Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нестандартные уроки в психологическом образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке как традиционного, так и нестандартного урока необходимо помнить, что урок — центральная, но не единственная форма классно-урочной системы обучения. Он должен органично продолжаться и дополняться другими формами организации различных видов деятельности учащихся, из которых в школе наиболее распространены консультации, домашняя работа, факультативы, праздники, олимпиады… Читать ещё >

Нестандартные уроки в психологическом образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что Вы понимаете под нестандартным уроком? Какие нестандартные уроки проводились в вашей школе?

Несмотря на широкое распространение, классно-урочная система обучения имеет такие недостатки, как уравнительный подход к учащимся, ориентированность на среднего ученика, невозможность полного учета и развития индивидуальности, стандартное построение урока. Педагогическое совершенствование процесса обучения привело к появлению различных технологических структур занятий, а также нестандартных уроков.

Так, например, А. В. Хуторской приводит семь разнообразных технологических структур занятий, из которых в отношении психологического образования наиболее интересна структура, основанная на групповой работе [96]. В рамках такой структуры тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например, теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя.

В настоящее время насчитывается несколько десятков типов уроков, противопоставляемых традиционным и называемых не совсем обычными, нестандартными, нетрадиционными или творческими. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее гибкую и разнообразную структуру, а также сводящее к минимуму репродуктивную деятельность ученика. Как правило, такие уроки строятся на отношениях взаимопонимания с учениками, требуют отказа от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении, предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную творческую деятельность. В таких уроках решаются многие дидактические проблемы: реализации воспитательного и развивающего потенциала учебного процесса, мотивации учения, связи теоретических знаний с практикой, активности учащихся и прочности результатов обучения [46; 47; 96].

Для удобства выбора педагогом вида нестандартного урока учеными предлагаются различные основания классификации таких уроков. Так, С. В. Кульневич и Т. П. Лакоценина с опорой на специфику внутренней организации урока выделяют следующие типы не совсем обычных уроков:

  • — уроки с измененными способами организации: защита идей, урок вдвоем, урок-встреча и др.;
  • — уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-выставка, урок изобретательства, урок фантастического проекта и др.;
  • — уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: заочная экскурсия, путешествие в будущее (прошлое) и др.;
  • — уроки с игровой состязательной основой: урок-кроссворд, урок-деловая игра, «что? где? когда?», урок-викторина и др.;
  • — уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, ученическая конференция и др.

Как Вы считаете, все ли приведенные уроки можно и нужно реализовать в психологическом образовании?

Сточки зрения выбора формы урока, соответствующей педагогической задаче, заслуживает особого внимания разработка А. В. Хуторским типологии творческих уроков. Под творческим уроком автором понимается урок, ориентированный не на репродуктивную, а на творческую деятельность учащихся, на создание собственного образовательного продукта. Приводимые автором виды или элементы творческих уроков [96] могут быть использованы и в психологическом образовании.

Уроки когнитивного типа: урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок конструирования правил и др.

Уроки креативного типа: урок составления и решения задач, урок-фантазия, урок художественного (социального, культурного) творчества, урок символотворчества, урок — эвристическая ситуация, деловая игра, ролевая игра, урокнаоборот (ученик в роли учителя), урок в школе будущего, урок защиты творческих работ, урок-олимпиада.

Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания, урок нормотворчества, урок разработки индивидуальных образовательных программ, урок-консультация (взаимоконсультация), урок самооценок (взаимооценок), урок-рефлексия и др.

Уроки коммуникативного типа: урок рецензирования, урок-выставка, урокконференция, урок-соревнование, урок-круглый стол и др.

В контексте реализации целей и содержания психологического образования среди нестандартных уроков можно выделить:

  • — уроки в форме публичного общения (пресс-конференция, дискуссия, защиты творческих работ, «круглый стол») целесообразны на этапах введения новых знаний, закрепления знаний и выработки умений и навыков, обобщающего повторения, их особая роль — развитие коммуникативных умений;
  • — креативные уроки (творческой работы, урок-сказка, фантастический проект) предназначены для развития творческого потенциала учеников, предоставления возможности реализовать себя в учебном процессе; могут проводиться на всех ступенях образования, в рамках любой темы как вводно-мотивационный или обобщающий урок;
  • — уроки-тренинги предназначены для интенсивного накопления и рефлексии психологического опыта, выработки умений саморегуляции, социально-психологических умений;
  • — диалогические уроки предполагают рассмотрение вопросов, особо значимых для учеников, обращенных к их ценностно-смысловой сфере, и предназначены для актуализации, рефлексии и развития опыта «быть личностью»;

Диалогический урок — это не столько измененное по сравнению с традиционным содержание, сколько иное отношение педагога и учеников к рассматриваемым вопросам и друг к другу (подробнее см. параграф 5.1). С. В. Белова приводит следующее сравнение характеристик традиционного («монологического») и диалогического урока.

Сравнительная характеристика традиционного и диалогического уроков (по С. В. Беловой [7, с. 88]).

Таблица 4.6

Традиционный урок.

Диалогический урок.

Цели скрыты от учеников.

Открытость целевых установок.

Цели ставятся учителем и без учета личностной проблематики детей.

Цели учитывают личностное бытие учеников: их систему выбора, самооценки, рефлексивность, смыслотворчество…

Окончание табл. 4.6

Традиционный урок.

Диалогический урок.

Отсекается все, что «мешает» теме и структуре урока.

Все, что возникает «здесь и теперь», имеет место быть.

Содержанием урока является предметная информация.

Содержанием урока является личностный опыт (переживаний, оценок, отношений) и опыт взаимодействия с Другим.

Деятельность детей оценивается категориями «правильно-неправильно», «хорошо-плохо».

Исчезновение оценочного аспекта в его привычном понимании. Факт оценки переводится в плоскость «внутреннего права» личности.

Учитель и ученик находятся в функциональных, ролевых отношениях.

Учитель и ученик находятся в ценностносмысловом равенстве, могут меняться ролями.

  • — уроки-встречи, целесообразны для решения задач введения в тему, закрепления знаний и формирования отношений в рамках тем «личность», «мир профессий» и др.;
  • — уроки в форме соревнований и игр могут организовываться в рамках любой темы, на любом этапе ее освоения, для решения задач повышения мотивации и активизации учения школьников (об игровых методах см. параграф 5.2);
  • — уроки, комбинированные с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-лекция, урок-семинар) используются преимущественно на старшей ступени школы, как подготовка к переходу на лекционно-семинарскую систему обучения.

Будет ли определенный нестандартный урок (например, уроксказка) иметь инвариантную структуру в разных темах психологического образования, на разных ступенях обучения, у разных педагогов, проектирующих такой урок?

Проектирование нестандартного урока — сложная творческая задача, которая не решается эффективно «по указанию сверху» или при необходимости решить проблемы взаимодействия с учащимися, возникающие на традиционном уроке, с помощью иной его организации. Нестандартные уроки предполагают большую свободу учащихся, а значит требуют большего опыта педагога. Как правило, к проведению таких уроков рекомендуется приступать, когда педагогу удаются традиционные уроки и им выработан недирективный стиль педагогического общения.

Нестандартные уроки требуют особой подготовительной работы педагога и, зачастую, учащихся. Перед разработкой плана урока педагогу рекомендуется [7; 96]:

— определить замысел и место урока в рамках темы, соотнести его смысл с главными целями по изучаемому курсу;

  • — актуализировать в сознании творческий потенциал учащихся, жизненный опыт и интересы учеников в данной области;
  • — выработать собственное личностное отношение к теме, отыскать проблемы, интересные для самого учителя, личностные «точки соприкосновения» с материалом предмета;
  • — предусмотреть запланированные и импровизационные аспекты урока.

В дальнейшем такой урок разрабатывается аналогично традиционному. Возможно, следует лишь более тщательно предусмотреть различные варианты развития событий на уроке.

При разработке как традиционного, так и нестандартного урока необходимо помнить, что урок — центральная, но не единственная форма классно-урочной системы обучения. Он должен органично продолжаться и дополняться другими формами организации различных видов деятельности учащихся, из которых в школе наиболее распространены консультации, домашняя работа, факультативы, праздники, олимпиады (см. параграф 4.6).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой