Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели обучения. 
Теория и технология обучения. 
Деятельностный подход

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратим особое внимание на то, что мотивация учения определяется не только методическими указаниями преподавателя, но и разными стимулами, действующими на субъект учения, и прежде всего особенностями личности субъекта учения, осознанием им своих потребностей, удовлетворяемых в учении. Заметим, что отсутствие необходимых средств и условий, выбираемых преподавателем, в действии может приводить даже… Читать ещё >

Модели обучения. Теория и технология обучения. Деятельностный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В формировании и обучения, и учения как специфических действий, или деятельностей, существенное значение имеют потребности, сформированные в ходе предшествующего развития, а также социальная мотивация важности и значимости осваиваемой деятельности.

Традиционно считалось, что активность студента вызывается в основном формой задания, поэтому одной из первых обобщающих графических моделей обучения в высшей школе еще в 1985 г. была разработана и опубликована модель, показанная на рис. 25].

В многослойном замкнутом контуре выделены полужирным курсивом 6 секторов: мотивации, первичной обработки информации, учебных действий, внешних проявлений, запоминания, навыков. Направление каждой траектории обучения определяется направлением вращения часовой стрелки от стрелки учебной информации и проходит через все сектора в перечисленной очередности. В таком же направлении будем рассматривать ее функции.

Там, где траектории явно не обозначены линией, предполагается, что они переходят в следующий сектор на уровне того слоя, в котором линия траектории прервалась.

Для удобства рассмотрим сначала только элементы, расположенные по периферии схемы (по внешнему контуру).

Воздействуя на органы чувств индивида, учебная информация ощущается, но может и не восприниматься. Для того чтобы ощущение перешло в восприятие, необходимо управляющее воздействие, которое может вызываться инстинктом, интересом, любой мотивацией, опытом. При отсутствии хотя бы одного такого воздействия ощущения могут вызвать лишь психофизиологическую реакцию организма (например, расширение или сужение диаметра зрачка глаза при изменении яркости).[1]

Модель обучения и интеллектуального развития (обозначения пояснены в Приложении 3).

Рис. 25. Модель обучения и интеллектуального развития (обозначения пояснены в Приложении 3)

Воспринятая информация может использоваться по-разному в зависимости от использованных приемов обучения. Если информация не используется, то при ее повторении она фактически блокируется уже в канале восприятия. Причем сила этого блокирования, функция F (m), является функцией числа случаев неиспользования информации (ш).

Рассмотрим внешний контур (одну из потенциальных траекторий обучения, возникающую при отсутствии явных указаний преподавателя по управлению учением). Воспринимаемая учебная информация различается, и реакция на нее в лучшем случае проявляется в записях. Это способствует механическому запоминанию и механическим навыкам. При повторном восприятии этой же информации возникает закрывающее управляющее воздействие с функцией D (n), уменьшающей интерес тем больше, чем больше число повторений (п).

Теперь рассмотрим элементы, выделенные серым фоном. Они обеспечивают переход «в глубь» схемы.

Управляя первичной обработкой информации при использовании различных приемов, преподаватель может направить учение на более сложные действия (переход внутрь контура): на сравнение, обобщение, или систематизацию, что дает возможность выдать более сложные задания: анализ, преобразование, выявление аномалий, классификацию, проектирование. Каждое из этих заданий влечет за собой более сложные действия по внешним проявлениям и более сложные виды запоминания и навыков (см. соответствующие линии в правой части схемы).

Задание на анализ приводит к конспектированию, преобразованиям воспринятой информации. При этом запоминание становится логическим, а навыки — осознанными. На этой траектории могут возникать и эмоции успеха, регулирующие интерес.

При ориентации учебных заданий на конкретизацию, синтез приходится применять изученные положения в новых конкретных условиях. Задания на обобщение, выявление закономерностей требуют решения разных классов задач и приводят к систематизированному запоминанию, при этом навыки могут достигать уровня умственных действий, обогащать опыт индивида. При ориентации учебных заданий на проектирование дополнительно приходится осуществлять поиск, увязку решений.

Задание, требующее классификации, реализуется реферированием источников, составлением обзоров, выделением признаков для группирования изучаемых объектов. Запоминание здесь тоже систематизированное, а навыки осознанные или на уровне умственных действий. Возникающие на этом уровне эмоции успеха пробуждают творческие склонности, которые могут вывести индивида в ту часть сектора обработки информации, с которой, по существу, начинается подлинное творчество. В этом случае субъект учения сознательно усложняет работу с учебной информацией (т.е. осуществляется сознательный уход субъекта учения от периферии модели). Такое изменение учебной деятельности приводит к дополнению изученного материала самостоятельно полученными данными и методиками, что способствует творческому запоминанию и навыкам исследовательского типа, осознанию потребности дальнейшего углубления знаний.

Наконец, рассмотрим центральную часть схемы (внутри рассмотренных контуров, выделенных утолщенными линиями).

При сложных видах обобщения (например, при систематизации) у некоторых студентов может возникнуть осознание недостаточности учебной информации, что запускает мотивацию собственной активности (даже при отсутствии специальных заданий) к самостоятельной работе по развитию методик или постановке собственных экспериментов, что приводит к творческому запоминанию и возникновению исследовательских навыков, получению субъектом учения новой информации, резко усиливающей (в том числе и за счет эмоций успеха) все виды мотивации.

Таким образом, на этом уровне усвоение переходит в подлинную познавательную деятельность, тогда источником ощущений становится не учебная, а добытая самостоятельно информация, которая может подвергаться сравнению, обобщению, классификации уже независимо от учебных заданий под воздействием познавательной мотивации, полученного опыта. Если обработка информации, учебная деятельность и ее проявления, запоминание и навыки влияют только на интеллект субъекта учения, то осознание потребности непосредственно способствует его развитию, при этом запоминание приобретает профессионально-интуитивный характер, а навыки формируются на уровне умственных действий. Эмоции успеха в этом случае дают субъекту учения опыт и могут пробуждать творческие склонности, переводя обучение в русло самостоятельного поиска и познания.

В заключение целесообразно обратить внимание на некоторые механические аналогии этой модели. Чем ближе траектория обучения расположена к центральной части схемы, тем больше она способствует развитию интеллекта субъекта учения. Чем меньше управляющие воздействия преподавателя, удерживающие эту траекторию вблизи центральной части, тем вероятнее ее спонтанный отброс на периферийный слой (подобно действию центробежной силы при вращательном движении).

При деятельностном подходе модели учения и преподавания, составляющие вместе модель обучения, в обобщенном виде можно представить в виде табл. 8. В ней взаимосвязанные действия преподавания и учения расположены в одной строке.

Обратим особое внимание на то, что мотивация учения определяется не только методическими указаниями преподавателя, но и разными стимулами, действующими на субъект учения, и прежде всего особенностями личности субъекта учения, осознанием им своих потребностей, удовлетворяемых в учении. Заметим, что отсутствие необходимых средств и условий, выбираемых преподавателем, в действии может приводить даже к изменению вида преподавания, рассмотренных ранее — в табл. 5.

Обобщенная модель обучения.

Таблица 8

Номер

действия

Действия обучения

Действия преподавателя

Действия или состояния субъектов учения

Учет потенциального уровня усвоения содержания учебной дисциплины на предыдущих занятиях.

Реальный уровень усвоения содержания учебной дисциплины на предыдущих занятиях.

Отбор элементов содержания учебной дисциплины для усвоения на занятии.

Это действие выполняет преподаватель.

Учет осознания субъектами учения потребностей, удовлетворяемых в учении на очередном занятии.

Испытываемые потребности, уровень развития личности.

Выбор способов стимулирования.

Потенциальные стимулы, возможное увлечение.

Явная формулировка цели занятия.

Актуализация внимания на занятии.

Обеспечение мотивации.

Мотивация во время занятия.

Выбор действий субъекта учения, необходимых для требуемого уровня усвоения отобранного учебного материала.

Потенциальное управление активностью субъектов учения на конкретном занятии.

Разработка убеждающих экспериментов или рассуждений.

Становление убеждений в процессе занятия.

Подготовка сведений об альтернативных источниках.

Поиск альтернативных источников.

Блокирование латентной информации.

Предотвращение рассеивания внимания.

Выбор средств и способов представления информации.

Потенциальное восприятие информации и требуемая работа с ней.

Сообщение плана, методические указания, установки.

Управление вниманием и актуализация требуемой активности.

Сведения об оценивании.

Непосредственное или опосредованное представление субъекту учения учебной информации на занятии.

Восприятие и аналитическая оценка информации.

Разъяснение логических связей и проблемных аспектов изучаемого.

Осознание информации на занятии.

Окончание таблицы 8

Номер действия.

Действия обучения.

Действия преподавателя.

Действия или состояния субъектов учения.

Сообщение ООд в явном виде.

Восприятие или формирование ООд.

Выдача ориентировочной карточки. Показ новых действий или операций.

Ознакомление с новыми действиями или операциями.

Организация тренировки для формирования операционных навыков, контроль правильности выполнения.

Повторение операций (тренировка).

Задания, обеспечивающие интеллектуальную тренировку.

Интеллектуальная тренировка.

Разработка и сообщение субъектам учения мнемоопоры для информации, требующей точного и долговременного запоминания.

Запоминание информации, формирование стереотипов.

Разработка заданий, обеспечивающих самооценку усвоения.

Становление уверенности в овладении учебным объектом.

Обеспечение самооценки формирования интеллектуальных навыков.

Убеждение в своих новых возможностях на основе освоенных действий, развитие.

Указание способов самоконтроля качества операционных навыков.

Операционные навыки.

Предотвращение возникновения отрицательных эмоций.

Эмоции.

Выдача заданий, объективно диагностирующих реальные результаты усвоения изученных объектов.

Объективизация достигнутого уровня усвоения и для себя, и для преподавателя.

Распределенные действия:

Рецензирующее оценивание уровня усвоения, освоения деятельности.

Подготовка к экзаменованию, защите учебных работ.

Разъяснение значимости и применимости изучаемого.

Самооценки, уверенность в своих знаниях и умениях.

Обращение к идеалам и перспективам, ознакомление с альтернативными теориями и подходами.

Становление убеждений, ценностных ориентаций.

Явное признание успехов субъекта учения и его индивидуальности.

Развитие личности и потребностей.

  • [1] См.: Основы педагогики, психологии и организации учебного процесса в вузе /Ю. Г. Фокин, В. Е. Дударев, И. Н. Захарова, В. Н. Степанов. — М., 1985.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой