Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обращение к студентам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перед образовательными организациями России стоит важная задача — воспитание ответственного и нравственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей, общества и страны в целом. Воспитание — неотъемлемая часть педагогического процесса… Читать ещё >

Обращение к студентам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире объем знаний по различным областям огромен и постоянно возрастает. Студенту, начинающему свою педагогическую карьеру, важно систематизировать информационные потоки, научиться самостоятельно добывать и критически оценивать материалы.

Создавая данный учебник, мы хотели, чтобы он, наряду с традиционными его функциями (просветительской, организующей и др.), выполнял еще и роль вашего навигатора в мире информации по воспитанию. И это оказалось непростой задачей.

Если изложить все, что нужно и хочется сказать, — получится толстый том со множеством глав и разделов. Многословный текст плохо воспринимается, получается скучно и занудно. Вряд ли вы прочитаете его полностью.

Если писать кратко, сжато, то, во-первых, получится сухо, во-вторых, есть опасность упустить что-то важное.

Поэтому в учебнике сочетается подробное рассмотрение одних, новых, вопросов с конспективным изложением других, — традиционных, но сохранивших свою актуальность. Отдельные материалы представлены в виде схем и таблиц.

И еще. Можно научить основам и технологиям воспитательной работы. Но воспитание этим не ограничивается. Воспитание — это интимный процесс. Во многом он определяется личностью воспитателя. Это не только теория и технология, но и искусство. И даже больше — это трансляция личности воспитателя, его ценностей, мотивационных установок, направленности, человеческих качеств и черт характера. Поэтому главное для успешной воспитательной деятельности — неравнодушие, эмпатия, внимание к детям и их родителям. А отсюда следует, что воспитание школьников нужно начинать с воспитания и самовоспитания воспитателя.

В связи с этим мы постарались включить в этот учебник тексты, задания, вопросы, которые помогли бы вам заглянуть в собственную душу, «пропустить» через себя, воспринять материал как личностно значимый.

Надеемся, что хотя бы в какой-то степени нам это удалось.

Желаем успехов в трудном, но важном воспитательном деле!

Предисловие

С 2009 г. начальная школа работает по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Одна из магистральных линий ФГОС — обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Перед образовательными организациями России стоит важная задача — воспитание ответственного и нравственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей, общества и страны в целом. Воспитание — неотъемлемая часть педагогического процесса в любой образовательной организации, а в начальной школе составляет его стержневую основу. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в современной школе не только выделено в самостоятельную предметную образовательную область, по интегрировано во все другие предметные области образования.

Вместе с тем воспитание ребенка является сложнейшей сферой деятельности для учителя, поскольку затрагивает глубинные пласты личности воспитанника и воспитателя, интимные стороны жизни, проникновение в душу ребенка и всегда является кропотливой и штучной работой.

Воспитание детей младшего школьного возраста требует особого педагогического внимания и имеет свои особенности, связанные со сложным внутренним миром ребенка. С первых дней пребывания в школе формируется отношение ребенка к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер учебной, трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия развития современного ребенка, сложность и неоднозначность которых еще два-три десятилетия назад невозможно было даже предположить.

Учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Теория и методика воспитания младшего школьника». Он, в первую очередь, предназначен для студентов педагогических вузов, однако будет востребован студентами колледжей и магистрантами, проходящими программы соответствующего профиля. Кроме того, книга может стать необходимой в профессиональной деятельности учителей начальных классов, педагогов и воспитателей, имеющих дело с детьми данного возраста.

Настоящий учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учитывает положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной основной образовательной программы и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Учебник включает 4 раздела, объединяющих 15 глав; Практикум; Приложения.

В первом разделе — " Теория воспитания"  — характеризуется воспитывающая функция начального образования, раскрываются сущность и законы воспитания, анализируется проблема целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике и истории образования. Раскрываются концептуальные основы вариативных систем образования. Назначение этого раздела — формирование у студентов необходимой теоретико-методологической основы для изучения дисциплины, развитие способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, важные для образования.

Второй раздел — " Методика воспитания младшего школьника"  — представляет собой изложение методики воспитания. Материал представлен в двух аспектах: общая методика воспитания и методика воспитания младшего школьника. Они реализуются в единой педагогической системе: на основе общих положений раскрываются особенности методики воспитания детей указанного возраста. Это позволит студентам овладеть теми технологическими приемами воспитания, которые в наибольшей степени соответствуют природе младшего школьного возраста. В данном разделе подробно раскрываются инновации в методике воспитательной работы в различных организационных форматах (на уроках, во внеурочной деятельности и т. п.) в условиях ФГОС НОО.

Третий раздел — " Воспитание в Основной образовательной программе начальной школы"  — актуализирует проблематику духовно-нравственного воспитания в современной начальной школе. Раскрываются требования ФГОС НОО в части воспитания обучающихся; анализируются образовательные результаты; конкретизируются положения Примерной основной образовательной программы начального общего образования, такие как: воспитание детей с особыми образовательными потребностями в массовой начальной школе, Программа духовно-нравственного воспитания и ее направления, социальное партнерство в реализации Программы и др.

Изучение раздела 4 — " Диагностика и контроль в воспитании"  — позволит студентам овладеть технологией и инструментарием оценки эффективности воспитательной деятельности, сформировать готовность к анализу воспитанности группы детей и отдельного ребенка. В разделе приводятся схемы анализа и методики диагностики.

Каждый раздел сопровождается списком литературы, которая не входит в основной список литературы, размещенный в конце учебника, но расширяет и обогащает информацию главы.

В Практикуме собраны материалы, необходимые для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: лабораторные и контрольные работы, кейсы по отдельным главам, деловые игры для студентов, тесты и т. п.

Приложения содержат тексты для обсуждения на семинарах, схемы для анализа, отдельные методики и программы.

В результате освоения дисциплины у студента сформируются следующие компетенции:

общекультурные и общепрофессиональные:

  • • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;
  • • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

профессиональные:

  • • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
  • • готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений студентов для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • • способность осуществлять педагогическое сопровождение процесса социализации обучающихся;
  • • способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • • готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
  • • способность организовывать сотрудничество студентов, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность, их творческие способности;
  • • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
  • • способность разрабатывать и реализовывать с учетом отечественного и зарубежного опыта культурно-просветительские программы;
  • • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
  • • способность осознавать специфику начального образования, реализовывать преемственность воспитания, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готовность к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся.

В результате освоения дисциплины студент будет:

знать

  • • сущность воспитания, его место в структуре педагогического процесса начальной школы;
  • • характеристики и закономерности процесса воспитания;
  • • проблемы выделения целевых ориентиров профессиональной деятельности воспитателя;
  • • проблемы целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике и образовании;
  • • примерное содержание основных концепций воспитания;
  • • основные принципы воспитания в парадигме личностно-ориентированного образования;
  • • методы, формы, стили воспитательной работы;
  • • принципы, методы и формы взаимодействия с родителями учеников;

уметь

  • • намечать приоритеты воспитательной работы исходя из конкретных условий;
  • • определять задачи и содержание отдельных направлений воспитательной работы;
  • • обоснованно выбирать методы, приемы, формы и средства воспитательной деятельности;
  • • осуществлять педагогическое сопровождение самовоспитания школьника;
  • • обновлять и реализовывать в педагогическом процессе знания о конкретных педагогических технологиях;
  • • оценивать эффективность воспитательной работы, осуществлять анализ воспитанности отдельного ученика и класса;

владеть

  • • навыками организации сотрудничества детей, поддержания их активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей;
  • • особенностями установления деловых отношений с коллегами, родителями школьников, социальными партнерами для решения задач воспитания;
  • • навыками самоанализа и самообразования в области воспитательной деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой