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.- 328 с.
  83. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Автореф. Дис. Канд. Пед. наук. Челябинск, 1996.-29 с.
  84. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. Унта, 1976.- 150 с.
  85. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236и — 277.
  86. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. М., 1969. — Ч. 1. — 288 с.
  87. С.И. Влияние мышечной деятельности на нервную систему и вегетативные функции детей школьного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 248 с.
  88. Гаркави J1.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов — на — Дону: Изд-во РГУ, 1990. -220 с.
  89. P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практ. рук. для педагогов и родителей /P.P. Гарифуллин.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.-63,1. с. -(Практ. психология).- ISBN 5−89 144−285-Х.- Шифр: 373/Г-203.
  90. С.Г. Нормирование нагрузок и обоснование методики занятий в семейных физкультурно-оздоровительных группах: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Минск, 1989.-21 с.
  91. Г. Энциклопедия философских наук. М.: 1977. — т. 3.
  92. Дж. С. и Бер Г.Р., де. 1936. Основы экспериментальной эмбриологии. Биомедгиз, М. J1.
  93. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь).- Челябинск: ЧГПИ, 1991. -129 с.
  94. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: педагогика, 1988. — 88 с.
  95. Л.И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 112 с.
  96. В.И. Здравоохранительная деятельность: Социокультурные и методологические проблемы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.- 184 с.
  97. В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования // Педагогика. 1993. — № 5. — С.3−11
  98. С.М. Педагогические условия создания здоровьесбере-гающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. -22 с.
  99. X. Мозг и сознание: Пер. с англ. Л.Я. Белопольского/ Под ред. и с предисл. Г. Д. Смирнова. -М.: Мир, 1971.
  100. Дидактические тесты при изучении курса педагогики: Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Часть I. Теория воспитания/ Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. Л. И. Савва, Магнитогорск, 1997.-34 с.
  101. С., Минкин В. Духовное здоровье молодёжи. // Народное образование. -2002. № 2. — С. 163 — 167.
  102. В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994, — 208 с.
  103. В.Р. Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей? // Природа. 1992. — № 6.
  104. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.
  105. И.В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987.
  106. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  107. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности. Магнитогорск: МГПИ, 1996. -314с.
  108. М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  109. Л.Б., Столярис А. Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 62 — 63.
  110. Л.В. Развитие информационной потребности у студентов младших курсов вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.-С. 62−63.
  111. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М: Педагогика, 1982. — 160 с.
  112. В.И. Опосредованное влияние методологии на практику // Сов. педагогика. 1990. — № 3. — с. 65−67.
  113. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159с.
  114. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1991. — 322 с.
  115. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб.: УПМ, 1994. -78 с.
  116. И 8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 января.
  117. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. -№ 5. -С. 3−16.
  118. А.А. Эволюция рода Homo от архантропа до современного человека // ВИНИТИ. Антропология. 1987, № 2.
  119. Д. Парадигмы развития общественного здоровья в 1920 веках и образ жизни населения // Вестник высшей школы. 2004. — № 9. -С. 37−41.
  120. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 168 с.
  121. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. Н. М. Шахмаевой. М., 1977. — С. З-18.
  122. А.П., Шорин Г. А., Кабанов С. А. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика. Челябинск: Версия, 1997. — 112 с.
  123. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: наука, 1983.
  124. И. Сочинения. Т. 1.: Трактаты и статьи (1784−1796).- М.: АО «Kami», 1994.-586 с.
  125. А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся //Советская педагогика. 1963. — № 5. — С. 27 — 34.
  126. А.Г. Принципы и методы изучения личности школьника. JL: Ученые записки ленинградского пединститута им. Герцена. — т. 232. — С. .
  127. В.И. и др. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983.-297 с.
  128. A.M. О некоторых аспектах здоровьесберегающего образовательного процесса // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. научно-методических материалов. Вып. 3 (7). Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». — 1998. — С. 37 — 42.
  129. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  130. Д.В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9−10 кл. сред, шк.- факультатив. Курс. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  131. Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / Л.С. Колесова// Педагогика. 2002. — N 1/ С. 34 — 41.
  132. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987. -366 с.
  133. Координационная программа: «Здоровье, воспитание, обучение». М.: АПН СССР, 1985.
  134. В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий подростков // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1.-С. 7 — 11.
  135. B.C., Котляр Н. Н., Болотская М. Ю., Адамеи В. В., Не-уймина И.Л. Отдаленные биоэффекты техногенного воздействия на популяцию. Магнитогорск, «Вестник МаГУ», 2001 — 2002. — С. 372 — 376.
  136. Т.В. Сознание и здоровье //Третьи городские краеведческие чтения «Наследие»: Сборник тезисов/ Под ред. Н. А. Карповой. — Магнитогорск, 1999.-С. 130−131.
  137. А.И. Психологическая структура действий человека. -М.: Изд-во УДН, 1990. 56 с.
  138. Крэйг Г, Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.992 с.
  139. Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся. М.: Вита — Пресс, 1996. — 96 с.
  140. Э.М. Стоматологическое просвещение как важный компонент программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей /Э.М. Кузьмина, Л.И.Лаптева// Шк. Здоровья.- 2001.- N 4-С. 12−16.
  141. И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск: Беларусь, 1968.
  142. Л.М. Проблема системагинеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография. Челябинск: ЧИРПО, 1998. -276с.
  143. В.А. Современное социальное познание: общественные методы и взаимодействие. М.: Мысль, 1988. — 202 с.
  144. С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности. -Волгоград: ВГИФК, 1994. 104 с.
  145. В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: Медицина, 2003.-384 с.
  146. А. Новая Россия подрастает. // Народное образование. 1995. -№ 5. — С. 22.
  147. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  148. Г. И., Гвоздовер М. Л., Рогинский Я. Я. и др. Природа и древний человек. -.М.: Недра, 1981.
  149. Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьников. Минск: Нар. Асвета, 1996. — 144 с.
  150. М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960- Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3 изд., М., 1978-
  151. Д.В. Модель формирования и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе алгоритмов: Сред, шк. /Д.В.Левченко// Модернизация образования: проблемы и перспективы.-Оренбург, 2002.- Ч. 2.- С. 303−308.
  152. В.А. Теория познания: Гносиология, эпистемология. // Вопросы философии. 199. — № 8. — С. 72 — 79.
  153. В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании // Общественные науки. 1980. — № 6. — С. 123−137.
  154. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  155. А.Н. Избр. психолог, произв.: В 2 т. Т.2, 1983.
  156. Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сб. научных трудов. М., 1991. с. 3−27.
  157. Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье. Санология // Актовая речь. ВНИИМИ. М. 1987. с. 714.
  158. Ю.П. Слово о здоровье. М., 1993.
  159. Г. А., Савва Л. И. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 109с.
  160. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-244 с.
  161. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психол. журнал. 1980. — № 3. — С. 23−46.
  162. К. Агрессия (так называемое «зло»). Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 272 с. — (Б-ка зарубежной психологии)
  163. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  164. А.Р. Язык и сознание. М.: Наука, 1955. — 361 с.
  165. В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе. М.: Изд-во МГУ, 1994. -409 с.
  166. Н.М. Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма: Методические рекомендации.- Магнитогорск: МаГУ, 2004. 50 с.
  167. Н.М., Савва Л. И. Самопознание как путь обретения здоровья: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 27 с.
  168. М.К. Сознание как философская проблема. Вопросы философии. 1990 — № 10. — с. 73 — 79.
  169. А.Л. Археология Западной Европы каменный век. М., Наука, 1973.
  170. Мансурова С. Е .Социо-культурные аспекты проблемы здоровья// Биология в школе, 2002. № 2. — С. 5 — 11.
  171. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  172. Маслоу, А Самоактуализация. Психология личности. М.: педагогика, 1982.-238 с.
  173. М.Т. и др. Физиология и гигиена детей и подростков: Учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 1980. — 288 с.
  174. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-210 с.
  175. Маш Р.Д., Драгомилов А. Г. Биология: Человек: Методика для учителя. М.: Вентана-Графф, 2000. — 240 с.
  176. .М. СПИД с позиции биолога // Биология и современность. М.: Просвещение, 1990. — С. 149 — 177.
  177. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1991.-278 с.
  178. Межличностное познание, общение и понимание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Савва Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 204 с.
  179. Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодёжи»: Материалы конф.- Майкоп: Изд-во АГУ, 2000.- 87с.
  180. В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 27−36.
  181. М.Э. Опыты: Избранные главы. М.: Правда, 1991.
  182. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения, М.: Знание. 64 с.
  183. И.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6. — С. 6. — 8.
  184. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1989. — 84 с.
  185. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителей. 2-е изд., М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  186. А.А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53. — 57.
  187. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика. 1995. — С. 44 — 50.
  188. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 20 012 002 учеб. году: Информ. материалы/ О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е.А. Клюки-на- Петрозав. гос. ун-т, Унив. лицей.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.- 79 с.
  189. В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002.
  190. Н.В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 161 с.
  191. Новейший философский словарь: 2-ое изд., переработ, и дополн. Ми.: Иитерпресссервис- Книжный Дом. 2001. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).
  192. Новейший философский словарь /Сост. А. А. Грищанов. Мн.: Изд-во В. А. Скакун, 1998. — 896 с.
  193. Ю.В. Экология, окружающая среда и чкловек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. 2-ое изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 560 с.
  194. С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1990,921с.
  195. Окружающая среда и здоровье населения России / Под ред. Фешбаха. -М., 1995.
  196. Т.Ф. Образование и здоровье детей сегодня //Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования: Матер. IV Всерос. науч. практ. конф. 15 — 16 мая 2002 г. МаГУ/ Под ред. Т. Ф. Ореховой. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — С. 3 — 9.
  197. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.
  198. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  199. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
  200. Отчет о состоянии здравоохранения в мире, 1997 г. Женева, 1997.
  201. Педагогика: Учеб. пособие / B.C. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  202. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 г., стр.203)
  203. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  204. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  205. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 312с.
  206. . Избранные психологические труды. М., 1969. -С.580−591.
  207. Э. Эволюционная экология: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-400 с.
  208. П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. изд-во России, 1999. — 335 с.
  209. Платон. Сочинения в 3 т. -М.: Мысль, 1971. Т.1 — С. 97- Т. 3- Часть 1. 377 с.
  210. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986.- 254 с.
  211. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 е.: ил.
  212. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., пепераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  213. Психолого педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
  214. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: «Питер», 1999.
  215. Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. — № 1.- С, 19 — 25.
  216. Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1990.-544 с.
  217. Я.Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высш. шк., 1977.-263 с.
  218. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.
  219. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — 608 с.
  220. B.C., Сивоглазов В. И. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студентов пед учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  221. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
  222. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  223. Л.И. Межличностное познание учителя в системе его профессиональной подготовки: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.- 246 с.
  224. Г. Страх без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 128 с.
  225. В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 108 с.
  226. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — с. 11 — 16.
  227. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 149 с.
  228. С.Г. Зависимость здоровья учащихся от свойств системы учения и самообразования: Сред, шк. / С.Г. Сериков//Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения.- Курган, 2000.-N 2(6).-С. 3342.
  229. С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащегося // Монография. Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. — 226.
  230. О.А., Пигалова J1.B., Недорезова В. М. Укрепление здоровья школьников и учителей средствами психофизической тренировки // Экология, спорт, здоровье, двигательная активность: Сб. науч. трудов. -Челябинск: ЧГИФК, 1995. С. 88. — 92.
  231. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  232. Г., Гилье Н. История философии. Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений: Пер. с анг. В. И. Кузнецова / под ред. С. Б. Крымского М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 800 с.
  233. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  234. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека -М., 2000.
  235. Словарь иностранных слов. -М.: ЮНВЕС. 1996. — 832 с.
  236. Словарь физиологических терминов /под. ред. О. Г. Газенко. -М.: Наука, 1987.-446 с.
  237. Соковня Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 144 с.
  238. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: Издательская группа ИНФРА М — Норма, 1998. — 488 с.
  239. А.К.Спиркин О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 337 с.
  240. Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: Материалы Межвуз. научно-практ. конф. М.: МГПУ, 2002.
  241. В.А. Развитие индивидуальных способностей и наклонностей учащихся //Советская педагогика. 1962. — № 12. — С. 24 -34.
  242. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  243. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — 352 с.
  244. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  245. Е.В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
  246. З.И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  247. К. Экология и управление природными ресурсами: Пер. с англ. М., Мир, 1961. — 464 с.
  248. А.И. Истина и пути её познания. М.: Политиздат, 1974. -88 с.
  249. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси: ТГУ, 1961.-314 с.
  250. А.В. Развитие исследований по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1992. 11 с.
  251. К.Д. Избр. Пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1953.-418 с.
  252. К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в.- М., 1990.- С. 62.
  253. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во Политиздат, 1987. — 590 с.
  254. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 218 с.
  255. Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: РАЕН, 2000.-393 с.
  256. Р. Еще один неповторимый вид: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.-365 с.
  257. С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607 с.
  258. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Наука, 1990.
  259. М. Культура себя. Фуко М. История сексуальности. Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомм: Под общей ред. А. Б. Мокроусова. — Киев- М.: Рефл-бук, 1998. — С. 45 — 79.
  260. , Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В.Рейнолдс. Биология человека: Пер. с англ. М., Мир, 1979. — 596 с.
  261. Харитонов, А. П. Ожигова, Е. З. Година, Е. Н. Хрисанфова, В. А. Бацевич. Антропология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  262. А.Г. и др. Физиология человека: Пособие для факультатива. Занятия в 9−10 классах. М.: Просвещение. 1971. — 160 с.
  263. Через образование молодёжи- к здоровью нации: Материалы межрегион, межведомств, науч. практ. конф. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. -153 с.
  264. Н.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 10(11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/Н.М. Чернова,
  265. В.М. Галушин, В.М. Константинов- Под ред. Н. М. Черновой. 5-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2001. — 304 с.
  266. С.С. Проблемы общей биологии и генетики (воспоминания, статьи, лекции). Новосибирск: НГУ, 1983. — 273 с.
  267. .Н. Валеология. Избранные лекции. М. Российское педагогическое агентство. — 1997. — 246 с.
  268. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Наука, 1993. — 340 с.
  269. С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Высш. школа, 1980. 280 с.
  270. М. Формы знания и образования // Человек. 1992, № 4.-С. 85.-96.
  271. Школьный экологический мониторинг. Учебно-метод. пособие / под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Просвещение, 2000. — 468 с.
  272. И.И. Проблемы дарвинизма: 2-ое изд., переработ, и дополн. JL: Наука, 1969. — 496 с.
  273. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — С.16−202.
  274. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  275. Экология. Российский стандарт школьного экологического образования. Базовый уровень // Под ред. И. Т. Суравегиной, Н. М. Черновой. М.: Институт общеобразовательной школы, 1993. — 70 с.
  276. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  277. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. -256 с. — (Практическая психология для всех)
  278. Энциклопедический социологический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа-ИНФРА ¦ М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  279. Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 70 — 76.
  280. Юнг К. Г. Шесть архетипов. М., 1992.
  281. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.
  282. В.В., Симаходский А. С., Воронович Н. Н., Хомич М. М. Рост и развитие ребёнка. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. 272 с.
  283. .Д. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П., М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  284. А.В. Популяционная биология: Учеб. пособие для биол. спец. Вузов. М.: Высш. шк., 1987. — 303 с.
  285. А.В. Экология сегодня // Биология и современность. -М.: Просвещение, 1990. С. 4−14.
  286. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  287. И.С. Методология личностно-ориентированного образования/ И.С. Якиманская// Построение модели личностно-ориентированной школы.-М., 2001.- С. 13−18.-Шифр: 373/П-637.
  288. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. -1994.-№ 2. С. 64−76.
  289. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. — 403 с.
  290. О.С. Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека: Пособие для преподавателей биологии средней школы. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 168 с.
  291. Kelly Н.Н. The warm cold variable in fist impressions of personality. — J. Abn. and Soc. Psychol., 1950. — v. 18. -P. 431 -439.
  292. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. Columbus — Toronto -London — Sydney: Ch. Merrill Publ. Company, 1983. — 312 p.
  293. Биоиндикация наземных экосистем /Под ред. Шуберта. М.: Мир = 1988.
Заполнить форму текущей работой