Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся
Диссертация
Однако полноценная реализация этих возможностей связана с проблемой самоопределения самого общества, его мировоззренческих установок и социально-экономических целей. Если в обществе с определенными мировоззрением и идеологией, устоявшимися социальными правами и нормами, экономической стабильностью цели, содержание и характер проявления социальной активности учащихся заданы педагогу, то в обществе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Социальная активность учащихся как междисциплинарный феномен. 11 1.2. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Организация констатирующего эксперимента по выявлению организационно-педагогических условий формирования социальной активности учащихся
- 2. 2. Проектирование модели формирования социальной активности учащихся
- 2. 3. Организация формирующего эксперимента
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Список литературы
- Аванесян И.Д. Влияние общения и деятельности комсомольскойорганизации на становление общественно активной позиции старшеклассника. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Л.: — 1977.- 18с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб:1. Питер". 2003.-с.248
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизацияпод ред. А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева. Москва. АПН СССР 1983 98с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб.:1. СПбГУПМ, 1997.- 153с.
- Алексеев С.В., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование:реальность и перспективы. СПб.: 1997
- Амонашвили Ш. А. Личностно гуманная основа педагогическогопроцесса. — Минск: Университетская книга.-559с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом1. Шалвы Амонашвили, 1996.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 238с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейсясистемы/УПсихология формирования и развития личности.- М.: 1981
- АршиновВ.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.:1. ИФРАН, 1999.-67с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развитияобразования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник, 1997. № 9
- Асмолов А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию.
- Организация опытно экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». — Вып 3. — М. — 1997.
- Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуредостоинства // Воспитание школьника. 1995-№ 5
- Афанасьев Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцевс.Г. Об универсальном знаниии новой образовательной среде: К концепции универсальной компоненты образования.- М.: Изд. Центр Российского государственного гуманитарного университета, 1999. с 55.
- Ахаян Т.К. Моделирование деятельности руководителя как условие еесовершенствования // Совершенствование форм и методов коммунистического воспитания: межвузовский сборник научных трудов Ленинград. 1984 -с.148
- Барт Р. Смерть Автора //Избранные работы. Семиотика. М.: Прогресс, 1994.-616 е.: С.384−392.
- Барышников Е. Н. Воспитательные системы образовательных учреждений
- Санкт Петербурга. Опыт, поиски, перспективы. СПб. — 2003
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесноготворчества. М.: Искусство, 1979. -с.364 — 373.
- Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения.1. СПб.-1997.
- Берсенева Т. А. Духовно- нравственные ценности и ориентации вмировоззрении старшеклассников и учителей. Монография. СПб.: СПбАППО. 2004. 188с.
- БиблерВ.С. От наукоучения- к логике культуры: Два философскихвведения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. -413с.
- Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) //
- Вопросы философии. 1993. -№ 5. -с.75−93.
- Бим-БадБ.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М.:
- Российский открытый университет, 1994. 112с.
- Блок М. Апология истории. М. «Наука». 1973. 232с.
- Блонский П.П. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
- Шалвы Амонашвили, 200Q.- 224с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования//Педагогика.-1997.-№ 4.-с.11−17
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Личность в гуманистических теориях исистемах воспитания//Педагогическое пособие. М.- Ростов-на-Дону, 1999
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования.1. СПб.-2003. 57с.
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.:1. Смысл, 1999.- 137с.
- Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованиюдетей. М.: Владос, 2005
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль. 1978 216с.
- Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование: Санкт-Петербург, «Лита», 2003, 224с.
- ВдовинаИ.С. Феноменолого-герменевтическая методология анализапроизведений искусства /Эстетические исследования: методы и критерии. М.: Изд-во ИФРАН, 1996. 20 с.
- Вершловский -С.Г. Гражданское образование// Университетский вестник, вып.2, СПб 2002
- Вершловский С.Г. Теоретико-методологические проблемы изученияобразовательной среды. /Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: 2001.- 272с.
- Виноградов В.И., Эрлих О. В. Сценарно-ролевое творчество как предметдополнительного образования. СПб, 1997. 56с.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломногообразования педагога. Псков: 1997. — 421с.
- Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. М.: Центрвальдорфской педагогики, 1993.- 272с.
- Выготский JI. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом
- Шалвы Амонашвили, 1996. 224с.
- Выготский JT. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова.—
- М.: Педагогика, 1991. 480с.
- Выставка социально значимых проектов 26−27 октября 2001 года. Буклет.1. СПб.: 2001.- 104с.
- Гагин Ю.А. От личности к индивидуальности. Акмеологическаяпарадигма. СПб.: 2003. -310с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер снем. / Общ. ред. и вступ. Ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704с.
- Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики кпедагогике свободы. М.: Мирос, 2002. — 294 с.
- Гейзенберг В. Физика и философия / Перевод с немецкого И. А. Акчуринаи Э.П. Андреева. М.: Прогресс, 1999. — 92 с.
- Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. 156 с.
- Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания /
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1940. с. 149.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /
- Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.
- Голованов В.П. Современная система дополнительного образования иперспективы ее развития. М.: «Московская школа», 2001. 23 с.
- Гражданское образование- путь к демократическому обществу.
- Материалы международной конференции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 200с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 544с.
- Деловое обучение в обучающем диалоге. СПб.: 1998. 118с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательнойсреды, М., «Молодая гвардия», 1997. 278с.
- Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон- Холубек Э. Методы обучения.
- Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 254с.
- Дидро Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»
- Дидро Д. Собрание сочинений. В 2-х тт. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1940.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей / Дистервег
- А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.
- Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высшихучеб. Заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003. — 256с.
- Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.-3 84с.61.62,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72
- Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. — 350с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: уч. пособие для студентов СПО, М.: Владос, 2002.-350с.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М.: Педагогика, 1984, 176с.
- Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Уч. пос. для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. — СПб.: РГПУ, 1995.-234 с.
- Закон РФ «Об образовании». М. — 1996. — 64с.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998
- Захаров А.А., Захарова Т. Г. Дневник аспиранта. Изд. 3-е. М. 2003. 46с.
- Захарченко М.В. Образование и культура: Принципы рефлексивного анализа / Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. Материалы IV научно-практической конференции 17 мая 2001 г. СПб.: СПбГУПМ, 2002. -с. 26 — 39.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. -с.87−105
- Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.-234с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск. М.-1990. -с. 373−452.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань. 1994. 122с.
- Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях— М.: Гос. библиотека СССР. Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып. 2. 1988. -31с.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа М.: Интрада, 1998. — 255с.
- Каган М. с.Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики //
- Педагогика. 1981. — № 10. -с.56 — 63.
- Каган М. с.Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -с.416
- Каган М. с.Эстетика как философская наука. Университетский курслекций. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -с. 544.
- Казакина М.Г. Особенности формирования нравственных идеалов иобщественно значимой деятельности // Советская педагогика. — 1968.-№ 11. -с.9 -20.
- Калинаускас И.Н. О спонтанности. Интернет — ресурс, http://min.spb.ru/spont.htm, 5с.
- Караковский В.А. Воспитать гражданина: записки директора школы № 825 г. Москва. / М.: Московский рабочий, 1983. 142с.
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основацелостного учебно-воспитательного процесса. М. — 1993.
- Кершенштейнер Г. Школа будущего школа работы / Основные вопросышкольной организации. Петроград: Школа и жизнь, 1920. 83с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Вопросыпсихологии. 1993.- № 1
- Ковалев Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды:альтернативы и перспективы//Учителю об экологии детства. М.1996
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2-еиздание, стереотипное. Москва. Academa. 2005. 175с.
- Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. —1. СПб: ДЕАН, 1998.-232.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркалемежпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 224.С.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалыдля специалиста образовательного учреждения. СПб.: Каро, 2004. -368с.
- Коменский Я.А."Великая дидактика" / Коменский. Антология гуманнойпедагогики. Сост. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-е. 106−204.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци. Педагогическоенаследие. М. «Педагогика», 1988. — 392с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективнаямонография под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.:1. Просвещение", 1984. 335с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: «Просвещение», -1989. — 256с.
- Конституция Российской Федерации. СПб.: Издательский дом Громова, 2001.-48с.
- Корчак Я. Антология гуманной педагогики.- М.: Издательский дом
- Шалвы Амонашвили, 1997. 224с.
- Крокинская O.K. Гражданское общество и массовое общественноесознание. Несколько социологических фактов. СПб.: СПбГУ, 2000. — 86с.
- Крокинская O.K. Самоуправление в школе и ценности гражданскогообщества. Доклад: Материалы научно практической конференции «Социальные науки и социальная активность» СПбГУПМ 08. 10. 2002 г. — 12 с.
- Крокинская O.K. Человеческий потенциал гражданского общества всовременной России. Антропоцентрический критерий социальных изменений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук, СПб. 2002. — 26с.
- Круг друзей. Информационно-методический журнал. 75 Всероссийскийсъезд последователей И. П. Иванова. СПб. — 1998. — 188с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: Внутренний мир исамореализация.- СПб, 1996. 56 с.
- Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современногообразования. Постдипломное образование педагога. СПб: Спецлит, 2002. — 96с.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 298с.
- Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. —1992.-№ 2.-с. 225−232.
- Кьюнг Г. Постмодернизм / Постмодернизм. Энциклопедия. М.:
- Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 602с.
- Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. 2 издание. СПб.: 1913. 214с.
- Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиямприроды и культуры /Авторизованный перевод с нем. Е. Пашуканис/ -Петроград: Школа и жизнь, 1920. 158 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России
- Х начало XX века): Высшее образование. — М.: «Форум» — «Инфра — М», 1998. — 582 с.
- Лебедев О.Е. Концепция воспитания на рубеже веков // Сб. Философияобразования. с. 8 — 10
- Лебедев О.Е. Образование как фактор развития личности//
- Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб, 1998.
- Лебедев О.Е. Потенциал современной школы // Школа в начале третьеготысячелетия / науч. Ред С. В. Тарасов. — СПб. — 2000.
- Лебедев О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования.
- Методические рекомендации. Спб. 2001.-52с.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспектыразвивающего образования /Педагогика.-1996.- № 6
- Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. Москва. Политиздат.1975−305с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: — «Знание», 1979. — 47 с.
- Леонтьев А.Н., Избранные психологические произведения в двух томах.
- Под ред В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровкого, М., АПН, «Педагогика», 1983,1 392 с. II — 318 с.
- Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. Теория и практикаобразования взрослых. СПб.: ИОВ, 1998.-271 с.
- Лийметс X. Й. Понятие общения и воспитания // Проблемы общения ивоспитания. Ч.1.- / Под ред. Л.П. Буевой- Тарту: 1974. -с. 60 67.
- Лиотар Ж.- Ф. Состояние постмодерна / перевод с французского Н.А.
- Шматко: «Институт экспериментальной социологии», М.: «Алтейя» 1998
- Логинова И. И. Философия образования и педагогика: точка зрениядидакта // Педагогика. 1997. — № 3.
- Локк Дж. Мысли о воспитании/Локк Дж. Педагогические сочинения. М.:
- Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 320с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.:1. Наука, 1999, 202 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. — М. -1988.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: ИПЛ,-1988. -256с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Л.: Лениздат, 1976. — 616с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.:1. Педагогика, 1988. 286 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПБ.: Евразия, 1997.-430с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М. 1982
- Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация итехника. М.: Наука, 1916. — 327с.
- Методология и методика педагогического исследования. Материалы V
- Межрегиональной научно- практической конференции аспирантов и соискателей 9−10 февраля 1999 года. СПб. 2000. 190с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество
- России. Москва. 2001. 320с.
- Мясищев В.Н. Понятие личности и аспекте нормы и патологии //
- Психические отношения. Москва — Воронеж. — 1995. -с.48 — 53.
- Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основеобщности / Пер. с нем. А. А. Громбаха / СПб.: 1911. 337 с.
- Национально культурные и религиозные организации Санкт
- Петербурга. СПб.: Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, 2003. 144с.
- Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношении человекаи среды // Человек.Среда.Общение. Таллин, 1980.
- Никишина В.Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальнойработы: Уч. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004.-208с.
- Новиков A.M. Докторская диссертация? М.: Эгвес, 2000. — 120с.
- Норман Мак-Менн. Путь к свободе в школе. Петроград. — 1919. — 56с.
- Образовательная программа маршрут ученика: 411 /СПб., под ред. А.П.1. Тряпицыной. 2000 228с.
- Панарин А. С. Политология. М.: Проспект, 2003. — 490 с.
- Парсонс Т. О социальных системах. М. 2002. — 831с.
- Парсонс Т. Оструктуре социального действия. М. 2000. — 879с.
- Педагогика общей заботы. СПб.: Образование. 1996. 37 с.
- Педагогическая энциклопедия, т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965—с.458 463.
- Педагогический словарь /для студентов высших и средних учебныхзаведений / 2-е издание, стереотипное. М.: ACADEMA, 2005. — 176с.
- Петербургская школа. Проблемы и поиски. Из опыта школ лабораторий.-СПб.-2001.- 128с.
- Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма / Под ред.
- С.Г. Вершловского и C.JI. Братченко. СПб.: Институт «Открытое общество», 2000. — 112с.
- Петербургский образовательный стандарт. Теоретические и методическиеосновы / Под ред. О. Е. Лебедева СПб.: КО СП б, 1997. с.
- Петерсон П. Малый Йена план. СПб. СПбГУПМ. 1997. — 74с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. Политиздат.1982.-255с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред.с.А. Смирнова. М.: Академия, 1999. 512с.
- Письмо Руссо к Ф. Крамеру от 13 октября 1764 г./Жан-Жак Руссо обискусстве. М., 1959
- Платонов К.К. К теории личности / Личность и труд. М.: Педагогика, 1965.-277с.
- Политология. Энциклопедический словарь. Издательство Московского
- Коммерческого университета. 1993. 432с.
- Понятийно терминологический словарь для педагогов дополнительногообразования /Сост.: М. Б. Коваль, В. В. Белова, М. П. Чумакова. М. -1997
- Права человека. Основные международные документы. М.
- Международные документы". 1989. 160с.
- Пригожин И. Р. Философия нестабильности. Вопросы философии.1991/6 с. 46−57.
- Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека сприродой. М.: Прогресс, 1986. — 431.
- Прикот О.Г. Лекции по философии педагогики. СПб.: TVP — incorporated, 1998.- 163с.
- Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системалогии.
- Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. СПб. — 1998. — 32 с.
- Прикот О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу.- СПб.: СПбГУПМ, 1998. 38 с.
- Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., 1. ИПЛ, 1990.-495с.
- Психолого педагогический словарь для учителей и руководителейобщеобразовательных учреждений /Под редакцией П. И. Пидкасистого.-Ростов -на -Дону
- ПушнаяМ.П. Развитие глобально- ориентированного мышленияучащихся старшей школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб.: СПбАППО, 2004. 20с.
- РадинаК.Д. Формирование эмоционально— нравственного опытапионеров // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград. — 1981. № 9. — с.93−101
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебноепособие. СПб: Издательско — полиграфический центр СПбГТУ, 1996. -140 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Уч.пос. по спецкурсу. ЛГПИ. -1989.- 83с.
- Романов К.В. Семья и школа как феномен культурной антропологии.
- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб. — 2004. — 36с.
- Романов Н.И. Как устраивать местные музеи. М.: 1919. — 111 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российскаяэнциклопедия, 1993.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / Отв. редактор член кор. АН СССР П. В. Симонов. — М.: Наука, 1984. — 193 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1976.412с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М. — 1985.
- Рубцов В.В., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная средашколы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. Вып.2. МИПКРО, 1998
- Руссо Ж.-Ж. Рассуждение: способствовало ли возрождение наук иискусств улучшению нравов?/Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
- Савицкая Т. Е. Человек в культуре современного Запада. М. 1989
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.1. М.: Academa. 2000. 336с.
- Семенов В. Д. Бродский Ю.С. Школа и социальная среда // Советскаяпедагогика. 1986 № 5,с. 34−37.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность иестественнонаучные основы общей психологии / отв. ред. С. Русинов. -М.: Наука, 1987.-266 с.
- Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи довнедрения//Педагогика, 1999, № 6
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования впространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып.7 Инноватор. Bennet colledge. М., 1997
- Слободчиков В.И., Исаев Е. П. Психология человека. Введение впсихологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М. «Школа-пресс». 1995.-384с.
- Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений / Авт. сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368с.
- Смелзер Н. Социология, М.: Феникс. 1994, 427с.
- Смирнова Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук в форме научного доклада. СПб 1993
- Смирнова Е.Э. Современная школа: достижения, проблемы, ожидания, реальность, СПбГУПМ, ЦПИ КО, 1998
- Смирнова Е. Э. Сопиков А.П., Рассуждения о рассужденияхрефлексивность сознания личности)//Социальная психология личности, Ленинград, 1974, с.140 149
- Современная школа. Достижения, ожидания, реальность. СПб. ЦПИ 1998.186с.
- Содружество. Информационно- методические материалы. Выпуск № 1.1. СПб.-2003.-96с.
- Социальная психология личности. Ленинград. 1974. 222с.
- Социологический словарь под ред.с.А. Кравченко М. «Экзамен». 1999,352с.
- Сухобская Г. с.Диалог с директором школы. СПб. 1997. 50с.
- Тарасов С В. Школьник в современной образовательной среде, Спб, 2000
- Титова Е.В., Трухачева Т. Н. Они и мы (О концептуальных основахвзаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений). М.: Прсвещение. 1993.-64с.
- Толмасова А.К. Социально — психологические аспекты формированиясамооценки и уровня притязаний личности //в сб. «Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности». Под ред А. В. Петровского. М.: АПН СССР, 1988. с 89 102.
- Травинин К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива.
- Автор. Ленинград.- 1970. 20с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки / Дмитрий Узнадзе. СПб.: Питербук, 2001.-414 с.
- Управление воспитательной системой школы (проблемы и решения) подред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. об-в о России, 1999. 240 с.
- Учебный социологический словарь. Под ред. С. А. Кравченко. 3-е изд. М.:1. Экзамен, 1999.-с.291.
- Ученические социальные проекты в системе школьного образования.
- Методические рекомендации. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 64с.
- Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х годов. Подред. Е. Э. Смирновой. СПб. 1995. 224с.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.-c.487.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М.: Прогресс, 1990.368с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.: Прогресс, 1 990 304с.
- Фромм Э. Искусство любить. СПб.: Азбука, 2002. — 222с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб.: A-cad, 1994.376с.
- Фуко М. Что такое автор? Выступление на заседании Французскогофилософского общества 22 февраля 1969 года в Колледж де Франс под председательством Жана Валя. Интернет — ресурс, http://www.philosophv.ru/librarv/foucault/aut.html. — 30с.
- Шамаева С.Е. Развитие творчества и активности детей во внекласснойработе (из педагогического наследияс.Т. Шацкого). Советская педагогика. -1966 № 5,с. 138- 144.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах под ред. И. Каирова идр. тт 1−4, Москва, Издательство АПН РСФСР, «Просвещение», 19 621 963 гг.
- Школьный музей в едином образовательном пространстве. СПб. 1999
- Школьный толковый словарь русского языка Лопатухин М. С.,
- Скорлуповская Е.В., Снетова Г. П.- под ред. Ф. П. Филина, М.:Просвещение, 1981.-463с.
- Щедровицкий П.Г. Система педагогических исследованийметодологический анализ) // В кн. Педагогика и логика. М. — 1993. -с. 16−200.
- ЭлиасбергН.И. Педагогический коллектив школы— субъектинновационной системы правового образования. Монография. СПб. 1998- 164с.
- Элиасберг Н.И. Правовое образование в отечественной школе 30-х- 90-хгодов XX века. Опыт системно-генетического анализа. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1989
- Энциклопедический словарь. В 3 тт. Под ред. Б. А. Введенского. Т. 3. М.:
- Большая советская энциклопедия", 1955.
- Эриксон Э. Детство и общество. (Сокр. пер. с англ. Бельчугова С.Ю.). —1. М.: 1992.-186 с.
- Ядов В. «О социальных процессах перестройки // Коммунист, 1991, № 6. —с. 58
- Ядов В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведенияличности. JI. -1979.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: От моделирования кпроектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / библиотекажурнала «Директор школы». Выпуск № 2. 2000. — 70с.