Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов
Диссертация
Проведенное нами исследование и анализ полученных результатов подтвердили положения, выдвинутые гипотезой состоящей в разработке специальной методической системы, включающей в себя цели, задачи, содержание учебного материала, методику развития художественнотворческих способностей, активизирующихся в процессе использования их при выполнении работ направленных на преобразование окружающей среды… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. «НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ
- 1. 1. Теоретическое обоснование творческого процесса
- 1. 2. Закономерности развития художественно-творческих способностей
- 1. 3. Условия формирования и развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения художественной обработки дерева
- 1. 4. Анализ проблемы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством на примере росписи по дереву
- Вывод 1-ой главы
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Истоки народного декоративно-прикладного творчества
- 2. 2. Виды художественной росписи по дереву
- 2. 3. Методика организации и проведения экспериментального исследования
- 2. 4. Организация и проведение педагогического эксперимента
- 2. 5. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования условий развития художественно-творческих способностей студентов факультета изобразительных искусств, обучающихся росписи по дереву
- Выводы по 2-ой главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: МПА, 1996. 220с. автореферат дис. к.п.н.: Омск, 2008. — 20с.
- Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: автореферат дис. д.п.н.-М.: 2005.-40с.
- Алексеева О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII—XX вв.еков: Дис.. к.и. Санкт Петербург., 2002. — 216с.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1993. — 160 е.: ил.
- Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т./Под. общ, ред. Габричевского А. Г. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937.-т 2.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблемы способностей. Изд-во АПН РСФСР. М., 1962.
- Ананьев Б.Г. Психология чувствительного познания. -М.: Наука, 2001. 279с. (Серия «Памятники психологической мысли»)
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
- Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. Государственное изд во местной промышленности и художественных промыслов. Москва — 1962.
- Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., «Советский художник». 1963 г. 56с. (Серия «Беседы об искусстве»).
- Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки / Ю. А. Арбат.-М., 1970.
- Аристотель. Афинская полития // Аристотель. Политика. Афинская полития". Серия: «Из классического наследия». М, Мысль, 1997, с. 271.343.
- Арзямова Г. В. Единство нравственного и эстетического воспитания133учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. к.п.н. -М., 1983. 16 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.
- Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М. Д973.-С. 504.
- Асмус В.Ф. Платон.-M., 1969.-С 212.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1017. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1988. -390с.
- Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5−6 классов (На примере хохломской росписи): Автореф.. к.п.н. М., 1995. 15с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М., Культура и просвещение, 1922. — 66с.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-272с.
- Барадулин В.А., Климова Н. Т. основы художественного ремесла.Текст. В. А. Барадулин., Н. Т. Климова М.: Просвещение, 1986. — 230с.
- Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России.-М., 1983, — 111с.
- Барадулин В.А., Танкус О. В., Основы художественного ремесла: в 2 т. М., 1978- 254с.
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М:1. Просвещение, 1979. 112 с.
- Бардина P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 1990. — 304с.
- Батищев С.Г. Диалектика творчества. М., 1984. Деп. в институте философии СССР № 18 609
- Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. Пособие для студ. худ. граф. фак-ов пед. ин. -М.: Просвещение, 1977. 186с.- ил.
- Беджанов Ю.К. Использование народного ДПИ в подготовке студентов ХГФ пединститутов (на примере Северного Кавказа):
- Дисс. канд.пед.наук-М., 1975.-165 с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры искусства. -М.: Искусство, 1994.
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: РАН. Ин-т философии. — 1993. С. 70−73.
- Беспалько Е.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний, — Сов. педагогика, 1968, N4, с. 52−69.
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004- 176с.
- Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства.М.:Искусство, 1971.
- Боголюбов Д.Б. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно творческих способностей средствами изобразительного искусства на различных возрастных этапах. Краснодар, 1992.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. д-ра пед.н. М., 1993
- Богоявленская Д.Б. Индивидуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983. — 320с.
- Богоявленская Д.Б. О дидактике художественного творчества. Л.:1. Наука, 1986. С.41
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981. — 96с.
- Богуславская И. Я. Русское народное искусство. JL, 1968. Былины в записках и пересказах XVII—XVIII вв.еков. M.-JL, 1960.
- Богуславская И.Я. Северные сокровища: О народном искусстве Севера и его мастерах / И. Я. Богуславская. Архангельск, 1980.
- Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л.: Худ. РСФСР, 1981. — 375с.
- Бойко Е.И. Механизм умственной деятельности: Динам, связи. М.: Педагогика, 1976. — 248 с.
- Бондаренко Н.П. Творческая деятельность как необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Одесса, 1988. — 56с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев — М: Высшая школа., 2002, —511с.
- Брушлинский, В.П. Зинченко и др., Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 е., ил.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: 1956.
- Бычков В.В. Эстетика: Учебник. —М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
- Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. М., 1982
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187с.
- Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.- 1983.
- Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII -XX вв. М., 1960.
- Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X XX вв. — М.: Советский художник, 1974. — 249с.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977, — 464 е.: ил.
- Васильев С.И. Теория отражения и художественное творчество. М.:1. Прогресс, 1974. -320с.
- Веккер JI.M. Психические процессы: Мышление и интеллект в 2-х томах. Изд-во ЛГУ, 1976. — 344 с.
- Венгер А.Л. Педагогика способностей. М., 1973. — с. 112
- Венецианов А.Г. Статьи, письма, современники о художнике / Сост., / вступ. статья и примеч. А. Е Корниловой.-Л.: Искусство, 1980, 391 с.
- Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск, 1981.
- Волков И.П. Учим творчеству. М.: педагогика, 1982. — 86с.
- Волков Н. Процесс ИЗО творчества и проблема «обратныхсвязей»//Содружество наук и тайна творчества. Сборник. М., 1968 с. 234−254
- Волкова М. Народное искусство/ / ДИ. 1986. № 2 — С. 36 — 37.
- Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ. 1984. 175с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М., 1972.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. с. 230.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском творчестве // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т 2. — С. 453.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.
- М.: Педагогика, 1987. 344с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 108с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: АПН РСФСР, 1960.-С. 13−222.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развитияпсихики/Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. 368с., ил. — (Акад. пед. наук СССР).
- Галкина T.B. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 149−159.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332с.
- Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Дисс. к.п.н. МПГУ, М., 1996.
- Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство. -М.: Дет. лит., 1980. 143с.
- Гинзбург И. Е.П. Чистяков и его педагогическая система. М.- JL: Искусство, 1940. — 204 с.
- Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 365с.
- Гегель В. Ф. Эстетика М., 1998. — Т. 1 .С. 33 — 293.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
- Громов Е.С. Начало эстетических знаний. Эстетика и искусство. Издание 2-е, дополнительное М. «Советский художник» 1984.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -238с.
- Гулыга A.B. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — С. 13.
- Гурьянов Е. Е. Навык и действие. Ученые зап. МГУ, 1945, вып. 90, с. 133−148.
- Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. Москва. Ленинград. 1963.
- Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Ленинград. 1967.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240с. — (Труды д. чл. и чл. — кор. АПН СССР)
- Данилов М. Н. Дидактика К.Д. Ушинского. М., 1948.
- Данилов М.Н. и Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
- Двойникова Е.С. Художественные работы по дереву / Е. С. Двойникова, И. В. Лямин. -М., 1972.
- Демчев П.Г., Черемных Г. В. Художественное оформление в школе: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 208с., ил.
- Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея / Сост. И. Богуславская. Л., 1976.
- Дранков В.Л. Многосторонность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. М., 1983.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368с.: (Серия «Мастера психологии»)
- Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Мол. гв., 1986. — С. 73.
- Ермалаева Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебпое пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект: культура, 2005. — 304 С.
- Еремеева А.Ф. Границы искусства. М.: «Иск-во», 1987.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства.-М.: Искусство, 1977 320 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. — 184с.
- Жегалова С.К., Жижина С. Г., Попова З. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю. С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967.
- Жегалова С.К., Жижина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1983.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., «Просвещение» 1975 г.
- Журавлев Г. Е. Обучение творчеству//Число и мысль. М., 1983 вып.6
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш. А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996.-432с.
- Занков Л.В. Память. Учпедгиз., 1949.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 175с.
- Званцев М. П. Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
- Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В.В. Давыдова): Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. — 431с.
- Земцова И.В. Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми: Дис. к.п.н. -М., 2005. -216с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994. 304с.
- Зинченко Е.И. Движения глаз и формирование образа- Вопр. психол. /Под ред. Е. М. Теплова и др./. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. вып. 5, с. 63−76.
- Зись А.Я. Искусство и эстетика. М. 1975.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев.-М., 1961.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32с.
- Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дисс.. к.п.н. М., 1982.
- Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.
- Ильин М.А. Исследования и очерки. Москва «Советский художник» 1976.
- Ильин М.А. Русское народное искусство. Изд-во ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» 1959.
- Искусство и эстетическое воспитание молодежи / Под ред. В.Г. Кисунько/-М.: Наука, 1981.-335с.
- Исследование проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев, И.И.
- Семенов, B.K. Зарецкий и др., отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: 1974. — 328с.
- Кардовский Д.Е. Об искусстве: Воспоминания, письма, статьи /Сост. И автор примеч. Е. Д. Кардовская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. — 340 е.: ил.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка: Пер. с нем. и ред. С. А. Левитана. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. -214 с. ил, портр.- 3 л. цв. илл.
- Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности / / Проблемы способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева. -М.: АПИ РСФСР, 1962. с. 68−75.
- Козлов И.В. Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла: дисс. к.п.н.: М.: 1998.-26с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1982. -Т. 1. с.242−404
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. -Пенза, 1994. -344с.
- Корешков В.В. Декоративная деятельность средство формирования и развития личности. // Совершенствование художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе: Сб. науч. трудов. -Уфа: БашГПИ, 1992. — с. 5−7.
- Корешков В.В. Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. трудов. М.: МПГУ, 1990.-е. 78−91.
- Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1994. — 371 с.
- Корешков B.B. Эстетическая среда школы и личности учащегося. -М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1994. 75 с.
- Корешков В.В. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования. М.: Прометей, 1995.
- Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983. -223с.
- Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 1998.-430с.
- Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины / О. В. Круглова. -М., 1987.
- Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву, (из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. -М.: «Изобразительное искусство» 1971 1−240 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 300с.
- Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей. Вопросы психолог. 1972. № 2. — С.З.
- Крылова Н.В. Эстетический потенциал культуры. М.: «Прометей» 1990.- 144с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. Издательство «Просвещение». М., 1971
- Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М.: АГАР, 1997. -304с., ил.
- Кузьмин Н. Русский лубок. М., 1970.
- Лапчинская И.В. Развитие художественно-творческих способностейстудентов вуза в процессе профессиональной подготовки : дисс. к.п.н.: Магнитогорск, 2005. 204с.
- Лебёдко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Дисс. д-ра пед.наук. М., 1994.
- Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 196. — 32с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.-511с.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии. 1956. № 1.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд во АПН РСФСР, 1959.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие длястудентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 199. -582с.
- Лосев А.Ф. Эстетика. Философская энциклопедия, т.5, с. 571.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.- 127с.
- Лилов А.О. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-480с.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444с.
- Ломов С.П., Крылов В. П. Основы орнаментальной композиции: Учебн. метод, пособие. — М.: МПУ, 1998. — 74 е., илл.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Лямин И.В. «Декоративные работы по дереву» -М.: 1973.
- Макаровская И.В. Развитие творческих способностей студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством (на примере кружевоплетения): Автореф. Дисс.. к.п.н. Омск, 2008. -20с.
- Материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. -М.: Просвещение, 1986. -272с.: ил.
- Мей л ах B.C., Высочина Е. К. Новое в изучении художественного творчества. Проблемы коллективного подхода. М.: Знание, 1983.-64с.
- Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1982.-96с.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под. ред. Е. Д. Божович.- М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.- 448с. (Серия психология отечества)
- Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2007. — 272с. — (Профессиональное обучение).
- Морозкина Е.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма : на материале народного искусства Приамурья: автореферат дисс. к.п.н: М.: 2008.-28с.
- Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: «Иск-во». 1994.
- Мялкин A.B. Способности и потребности личности. М.: Мысль. 1983. — 264с., илл.
- Народное искусство РСФСР. Государственное издательство изобразительного искусства. Москва 1962.
- Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып.4. М.: Наука, 1991, — 168с.
- Народные художественные промыслы / Попова О. С., Королева Н. С., Чирков Д. А. и др. Под. общ. ред. О. С. Поповой. М.: Легкая и пищевая пром-ть, 1984, — 19 Сс.,
- Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб. пособие для худож. уч-щ / В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.- Под ред. В. Г. Смолицкого. М.: Высш. школа, 1982. — 216с., ил
- Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сборник статей Выпуск I- И. Москва 1997 год.
- Недосекина А.Г. Эстетическое и художественное освоение мира. Учебн. пособие. М.: «Прометей», 2005. — 350с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. — 344с., ил.
- Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Издательство «Советская Россия», 1983 г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Немов P.C. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений кн 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование элементами математической статистики. 4-е изд. — М.: гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2003. 640с.
- Новикова Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности. В кн. Художественное и научное творчество:/Под ред. Б.С. Нейлаха-Л., 1972.-С. 69
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин тов./
- A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. A.B. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-464с., ил.
- Овчарова Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: Автореф.. к.п.н. М., 2007. 18с.
- Огородников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: 1984. — 87с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287с.
- Основы декоративного искусства в школе. М., «Просвещение» 1981 г.
- Пальмина JI.H. Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства :На материале народных росписей по дереву: Дис.. к.п.н. -М., 2004−361с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 312с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.: ил.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: 1976.
- Прилуцкая E.H. Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву: Дис. к.п.н. Санкт-Петербург., 2008. 222с.
- Прищепа A.A. Психология художественного творчества: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 108с.
- Психологические очерки. 3-е изд. М., 1991.- 93с.
- ПучковаН.Н. Формирование художественно творческих потребностей студентов художественно — графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством (на примере вышивки): М., 2001.
- Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985. 192с., ил.
- Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII XIX вв. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1980. 190с.
- Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модуль обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. //Современные концепции одаренности и творчества Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.
- Решетников В.И. О некоторых показателях умственного развития учащихся. В кн. Новые исследования в педагогических науках. — 1976, N8, с. 126−132.
- Рогов А. П. Кладовая радости. Юному читателю о народном искусстве и его творцах. М., 1982.
- Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие Санкт Петербург, гос. пед. ун-т. СПб: Языковой центр LC, 1995.-270 с.
- Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Ростовцев H.H. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М.: «АГАР» 1998.
- Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. 463 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПб: Издательство
- Питер», 2000 712с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика» 1973, 424с.
- Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Искусство, 1969. — 296 е.: илл.
- Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников (5−11 кл.) на занятиях художественной керамикой: Дисс. к.п.н. МПГУ, М., 1998.
- Семёнова Т.Я. Народное искусство и его проблемы (очерки) Издательство «Советский художник» Москва 1977.
- Скаткин М.Е. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
- Скаткин М.Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: 1952.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Е: Просвещение, 1976. 160 с.
- Смирнов Л.А. Избранные психологические труды: В 2 х т. Т. I. — М.: Педагогика, 1987. — 172с., ил. — (Труды д. чл. и чл. — кор. АПН СССР)
- Смирнов Л.А. Психология запоминания. Изд во АПН РСФСР. 1948.
- Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приуралья: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-243 с.
- Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технологиянародных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304с., 16с. ил.: илл.
- Соколова Т.М. Орнамент-почерк эпохи. Л., 1972.
- Соколов М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников в процессе занятий факультатива по художественной обработке металла (эмалирование): Дисс.. к.п.н. М., 1993/4.
- Сокольников М.П., Б. Е. Иогансон: Жизнь и творчество. М.: Сов. художник, 1957. — 200 е.: ил., 20 л. ил.
- Способности и склонности: Комплексные исследования/Под ред. Э.А. Голубевой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.-200с.: ил.
- Способности. К 100 летию со дня рождения Б. М. Теплова. — Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997−392с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский- предисл. Т. В. Дорониной. М.: Вагриус, 2007.-448с.- ил.
- Талызина Е.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: ИЗД-ВО МГУ, 1975.-343 С.
- Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И. Я. Богуславская. Л: Художник РСФСР, 1981.-374 с,
- Теоретико методические вопросы формирования эстетического отношения к искусству./ Отв. ред. и сост. В. Г. Бутенко. Т.1. — М., АПН СССР, 1991.учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.:1. Прометей, 199.-582с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985, т.1, с. 230
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536с., ил.
- Ткачев В.Н. Источники развития творческих способностей. -М.: 2001.-87с.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. 413с: ил. (Серия «Живая классика»).
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: 1945.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности М.: Институт Практической Психологии, 1996. 512с.
- Философские проблемы науки и образования: Сборник научных статей / Отв. ред. В. В. Рябов, Н. П. Пищулин. М.: МГПУ, 2006. — 201 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. Идоп. М.: Республика, 2001. — 719с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1989.-С. 663.
- Формирование эстетического отношения к искусству: В 6-ти т. / Редкол.: И. А. Зязюн (председатель) и др. М., АПН СССР, 1991
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. 576с.
- Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JIM. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
- Художественно педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы всероссийской научно -практической конференции. Сборник статей — М.: «Век книги», 2002, — 460с.
- Художественное творчество / Ред. кол.: отв. ред. B.C. Мейлах. Л.: Наука, 1982.-284с.
- Цукерман B.C. Народная культура. С.: 1982.
- Чекалова А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства -М.: Изд-во Акад. художников СССР, 1962.-67 с.
- ЧумаринаВ.К. Развитие творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративной композиции художественная обработка металла, техника филиграни: Автореферат, к.п.н. Ростов на — Дону, 2007.- 18с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320с.: ил.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997 — 288с.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант//Развитие и диагностика способностей.Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991.С. 11.
- Шардаков М. Н. Очерки психологии учения. М.: Уч — педгиз, 1951.-200 с.
- Шварц Л.М. Сознание и навык. Советская педагогика. 1940. № 2.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: «Мысль» 1966.
- Шишкина В.А. Педагогическое содействие становлению педагога художника (теоретический аспект). Монография. М.: МГОПУ им. М. В. Шолохова, 2006. — 225с.
- Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Уч. Пособие для студ. пед. вузов. Москва, Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. 544с.
- Шорохов Е.В. Композиция. -М.: Просвещение, 1986.- 207с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. -Изд-во «Книгоспилка», 1926. 402 с.
- Шумилин Т.А. Проблемы теории творчества. М., 1989. — 141с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.- 351 с.
- Щукина Г. И. Педагогика школы. М., 1977. — С. 17
- Эстетика: Учебн. пособие / J1.T. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. И. Панченко, М. Ю. Русин. К.: Выща шк, 1991. — 302с.
- Эстетическое воспитание. / / Под ред. В. И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979.-384с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь, 1996−96с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: искусство, 1964. 88 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во «Флинта», 1997. — 256с.
- Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука, 1977.