Разработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке
![Диссертация: Разработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке](https://westud.ru/work/2887471/cover.png)
Диссертация
Преимущественная ориентация национальных дактильных алфавитов на уподобление дактилем графемам для армянского языка оказалась неприемлемой. Избранный нами подход при разработке второго варианта алфавита с учетом фонетической системы армянского языка явился более плодотворным, поскольку позволил наряду с более строгим соблюдением требований к его т.н. внешней стороне (в равной мере относящихся… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ДАКТИЛОЛОГИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРОДСТВО И ГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
- 1. 1. Дактилология в системе специального обучения детей с недостатками слуха
- 1. 2. Цели, задачи и методы исследования
- 1. 3. Принципы структурного оформления дактильных алфавитов
- 1. 3. 1. Одноручные дактильные алфавиты
- 1. 3. 2. Двуручные дактильные алфавиты и артикуляционные знаки
- 1. 4. Сравнительный анализ структуры одноручных дактильных алфавитов
- Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВОМ И ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОГО АРМЯНСКОГО ЯЗЫКА
- Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ АРМЯНСКОГО ДАК
- ТШШНОГО АЛФАВИТА
- 3. 1. Разработка дактильного алфавита применительно к графической системе армянского языка
- 3. 1. 1. Данные апробации первого варианта алфавита
- 3. 2. Разработка армянского дактильного алфавита на комбинированной основе. III
- 3. 2. 1. Данные апробации второго варианта алфавита
- 3. 1. Разработка дактильного алфавита применительно к графической системе армянского языка
Список литературы
- Маркс К. и Энгельс Ф. Подготовительные работы для «Святогосемейства». Соч., т. З, М.-Л., Госиздат, 1929.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Соч., т.20,изд.4. М., Госполитиздат, 1948.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.
- Андропов Ю.В. Речь на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС.- Политическое самообразование, 1983, № 7.
- Аветисян Э.Г. Природа лингвистического языка. Ереван, 1968.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьмичтением и письмом. Известия АПН РСФСР. М., 1955, вып. 70, с.104−149.
- Ананьев Б.Г. Некоторые психологические вопросы букварногопериода обучения грамоте. В кн.: Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960, с.370−398.
- Абрамян А. Фонемы современного армянского языка. Ереван, 1962.
- Архангельский В.А., Введенская Л. А. О названиях букв русского алфавита. Русский язык в школе, 1961, № 4, с.19−25.
- Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., Просвещение, 1982, 112 с.
- Бельтюков В.И. Чтение с губ фонетических элементов речи.
- М., Просвещение, 1967, 149 с.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.
- Бельтюков В.И., Маркина Е. А. Распознавание звуков речи, преобразованных в оптические символы. Дефектология, 1969, № 2, с.68−75.
- Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому письму.1. М., 1939, с.91−108.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка, 1. М., 1977.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., изд. АПН РСФСР, 1963, 336 с.
- Боскис P.M. Теоретическое обоснование специального обучения языку. В кн.: Основы специального обучения слабослышащих детей. (Под ред. Р. М. Боскис. М., Просвещение, 1968, с.27−66.
- Боскис P.M. Американские сурдопедагоги о дактилологии.
- Дефектология, 1970, № I, с.63−69.
- Боскис P.M., Коровин К. Г. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи. Известия АПН РСФСР, вып.62, 1954, с.9−35.
- Будагов P.A. Введение в науку о языке. М., Учпедгиз, 1958, с. 180−186.
- Васильев И.А. Киношрифт. Л., изд.Отофонетич.ин-та, 1933.
- Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. М., Просвещение, 1974. 144 с.
- Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка.
- М., Изд. АПН РСФСР, 1954. 132 с.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. Обобщенный доклад по опубликованным работам автора. М., МГ11И им. В. И. Ленина, 1972, 57 с.
- Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973. 175 с.
- Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи. Собр.соч., т. З, М., Педагогика, 1983, с.177−200.
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. В кн.: Избранныеработы по орфографии и фонетике. Л., Изд. АПН РСФСР, 1963, с.30−42.
- Георгиев В. Происхождение алфавита. Вопросы языкознания, 1952, В 6. f
- Гёйльман И.Ф. Сборник упражнений и текстов для переводапосредством ручной азбуки и речевых жестов глухонемых. М., КОИЗ, 1956, 85 с.
- Гейльман И.Ф. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых.1. М., КОИЗ, 1957, 596 с.
- Геранкина А.Г. Практикум по дактильной речи. М., 1972.- 63 с.
- Геранкина А.Г. Использование дактильной речи глухими учащимися 1-П классов. В кн.: Вопросы сурдопедагогики. Сборник трудов. М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1976, с.68−76.
- Гиляревский P.C., Гривин B.C. Определитель языков мира пописьменностям. М., Изд. Восточной лит-ры, 1961, — 304 с.
- Гурьянов Е.В. и Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. М., Учпедгиз, 1952, — 176 с.
- Данюшевский И.И. Принципы обучения и воспитания глухонемыхдетей. В сб.: Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей (тезисы докладов). М., Наркомпрос РСФСР, 1938.
- Данюшевский И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах. М., Изд. АПН РСФСР, 1954, — 160 с.
- Донская Н.Ю., Комаров К. В. Организация, планирование и виды работы по обучению грамоте во 2-м отделении школы для слабослышащих детей. Дефектология, 1982, В 4, с.26−34.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.,
- Изд.АПН РСФСР, 1957, 348 с.
- Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., Изд. АПН1. РСФСР, 1961, 247 с.
- Дьячков А.И., Доброва А. Д. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. М., Учпедгиз, 1949, 392 с.
- Дьячков А.И., Комаров К. В. История сурдопедагогики. М., 1. МГЗПИ, 1959, III с.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., Изд.1. АПН РСФСР, 264 с.
- Енько П.Д. Методика обучения глухонемых речи. ч.1, СПБ, 1907, ч. П, 1912.
- Еськова Н.А. Звуки и буквы. Русская речь, 1967, № 4.
- Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевогоанализатора в его взаимодействии со слуховым. Известия АПН РСФСР, вып.81, 1956.
- Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М., Просвещение, 1965 349 с.
- Журавлев В.К. Письмо и его происхождение. Русская речь, 1973, № 3.
- Журомский Е. Что лучше, мимика или дактилология. Вестникпопечительства о глухонемых. СПБ, 1903, № 9.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I—.УХ классы 2-го отделения). М., Педагогика, 1976 240 с.
- Зикеев А.Г. Поиски оптимальных путей корригирующего обучения глухих детей в советской дефектологии. Дефектология, 1979, № 6, с.34−38.
- Зыков С.А. О системе обучения глухонемых детей языку. Известия АПН РСФСР, вып.77, 1956, с.3−25.
- Зыков С.А. Основы формирования словесного общения. В кн.:
- Обучение и воспитание глухих. М., Учпедгиз, 1959, с.61−77.
- Зыков С.А. Устная, письменная и дактильная формы речи в первоначальном обучении глухонемых детей. Известия АПН РСФСР, вып.104, 1959, с.75−121.
- Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М., Изд. АПН РСФСР, 1961 360 с.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., Просвещение, 1977 200 с.
- Зыкова В.И. Исследование восприятия печатных шрифтов слабовидящими детьми. Л., Изд. ЛГУ, 1938.
- Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., Просвещение, 1976, с.5−11, 41−131.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки (863−1963). М., 1963.
- Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
- Коломыткина И.В. Экспериментальное исследование процессасписывания текста младшими умственно отсталыми школьниками. Дефектология, 1977, № 6, с.30−35.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
- Комаров К.В. Задачи, принципы и приемы обучения грамотеучащихся 2-го отделения школы для слабослышащих детей. Дефектология, 1982, № 3, с.33−41.
- Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте. М., Просвещение, 1983 104 с.
- Кондратов А. Звуки и знаки. М., Знание, 1966.
- Коровин К.Г. К вопросу обучения грамоте и орфографии в школе слабослышащих. Известия АПН РСФСР, вып. II7, 1961, с.17−23.
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специальногообучения слабослышащих детей языку. М., Педагогика, 256 с.
- Корсунекая Б.Д. О путях формирования речи у глухонемого дошкольника. Известия АПН РСФСР, вып.77, 1956, с.154−188.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., Изд.1. АПН РСФСР, 1960 168 с.
- Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.
- М., Просвещение, 1969 296 с.
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М., Педагогика, 1970 190 с.
- Корсунская Б.Д. Использование дактильной формы речи при обучении и воспитании глухого ребенка в семье. Дефектология, 1970, № 6, с.21−29.
- Кочергина В.А. Краткий очерк истории письма. М., Изд. МГУ, 1955 40 с.
- Красновский A.A. Из истории методов обучения глухонемых.
- Известия АПН РСФСР, вып.9, 1947.
- Кузьмичева Е.П. Обучение глухих детей грамоте в условияхформирования речи на дактильной основе. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1966.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у школьников. М., Изд. АПН РСФСР, 1959.
- Лоукотка Ч. Развитие письма. М., 1950.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд. АПН1. РСФСР, 1950 84 с.
- Макарова Р.В. Нужна ли латинизация? Русская речь, 1969,4, с.123−124.
- Марциновская E.H. Темп устной и дактильной речи у глухихдетей. Специальная школа, i960, 5(99), с.50−57.
- Марциновская E.H. Взаимодействие артикуляционных и пальцевыхкинестезии у глухих детей. Вопросы психологии, 1962, № I, с.101−112.
- Марциновская E.H. О дактильной речи. Дефектология, 1969,5, с.19−26.
- Марциновская E.H. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь сустной и письменной речью. В кн.: Психология глухих детей. Под ред.И. М. Соловьева и др. М., Педагогика, 1971, с.248−254.
- Мелкумян Р.Л. Особенности русского языка в сравнении с армянским. Ереван, 19 41.
- Методика обучения глухих устной речи. Под ред.Ф. Ф. Рау. М., 1. Просвещение, 1976 279 с.
- Моисеев А.И. Буквы и звуки. М., Просвещение, 1969.
- Моисеев А.И. Алфавит, графика и орфография. Русский языкв школе, 1970, $ 4.
- Морева H.A. Усвоение слов глухим ребенком 3−4 лет в зависимости от способа их предъявления. В кн.: Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. Под ред. Б. Д. Корсунской. в.1. М., Изд. АПН РСФСР, 1962, с.38−48.
- Морева H.A. Особенности глухих дошкольников разного возраста в овладении речью. Автореф.дисс.. канд.пед. наук. М., 1964.
- Назарова Л.К. 0 роли речевых кинестезий в письме. Советская педагогика, 1952, № 6, с.37−51.
- Новикова Л.А. Электрофизиологическое исследование речевыхкинестезий. Вопросы психологии, 1955, $ 5.
- Новикова Ю.В. Психологические основы процесса чтения у обучающихся читать. М., 1973.
- Носкова Л.П. Проблемы обучения глухих дошкольников чтению.- Дефектология, 1983, № 4, с.59−63.
- Обучение и воспитание глухих. Состав.А. И. Дьячков и др. М., 1. Учпедгиз, 1959 436 с.
- Обучение и воспитание глухих детей. Под ред.С. А. Зыкова и др.
- М., Изд. АПН РСФСР, 1963 264 с.
- Основы обучения и воспитания аномальных детей. Под ред. А.И.
- Дьячкова и др. М., Просвещение, 1965 343 с.
- Основы специального обучения слабослышащих детей. Под ред.
- Р.М.Боскис. М., Просвещение, 1968 312 с.
- Панов E.H. Знаки, символы, языки, М., Знание, 1980 192 с.
- Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., Наука, 1964.
- Паткапов К.П. Исследование о составе армянского языка.1. СПБ, 1864.
- Пешковский А.И. Десять тысяч звуков. В кн.: Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л.-М., Госиздат, 1925, с.167−191.
- Программы школы для слабослышащих и позднооглохших детей.
- Сб.1., М., Просвещение, 1974.
- Психология глухих детей. Под ред.И. М. Соловьева и др. М., 1. Педагогика, 1971 448 с.
- Pay Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., Изд. АПН1. РСФСР, I960, 232 с.
- Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973 302 с.
- Редозубов С.П. Обучение грамоте. М., 1955.
- Реформатский A.A. Введение в языковедение. М., Учпедгиз, 1947 176 с.
- Сборник программ для школ глухих. ч.1. М., Просвещение, 1972, 272 с.
- Слезина Н.Ф. О временном использовании сокращенной’системы фонем при первоначальном обучении глухонемых детей устной речи и грамоте. Известия АПН РСФСР, вып.62, 1954, с.59−89.
- НО. Соколов А. Н. О речевых механизмах умственной деятельности. Известия АПН РСФСР, вып.81, 1956.
- Соколов А.Н. Электрофизиологические исследования механизмов умственной деятельности. Доклады АПН РСФСР, вып. I, 1957, с.93−98.
- Соколянский И.А. О пальцевой речи. В кн.: Обучение и воспитание глухих. М., Учпедгиз, 1959, с.93−98.
- Суперанская A.B. Международный алфавит и международнаятранскрипция. Вопросы языкознания, 1958, № 4, с.78−85.
- Тер-Матевосян А. Краткий сравнительный обзор структурныхособенностей русского и армянского языков. Баку, 1939.
- Титова М.Ф. Усвоение глухими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи. М., Изд. АПН РСФСР, 1963 100 с.
- Туманян З.Г. Еще раз о Месропе Маштоце создателе армянского алфавита. Известия АПН СССР, т. ХХУП, вып.5, 1968.118 119 120 121 122 123 720 132 847 692 896 412 037 545 984
- Туманян Э.Г. Древнеармянский язык. М., 1971.
- Успенский Л.В. Закон буквы. М., Молодая гвардия, 1973.
- Флери В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к ихсостоянию и способам образования, самым свойственным их природе. СПБ, 1835.
- Цукерман И.В. Скорость восприятия различных форм речевой информации в норме и при нарушении слуха или зрения. Дефектология, 1969, № 3, с.23−29.
- Членов Е.В. Глухонемые и их обучение в Западной Европе и в России. М., 1897.
- Шапиро A.B. Русское правописание. М., 1951 200 с.
- Щерба Л.В. Фонетика. В кн.: Избранные работы по языкознанию и фонетике. T.I. I., Изд. ЛТУ, 1958, с.162−170.
- Щерба JI.B. Фонетика как лингвистическая наука. В кн.: Языковая система и речевая деятельность. Л., Наука, 1974, с.150−152.
- Янко-Триницкая H.A. Имена букв. Русский язык в национальной школе, 1971, № 4.
- Абрамян А.Г. 2-u, Jng qbP ^ qpinL|3jnL^:
- Абрамян А.Г. Армянское письмо и письменность. Ереван, 1973./
- Агаян К. ¿-.шйкшЦш'1' ^?jnLMbp|i iluiujili:
- Агаян К. О фонеме армянского языка. Тбилиси, 1874./
- Варданян А.У. Ipuloul’ulUinL?jUi'u шЬишЦш’й IjiiJghpp:
- Варданян А.У. Теоретические основы обучения письменности. Ереван, 1970./
- Минасян A.M. ?u"mnLll ^шЪЦш^шрйшЦшЪ ilingji quipquignLiip ?.uijuiuimu1. Ъпц1:
- Минасян A.M. Развитие специальной педагогической мысли в Армении. Советакан манкаварж, 1970, № 10./
- Тер-Григорян A. fenugji quipquigJiu^j ii b? nqjilliu:
- Тер-Григорян А. Методика развития речи. Ереван, 1974./
- Breitsprecher A. Daktilologie im Kindergarten. Die Sonderschule, <1965, ^ s. 235−241.
- Diringer D. The Alphabet A. key of the history of mankind. London. 2 ed-, 199
- Metze E. Daktilologie und Lautsprache. Die Sonderschule, 1964 № 2, 5.68−70.
- Lindner G. Die Effektivtat der Kommunikationsmittel bei der Sprachanb ildung Gehorloser.
- Nova acta Leopoldina N.?. 54 Nr. 245, s.695−700 (1981).
- Lindner G. Grundlagen der padagogischen Audologie. Berlin, VEB Verlag Volk und Gesuniheit, ''981. s.68−87.
- Schulte К. u. a Akusto-vib ra torische Kommunikationshilfe Kettwig/Ruhr. 1969.
- Srom F. Spachunterricht und Daktilologie- Die Sonderschule- I965. № 2, s.84−88.140.
- Theiner Ch.u.a. Zur Theorie und Praxis aer Erziehung und Bildung Geschadigter in sozialistischen Landern. Berlin, VEB Verlag Volk und Gesundheit. 1981'. s.237
- Websters" International dictionary of english language. 1901.
- Образцы ?актильныхалфавит?в взяты из следующих источников
- Французский (В.И.Флери. Глухонемые. СПБ, 1835).
- Английский (одноручный) и двуручный (v7ebsters. International dictionory of the english language. 190*0
- Эстонский, литовский, латвийский, ладонный (А.Г.Геранкина. Практикум по дактильной речи. М., 1972).
- Русский а) образца 1835 г. (В.И.Флери. Глухонемые. СПБ, 1835): б) образца 1890 г. (А.И.Дьячков, А. Д. Доброва. Хрестоматия по истории. М., 1949): в) образца 1952 г. (БСЭ, т. П, с.304).
- Польский, румынский корреспондентский обмен.
- Дактильный алфавит для слепоглухонемых (Дефектологический словарь. М., 1970, с.368).
- Международный дактильный алфавит (В едином строю, 1974, 19).
- Артикуляционные знаки (Schulte К.и.а Akusto-vibratorische KommunicatioDshilfe i^ttwig/auhr,