Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учреждения дополнительного образования как средство социализации детей и подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное… Читать ещё >

Учреждения дополнительного образования как средство социализации детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема взаимоотношений личности и общества — одна из наиболее интересных тем не только в социологии, но и в психологии, философии и многих других дисциплинах. Социальная адаптация человека как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлых столетий, так и для настоящего времени. Историки считают, что понятие «личность» появилось в XVI—XVII вв.еках, в эпоху Просвещения. На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет единства взглядов в определении процесса воспитания личности. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т.к. формирование — это внутренняя сторона воспитания.

В наш век компьютеров, нанотехнологий, жестких, бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью, жестокостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Сегодня крайне редко можно встретить неграмотного человека, а вот интеллектуально и эмоционально не богатого — часто. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином национальном тестировании, поступление в престижный ВУЗ, и как результат мы получаем поколение, не способных к сопереживанию, сочувствию. Нередко возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества кризисные и критические ситуации, требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной социализации. Совершенствование и реформирование всех сторон жизни общества зависят, прежде всего, от непосредственного участия в этих процессах личности. Вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида, создается система воспитания, учитывающая этот фактор. Индивиду требуются определенные знания, способы деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в обществе в данный период истории. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая очень эффективно дополняет государственные структуры, поскольку отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1]. Проблемам становления и развития дополнительного образования детей в Республике Казахстан посвящены работы таких ученых как Л. А. Дорожкина [2], Н. Д. Жамадилов [3], В. И. Загайнова [4] и др. В России исследованиями в области дополнительного образования занимались ученые: В. А. Березина [1], А. В. Скачков [5], А. И. Щетинская [6] и др.

Только с выходом Закона Республики Казахстан «Об образовании» 7 июня 1999 года [7] появилось и продолжает свое эволюционное развитие понятие «дополнительное образование». Однако до сих пор отсутствуют четкие и нормативные понятия, что создает основное проблемное поле системного становления этого типа образования. Сегодня дополнительное образование детей в Казахстане — реально действующая подсистема образования, для которой не закончился процесс ее теоретического осмысления, социально — культурного самоопределения и нормативно — правового утверждения. Следует также отметить, что в первоначальной редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 7 июня 1999 года № 389 — I) [7] был обозначен один вид системы дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых, что вносило много сложностей в понимание данного вида образования. В новой редакции вышеуказанного Закона (от 27 июня 2007 года № 222 — III) было уточнено что, (Гл. 4, ст. 23): «…образовательные учебные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на учебные программы: дополнительного образования обучающихся и воспитанников; переподготовки и повышения квалификации специалистов» [8,с.10]. Директор Республиканского учебно-методического центра Н. Д. Жамадилов, в своей работе указывает на то, что в 90-х годах произошло превращение внешкольных организаций в организации дополнительного образования детей и юношества, а само дополнительное образование в наше время стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования [3, с.26].

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит — учатся сотрудничеству и сотворчеству. Изначально процесс творчества является развивающим, обогащающим личность, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Можно выделить несколько основных функций дополнительного образования:

  • 1) образовательная — получение ребенком новых знаний, умений и навыков, обучаясь по дополнительным образовательным программам;
  • 2) воспитательная — определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;
  • 3) функция социализации — приобретение ребенком основных навыков воспроизводства социальных связей, освоение социального опыта;
  • 4) интеграционная — создание психологического климата, позволяющего объединить взрослых и детей не только в рамках учреждения дополнительного образования, но и в повседневной жизни;
  • 5) функция самореализации — личностное саморазвитие, самоопределение ребенка в культурно и социально значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха;
  • 6) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов;
  • 7) компенсационная — предоставление ребенку в избранных им сферах творческой деятельности определенных гарантий достижения успеха;
  • 8) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • 9) профориентационная — содействие определению жизненных планов ребенка, предпрофессиональную ориентацию, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности.

Перечисленные функций показывают, что дополнительное образование детей должно стать неотъемлемой частью любой образовательной системы. «Сегодня в Казахстане для обеспечения доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей предусмотрено увеличение числа детей, обучающихся по программам дополнительного образования с 21,6 до 30% и создание условий по реализации творческих способностей, индивидуальных потребностей школьников». [3].

Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • · художественно-эстетическое;
  • · научно-техническое;
  • · спортивно-техническое;
  • · эколого-биологическое;
  • · физкультурно-оздоровительное;
  • · туристско-краеведческое;
  • · военно-патриотическое;
  • · социально-педагогическое;
  • · культурологическое;
  • · экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» под руководством Умит Жексенбаевой утвердил Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012;2016 годы. Ведется работа по открытию 6 инновационных интерактивных парков для детей и юношества, созданию современных высокотехнологических теплиц во всех 18 станциях юных натуралистов, обновлению музыкального образования в 202 детских музыкальных школах, оснащению комплексами «Робототехника» центров творчества. [9] Также разработан проект межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей Республики Казахстан на 2013;2017 годы «К обществу знаний через модернизацию системы дополнительного образования». [10].

Для того, чтобы дети в условиях дополнительного образования могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых, и именно мы, педагоги дополнительного образования, должны развить и укрепить ту частичку добра, которая заложена в каждом из нас. Нашей задачей является помочь детям постичь красоту искусства, увидеть и услышать весь спектр красок.

В школе искусств возраст обучающихся колеблется от 4−5 до 20 лет. В юном возрасте ребенок, благодаря нашей помощи и поддержке, получает множество сведений об окружающих звуках, мелодиях, пытается выяснить происхождение того или иного музыкального инструмента, задает преподавателям и родителям тысячи «почему?» и требует ответа. У него формируются первые «моральные ориентиры», понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Намного сложнее становится работать с так называемым «переходным» возрастом, когда в подростке одновременно сочетаются проявления еще «детскости», но и уже «взрослости». Он уже не хочет жить как прежде, но еще не может по-новому. Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами новых подходов, разработке методик в области музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации обучения учащихся.

Школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • · общая атмосфера комфорта в процессе учения;
  • · отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
  • · привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качеств детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Таким образом, дополнительное образование — необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.

Библиографический список

  • 1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис., канд. пед. наук. — Москва, 2002. — 147 с.
  • 2. Дорожкина Л. А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в образовании. — 2003. — № 4. — С. 18−30.
  • 3. Жамадилов Н. Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. — А.: Современное столичное образование. — 2004. — № 3. — С.25−29.
  • 4. Загайнова В. И. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования // ?осымша білім ж? не т? рбие. Внешкольник Казахстана.- 2006. — № 5. — С. 42−46.
  • 5. Скачков А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис., канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 1996. — 24 с.
  • 6. Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис., д-ра пед. наук. — Казань, 1999. — 34 с.
  • 7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Электронный справочник «Законодательство РК». — Алматы: Юрист, 2004.
  • 8. Закон Республики Казахстан «Об образовании» .// «Казахстанская правда, 15 августа 2007. — С. 9−11.
  • 9. Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой