Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегия отбора и возможности прогноза процесса развития основных проявлений ловкости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из наглядных примеров того, как с возрастом повышается специфичность отдельных проявлений двигательных возможностей, может служить факт постепенного «расслоения» способности рационально действовать в различных условиях (проявления ловкости) на некоторые мало связанные друг с другом способности. Все разновидности локомоторной ловкости (так мы условно называем ее проявления, связанные… Читать ещё >

Стратегия отбора и возможности прогноза процесса развития основных проявлений ловкости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Быстрый рост спортивных достижений и связанная с этим тенденция к ранней специализации во многих видах спорта все острее ставят перед наукой вопрос о необходимости дальнейшего повышения эффективности системы отбора и спортивной ориентации юных спортсменов. За последние годы проделана большая работа по научному обоснованию методики начальной подготовки юных спортсменов. Проведенные исследования позволили разработать научные рекомендации для начального отбора в ДЮСШ по некоторым видам спорта. Однако надо признать, что в целом система отбора и спортивной ориентации детей и подростков, суть которой является методика прогнозирования спортивных способностей, пока еще далека от совершенства. Ее слабость заключается, прежде всего, в том, что отдельные (по существу, частные) методы диагностики спортивной одаренности, разработанные применительно к тому или иному конкретному виду спорта, не имеют под собой общей методологической основы.

Информативность расчетного интегрального показателя способности рационально действовать в вероятностных условиях проверялась с помощью лонгитудиальных данных. Коэффициенты корреляции между этими показателями, рассчитанными для юных боксеров и баскетболистов 11—12 лет и повторно выведенными для тех же испытуемых, когда они достигли возраста 15—16 лет, соответственно были равны 0,56 и 0,57 (коэффициенты корреляции между соответствующими эмпирическими показателями, полученными с помощью теста 16, составили у юных боксеров 0,60, у баскетболистов — 0,57).

Для создания единой стратегии спортивной ориентации детей и подростков надо, прежде всего, реально оценить возможности предвидения индивидуальных особенностей морфологического и функционального развития организма на разных стадиях онтогенеза. Ценность прогноза, безусловно, тем выше, чем раньше он может предсказать склонность индивида к тому или иному виду деятельности. В связи с этим весьма заманчиво ориентировать науку на разработку методики ранней диагностики спортивных склонностей. Но насколько правомерен этот путь? Возможно ли с достаточной степенью надежности распознать в ребенке 7—8 лет будущего одаренного гимнаста, пловца или баскетболиста и стоит ли к этому стремиться? Эти вопросы имеют принципиальное значение, как для практики спорта, так и для правильной ориентации дальнейших научных изысканий в данной области. Мы располагаем определенным фактическим материалом, который, как нам представляется (гл. 4), интересно обсудить в свете сказанного.

Результаты факторного анализа (табл. 9) дают основание говорить о весьма существенных возрастных изменениях структуры двигательных способностей у школьников. Чем младше возраст, тем более интегративно проявляется моторная одаренность. Это наблюдается примерно в одинаковой мере, как у мальчиков, так и у девочек (мы приводим только данные мальчиков). В возрасте 7—8 лет у мальчиков было выделено всего пять факторов, из которых вклад одного в общую дисперсию выборки составил 45%. Этот фактор мы интерпретировали как общую моторную одаренность, так как он дал высокие веса почти по всем тестам, характеризующим в той или иной мере состояние двигательной сферы с разных сторон.

С возрастом происходит дифференциация двигательных способностей, о чем свидетельствует существенное увеличение числа факторов (общие факторы распадаются на частные). Так, если у 7—8-летних детей исходные переменные разложились всего на 5 факторов, то у 11—12-летних были выделены 8, а у 15—16-летних — 12 факторов.

Одним из наглядных примеров того, как с возрастом повышается специфичность отдельных проявлений двигательных возможностей, может служить факт постепенного «расслоения» способности рационально действовать в различных условиях (проявления ловкости) на некоторые мало связанные друг с другом способности. Все разновидности локомоторной ловкости (так мы условно называем ее проявления, связанные с перемещением тела в пространстве) у детей 7—8 лет вошли в один общий фактор вместе с другими тестами, характеризующими разные стороны физической подготовленности. В 11—12 лет основные проявления локомоторной ловкости выделились в самостоятельный фактор, который в возрасте 15—16 лет распался на два: локомоторную ловкость в вероятностных ситуациях и в условиях непривычных, но заранее известных. Интересно отметить, что так называемая «ручная умелость» во всех возрастах проявилась обособленно. У детей 7—8 лет большинство тестов, в которых исполнительным органом является рука, выделилось в самостоятельный фактор. В 11—12 лет основной показатель «ручной ловкости» (тест 6), связанный со сложной координацией движений кисти и пальцев, оказался в одном факторе с разновидностями показателей быстроты реакции при ручных действиях. В 15—16-летнем возрасте этот основной тест выделился в отдельный, специфический фактор.

Об увеличении с возрастом специфичности различных проявлений двигательных способностей говорят также данные корреляционного анализа. С возрастом существенно уменьшается количество статистических достоверных корреляционных связей между показателями измеряемых параметров (таблицы 9—11).

Систематические занятия спортом ускоряют возрастную дифференциацию структуры двигательных способностей детей, причем этот процесс специфичен для разных видов спорта (таблица 6).

Полученные нами данные показывают, что занятия ациклическими упражнениями (баскетбол, бокс, гимнастика) в большей мере влияют на перестройку структуры двигательных способностей, чем занятия циклическими (плавание). У юных боксеров 11—12 лет общее количество достоверных корреляционных связей оказалось меньшим даже по сравнению с юношами 15—16 лет, не занимающимися спортом (при этом число умеренных и высоких связей у боксеров было существенно большим). Близкая картина наблюдалась и у юных баскетболистов. Интересно, что условия тренировки, как у боксеров, так и у баскетболистов связаны с большим объемом деятельности в вероятностных ситуациях.

Об ускорении процесса дифференциации двигательных способностей у детей под влиянием систематических занятий спортом свидетельствуют и данные факторного анализа. Если, как уже отмечалось, у 11—12-летних подростков, не занимающихся спортом, были выделены в структуре двигательных способностей 8 факторов, то у их сверстников — юных боксеров — 12, у баскетболистов и гимнастов — 10, у пловцов — 9.

Таким образом, представленный материал дает основание говорить о том, что по мере роста и развития организма двигательные способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными и все заметнее начинают обнаруживаться склонности к определенным видам двигательной деятельности. Наибольшая интенсивность перестройки структуры двигательных способностей наблюдается в подростковом возрасте — от 11—12 до 15—16 лет. Этот факт имеет очень важное значение при обосновании общей стратегии отбора детей для занятий спортом и выбора спортивной специализации.

При определении склонностей (генетических задатков) к тому или иному виду двигательной деятельности (виду спорта) в принципе важно иметь возможность оценить определенные компоненты структуры двигательных способностей — ключевые для последующего профилирующего развития двигательной функции. В младшем школьном возрасте (до 10—11 лет) все основные компоненты структуры двигательных способностей тесно взаимосвязаны, и попытки объективно оценить каждый из них в относительно «чистом» виде вряд ли могут быть реальными.

Прогностическую ценность тестов характеризуют, как известно, два основных критерия:

  • 1) степень соответствия тестовых показателей с экспертными оценками испытуемых в определенных видах деятельности (важно, чтобы степень этого соответствия с течением времени повышалась);
  • 2) степень изменчивости показателей тестирования с возрастом и под влиянием специальной тренировки (абсолютная величина показателя может изменяться, но его относительное значение, характеризующее место испытуемого в ранге, не должно существенно варьировать).

Мы проверили, в какой мере примененные нами тесты соответствуют этим двум критериям, и в результате такого анализа отобрали из их числа наиболее информативные показатели для прогноза перспективности подростков, занимающихся боксом, баскетболом и спортивной гимнастикой. Эти данные представлены в табл. 49.

Как видно, прогностическая информативность большинства показателей применительно к прогнозу способностей юных гимнастов оказалась незначительной, в то же время многие тесты дают достаточно значимую информацию для прогноза перспективности юных боксеров и баскетболистов.

Апробация тестов, рекомендованных для применения в целях диагностики ключевых способностей, необходимых для успешной специализации в боксе и баскетболе, показала, что наиболее информативными являются следующие наборы показателей: для бокса — батарея, состоящая из тестов 6, 7, 16 и 17; для баскетбола — батарея, включающая тесты 5, 6, 8 и 16. Тест 16 в обоих случаях может быть заменен расчетным интегральным показателем. Степень достоверности прогноза, осуществленного нами с помощью этих батарей тестов, иллюстрируют данные, представленные в таблице 50.

Как видно, после четырех лет знакомства с занимающимися, мнения экспертов существенно сблизились (коэффициенты корреляции достоверно повысились) с нашими первоначальными оценками способностей юных спортсменов, выведенными на основании результатов тестирования на начальном этапе тренировки. Поэтому с полным основанием мы можем рекомендовать для использования в целях прогноза перспективности подростков, занимающихся боксом и баскетболом, сигмальные уровни значения этих показателей (табл. 51).

Информативность тестов для прогноза перспективности юных спортсменов

№ тестов

Виды спорта

Бокс

Баскетбол

Спортивная гимнастика

Ручные действия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6 7

—.

Локомоторные действия.

  • 8
  • 9
  • 10 11 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16 17

+ + + +

+ +.

+ + + +

++

++

++

++

Расчетный показатель.

+ +

++

Условные обозначения степени информативности тестов: прочерк — мало информативен; + — информативен; ++ — весьма информативен.

Коэффициенты ранговой корреляции между показателями тестирования способностей с применением батареи тестов и экспертными оценками перспективности юных спортсменов на разных стадиях тренировки

Таблица 50

Вид

спорта

Оцениваемые показатели

Коэффициенты корреляции между данными тестирования и экспертными оценками

На начальном этапе тренировки

После четырех лет занятий

Бокс.

Общая перспективность.

0,51

0,69

Технические способности.

0,46

0,57

Тактические способности.

0,41

0,68.

Баскетбол.

Общая перспективность.

0,42

0,57

Технические способности.

0,39

0,50

Тактические способности.

0,51

0,74

Таблица 51

Значение сигмальных показателей, характеризующих уровни развития некоторых проявлений ловкости (нормативные данные для прогностической оценки способностей)

Виды

ловко

сти

№.

тестов

Воз

раст

(лет)

Низ

кий

<-1,5

Ниже

среднего

-1,5

Средний

±0,67

Выше

среднего

1,5

Высокий > 1,5

Ручная.

11—12.

1,8.

1,8—1,7.

1,6—1,3.

1,4—1,1.

15—16.

1,7.

1,7—1,6.

1,5—1,2.

1,1—1,0.

1,0.

11—12.

9—10.

11—14.

15—16.

15—16.

10—11.

12—13.

14—15.

11—12.

79,9.

79,8—71,4.

71,5—58,0.

57,9—49,6.

49,5.

15—16.

76,8.

76,7—69,2.

69,3—57,3.

57,2—49,9.

49,8.

Локомоторная.

11—12.

0,48.

0,49—0,53.

0,54—0,62.

0,63—0,67.

0,68.

15—16.

0,54.

0,55—0,57.

0,58—0,62.

0,63—0,64.

0,64.

11—12.

0,96.

0,95—0,85.

0,84—0,73.

0,72—0,62.

0,62.

15—16.

0,92.

0,91—0,83.

0,82—0,68.

0,67—0,59.

0,59.

11—12.

6,8.

6,8—6,0.

6,1—5,0.

4,9−4,7.

4,6.

15—16.

5,2.

5,1−4,7.

4,6—3,7.

3,6—3,2.

3,1.

11—12.

7,6.

7,5—7,3.

7,2—6,8.

6,7—6,5.

6,5.

15—16.

6,9.

6,8—6,6.

6,5—6,1.

6,0—5,8.

5,7.

11—12.

40,1.

40,4—33,2.

33,3—22,4.

22,3—15,6.

15,5.

15—16.

35,1.

35,0—28,6.

28,7—18,4.

18,3—12,2.

12,1.

Сведения о валидности тестов, используемых для определенияразличных проявлений ловкости

Таблица 52

Виды ловкости

№ теста

Коэффициент информативности

11—12 лет

15—16 лет

Ручная.

0,59.

0,52.

Ручная.

0,67.

0,67.

Ручная.

0,69.

0,63.

Ручная.

0,62.

0,68.

Ручная.

0,77.

0,83.

Ручная.

0,82.

0,82.

Ручная.

0,52.

0,50.

Локомоторная.

0,70.

0,70.

Локомоторная.

0,74.

0,65.

Виды ловкости.

№ теста.

Коэффициент информативности.

11—12 лет.

15—16 лет.

Локомоторная.

0,80.

0,76.

Локомоторная.

0,74.

0,62.

Локомоторная.

0,79.

0,70.

Локомоторная.

0,83.

0,77.

Локомоторная.

0,83.

0,85.

Локомоторная.

0,87.

0,87.

Локомоторная.

0,87.

0,72.

Локомоторная.

0,92.

0,96.

Примечание: достаточным коэффициентом информативности считается 0,6; слабым — менее 0,5.

Как было показано вначале, одни показатели, отобранные для характеристики тех или иных проявлений ловкости, уже использовались в практической деятельности авторами, другие не имели аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Проверить информативность этих тестов не имелось возможности. Теперь же, имея высоко информативный, проверенный экспертными оценками на практике, расчетный интегральный показатель уровня развития одной из главных проявлений ловкости — способности рационально действовать в вероятностных условиях, появилась возможность оценить валидность тестов, характеризующих различные проявления ловкости (табл. 52). Здесь можно увидеть, что не все тесты с достаточной степенью информативности характеризуют исследуемые способности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой