Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники и методы педагогической антропологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История — лаборатория человековедения вообще и педагогического человековедения более всего. Прожитое и пережитое человечеством — как лаборатория педагогической антропологии — выгодно отличается от сегодняшних наблюдений тем, что в этой лаборатории уже ничего нельзя изменить и можно четко соотнести полученный итог с условиями протекания процесса, который привел к определенным следствиям. Здесь… Читать ещё >

Источники и методы педагогической антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники педагогической антропологии.

Педагогическая антропология черпает свой материал из всех областей человековедения.

Основой человековедения служит фундамент антропологии как науки о роде Homo, в свою очередь опирающейся на естественные и гуманитарные области познания. Педагогической антропологии приходится интерпретировать данные как базовых, исходных наук о человеке, так и обобщающих антропологических наук. Перечислим важнейшие из них.

Философская антропология выступает одним из главных источников педагогической антропологии, поскольку представляет собой не только системное и целостное, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. Она поставляет педагогический материал и методы, охватывающие все существенные для воспитания аспекты личности как микрокосма, изоморфного макрокосму.

Культурная антропология важна для педагогической тем, что занимается, в частности, воспитанием, образованием, обучением, передачей опыта от поколения к поколению у первобытных племен — и у ныне сохранившихся, и у тех древних племен, которые мы можем реконструировать по результатам археологических раскопок, лингвистических изысканий и т. д.

Биологическая (естественно-научная) антропология дает педагогической антропологии материал о биологических аспектах роста детей, физическом развитии и морфологии человека. Включает в себя также проблематику антропогенеза и расоведения, не менее ценную для педагогической антропологии.

На человека распространяются общие для всего живого законы, и для него обязательны физические, химические и биологические характеристики. Как и любой организм, человек для выживания поддерживает относительное динамическое постоянство внутренней среды, взаимодействуя с внешними условиями жизни (гомеостаз).

Изменчивость человеческого организма на протяжении эволюции подчиняется гем же законам мутации генов, что и у любого из 16 млн различных типов организмов, известных нам сегодня. Эго или изменения в последовательности нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты, или структурные модификации хромосомы, или трансформация числа хромосом.

Область исследований в рамках педагогической антропологии охватывает биосоциальные аспекты становления и совершенствования человека. Важнее всех биосоциальных наук для педагогической антропологии медицина.

Не менее важна и роль гуманитарных наук. Человек — существо, физиология, сома и нервная система которого опосредствованы социальной средой. Следовательно, педагогической антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук, сопоставляя их друг с другом и с практикой воспитания и образования.

Имея дело с человеческим объектом, педагогическая антропология пересекается с предметными областями социологии и психологии, а также с поведенческими аспектами экономики, географии, права, политической науки.

Мир идеалов, побуждающих людей к творчеству, в теории разделяется на эстетику и этику, осмысливаемые соответственно философией искусства, жизни и личности. Однако педагогическая антропология нуждается еще и в философии общества, а также в философии истории. Последние особенно ценны для педагогики, поскольку изучают развивающуюся личность в социальном и филогенетическом планах, неизбежно отражающихся в плане онтогенетическом.

Психология принадлежит, если не исключительно, то преимущественно, к антропологии. Выходя из теории побуждений, она обрисовывает ряд изменяющихся состояний духа, беспрестанных стремлений, удовлетворяемых в трех главных психических продуктах — понятии, сознании, действии. Эти продукты ложатся в основание трех духовных процессов: познания, внутреннего творчества и внешнего творчества — жизни.

Психологическая наука, изучающая факты сознания и подсознания, дает антропологии непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций. Впрочем, этот материал также следует соотносить с данными других наук и прежде всего с науками о процессе познания, творчестве и практической деятельности. Это — логика (методы познания), феноменология духа (научное, художественное и религиозное творчество), этнография, история.

Демография — междисциплинарная область исследований, связанная с экономикой, социологией, статистикой, а также с медициной, биологией, антропологией, историей. Эта дисциплина нужна педагогике. Экономическое процветание, здоровье, образование, структура семьи, типы преступлений, язык, культура — фактически все аспекты человеческого общества — характеризуются тенденциями в изменениях населения. Они в обязательном порядке подлежат педагогической интерпретации.

Юридические науки непосредственно важны для педагогики. Без законодательно закрепленных норм образование немыслимо. Но воспитатель нуждается еще и в педагогически интерпретированной юриспруденции.

Готовя новых жителей Земли к жизни в правовом обществе, педагог вынужден делать конкретные выводы из правовых норм. Более того, ему полезно знать теорию государства и права — ведь он воспитывает одновременно и будущих законодателей, и будущих подданных закона.

В педагогико-антропологической интерпретации нуждаются отношения между личностью и государством, между общественным и частным образованием. Антропологический анализ необходим для осмысления текущего законодательства в области школьного дела.

Для педагогической антропологии необходимы все гуманитарные науки. Но свое понимание человека как воспитателя и воспитуемого она черпает преимущественно из истории человечества.

Человек — историческое образование. Человек — плод присвоения культуры, благодаря которой он способен включиться в человеческое сообщество. А культура накоплена исторически. Человек становится человеком, присваивая исторические пласты культуры.

История — лаборатория человековедения вообще и педагогического человековедения более всего. Прожитое и пережитое человечеством — как лаборатория педагогической антропологии — выгодно отличается от сегодняшних наблюдений тем, что в этой лаборатории уже ничего нельзя изменить и можно четко соотнести полученный итог с условиями протекания процесса, который привел к определенным следствиям. Здесь мы имеем возможность тщательным образом изучить, с чего начинается интересующий нас процесс, как он развивается, умирает, вновь и вновь возрождается.

Мы видим все, что существует «на входе», и все, что было получено «на выходе» «черного ящика» под названием человек. И поэтому можем ответить себе на вопрос, каким образом, при каком стечении обстоятельств, в результате соединения каких факторов был пройден данный путь.

История позволяет нам рассматривать огромное многообразие человеческих характеров. Мы находим в ней все возможные типы человеческого поведения. В социальных институтах, материальном и духовном производстве проявлены и воплощены все продуктивные психические способности людей. Поэтому история есть основание для классификации и типологии личности и групп.

История показывает, как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с другими людьми и естественной средой, как человечество развертывало свои силы и познавало их. Изучая природу человека с разных сторон, историческая наука дает педагогической антропологии необходимый ей материал о гибельных и спасительных человеческих свойствах, приводящих к определенным последствиям при одном стечении обстоятельств, а при другом — к существенно иным.

Незаметное воспитывающее воздействие на каждого человека оказывают все формы жизни — материальные условия, политика, суды, нравы, трудовая деятельность, религия, обычаи, традиции. Поэтому воспитание и обучение неотрывны от образа жизни людей. А педагогическая антропология неотрывна от изучения их исторических типов.

Религия рассматривается педагогической антропологией как один из источников знаний об отношении человека к жизни, смерти и бессмертию. Это в значительной степени предопределяет наше поведение и систему наших ценностей.

Ближайшим и непосредственным образом педагогическая антропология черпает свой материал из истории педагогики и истории детства.

История педагогики выполняет, наряду с образовательными, и теоретико-эвристические функции, которые позволяют педагогической антропологии опереться на ее материалы и выводы. Это своего рода полигон для познания природы человека.

Образование сильно влияет на характер народов, который нельзя понять, не изучая историю воспитания и обучения, а также образовательных институций.

В истории детства педагогическая антропология берет данные о типах отношений взрослых к новым поколениям, а также богатый биографический материал для решения проблемы соотношения наследственности и среды в воспитании.

В неисчерпаемом море исторических документов и материалов, которые подлежат педагогической интерпретации, особое место занимают автобиографии. Благодаря этому рефлективно-литературному жанру педагог-антрополог узнает, что же сохранилось в человеке от его первых дней? Почему в памяти осталось именно это, а не другое? Как соотносится последующая судьба человека с ее началом?

Автобиографии отражают роль детства в последующей жизни человека, показывают, насколько велико значение в раннем воспитании того, что мы привыкли считать мелочами.

Искусство привлекается педагогической антропологией в качестве одного из важнейших ее источников. Его содержание и методы используются для понимания многообразных факторов становления и изменения характеров на протяжении жизни человека.

Интерпретация искусства обладает большим потенциалом в развитии педагогической антропологии. Художественный образ, обобщая поведенческие и психологические наблюдения, одновременно проникает вглубь неповторимо единичной личности. Метафора, но своей природе соединяя в себе общее и отдельное, является одним из самых ценных источников педагогической антропологии.

Благодаря педагогической интерпретации художественной литературы мы получаем знания о мире ребенка, человеческих характерах и судьбах. Они обогащают феноменологическую проблематику антропологии — типологизацию развивающейся личности.

Ребенок входит в предмет искусства как его важная составная часть — и сам по себе, и как «отец» человека, развивающейся личности. В зеркале искусства перед нами предстает многообразие становящихся характеров, типов детей и детства.

Искусство предупреждает об опасностях непонимания детей взрослыми. Оно дает ценную информацию об особенностях детских радостей и горестей, отношениях между детьми, о значении событий детства для дальнейшей жизни и судьбы человека.

Детская литература служит важным педагогико-антропологическим источником и теории, и практических воспитательных выводов.

Таким образом, педагогическая антропология основывает свои обобщения на материале наук о человеке, искусства, философии и религии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой