Педагогические условия развития опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления их здоровья
Диссертация
Нами разработана и экспериментально проверена на примере изучения биологии личностно-ориентированная методика эффективного развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья, которая включает в себя специально подобранные методы, приёмы и формы организации обучения, позволяющие школьникам в образовательном процессе научиться адекватно оценивать себя как должное, как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки развития у старшеклассников опыта самопознания как основы укрепления их здоровья
- 1. 1. Теоретические основания охраны и укрепления здоровья школьников
- 1. 2. Взаимосвязь развития у школьников опыта самопознания и укрепления их здоровья
- 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективного развития у школьников опыта самопознания своего организма для укрепления их здоровья
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по развитию опыта самопознания старшеклассников для укрепления их здоровья
- 2. 1. Цель, этапы, критерии и показатели оценки экспериментальной работы
- 2. 2. Личностно-ориентированная методика развития у старшеклассников опыта самопознания своего организма для укрепления их здоровья
- 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абасов З.А. Ученик как субъект педагогической технологии //Школьные технологии. 2001.- № 2. — С. 39 — 45.
- Абрамов С.А. Алкоголизм социальное зло.- М., 1987, С. 11 —17.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Аганджанян Н.А. и др. Цивилизация и здоровье. Ставрополь: кн. Изд-во, 1990.-93 с.
- Аганджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека, Избранные лекции. М.: КРУК, 1994. — С. 183 — 201.
- Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику: Пер. с англ. М.: Мир, 1984. — 232 с.
- Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности до наших дней. М.: Мир, 1995.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 150 с.
- Алексеев А.П. Теория познания и диалектика. М.: Высш. шк., 1991.-383 с.
- Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.-462 с.
- Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов. 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — 318 с
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
- Амопашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. — 296 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во «Дом III. Амонашвили», 1996. — 496 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.-64 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., Наука, 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во «Дом Ш. Амонашвили», 1996.-496 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Ученые записки ЛГУ № 265, вып. 16, 1959, с. 41 60.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
- Анисимова B.C., Бруновт Е. П., Реброва Л. В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1978. — 112 с.
- Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.
- Антропова М.В., Бородкина Г., Кузнецова Л. и др. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 1998. — № 9−10.-С. 166−167.
- Антропова М.В., Кузнецова Т. Д. Школа и здоровье // Сов. педагогика. 1989. — № 9. — С. 50−53.
- Антропова М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9−13.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 235 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология конструирования миров. М.: Воронежск. ип-т практ. психол. НТО «МОДЭК», 1996.
- Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М.:ИПЛ, 1981.-432 с.
- Афанасьев В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1969. 132 с.
- Бабаенко Т.Н., Каминский И. И. Концептуальная модель службы здоровья и развития в системе образования // Валеология. 1996. — № 3. — С. 30.-35.
- Бабушкин В.У. Об антропологической модели понимания // Вопросы философии. 1986. — № 9. — С. 57−59.
- Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб. ме-тод.пособие Ч. 1.- Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Истоки, подходы к профилактике. (Президентская программа «Дети России»). Сергиев — Посад, 1995. — 4I.e.
- Бальсевич В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. — 214 с.
- Бальсевич В.К. Феномен физически активного человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. -% 8. -С.78 — 89.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22 — 26.
- Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск: КГУ, 1989. — 184 с.
- Басов В.М. Активные методы обучения на уроках общей биологии /В.М.Басов. Удмурт, гос. ун-т.- Ижевск: УдГУ, 2001. 37 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавателыюй деятельности школьников: Учебное пособие.- Челябинск: Из-во ЧГПИ «Факел», 1994.- 157 с.
- Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности /дидактическая концепция /: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
- Беликов В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов: Методические рекомендации.- Магнитогорск, МГПИ, 1993.
- Беликов В.А., Кривощапова Н. Г. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся: Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. 121 с.
- Беликов В.А., Савинков J1.A. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: Монография." Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 116 с.
- Белич В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. -Челябинск, 1993.-50 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -JL: Лениздат, 1991.-397 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физической активности. М.: Наука, 1966.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — с. 59−60.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров- Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд., исправл. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 864 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педакадемия, 1995. — 68 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Божович J1.H. Познавательные интересы и пути их изучения. «Известия Академии педагогических наук РСФСР», вып. 73, 1955.
- Большой толковый психологический словарь, Артур Ребер -том 1, изд-во «Вече-акт», Москва, 2001.
- Большой психологический словарь, Артур Ребер том 2, изд-во «Вече «Арт», Москва, 2001 г.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Бондаревский В.Б. Познавательный интерес личность //Народное образование. — 1966. — № 1. — С. 72 — 74.
- Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., Наука, 1880.
- Бородкина Г. В., Бограш Г. И., Ваулина О. В. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса: метод, рекомендации для администраций школ, школьных медицинских работников и психологов. М.: НМЦ «ДАР" — ОЦ «Педагогический поиск», 1997. — 79 с.
- Бочков Н.П. Настоящее и будущее наследственности человека // Биология и современность. М., 1990, С. 139- 149.
- Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания // Вопросы фили-сифии. 1999. -№ 11. — С. 81 — 90.
- Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987.-125 с.
- Брунер Дж. О познавательном развитии.Ч. 1,2.// Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. (Ред.). Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.
- Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980. — 328 с.
- Быков B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: Дис. д-ра пед.наук. Челябинск, 1999.- 490 с.
- Вавилова Н.Н. Букет болезней «цветов жизни» //Магнитогорские вести, — 2003.-lanp.- С. 2.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьника. -М.: Просвещение, 1991. 64 с.
- Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании / А. Валицкий // Гессен С. И. Избранные сочинения.- М., 1998, — С. 3−28.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
- Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды./ Сост. Г. П. Аксёнов. М.: Современник, 1993. — 688 е.
- Виленский М.Я. Социально педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1994.-№ 10.-С. 9- 15.
- Виноградов П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1996.-592 с.
- Витингтон Р., Крайтс Л., Моран Г., Крайтсман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. М.: Асс. соц. педагогов и соц. работников, 1993.-145с.
- Вишневская Л.Я., Данилова Е. А. Пьют родители страдают дети. М.: Медицина. — 1977.
- Власова О.Н. Дидактические условия развития познавательных потребностей школьников/О.Н. Власова// Теория и практика образования: история и современность.- Липецк, 2001.-Вып. 7.-С. 187−196.
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1983. 160 с.
- Воронцов И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // Методология и социология педиатрии: Сб. науч. тр. -СПб.: Санкт. Петерб. инт. педиатрии. — 1991. — С. 8.-27.
- Воскресенский В. А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М.: Знание, 1987. — 265 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.- 328 с.
- Галимова С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Автореф. Дис. Канд. Пед. наук. Челябинск, 1996.-29 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. Унта, 1976.- 150 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236и — 277.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. М., 1969. — Ч. 1. — 288 с.
- Гальперин С.И. Влияние мышечной деятельности на нервную систему и вегетативные функции детей школьного возраста. М.: Просвещение, 1967. — 248 с.
- Гаркави J1.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов — на — Дону: Изд-во РГУ, 1990. -220 с.
- Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практ. рук. для педагогов и родителей /P.P. Гарифуллин.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.-63,1. с. -(Практ. психология).- ISBN 5−89 144−285-Х.- Шифр: 373/Г-203.
- Гвоздев С.Г. Нормирование нагрузок и обоснование методики занятий в семейных физкультурно-оздоровительных группах: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Минск, 1989.-21 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: 1977. — т. 3.
- Гексли Дж. С. и Бер Г.Р., де. 1936. Основы экспериментальной эмбриологии. Биомедгиз, М. J1.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь).- Челябинск: ЧГПИ, 1991. -129 с.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: педагогика, 1988. — 88 с.
- Губарева Л.И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 112 с.
- Гуваков В.И. Здравоохранительная деятельность: Социокультурные и методологические проблемы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.- 184 с.
- Давыдов В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования // Педагогика. 1993. — № 5. — С.3−11
- Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесбере-гающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. -22 с.
- Дельгадо X. Мозг и сознание: Пер. с англ. Л.Я. Белопольского/ Под ред. и с предисл. Г. Д. Смирнова. -М.: Мир, 1971.
- Дидактические тесты при изучении курса педагогики: Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Часть I. Теория воспитания/ Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. Л. И. Савва, Магнитогорск, 1997.-34 с.
- Добротворская С., Минкин В. Духовное здоровье молодёжи. // Народное образование. -2002. № 2. — С. 163 — 167.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994, — 208 с.
- Дольник В.Р. Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей? // Природа. 1992. — № 6.
- Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987.
- Дуранов М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
- Дуранов М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности. Магнитогорск: МГПИ, 1996. -314с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
- Жарова Л.Б., Столярис А. Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 62 — 63.
- Жучкова Л.В. Развитие информационной потребности у студентов младших курсов вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.-С. 62−63.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Опосредованное влияние методологии на практику // Сов. педагогика. 1990. — № 3. — с. 65−67.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159с.
- Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1991. — 322 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб.: УПМ, 1994. -78 с.
- И 8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 января.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. -№ 5. -С. 3−16.
- Зубов А.А. Эволюция рода Homo от архантропа до современного человека // ВИНИТИ. Антропология. 1987, № 2.
- Изуткин Д. Парадигмы развития общественного здоровья в 1920 веках и образ жизни населения // Вестник высшей школы. 2004. — № 9. -С. 37−41.
- Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 168 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. Н. М. Шахмаевой. М., 1977. — С. З-18.
- Исаев А.П., Шорин Г. А., Кабанов С. А. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика. Челябинск: Версия, 1997. — 112 с.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. -М.: наука, 1983.
- Кант И. Сочинения. Т. 1.: Трактаты и статьи (1784−1796).- М.: АО «Kami», 1994.-586 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся //Советская педагогика. 1963. — № 5. — С. 27 — 34.
- Ковалёв А.Г. Принципы и методы изучения личности школьника. JL: Ученые записки ленинградского пединститута им. Герцена. — т. 232. — С. .
- Козлов В.И. и др. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983.-297 с.
- Козин A.M. О некоторых аспектах здоровьесберегающего образовательного процесса // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. научно-методических материалов. Вып. 3 (7). Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». — 1998. — С. 37 — 42.
- Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
- Колесов Д.В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9−10 кл. сред, шк.- факультатив. Курс. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
- Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / Л.С. Колесова// Педагогика. 2002. — N 1/ С. 34 — 41.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987. -366 с.
- Координационная программа: «Здоровье, воспитание, обучение». М.: АПН СССР, 1985.
- Костюков В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий подростков // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1.-С. 7 — 11.
- Кошкина B.C., Котляр Н. Н., Болотская М. Ю., Адамеи В. В., Не-уймина И.Л. Отдаленные биоэффекты техногенного воздействия на популяцию. Магнитогорск, «Вестник МаГУ», 2001 — 2002. — С. 372 — 376.
- Кружилина Т.В. Сознание и здоровье //Третьи городские краеведческие чтения «Наследие»: Сборник тезисов/ Под ред. Н. А. Карповой. — Магнитогорск, 1999.-С. 130−131.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. -М.: Изд-во УДН, 1990. 56 с.
- Крэйг Г, Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.992 с.
- Кузнецова Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся. М.: Вита — Пресс, 1996. — 96 с.
- Кузьмина Э.М. Стоматологическое просвещение как важный компонент программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей /Э.М. Кузьмина, Л.И.Лаптева// Шк. Здоровья.- 2001.- N 4-С. 12−16.
- Кулак И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск: Беларусь, 1968.
- Кустов Л.М. Проблема системагинеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография. Челябинск: ЧИРПО, 1998. -276с.
- Кутырев В.А. Современное социальное познание: общественные методы и взаимодействие. М.: Мысль, 1988. — 202 с.
- Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности. -Волгоград: ВГИФК, 1994. 104 с.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: Медицина, 2003.-384 с.
- Кушнир А. Новая Россия подрастает. // Народное образование. 1995. -№ 5. — С. 22.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Лазуков Г. И., Гвоздовер М. Л., Рогинский Я. Я. и др. Природа и древний человек. -.М.: Недра, 1981.
- Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьников. Минск: Нар. Асвета, 1996. — 144 с.
- Левин М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960- Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3 изд., М., 1978-
- Левченко Д.В. Модель формирования и реализации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе алгоритмов: Сред, шк. /Д.В.Левченко// Модернизация образования: проблемы и перспективы.-Оренбург, 2002.- Ч. 2.- С. 303−308.
- Лекторский В.А. Теория познания: Гносиология, эпистемология. // Вопросы философии. 199. — № 8. — С. 72 — 79.
- Лекторский В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании // Общественные науки. 1980. — № 6. — С. 123−137.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв.: В 2 т. Т.2, 1983.
- Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни // Сб. научных трудов. М., 1991. с. 3−27.
- Лисицин Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье. Санология // Актовая речь. ВНИИМИ. М. 1987. с. 714.
- Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. М., 1993.
- Лисьев Г. А., Савва Л. И. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому мониторингу: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 109с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-244 с.
- Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психол. журнал. 1980. — № 3. — С. 23−46.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 272 с. — (Б-ка зарубежной психологии)
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Наука, 1955. — 361 с.
- Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе. М.: Изд-во МГУ, 1994. -409 с.
- Макарова Н.М. Диагностические материалы для определения опыта школьников по самопознанию собственного организма: Методические рекомендации.- Магнитогорск: МаГУ, 2004. 50 с.
- Макарова Н.М., Савва Л. И. Самопознание как путь обретения здоровья: Методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 27 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. Вопросы философии. 1990 — № 10. — с. 73 — 79.
- Мангайт А.Л. Археология Западной Европы каменный век. М., Наука, 1973.
- Мансурова С. Е .Социо-культурные аспекты проблемы здоровья// Биология в школе, 2002. № 2. — С. 5 — 11.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
- Маслоу, А Самоактуализация. Психология личности. М.: педагогика, 1982.-238 с.
- Матюшонок М.Т. и др. Физиология и гигиена детей и подростков: Учеб. пособие. Минск: Выш. шк., 1980. — 288 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-210 с.
- Маш Р.Д., Драгомилов А. Г. Биология: Человек: Методика для учителя. М.: Вентана-Графф, 2000. — 240 с.
- Медников Б.М. СПИД с позиции биолога // Биология и современность. М.: Просвещение, 1990. — С. 149 — 177.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1991.-278 с.
- Межличностное познание, общение и понимание: Хрестоматия / Сост. Л. И. Савва Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 204 с.
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков и молодёжи»: Материалы конф.- Майкоп: Изд-во АГУ, 2000.- 87с.
- Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 27−36.
- Монтень М.Э. Опыты: Избранные главы. М.: Правда, 1991.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения, М.: Знание. 64 с.
- Муравов И.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6. — С. 6. — 8.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1989. — 84 с.
- Мягкова А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителей. 2-е изд., М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Найн А.А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53. — 57.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика. 1995. — С. 44 — 50.
- Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 20 012 002 учеб. году: Информ. материалы/ О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е.А. Клюки-на- Петрозав. гос. ун-т, Унив. лицей.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.- 79 с.
- Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002.
- Никитин Н.В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 161 с.
- Новейший философский словарь: 2-ое изд., переработ, и дополн. Ми.: Иитерпресссервис- Книжный Дом. 2001. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).
- Новейший философский словарь /Сост. А. А. Грищанов. Мн.: Изд-во В. А. Скакун, 1998. — 896 с.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и чкловек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. 2-ое изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 560 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1990,921с.
- Окружающая среда и здоровье населения России / Под ред. Фешбаха. -М., 1995.
- Орехова Т.Ф. Образование и здоровье детей сегодня //Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования: Матер. IV Всерос. науч. практ. конф. 15 — 16 мая 2002 г. МаГУ/ Под ред. Т. Ф. Ореховой. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — С. 3 — 9.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
- Отчет о состоянии здравоохранения в мире, 1997 г. Женева, 1997.
- Педагогика: Учеб. пособие / B.C. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 г., стр.203)
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 312с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -С.580−591.
- Пианка Э. Эволюционная экология: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-400 с.
- Пидкасистый П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. изд-во России, 1999. — 335 с.
- Платон. Сочинения в 3 т. -М.: Мысль, 1971. Т.1 — С. 97- Т. 3- Часть 1. 377 с.
- Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986.- 254 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 е.: ил.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., пепераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психолого педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: «Питер», 1999.
- Ракитина Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. — № 1.- С, 19 — 25.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1990.-544 с.
- Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высш. шк., 1977.-263 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — 608 с.
- Рохлов B.C., Сивоглазов В. И. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студентов пед учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Савва Л.И. Межличностное познание учителя в системе его профессиональной подготовки: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.- 246 с.
- Селье Г. Страх без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 128 с.
- Сержантов В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 108 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — с. 11 — 16.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 149 с.
- Сериков С.Г. Зависимость здоровья учащихся от свойств системы учения и самообразования: Сред, шк. / С.Г. Сериков//Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения.- Курган, 2000.-N 2(6).-С. 3342.
- Сериков С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащегося // Монография. Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. — 226.
- Сиротин О.А., Пигалова J1.B., Недорезова В. М. Укрепление здоровья школьников и учителей средствами психофизической тренировки // Экология, спорт, здоровье, двигательная активность: Сб. науч. трудов. -Челябинск: ЧГИФК, 1995. С. 88. — 92.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Скирберк Г., Гилье Н. История философии. Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений: Пер. с анг. В. И. Кузнецова / под ред. С. Б. Крымского М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 800 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека -М., 2000.
- Словарь иностранных слов. -М.: ЮНВЕС. 1996. — 832 с.
- Словарь физиологических терминов /под. ред. О. Г. Газенко. -М.: Наука, 1987.-446 с.
- Соковня Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 144 с.
- Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: Издательская группа ИНФРА М — Норма, 1998. — 488 с.
- А.К.Спиркин О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 337 с.
- Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: Материалы Межвуз. научно-практ. конф. М.: МГПУ, 2002.
- Сухомлинский В.А. Развитие индивидуальных способностей и наклонностей учащихся //Советская педагогика. 1962. — № 12. — С. 24 -34.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — 352 с.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Ткаченко Е.В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
- Тюмасева З.И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Уатт К. Экология и управление природными ресурсами: Пер. с англ. М., Мир, 1961. — 464 с.
- Уемов А.И. Истина и пути её познания. М.: Политиздат, 1974. -88 с.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси: ТГУ, 1961.-314 с.
- Усова А.В. Развитие исследований по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1992. 11 с.
- Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1953.-418 с.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в.- М., 1990.- С. 62.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во Политиздат, 1987. — 590 с.
- Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 218 с.
- Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: РАЕН, 2000.-393 с.
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.-365 с.
- Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 607 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Наука, 1990.
- Фуко М. Культура себя. Фуко М. История сексуальности. Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хомм: Под общей ред. А. Б. Мокроусова. — Киев- М.: Рефл-бук, 1998. — С. 45 — 79.
- Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В.Рейнолдс. Биология человека: Пер. с англ. М., Мир, 1979. — 596 с.
- Харитонов, А. П. Ожигова, Е. З. Година, Е. Н. Хрисанфова, В. А. Бацевич. Антропология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
- Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека: Пособие для факультатива. Занятия в 9−10 классах. М.: Просвещение. 1971. — 160 с.
- Через образование молодёжи- к здоровью нации: Материалы межрегион, межведомств, науч. практ. конф. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. -153 с.
- Чернова Н.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 10(11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/Н.М. Чернова,
- В.М. Галушин, В.М. Константинов- Под ред. Н. М. Черновой. 5-е изд., дораб. — М.: Дрофа, 2001. — 304 с.
- Четвериков С.С. Проблемы общей биологии и генетики (воспоминания, статьи, лекции). Новосибирск: НГУ, 1983. — 273 с.
- Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М. Российское педагогическое агентство. — 1997. — 246 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Наука, 1993. — 340 с.
- Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Высш. школа, 1980. 280 с.
- Шеллер М. Формы знания и образования // Человек. 1992, № 4.-С. 85.-96.
- Школьный экологический мониторинг. Учебно-метод. пособие / под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Просвещение, 2000. — 468 с.
- Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма: 2-ое изд., переработ, и дополн. JL: Наука, 1969. — 496 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — С.16−202.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Экология. Российский стандарт школьного экологического образования. Базовый уровень // Под ред. И. Т. Суравегиной, Н. М. Черновой. М.: Институт общеобразовательной школы, 1993. — 70 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. -256 с. — (Практическая психология для всех)
- Энциклопедический социологический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа-ИНФРА ¦ М — НОРМА, 1998. — 488 с.
- Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 70 — 76.
- Юнг К. Г. Шесть архетипов. М., 1992.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.
- Юрьев В.В., Симаходский А. С., Воронович Н. Н., Хомич М. М. Рост и развитие ребёнка. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. 272 с.
- Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П., М.: Педагогика, 1989. -554 с.
- Яблоков А.В. Популяционная биология: Учеб. пособие для биол. спец. Вузов. М.: Высш. шк., 1987. — 303 с.
- Яблоков А.В. Экология сегодня // Биология и современность. -М.: Просвещение, 1990. С. 4−14.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Методология личностно-ориентированного образования/ И.С. Якиманская// Построение модели личностно-ориентированной школы.-М., 2001.- С. 13−18.-Шифр: 373/П-637.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. -1994.-№ 2. С. 64−76.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. — 403 с.
- Яковлева О.С. Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека: Пособие для преподавателей биологии средней школы. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 168 с.
- Kelly Н.Н. The warm cold variable in fist impressions of personality. — J. Abn. and Soc. Psychol., 1950. — v. 18. -P. 431 -439.
- Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. Columbus — Toronto -London — Sydney: Ch. Merrill Publ. Company, 1983. — 312 p.
- Биоиндикация наземных экосистем /Под ред. Шуберта. М.: Мир = 1988.