Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм
Диссертация
Эта проблема широко обсуждается в педагогической научной литературе (Р.С. Буре, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, J1.M. Таджибаева, А. П. Усова, С. Г. Якобсон и др.). Совместная деятельность ставит детей в условия общей ответственности за результат, вызывает необходимость совместных обсуждений, распределения обязанностей, взаимоудовлетворения интересов участников. Такие условия содержат в себе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОСОЗНАНИИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
- 1. 2. ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ
- 1. 3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, СООТВЕТСТВУКЗЦИХ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ
- ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
- 2. 1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- 2. 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
- 2. 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие воспитания гуманного отношения к сверстникам// Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 60−70.
- Антонова Т.В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками//Дошкольное воспитание. 1971. № 5.
- Антонова Т.В. Роль общения в урегулировании отношений детей в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. М., 1983.
- Антонова Т. В. Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества// Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1989. С. 141−161.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
- Аржанова А.Н. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии. Материалы симпозиума: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Артемова Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников. Автореф. дисс. М., 1955.
- Блощицына Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Автореф. дисс. М., 1983.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: тексты. М., 1982.
- Боришевский М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации// Вопросы психологии. 1965. № 4. С. 45−53.
- Буре Р.С. Взаимоотношения детей в труде// Дошкольное воспитание, 1968, № 4.
- Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместном труде. Автореф. дисс. М., 1968.
- Буре Р.С. О характеристике структуры детской совместной деятельности// Новые исследования в пед. науках -XIII/ Под ред. А. Р. Лурия. М., 1969.
- Буре Р.С. Организация труда дошкольников// Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1980.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
- Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. СПб., 2002.
- Буре Р. С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.- М., 2002.
- Буре Р. С. Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей.// Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 2002. № 1. С. 123−129.
- Валантинас А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных форм детьми младшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. Вильнюс, 1988.
- Виноградова A.M. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под редакцией A.M. Виноградова. М., 1989.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собр. соч. в 6 т-х. Т. 3. М., 1982.
- Выготский Л.С. Овладение собственным поведением// Собр. соч. в 6-ти т-х. Т. 3. Мм 1983. С. 386−398.
- Вичер В.М. Мораль и социальная психика. М., 1978.
- Газета «Труд». «Никогда не говори никогда», 3004.99.
- Горбачева В.А. О дружбе среди детей// Дошкольное воспитание, 1940, № 5.
- Горбачева В.А. Формирование поведения детей в детском саду. М., 1957.
- Горопаха Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми мл. дошк. возраста в детском саду. Автореф. дисс. М., 1992.
- Гулевич О.А. направления изучения представлений о справедливости// Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 123−131.
- Давидович В.Н. Формирование способов сотрудничества в совместной деятельности у детей ст. дошк. возраста// Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004.
- Демурова Е.Ю. Воспитание сознательной дисциплины у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. М., 1951.
- Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. Образовательных учреждений и родителей/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004.
- Дудникова С.А. Педагогические условия формирования самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. М., 1994.
- Дудникова С.А. Формирование самоконтроляв поведении у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 74−88.
- Ерофеева Т.И. Представления детей старшего дошк. возраста о правилах поведения и их влиянии на взаимоотношения со сверстниками// Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978. С. 137−150.
- Жамкочьян М. Враждебное братство// Педагогика. 2002. № 5−6. С. 73−76.
- Жулев В. Лидеры и изгои// Журнал прикладной психологии. 2002. № 4−5. С. 66−68.
- Заиченко Н.У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта// Мир психологии. 1998. № 4. С. 262−272.
- Заиченко Н.У. Конфликт как непонимание себя и другого// Мир психологии. 2001. № 3 (27). С. 197−208.
- Залогина В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре// Творческие игры в детском саду. -М., 1951.
- Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка-дошкольника. М., 1948.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника// Эмоциональное развитие дошкольника: Пособиедля воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. -М., 1985.
- Зинченко В. П. Мунипов В.М. Гордон В. М. Исследования визуального мышления// Вопросы психологии, 1973, № 2.
- Золотарева Е.К. Педагогические условия осознания ребенком-дошкольником нравственной ценности поступка. Автореф. дисс. М., 1993.
- Иванкова Р.А. Первые шаги общественных отношений//Дошкольное воспитание, 1964, № 5.
- Иванкова Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр II Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978. С. 152−168.
- Инюшин Г. В. Понимание сущности нравственных конфликтов в русле концепции возрастной периодизации// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1979.
- Истоки: Базисная программа развития дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. И. Арнаутова и др.- науч. ред. Л. А. Парамонова, А. И. Давидчук, К. В. Тарасова и др. -М., 1997.
- Калишенко В.Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективистической направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. Мм 1985.
- Калишенко В.Д. Роль оценки педагога в воспитании доброжелательных взаимоотношений между детьми// Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 6774.
- Кисленко В.Я. Особенности усвоения социальных норм в дошкольном возрасте// Пед. аспекты социальной психологии. Минск, 1978.
- Киянченко Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5−6 лет. Дисс. М., 1999.
- Кияченко Е.А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников. // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. М., 2004. С. 44−48.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Комиссаренко Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Автореф. дисс. М., 1979.
- Конфликт. Российская педагогическая энциклопедия. В.2-х томах. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М., 1993. С. 467−468.
- Костелова Л.Д. Исследование проблем воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений у детей дошкольного возраста в российской педагогике 50−80 гг. XX века. Автореф. дисс. М., 2001.
- Кошелева А.Д. Организация деятельности детей и руководство ею при воспитании эмоциональной отзывчивости// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985. С. 63−93.
- Кошелева А.Д. Нравственное воспитание дошк. Ч. 2. Новокузнецк, 2000.
- Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В. В. Давыдова и В. А. Петровского // Дошк. воспитание. 1994. № 5.
- Концепция дошкольного воспитания НИИ дошк. воспитания, 1989, № 9.
- Крайнева Л.В. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности. //Дошк. восп. 1984, № 10.
- Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей ст. дошк. возраста в совместной продуктивной деятельности. Автореф. дисс. М., 1985.
- Лаврентьева Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками. Автореф. дисс. Киев, 1982.
- Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. № 1.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1965.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии// Вопросы философии. 1972. № 9.
- Люблинская А.А. Причинное мышление ребенка в действии. «Известия» АПН РСФСР, вып. 17,1948.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития.1. М., 1965.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
- Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей ст. дошк. возраста. М., 1968. С. 36−132.
- Мещерякова Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
- Михайленко Н. Я. Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. № 5−6. С. 17−33.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка II Психологический журнал. 1980. № 5.
- Надеждина Р.Г. Роли в сюжете игры и их значение для развития ребенка // Новые исследования в пед. науках/ Под ред. А. Р. Лурия. М., 1969.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения детьми нормами поведения в коллективе// Развитие познавательных и волевых процессов у детей дошкольного возраста. М., 1965.
- Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. С. 32−51.
- Нечаева В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения/ Нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Нечаевой В. Г. М., 1972. С. 21−62.
- Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: методические рекомендации. М., 1982.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1966.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. Учебный центр «Перспектива».
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (Концептуальный аспект).
- Поддъяков Н.Н. Игровая позиция важнейшее качество личности дошкольника//Дошкольное воспитание. 1997. № 9.
- Пониманская Т.И. Воспитание оценки поведения ст. дошкольников при формировании активного отношения к выполнению нравственных норм// Роль воспитателя в организации пед. процесса в детском саду. М., 1979. С. 42−43.
- Пониманская Т.И. Усвоение нравственных норм ст. дошкольниками в совместной трудовой деятельности. Автореф. дисс. М., 1992.
- Пономаренко Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей II Дошкольное воспитание. 1992. № 3−4.
- Почеревина Л.П. Психологические условия соблюдения дошкольниками норм в ситуации морального выбора. Автореф. дисс. М., 1984.
- Радина И.К. «Жизненные сценарии» воспитанников детских домов по материалам ранних детских воспоминаний// Журнал прикладной психологии. 2003. № 4−5. С. 75−80.
- Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991.
- Репина Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте// Психология личности и деятельности дошкольников. -М., 1965.
- Рочев Сорайа Гедес. Поисковое изменение социальной ситуации с целью снятия конфликта. Дисс. на соискание академ. ст. магистра пед. наук. М., 2000.
- Рояк А.А. Особенности отношений детей в игре в условиях психологического конфликта// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
- Рояк А.А. социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников// Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: сб. науч. трудов. М., 1983.
- Рояк А.А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983.
- Рояк А.А. Деятельность и отношения у дошкольников//Деятельность и взаимоотношения у дошкольников. М., 1987.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы психологии в трудах К. Маркса//Вопросы психологии. 1983. № 2.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рудовская И.А. Характер взаимоотношений в разных структурах совместной деятельности у детей пятого года жизни. Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т. 2.-М., 1968.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеева. М., 1990.
- Степанов Сергей. «Застенчивая или скромная». «Вечерняя Москва», 11 ноября 1999.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании оценки у детей дошк. возраста. Автореф. дисс. -М., 1977.
- Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников// Вестник МГУ. Психология. 1978. № 3.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1972.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1972.
- Таджибаева Л.М. Формирование взаимоотношений у детей ст. дошк. возраста в совместной продуктивной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1981.
- Теплицкая И.Б. О взаимоотношениях детей 2−3 года//Дошк. восп. 1964. № 5.
- Титаренко А.И. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение// Дошк. воспитание. 1980. № 10. С. 32−34.
- Улитко С. А. Буре Р.С. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста // Дружные ребята / Под ред. Р. С. Буре. -М., 2004. С. 33−44.
- Усова А.П. Воспитание общественности у детей в игре//Дошкольное воспитание. 1964. № 5.
- Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх//Дошкольное воспитание. 1964. № 5.
- Усова А.П. Общение в детском саду. М., 1970.
- Файнберг С.В. Трудные дети и подход к ним//Дошкольное воспитание. 1970, № 10.
- Холина Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Автореф. дисс. М., 1999.
- Черношкур Л. А я дедушку любил.// газ. «Трибуна», 2 окт., 2003.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. -М., 1990.
- Штольц X. Дети и семейный конфликт// Каким должен быть твой ребенок? М., 1987.
- Штольц X. Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? М., 1986.
- Щедровицкий Г. П.11 Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966.
- Эльконин Д.В. Детская психология. М., 1960.
- Эльконин Д.В. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте// Игра и ее роль в развитии ребенка дошк. возраста: Сб. науч. трудов. М., 1978.
- Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5−7 лет// Вестник МГУ. Психология. 1988. № 1.
- Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. М., 2003.
- Якобсон С. Г. Нежнов П.Г. Роль конфликтов в возникновении групповых норм// Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
- Якобсон С. Г. Прусс И.В. Последняя победа Буратино. М., 1980.
- Якобсон С. Г. Воюева Л. Прокофьева Т. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет. // Дошкольного воспитания, 1999, № 4−6.
- Barros С. Pontos de psicologia. Sao Paulo, 1992.
- Cheyne J. A., Rubin К. H. Playful precursors of problem solving in preschoolers// Developmental Psychology,. 1983. Vol. 19(4). P.577−584.
- Handerson b. Exploration by preschool children: Peer interaction and individual differences// Merril-Palmer Quarterly. 1980. N27. P.241−255.
- Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive-developemental approach to socialization// Handbook of Socialization Theory and Reseach. Chicago, 1969. P. 347−480.
- Kohlberg I. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justise. San Francisco, 1981.
- Mendel g. Children preferences for differing degress of novelty// Child development. 1965. Vol. 36. P.453−465.
- Piaget J. Le julgament et le roisonenement chez I’efant. Press universitaries de France, 1946.
- Piaget J. Julgamento moral. Sao paulo, 1986.
- Voss H. G. Keller H. Curiosity and exploration. Theories and results. New York, Academic Press, 1983.