Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионального самосознания студентов высших учебных заведений КНР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формированию профессионального самосознания китайских студентов способствует: совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использований технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов посредством формирования рефлексивных умений (умений анализировать собственную деятельность и личность, устанавливать зависимость результатов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы
  • Формирования профессионального самосознания китайских Студентов
    • 1. 1. Общая хараетеристика современного этапа развития высшего образования в Китае
    • 1. 2. Сущность, структура и функции профессионального самосознания и этапы его формирования
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Исследование проблем формирования профессионального самосознания в высшем образовании КНР
    • 2. 1. Выявление фаеторов переноса в высшее образование Китая российского опыта по формированию профессионального самосознания студентов
      • 2. 1. 1. Социально-экономическая ситуация в современных РФ и КНР
      • 2. 1. 2. Задачи совершенствования высшего образования в РФ и КНР
      • 2. 1. 3. Особенности национальной менталыюсти китайцев и россиян
    • 2. 2. Результаты эмпирического исследования формирования профессионального самосознания студентов РФ и КНР в условиях традиционного обучения
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Совершенствование системы формирования профессионального самосознания студентов высших учебных заведений КНР (на примере экономических специальностей)
    • 3. 1. Определение места самосознания в модели специалиста экономического профиля
    • 3. 2. Направления формирования профессионального самосознания студентов
    • 3. 3. Способы формирования профессионального самосознания студентов высших учебных заведений КНР экономического профиля
  • Выводы по главе 3

Формирование профессионального самосознания студентов высших учебных заведений КНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшим условием высокоэффективной работы образовательных систем является осознанное отношение субъектов учения к учебной деятельности. Задача его формирования особенно важна для профессионального образования, направленного на подготовку специалиста, владеющего системой профессионально значимых знаний, умений и навыков, осознающего себя подготовленным к выполнению профессиональной деятельности.

Однако исследования показывают, что будущая профессиональная деятельность является предметом анализа и оценки молодежи в большей степени на этапах выбора и окончания учебного заведения. В процессе обучения студенты преимущественно осознают себя субъектами учебной деятельности, а не формирующимися специалистами.

Современная социальная ситуация предъявляет молодым специалистам новые требования, которые можно объединить понятием «конкурентоспособность». Еще в период обучения студенты должны готовить себя к жестким условиям рынка труда, а задача вузов — обеспечить профессиональное становление специалиста. Главной составляющей этого процесса является активное качественное преобразование внутреннего мира личности: формирование профессиональных знаний и умений, профессионально важных качеств личности, профессионального самосознания.

Как показывает анализ исследований в области сравнительной педагогики, данная задача актуальна для профессиональных образовательных учреждений практически всех странах мира, в том числе КНР. В настоящее время в Китае происходят глобальные изменения не только в сфере экономики, но и в образовании. Коммунистической партией КНР приняты долгосрочные программы совершенствования общего и профессионального образования. Важнейшим направлением этих программ является ориентация на развитие профессионально важных качеств личности специалиста, для чего предполагается использовать передовой зарубежный опыт.

В течение длительного времени между Китаем и Россией, включая сферу образования, складывались традиции дружбы и сотрудничества. Выход экономики Китая на мировой рынок не привел к отказу от сложившихся отношений. Проблемы, возникающие в высшем образовании КНР, и цели его совершенствования во многом совпадают с проблемами и целями высшего образования России.

Проблема исследования. В основе диссертационного исследования лежит противоречие между требованиями общества (китайского и российского) формировать в процессе профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста с высшим образованием и реальным положением дел, которое характеризуется недостаточным вниманием в процессе обучения к сфере профессионального самосознания будущих специалистов.

В российской науке имеются фундаментальные исследования сущности и структуры профессионального самосознания (Е.А. Климов, А. К. Маркова, С. А. Подосинников, В.В. Столин), функций различных его компонентов (А.А. Деркач, А.Н. Иноземцева), этапов формирования профессионального самосознания (А.А. Бодалев, О.В. Москаленко). Педагогами и психологами (В.И. Андреев, Э. Ф. Зеер, Т. И. Каткова, О. В. Москаленко, Ю.П. Поваренков) проводились исследования по формированию профессионального самосознания в условия высшего учебного заведения и разрабатывались способы его формирования (Б.Б. Коссов, Н. Б. Крылова, Н. С. Пряжников, А. П. Ситников, М. В. Фатхулин, C.IO. Черноглазкин).

Вместе с тем в педагогической науке отсутствует целостное представление о способах формирования профессионального самосознания будущих специалистов, что очень важно для осознания российского опыта и определения направлений его переноса в китайскую систему образования.

Проблему исследования можно сформулировать в виде вопросов: каковы социальные, психологические и педагогические основания для использования российского опыта формирования профессионального самосознания в китайских вузах? какой российский опыт формирования профессионального самосознания студентов можно использовать в Китае?

Объект исследования: подготовка специалистов в высших учебных заведениях КНР.

Предмет исследования: формирование профессионального самосознания студентов в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений КНР.

Цель исследования: научно обосновать направления формирования профессионального самосознания студентов и разработать предложения по переносу опыта формирования профессионального самосознания студентов российских вузов в высшее образование Китая.

В диссертации нами было введено ограничение: процесс формирования профессионального самосознания рассматривается на примере студентов экономического профиля в связи с тем, что экономическое образования является одним из стремительно развивающихся и важных направлений в подготовке специалистов в современных условиях Китая и России.

Гипотеза исследования составляет совокупность предположений:

1. При традиционном обучении в системах высшего образовании РФ и КНР у студентов недостаточно формируются следующие структурные компоненты профессионального самосознания будущих экономистов: осведомленность об особенностях профессиональной деятельности и ее требованиях к личности исполнителяумения анализировать собственные личностные профессионально значимые качества и динамику этих качеств в процессе обучения;

2. Возможности переноса опыта российского высшего образования по формированию профессионального самосознания студентов в систему высшего образования КНР определяются исторически сложившимися связями систем образования России и Китая, особенностями социально-экономического развития и национальной ментальности;

3. Формирование профессионального самосознания китайских студентов будет более эффективным, если учебно-воспитательная работа высших учебных заведений будет осуществляться по следующим направлениям:

— совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использований технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов посредством формирования рефлексивных умений;

— усиление роли психологической составляющей в гуманитарной подготовке специалистов за счет введения профессионально ориентированных предметов, практических занятий с использованием диагностических и тренинговых методик;

— создание психологической службы вузов, ориентирующей свою деятельность на формирование профессионального самосознания студентов.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать особенности высшего образования в современной КНР;

2. Уточнить теоретические представления о сущности, структуре, функциях профессионального самосознания и этапах его формирования;

3. Выявить факторы, обусловливающие необходимость формирования профессионального самосознания китайских студентов и возможность использования в этих целях российского опыта;

4. Выявить недостатки формирования профессионального самосознания студентов российских и китайских вузов при традиционном обучении;

5. Определить место самосознания в модели специалиста экономического профиля;

6. Определить задачи и направления формирования профессионального самосознания студентов;

7. Разработать систему формирования профессионального самосознания студентов экономических вузов КНР.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция деятелыюстного подхода (Л.С. Выготский, C.JI. Рубинштейн, В. В. Давыдов и др.) — личностно ориентированный и контекстный подход к обучению (Е.В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. С. Якиманская и др.) — теории профессионального самосознания (А.А. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, О.В. Москаленко) — исследования по вопросам совершенствования профессионального образования (С.И. Архангельский, В. Ф. Бессараб, П.Ф.

Кубрушко, B.C. Леднев и др.) — этнопсихологические концепции (К.А. Абульханова-Славская, Л. П. Делюсин, В. Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко) — концепции сравнительной педагогики (Н.Е. Боревская, Лю Сяоянь, С.Л. Тихвинский).

Для решения поставленных задач и проверки предположений был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ методологической, психологической и педагогической литературыанализ государственных образовательных стандартов и учебных планов подготовки по экономическим специальностям РФ и КНРанкетирование и психологическое тестированиеколичественный и качественный анализ эмпирических данныхобобщение и систематизация научных положений и педагогического опыта.

База исследования. Эмпирическая часть исследования выполнялась на базе инженерно-экономического факультета МГАУ им. В. П. Горячкина и экономического факультета Университета Внутренней Монголии.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2001;2003) — теоретико-поисковый, включал изучение литературы по исследуемой проблеме и теоретическое обоснование аппарата исследования. Была определена тема и задачи исследования, сформулированы рабочие гипотезыпроведен анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике.

Второй этап (2002;2004) — эмпирический, включал разработку методики изучения недостаточно сформированных компонентов профессионального самосознания будущих экономистов, проведение исследований, анализ полученных результатов.

Третий этап (2005;2006) — обобщающий, включал обобщение и систематизацию материалов исследования, оформление текста диссертации.

Научная новизна результатов исследования. 1. Определена возможность использования российского опыта в формировании профессионального самосознания китайских студентов и выявлены социальные, педагогические и психологические основания для переноса этого опыта;

2. Уточнена структура и функции профессионального самосознания в контексте объекта, предмета и цели исследования;

3. Выявлены недостаточно формируемые в процессе традиционного обучения компоненты профессионального самосознания студентов (представления об особенностях профессиональной деятельности и ее требованиях к личности специалистаумения анализировать собственные профессионально важные качества личности и отслеживать динамику их формирования в процессе обучения);

4. Систематизирован российский опыт формирования профессионального самосознания студентов, ориентирующий учебно-воспитательную работу вуза по направлениям:

— совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использований технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов посредством формирования рефлексивных умений;

— усиление роли психологической составляющей в гуманитарной подготовке специалистов за счет введения профессионально ориентированных предметов, практических занятий с использованием диагностических и тренинговых методик;

— создание психологической службы вузов, ориентирующей свою деятельность на формирование профессионального самосознания студентов.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнены особенности формирования профессионального самосознания студентов, обусловленные несовпадением учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности специалистов;

2. Теоретически обоснованы социальные, педагогические и психологические факторы использования российского опыта формирования профессионального самосознания студентов в высшем образовании КНР, а также обоснованы направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах КНР, обеспечивающие эффективное формирование профессионального самосознания студентов.

Практическая значимость исследования. Разработаны предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях КНР, направленные на повышение эффективности формирования профессионального самосознания (для студентов экономических специальностей). Способы их реализации апробированы в условиях МГАУ и могут быть рекомендованы к использованию в системе высшего экономического образования КНР.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Российские и китайские студенты имеют одинаковые недостатки формирования профессионального самосознания в процессе традиционного обучения: они слабо представляют особенности деятельности и личности специалистане умеют анализировать собственные профессионально важные качества личности и отслеживать динамику их формирования в процессе обучения в вузе;

2. Использование опыта российского высшего образования по формированию профессионального самосознания студентов КНР целесообразно с учетом исторически сложившихся общих подходов в организации систем образования, особенностей социально-экономического развития и национальной менталыюсти;

3. Формированию профессионального самосознания китайских студентов способствует: совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использований технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов посредством формирования рефлексивных умений (умений анализировать собственную деятельность и личность, устанавливать зависимость результатов деятельности от личностных особенностей, адекватно оценивать собственную личность, выявлять изменения собственной личности и устанавливать их причины);

— усиление роли психологической составляющей в гуманитарной подготовке специалистов за счет введения профессионально ориентированных предметов («Психология профессиональной деятельности и личности специалиста»), практических занятий с использованием диагностических и тренинговых методик, помогающих студентам овладеть научными способами оценки личности и ее развития (или коррекции);

— создание психологической службы вузов, ориентирующей свою деятельность на формирование профессионального самосознания студентов: диагностика склонностей студентов позволяет индивидуализировать их профессиональную подготовку, наметить и реализовать программу коррекции и самосовершенствования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГАУ им. В. П. Горячкина. Диссертант выступал с докладами на международных научно-практических конференциях в МГАУ (2003, 2004, 2005 г. г.) и на экономическом факультете Университета Внутренней Монголии (2005 г).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в МГАУ им. В. П. Горячкина. Полученные результаты исследования использовались студентами инженерно-педагогического факультета при изучении дисциплин «Профессиональная психология» и «Профессиональная педагогика».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, соответствующей целям и задачамдостаточным объемом выборкисочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 204 наименования и приложений.

Выводы по третьей главе:

1. Для организации целенаправленного формирования профессионального самосознания студентов необходимо иметь представления об особенностях деятельности и личности профессионала. Эти представления лежат в основе модели общей и специфичной компетентности специалиста.

2. Разработанные модели специалистов экономического профиля (менеджеров, предпринимателей и работников экономического сервиса) должны стать основой для формирования когнитивного компонента профессионального самосознания студентов экономических вузов КНР.

3. Педагогическая система формирования профессионального самосознания студентов включает: постановку задачанализ и учет объективных и субъективных трудностей, которые препятствуют быстрому решению этих задачанализ внешних и внутренних факторов решения поставленных задачсоздание педагогических условий, облегчающих решение поставленных задачреализацию способов формирования профессионального самосознания студентов.

4. Способы формирования профессионального самосознания систематизированы по трем направлениям:

• совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе на основе использования технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов посредством формирования рефлексивных умений;

— усиление роли психологической составляющей в гуманитарной подготовке специалистов за счет введения профессионально ориентированных учебных предметов и практических занятий с использованием диагностических и тренинговых методик;

— создание психологической службы вуза, ориентирующей свою деятельность на формирование профессионального самосознание студентов.

5. Работа по каждому из этих направлений обеспечивает положительный эффект в формировании профессионального самосознания студентов, но оптимальный результат может быть получен только в результате реализации всех проанализированных направлений, поскольку только в этом случае будет обеспечено решение всех поставленных задач.

6. Конкретизация способов формирования профессионального самосознания студентов экономического профиля КНР дана с учетом специфических национальных особенностей системы высшего экономического образования КНР и китайской молодежи.

7. Для реализации предложенной системы формирования профессионального самосознания студентов в конкретном вузе необходимо создать структуру организационного управления, которая с учетом всех условий учебного заведения должна разработать уникальную программу формирования, координировать и контролировать усилия всех задействованных в ее осуществлении подструктур.

Заключение

.

1. Современное реформирование системы высшего профессионального образование КНР ориентировано, в частности, на всестороннее развитие личности будущего специалиста, на формирование его профессионально значимых качеств и профессионального самосознания.

2. Сформированное профессиональное самосознание (комплекс представлений о себе как о профессионале и система отношений к себе как к профессионалу) является необходимым условием профессионализма.

3. Ведущими компонентами в структуре профессионального самосознания являются когнитивный и аффективный, уровень сформированности которых определяет специфические проявления регулятивного компонента.

4. Эмпирическое исследование показало, что в процессе традиционного высшего обучения в КНР и РФ недостаточно формируются следующие составляющие когнитивного и аффективного компонентов профессионального самосознания студентов: представления об особенностях профессиональной деятельности и ее требованиях к личности специалистаоценка собственных склонностей и профессионально важных качеств личностиоценка динамики формирования профессионально важных качеств личности. Выявленные недостатки ложатся в основу задач формирования профессионального самосознания студентов.

5. Факторами, обеспечивающими возможность в высшем образований КНР использовать опыт РФ по формированию профессионального самосознания студентов, являются:

— сходство социально-экономической ситуации современных РФ и КНР;

— исторически сложившиеся связи систем образования России и Китая;

— сходство задач совершенствования их высшего образования;

— особенности национальной ментальности.

6. Анализ модели специалиста экономического профиля позволил выявить специфические особенности личности и деятельности менеджеров, предпринимателей и работников экономического сервиса. Данные особенности являются основой когнитивного компонента профессионального самосознания специалистов.

7″ Объективным препятствием для реализации задач формирования профессионального самосознания студентов является несовпадение учебной и профессиональной деятельности ни по мотивам, ни по содержанию. Причем традиционная учебная деятельность обладает рядом особенностей, затрудняющих формирование профессионального самосознания студентов.

8. Для реализации задач формирования профессионального самосознания студентов в рамках учебной деятельности необходимо в учебно-воспитательном процессе вуза организовать работу по следующим направлениям: использование технологий активного обучения, позволяющих актуализировать профессиональное самосознание студентов;

— усиление роли психологической составляющей в гуманитарной подготовке специалистов;

— создание психологической службы вузов, ориентирующей свою деятельность на формирование профессионального самосознания студентов;

9. Разработанная целостная система способов формирования профессионального самосознания позволяет для организации этого процесса в конкретном вузе КНР под руководством специально созданного органа в соответствии со специфическими условиями составить программу, представляющую собой уникальное сочетание апробированных способов воздействия на самосознание студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Проблемы подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности. Пенза, 1991. — 39 с.
  2. Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. — 368с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Мысль, 1973. — 299с. щ '
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.92−98.
  5. Абульханова-Славская КЛ. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  6. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.-234с.
  7. Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста 11 Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1984. -С.26−31
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 339с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.236 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. -Казань: КГУ, 1996. 567 с.
  11. В.И. Эвристики для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. ' -247 с.
  12. В.И. Саморазвитие менеджера // Народное образование. 1995. -№ 3.-С. 25−29.
  13. Г. М. Психология социального познания М.: Слово, 2000. -456с.
  14. И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. СПб: Питер, 1999.- 354с.
  15. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.- 416с.
  16. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 2. — С. 8−19.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367с.
  19. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование > миров. М.: Ин-т практ. псих., Воронеж: Модэк, 1996. — 767 с.
  20. Н.С. Формировние готовности будущих менеджерова кпрофессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2005. — 23 с.
  21. Е.В. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004.-24с,
  22. Л.П., Чирикова А. Е. Труд бизнесмена, что это такое // Человек и труд.- 1995. № 3. — С.15−21
  23. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. Киев: Рад. школа, 1985. — 256с.
  24. Батаршев А, В, Тестирование: основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1999. — 240с.
  25. С.В., Скорбилина Н. Б. Технологии создания личноетно-развивающих ситуаций в учебной деятельности // Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1993.-С, 152−157
  26. Я.М. Переход к рынку в Китае: общество, политика. М., 1999. — 25с.
  27. Р. Развития Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420с.
  28. Е.В. Исследование личностного смысла предпринимательской деятельности человека как субъекта рыночных отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. — 23с.
  29. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технологий обучающих систем. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304с.
  30. В.Ф. Теория и практика подготовки инженеров-педагогов в агротехническом вузе на основе взаимодействия психолого-педагогических и специальных дисциплин: Автореф. дис. докт. пед. наук. Челябинск, 1999. -35с.
  31. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циалковского, 2001. — 96с.
  32. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник Московского университета, серия 14, Психология. 1991. — № 3. -С.27−35.
  33. А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 187с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464с.
  35. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания II Педагогика. -1995. № 4. — С.29−37
  36. Т.Е. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999, -23с,
  37. Н.Е. Китайская модель образования в азиатском контексте // Педагогика. 1997. — № 3. — С.86−95
  38. А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 23с.
  39. Ван Гуахуа. Основные тенденции развития народного образования Китая после революции 1949 г.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 22с"
  40. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С.28−43
  41. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 172с.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 206с.
  43. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: Знание, 1986. — 275 с.
  44. В.И. Психологическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 187 с.
  45. О.С., Наумов А.И, Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарики, 1996.- 451с.
  46. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480с.
  47. Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: Автореф. дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2001. — 22с.
  48. Герасименко В А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989. — 101с.
  49. .Н. Моделирование профессиональной деятельности менеджера //Менеджер.- 1997.- № 5.- С.23−25
  50. В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта // Учен, записки ЛГУ, 1973, № 368, «Психология». Вып.5. — С. 101−106
  51. М.Р. Психологическое содержание личного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52
  52. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., МГУ. — 1988. -319с.
  53. Го Фучан, У Дэган. О реформе и развитии образования в КНР. Хэбэй: Педагогическое изд-во, 1996. — 439с. (на кит.яз.)
  54. Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Хабаровск, 2002. 22с.
  55. С.В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С.40−43
  56. Е.А. Особенности личностно ориентированного образования в подготовке специалиста-менеджера // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Сб. тез. докл. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.- С.84−85
  57. Гу Минь-юань. Размышление о всестороннем развитии личности // Педагогическая наука. 1996. — № 5. — С.27−30 (на кит. яз.)
  58. Гуманитарные науки и образование на рубеже веков: Мат. научн.-мет. конф. / Под. ред. А. Н. Мельникова. Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 150с.
  59. А.В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 19с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: анализ теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1996. — 97с.
  61. А.А. Красный дракон: Китай и Россия в 21 веке. М.: Алгоритм, 2002.-288с.
  62. Л.П. Китай: полвека две эпохи. — М., 2001. — 273с.
  63. А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования: Монография. М.: РАГС, 1998. — 148с.
  64. А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995. -208с.
  65. Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. Прага, 1978. -512с.
  66. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 367р.
  67. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-182с.
  68. Доблаев Л, П, К постановке проблемы оценивания- в психологии // Проблема оценивания в психологии. Саратов, 1984. — С.3−5
  69. П. Эффективный управляющий. М., 1994. — 345е.
  70. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.
  71. М.И., Кандыбович Л Л, Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 173с.
  72. Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программа MBA). М.: Книжный мир, 1998. -248с.
  73. Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. М.: Магистр, 1997.-215с.
  74. Зашшнский В, И, Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: Изд-во АСОПиР, 1995. — 155с.
  75. Закон об образовании КНР. Пекин, 1995. — 53с. (на кит. яз.)
  76. Замечание о реализации на практике «программы развития и реформы образования» // Сборник документов об образовании. Пекин: Пекинский педагогический ун-т, 1994. — С. 13−20 (на кит. яз.)
  77. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск, 1988. 258с.
  78. ИЛ. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 1999.-384с.
  79. В.В. Правда и ложь в российском самосознании // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. КЛ. Абульхановой, А. В, Брупщинского, М, И, Воловикрвой, М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-С.131−143
  80. Ю.Л. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. — с.183
  81. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991. -№ 4. — С.35−42
  82. Игнатова В. В, Орлова.С. Н. Педагогика духовно-творческого развитая личности: Монография. Красноярск: КГТА, 1996. — 213с.
  83. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.-С.5−21
  84. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002.-22с.
  85. Кан-Калик В.А. К разработке общего и профессионального развития личности специалиста в вузе // Формирование личности специалиста в вузе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. — С.5−13.
  86. JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. -1990. № 6. — С. 75−82.
  87. Т.И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -24с.
  88. В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995, — 176с.
  89. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1996. — 295с.
  90. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: Инст-т. практ. психологии, 1996.-400с.
  91. С.Г., Дунаевский JI.B. Новые предприниматели и старая культура // СОЦИС. 1993. — № 5. — С.31−38.
  92. Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.-22с.
  93. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1980. — 23с.
  94. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 52с.
  95. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  96. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та, Сер. 6, 1989. Вып.4, № 27. — С.23−31
  97. .Б. Психологическая поддержка и организация психологической службы в вузе / Науч. ред. А. П. Чернышов. М., 1994. — 44с.
  98. .Б. Психология личности: теория, диагностика, развитие. М.: Академический проект, 2000. — 215с.
  99. С.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. психол наук. Тверь, 2003. — 21с.
  100. В.В. Психология межкультурных различий. М., ПЕРСЭ, 2002. -416с.
  101. Ю.Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме. Минск: Высшая школа, 1998. — 195с.
  102. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. -М.: Мысль, 1992.-275с.
  103. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие.—М.: Высшая школа, 1990. 142с.
  104. В.Г. Этническая психология: Уч. пос. для вузов. М., Академия, 2002.-320с.
  105. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. — Волгоград: Перемена, 1998.— 106с.
  106. П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 2002.-33с.
  107. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Просвещение, 1984. — 275с.
  108. В.П. Развитие активности личности будущего специалиста. -Саранск, 1996.-296с.
  109. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд-во Ин-та практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-228с.
  110. Д.А., Щелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. 2001. — № 3. — с.57−66
  111. Ли Дэгуан. Усиление гуманитарного образования как фактор развития личности человека // Педагогические исследования. — 1999.—№ 2.—С. 12−14 (на кит. яз)<
  112. Ли Ланцин. Задачи базисного образования как основа повышения качественных уровня народа // Сборник материалов для изучения «развития различных качеств личности». Пекин: Пекинский педагогический ун-т, 1991. -С.22−28 (на кит яз.)
  113. Литвинова ЕЛО. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1992. 21с.
  114. Лю Сяоянь. Опьгт гуманитаризации общего образования в РФ в 90-е годы 20 века и возможности его использования в практике работы средней школы в КНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000, — 19 с,
  115. С.Ф. Менеджер за работой. М., 1989. — 141с.
  116. В.П. Основы экономической психологии. -М., 1992. 297с.
  117. Мао Цзе Дун. Избранные произведения. Пекин, 1977. — Т. 5. — 337с. (на кит. языке)
  118. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  119. А.К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996. 308с.
  120. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: ЯрГУ, 1996.-154с.
  121. Махмутов М. И Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М: Педагогика, 1996.-367с.
  122. Мацкевич JL Кому живется весело, вольготно на Руси // Предприниматель. № 1−2. — С.23−27
  123. T.JI. Структура и развитие профессионального самосознания: Автореф. дис. докт. псих. наук. М., 1999. — 32с.
  124. Э.А. Организация самообразования студентов экономического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Запорожье" 1998. — 18 с.
  125. А.И. Педагогический процесс как целостное явление: Учеб. пособ. — М: МОСУ, 1993. — 52 с.
  126. Е.М. Психологические особенности становления профессионального самосознания будущего менеджера в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. канд. пеихол. наук. Ставрополь, 2003. — 24с.
  127. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152с.
  128. О.В. Технология развития профессионального самосознания личности: Психолого-акмеологический практикум. Астрахань, АГПУ, 2000. -188с.
  129. О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1996. — 214с.
  130. О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. -324с.
  131. P.O. Психология: Учеб. для высш. пед. уч. завед: В 3 кн.: Кн. 2: Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -425с,
  132. Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. уч. завед: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512с.
  133. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Просвещение, 1989. — 165с.
  134. A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия// Alma mater. 1998. — № 1. — с 59−68.
  135. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, В. М. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 224с.
  136. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 216с.
  137. Е.М. Профессиональное становление педагога Л Профессиональное становление педагогических кадров / Науч. ред. Е. М. Павлютенков, В. М. Сизоев. Запорожье: ЗОИУВ. — 1997. — Вып. 5. — С.3−8.
  138. А.О. О специфике славянской цивилизации // Знамя. 1992. — № 9. -С.148−164.
  139. Ю.П. Профессиональное становление личности. Автореф. дис. докт. психол. наук. Ярославль, 1999. — 31с.
  140. С. А. Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Астрахань, 2003. — 22с.
  141. Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Анисимовой Н. П. Ярославль: ЯрГТ, 1991. — 236с.
  142. Программа развития и реформы образования КНР // Педагогическая газета. 1993. — 14 фев. (на кит. яз.)
  143. Профессиональная педагогика: Учебник для высш. пед. уч. завед. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  144. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М., 1997.-327с.
  145. Н.С., Пряжникова ЕЛО. Психология труда и человеческого достоинства. М.: ACT, 2001. — 454с.
  146. Психологический словарь. М.: Феникс, 1990. — 241с.
  147. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под. ред. А. И. Подольского. -М.: МГУ, 1991. 187с.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.- Педагогика, 1987.-238с.
  149. Развитие образование в Китае. Пекин: Пекин, педагогический университет, 1997. — 20с. (на кит. яз.)
  150. А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-288с.
  151. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб.: Питер, 1996.-38бс.
  152. Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. СПб: Питер, 2003. — 464с.
  153. Российская менталыюстъ: Материалы «круглого стола» И Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.50−74
  154. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал. -1995, т. 16. 6. с.31−42
  155. Рубинштейн CJI. Основы общей психологии М.: Педагогика, 1980. -485с.
  156. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ACT, 1996. — 244с.
  157. В.Ф. Психология самоопределения личности! Учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1986. — 141с.
  158. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994.5.-С.16−21
  159. Д.В. Формирование профессиональной рефлексии учащихся лицея по направлению «Менеджмент»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1999.-23с.
  160. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методики, практика. -М.:МГУ, 1996.-266с.
  161. Н.Б. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания предпринимателей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. -24с.
  162. В.Д. Основы предпринимательства. Брянск: БГПУ, 1996. -277с.
  163. Система гуманитаризации в высшей школе. М.: НИИВО, 1993. — 46с.
  164. Современная дидактика: Теория и практика / Под. ред. ИЛ. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд-во ин-та теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1994. 288с.
  165. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М: Педагогическое общество России, 1999.-430с.
  166. Сообщение о проведении реформы гуманитарного образования Госкомитета по делам образования // Сборник главных образовательных документов 1991—1997 гг. / Под ред. Хэ Дунчана. Хэнань.: Нэнаньское изд’во, 1998. -т.4. — 4194с. (на кит. яз)
  167. Т.Г. Этнопсихология: Уч-К"для вузов: М, Аспект Пресс, 2003. -367с.
  168. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 290с.
  169. В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. 3-е изд. М.: Мол. Гвардия, 1979. — 335с.
  170. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1996. 3. — С. 10−14.
  171. К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. -М.:МГУЛ994.-212с.
  172. Е.Н. Исследование мотивационных предпочтений субъекта профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. -23с.
  173. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР.-М, 1994.-196с.
  174. А. Путь дзен. Киев, 1993. — 234с.
  175. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., АКАЛИС, 1996. — 274с.
  176. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань, КГУ, 1990. — 150с.
  177. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  178. Фридман Л. М, Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.- Просвещение, 1985. -224с.
  179. Хэ Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае (1980-е 2000-е г.): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2004. — 22 с.
  180. Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. -23с.
  181. И.Р. Философские основания этики устойчивого развития Китая: Автореф. дис. кацц. филос. наук. Улан-Удэ, 2004. — 20с.
  182. С.В. Профессиональное управление конкурентоспособностью молодых специалистов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 2003. — 22с.
  183. С.Ю. Моделирование профессионального становления личности учащихся ПТУ в самостоятельной учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 22с.
  184. И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.- Наука, 1977.-144с.
  185. Чи Эньлянь, Цюи Хэйчан. Основные идеи и практические воплощения реформы образования в Китае и за рубежом. Пекин: Пекинский пед. ун-т, 1996. 395с. (на кит. яз.)
  186. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2. — С.21−29.
  187. Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: Педагогика, 1995. -224с.
  188. Чэн Чжихуа. Становление рынка труда в Китае: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2004.-21с.
  189. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.-207с.
  190. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. М.: Логос, 1996. — 320с.
  191. Г. П. Очерки философии образования. М.: Эксперимент, 1993.- 154с.
  192. Я.Л. Динамика ценностных ориентаций работников // Общество и экономика. 1994. -№ 1. С.21−29
  193. Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой СПб: Питер, 2000. -512с.
  194. Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге великого освобождения»: О психологии восточных религий и философий. М., 1994. -СЛ01−122
  195. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе 11 Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С.50−56
  196. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 198с.
  197. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. -Л.: ЛГУ, 1988.-160с.
  198. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Логос, 1994. 153с.
  199. Ян Дэгуан. Усиление гуманитарного образования как фактор развития личности человека // Педагогические исследования. 1999. — № 2. — С.31−39 (на кит. яз.),
  200. Ян Цзянь. О реформировании системы вступительного экзамена // Народное образование. 1985. — № 3. — С.6−10 (на кит. яз)
  201. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1986.- 135с.
Заполнить форму текущей работой