Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика в развитии лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирующий этап эксперимента показал, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей с ОНР исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является эффективным методом формирования речи дошкольников, в частности развития умения правильного употребления лексико-грамматических конструкций, методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному… Читать ещё >

Динамика в развитии лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты формирующего этапа эксперимента, позволили нам сформулировать цель и задачи контрольного этапа.

Цель эксперимента: выявить динамику в развитии лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи контрольного этапа эксперимента:

  • 1. Проведение повторного диагностического обследования дошкольников с ОНР.
  • 2. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
  • 3. Формулирование выводов по итогам обследования дошкольников с ОНР.

Повторное обследование дошкольников мы начали с выявления уровня употребления структурных агграмматизмов. При повторении предложений 20% дошкольников не испытывали затруднений (Маша Д., Кира П., Рита Е., Ваня С., Тимур П, Дима К.). С составлением простой модели предложений по картинкам справились 30% испытуемых (Маша Д., Тимур П). Особую сложность дошкольники испытывали при верификации предложений, дополнения предложений предлогами, завершении союзного предложения словосочетаниями, составлении сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов (50% дошкольников).

Вторая серия заданий была направлена на выявление морфемных аграмматизмов. Дошкольникам предлагали составить предложения с использованием существительных в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложных падежах, употребить единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо, для обозначения места, лица, объекта к которому направлено движение, места движения (20% детей справились с предложенными заданиями на высоком уровне, 40% на среднем, и 40% на низком уровне).

Третья серия заданий направлена на выявление у дошкольников умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже. Данная серия заданий также вызвала у детей определенные сложности, например, дошкольники могли сказать, красивое рука, длинное ветка, розовое карман и т. п., 40% детей частично смогли выполнить задания диагностического обследования (Валя С., Тимур П., Маша Д., Кира П.), 40% детей испытывали затруднения, и лишь 20% справились с заданием на высоком уровне.

При выполнении четвертой серии заданий у дошкольников выявлялось умение согласовывать глаголы с именем существительным и местоимением. Дошкольники выполняли задания связанные с изменением глаголов в прошедшем времени по родам, изменением числа глагола, согласованием глагола и местоимения в настоящем времени, согласовании имени существительного с притяжательным местоимением, составлением словосочетаний и предложений, 10% детей — на высоком уровне, 50% детей частично смогли выполнить задания диагностического обследования (Рита Е., Валя С., Ариша П., Паша И., Таня С.), 40% - на низком уровне.

При выполнении пятой серии заданий у дошкольников выявлялось умение согласовывать имя существительное и числительное в именительном и родительном падежах. Анализ данных обследования показал, что 20% справились с заданием на высоком уровне, 40% детей частично смогли выполнить задания диагностического обследования (Валя С., Тимур П.), 40% детей справились с заданием на низком уровне.

Таким образом, диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что у дошкольников существенно изменился уровень сформированных лексико-грамматических конструкций, дети узнали много новых слов, научились их правильно употреблять в речи, согласовывать с различными частями речи, устанавливать причинно-следственные связи.

Выводы по третьей главе

  • 1. Формирующий этап эксперимента показал, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей с ОНР исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является эффективным методом формирования речи дошкольников, в частности развития умения правильного употребления лексико-грамматических конструкций, методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
  • 2. Контрольный этап эксперимент показ динамику в развитии лексико-грамматических конструкций дошкольников с ОНР, у дошкольников, обозначенная цель, задачи были выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой