Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако полноценная реализация этих возможностей связана с проблемой самоопределения самого общества, его мировоззренческих установок и социально-экономических целей. Если в обществе с определенными мировоззрением и идеологией, устоявшимися социальными правами и нормами, экономической стабильностью цели, содержание и характер проявления социальной активности учащихся заданы педагогу, то в обществе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Социальная активность учащихся как междисциплинарный феномен. 11 1.2. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация констатирующего эксперимента по выявлению организационно-педагогических условий формирования социальной активности учащихся
    • 2. 2. Проектирование модели формирования социальной активности учащихся
    • 2. 3. Организация формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования формирования социальной активности учащихся обусловлена процессом становления правового государства и гражданского общества, который сам по себе неоднозначен, противоречив и длителен, но уже сегодня детерминирует будущую профессиональную и гражданскую деятельность учащихся. Очевидно, что они должны быть подготовлены не только к адаптации и интеграции в формирующуюся систему социально-экономических и политических отношений, но к созиданию норм взаимоотношений и социальному взаимодействию. Направленность учебного и личного времени ребенка в школе и семье ограничивает потенциал его социальной самореализации. Приоритеты формирования социальной активности находятся в так называемом «третьем» времени ребенка, которое организуется в сфере дополнительного образования. Именно дополнительное образование имеет оптимальные возможности для личностного становления, самореализации, дальнейшей самоидентификации и самоактуализации учащихся, их подготовки к будущей социальной мобильности и включенности в гражданскую жизнь.

Однако полноценная реализация этих возможностей связана с проблемой самоопределения самого общества, его мировоззренческих установок и социально-экономических целей. Если в обществе с определенными мировоззрением и идеологией, устоявшимися социальными правами и нормами, экономической стабильностью цели, содержание и характер проявления социальной активности учащихся заданы педагогу, то в обществе переходного периода и социальной неопределенности он поставлен перед необходимостью самостоятельного выбора цели, содержания, методов и средств формирования социальной активности учащихся. Таким образом, принцип взаимосвязи дополнительного образования с реальной жизнью общества вступает в противоречие с отсутствием ясных представлений о перспективах использования социальной среды как воспитательного ресурса. Данная проблема проявляется в ряде противоречий между:

•традиционной ориентацией образования на социально значимые идеалы и цели и неопределенным социальным контекстом российской действительности;

•преимущественной педагогической ориентацией на общую адаптационную модель социальной активности учащихся и разнообразием их потребностей в индивидуальной самореализации;

•социальными потребностями учащихся в самоопределении, самовыражении, самоутверждении, саморегуляции деятельности, творческой активности и недостаточностью образовательных ресурсов для их реализации в социальной практике;

•социальной пассивностью части учителей и общественной потребностью в противостоянии тенденции молодежи к созданию разрушительных, общественно опасных сообществ;

•необходимостью и потребностью социальной самореализации ребенка и недостаточным организационно-педагогическим обеспечением формирования социальной активности учащихся в дополнительном образовании.

Одним из возможных путей преодоления обозначенных противоречий является широкое включение потенциала социальной среды в ресурсы дополнительного образования. Многообразие и изменчивость социальной жизни определяют социальное поведение учащихся, а, значит, и их социальную активность как способ общественной жизнедеятельности, что требует организации специальных педагогических условий взаимодействия образовательной и социальной среды. Это и определило тему диссертационного исследования:Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся".

Цель исследования: выявление организационно-педагогических условий формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования.

Объект исследования: дополнительное образование.

Предмет исследования: формирование социальной активности учащихся средствами дополнительного образования.

Гипотеза исследования дополнительное образование будет эффективно содействовать формированию социальной активности учащихся при следующих условиях:

— последовательном применении средового и потребностно— информационного подходов в социальном воспитании учащихся;

— социальной ориентированности поисково-познавательной активности воспитанников;

— осуществлении социальной активности учащихся в форме социально-ролевой деятельности;

— ориентации на социально значимый индивидуальный творческий продукт как результат деятельности воспитанника.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1.Проанализировать структуру, функции, динамику социальной активности, ее виды и уровни и провести теоретический анализ проблемы формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования.

2.Исследовать потенциал дополнительного образования для формирования социальной активности учащихся.

3.В ходе констатирующего эксперимента выявить эффективность воздействия организационно-педагогических условий на формирование социальной активности учащихся, выбрать для этой цели адекватные средства дополнительного образования и спроектировать рабочую модель формирования социальной активности учащихся с её апробацией в ходе формирующего эксперимента.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— воспитательный потенциал дополнительного образования (А.Г.Асмолов, В. В. Белова, В. А. Березина, Р. У. Богданова, А. Т. Бойцова, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, О. Е. Лебедев, М. Р. Катунова, М. Б. Коваль, Н. Ю. Конасова, В. И. Панова, Г. Н. Попова, Е. Л. Рачевский, А. И. Щетинская и др.);

— психологические и социологические основания социальной активности и деятельности личности (Б.Г.Ананьев, В. В. Аршавский, Л. С. Выготский, Ю. А. Гагин, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, В. В. Колбанов, Ю. Н. Кулюткин,.

A.Н.Леонтьев, В. С. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов,.

B.И.Слободчиков, Е. Э. Смирнова, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и зарубежные исследованияА. Адлер, А. Маслоу, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, В. Франкл, Э. Эриксон,);

— обоснование социального воспитания учащихся (Ю.Н.Галагузова,.

C.И.Гессен, Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, О. К. Крокинская, В. Т. Лисовский,.

A.В.Мудрик, П. Наторп, С. А. Расчетина, Н. Смелзер, В. В. Тумалев, С. Френе, С.Т.Шацкий);

— философско-культурологические основания становления личности в многомерном усложняющемся мире (Р. Барт, М. М. Бахтин, В. Библер, М. Бубер, Х. Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. С. Каган, И. Калинаускас, П. Рикёр, К. В. Романов, М. Фуко);

— идеи гуманистической, творческой, социально-активной образовательной среды (И.Ю.Алексашина, С. В. Алексеев, Ш. А. Амонашвили,.

B.Г.Воронцова, Я. Корчак, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, С. В. Тарасов, А. П. Тряпицына, Н.И.Элиасберг);

— средства формирования социальной активности учащихся (Л.М.Ванюшкина, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, Е. Б. Евладова, В. И. Журавлев, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. К. Колеченко, О. Е. Лебедев, А. С. Макаренко,.

Т.Н.Мальковская, А. Ф. Меняев, Т. Парсонс, К. Д. Радина, С. А. Шмаков, Н.Е.Щуркова);

— результаты исследований в области педагогического проектирования (Е.С.Заир-Бек, М. М. Поташник, О. Г. Прикот, В. Е. Радионов, Н.Ф.Радионова);

— гуманитарная экспертиза (С.Л.Братченко, С. Д. Дерябо, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.А.Ясвин).

Методы исследования: анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы, результатов педагогических и социологических исследований СПбАППОпроведение констатирующего и формирующего педагогических экспериментоврефлексивное педагогическое наблюдение, сравнительный анализ разных этапов жизнедеятельности детско-юношеских сообществ, психолого-педагогический анализ образовательной среды с помощью методики векторного моделирования и мониторинга количественных параметров социально активной образовательной среды, анкетирование, интерпретация результатов анкетирования воспитанников, биографический метод, педагогическое проектирование с мониторингом результативности образовательных программ.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1991 по 2005 годы:

Первый этап. 1991;1996 годы: постановка констатирующего эксперимента: сбор и изучение информации, сравнительный анализ данных жизнедеятельности детско-юношеского сообщества, интерпретация педагогического опыта.

Второй этап. 1996;2002 годы: проектирование модели формирования социальной активности, организация формирующего эксперимента по ее внедрениюотслеживание результатов внедрениясравнение, анализ, внесение изменений в организационно-педагогические условия, описание результатов исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Программное обеспечение формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования.

Третий этап: 2003;2005 годы: совершенствование и внедрение модели формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования. Систематизация, анализ и обобщение результатов исследования. Описание исследования.

Базой исследования стали: дополнительное образование профессионального училища № 96 (СПТУ-96), Дом юных мастеров техники и ремесел Адмиралтейского района с детско-юношескими коллективами школы № 522 (Первая коррекционная школа), средней общеобразовательной школы № 267, гимназии № 278 (школы с углубленным изучением иностранных языков) Адмиралтейского района.

Научная новизна исследования:

•разработана периодизация и типология дополнительного образования;

•выявлена связь между организационно-педагогическими условиями и формированием социальной активности учащихся на междисциплинарной основе;

•выявлена взаимосвязь потенциала свободы детской активности и типологии образовательной среды в различных микросредах дополнительного образования;

•разработана типология средств дополнительного образования по компонентным основаниям образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования:

•разработана базовая концепция обучения вариативному социально-ролевому взаимодействию учащихся в соответствии с их возрастными социальными потребностями и индивидуальной ориентацией для создания программ по формированию их социальной активности средствами дополнительного образования;

•разработана и апробирована модель формирования социальной активности учащихся через их взаимодействие с социальной средой.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в: •разработке модульных программ дополнительного образования по развитию социальной активности учащихся;

•апробации взаимодействия структур дополнительного образования с общественными организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

•разработке системы мониторинга количественных показателей социально-активной образовательной среды как критерия педагогической социальной ориентации;

•разработке в системе постдипломного педагогического образования учебно-методического комплекса «Развитие социальной активности учащихся в современной школе» с методическими рекомендациями по диагностике образовательной среды.

Апробация исследования проводилась на 17 международных, региональных, городских и районных конференциях.

Внедрение положений исследования осуществлялось в дополнительном образовании учреждений начального профессионального образования с 1992 по 1996 годы: выставки Дома Техники и Музея истории ПТОна двух Всероссийских слетах поисковых групп и музейных объединений УНПО (апрель 1995 — июнь 1996 г.);

— в дополнительном образовании ОУ Адмиралтейского района: семинар «Воспитание человека-созидателя в сообществе взрослых и детей» в 1999/2000 учебном году (ДДТ «У Вознесенского моста») — реализации международной образовательной программы «Европа в школе» (1998 — 2005) — в организации в 2000 г. семинара СПбГУПМНМЦ Адмиралтейского района «Гражданское проектирование в рамках конкурса «Европа в школе» (Дом юных мастеров техники и ремесел) — в дополнительном образовании художественных школ.

Петербурга: конкурс «Память о войне и примирение глазами молодёжи» -1998; 2000 годыв дополнительном образовании гимназии № 177- «Школа юного репортера» — 2005 г.;

— в постдипломном педагогическом образовании: реализация программы краткосрочных курсов «Развитие социальной активности учащихся в современной школе» для слушателей петербургских школ № 38, 105, 177, 278, 308,405, 574, а также — учителей истории и обществознания шести районов СПб.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Поисковый уровень познавательной активности учащихся является основным ресурсом формирования их социальной активности средствами дополнительного образования.

2.Социальное партнёрство структур дополнительного образования с социокультурными учреждениями и общественными организациями эффективно содействует формированию социальной активности учащихся.

3. Критериями сформированности социальной активности учащихся являются коммуникативные компетенции, проявляющиеся в способности к сотрудничеству, вариативном социально — ролевом взаимодействии, проектировании, создании и общественной презентации социально значимого творческого продукта.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены всесторонним теоретико-методологическим анализом проблемы, разнообразными методами педагогического исследования, длительностью эксперимента, его повторяемостью в разных типах образовательных учреждений и структурах дополнительного образования, контролируемостью, согласованностью результатов исследования и достижениями воспитательной работы в учреждениях, работающих по проекту исследования.

Эти выводы позволили наметить новое направление в проектировании программ формирования социальной активности учащихся, где поисковое содержание представляет из себя уже не блок, как в констатирующем эксперименте и не модуль, как в формирующем, а инвариантную часть программы, где ценностно-смысловые и профильно-деятельностные образовательные маршруты учащихся становятся ее вариативными образовательными модулями по выбору учащихся. Развитие этого направления исследования выразилось в проекте формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования, получившем общее название «Автор»:

Структура программы «Автор» Инвариантная часть программы «Поиск».

Раздел 1. «Кто владеет информацией — тот владеет всем». Раздел 2. Хранилища информации.

Вариативная часть программы «Авторское самоопределение».

Раздел 1. Самоопределение в ценностях и содержании поиска.

Модуль За. Модуль 36. Модуль 3 В.

Кто ищет — тот всегда «История моей школы» «Неизвестный солдат» найдет" (школьно-краеведческий (военно-исторический учебнопоиск) поиск) информационный поиск).

Раздел 2. Презентация автором результатов поиска в избранном виде деятельности.

Модуль 4.1. Оратор выступление Модуль 4.2. Ученый реферат Модуль 4.3. Журналист публикация.

Модуль 4.4. Режиссер видеофильм Модуль 4.5. Веб-дизайнер сайт Модуль 4.6. Коллекционер выставка.

Социальная ориентация предлагаемого проекта состоит в формировании социальной активности учащихся в форме профильных социально-ролевых компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено ключевой проблеме образования: формированию социальной активности учащихся в современных условиях. На основе решения этой проблемы складываются возможности для формирования универсальных базовых человеческих качеств, необходимых для социализации личности, ее успешной самоактуализации в непредсказуемо усложняющемся мире. В поисках путей преодоления ограниченности образовательных ресурсов именно дополнительное образование рассматривается как условие решения данной проблемы. Представляя сферу социального воспитания, дополнительное образование располагает значительным воспитательным потенциалом для взращивания как социально активной личности, так и индивидуальности.

Эмпирические данные позволяют сделать вывод, что формирование социальной активности учащихся в значительной степени зависит от профессиональной позиции педагога, его социальной активности и проектировочных умений. Опыт жизнедеятельности пяти детско — юношеских сообществ в образовательных учреждениях различного типа, представленный в констатирующем и формирующем экспериментах показывает, что дополнительное образование успешно способствует формированию социальной активности учащихся при следующих условиях:

— последовательном применении средового и потребностно— информационного подходов в социальном воспитании учащихся;

— социальной ориентированности поисково-познавательной активности воспитанников;

— осуществлении социальной активности учащихся в форме социально — ролевой деятельности;

— ориентации на социально значимый индивидуальный творческий продукт как результат деятельности воспитанника.

Для доказательства этого гипотетического положения в работе представлены аналитические данные сравнения различных этапов жизнедеятельности исследуемого детско-юношеского сообщества, эмпирические данные исследования ценностных ориентаций через анкетирование и биографический метод со шкалой личностных достиженийкомплексные показатели качественного и количественного анализа образовательной среды, а также результативность программ формирования социальной активности учащихся.

Ведущее педагогическое условие формирования социальной активности учащихся средствами дополнительного образования — образовательная среда представляется диссертанту как среда условий и возможностей развития детской активности, творческая по качественному типу, социально-активная по количественным параметрам.

Сущность средового подхода, примененного в опыте исследования, состоит в освоении, преобразовании и расширении образовательной среды с включением социальной среды через партнерство с социокультурными учреждениями, общественными организациями и движениями. Принципиальное значение для образовательной среды имеет гуманистическая организация взаимоотношений, демократический стиль взаимодействия и принцип моральной саморегуляции со стороны всех субъектов образовательной деятельности. Только на этом основании возможна реализация социальных потребностей учащихся в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции деятельности, творческой активности и в конечном счете самоопределение подрастающего поколения.

Социальная ориентированность поисково — познавательной активности в контексте исследования представляет содержательную основу формирования социальной активности. Знание должно быть найдено самостоятельно. В процессе поиска рождаются искомые социальные качества учащихся, прежде всего, коммуникативная компетентность.

Социальная ориентированность воплощена в содержании различных поисковых программ, использующих потенциал общественных организаций и движений современного Петербурга и Ленинградской области, а также государственных и общественных социально ориентированных проектов, включая международные.

Формами воплощения социальной активности учащихся становятся социально-ролевая деятельность исследователя, журналиста, организатора общественного музея, веб-дизайнера и др., освоенная по модулям программ «Вертикаль», «Автор».

Содержание и формы социально-ролевого участия воспитанников в общественной жизни, предложенные в программах исследования, осваиваются в партнёрстве с социокультурными учреждениями и общественными организациями. Овладение коммуникативной компетентностью в социально-ролевом взаимодействии дает возможность обеспечить преемственность культуры общения на основных этапах социализации личности: ребенок, ученик, профессионал.

Ориентация на социально значимый индивидуальный творческий продукт как результат деятельности воспитанника проходит с помощью многоуровневой организации образовательной среды как текста и видения социальной активности в создании и интерпретации текстов с дальнейшей общественной презентацией и организацией общественных связей автора.

Выявление сформированности социальной активности по критериям коммуникативных компетенций, проявляющихся в способности к сотрудничеству, вариативном социально — ролевом взаимодействии, проектировании, создании и общественной презентации социально значимого творческого продукта, свидетельствует о выполнении исследовательских задач.

Развитие направлений исследования в контексте предпрофильной подготовки и профильной школы предусматривает совершенствование социально — педагогического проектирования организационно — педагогических условий формирования социальной активности учащихся на социально — ролевом деятельностном основании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д. Влияние общения и деятельности комсомольскойорганизации на становление общественно активной позиции старшеклассника. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Л.: — 1977.- 18с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб:1. Питер". 2003.-с.248
  3. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизацияпод ред. А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева. Москва. АПН СССР 1983 98с.
  4. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб.:1. СПбГУПМ, 1997.- 153с.
  5. С.В., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование:реальность и перспективы. СПб.: 1997
  6. Ш. А. Личностно гуманная основа педагогическогопроцесса. — Минск: Университетская книга.-559с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом1. Шалвы Амонашвили, 1996.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 238с.
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейсясистемы/УПсихология формирования и развития личности.- М.: 1981
  10. АршиновВ.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.:1. ИФРАН, 1999.-67с.
  11. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развитияобразования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник, 1997. № 9
  12. А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию.
  13. Организация опытно экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». — Вып 3. — М. — 1997.
  14. А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуредостоинства // Воспитание школьника. 1995-№ 5
  15. Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцевс.Г. Об универсальном знаниии новой образовательной среде: К концепции универсальной компоненты образования.- М.: Изд. Центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999. с 55.
  16. Т.К. Моделирование деятельности руководителя как условие еесовершенствования // Совершенствование форм и методов коммунистического воспитания: межвузовский сборник научных трудов Ленинград. 1984 -с.148
  17. Р. Смерть Автора //Избранные работы. Семиотика. М.: Прогресс, 1994.-616 е.: С.384−392.
  18. Барышников Е. Н. Воспитательные системы образовательных учреждений
  19. Санкт Петербурга. Опыт, поиски, перспективы. СПб. — 2003
  20. М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесноготворчества. М.: Искусство, 1979. -с.364 — 373.
  21. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения.1. СПб.-1997.
  22. Т. А. Духовно- нравственные ценности и ориентации вмировоззрении старшеклассников и учителей. Монография. СПб.: СПбАППО. 2004. 188с.
  23. БиблерВ.С. От наукоучения- к логике культуры: Два философскихвведения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. -413с.
  24. B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) //
  25. Вопросы философии. 1993. -№ 5. -с.75−93.
  26. Бим-БадБ.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М.:
  27. Российский открытый университет, 1994. 112с.
  28. М. Апология истории. М. «Наука». 1973. 232с.
  29. П.П. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
  30. Шалвы Амонашвили, 200Q.- 224с.
  31. Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования//Педагогика.-1997.-№ 4.-с.11−17
  32. Е.В., Кульневич С. В. Личность в гуманистических теориях исистемах воспитания//Педагогическое пособие. М.- Ростов-на-Дону, 1999
  33. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования.1. СПб.-2003. 57с.
  34. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.:1. Смысл, 1999.- 137с.
  35. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованиюдетей. М.: Владос, 2005
  36. Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль. 1978 216с.
  37. Л.М. Внеаудиторное образование: Санкт-Петербург, «Лита», 2003, 224с.
  38. ВдовинаИ.С. Феноменолого-герменевтическая методология анализапроизведений искусства /Эстетические исследования: методы и критерии. М.: Изд-во ИФРАН, 1996. 20 с.
  39. Вершловский -С.Г. Гражданское образование// Университетский вестник, вып.2, СПб 2002
  40. С.Г. Теоретико-методологические проблемы изученияобразовательной среды. /Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: 2001.- 272с.
  41. В.И., Эрлих О. В. Сценарно-ролевое творчество как предметдополнительного образования. СПб, 1997. 56с.
  42. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломногообразования педагога. Псков: 1997. — 421с.
  43. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. М.: Центрвальдорфской педагогики, 1993.- 272с.
  44. JI. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
  45. Шалвы Амонашвили, 1996. 224с.
  46. JT. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова.—
  47. М.: Педагогика, 1991. 480с.
  48. Выставка социально значимых проектов 26−27 октября 2001 года. Буклет.1. СПб.: 2001.- 104с.
  49. Ю.А. От личности к индивидуальности. Акмеологическаяпарадигма. СПб.: 2003. -310с.
  50. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер снем. / Общ. ред. и вступ. Ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704с.
  51. О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики кпедагогике свободы. М.: Мирос, 2002. — 294 с.
  52. В. Физика и философия / Перевод с немецкого И. А. Акчуринаи Э.П. Андреева. М.: Прогресс, 1999. — 92 с.
  53. К.А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. 156 с.
  54. И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания /
  55. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1940. с. 149.
  56. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /
  57. Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.
  58. В.П. Современная система дополнительного образования иперспективы ее развития. М.: «Московская школа», 2001. 23 с.
  59. Гражданское образование- путь к демократическому обществу.
  60. Материалы международной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 200с.
  61. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544с.
  62. Деловое обучение в обучающем диалоге. СПб.: 1998. 118с.
  63. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательнойсреды, М., «Молодая гвардия», 1997. 278с.
  64. Д., Джонсон Р., Джонсон- Холубек Э. Методы обучения.
  65. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 254с.
  66. Дидро Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»
  67. Д. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1940.
  68. А. Руководство к образованию немецких учителей / Дистервег
  69. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.
  70. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высшихучеб. Заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003. — 256с.
  71. Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.-3 84с.61.62,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72
  72. Э. Социология. М.: Канон, 1995. — 350с.
  73. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: уч. пособие для студентов СПО, М.: Владос, 2002.-350с.
  74. В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М.: Педагогика, 1984, 176с.
  75. Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Уч. пос. для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. — СПб.: РГПУ, 1995.-234 с.
  76. Закон РФ «Об образовании». М. — 1996. — 64с.
  77. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998
  78. А.А., Захарова Т. Г. Дневник аспиранта. Изд. 3-е. М. 2003. 46с.
  79. М.В. Образование и культура: Принципы рефлексивного анализа / Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. Материалы IV научно-практической конференции 17 мая 2001 г. СПб.: СПбГУПМ, 2002. -с. 26 — 39.
  80. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. -с.87−105
  81. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.-234с.
  82. И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. М.-1990. -с. 373−452.
  83. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань. 1994. 122с.
  84. И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях— М.: Гос. библиотека СССР. Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып. 2. 1988. -31с.
  85. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа М.: Интрада, 1998. — 255с.
  86. М. с.Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики //
  87. Педагогика. 1981. — № 10. -с.56 — 63.
  88. М. с.Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -с.416
  89. М. сстетика как философская наука. Университетский курслекций. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -с. 544.
  90. М.Г. Особенности формирования нравственных идеалов иобщественно значимой деятельности // Советская педагогика. — 1968.-№ 11. -с.9 -20.
  91. И.Н. О спонтанности. Интернет — ресурс, http://min.spb.ru/spont.htm, 5с.
  92. В.А. Воспитать гражданина: записки директора школы № 825 г. Москва. / М.: Московский рабочий, 1983. 142с.
  93. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основацелостного учебно-воспитательного процесса. М. — 1993.
  94. Г. Школа будущего школа работы / Основные вопросышкольной организации. Петроград: Школа и жизнь, 1920. 83с.
  95. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Вопросыпсихологии. 1993.- № 1
  96. Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды:альтернативы и перспективы//Учителю об экологии детства. М.1996
  97. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2-еиздание, стереотипное. Москва. Academa. 2005. 175с.
  98. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. —1. СПб: ДЕАН, 1998.-232.
  99. И.А. Педагогическая реальность в зеркалемежпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 224.С.
  100. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалыдля специалиста образовательного учреждения. СПб.: Каро, 2004. -368с.
  101. Коменский Я.А."Великая дидактика" / Коменский. Антология гуманнойпедагогики. Сост. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-е. 106−204.
  102. Я.А., Локк Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци. Педагогическоенаследие. М. «Педагогика», 1988. — 392с.
  103. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективнаямонография под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392с.
  104. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.:1. Просвещение", 1984. 335с.
  105. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: «Просвещение», -1989. — 256с.
  106. Конституция Российской Федерации. СПб.: Издательский дом Громова, 2001.-48с.
  107. Я. Антология гуманной педагогики.- М.: Издательский дом
  108. Шалвы Амонашвили, 1997. 224с.
  109. O.K. Гражданское общество и массовое общественноесознание. Несколько социологических фактов. СПб.: СПбГУ, 2000. — 86с.
  110. O.K. Самоуправление в школе и ценности гражданскогообщества. Доклад: Материалы научно практической конференции «Социальные науки и социальная активность» СПбГУПМ 08. 10. 2002 г. — 12 с.
  111. O.K. Человеческий потенциал гражданского общества всовременной России. Антропоцентрический критерий социальных изменений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук, СПб. 2002. — 26с.
  112. Круг друзей. Информационно-методический журнал. 75 Всероссийскийсъезд последователей И. П. Иванова. СПб. — 1998. — 188с.
  113. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: Внутренний мир исамореализация.- СПб, 1996. 56 с.
  114. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современногообразования. Постдипломное образование педагога. СПб: Спецлит, 2002. — 96с.
  115. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 298с.
  116. В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. —1992.-№ 2.-с. 225−232.
  117. Г. Постмодернизм / Постмодернизм. Энциклопедия. М.:
  118. Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 602с.
  119. А.Ф. Школьные характеристики. 2 издание. СПб.: 1913. 214с.
  120. Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиямприроды и культуры /Авторизованный перевод с нем. Е. Пашуканис/ -Петроград: Школа и жизнь, 1920. 158 с.
  121. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России
  122. Х начало XX века): Высшее образование. — М.: «Форум» — «Инфра — М», 1998. — 582 с.
  123. О.Е. Концепция воспитания на рубеже веков // Сб. Философияобразования. с. 8 — 10
  124. О.Е. Образование как фактор развития личности//
  125. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб, 1998.
  126. О.Е. Потенциал современной школы // Школа в начале третьеготысячелетия / науч. Ред С. В. Тарасов. — СПб. — 2000.
  127. О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования.
  128. Методические рекомендации. Спб. 2001.-52с.
  129. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспектыразвивающего образования /Педагогика.-1996.- № 6
  130. А.А. Деятельность. Сознание. Личность. Москва. Политиздат.1975−305с.
  131. А.А. Педагогическое общение. М.: — «Знание», 1979. — 47 с.
  132. А.Н., Избранные психологические произведения в двух томах.
  133. Под ред В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровкого, М., АПН, «Педагогика», 1983,1 392 с. II — 318 с.
  134. Л.Н. К обществу образованных людей. Теория и практикаобразования взрослых. СПб.: ИОВ, 1998.-271 с.
  135. X. Й. Понятие общения и воспитания // Проблемы общения ивоспитания. Ч.1.- / Под ред. Л.П. Буевой- Тарту: 1974. -с. 60 67.
  136. .- Ф. Состояние постмодерна / перевод с французского Н.А.
  137. Шматко: «Институт экспериментальной социологии», М.: «Алтейя» 1998
  138. И. И. Философия образования и педагогика: точка зрениядидакта // Педагогика. 1997. — № 3.
  139. Дж. Мысли о воспитании/Локк Дж. Педагогические сочинения. М.:
  140. Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 320с.
  141. .Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.:1. Наука, 1999, 202 с.
  142. А.С. Воспитание гражданина. — М. -1988.
  143. А.С. О воспитании. М.: ИПЛ,-1988. -256с.
  144. А.С. Педагогическая поэма. Л.: Лениздат, 1976. — 616с.
  145. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.:1. Педагогика, 1988. 286 с.
  146. А. Дальние пределы человеческой психики. СПБ.: Евразия, 1997.-430с.
  147. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М. 1982
  148. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация итехника. М.: Наука, 1916. — 327с.
  149. Методология и методика педагогического исследования. Материалы V
  150. Межрегиональной научно- практической конференции аспирантов и соискателей 9−10 февраля 1999 года. СПб. 2000. 190с.
  151. А.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество
  152. России. Москва. 2001. 320с.
  153. В.Н. Понятие личности и аспекте нормы и патологии //
  154. Психические отношения. Москва — Воронеж. — 1995. -с.48 — 53.
  155. П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основеобщности / Пер. с нем. А. А. Громбаха / СПб.: 1911. 337 с.
  156. Национально культурные и религиозные организации Санкт
  157. Петербурга. СПб.: Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, 2003. 144с.
  158. Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношении человекаи среды // Человек.Среда.Общение. Таллин, 1980.
  159. В.Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальнойработы: Уч. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004.-208с.
  160. A.M. Докторская диссертация? М.: Эгвес, 2000. — 120с.
  161. Норман Мак-Менн. Путь к свободе в школе. Петроград. — 1919. — 56с.
  162. Образовательная программа маршрут ученика: 411 /СПб., под ред. А.П.1. Тряпицыной. 2000 228с.
  163. А. С. Политология. М.: Проспект, 2003. — 490 с.
  164. Т. О социальных системах. М. 2002. — 831с.
  165. Т. Оструктуре социального действия. М. 2000. — 879с.
  166. Педагогика общей заботы. СПб.: Образование. 1996. 37 с.
  167. Педагогическая энциклопедия, т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965—с.458 463.
  168. Педагогический словарь /для студентов высших и средних учебныхзаведений / 2-е издание, стереотипное. М.: ACADEMA, 2005. — 176с.
  169. Петербургская школа. Проблемы и поиски. Из опыта школ лабораторий.-СПб.-2001.- 128с.
  170. Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма / Под ред.
  171. С.Г. Вершловского и C.JI. Братченко. СПб.: Институт «Открытое общество», 2000. — 112с.
  172. Петербургский образовательный стандарт. Теоретические и методическиеосновы / Под ред. О. Е. Лебедева СПб.: КО СП б, 1997. с.
  173. П. Малый Йена план. СПб. СПбГУПМ. 1997. — 74с.
  174. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. Политиздат.1982.-255с.
  175. П.И. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.с.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 512с.
  176. Письмо Руссо к Ф. Крамеру от 13 октября 1764 г./Жан-Жак Руссо обискусстве. М., 1959
  177. К.К. К теории личности / Личность и труд. М.: Педагогика, 1965.-277с.
  178. Политология. Энциклопедический словарь. Издательство Московского
  179. Коммерческого университета. 1993. 432с.
  180. Понятийно терминологический словарь для педагогов дополнительногообразования /Сост.: М. Б. Коваль, В. В. Белова, М. П. Чумакова. М. -1997
  181. Права человека. Основные международные документы. М.
  182. Международные документы". 1989. 160с.
  183. И. Р. Философия нестабильности. Вопросы философии.1991/6 с. 46−57.
  184. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека сприродой. М.: Прогресс, 1986. — 431.
  185. О.Г. Лекции по философии педагогики. СПб.: TVP — incorporated, 1998.- 163с.
  186. О.Г. Методологические основания педагогической системалогии.
  187. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. СПб. — 1998. — 32 с.
  188. О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу.- СПб.: СПбГУПМ, 1998. 38 с.
  189. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., 1. ИПЛ, 1990.-495с.
  190. Психолого педагогический словарь для учителей и руководителейобщеобразовательных учреждений /Под редакцией П. И. Пидкасистого.-Ростов -на -Дону
  191. ПушнаяМ.П. Развитие глобально- ориентированного мышленияучащихся старшей школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: СПбАППО, 2004. 20с.
  192. РадинаК.Д. Формирование эмоционально— нравственного опытапионеров // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград. — 1981. № 9. — с.93−101
  193. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебноепособие. СПб: Издательско — полиграфический центр СПбГТУ, 1996. -140 с.
  194. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Уч.пос. по спецкурсу. ЛГПИ. -1989.- 83с.
  195. К.В. Семья и школа как феномен культурной антропологии.
  196. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб. — 2004. — 36с.
  197. Н.И. Как устраивать местные музеи. М.: 1919. — 111 с.
  198. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российскаяэнциклопедия, 1993.
  199. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / Отв. редактор член кор. АН СССР П. В. Симонов. — М.: Наука, 1984. — 193 с.
  200. C.JI. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1976.412с.
  201. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М. — 1985.
  202. В.В., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная средашколы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. Вып.2. МИПКРО, 1998
  203. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение: способствовало ли возрождение наук иискусств улучшению нравов?/Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  204. Т. Е. Человек в культуре современного Запада. М. 1989
  205. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.1. М.: Academa. 2000. 336с.
  206. В. Д. Бродский Ю.С. Школа и социальная среда // Советскаяпедагогика. 1986 № 5,с. 34−37.
  207. П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность иестественнонаучные основы общей психологии / отв. ред. С. Русинов. -М.: Наука, 1987.-266 с.
  208. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи довнедрения//Педагогика, 1999, № 6
  209. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования впространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып.7 Инноватор. Bennet colledge. М., 1997
  210. В.И., Исаев Е. П. Психология человека. Введение впсихологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М. «Школа-пресс». 1995.-384с.
  211. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений / Авт. сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368с.
  212. Н. Социология, М.: Феникс. 1994, 427с.
  213. Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук в форме научного доклада. СПб 1993
  214. Е.Э. Современная школа: достижения, проблемы, ожидания, реальность, СПбГУПМ, ЦПИ КО, 1998
  215. Е. Э. Сопиков А.П., Рассуждения о рассужденияхрефлексивность сознания личности)//Социальная психология личности, Ленинград, 1974, с.140 149
  216. Современная школа. Достижения, ожидания, реальность. СПб. ЦПИ 1998.186с.
  217. Содружество. Информационно- методические материалы. Выпуск № 1.1. СПб.-2003.-96с.
  218. Социальная психология личности. Ленинград. 1974. 222с.
  219. Социологический словарь под ред.с.А. Кравченко М. «Экзамен». 1999,352с.
  220. Г. с.Диалог с директором школы. СПб. 1997. 50с.
  221. Тарасов С В. Школьник в современной образовательной среде, Спб, 2000
  222. Е.В., Трухачева Т. Н. Они и мы (О концептуальных основахвзаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений). М.: Прсвещение. 1993.-64с.
  223. А.К. Социально — психологические аспекты формированиясамооценки и уровня притязаний личности //в сб. «Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности». Под ред А. В. Петровского. М.: АПН СССР, 1988. с 89 102.
  224. К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива.
  225. Автор. Ленинград.- 1970. 20с.
  226. Д.Н. Психология установки / Дмитрий Узнадзе. СПб.: Питербук, 2001.-414 с.
  227. Управление воспитательной системой школы (проблемы и решения) подред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. об-в о России, 1999. 240 с.
  228. Учебный социологический словарь. Под ред. С. А. Кравченко. 3-е изд. М.:1. Экзамен, 1999.-с.291.
  229. Ученические социальные проекты в системе школьного образования.
  230. Методические рекомендации. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 64с.
  231. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х годов. Подред. Е. Э. Смирновой. СПб. 1995. 224с.
  232. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.-c.487.
  233. В. Человек в поисках смысла. Сборник. М.: Прогресс, 1990.368с.
  234. С. Избранные педагогические сочинения, М.: Прогресс, 1 990 304с.
  235. Э. Искусство любить. СПб.: Азбука, 2002. — 222с.
  236. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб.: A-cad, 1994.376с.
  237. М. Что такое автор? Выступление на заседании Французскогофилософского общества 22 февраля 1969 года в Колледж де Франс под председательством Жана Валя. Интернет — ресурс, http://www.philosophv.ru/librarv/foucault/aut.html. — 30с.
  238. С.Е. Развитие творчества и активности детей во внекласснойработе (из педагогического наследияс.Т. Шацкого). Советская педагогика. -1966 № 5,с. 138- 144.
  239. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах под ред. И. Каирова идр. тт 1−4, Москва, Издательство АПН РСФСР, «Просвещение», 19 621 963 гг.
  240. Школьный музей в едином образовательном пространстве. СПб. 1999
  241. Школьный толковый словарь русского языка Лопатухин М. С.,
  242. Е.В., Снетова Г. П.- под ред. Ф. П. Филина, М.:Просвещение, 1981.-463с.
  243. П.Г. Система педагогических исследованийметодологический анализ) // В кн. Педагогика и логика. М. — 1993. -с. 16−200.
  244. ЭлиасбергН.И. Педагогический коллектив школы— субъектинновационной системы правового образования. Монография. СПб. 1998- 164с.
  245. Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х- 90-хгодов XX века. Опыт системно-генетического анализа. Санкт-Петербург, 2000 г.
  246. Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1989
  247. Энциклопедический словарь. В 3 тт. Под ред. Б. А. Введенского. Т. 3. М.:
  248. Большая советская энциклопедия", 1955.
  249. Э. Детство и общество. (Сокр. пер. с англ. Бельчугова С.Ю.). —1. М.: 1992.-186 с.
  250. В. «О социальных процессах перестройки // Коммунист, 1991, № 6. —с. 58
  251. В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведенияличности. JI. -1979.
  252. В.А. Образовательная среда: От моделирования кпроектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248с.
  253. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / библиотекажурнала «Директор школы». Выпуск № 2. 2000. — 70с.
Заполнить форму текущей работой